Малый бизнес хочет только льгот?

Малый бизнес в нашей области начали «поддерживать» с момента его рождения. Каких только форм и законов не придумывали. На сегодняшний день это всевозможные фонды поддержки, которые созданы на федеральном, региональном, а кое-где на муниципальном уровнях, и целая бригада уполномоченных по защите прав предпринимателей. Но дышать малому бизнесу легче не стало. И не станет, а виновато в этом не только географическое положение, но и сами бизнесмены.

Импортозамещения не получилось

Факт остаётся фактом: наш регион с распадом СССР превратился в остров, теперь уже понятно, что невезения. Сначала все говорили о выгодном географическом положении Калининградской области. Думаю, что первый губернатор профессор Юрий Маточкин первым понял, что это не так. Область оказалась экономическим тупиком.

Здесь заканчивается всё: газовая труба, железная дорога, электрические сети, воздушный мост. Чтобы хоть как-то поддержать жизнь в регионе, он продавил в московских кабинетах Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Предполагалось, что этот закон со временем поможет местному бизнесу выйти на внешние рынки. Для России наш рынок практически неинтересен, но и просто кормить население у неё не было возможности.

Бизнесу дали карт-бланш – таможенные и налоговые льготы. Дело пошло! Сначала «попёрла» сборка всего, чего можно: мебели, телевизоров, холодильников, автомобилей, микроволновок и т. д. Вся эта продукция повалила на бескрайние российские просторы в таких объёмах, что забеспокоились российские производители.

Правительство стало на их защиту – другим регионам тоже ведь надо жить. Все помнят историю с «фаршевиками», когда сырьё беспошлинно ввозилось на территорию нашей области, перемалывалось в фарш и отправлялось в Россию. Да в таких масштабах, что даже кубанские фермеры вздрогнули. О какой здоровой конкуренции можно было говорить?!

От калининградского бизнеса потребовали увеличить долю переработки. Но он не поверил в твёрдость этих требований. В общем, импортозамещения не получилось. Закон об ОЭЗ переписали, а малый бизнес так и остался в глубоком геополитическом положении.

Льготы не помогут

И сегодня он с тем же азартом требует новых льгот, компенсации своих потерь и т. д. Выходит, что за 20 лет льготного режима у нас так и не создались производства с высокой добавленной стоимостью, мы не стали производить конкурентоспособные товары? На различных форумах местные бизнесмены любят сетовать на высокую себестоимость своего производства, хотя они все проучились в различных школах развития бизнеса, в университетах и хорошо знают, на чём базируется любое производство. Да, это наличие рядом либо сырья, либо рынка сбыта. В Калининградском регионе нет ни одного, ни другого. И все 20 лет все это знали, пользовались льготами и думали, что так будет всегда.

Каждый раз недоумеваю, когда слышу: «Нас плохо знают в России». Это о товарах. Простите, как нашу продукцию вообще могут знать, если она составляет сотые доли процента от того, что продаётся на безграничном российском рынке? С такой же долей искренности можно говорить, что и в Европе нашу продукцию плохо знают. А может, и вовсе о ней не слышали.

Зато наших бизнесменов там знают, ведь практически у каждого есть домик, квартира, а то и имение в Испании, Италии, Германии, Польше. А у некоторых даже в Каннах. Значит, деньги они хотят зарабатывать в непригодном для их бизнеса Калининграде, пользуясь таможенными и налоговыми льготами, а прибыль вкладывать не в развитие производства, а в собственное благополучие?

Ведь получается, что, кроме государства, других инвесторов у них нет. И не будет, потому что калининградский малый бизнес не хочет жить по законам бизнеса. А они суровы: вся деятельность малого бизнеса должна крутиться в радиусе 500 километров. То есть и сырьё, и рынок сбыта не могут находиться далее, иначе это экономически невыгодно. В этой связи каких инвестиций ждут наши предприниматели – непонятно. Зачем бизнесмену из Москвы, Новосибирска или Краснодара инвестировать любое производство в Калининграде, чтобы потом продавать его продукцию у себя на родине? Он его там и организует.

«Гениальную» мысль высказал недавно отчитывающийся о своей деятельности на заседании областной думы уполномоченный по защите прав предпринимателей Георгий Дыханов: «Если не обеспечить логистику, ничего здесь не будет. Нельзя создать экономику на острове, это всё сведётся к натуральному обмену».

Чего её обеспечивать? Логистика есть, но она дорогая. Другой не будет. Более того, Литва, а теперь и неуравновешенная Беларусь могут вообще запретить проезд по своей территории. Запретила же Россия проезд украинским фурам по своей.  Значит, бизнес должен искать рынки поближе.

И его 20 лет назад об этом предупреждали

Вот цитата с одного из совещаний того времени: «Риски, связанные с малым предпринимательством в Калининграде, имеют свою специфику. По причине эксклавности региона внутренний рынок потребления ограничен по ёмкости, а удалённость от остальных субъектов Российской Федерации не позволяет предпринимателям перераспределять товары и услуги на другие регионы, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка. Существуют барьеры для выхода на соседние рынки Евросоюза, связанные с жёсткими требованиями по качеству, сертификации продукции и услуг, таможенными ограничениями. Кроме того, слабая экспортная ориентированность малых предприятий Калининграда является угрозой при либерализации национального таможенного законодательства, связанного с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО)».

Но пока в бюджете РФ было много валютной выручки, чиновники мягко напоминали бизнесу о необходимости смены ориентиров. А сегодня просто настало время «Ч». Региональные власти установили понижающий коэффициент для расчёта суммы субсидии за перевозку сырья и стройматериалов из остальной части России в Калининградскую область и местной продукции в обратном направлении.

Правда, врио губернатора попытался смягчить жёсткость этого решения обещанием начать развитие паромной переправы. Но это даже не пряник. И обид здесь никаких быть не может. Мебельный кластер не создал производства даже ручек для мебели, «Автотор» не построил обещанного 20 лет назад автомобильного кластера и т. д.

 

Наталья Будоян

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *