О цветовой дифференциации политических штанов

От выборов к выборам

Каждые выборы – это не столько соревнование идей и программ (кто их читает-то?), сколько соревнование визуальных образов. Большие тексты не воспринимаются, дебаты никто не смотрит, макулатура из почтовых ящиков направляется прямиком в мусорное ведро – потому что на протяжении 23 лет в российской политике пишется и говорится одно и то же. Одна и та же жвачка по кругу, одни и те же политики с одними и теми же словами и эмоциями.

Поэтому усталый мозг избирателя можно зацепить только каким-нибудь ярким образом. Не случайно на этих выборах превалирующую роль в агитации играет наружная реклама. И те, кто раньше возмущался, что их не пускают на телевидение, теперь недовольны, что их не пускают на рекламные щиты.
Яркий визуальный образ невозможен без фирменного стиля, а он основан на четком цветовом решении. Основные политические партии давно разобрали себе спектральные цвета и прочно ассоциируются с ними. Новым партиям приходится либо использовать расширенный спектр, либо влезать на поляну действующих.

Красный цвет традиционно используют коммунисты и социал-демократы. Но в России красный жестко присвоен партиями коммунистической направленности. Может быть, именно поэтому все попытки создать социал-демократическую партию заканчиваются ничем. Если использовать красный цвет, избиратель не увидит разницы с коммунистами. Если использовать иной – какая же это тогда будет социал-демократия?

выборы
В коммунистическом секторе все попытки разрушить доминирующее положение КПРФ также каждый раз терпят фиаско из-за красного цвета. Избиратели не видят отличий между различными партиями, использующими слово «коммунистическая», для них они все сливаются в один красный цвет. Вот если бы КПРФ отказалась от красного, но это фантастика. Наконец, надо вспомнить поговорку «Дурак красное любит», и этого достаточно для составления анализа левого поля политического пространства. Хотя функционеры компартий сами по себе далеко не дураки, потому как заняли такую нишу, которая всегда будет обеспечивать им большой кусок хлеба с маслом и, по крайней мере, красной икрой.

А вот следующий за красным цвет в спектре – оранжевый – никак не используется партиями, допущенными к выборам. Здесь есть только одно объяснение. Этот цвет был символом Помаранчевой революции в Украине, на которую у российских властей жесткая аллергия, распространившаяся и на все оранжевое.
Внесистемные партии любят потроллить власти, применяя символы оранжевого цвета. Любопытно, что партия «Парнас», позиционирующая себя как люто антикремлевская, оранжевый цвет не использует, но о «Парнасе» позднее.

Далее идет желтый, из-за запрета на оранжевый активно использующийся. В глазах избирателей желтый – это теплый, яркий, солнечный, в общем позитивный, иными словами – за все хорошее против всего плохого. И не случайно его используют партии именно с такой невнятной идеологией: «Справедливая Россия» и «Патриоты России».

выборы
Желтый еще называют цветом детской неожиданности. И этот фактор тоже присутствует в деятельности партий, применяющих желтый. Можно вспомнить, скажем, кульбит «Справедливой России», поддержавшей в 2011 году белоленточное движение – было очень неожиданно и очень по-детски. «Патриоты России» тоже периодически выкидывают фортели. В Калининграде – так это вообще главная оппозиционная сила.

А вот с зеленым ничего интересного. Партия зеленых вообще получила свое название от цвета. Но зеленый не вызывает у избирателей никаких эмоций, разве что у мусульман. Экологические проблемы людей, конечно, волнуют, но их значимость куда меньше, нежели проблемы элементарного выживания в условиях продолжающегося кризиса.
Зеленый цвет также использует партия «Гражданская сила», которая что есть, что нет. На логотипе у этой партии, кстати, еще желтый подсолнух. И сразу вспоминается герб Республики ШКИД и реплика воспитанников: «Мы подсолнухи, а Витя нас лузгает».

выборы

Следующий цвет — голубой. И он тоже никем не применяется. Причины очевидны. Хотя у ЛГБТ-движения свой символ – радуга, которая также используется партией «Патриоты России», голубой цвет прочно ассоциируется с гей-сообществом. В силу традиционной для патриархального российского общества гомофобиии, в последнее время активно культивируемой государством, привязать себя в глазах избирателя к голубому цвету – это добровольно стать политическим изгоем.
Тем более, что есть неудачный пример с Партией регионов в Украине, у которой основным цветом был голубой. Несмотря на казавшуюся мощь, ее политически опустили в кратчайшие сроки. И известная присказка «Спасибо жителям Донбасса за президента-пи…раса!» отсюда же.

Синий — всему голова

Зато с синим цветом все плотно. Синий цвет как бы является альтернативой красному, поэтому используется силами, пропагандирующими альтернативные коммунистическим идеи.

выборы

Естественно, синий цвет применяет главный политический противник КПРФ «Единая Россия», а еще раньше его взяла ЛДПР, которая вообще является первой альтернативной КПСС политической партией. Из новых партий этот цвет использует новая партия «Родина» (старая использовала желтый и даже не чуралась оранжевого, вспомним Дмитрия Рогозина, стоявшего в Киеве на митинге Помаранчевой революции в оранжевом шарфике), а также Партия роста.
Впрочем, с синим цветом далеко не все так просто, в русском языке с ним связаны вполне устойчивые ассоциации. Например, глагол синячить означает злоупотреблять спиртными напитками, бухать по-черному, а синяк – неисправимый алкоголик. Если учитывать этот фактор, то выбор цвета оказывает влияние на позиционировании партий в массовом сознании. Так, идеологическое и культурное единство России во многом обеспечивается водкой. Поэтому Родина и синяя, потому что так сложилось исторически, ибо «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Что касается ЛДПР, у которой насыщенный густой синий цвет, то эта партия всегда была выразителем самых маргинальных слоев населения, что также, как и в случае с КПРФ, обеспечивает бесконечную политическую перспективу. Партия роста же, создается впечатление, создавалась по-пьяни, по крайней мере, все ее действия смахивают на состояние жесткого алкогольного делирия.

выборы

Последний цвет в классическом спектре – фиолетовый – также не используется. Можно предположить, что это из-за того, что он еще насыщенней, нежели синий, и в общественном сознании имеет совсем уж негативные ассоциации. Фиолетовым становится бланш на лице после хорошего удара. Сизым становится нос после систематического неумеренного злоупотребления алкоголя. Густой фиолетовый цвет приобретает часть тела при гангрене, и т. п.

В российской политике используется и сочетание цветов. У «Яблока», скажем, красно-зелено-белый цветовой символ. В принципе, объяснить можно. Красный – идея социальной справедливости; зеленый – защита экологии, гуманизм; белый – рафинированная интеллигентность, сводящая на нет все усилия получить какую-либо значимую поддержку в обществе.

выборы

Теперь о «Парнасе». У этой партии фирменный цвет – бордовый. Самая явная аналогия – отсылка к античности, потому что бордовый — цвет римских императоров, и само название воспринимается не как аббревиатура «Партия народной свободы» а как гора, на которой сидели поэты в античной мифологии. Воспринимается, разумеется, теми, кто помнит, что такое античная мифология. Поскольку таких очень мало, то и подняться на политическую гору «Парнасу» не светит.

А вот «Гражданская платформа» вообще не использует никаких цветов, только белый. Что опять же объяснимо — партия неоднократно меняла свою идеологию, так что белый цвет в самый раз, удобно для очередного перекрашивания.

Интересно, что до их пор не востребован самый, пожалуй, актуальный цвет в российской политике – черный. Политика, как известно, грязное дело, и любые разноцветные партийные штаны рано или поздно становятся черными. Но черный цвет очевидно скоро займет свое главенствующее положение, потому что большинство российских политических партий постепенно скатываются к черносотенной идеологии. После чего может случиться так, что политическая система рухнет, и все погрузится в анархию, фирменным цветом которой также является черный. А потом, не дай бог, придет запрещенная в России организация с юга, у которой тоже черный флаг. Но в любом случае наше будущее – это 50 оттенков черного.

Дамир Батыршин

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *