ВЫПУСК №21: Калининградская область накануне выборов 2016 года

Роль политических технологий и социально-политические вызовы накануне выборов-2016 в Калининградской области.

Преамбула

На следующий год Калининградская область в числе многих регионов России будет избирать депутатов российского парламента, областной Думы и городского Совета. Это будет непростое время, обусловленное следующими причинами:
— ухудшающееся экономическое положение населения;
— отмена льгот Особой экономической зоны, получившая негласное название «проблема-2016»;
—  отсутствие новых лиц на политической арене региона;
— ужесточение требований к депутатам «Единой России»;
— запрет губернаторам возглавлять региональные партийные списки, а также запрет Кремля на активное вмешательство областных администраций в ход выборов;
— постепенное снижение роли региональных политтехнологов;
— социально-политическая пассивность населения.

Задачей данной работы является рассмотрение и анализ этих причин в целях стратегического прогнозирования.

Часть 1. Политтехнологи. Основные понятия

Для начала определимся с понятийным аппаратом.
В словосочетании «политический технолог» содержатся три греческих слова «государство», «искусство», «мысль» (причина). Поэтому принадлежность человека к этой категории накладывает на него определённые обязательства обладать соответсвующим опытом, навыками и умениями сопоставимыми с решаемыми им задачами. Хороший политтехнолог ценится на выборах не меньше, чем хороший полководец на военной кампании.

Политтехнологи — это общее название группы специалистов, участвующих в выборном процессе. Еще более общее название – «технолог», потому что в эту категорию попадают буквально все участники выборов, использующие те или иные предвыборные технологии.

Выделим четыре основные группы и четыре вспомогательные.

Политтехнолог-консультант
Политтехнолог-идеолог
Избирательный технолог-орговик
Полевик

Политический юрист
Райтер
Медиаменеджер
Пиар-менеджер

1. Политтехнолог-консультант (политконсультант) — это, как правило, человек, выступающий как советник при кандидате или штабе кампании. Он фактически занимается политическим консалтингом, берет деньги вперед и не несет никакой ответственности за происходящее на выборах.

Часто происходит путаница в понятиях, когда под политконсультантом понимают политолога. Это не совсем так. В иерархии политических процессов политолог стоит на ступень выше, ибо не зависит от региональных повесток и регионального финансирования. Задача политолога заключается в трансляции максимально объективной политической ситуации как в любом регионе, так и в целом в России, а также за рубежом.

Если в общем к политологам требования весьма невысоки, особенно к тем, кто не имеет отношения к выборным процессам, то к политологическим центрам, институтам и агентствам предъявляются определенные требования.

Такие структуры в основном собирают, обрабатывают и анализируют информацию, публикуя выводы либо на своих ресурсах, либо в общероссийских СМИ, имея статус федерального эксперта. Эти центры воздерживаются от прямых публичных рекомендаций любым субъектам. Повторимся: они лишь констатируют факты и делают из них общие выводы.

Таким образом, политконсультант тоже может называться политологом, но политолог федерального уровня никогда не выступает в роли политконсультанта. Если это не носит частный характер.

2. Политтехнолог-идеолог – это человек, стоящий над всей структурой избирательной кампании. Ниже будут описаны отличительные особенности орговика от идеолога, но в самом простом обобщении это выглядит так: идеолог единолично руководит крупными региональными кампаниями от депутата Госдумы и мэра до губернатора.

Все остальные участники процесса могут претендовать только на роль избирательного технолога.

Фраза: «Самое основное, что дает победителю идеолог, это энергия доверия, которая исходит от народных масс. Это как овации публики на концерте артиста, от которых у того вырастают крылья».

Идеолог определяет стратегию и тактику, концептуальное управление, дает технические задания, приносит деньги.
Иногда он совмещает должность руководителя штаба, но чаще предпочитает статус «серого кардинала», правой руки заказчика.

3. Избирательный технолог-орговик. Человек, отвечающий за организацию полевых структур, руководитель избирательного штаба, полевого штаба, отвечающий за тактические шаги в избирательной кампании и имеющий наработанный запас избирательных технологий.
Хороший орговик может руководить любыми группами людей от политических юристов и полевых командиров до райтеров и теневых структур, занимающихся черным пиаром и нелегальным противодействием.

Как уже говорилось, орговик может самостоятельно участвовать в региональных кампаниях, «ведя» депутатов областной Думы или городского Совета, иногда даже списками по несколько человек.
Такие вещи прибавляют избирательному технологу вес и на ярких политических кампаниях, как, например, на выборах в Балтийске, добавляют орговику статус идеолога.

4. Полевик – низовая, но одна из самых важных фигур в избирательной кампании. Это человек, работающий с агитаторами, сборщиками подписей и непосредственно с избирателями. Полевики находятся на самом передовом рубеже выборного процесса. Они работают в «поле», то есть в месте нахождения электората. Хорошая работа полевиков – существенная часть успеха кампании.

Вторая группа участников избирательной кампании также весьма важна, и на первом месте в этой категории стоят юристы.

5. Политический юрист – это юрист, специализирующийся на законодательстве о выборах. Упрощенно говоря, он выполняет две весьма непростые задачи:
зарегистрировать своего кандидата и не допустить его снятия на любом этапе предвыборной гонки;
фиксировать просчеты кандидата-соперника и на любом этапе кампании постараться его снять или вставлять палки в колеса.

6. Райтер – нанятый на кампанию журналист, публицист или другой пишущий человек для написания текстов. Тексты могут носить любой характер – от рекламы кандидата до черного пиара противников. Как правило, райтеры стараются работать инкогнито.

7. Медиаменеджер – это человек, понимающий специфику творческого процесса, разбирающийся в формах и жанрах контента, в возможных платформах размещения информации.
Он должен понимать специфику аудитории, знать целевую группу, с которой работает, уметь создавать новый информационный продукт для потенциальных избирателей.

Медиаменеджер – это более широкое понятие, чем пиар-менеджер или имиджмейкер.

Два последних работают весьма линейно и имеют узко очерченные задачи. В общих чертах, деятельность пиар-менеджера и имиджмейкера направлена на создание благоприятного образа кандидата и утверждение этого образа в сознании избирателя. Просто первый может работать с распространением отрицательной информации и о кандидате (заведомо ложная, ставящая его в позицию «жертвы»), и о сопернике (выискивание скрытых от глаз общественности неприятных фактов). Второй же работает только с положительным образом своего кандидата.

Медиаменеджер стоит на ступень выше и руководит этими участниками процесса, если таковые есть, или сам осуществляет эту работу. Кроме того, в задачу медиаменеджера входит функция широкого взаимодействия со всеми авторитетными СМИ региона и порой федерального центра.

В зависимости от целей или хода предвыборной гонки медиаменеджер может либо «сушить», либо «разгонять» информационное освещение кампании.

Подобная «сушка» имела место в кампании по выборам мэра города Калининграда в 2012 году. Тогда в качестве медиаменеджера кампании выступала Елена Волова. Напомним, что выборы перед этим происходили дважды в год:
март 2011 года – избирались депутаты областной Думы и городского Совета;
декабрь 2011 года – выборы в Государственную Думу (при волне протестов);
март 2012 года – избрание Владимира Путина президентом;
осень 2012 года – кампания Александра Ярошука.

С учетом «электоральной усталости» в информационном поле была принята тактика «сушки кампании». То есть ведущие СМИ Калининграда писали о выборах очень мало, избегая любых интригующих новостей. О главном кандидате также писалось или хорошо, или ничего. В итоге это дало доселе небывало низкую явку на выборах, но вопрос победы Ярошука был решен заранее при помощи технических комбинаций и политических договоренностей.

Другой пример. Разгон информационного освещения предвыборной гонки в Балтийске весной 2015 года происходил ввиду серьезного противостояния команды Георгия Комарова и избирательной комиссии Балтийского городского округа, когда из 78 кандидатов, которых вел на выборы Комаров, вначале было зарегистрировано только 15.

Вообще, выборы в Балтийске, стали самой скандальной кампанией в регионе за всю эпоху укрепления вертикали власти, начиная с 2011 года. Достаточно сказать, что по итогам выборов комментарии написали не только почти все федеральные СМИ, но и многие зарубежные ресурсы.

Как оказалось, тактика широкого освещения региональных избирательных процессов и включение инфоповодов в федеральную повестку себя хорошо оправдала. Такой прием не позволил в полной мере применить административный ресурс, которым обладала команда Игоря Кондратова.

8. Пиар-менеджер – это человек, создающий благоприятный образа кандидата и утверждение этого образа в сознании избирателя. Как мы уже говорили, в его функции может входить и черный пиар – в отношении как собственного кандидата, так и кандидатов противника.

Часть 2. Группы влияния

Группы влияния – это добровольные или вынужденные объединения представителей бизнес- или политической элиты, предназначенные для удовлетворения и отстаивания своих жизненных, властных или финансовых интересов в отношениях с: государством, остальной частью общества, политическими институтами и др. субъектами.

Выстроенная вертикаль власти, обладающая всеми инструментами, позволяющими привести к победе или, наоборот, снятию кандидата, тем не менее без лишней необходимости старается не вмешиваться в некоторые процессы, идущие в регионах.
Мы говорим именно о процессах, связанных с выборами.
И тут до сей поры существует принцип конкурентоспособности. То есть если в пику губернатору или мэру найдется достаточно системный (то есть, принадлежавший к структурам власти) человек, а за его спиной встанет группа влияния, обладающая интересами в данном регионе и соответствующими финансовыми ресурсами, то никакая «кремлевская структура» не будет вмешиваться в ход избирательной кампании.
Все же региональные элиты обладают некоторой свободой действий, как это показали губернаторские выборы 2015 года, например, в Иркутской области.

В любом регионе есть некоторое количество влиятельных кланов, преследующих связанные финансовые и политические интересы. Несмотря на то, что они находятся в состоянии вооруженного нейтралитета, при давлении извне эти группы способны объединяться и превращаться в довольно значительную силу, способную противостоять даже воле федерального центра.

Так случилось в Калининграде в 2009–2010 годах, когда стихийный порыв нескольких сотен автомобильных перегонщиков перерос в ряд организованных многотысячных митингов протеста против политики губернатора Калининградской области, кремлевского ставленника Георгия Бооса.

Повторимся, вначале мишенью протеста был губернатор Боос – не угодивший местным элитам. Стояла задача просто его дискредитировать перед Кремлем и населением ввиду близившихся выборов.

Но в самый разгар протеста риторика митингующих готова была перерасти в антипрезидентскую и антиправительственную, и, когда такая опасность появилась, группами влияния было принято решение во что бы то ни стало остановить процесс.

С момента тех неприятных для власти событий существует условная формула: «конкуренция политических элит в обмен на политическую стабильность».

Данная формулировка в общем-то не отрицает некоторую самостоятельность региональных групп влияния, но только в заданном Кремлем векторе.

Группы влияния мы не будем персонализировать, а рассматриваем их лишь в контексте того, что любой клан может прибегать к услугам любого технолога вне зависимости от того, насколько он приближен к сопернику или к действующей власти. Конечно, в области существует ряд технологов, которые работают с определенными группами влияния. Например, Роман Скидан соотносится с группой влиятельного бизнесмена и депутата Олега Шкиля, а Георгий Комаров часто действует в интересах предпринимателя Виктора Богдана. Есть распределение технологов и по географии области, и по уровню компаний.

Так, Анатолий Ромашко провел четыре избирательные кампании по выборам мэра Калининграда. Алексей Гвоздев чувствует себя очень уверенно в Полесском районе, а в Черняховске привычно работать Алексею Прудникову. Игорь Кондратов много лет ведет выборы в Зеленоградске, а Балтийск считается вотчиной Георгия Комарова.

Часть 3. Критерии

Рейтинги – это дело неблагодарное, и нашей задачей не являлось ранжировать участников избирательного процесса, как нам заблагорассудится.

За основу распределения мест мы взяли прежде всего мнения самих участников цеха технологов. Также дополнительно был опрошен ряд экспертов, знакомых с Калининградской выборной проблематикой. В их числе Валентин Бианки, Игорь Кудрявин, Дмитрий Орлов.

Кроме того, были взяты несколько простых критериев:

– уровень избирательной кампании. Под этим понимается градация от поселковой до федеральной, от выборов главы районного города до выборов губернатора, от депутатов городского Совета до депутатов Государственной Думы. Чем выше уровень кампании, тем выше рейтинг технолога;

– роль или уровень ответственности в избирательной кампании. Многие технологи выступают в пулах. Например, проводится губернаторская кампания, собирается пул технологов, которых политтехнолог-идеолог распределяет по различным округам с задачей собрать как можно больше голосов за своего кандидата. Некоторые участвуют технологами в избирательных штабах на выборах президента России и опять же выполняют узкие задачи, нарезанные руководителем штаба. Случается, когда несколько технологов ведут группу депутатов или главу администрации. То есть в некоторых случаях наличие в кампании политтехнолога-идеолога нецелесообразно ввиду его дороговизны, и вместо такой фигуры выступает наиболее опытный из избирательных технологов, который также принимает на себя всю полноту ответственности за результат;

– участие в избирательных кампаниях за пределами Калининградской области. Данный критерий показывает универсальность специалиста. Дело в том, что любой регион имеет свою специфику, и, проведя несколько кампаний, технолог чувствует себя в этом округе как рыба в воде. Более того, прекрасно изучив своего избирателя, он может гарантировать победу практически любому заказчику. Специфика разных регионов страны имеет много особенностей: там на полную используют административный ресурс, тут нет ни одного ресурса, который бы мог выступать без разрешения сверху, а здесь противостоят такие серьезные группы влияния, что попасть между ними – все равно что очутиться между молотом и наковальней;

– баланс побед и поражений. Несмотря на всю очевидность этой оценки, в случае с политтехнологами она очень неоднозначна. Тут кроется масса нюансов. Начиная с того, что технолог может вести технических кандидатов, обреченных на поражение, заканчивая тем, что заказчик прекратил выплачивать деньги и кампанию приходится сворачивать. Разумеется, бывают случаи поражений, которые трактуются вполне однозначно, как, например, полный разгром команды Игоря Кондратова на выборах в Балтийске весной 2015 года. Но все же мы берем этот критерий скорее как условный.

Часть 4. Ситуация

Для понимания процессов, идущих сейчас на предвыборной гонке, особенно таких крупных кампаний, как губернаторская или главы крупного города, необходимо сказать отдельное слово о предвыборном штабе.
У кандидата-лидера, а к таким мы по умолчанию относим действующего главу города, области или республики, обычно есть три штаба, кардинально отличающихся друг от друга.

А. Общественный
Б. Технологический
В. Административный

Они не всегда называются именно этими словами, но это не меняет сути.

Общая задача трех штабов – обеспечить явку, в зависимости от стратегии – низкую или высокую, а также обеспечить большинство голосов за своего кандидата.

Портал Газета.ру неплохо обрисовал данную ситуацию в статье «Штаб с тройным дном»

Общественный штаб призван служить витриной для широких слоев общественности, по-прежнему питающей надежды, что выборы есть неотъемлемая часть народовластия.
Руководитель общественного штаба – должность номинальная и обладающая только представительными функциями.
Основная задача общественного штаба заключается в том, чтобы делать красивую картинку для СМИ и всех интересующихся.
Встречи, конференции, публичные выступления, вручение удостоверений «доверенное лицо кандидата», посещение социально значимых мест, поездки на заводы и в сельскохозяйственные районы – вся эта бурная деятельность создает у электората впечатление серьезности происходящего момента. Избиратель «накачивается» предвыборной лихорадкой, постепенно мысленно втягиваясь в процесс.
Помимо всего прочего, общественный штаб служит неким громоотводом протестных настроений и возмущения избирателей существующим положением вещей.

Любой человек может прийти в этот штаб и письменно или устно выразить свое одобрение или негодование, а также записаться в волонтеры или наблюдатели.

В некоторых кампаниях штаб выполняет функцию и «витрины», и отвлекающего фактора. Например, в 2007 году на время выборов мэра Калининграда был создан общественный штаб, который возглавил Алексей Гвоздев. Одна из задач штаба была в том, чтобы скрывать истинное направление и размах предвыборной кампании Александра Ярошука. С чем Гвоздев блестяще справился.

В губернаторской кампании – 2015 в Калининградской области руководителем общественного штаба врио губернатора Николая Цуканова являлась Марина Оргеева, председатель Калининградской областной Думы. Со своими задачами она тоже справилась отлично.

Общественный штаб – важная составляющая предвыборной кампании, но, повторимся, его роль остается номинальной в течение последних 20 лет.

Технологический штаб – это структура, которая состоит именно из тех людей, которых мы называем политтехнологами.
До недавнего времени это был мозг предвыборной кампании, главная структура выборного процесса. Здесь строилась стратегия, разрабатывалась тактика, отрабатывались технологии и распределялись деньги. Вся технологическая цепочка от полиграфии и райтеров до юристов и полевиков находилась здесь.
Единственной целью технологического штаба является победа своего кандидата. Иногда любой ценой.

Такая победа достигается в два этапа:
– регистрация кандидата;
– сама предвыборная кампания.

Оба этапа представляют одинаковую важность. При этом первый этап призван обеспечить максимально комфортных соперников кандидату-лидеру как за счет снятия нежелательных кандидатов, так и за счет выдвижения кандидатов «технических».
Технические кандидаты призваны «растягивать» голоса избирателей, создавать картинку настоящей предвыборной борьбы и своей пассивностью давать кандидату-лидеру большие шансы на успех.

На сегодняшний день роль технологического штаба, а также самих политтехнологов сведена к роли придатка административного штаба.

Административный штаб – это совокупность административного ресурса.
Как правило, любой кандидат-лидер, номинально исполняющий обязанности главы города, области или республики, фактически обладает всей полнотой власти.
Это дает серьезное преимущество на любом этапе предвыборной гонки от регистрации до подсчета голосов.
В том случае, когда такой кандидат «согласован» на уровне аппарата президента, к его услугам вся административная машина региона или города. По сути, каждый чиновник, так или иначе зависящий от него, негласно становится участником выборов со своей четко очерченной задачей.
Медийное поле, местное и федеральное, избиркомы, районы администрации, нередко силовые структуры, политическая и бизнес-элита выступают единым фронтом за кандидата-лидера.
В настоящее время, с учетом так называемого муниципального фильтра, административный штаб приобрел главенствующую роль в любой крупной избирательной кампании.

Внутренняя и внешняя политические ситуации требуют от первых лиц регионов и крупных городов обеспечения стабильности. То есть такого состояния, когда протестные настроения граждан сведены к минимуму, а внутренние конфликты политических элит отсутствуют.

И если действующий губернатор или мэр, выступающий в роли кандидата, удовлетворяет этим условиям и не совершил крупных ошибок, то Кремль действует по принципу «коней на переправе не меняют».

В этом году мы могли наблюдать: с весны позиции Цуканова медленно, но неуклонно росли вверх. Апогеем этого явились обещанное открытие «Янтарь-холла», а затем последовавшие один за другим приезды в Калининградскую область первых лиц государства – президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева.

Можно сказать, что два последних события поставили Николая Цуканова в ситуацию человека «над схваткой». Его победа была заранее предрешена.

В стратегии, которая просматривалась на губернаторских выборах, не было видно такой детали, как желание обеспечить высокую явку граждан на избирательные участки. Изначально ставилась цель добиться 35-процентной явки в целом по области и не допустить явки ниже 25 процентов в Калининграде.

Поэтому вся кампания носила довольно невнятный характер, без каких-то выдающихся идеологем, громких заявлений, которые были присущи «доцукановскому периоду», и технологических новшеств.

По оценкам экспертов, выборы проходили при минимальном финансовом ресурсе с максимальным подключением административного ресурса.

Нельзя не отметить, что в такой кампании, когда роли «идеологии» и технологического штаба были сведены к нулю, Алексей Высоцкий как руководитель кампании полностью выполнил свою задачу. По всей видимости, линия опоры на административный штаб выработалась у него с момента участия в выборах губернатора Московской области Андрея Воробьева.

И это является общим трендом, который был задан в Кремле еще в 2011 году с уходом Владислава Суркова и приходом на место первого заместителя руководителя Администрации Президента Российской Федерации Вячеслава Володина.

Часть 5. Персоналии

Алексей Высоцкий

Высоцкий круг

Имеет высшее образование в области социологии.
Основатель «Калининградской мониторинговой группы». Весной 2010 года вошел в структуру Александра Бобошина, который стал руководителем Управления внутренней политики, отдела созданного мартовским приказом Георгия Бооса.

В 2011 году вместе с Эльмирой Хаймурзиной вел кампанию от «Единой России» в областную Думу ( выборы состоялись 13 марта). Куратором партии в Калининградской области тогда выступал Александр Хинштейн.
«Единая Россия» тогда получила в Калининградской области существенно меньше, чем ожидалось, голосов (41%).
В феврале 2011-го уходит из правительства Калининградской области и уже в декабре этого года принимает участие в качестве технолога на выборах в Государственную Думу, а затем на выборах Президента РФ в марте 2012 года.
Осенью 2012 года руководит избирательной кампанией Олега Шахова, который до этого был вице-губернатором Тульской области.
На выборах, которые состоялись 14 октября 2012 года, Шахов получил 47% голосов избирателей. Самовыдвиженец Евгения Чирикова (защитник Химкинского леса) с 17% заняла второе место, а третье досталось бывшему чиновнику Росприроднадзора Олегу Митволю.
В 2014 году Шахов подал в отставку. Такое решение чиновник принял после предъявления ему обвинений в коррупции Следственным комитетом России.

В 2013-м Высоцкий выступает в роли главного технолога в избирательной кампании Андрея Воробьева на выборах губернатора Московской области, а также курирует некоторые подмосковные муниципалитеты.
Контракт с Николаем Цукановым он подписывает с марта 2014 года. В 2015 является политтехнологом его избирательной кампании и обеспечивает победу.

Анатолий Ромашко

Anatolyi Romashko

Имеет высшее образование в области психологии. Психолог-практик. Руководил крупнейшим рекламным агентством Санкт-Петербурга. В 1996 году участвовал в предвыборной кампании Анатолия Собчака. Затем был одним из советников правительства Санкт-Петербурга.
Анатолий Ромашко работает в Калининграде с 1998 года. На его счету по две предвыборные кампании Юрия Савенко и Александра Ярошука, где он одержал убедительные победы.
В 2000 году в роли одного из руководителей кампании принимал участие выборах в губернаторы адмирала Владимира Егорова.
С 2000 по 2001 год работал заместителем губернатора Калининградской области, председателем комитета по информации, печати и связям с общественностью. С 2002 по 2003-й был руководителем исполкома «Единой России».
Как говорилось выше, в 2012 году на очередных выборах главы города привел к победе Александра Ярошука.
Некоторые эксперты и политтехнологи вменяют в вину Ромашко низкий процент явки на этих выборах. Здесь нужно отметить тот факт, что задача явки тогда на повестке дня не стояла. Связано это было и с «электоральной усталостью», так как за полтора года в России и Калининградской области прошли все выборы и законодательной, и исполнительной власти. А на выборах в Государственную Думу и президента Российской Федерации от регионов требовалось показать максимальную явку.
Как подтверждение вышесказанному заметим, что на выборах главы города в 2007 году Ромашко добился 57-процентной явки.
После 2012 года выступает в роли политконсультанта и федерального эксперта.

Основным недостатком Анатолия Ромашко является чрезмерная избирательность в выборе «заказчика» и уровня кампании. Кроме того, ему пеняют на то, что он оставил ремесло и ушел на покой – видимо, из-за того, что последние три года о нем мало что слышно.

Алексей Гвоздев

Имеет высшее образование в области управления по специальности «организация управления производством», обладает 15-летним опытом руководящей работы в коммерческих структурах, а также опытом общественно-политической и научно-исследовательской деятельности. До 2007 года Гвоздев в качестве политтехнолога возглавлял в Калининградской области избирательные кампании – в 2000 году руководил региональным штабом Владимира Путина, затем – избирательной кампанией губернатора Калининградской области Леонида Горбенко, в 2003 году – выборами в Госдуму Асана Нюдюрбегова, в 2006 году – выборами депутатов Калининградской областной Думы (Юрий Находкин, Валерий Фролов). На выборах главы Калининграда в декабре 2007 года руководил спецпроектом в предвыборном штабе Александра Ярошука. В феврале 2008 года получил должность главы Ленинградского района Калининграда. После реформирования районов вернулся в цех политтехнологов.

Как недостаток Гвоздева эксперты отмечают чрезмерную зацикленность на идеологической составляющей выборов в ущерб «полевой» работе.

Игорь Изотов
izotov-knia
Имеет высшее образование в области педагогики и психологии. Уже в 1996 году начал работу в избирательном штабе кандидата на пост президента РФ Явлинского Г. А. в качестве простого агитатора, а затем бригадира.
Имеет опыт участия более чем в 20 кампаниях как в Калининградской области, так и за её пределами – от Московской области до Новосибирска.

В 1998 году в июле работал в избирательном штабе кандидата на пост главы города Калининграда Савенко Ю. А., будучи руководителем молодежного направления и организации массовых мероприятий.
В феврале 2000 года вошел в избирательный штаб кандидата на пост президента РФ Путина В.В. Работал в качестве бригадира, в подчинении около 40 человек.
В 2003 году работал начальником штаба на выборах депутата областной Думы Витаутаса Лопаты.

В 2006 году – начальник штаба избирательной кампании в Горсовет Калининграда по одномандатному избирательному округу № 24 кандидата Мигунова Олега Витальевича.
С этого момента Игорь Изотов непрерывно работает во множестве избирательных кампаний в области и за ее пределами.

В 2015 году, август-сентябрь, – куратор в МО «Гусевский городской округ» в избирательной кампании по выборам губернатора Калининградской области. Кандидат Цуканов Н. Н.
Параллельно Изотов ведет выборы Совета депутатов МО «Советский городской округ» и «берет» 14 мандатов из 21.

К недостаткам Игоря Изотова относят его работу в исполкоме «Единой России», что, с одной стороны, уводит его в тень, а с другой – заставляет акцентировать внимание на административном ресурсе.

Георгий Комаров

Имеет высшее образование в области пиар-технологий.
В 2001 году окончил Калининградский Государственный колледж Градостроительства, специальность архитектора.
В 2006 г окончил Академию Управления и Экономики Санкт-Петербург по специальности связи с общественностью в государственных и коммерческих учреждениях.
Коммерческие проекты:
С 2004 – 2005 гг — консультант по развитию и рекламе региональных СМИ начальник отдела маркетинговых коммуникаций Инвестиционно-финансового дома «КапиталЪ – Калининград».
С 2005 г — Президент ООО «Россалют», компания участвовала в организации массовых мероприятий, посвященных празднованию 750 – летия Калининграда, обеспечивает рекламное и pr сопровождение коммерческих компании Калининградского региона.
С 2011 руководитель «БалтРитейл групп», представительство франчайзинговых федеральных брендов и розничной сети магазинов «SUNLIGHT» и «АЙКРАФТ».
Политические проекты и выборные кампании:
С 2002 г помощник депутата Городского Совета депутатов Калининград, с 2008 муниципальный депутат.
С 2002 – 2014 гг – участвовал в организации и проведении более 45 избирательных кампаний.
Региональные выборы политических партий Народная партия, Партия пенсионеров, Справедливая Россия, Единая Россия, Патриоты России, ЛДПР, Коммунисты России, Дело. А также кандидатов на должность глав муниципальных образований, депутатов Городских Советов, Областной и Государственной Думы, Законодательного Собрания в Санкт – Петербурге.
Весна 2015 года проводил муниципальные выборы в городе Балтийске, где привел к победе всех своих кандидатов не дав парти власти ни единого шанса.

Как недостаток Георгия Комарова принято считать его аффилированность к предпринимателю Виктору Богдану.

Роман Скидан
skidan
Имеет высшее образование в области юриспруденции, по специальности юрист. В 1999 году приехал в Калининград в предвыборный штаб по выборам в Государственную Думу Межрегионального движения «Единство» в качестве юриста.
По окончании выборов в Госдуму был приглашен в избирательный штаб В. В. Путина в качестве юриста, а в 2004 году – на повторные выборы в качестве юриста и доверенного лица.
Так же в качестве юриста и доверенного лица участвовал выборах (Горбенко Л. П., Савенко Ю. А., Дацышина А. Я.). В качестве руководителя провел более трех десятков успешных избирательных кампаний. В том числе руководителей Зеленоградского, Гурьевского, Светлогорского, Неманского районов. Вел избирательные кампании:
депутатов областной Думы (Алексея Короткова, Олега Болычева, Сергея Золотухина, Алексея Зиновьева, Виктора Акулова);
депутатов городского Совета (Евгения Верхолаза, Олега Шкиля, Валерия Курьяновича, Юрия Самородова, Артура Ковалева, Сергея Кутепова) и многочисленные выборы депутатов муниципальных образований области. В 2008 году избран депутатом муниципального образования «Город Светлогорск». В 2012 году избран главой МО «Светлогорский район», став самым молодым главой за всю историю области. После ухода с поста вернулся в цех политтехнологов.

Как недостаток Романа Скидана считают, что его зона комфорта находится в области больших бюджетов и ведения кандидатов от власти.

Алексей Прудников
prudnikov
Имеет высшее образование в области юриспруденции, по специальности юрист.
Обладает 15-летним управленческим опытом руководства коммерческими структурами, общественными объединениями, избирательным кампаниями, а также проектами PR- и GR-сопровождения деятельности заказчиков. До сентября 2015 года провел более 20 самостоятельных кампаний в регионе.
Деятельность на поприще политических технологий начал в 2000 году в штабе Л. П. Горбенко. В 2002 году в кампании Юрия Савенко отвечал за СМИ и медиапланирование. В 2004 году руководил кампанией Фёдора Ярошевича. В 2005 году провел 9 из 15 депутатов в городской Совет Балтийска. В том же году вел кампанию Андрея Виноградова в Черняховске. В 2011 году на выборах в областную Думу привел к победе Галину Янковскую. Принимает активное участие во всех региональных выборах.
Как недостаток Прудникова эксперты отмечают то, что он слишком долго топчется на одном месте. Не участвует в кампаниях за пределами области и предпочитает кампании небольших масштабов.

Есть еще ряд технологов, которые так или иначе влияли на предвыборные процессы в Калининградской области. Из них можно отметить следующих:

Михаил Грак
Игорь Кондратов
Елена Волова
Евгений Пахомов
Ольга Грак
Сергей Андреев

Некоторые из них продолжают работать на этом поприще, другие, как Ольга Грак, занимаются кампаниями в других регионах.
Ввиду их невысокой значимости они определены во второй эшелон и не будут подробно рассматриваться.
Из них мы можем отметить двух.

Игорь Кондратов

Имеет высшее военное образование. Бывший офицер ВМФ. 
Некоторые избирательные кампании: 2000 год – Калининградский региональный избирательный штаб Путина, 2003 год – выборы в ГД (А. Дацышин), 2004–2007 годы – избирательные кампании глав Гурьевского (Ю. Юхтенко), Зеленоградского (В. Губаров) районов Калининградской области, депутатов горсовета Калининграда (О. Шкиль, С. Донских, И. Воеводин, В. Макаров, О. Мигунов и др.), депутатов Новгородской областной Думы (С. Кодынев).
Для технолога он имеет довольно преклонный возраст, почти шестьдесят лет.
Сегодня звезда Игоря Кондратова закатилась, и в определенных политических кругах он списан со счетов, как фигура, не способная ни к решению масштабных задач, ни к гибкому реагированию на возникающие проблемы. С треском проигранная кампания в Балтийске лишний раз показала, что Кондратов может двигаться только в рамках когда-то апробированных шаблонов. Область его комфорта заключается во все тех же набивших оскомину вещах: в высоком бюджете, зачистке поля от серьезных конкурентов, административном давлении, «чернухе». При этом абсолютно всеми технологами и экспертами отмечается его поведение, идущее вразрез даже с невысокими этическими нормами собратьев по цеху.

Несомненно, еще какое-то время он будет привлекаться к предвыборным гонкам, что мы сейчас можем наблюдать в Зеленоградске. Эти случаи будут единичны и ограничиваться теми округами, где Кондратов много лет работал, и теми кампаниями, где будут делать упор на деструктивную составляющую.
Не лишне будет вспомнить, что в Зеленоградском районе он проводит выборы уже более десяти лет.

Елена Волова
volova
Имеет высшее образование по специальности «история». После окончания Калининградского государственного университета работала учителем истории. В 2002 году перешла на работу в общий отдел управления делами администрации Калининградской области.
2005–2008 годы – заместитель начальника пресс-службы правительства Калининградской области.
2008–2013 годы – начальник управления по связям с общественностью и со средствами массовой информации администрации городского округа «Город Калининград».
2013–2014 годы – заместитель председателя правительства Калининградской области по внутренней политике.
С апреля 2014 года – руководитель филиала Фонда развития гражданского общества в Калининграде.
Стремительный рост карьеры Елены Воловой после ухода из областной администрации связывают с двумя причинами.
Первая, это покровительство Александра Хинштейна, депутата Государственной Думы и куратора «Единой России» в Калининграде. Вторая связана с разгорающейся войной между администрацией Георгия Бооса и городской политической элитой. Как следствие всего этого максимальный взлет после кампании Александра Ярошука на должность мэра Калининграда, где она фактически являлась медиаменеджером. После недолгого руководства внутренней политикой её карьера в регионе подошла к концу.
Весной 2015 года с Воловой ведутся переговоры относительно её участия в качестве медиаменеджера в избирательной кампании Игоря Орлова, главного претендента на пост губернатора Архангельского края.
Несмотря на то, что Орлов, представляющий «Единую Россию», победил с результатом 53,25%, явка избирателей составила всего 20,99%, и глава ЦИК РФ расценил её как рекордно низкую. При этом социологические опросы на начало предвыборной гонки говорили о том, что на участки готовы выйти не менее 25% избирателей.
Велико ли было влияние Елены Воловой на такой результат, пока не представляется возможным сказать точно. Однако налицо был виден испытанный прием «сушки» кампании, который присущ стилю Александра Хинштейна.

Часть 6. Рейтинг политтехнологов Калининградской области

В качестве предисловия к нашему рейтингу не лишне привести несколько цитат Андрея Колядина, который с 2009 года возглавлял департамент региональной политики в управлении внутренней политики президента (УВП) под руководством Владислава Суркова, а в 2011 году был переведен в Свердловскую область на должность заместителя полпреда Уральского федерального округа.

– Партийная система в России приобрела логичность и законченность – вместо нескольких партий (с попытками слабой конкуренции) пришла одна партия, объединяющая ЕР, СР, ЛДПР и КПРФ.
– Выборы через систему праймериз и муниципальных фильтров нивелируются задолго до самой избирательной кампании – кандидаты комплектуются из числа устраивающих власть, и власти все равно, кто из них будет избран.
– В силу того, что власти все равно, кто из лояльных партий выиграет, и все равно, кто из отобранных кандидатов победит, – ценность труда политтехнологов упала кратно.
– Как одно из проявлений – на выборы не ходят 40–50% электората страны. В крупных городах 50–60%.
– Власть научилась игнорировать публичные акции протеста: с одной стороны, сместив их в Марьино (на периферию. – Прим. авт.), а с другой – действуя по принципу «а Васька слушает да ест».
– Все политические акторы России (вице-губернаторы, руководители ЗАКСов и т. п.) согласовываются из самой Москвы. И всякие там случайные, а иногда неслучайные, но несогласованные люди исключены.

Таким образом, в заключениях Колядина нам важен даже не только тот факт, что от многопартийной системы образца 1996 года мы пришли к одной партии а-ля КПСС, и не то, что роль технологов оказалась сведена к минимуму, а та ситуация, в которой избирателей с каждым годом становится все сложнее «вытаскивать» на избирательные участки.
Электорат реально не видит альтернативных политических повесток и предпочитает отсиживаться по домам.
Выборные кампании при таких обстоятельствах все больше будут приближаться к набору обкатанных технологических приемов и проверенному алгоритму работы административного штаба (читай ресурса).

Есть только одно «но». Вечно так продолжаться не будет, и в один прекрасный день вся эта стройная система может рухнуть, а на поверхность волна может вынести очередного Ельцина, как это случилось в июне 1991 года. И было бы глупо ожидать, что это будут политики с позитивной повесткой. Сон разума рождает чудовищ. Так было всегда.
То есть, с одной стороны, политическое пространство региона нуждается в новых лицах, в приливе свежей крови.
С другой, «снизу» должны появляться какие-то авторитетные движения и партии, ясно формулирующие важные для большинства идеи.

***

Рейтинг состоит из трех частей. Первые две таблицы составлены на основе мнения технологов, работающих в области, и хотя носят сугубо субъективный характер, но созданы коллективной мыслью и тайным голосованием. Мы назвали эти рейтинги «внутрицеховыми».

Третий рейтинг сводный. В нем учтено экспертное мнение, бэкграунд и уровень проведенных кампаний.

К первому уровню кампаний мы относим самостоятельное проведение выборов:
– губернатора,
– мэра,
– депутата Государственной Думы.

Ко второму уровню – проведение выборов:
– депутатов областной Думы,
– депутатов городского Совета Калининграда,
– мэров и депутатов городов Светлогорска, Зеленоградска, Балтийска.

К третьему:
– выборы любого уровня во всех остальных муниципалитетах.

1. Рейтинг технологов Калининградской области за 2015 год (внутрицеховой)

рейтинг политтехнологов 2

*Примечания:
А). В данный рейтинг попали только те технологи, кто участвовал в выборах в 2015 году.
Б). Георгий Комаров занял второе место в силу проведения одной из самых ярких и скандальных кампаний в России, освещавшейся многими федеральными изданиями.
В). Алексей Прудников привел к победе сто процентов своих кандидатов в Гвардейске.
Г). Игорь Изотов выиграл большую часть мандатов в Советске, являющемся вторым по численности городом в Калининградской области.
Д). Алексей Высоцкий с учетом победы Николая Цуканова в борьбе за губернаторский пост – вне конкуренции.
Е). Алексей Гвоздев провел довольно успешные выборы в Полесске.

2. Общий рейтинг технологов Калининградской области
( внутрицеховой)

рейтинг политтехнологов 1

*В данной таблице места распределены сверху вниз, от первого до двенадцатого. Знаки «+» и «-» ставились согласно анкетам. То есть если большинство голосовавших ставили на первое место Высоцкого, то он, соответственно, получал большинство плюсов. Пятеро из опрошенных поставили Комарова на второе место, и он получил за это пять плюсов. И так далее.

3. Общий рейтинг
(согласно установленным критериям)

рейтинг политтехнологов

*Первое место Ромашко в сравнении с Гвоздевым объясняется гораздо большим количеством самостоятельных кампаний первого уровня, а второе место Высоцкого – губернаторской кампанией 2015 года. Выборы первого уровня дают двойной «плюс».

4. Общий рейтинг юристов, участвующих в выборах
(по опросу технологов)

рейтинг
*На основе субъективного мнения

А) Василий Чукин – по общему мнению, является на сегодняшний день лучшим юристом-технологом. У него всего много – и выигранных судов, и участия в кампаниях.
Б) Сергей Галиев – много кандидатов, много выигранных кампаний, но чуть меньше масштабы.
В) Эдуард Погосян – лучше него никто не готовил документы кандидатам, но сейчас занят работой в Избирательной комиссии КО.
Г) Олег Капустин – опытный, хорошо себя зарекомендовавший, но ему комфортнее работать в команде Анатолия Ромашко.
Д) Рустем Садыков хорошо зарекомендовал себя на выборах в Балтийске -2015.

Часть 7. Вызовы-2016

Все написанное выше вряд ли бы имело какой-то смысл, если не брать сугубо утилитарные интересы заказчиков и политтехнологов, не сделай мы некоторых выводов.

Здесь хочется привести цитату из доклада анонимных политологов относительно негативной повестки на предстоящих выборах:

«Возвращение смешанной избирательной системы, когда часть депутатов Госдумы и региональных заксобраний будут избираться по одномандатным округам, привело к существенному увеличению количества выборов и избирательных кампаний, которые будут проводиться в каждом регионе РФ.
Избирательные кампании в ГД, ЗС, глав субъектов и в рамках иных выборов, приуроченных к единому дню голосования, плюс выборы одномандатников на различных уровнях, проведенные одновременно, создают ситуацию хаоса и белого шума и исключают возможность контроля власти за выборным процессом.

Но самая опасная ситуация возникает в связи с тем, что теперь не только оппозиционные политические партии, но и одномандатники будут выстраивать свои избирательные кампании на критике исполнительной власти. В настоящее время существует консенсус, который разделяется практически всеми игроками и заключается в том, что «Путина трогать нельзя». Однако речь не идет об иных институтах власти, и в том числе исполнительной власти на всех уровнях и, что самое опасное, региональной исполнительной власти».

Кроме того, выборы в Балтийске весной 2015 года показали, что хорошо слаженная команда технологов, при грамотном руководстве и достаточном финансировании, умело используя позитивную повестку («Мой любимый город», «Бессмертный полк», «Город-побратим Севастополь!», «70-летие Великой Победы»), может чрезвычайно эффективно противостоять и «Единой России», и административному ресурсу действующей власти. И это при том, что по области выборы велись всего в двух районах.

Экономическая ситуация в следующем году, по оценкам экспертов, может еще более ухудшиться. Во втором квартале 2016 года некоторые экономисты предрекают наступление «дна».

На фоне свистопляски вокруг пенсионной системы, платежей за капремонт, нерешенных проблем в ЖКХ, удорожания продуктов питания, топлива и услуг госмонополий население региона будет находиться в таком состоянии, что из полудремы в протест его можно будет вывести довольно быстро.

Есть и прогрессирующие болезни областного центра, куда можно отнести непрекращающуюся хаотическую застройку, некомпетентность и коррупцию муниципальных чиновников, высокие арендные ставки на коммерческие площади, тотальную коррумпированность полиции, деградирующую транспортную систему города.

Немалое значение имеет сложившееся в области медиапространство. Из четырех самых посещаемых информационных сайтов два портала занимают позицию, крайне враждебную действующей областной администрации, а два других придерживаются позиции «нейтральной». Часто именно «нейтральная» позиция наносит больше вреда текущей ситуации, чем позиция враждебная.
Печатные издания не несут никаких значимых для общества идей, если не считать кроссворды и телепрограммы ( особняком здесь стоят газеты «Дворник» и «Новые Колеса»). Вся эта макулатура уже давно себя изжила и никоим образом не может рассматриваться как инструмент влияния.

Невооруженным взглядом видно, что в региональном медиапространстве городская власть выглядит в куда более выгодном свете, чем областная администрация. И это несмотря на то, что все городские проблемы уже давно набили населению оскомину.

Есть и политическая составляющая, которая будет иметь довольно серьезное значение.
Большей части независимых наблюдателей и экспертов абсолютно понятна мысль, что конфигурация городского Совета города Калининграда и областной Думы должна кардинально измениться. И вот почему.

Первое. Политическая пассивность областной Думы напрочь отнимает у нее роль «громоотвода» общественного возмущения. На претензии граждан областные депутаты либо разводят руками, либо посылают их жалобы по инстанциям, где те успешно умирают. За пять прошедших лет депутаты не приняли ни одного сколь-нибудь яркого и полезного закона, служащего общественным интересам. Не было реализовано ни одной общественно значимой инициативы. Роль областной Думы в делах региона сведена к нулю, а её статус кво есть просто придаток областного правительства.

Второе. Произвол, творимый депутатами городского Совета Калининграда и подконтрольными им чиновниками, давно достиг своего предела. Недопустимо нахождение в депутатском корпусе лиц с уголовным прошлым и групп с ярко выраженными клановыми, коммерческими интересами. На сегодняшний момент примерно четыре устойчивых клана в Горсовете контролируют строительство, вывоз мусора, управляющие компании, рекламу и общественные перевозки в городе Калининграде. Все эти направления глубоко больны, и решения по ним не двигаются ни на йоту, что говорит о заинтересованности депутатов в этой ситуации.

На этом фоне заявление мэра города, являющегося ответственным за этот беспредел, о том, что он «еще не все сделал» и пойдет на третий срок, выглядит, как форменное издевательство над общественным мнением.

В данном случае депутаты и городская администрация действуют исключительно в собственных интересах, подставляя под будущий удар губернатора и правительство.

Третье. Депутаты Государственной Думы от Калининградской области фактически являются «свадебными генералами», не делая для региона ничего, что действительно волнует население. Единственно хорошее, что от них можно ожидать за депутатский мандат, это то, что они не будут вредить. В нынешней ситуации такое положение вещей, мягко говоря, странно, а по большому счету недопустимо.

Из всего вышесказанного можно сделать несколько выводов.

Во-первых, в следующем году вопросы негативной повестки встанут весьма остро и могут быть использованы любыми группами лиц в своих интересах.

Во-вторых, позитивные повестки нуждаются в срочной формулировке и собственных лидерах.

В-третьих, медиапространство региона нуждается в серьезной корректировке. И бизнес-сообщество, и политическая элита нуждается в площадке, свободной от административного давления и аффилированности к любому клану, для свободного изложения наиболее острых проблем. Для выработки приемлемых решений и идей, попадающих в «окно Овертона», и даже, может быть, для установления определенных правил игры в бизнесе и политике.

В-четвертых, все уровни законодательных ветвей власти должны быть не только подвергнуты ротации, но и принять на себя часть ответственности за происходящее в регионе.

В-пятых, несмотря на то, что все технологи являются частью единой властной системы и встроены в «вертикаль», их организационный потенциал никак не используется. Мы не намекаем на то, чтобы политтехнологи сформулировали позитивные повестки и возглавили общественные инициативы, мы это напрямую рекомендуем. Технологов можно сравнить с ружьем, которое висит на стене от одного сезона охоты до другого, при этом в любой момент оно может выстрелить, но выстрелить не туда.

В-шестых, многим известно, что в области есть различные группы, которые хотели бы передела сфер влияния или хотя бы остаться в рамках существующих позиций. Мир в региональной элите – понятие весьма хрупкое, а в преддверии выборов-2016, 2017, 2018, кризиса и чемпионата мира по футболу и вовсе маловероятное. Поэтому в случае, если не договориться «на берегу» и не удовлетворить интересы самых мощных кланов, дело может принять весьма печальный оборот.

В-седьмых, областное правительство должно обрисовать хоть какие-то вразумительные перспективы области и его населения. К глубокому сожалению, ни одна из отраслей экономики не является у нас локомотивом. Налоги естественных монополий уходят в другие регионы, янтарная отрасль и автомобильное производство дышат на ладан (падение на 56%), зверосовхозы лежат в руинах, промысел и переработка рыбы даже близко не стоят рядом с советским периодом, доходы от городского строительства идут мимо бюджета, о туристической отрасли больше разговоров, чем дела.

Поэтому, сталкиваясь с неизвестностью (неуверенностью в завтрашнем дне), население все чаще будет задавать власти неудобные вопросы. А если на них не будет ответов, рано или поздно последуют малоприятные для власти действия.

Напомним, что правительство Георгия Бооса в 2009–2010 годах находилось в аналогичном положении.

В-восьмых, с 1 апреля 2016 года утратит силу Закон об «Особой экономической зоне в Калининградской области» образца 1996 года. В частности, будут отменены таможенные льготы, которые сегодня предоставляются калининградским предприятиям на вывоз своей продукции на территорию «материковой» России. По разным оценкам, от отмены таможенных льгот может пострадать треть населения Калининграда.
По информации регионального минэкономики, доля предприятий, которые работают на льготах ОЭЗ Калининградской области, составляет около 22%, а среднесписочная численность персонала – порядка 50 тысяч человек.
То есть «проблема-2016» может аукнуться власти гораздо сильнее, чем повышение ставок автомобильного налога при Георгии Боосе.

И последнее. Делать ставку на сельское хозяйство области, которое ввиду санкций и курса рубля начало переживать бурный рост, можно и нужно, но поскольку это дело не быстрое, то большого позитива населению это не добавит. Нужны новые идеи и решения, как вовлечь население в процесс самообеспечения и решения других насущных проблем.

Часть 8. Насущные проблемы

В наиболее общих чертах тот круг вопросов, который волнует большинство населения, можно свести к пяти основным проблемам:
– продовольствие (стоимость и качество продуктовой корзины);
– городская среда (транспорт, строительство);
– здоровье (медицина и безопасность);
– жилище (стоимость метра, стоимость обслуживания ЖКХ и т. д.);
– экология.

Дачное движение

Проблема продовольствия еще долго будет стоять на первом месте.
Если вспомнить историю, то пик дачного бума в СССР пришелся на 1980-е годы, когда в стране начали испытывать нехватку продовольствия, и свой земельный надел стал для многих семей настоящим спасением. Во многих регионах России дачное движение до сей поры не утратило значения, хотя в Калининградской области оно было сведено на нет экспансией дешевой сельхозпродукции из Польши.
С учетом гигантских массивов необработанных сельхозземель и появлением Приморского кольца, которое облегчает транспортную доступность, идея возрождения дачных хозяйств могла бы получить серьезную поддержку населения.
Не стоит забывать и о том, что в черте Калининграда находится не меньше сотни дачных обществ. Застройка в них ведется хаотично, бессистемно и не подкреплена инфраструктурой. Создание крупных загородных дачных обществ с хорошей инфраструктурой, транспортной доступностью и новым подходом к управлению могло бы стать хорошей альтернативой для городских дачников. В какой-то степени мы можем это наблюдать на примере дачного общества «Сокольники».

«Нет застройке исторического центра, да – муниципальному транспорту!»

Городская застройка и транспорт являются следующими по значимости проблемами для жителей областного центра.
Бессистемное строительство в центре города привело к перегрузке инженерных коммуникаций, уменьшению зон для отдыха горожан и окончательной потере у Калининграда какого-то внятного архитектурного облика.
Кроме того, все это создает в городе транспортный коллапс, из которого мэрия не может предложить вразумительного выхода.
Генплан Калининграда давно устарел и не соответствует современным требованиям, а новый генплан городские депутаты принимать не торопятся, так как он может нанести ущерб их коммерческим интересам.
В логике чемпионата мира по футболу – 2018 и политики областной администрации по привлечению в регион потока туристов эти действия наносят прямой ущерб и требуют скорейшего вмешательства как со стороны граждан, так и со стороны команды губернатора.

Общественный транспорт и логистика, отданные на откуп депутатам городского Совета и их аффилированным лицам, также находятся в плачевном, архаическом состоянии, отставая не только от европейских городов, но и от многих российских.
На сегодняшний день транспортные проблемы города решаются фрагментарно.
Общественный транспорт должен быть экологичным, с качественным подвижным составом, современными остановочными пунктами, с продуманной логистикой и с открытыми финансовыми данными. Надо констатировать тот факт, что только муниципальный транспорт может отвечать всем вышеперечисленным критериям.
Максимальное повышение качества муниципального общественного транспорта позволит снизить транспортную нагрузку на центр города.

Повсеместное повышение уровня обслуживания общественным транспортом населения требует огромных затрат на десятки лет, как показал многолетний опыт, ни одна коммерческая структура не готова вкладывать средства в повышение качества обслуживания населения общественным транспортом. Таким образом, коренное изменение качества общественного транспорта возможно лишь при участии муниципалитета, и стоит отметить, что при грамотной работе общественный транспорт может стать весомым средством пополнения бюджета при минимальной оплате его услуг населением.

Управляющие компании и тарифы ЖКХ – под контроль общественности

Несмотря на то, что Закон Российской Федерации «Об общественном контроле» действует уже полтора года, в Калининградской области он никак не нашел своего отражения.
Многие жители чувствуют себя обманутыми, наблюдая за ростом тарифов и из рук вон плохой работой управляющих компаний.
Поэтому в народе зреет глухое недовольство, а рейтинг мэра города Александра Ярошука приблизился к самой низкой отметке за все предыдущие годы.

Не секрет, что городская администрация все больше превращается в неповоротливую и неуправляемую структуру, а Калининград из-за бездарной политики муниципалитета может превратиться в город-банкрот.

Действия мэрии все чаще напоминают действия партизанского отряда в тылу врага.

В этой ситуации крайне необходимо привлекать общественность к контролю за деятельностью муниципальных властей. Требовать прозрачности принятия решений и тарифов, создать действующий, а не фасадный общественный совет.
Горожане должны почувствовать, что могут реально влиять на качество своей жизни.

9. Выводы
В рамках политических задач 2016 года и непростой ситуации в экономике тактику «тушения пожаров по мере возгораний» пора выбросить в мусорную корзину.

Нужна понятная стратегия развития отношений как между всеми ветвями власти, так и между властью и жителями региона.

Только в этом случае область не будет похожа для Кремля на «чемодан без ручки», а ветви власти – на героев басни Крылова «Лебедь, рак и щука».

Настоящая стабильность кроется во взаимопонимании и ясно обозначенной цели.
Коммерческие интересы отдельных бизнесменов не должны этому мешать.
Если не дать людям позитивную повестку, всегда найдутся те, кто принесет повестку негативную. Лучшая инициатива народных масс – это домашняя заготовка.
Аналитическая группа «Запад»,
руководитель – Дмитрий Евсюткин

17 ноября 2015 года
Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *