Хроника реконструкции аэропорта «Храброво»

О реконструкции калининградского аэропорта Храброво было заявлено в 2004 году. Уже — 2016-ый, а сроки ее окончания всё переносятся. Объект признан «проблемным» уже на всех чиновничьих уровнях, включая Совет Безопасности России. На прошлой неделе наш регион посетил с рабочим визитом первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов и повторил то, что говорят калининградцы и гости города почти двенадцать лет: «Аэропорт находится в ужасном состоянии». Так почему же, денег потрачено много, а результата нет?

Хроника событий

Начнем сначала.
В 2002-м году путем раздела ФГУП «Калининградавиа» создается компания «КД авиа». У правительства Калининградской области остается 9% акций.
В 2005-м году, после того, как самолет президента России Владимира Путина не смог приземлиться в единственном гражданском аэропорту области, правительство России выделило 20 млн долларов на его реконструкцию. (самолет главы государства пришлось сажать на военном аэродроме «Чкаловск»)
Но к реконструкции так и не приступили. «КД авиа», закупив сильно подержанные 20-летние «Боинги», развивала полетную деятельность. Надо признать, достаточно успешно.
В 2008 году компания «КД авиа» подписывает договор с лизинговой компанией Aughras Tradi, обеспечившей приобретение 25 самолетов A-320. Но в ноябре у «КД авиа» возникают серьезные проблемы с платежами по ранее взятым банковским кредитам и облигационным и лизинговым платежам. Срочно требуется порядка трех миллиардов рублей. Минтранс и правительство области решили поддержать компанию, выдав ей госгарантии на получение кредитов в коммерческих банках, но при условии принятия ею необходимых антикризисных мер.
Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Калининградской области направляет в министерство экономики правительства области предложения о разделении авиационного и аэропортового бизнеса ОАО «КД авиа». В случае затягивания вопроса о разделении «КД авиа», УФАС не исключал возможности реорганизации компании в судебном порядке. «КД авиа» соглашается на требования властей — отделить собственно перевозной бизнес от бизнеса по управлению аэропортом, и заменить генерального директора на представителя одного из крупнейших кредиторов. Контроль над операционной и финансовой деятельностью компании переходит к банку «Санкт-Петербург». Из выдвинутых условий было выполнено только одно: смена генерального директора. 9 декабря тогдашний губернатор Калининградской области Георгий Боос представил нового гендиректора «КД авиа»: им стал представитель банка «Санкт-Петербург» Геннадий Болдырев (ранее работал в ГТК «Россия»).

Аэропорт «Храброво» до марта 2008 года так и останется в руках «КД авиа». У областного правительства по-прежнему небольшой пакет акций — 1, 5 миллиарда рублей (9% акций). Тем не менее, губернатор Георгий Боос подписывает постановление правительства КО №59 о предоставление «КД авиа» госгарантии на сумму в 500 миллионов рублей.

А 11 марта 2009-го года Авиакомпания «КД авиа» уведомила Росавиацию о приостановке деятельности из-за финансовых затруднений. Долги компании составили порядка 10 миллиардов рублей.
Георгий Боос заявляет, что долги «КД авиа» переложат на аэропорт «Храброво». Этот механизм, считает губернатор, позволит избежать банкротства авиакомпании. И вдруг, на пресс-конференции 12 марта 2009г.
выясняется, что с ноября 2008-го года «КД авиа» так и не отделила свой бизнес от аэропортовского комплекса. Поэтому условием получения госгарантии, Георгий Боос называет «отделение бизнеса авиаперевозчика от портового комплекса». Боос также заявляет журналистам на пресс-конференции, что у правительства Калининградской области был пакет акций «КД авиа» (9,1%), который вдруг исчез.

Вместо обращения в прокуратуру, правительство озвучивает другой путь: «новому владельцу «КД авиа» предоставлены соответствующие документы и уже есть соглашение, что пакет будет восстановлен». Далее становится ясным, что правительству Калининградской области придется свой же «исчезнувший» пакет акций купить. Но цена акций, по словам Георгия Бооса, будет «номинальной или символической».

Эпоха губернатора Цуканова

В 2011-ом году на официальном сайте правительства появилась информация о том, что правительство Калининградской области разработало концепцию развития аэропортового комплекса «Храброво». Документ предполагал развитие комплекса в 3 этапа. На первом этапе в 2012 году должна быть завершена консолидация активов аэропортового комплекса в государственной собственности. Для этого создается ОАО «Управляющая компания «Храброво», 100% акций которой будут находиться в собственности Калининградской области. Предполагалось внести в ОАО «Управляющая компания «Храброво» здание гостиницы «Спортивная» в Зеленоградске.
«Также предусматривались бюджетные инвестиции в размере 2 млрд рублей в счет оплаты дополнительно эмитированных акционерным обществом акций», — говорилось в проекте концепции. «Управляющая компания «Храброво» должна была приобрести имущество, активы предприятий и контрольные пакеты акций компаний, которые управляли на тот момент «Храброво» и владели необходимым имуществом.
На втором этапе — в 2013–2014 годах — предполагалось завершить строительство и реконструкцию здания аэровокзала. Ориентировочно эти работы были оценены в 2,1 млрд рублей. В качестве источника финансирования в концепции были указаны собственные средства ОАО «Управляющая компания «Храброво» и кредитные ресурсы государственной корпорации «Внешэкономбанк».
На третьем этапе планировалось коммерческое развитие зоны аэропорта. Как отмечалось в концепции, по итогам 2011 года ЗАО «Аэропорт Храброво», которое управляло комплексом, получило чистую прибыль в размере 17,5 млн рублей. В 2012 году этот показатель должен был составить 52 млн рублей. Разработчики концепции ожидали, что в 2018 году прибыль составит 518 млн рублей, пассажиропоток составит 3,8 млн человек — в 3 раза больше, чем в 2011 году.

На аэропорт Храброво нашелся инвестор

аэропорт Храброво

Проект реконструкции аэропорта Храброво

В сентябре 2012 года губернатор Николай Цуканов и инвестор, компания “Аэроинвест”, подписали соглашение, по которому последний обязывался вложить 2,4 млрд руб. в реконструкцию аэропорта Храброво. Аэроинвест” выкупил 75% акций ЗАО “Аэропорт Храброво” у банка “Санкт-Петербург”. При этом банк остался в проекте реконструкции аэропорта, как кредитная организация. На торжественной церемонии также присутствовали глава российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин и председатель правления “Национального агентства прямых инвестиций” Игорь Вдовин, экс-муж балерины Волочковой. Новый инвестор тут же принялся рисовать радужные перспективы, от которых просто дух захватывало. «Мы стали свидетелями важной вехи в истории развития области, — заявил представитель “Аэроинвеста” Сергей Крючек.
— Работа будет строиться в три этапа. На первом завершится формирование единого имущественного комплекса. На втором предполагается формирование мастер-плана развития. К третьему этапу мы готовим подписание инвестиционного соглашения. Конкретные объёмы инвестиций, сроки и детали этапов развития будут определены уже на основании мастер-плана. Тем не менее, по первому этапу мы предполагаем, что работы по отделке контура будут завершены до конца 2012 года».
Журналисты кинулись задавать инвестору вопросы, есть ли у него конкретный бизнес-план, сколько денег предполагается вложить, но он многозначительно промолчал. На выручку Сергею Крючеку пришел Игорь Вдовин: «Мы хорошо изучили инвестора. Сергей Крючек и “Аэроинвест” всегда сначала делают, а уже потом говорят. На данной стадии безответственно говорить о каких-либо цифрах

Дальше – больше…

Апрель 2013 года — во время закладки капсулы с посланием потомкам в фундамент нового здания член совета директоров ООО «Аэроинвест» Егор Соломатин уже пообещал завершить работы к концу 2014 года. Начала реконструкцию аэропортового комплекса «Храброво» турецкая компания «Акын Озай». Правда Соломатин признал, что окончательный проект пока не готов, но существуют проектные решения, по которым и будут вестись работы. «Аэропорт не будет в форме, если так можно выразиться, буквы “Г”, а приобретёт форму трапеции. Нам потребуется достроить два “уха” с разных сторон», — рассказывал Соломатин. И заверил: «Уже к следующему новому году вы сможете полететь на каникулы из нового аэропорта. В Европу — из европейского аэропорта».
Февраль 2014 го — завершение реконструкции аэропорта «Храброво» сдвинулось на конец 2015 года. «Но это связано не с тем, что кто-то что-то не делает. Это связано с условностями законодательства — проекты должны пройти определённые согласования, это оттягивает время, но без этого нельзя», — сказал тогда очередной гендиректор аэропорта Андрей Тюрин. А курирующий этот объект вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов сообщил: “На момент, когда принимались решения и определялись сроки строительства, не было произведено никаких обследований существующих конструкций, их технического состояния, грунтов и т.д. Поэтому инвесторы вместе с нами составляли планы, скорее исходя из тех требований, которые мы им выдвигали. Когда начались работы, обнаружились некоторые сложности. Реконструкция всегда более сложный и трудоемкий процесс, чем новое строительство. В результате оказалось, что часть конструкций нужно в принципе менять, что удлиняет сроки».

Апрель 2015-го — сроки ввода объекта в эксплуатацию передвигаются на 2017 год. Причина изложена в официальном отчете областного правительства за 2014 год (блок ответов на вопросы депутатов областной Думы):
«До настоящего момента инвестор – ООО «Аэроинвест» – занимался главным образом косервацией аэропортового комплекса и проектированием. 13 марта 2015 года выдано положительное заключение Государственной экспертизы по объекту капитального строительства »Реконструкция аэровокзала »Аэропорт »Храброво»». После получения разрешения на строительство будут продолжены строительно-монтажные работы в соответствии с проектом. Заявленные инвестором сроки ввода объекта в эксплуатацию – 2017 год».

Июнь 2015-го — проект обновлен, экспертиза не пройдена

Чиновники областного правительства, наконец-то, встретились с руководством «Храброво». Раннее министры сообщали, что не могут разыскать собственника. На показательное совещание была приглашена пресса. Анонсировалось мероприятие, как презентация проекта реконструкции аэровокзального комплекса.
Очередной проект «Храброво» чиновникам представил Бекир Девлетов — директор новой подрядной организации — ООО «Еврогруп». По его словам, изменения в проект, которые внесла его организация, только улучшили первоначальный вариант. А изменить проект решили из-за того, что «европейский, реальный опыт» современной эксплуатации аэропортов отличается от требований устаревших российских СНиПов, по которым изначально готовилась документация.
Так, зданию решили добавить «больше стекла», чтобы внутри было «реально светло». Выяснилось, что аэровокзальному комплексу решили вернуть стеклянный купол. По мнению подрядчика, он будет «некоторой фишкой» объекта. Напомним, что, в апреле 2013 года было принято решение избавиться от полусферы в недостроенном здании. Бывший директор «Храброво» Андрей Тюрин обосновывал решение демонтировать стеклянный купол возможными протечками и сложностью ухода за ним.
Бекир Девлетов так же сообщил, что привокзальную площадь предполагается завершить в мае 2016 года. В июне 2016 года подрядчики обещают сдать левую часть здания и закрыть на реконструкцию правую. Полностью аэровокзальный комплекс должен быть завершен в мае 2017 года. Будет, как в Домодедово, Внуково и Шереметьево.
«Это же совершенно другой проект, не тот, который мы с вами утверждали», — отреагировал на презентацию вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов.
«Это не просто весёлые картинки, ― парировал Бекир Девлетов. ― Мы уже перешли к реальному строительству. Может быть, не видно, но в левой части аэропорта очень много людей. Демонтируются некоторые старые перекрытия, монтируются новые перегородки. В сентябре все конструктивные работы будут завершены».
Попутно выяснилось, что улучшенный проект нужно снова отправлять на экспертизу. Сроки ее прохождения, по признанию проектировщиков, могут растянуться на полгода. Значит, опять наступаем на те же грабли? Присутствовавший на совещании советник губернатора Павел Саркисов посчитал и озвучил, что за 240 рабочих дней (а именно столько их останется после прохождения очередной госэкспертизы) воплотить это громадье планов вряд ли удастся. На вопрос: «Кто конкретно отвечает за реконструкцию калининградского аэропорта?», представитель собственника пообещал определиться в ближайшее время.
Июнь 2016 года — на заседании Совета Безопасности РФ, которое проходило в Светлогорске, заместитель полномочного представителя президента в СЗФО Владимир Соловьев забил тревогу — отставание в 7 месяцев при реконструкции «Храброво» создает риски при подготовке к ЧМ-2018.

аэропорт Храброво
Июль 2016 года. Внезапно, с рабочим визитом в Калининград приезжает первый вице-премьер Игорь Шувалов. И благодаря ему, мы узнаем, что инвестор, которого так заботливо курирует вице-губернатор Александр Рольбинов, без лишнего шума продал аэропорт другому инвестору из окружения главы «Роснефти» Игоря Сечина. Новым владельцем воздушной гавани Калининграда стала аэропортовая сеть «Новапорт». Может, оно и к лучшему?

Но все грозит повториться сначала

Экспертизы снова нет. Глава Совета директоров компании «Новапорт» Роман Троценко сообщил, что в августе проект будет сдан на экспертизу, к октябрю 2016 года компания рассчитывает получить положительное заключение. Игорь Шувалов был политкорректен: «Это хорошая новость, что вы стали акционером аэропорта. Мы понимаем, что вам необходимо зайти на экспертизу, чтобы уточнить критерии по безопасности. Надеемся, что в самое ближайшее время после заключения экспертизы вы увеличите количество техники и рабочих» (сейчас на калининградском объекте работает 200 человек). Затем вице-премьер поинтересовался: «Когда сдадите аэропорт?». Роман Троценко ответил, что объект будет сдан в четвертом квартале 2017 года. Отметим, что в 2017 году при пятидневной рабочей неделе из 365 календарных дней будет насчитываться 247 рабочих дней и 118 нерабочих праздничных и выходных дней. Но верить хочется.
Для справки:
Аэропорт «Храброво» расположен в 24 км от города. С 1992 г. аэропорт имеет статус международного. Аэропорт располагает двумя пассажирскими терминалами: для международных и внутренних рейсов.
Наталья Будоян

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *