Генплан-обман или генплан-утопия?

Мост через Калининградский залив, девять подземных переходов, виадуки, развязки, шесть мостов через Преголю и другие фантазии разработчиков в новом Генплане города Калининграда.

Новый генеральный план Калининграда прошел последнюю формальность – общественные слушания. Они состоялись вечером 3 июня 2016 г. Примечательно, что утром этого же дня директор Агентства по архитектуре правительства Калининградской области Наталья Васюкова во время проведения оперативного совещания в правительстве сообщила, что ее ведомством проект Генерального плана Калининграда до 2035 года не согласован. А те замечания, которые были внесены специалистами Агентства, до сих пор не устранены. Она отметила, в целом, низкое качество проектной документации, представленной исполнителем контракта по Генплану.

проект генплана

Проект Генплана г.Калининграда

Но городские власти считают иначе

Они бесстрастно презентовали фантастический документ в двух томах. Каждый его раздел буквально поражает воображение. Анализировать сей опус смысла нет. К нему и у жителей, и у архитекторов вопросов больше, чем ответов. Он обсуждался много раз на разных площадках. Достаточно перечислить планов громадье только в части инфраструктурных задумок. До 2035 года в Калининграде собираются построить 9 подземных переходов, мост через Калининградский залив, 9 транспортно-пересадочных узлов, которые будут связаны с ключевыми магистралями Калининграда, автомобильный мост через Преголю в районе улиц Железнодорожной-Буткова, автомобильно-трамвайный путепровод по ул. Киевской через ж\д пути станции Калининград, комплекс виадуков над путями станции Калининград, и шесть мостов через Преголю. А также реорганизовать трамвайную сеть, расположив пути на обособленном полотне. Согласно генплану, планируется восстановить маршрут по Ленинскому проспекту и ул. Багратиона. Построить новую трамвайную линию по ул. Толстикова – Инженерной – Интернациональной – О. Кошевого. А по ул. Тельмана – проспект Победы трамваи будут ходить только в экскурсионных целях.

трамвай

К 2020 году в городе должен появиться цирк. Но у горожан создалось впечатление, что он уже есть, успешно работает, и расположен на пл. Победы,1.
Пожалуй, именно сюрреализм происходящего привел граждан на общественные слушания. Понятное дело, если за всю историю Калининграда в нем был построен один-единственный подземный переход, который пустует, а на надземный переход у спорткомплекса «Юность», который уже был спроектирован, власти так и не нашли денег, поверить в реальность нового городского планирования может только сумасшедший. Ведь только на мосты и путепроводы, по самым поверхностным прикидкам потребуется не один десяток миллиардов рублей. Это по сегодняшним ценам. Мы все понимаем, что город сейчас находится в активной стадии подготовки к ЧМ-2018. Стало быть, кроме футбольной инфраструктуры и косметического убранства улиц ничего лишнего позволить себе не может. Впрочем, он и так не может ничего позволить. Несколько месяцев назад председатель горсовета Андрей Кропоткин признал, что закредитованность городского бюджета запредельная. Хотелось бы знать, на какие новые источники пополнения городского бюджета после 2018 года рассчитывает администрация Калининграда. Впрочем, вряд ли кому-то из нынешних временщиков придется отвечать за сегодняшние обещания. К 2035 году в их кабинетах будут сидеть другие люди. Может поэтому, председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации Калининграда Артур Крупин, несколько раз во время слушаний повторил, что Генплан не отвечает за строительство объектов, а отвечает только за резервирование территорий. А презентованный генплан не отвечает на главные вопросы:
— каковы будут взаимоотношения жителей города с городской средой?
-в каком по комфортности городе хотят, и в каком будут жить калининградцы?
— будет ли их среда обитания безопасна с экологической точки зрения?

Кто составлял этот генплан?

Конкурс на разработку нового генерального плана Калининграда выиграла компания из Ростова-на-Дону «Южный градостроительный центр». Подрядчик согласился выполнить работы за 9,9 млн рублей. Начальная цена контракта была объявлена — 23,4 млн рублей. Каким получается результат, когда подрядчик опускается в цене на 60%, все ветви власти уже выяснили на практике. Это и обманутые дольщики, и недостроенные школы, и садики, и некачественные проекты, когда невозможно ввести объект в эксплуатацию. Но получается, как в черном юморе: мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус. Власти Калининграда почему-то не насторожило, что 9,9 млн руб. – это стандартная стоимость проектирования 9-этажного дома. Почему?

Хочешь найти ответ на вопрос – читай первоисточник

Открываем текстовую часть нового генерального плана (Том 1, книга 1). Надо сказать, что генеральный план города — это всеобъемлющий документ, который дает обоснования и пояснения каждого предлагаемого решения. В нем объясняется всё: каким был предшествующий план развития, по какой причине не реализовался, на основании каких документов делаются расчеты и определяются параметры развития. В общем, перед победителями конкурса стала нелегкая задача: за 9,9 млн руб. обосновать, чем плох предыдущий ген план, который выполнен всего-то на 20%, и почему его нельзя пролонгировать. Тем более, что внести в него необходимые изменения не составляет никакого труда. Что, впрочем, депутаты Городского совета в течение 10 лет регулярно и с удовольствием делали.

Несмотря на то, что расчётным сроком действующего генплана является 2025 год, а сроком первой очереди реализации 2015-ый, народные избранники почему-то решили создать новый документ. Обоснование «Южного градостроительного центра» звучит так: «За время реализации генплана существенно изменился ряд обстоятельств, вносящих свои коррективы в процесс градостроительного развития Калининграда. Это реализация на территории города крупных инвестиционных проектов и программ, предусматривающих строительство производственных, общественных и жилых зданий, в т. ч не предусмотренных генеральным планом». Ни о создании комфортной городской среды, ни об улучшении архитектурного облика города нет ни слова. Почему?

Калининград Площадь Победы

Существующий центр Калининграда

Об этом говорится в следующем абзаце. Оказывается, такие цели перед разработчиками и не ставились: «При подготовке проекта генплана использовались отчетные и аналитические материалы «Калининградстата», отдельных органов управления области, органов местного самоуправления, прочих организаций, данные собственных исследований, результаты анкетирования, прочие источники.
В проекте нового генплана предусмотрены следующие этапы проектирования:
— исходный год – 2013
— первая очередь реализации – 2025
— расчетный срок – 2035».
И пояснение: «Исходный годом является тот, на окончание которого исследуются показатели городского хозяйства. Большинство анкет и писем с исходными данными, полученными авторами от администрации города, включают показатели именно по итогам 2013 года. Вместе с тем авторы вынуждены были использовать статистические данные по итогам 2012 года. Ввиду отсутствия отчета Калининградстата по результатам 2013 года вплоть до января 2015 года, когда проект уже находился в стадии выпуска».
А ведь за эти два года в структуре экономики произошли существенные изменения. И страна в целом оказалась под санкциями, и первая редакция закона «Об ОЭЗ» прекратила действовать.
Помнится, как в 2006 году все хвалили ныне действующий генплан: и тогдашний мэр Юрий Савенко, и нынешний глава города Александр Ярошук, и председатель городского совета депутатов — Евгений Ган, и председатель комиссии по градостроительству Александр Пятикоп, и недавний главный архитектор Калининграда Татьяна Кондакова. Но уже 20 декабря 2007 года (через четыре месяца после утверждения генплана) горсовет под руководством Александра Пятикопа перевел 29 рекреационных зон в общественно-деловые. А вот Правила землепользования и застройки депутаты вовсе приняли только в 2009 году.
Генплан без правил застройки – картинка, которую «художники-строители» застраивают, как хотят. Что мы и наблюдаем в Калининграде.
Вот какую оценку этому дали разработчики нового генплана:
«Отсутствие стратегических планировочных документов планировочных районов города, плоскостность проектов планировки, предопределили фрагментарность, несвязность общественных пространств периферии города».
То есть, каким бы хорошим ни был документ, если им не руководствоваться, то результат будет плачевный. На общественных слушаниях разработчик нового генерального плана Сергей Трухачев, например, сообщил, что «пояс Шнайдера» восстановить не представляется возможным, поскольку значительная его часть уже застроена. Поэтому предложить он может только вариант создания другого «зелёного пояса», посредством «соединения» оставшейся зелени вокруг фортов города. А ведь «пояс Шнайдера» было рекомендовано сохранить и в генплане 1986 года, и 1992-го, и 2006-го!!!
На беспредел в реализации генплана Калининграда указывала и Общественная палата Калининградской области. По мнению рабочей группы, действующий Генеральный план застройки Калининграда не стал стратегическим документом развития города. «В него вносятся изменения и корректировки без необходимых согласований, имеют место выделения участков под строительство объектов, не предусмотренных документом. Все это является причиной нарушений стратегии возведения объектов жилищного строительства, здравоохранения, культуры, отставания в реализации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и, как следствие, вызывает негативное отношение и протесты жителей города», — говорится в решении совета.
Впрочем, у жителей города нет никакой гарантии, что новый широко обсуждаемый генплан будет выполняться.

Ведь их публично дурят

Аргументируя принятие нового генплана, глава Калининграда Александр Ярошук отметил, что генеральный план, принятый в 2006 году, через четыре года потерял свою актуальность, так как «численность населения выросла, появилась новая сеть дорог…»
Слукавил глава города. Сравним параметры генпланов по демографии:
«На 01. 01. 2004 года количество жителей Калининграда составляло 416 тысяч человек. …С 1992 года рост численности населения происходил исключительно за счет миграции населения. В настоящее время в Калининграде наблюдается сложная демографическая ситуация – доля детей составляет всего 18%».
И через десять лет:
«На 1. 01 2014 года население Калининграда составляет – 448,5 тысяч человек. По уровню рождаемости г. Калининград, как и Калининградская область в целом характеризуется весьма низкими показателями. Средний коэффициент рождаемости за период 2009-2013 гг. в целом по области сложился в размере 11,9‰. В г. Калининград – на 7% меньше – 11,1‰.
При этом необходимо отметить, что уже в ближайшей перспективе возможно уменьшение рождаемости в результате сокращения числа женщин детородного возраста, так как на смену им придет более малочисленное поколение, рожденное в кризисные 90-е годы, а также реализации репродуктивных планов большинства семей, ориентированных на рождение одного-двух детей. Таким образом, считать отмеченный рост рождаемости в последние годы устойчивым и стабильным вряд ли возможно. Масштабы естественной убыли в среднем за период 2009-2013 годы в Калининграде сложились в размере «– 2,3%» при среднеобластном показателе «– 1,8%». Сложившаяся в городе модель воспроизводства населения является реальной угрозой дальнейшего развития общества».

И вот на этом фоне, до 2035 года в новый генплан заложено строительство 60 дошкольных учреждений, вместимостью от 240 до 40 человек и 26 средних школ, вместимостью от 1700 до 800 мест и т. д.

Советы пролетели мимо

Одним из этапов работы по созданию стратегического видения и соответствующих документов для развития Калининграда стала проведенная 8–9 декабря 2014 г. петербургским Институтом урбанистики «Среда» стратегическая сессия. Основной целью Сессии было связать между собой стратегию развития города, принятую в 2013 году, и будущий генплан, переведя стратегические цели, приоритеты и задачи Калининграда на язык генерального плана города.
В ней приняли участие пять зарубежных и девять российских экспертов.
Рабочая группа Института урбанистики «Среда» провела исследовательскую поездку по городскому округу с целью определения основных направлений градостроительного и пространственного развития территории Калининграда.
Одна из рекомендаций специалистов: «С целью придания высокого качества городской среде провести меры по повышению частоты улично-дорожной сети как в измененных в советский период исторических кварталах, так и в новых, построенных в советское и постсоветское время: увеличить сетку улиц, в том числе внутриквартальных; произвести соответствующее благоустройство этих улиц в части создания комфорта передвижения и безопасности (покрытие, освещение, озеленение и др.); добиться уменьшения размера кварталов и расстояний между перекрестками (оптимально – до 100 метров)».
Еще один рецепт, и для Калининграда он особенно важен: избегать многоэтажности в жилой застройке. По мнению специалистов, в городе уже присутствует хорошая плотность, поэтому следует культивировать связанность территории, но – избегать этажности.

Посоветовали архитекторы и разработать проект реконструкции Северного вокзала в современный вокзал с функцией транспортно-пересадочного узла, превратив его в общественно-деловой центр. Эта идея показалась им не только востребованной и перспективной, но и первоочередной задачей для генерального плана. Власти послушали и … выдали разрешение на строительство многоэтажного дома на свободном пятачке у вокзала.
Правая рука не ведает, что делает левая?

Сказали свое слово и другие эксперты

По контракту с администрацией Калининграда от 19.05. 2015 г. государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы» сделал анализ
1 этапа проекта генерального плана городского округа «Город Калининград».
Результат? Цитирую: «Проведенное рассмотрение показало, что в представленной Работе — градостроительное задание не выполнено в полном объеме.
В частности, не проведен комплексный межотраслевой анализ сложившейся
градостроительной ситуации. Не дана комплексная оценка и информация об основных проблемах развития территории, не
рассмотрена проблема расселения населения относительно мест приложения труда (отсутствует анализ и прогноз селитебно-трудового баланса) и др. Разработчики на это замечание ответили: «Градостроительным заданием
не предусмотрено проведение комплексного межотраслевого анализа сложившейся градостроительной ситуации.
Комплексная оценка и информация об основных проблемах развития территории дана в томе I материалов по обоснованию по структурным элементам: система расселения (п.1.4.), трудовые ресурсы (гл.2),
отраслевая специализация (п.3.1.), промышленность (п.3.2.), жилищный фонд (п.4.4.), культурно-бытовое обслуживание населения (п.3.4.), транспортное и инженерное обеспечение (гл.7 и 8), экологическое состояние (гл.6),
муниципальная правовая база в сфере градостроительной деятельности и земельно-имущественных отношений (п. 10.2.).

Но, не ругайте пианиста

Разработчики генплана признались не только в том, что в Градостроительном Задании (далее ГЗ) отсутствуют требования по наличию анализа и прогноза селитебно-трудового баланса. А и в том, что «Опыт сбора исходных данных в г. Калининграде осенью 2014г. убеждает нас в том, что в рамках существующей статистической базы добыть объективные показатели, позволяющие провести такой анализ, невозможно. Тем не менее, по результатам рабочего совещания 23.07.2015г. принято решение о разработке селитебно-трудового баланса «теоретическим путём с достаточной степенью надёжности» (формулировка из письма No и-КАиС 7822 от 04.08.2015г.)
Эту самую высокую надежность олицетворяет, надо думать, председатель комитета по градостроению Артур Крупин?

Еще одно замечание экспертов: в проекте генплана отсутствуют обоснования предложений — не представлены расчеты, не проведено транспортное моделирование, не проведено вариантное проектирование, не проведено сравнение и выбор вариантов (в соответствии с требованиями
Градостроительного кодекса РФ).

Ответ разработчиков уже не удивляет: «Налицо неверная интерпретация авторами заключения положений градостроительного задания, в котором отсутствуют требования о проведении транспортного моделирования и вариантного проектирования, сравнения и выбора вариантов. В соответствии с ГЗ (п. II р-ла 13) обоснование выбранного варианта включает разработку варианта только в отношении функционального зонирования (это выполнено, см. п.18.6.), и описание принятых проектных решений (выполнено, см. том II). Другими словами, а что вы хотели за 9 миллионов рублей?
Эксперты не унимались: «Фактически отсутствует обоснование проектных решений планируемого размещения автомобильных дорог (п.4 «Этапы разработки» раздела 13 ГЗ), поскольку не проведено моделирование существующей и перспективной загрузки улично-дорожной сети. Не даны варианты развития УДС и их сравнение, как этого требует ГЗ.
Разработчики в ответ уже раздражаются: Налицо неверная интерпретация авторами заключения положений градостроительного задания, в котором отсутствуют требования о проведении моделирования существующей и перспективной загрузки улично-дорожной сети. Нет аналогичного требования и в нормативной базе, включённой в раздел 6 градостроительного задания. Также ГЗ не требует разработки вариантов развития УДС и их сравнения. Требование по обоснованию размещения каждого объекта местного значения в части улично-дорожной сети реализовано в таблицах, включённых в раздел 20.4.5.Моделирование проводится в составе комплексных схем организации дорожного движения (КСОДД) и комплексных транспортных схем (КТС).
Интересно, а кто составлял это никчемное градостроительное задание? И зачем? Хотя следующий пункт расставляет все точки над «и».
Эксперты заключают: «Оформление «Карты функциональных зон городского округа «Город Калининград» не соответствует требованиям Приказа Министерства регионального развития РФ от 30 января 2012 г. N 19 «Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения».
Данными требованиями установлена весьма приблизительная и упрощённая структура функционального зонирования, не соответствующая планировочной сложности крупного города, каковым является Калининград.
Состав функциональных зон в ГЗ только в 4 наименованиях соответствует требованиям Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 января 2012 г. No19.
Разработчики в своем ответе уже немного хамят. Но они сделали главное, что от них требовалось за 9 млн. руб.: «В ходе работы над проектом генерального плана в целях более полного учёта сложной функциональной структуры города, взаимоувязки требований проекта местных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки, а также в соответствии с п. 1.7. раздела 13 градостроительного задания (параметры функциональных зон) с администрацией городского округа «Город Калининград» была согласована новая структура зонирования, что не противоречит п.1.7. раздела 13 ГЗ».
Это, конечно, не так грубо, как сделал в свое время Горсовет, взял и перевел 29 зеленых зон под застройку. Нынче горвласти действую изящнее – они просто сделали новую структуру зонирования. Все-таки, недаром председатель комитета архитектуры и градостроительства администрации Калининграда Артур Крупин, несколько раз во время слушаний повторил, что Генплан не отвечает за строительство объектов, а отвечает только за резервирование территорий. И всем понятно зачем и для кого будет осуществляться это резервирование.

Иллюстрация к работе над генпланом

стратегия компактного города

Проект генплана уже давно обсуждается, и вдруг 25 ноября 2015 г. главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне после заседания Градосовета по вопросам модернизации и благоустройства рекреационных зон Калининграда, высказывает мнение о судьбе одного из крупнейших районов города, которое процитировал портал Калининград.Ru:
«Этот некий отсечённый город (бывший Балтрайон) такой урбанизированный придаток центральной части Калининграда, не имеет ни одной природной зоны. Там сейчас всё плотно застраивается, а когда всё это произойдёт, тогда точно не будет возможности какой-либо реализации [проектов благоустройства территорий]. Там есть маленький прудик возле больницы на Летней, и дальше все эти поля распроданы под застройку вплоть до Окружной. Там появилась какая-то маленькая церковь в районе гаражного общества — больше ничего нет.
Чем Балтрайон сегодня будет отличаться от Балтрайона завтра, если говорить о сценарии развития этого района? Если мы так идём — да ничем. Будет только ещё хуже. Горлышко моста шире не станет, агломерационные связи по Окружной — это тоже какие-то сумасшедшие вложения. Там будет ещё три Балтрайона по застройке. Четыре Сельмы, три Балтрайона. У меня нет информации, что в этом проекте планировки будет парк. Его там не будет».
Чем не авторитетное мнение? Кому, как не главному архитектору лучше знать, что будет построено, а что нет?

У меня лично, ощущение, что горожанами просто издеваются. По большому счету проект нового генплана ничем, в плане реалистичности, не отличается от старого. Еще в феврале 2013 г. руководитель Агентства по градостроению правительства Калининградской области Александр Башин реализации нынешнего генплана дал такую оценку:
«Сам проект генерального плана Калининграда хоть и был сделан, но не был выстроен, просчитан с точки зрения экономического развития, бюджетирования. Эти процессы в генеральном плане, к сожалению, никаким образом не учитывались. Здесь налицо традиционная советская школа, когда деньги не надо было считать. И планировали, и рисовали так, как знали, как могли, как хотели. Но и та градостроительная политика развития районов, которая ведется согласно генеральному плану, мне кажется не совсем верной. Город хочет одновременно развивать и Сельму, и «Восток», и «Восток-2», и «Юг», и юго-восток, и поселок Южный (освоить 600 га совместно с «Автотором»), и центральную часть города. Каким ресурсом? Какими возможностями? За какие деньги? Надо умерить свои аппетиты. Невозможно столько развивать. Необходимо сделать более реальное планирование».
Экономического расчета нам не представили и сегодня.

Во время публичных слушаний зал горячо поддержал жительницу города, которая дала такую оценку представленному документу: «Весь этот Генплан изначально продавлен, проплачен, вам этого от нас не скрыть!»
А депутат горсовета и кандидат в депутаты Госдумы Александр Пятикоп заявил следующее: «Нужно отметить, что генплан от 2006 года был реализован лишь на 20 %. Новый документ территориального планирования – это не лучшая рестайлинговая модель действующего, поэтому нельзя спешить его принимать».
Накануне главный архитектор Калининграда в 1992–1998 годах Василий Британ дал похожую оценку: «Я ознакомился с теми схемами нового генерального плана, которые мне были доступны, и могу сказать, что каких-то кардинальных решений и предложений для обеспечения комфортного и устойчивого развития городских территорий я не увидел. За декларацией о необходимости развития стоит лишь необходимость узаконить факты предоставления земельных участков и осуществления застройки, которая велась в нарушение предыдущих генеральных планов».
И, пожалуй, наиболее честную оценку своей работе дал разработчик нового генплана Сергей Трухачев: «Мы не ставили перед собой задачу изобрести новый Калининград. Город исторически складывался на протяжении столетий, и этот небольшой 20-летний период коренным образом его не изменит. Вместе с тем есть много частей и элементов города, над которыми надо работать».
Но работать над застройкой пока еще свободных, но уже зарезервированных элементов города, будут те, кто заказывал эту музыку всего за 9,9 млн. рублей. Они не собираются коренным образом менять наш город, они стремятся коренным образом его застроить. Может, и правда, не спешить с принятием этого плана?

Наталья Будоян

*в тексте использовались фотографии г.Калининграда с сайта ellf.ru

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone
  1. loneliwolf
    Июнь 17, 12:00 loneliwolf

    А наладить разумную работу светофоров в этих Нью-Васюках не запланировано? ПО Моспроспекту, для тех кто соблюдает скоростной режим — «красная волна» , кто летит со скоростью 80-90 — зеленая. Правый поворот на ул. Ялтинскую: красный для транспорта,поворачивающего на ул.Ялтинскую, путь для пешеходов свободен, но им тоже красный, затем, когда загорается зеленый транспорту и транспорт начинает движение, наперерез ему светофор открывает движение пешеходов.

    Ответить на этот комментарий
    • gorchakov
      Июнь 17, 17:39 gorchakov

      Наладить вообще можно много чего не вкладывая не копейки денег.В Казани, например, на оживлённых магистралях отказались от поворотов налево. А у нас на таких магистралях, как Советский, Невского и Горького одна полоса вечно стоит.

      Ответить на этот комментарий

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *