Куршская коса: ограничить и не трогать

Не секрет, что ценность многих служебных удостоверений и пропусков на машины в Калининградской области определяется одним небольшим «дополнением»: пустят тебя по нему через КПП на Куршской косе или не пустят. Так некоторые и спрашивают: «А тебя на Куршскую косу бесплатно пускают или деньги приходится платить?» При этом о том, что любое удостоверение требуется для исполнения должностных обязанностей, а не для того, чтобы избежать платы за вход в национальный парк, никто старается не задумываться. Потому что коса – за счёт достаточно жёсткого экологического режима – одно из немногих не до конца загаженных мест на территории побережья Калининградской области.

Каждый год в соцсетях и СМИ одна и та же тема. Дескать, на Куршской косе нет этого, нет того, на пляже насекомые, в лесу клещи, нет парковок, стоянок, на всех не хватает туалетов, нельзя жарить шашлыки и охотиться на кабанов, и так далее и тому подобное. В общем, национальный парк воспринимается как своеобразное место по оказанию услуг населению, а не как территория сохранения животного мира.

Боюсь вас расстроить, уважаемые господа читатели, но Куршская коса как национальный парк создавалась не как для пикников и развлечений. Это способ сохранения объектов природы и животного мира, уникальной сложившейся за столетия экосистемы от разрушения и воздействия человека. То есть природа в национальном парке абсолютно первична, а человек – вторичен. И если выбирать между сохранением популяции клещей и возможностью свободно гулять по лесу, то именно на Куршской косе выбор надо делать в пользу первого, а не второго. Объект культуры человечества, охраняемый ЮНЕСКО, как-никак.

Правда, боюсь, что охране этой осталось жить не так долго: воспринимаемая как место отдыха населения региона, строительства непонятных сооружений в «элитной» зоне, коса долго не протянет, и нашим внукам достанутся лишь рожки да ножки от этого действительно прекрасного объекта.

При этом даже повышение стоимости билета в парк в 2016 году не спасло ситуацию: желание населения хоть как-то отдохнуть в хоть сколь-либо чистых условиях превышает все мыслимые и немыслимые пределы. Так что, судя по всему, придётся переходить к более решительным мерам. Давайте подумаем о том, каким именно образом можно помочь сохранению косы как таковой.

Закрыть погранпереход на Куршской косе для автомобильного транспорта. Вообще. Навсегда. Оставить для пешеходов, велосипедистов и рейсовых автобусов. Да, рядом Клайпеда и всё такое, но существует и остальная территория Литвы, чтобы туда можно было добраться. А для «культурных контактов» и автобуса хватит.
Запретить въезд на косу на частном автотранспорте. Хоть для депутатов, хоть для простого Василия Васильевича на «Опеле» 1986 года выпуска – просто запретить и всё. Прошли те времена, когда машина была редкостью и роскошью.

Если выбирать между роскошью выхлопных газов, грязи и редкостью косы, то второе важнее.
Отгородить оставшиеся на Куршской косе посёлки от территории национального парка, ограничить количество транспортных средств в этих посёлках и жёстко следить за тем, чтобы транспортные средства могли перемещаться только от границы парка до посёлков без промежуточных остановок. Как это будет решаться – радиомаяками или полицейскими патрулями – вопрос технический. Таким образом будет решён коррупциогенный фактор регистрации транспортных средств в этих посёлках.

Что касается строительства новых объектов, необходимо принять жёсткие нормы по этажности, материалам, градрегламентам и сделать обязательным проведение экологической экспертизы, пусть это хоть возведение нужника на границе участка.
Въезд на территорию национального парка для туристов разрешить либо индивидуально (пешком), либо в составе организованных групп с экскурсоводом. При этом необходимо определить предельную дневную посещаемость парка, исходя из его рекреационных возможностей (как в музее): превышен дневной лимит – жди следующей недели или бери билет заранее через сайт. Да, это приведёт к повышению цен на билеты, но можно предусмотреть лимиты для групп школьников.
Ввиду ограничения въезда на личном транспорте на косу нужно будет продумывать систему доставки туристов от одного пункта посещения к другому. Тут соответствующим автобусам придётся курсировать чаще, чем сегодняшние четыре раза в день, но зато наконец-то будет решена возможность осмотра объектов косы для нормальных туристов. А то про «Танцующий лес» известно всем приезжающим в Калининград туристам, а про то, что до него без машины не доберёшься, – нет.

«Как же отдых калининградцев?» – спросите вы меня. Так отдых может заключаться не только в эксплуатации природы, но и в любовании её красотами. Конечно, сам национальный парк может потерять в доходах от сегодняшних диких туристов, но его функция заключается не в извлечении максимальной прибыли, а сохранение уникальных уголков природы для будущих поколений. А для загара и купания, пикников и шашлыков, в регионе есть ещё километров 150 разнообразных пляжей.

Алексей Елаев

(с) — фотография с сайта национального парка Куршская коса
Елаев

Наша справка:

Алексей Елаев — заместитель председателя Совета Калининградского регионального отделения Ассоциации юристов России. Родился 24 июля 1984 г. в Калининграде. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета в 2006 году, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2014 году. Работает по юридической специальности с 2003 года.
Автор значительного количества публицистических материалов по вопросам права и правоприменения

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *