Цикель Михаил Аронович

Цикель Михаил Аронович

БИОГРАФИЯ

Родился 28 октября 1949 года в Молдавской ССР. В 1972 г. окончил Ивано-Франковский институт нефти и газа по специальности «инженер – геофизик».

В период с 1972 по 1975 г.г. работал техником-геофизиком и инженером-оператором в городах Ивано-Франковск и Речица. Был начальником экспедиций по исследованию в скважинах на Украине и в Белоруссии.

С 1975 по 1977 г.г. работал младшим научным сотрудником в Институте физико-технических проблем Севера (СО АН СССР) — г. Якутск.

С 1977 по 1981 г.г. – старший геофизик партии подсчета запасов в Якутской комплексной тематической экспедиции (предприятие в структуре ПГО «Ленанефтегазогеология»).

В период с 1981 по 1983 г.г. – начальник отдела по геофизическим исследованиям в скважинах в Якутском геофизическом тресте (предприятие в структуре ПГО «Ленанефтегазгеология»).

С 1983 по 1985 г.г. — заведующий лабораторией петро-физики в Центральной научно-исследовательской лаборатории (ЦНИЛ) — г. Ивано-Франковск, Украина.
С 1985 по 1991 г.г. — начальник геофизического отдела, затем главный геофизик ПГО «Ленанефтегазгеология» (г. Якутск).

С 1991 по 1997 г.г. — генеральный директор российско-австрийского СП «ТАКТ» (г. Якутск), учрежденного австрийской национальной нефтяной компанией OMV (50%) и «Саханефтегазом» (50%).

С 1995 по 1997 г.г. — первый вице-президент ОАО «Национальная нефтегазовая компания «Саханефтегаз» (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)). Занимался вопросами внешнеэкономической деятельности: ведением переговоров, подготовкой контрактов, ТЭО, соглашений о разделе продукции. Являлся руководителем и ответственным исполнителем проектов с фирмами: EXXON — обработка и интерпретация геолого-геофизических материалов; REDD (США) — контракт на приобретение мини-НПЗ; PEDCO (государственная нефтяная компания, Республика Корея) — проект «Саха-Газ» по оценке сырьевой базы территории Якутии и вариантов транспорта газа в Корею и страны Азиатско-Тихоокеанского Региона; JNOC (национальная нефтяная корпорация, Япония) — обработка и интерпретация геолого-геофизических материалов; «OMV» (нефтяная компания, Австрия) — геолого-разведочные и добычные работы на принципах Соглашения о разделе продукции, создание СП; IOR (Австралия) — контракт на приобретение мини-НПЗ.

В период с 1997 по 1998 г.г. – оказывал консалтинговые услуги ООО «Балтинэксим» (г.Калининград). В частности, занимался изучением рынка нефтепродуктов Калининградской области и возможностей вхождения в этот рынок.

С 1998 по 1999 г.г. — консультант Комитета-Дирекции ОЭЗ при администрации Калининградской области.

В мае 1999 г. – и. о. гендиректора ФГУП «Калининградская портовая нефтебаза».

Со 2 августа 1999 г. по декабрь 2000 г. — помощник генерального директора по стратегическому планированию и общественным связям ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».

С декабря 2000 г. по ноябрь 2001 г. — заместитель главы администрации Калининградской области. Отвечал за международные отношения, внешнеэкономические связи и ТЭК.

С ноября 2001 г. — первый заместитель главы администрации Калининградской области. Контролировал работу ТЭК, курировал международные дела, занимался вопросами ЖКХ, строительства, архитектуры, туризма, работал с органами местного самоуправления.

С июля 2003 г. — вице-губернатор Калининградской области. С августа 2003 года — руководитель администрации Особой экономической зоны (ОЭЗ).

РАБОТА М.ЦИКЕЛЯ В ЯКУТИИ

Трудовая деятельность М.Цикеля в советский период связана в основном с ПГО «Ленанефтегазгеология» (Якутия). Участвовал в геологоразведочных экспедициях, прошел все этапы карьерного роста, начиная с должности технолога-геофизика, до главного геофизика объединения.

В начале 90-х гг. М.Цикель в своей работе «сделал ставку» на установление экономических контактов с зарубежными фирмами, что удачно вписывалось в заявленную на уровне республиканского правительства необходимость иностранного инвестирования в нефтегазовую отрасль Якутии.

В июле 1991 г. М.Цикель принял непосредственное участие в учреждении СП «ТАКТ», став в последствии его гендиректором. Уставной капитал совместного предприятия был поделен поровну между «Ленанефтегазгеологией» и австрийской национальной нефтяной компанией «OMV».

Осенью того же года ему удалось добиться для «ТАКТа» выделения двух перспективных участков на территории Ленского, Верхневилюйского и Сунтарского административных районов для проведения геологоразведочных работ, о чем было выпущено соответствующее постановлением правительства ЯАССР.

В начале 90-х гг. М.Цикель фактически совмещал должность гендиректора СП «ТАКТ» и главного геофизика ПГО «Ленанефтегазгеология».

Создание в 1992 г. на базе ряда отраслевых предприятий и учреждений (в т.ч. ПГО «Ленанефтегазгеология») холдинга «Саханефтегаз» стало одним из важнейших векторов экономической политики президента Якутии М.Николаева, направленной на поиск инвесторов для освоения важных отраслей народного хозяйства республики.

Примечательно, что в ходе реорганизации нефтегазовой сферы Якутии СП «ТАКТ» стало подразделением «Саханефтегаза», которому перешла 50-% доля участия в якутско-австрийском проекте. М.Цикелю не только удалось сохранить за собой должность гендиректора совместного предприятия на раннем этапе существования холдинга, но и в последствии закрепиться в его структуре.

Анализ информационных источников позволяет утверждать, что работа АО «Саханефтегаз» при М.Цикеле была ориентирована исключительно на заключение контрактов с зарубежными фирмами.

Примечательно, что, несмотря на заявляемые М.Цикелем сложности привлечения в Якутию иностранных инвесторов, руководство «Саханефтегаза» заключало контракты только с определенными фирмами.

Деятельность М.Цикеля на должности первого вице-президента «Саханефтегаза», по всей видимости, пользовалась поддержкой президента М.Николаева. Косвенным подтверждением этого стало присвоение М.Цикелю в октябре 1996 г. звания «Заслуженный геолог Республики Саха (Якутия)», получившее широкий резонанс в региональных СМИ.

В 1994 г. «Саханефтегаз» был преобразован в АООТ. Помимо государства, которое обладало 25% акций, основными учредителями компании стали АК «АЛРОСА» и ОАО «Сахаинвест», дочерняя компания «Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия)». Примечательно, что фонд в разные годы так или иначе постоянно присутствовал в качестве соучредителя «Саханефтегаза».

В состав холдинга вошли: АО «Якутгазпром», основными потребителями которого являлись АО «Якутскэнерго» и АК «АЛРОСА»; АО «Ленанефтегаз», занимавшееся разработкой Талаканского ГНМ; АО «Ленагаз», обслуживавшее газопроводы и городские газовые сети; АО «Якутскгеофизика», осуществлявшее проведение сейсморазведочных исследований на нефть и газ. Кроме того, в качестве структурных подразделений холдинга выступали СП «ТАКТ», СП «Сафарг» и «Сахагазпроект».

Республиканский статус «Саханефтегаза» позволял М.Николаеву единовластно назначать топ-менеджмент компании. Кроме того, президент предоставил «Саханефтегазу» исключительное право внешнеэкономической деятельности по нефтегазовой отрасли на территории республики. Примечательно в этой связи, что руководство холдинга в период работы М.Цикеля неоднократно подчеркивало прямую зависимость от президента М.Николаева, фактически игнорируя республиканское правительство. В результате такой политики летом 1995 г. оно вступило в явную конфронтацию с Министерством промышленности Якутии.

Таким образом, особенности юридического оформления АО «Саханефтегаз» обеспечили президенту республики широкие возможности влияния на деятельность компании. Учитывая сформировавшийся в 90-е гг. авторитарно-клановый стиль управления экономикой Якутии, можно с определенной долей уверенности говорить, что схемы работы с иностранными инвесторами, реализовывавшиеся М.Цикелем в «Саханефтегазе», проводились с одобрения М.Николаева.

Анализ СМИ свидетельствует о наличии в Якутии влиятельной группировки, которая выражала крайнее недовольство в связи с отстранением ее представителей от управления компанией «Саханефтегаз» во второй половине 1995 г. и стремившейся вернуть утраченные позиции. В нее в частности входили: председатель правительства РС (Я) Ю.Кайдышев, его заместитель Р.Шипков, бывший гендиректор «Ленанефтегазгеологии» А.Зотеев. В основном их действия были направлены на дискредитацию инвестиционной политики, которую проводило новое руководство АО «Саханефтегаз».

Переломным эпизодом стала ситуация вокруг строительства по проекту А.Зотеева временного трубопровода Талакан-Витим (1995-1996 гг.) с привлечением отечественных оборонных предприятий. Тем самым фактически был спровоцирован конфликт между руководством «Саханефтегаза», выступавшим категорически против реализации проекта, и республиканским правительством. Кроме того, учитывая ведущую роль, которую занимал в политике холдинга президент Якутии, деятельность данной группировки была направлена на привлечение к себе интереса М.Николаева.

Ситуация стала складываться благоприятно для правительственной группировки в канун республиканских президентских выборов 1997 г. В тот период времени М.Николаеву было крайне важно сохранить поддержку политической и экономической элиты региона, представителями которых являлись в т.ч. перечисленные лица. Таким образом, смещение М.Цикеля, который определял вектор развития холдинга на протяжении почти двух лет, по всей видимости, стало одним из результатов политического компромисса.

ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Анализ информационных источников свидетельствует, что с момента приезда в 1997 году в Калининградскую область М.Цикель активно зондировал возможности установления деловых контактов с региональными структурами «Лукойла». По некоторым данным, его первые шаги по «внедрению» в бизнес-круги региона осуществлялись, в том числе, при поддержке возглавлявшего в тот период Пионерскую базу океанического рыболовного флота Ю.Синельника и его партнера, главы Сетевого нефтяного банка (СНБ) А.Гирзекорна. Сферой деятельности СНБ были проекты, так или иначе связанные с нефтегазовой инфраструктурой, а одним из основных акционеров – калининградские «дочки» «Лукойла».

Следует отметить, что помимо наличия определенной корпоративной поддержки, существенным обстоятельством являлись его профессиональный опыт и умение продвигать свои идеи. М.Цикель совместно со своим давним коллегой В.Сандаловым на рубеже 1997-98 гг. создал ООО «Балтинэксим».

М.Цикель в 1997-98 годах был всего лишь «сотрудником ООО «Балтинэксим» (по трудовому соглашению), занимался изучением рынка нефтепродуктов Калининградской области и возможности вхождения ООО «Балтинэксим» в этот рынок». К этому времени М.Цикелю удалось выйти на определенный контакт с бывшим на тот момент гендиректором ОАО «Лукойл-Калининград», являвшимся официальным представителем президента НК «Лукойл» В.Алекперова, Ф.Ярошевичем. Однако их отношения, по всей видимости, по разным причинам не сложились.

Прежде всего, это связано с обострившимися в первой половине 1998 года противоречиями между Ф.Ярошевичем (являвшимся к тому же с конца 1997 г. депутатом облдумы) и губернатором области Л.Горбенко. Вероятно, для выхода из ситуации в руководстве «большого» «Лукойла» было принято решение об изменении стратегии развития бизнеса в Калининградской области, предусматривавшее, в том числе, кадровую реструктуризацию областной системы нефтяного холдинга.

В июне 1998 г. генеральным директором ОАО «Лукойл-Калининград» был назначен В.Суворов. Ключевой же фигурой в структуре лукойловских калининградских «дочек» стал гендиректор ООО «Лукойл-Калиниградморнефть» Ю.Каджоян, именно он был утвержден в качестве официального представителя в регионе президента «большого» «Лукойла».

Ю.Каджоян – отраслевой профессионал, более того, он долгое время также, как и М.Цикель, проработал именно в геологических структурах, в т.ч. был гендиректором ОАО «Архангельскгеологодобыча».

Подтверждением того, что «точки соприкосновения» были найдены, стало довольно скорое назначение М.Цикеля советником вице-губернатора, председателя дирекции программ развития СЭЗ «Янтарь» А.Ушакова по вопросам развития нефтяного комплекса и ТЭК. С этого момента, пожалуй, можно говорить о начале активной работы М.Цикеля в интересах «Лукойла», по всей видимости, он был направлен в областную администрацию в качестве «куратора» интересующих нефтяную компанию тем. Важным обстоятельством, характеризующим открывшиеся перед ним возможности, представляется то, что А.Ушаков в тот период времени являлся одной из наиболее влиятельных фигур в администрации Л.Горбенко. Помимо того, что он курировал фактически основу калининградской экономики – свободную экономическую зону и ТЭК, можно констатировать, что его имя было связано с серией громких скандалов по переделу региональной собственности. Нельзя не отметить, что согласно анализу информационных источников фактически основным банком, через который дирекция СЭЗ реализовывала схемы по уводу бюджетных средств, был весьма близкий к «Лукойлу» Сетевой нефтяной банк.

Развитие ситуации показывает, что сотрудничество между вице-губернатором и нефтяной компанией складывалось вполне успешно. По-видимому, и М.Цикель достаточно органично вписался в систему взаимоотношений. В начале мая 1999 г. он был официально представлен А.Ушаковым в качестве и.о. гендиректора Калининградской портовой нефтебазы, только что выведенной из состава Калининградского морского рыбного порта.

Однако эта ситуация спровоцировала очередной кризис в отношениях между Л.Горбенко и руководством областного отделения «Лукойла». ФГУП «Калининградская портовая нефтеналивная база» (КПНБ) было организовано на базе части активов Калининградского морского рыбного порта (КМРП) по инициативе губернатора. Учитывая стратегическое значение нефтеналивной станции, в установлении контроля над ней были заинтересованы различные группы влияния. В этих условиях «Лукойлу» через А.Ушакова удалось оперативно «продвинуть» на управление базой М.Цикеля. Естественно, такое развитие ситуации по ряду причин – угроза монополизации одним субъектом отраслевой инфраструктуры, собственные планы по развитию базы и др. – не могло устроить Л.Горбенко.

О принципиальности его позиции свидетельствует тот факт, что М.Цикель на посту «и.о.» не продержался и месяца. Директором нефтебазы был назначен близкий Л.Горбенко С.Овчинников.

После событий вокруг КПНБ М.Цикель окончательно попал в «обойму» «Лукойла»: уже в начале августа 1999 года он был назначен на неспецифичную для себя должность помощника гендиректора по стратегическому планированию и общественным связям «Лукойл-Калининградморнефти». Судя по открытым источникам информации, на этом направлении деятельности, во всяком случае, на публичном уровне он занимался, главным образом, организацией под эгидой «Лукойла» различных общественных мероприятий либо выступал в качестве представителя нефтяной компании на таковых.

Помимо общественной деятельности М.Цикель занимался коммерческой деятельностью в «Балтинэксим». В этот период руководством «Лукойла» был одобрен разработанный компанией план строительства газонаполнительной станции (ГПС) мощностью 10 тыс. т. в год, который позднее был реализован. Также по заказу нефтяной компании в 1999 г. «Балтинэксим» проводил исследовательские работы по ряду инновационных проектов предприятия «НИОД» (дочерняя компания концерна «ЭНИОН–Балтика»). Результатом проведенной научной экспертизы стало одним из первых в стране внедрение на «Алешкинском» месторождении такого ноу-хау как ТС НИОД.

К началу 2000 года возросло недовольство областной хозяйственно-экономической элиты политикой администрации Л.Горбенко. По всей видимости, эти обстоятельства послужили серьезным мотивом для поддержки руководством «Лукойла» вызревавших в бизнес-среде стратегических планов по смещению Л.Горбенко с губернаторской должности. Вполне очевидно, что в их реализации были также заинтересованы и представители «коренной» части калининградского делового сообщества, к числу которых можно отнести Г.Чмыхова, В.Пирогова, Ю.Савенко, Б.Овчинникова и др.

На основе имеющейся информации довольно сложно выявить инициатора своеобразных сепаратных переговоров по согласованию внутриэлитных позиций, предшествовавших губернаторской избирательной кампании и целью которых, по-видимому, было установление паритетного союза по распределению экономических зон влияния в регионе. Однако анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о том, что со стороны «Лукойла» своего рода парламентерскую роль выполнял именно М.Цикель.

Судя по статусу его должности, в зону его ответственности входило, в том числе, и установление с представителями политико-экономических кругов неформальных контактов. Косвенным подтверждением участия М.Цикеля (и, как показало время, вполне успешного) в переговорном процессе стало впоследствии его «выдвижение» «Лукойлом» в новую губернаторскую администрацию для обеспечения контроля установленного хозяйственно-экономического и политического «статус-кво» в интересах нефтяной компании.

Свидетельством сложившегося альянса представителей областной элиты стала консолидированная поддержка ими на губернаторских выборах выдвинутой федеральным центром кандидатуры командующего Балтфлотом В.Егорова. «Отмашкой» к политической активизации, по-видимому, стало посещение в середине 2000 г. В.Путиным Калининградской области. Тогда президент явно обозначил свою позицию.

По данным некоторых СМИ, «Лукойл» внес едва ли не основной вклад в финансирование избирательной кампании В.Егорова, израсходовав на нее более 1 млн. долл. Публичная поддержка кандидата осуществлялась через общественное движения «Созидание», в которое вошли практически все ведущие персоны политического и экономического истеблишмента области.

В результате, в декабре 2000 года В.Егоров был избран губернатором области. Вице-губернатором стал В.Пирогов, а одним из заместителей губернатора – М.Цикель. Другой креатурой «Лукойла» считался срочно «выписанный» из Москвы (по свидетельству ряда источников, по инициативе администрации президента) П.Федоров. Гендиректор «Лукойл-Калиниградморнефти» Ю.Каджоян, наряду с Г.Чмыховым, стал сопредседателем Общественного консультативного совета при губернаторе.

Таким образом, назначение М.Цикеля в администрацию В.Егорова можно считать завершением периода его адаптации или, точнее сказать, ассимиляции в политико-экономическом сообществе Калининградской области.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.ЦИКЕЛЯ В АДМИНИСТРАЦИИ В.ЕГОРОВА

Долгое время считалось, что стратегическая роль М.Цикеля в администрации В.Егорова заключалась, главным образом, в защите или продвижении интересов «Лукойла» на уровне органов власти, а также к обеспечению дополнительной лоббистской поддержки союзных нефтяной компании региональных групп влияния, в частности, «группы Г.Чмыхова». Однако стоит особо отметить, что с этих позиций его деятельность не выглядит «одиозной» или «однонаправленной» и, в целом, органично вписывается либо в контекст общей политико-экономической обстановки в Калининградской области, либо в рамки федеральных планов развития региона.

Важной деталью «калининградского бэкграунда» М.Цикеля представляется фактическое отсутствие в открытых источниках сведений о его прямом или хотя бы косвенном участии в переделе областной собственности. Ряд региональных экспертов подчеркивают эту особенность, выделяя ее как одну из существенных характеристик стиля работы вице-губернатора.

Данные обстоятельства, как представляется, обусловили своеобразную «незаметность» (во всяком случае, публичную) М.Цикеля на фоне других весьма колоритных фигур областного истеблишмента, и связанных с их именами порой шумных и скандальных историй. Более того, несмотря на то, что М.Цикель непосредственно участвовал в решении ряда ключевых для региона проблем (транспортировка грузов, федеральная целевая программа, строительство ТЭЦ-2 и ряд других) он до недавнего времени выглядел фигурой «второго эшелона». Согласно результатам опроса, проведенного региональным социологическим центром «Калининградская мониторинговая группа», по состоянию на март 2003 г. М.Цикель входил в разряд наименее известных среди жителей области политиков.

М.Цикель на должности заместителя губернатора

Будучи заместителем губернатора области М.Цикель занимался решением транспортного кризиса, возникшего в результате затяжного конфликта между Калининградской железной дорогой и ее региональными пользователями; реализацией планов строительства ТЭЦ-2; принимал участие в процессе подготовки проекта ФЦП на 2001 -2010 гг.; развитием ТЭК региона; установлением и развитием отношений с иностранными государствами.

Весной 2001 г. М. Цикель участвовал в разрешении давнего конфликта начальника КЖД В.Будовского с региональными потребителями услуг по грузоперевозкам.

Он, в частности, провел ряд переговоров с представителями деловых кругов Польши и Литвы, в ходе которых акцентировал внимание участников на решениях задач межгосударственной транспортировки и транзита грузов по КЖД. В результате достигнутых договоренностей зарубежные стороны обязались не настаивать на введении визового режима в отношении области до момента подписания ими Шенгенского соглашения. Впоследствии итоги переговоров позволили деловым кругам Калининградской области интерпретировать политику Н.Будовского как противоречащую интересам сотрудничества региона с иностранными партнерами.

Стоит отметить, что налаживание отношений области с Польшей и Литовской республикой было одним из приоритетных направлений международной деятельности М.Цикеля. Уже в начале 2001 г. ему удалось наладить регулярную работу литовско-российского совета по сотрудничеству между региональными и местными властями, а также российско-польского совета по сотрудничеству Калининградской области с регионами Польши. Техническим обеспечением работы занималось управление по международным делам и внешнеэкономическим связям под руководством В.Романовского.

Начиная с весны 2001 г. заместитель губернатора стал публично поддерживать, как в областном правительстве, так и на районном уровне, идею о необходимости перевода местных котельных с угля на торф.

В качестве показательного эксперимента был выбран Гурьевский район, который в мае 2001 посетили Г.Чмыхов и М.Цикель. Вероятно, определяющим в выборе стал фактор социальной и экономической отсталости данного муниципального образования по сравнению с другими районами области, что гарантировало местному бюджету значительную экономию при применении более дешевого топлива, каким является торф. В открытых источниках отсутствует информация о реализации проекта. Известно только, что осенью 2003 г. М.Цикель предложил руководству Гурьевского района перевести котельные на баланс частных предприятий.

Другим важным фронтом деятельности М.Цикеля, масштабным как по статусу, так и по перспективам контроля финансовых потоков, стал проект строительства ТЭЦ-2 и связанная с этим задача газификации области.

На протяжении весны-лета 2001 г. М.Цикель «пробивал» идею инвестирования проекта в деловых и политических кругах Литвы и Европы. Однако зарубежные страны мотивировали свой отказ отсутствием его в Федеральной целевой программе (ФЦП). С другой стороны, решение задачи имеет важное коммерческое значение для «Лукойла». Компанию, скорее всего, привлекает предусмотренное сооружение и дальнейшая сдача в аренду подземных хранилищ газа. Не случайно на одной из пресс-конференций М.Цикель акцентировал внимание на возможности решении данной проблемы собственными усилиями региона (постройка предполагалась за счет использования бывших карьеров). Кроме того, учитывая, что «Лукойл» является доминирующим производителем нефти и нефтепродуктов в области, компания могла бы расширить свои возможности по распределению попутного газа на внутреннем рынке за счет присоединения к газораспределительной сети «Газпрома».

Одновременно М.Цикель отстаивал проект на федеральном уровне. При этом смысл действий сводился к необходимости привлечения «Газпрома» к строительству энергостанции, о чем он заявил в мае 2001 г. Повышенный интерес к сотрудничеству с газовым монополистом, по-видимому, был обусловлен государственным «весом» «Газпрома», который мог способствовать скорейшему включению строительства ТЭЦ-2 в ФЦП.

Установлению деловых контактов областной администрации с представителями «Газпрома», скорее всего, способствовал глава РАО «ЕЭС России» А.Чубайс. По сведениям СМИ, он обратил внимание на тему еще на первых порах публичного обсуждения проекта и предпринял ряд шагов в отстаивании позиций Калининградской области перед Р.Вяхиревым. Однако реальные предпосылки для начала переговорного процесса сформировались после назначения 30 мая 2001 г. А.Миллера председателем правления «Газпрома».

Не исключено, что повышение местных тарифов на электроэнергию в области, которое не смогли публично объяснить председатель комитета по ТЭКу О.Лагерников и председатель энергетической комиссии С.Дягилев (оба подчиненные М.Цикеля), стало одним из условий, поставленных А.Чубайсом в обмен на лоббирование проекта строительства теплостанции. К осени 2001 г. тарифы за электроэнергию для населения стали выше, чем в других регионах России и составили 74 коп. за 1 кВт/ч.

Примечательно, в этой связи, что наиболее настойчивыми требования руководства АО «Янтарьэнерго» к энергетической комиссии Калининградской области стали летом 2001 г., т.е. в самый разгар переговорного процесса А.Чубайса с руководством «Газпрома». В это же время М.Цикель назначается представителем Калининградской области в совете директоров ОАО «Янтарьэнерго».

Несмотря на поддержку проекта со стороны главы РАО «ЕЭС России» и смену руководства газового концерна, переговоры носили сложный характер. Анализ информационных источников позволяет предположить, что представители «Газпрома» были заинтересованы в догазификации области за счет существующих мощностей больше, нежели в инвестировании строительства газопровода для ТЭЦ-2. Позиции руководства газового концерна не изменились и на специальном расширенном заседании, состоявшемся 19 октября 2001 г. в Минэнерго РФ. В.Егорову и М.Цикелю, представлявшим обладминистрацию, удалось лишь договориться о выделении средств на строительство газоотводов до г.г. Советск и Неман.

Затягивание «Газпромом» строительства нового трубопровода, вероятно, было связано с проблемой выбора маршрута его пролегания. Среди вариантов прокладки газопровода рассматривались территории Польши и Литвы. Не исключалась возможность проведения его по дну Балтийского моря. В любом случае, «нерешительность» руководства газового концерна увеличивало отсрочку занесения строительства ТЭЦ-2 в ФЦП.

Вероятно, для ускорения процесса руководство «Газпрома» на указанном заседании предложило «эмиссарам» от обладминистрации – и в частности М.Цикелю – провести переговоры с представителями перечисленных государств. Поэтому, на состоявшихся в октябре того же года переговорах с Литвой, М.Цикель фактически выступал в качестве официального представителя российского газового концерна. В этих условиях член бюджетного комитета Сейма Литвы К.Прунскене заявила о возможном участии литовских деловых кругов в инвестировании проекта и взяла на себя обязательства по установлению официальных каналов сотрудничества министра энергетики ее страны с руководством «Газпрома» и РАО «ЕЭС России».

Таким образом, можно говорить, что М.Цикель своими действиями способствовал включению проекта строительства ТЭЦ-2 в Федеральную целевую программу развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 2001-2010 гг., принятую правительством РФ 7 декабря 2001 г. Однако в федеральную программу пункт о строительстве нового газопровода так и не был включен. Все свелось к модернизации существующей газотрассы.

Не исключено, что участие М.Цикеля в решении важной для региона проблемы, несомненно, увеличило его аппаратный вес, а в дальнейшем послужило одним из основополагающих факторов для повышения до первого зама руководителя обладминистрации.

Однако стремление лукойловских структур привлечь на калининградский рынок «Газпром» имеет и вполне конкретную мотивировку: нефтяной компании потребовался своеобразный механизм выстраивания противовеса усилившимся к лету 2001 г. властным амбициям вице-губернатора В.Пирогова. И в этой связи усиление административных позиций М.Цикеля носили вполне резонный характер.

В марте 2001 г. вице-губернатор стал активно «продавливать» на административном уровне проект своего давнего делового партнера Я.Герда по строительству завода по переработке газового конденсата и производству полиэтилена. Для реализации стратегии бизнеса в апреле того же года было создано ООО «ТНГ «Петрохим», учредителем которого стала подконтрольная Я.Герду управляющая компания «TNG Energy AG» (г.Франкфурт-на-Майне). Вскоре предприятие стало владельцем крупного причала в районе г. Светлого, что косвенно определило территориальное положение будущего завода. Спустя два месяца после организации «ТНГ Петрохим», была достигнута договоренность с главой администрации Светловского городского округа А.Григорьевым о строительстве объекта.

Необходимо отметить, что М.Цикель изначально продемонстрировав активную публичную поддержку данного проекта, своими действиями по привлечению газпромовских структур фактически препятствовал экспансии на рынок немецких предпринимателей.

В июне 2001 г. проект Я.Герда был одобрен комиссией под председательством М.Цикеля, а административная поддержка вице-губернатора В.Пирогова способствовала включению строительства комплекса в ФЦП на 2003 – 2006 гг. Строительство намечено осуществить в две очереди: 2003 г. – завод по переработке газового конденсата; 2006 г. – завод по производству полиэтилена

Будучи заместителем губернатора, М.Цикель принимал непосредственное участие в подготовке проекта ФЦП на 2001 – 2010 гг., курируя предложения районных администраций о приоритетных на их взгляд хозяйственных объектах, требующих спонсирования из федерального бюджета.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что к началу ноября 2001 г. сложились предпосылки для увеличения административного ресурса М.Цикеля. С одной стороны, его позиции в администрации области укреплялись в ходе реальных дел по решению значимых для региона проблем. С другой – карьерный рост являлся одним из следствий противостояния экономических интересов вице-губернатора В.Пирогова и руководства областного «Лукойла». В этой связи можно отметить, что незадолго до повышения М.Цикеля Калининград посетил В.Алекперов, где он проводил выездное заседание совета директоров НК «Лукойл».

В конце ноября 2001 г. М.Цикель был назначен первым заместителем губернатора.

М.Цикель на должности первого заместителя губернатора

В новом качестве М.Цикель фактически продолжил свое утверждение в региональных деловых кругах. Стратегия его действий была направлена на решение тех же проблем, которые обозначились в период его нахождения на посту заместителя губернатора, а также лоббирование новых задач. Следует отметить, что повышение статуса чиновника в рамках областной администрации расширил и масштаб его деятельности при решении тех или иных вопросов. В частности появились жесткие нотки административного давления, о чем свидетельствует, например, дальнейшее развитие ситуации вокруг противостояния КЖД с областными грузоотправителями.

В декабре 2001 г. под председательством М.Цикеля прошло совещание по вопросам деятельности КЖД, которое может быть рассмотрено как прямое административное давление на руководство дороги со стороны чиновника. Совещанию изначально была задана социально-экономическая направленность: рассматривался вопрос обеспечения КЖД потребностей экономики и населения региона в перевозках грузов и пассажиров. Негативный оттенок обсуждение получило после выступления М.Цикеля по проблемам задолженности ведомства, возглавляемого В.Будовским, перед областным бюджетом. К рассмотрению проблемы было подключено управление МНС по Калининградской области, в результате чего был поднят вопрос о несостоятельности КЖД как юридического лица.

Анализ информационных источников позволяет говорить о том, что к апрелю 2002 г. конфликт был решен лишь отчасти. Ю.Каджоян реорганизовал свои перевозки в пользу автомобильного транспорта.

С момента назначения на должность первого заместителя губернатора М.Цикель в рамках своих административных обязанностей продолжал курировать строительство ТЭЦ-2 и газификацию районов области. При его непосредственном участии был разработан план, согласно которому в период с 2003-2005 гг. намечалось строительство газоотводов до гг. Советск, Неман, Черняховск, Светлый, Полесск. В июне текущего года газифицирован г. Советск.

Реализация проекта строительства ТЭЦ-2 началась в сентябре 2002 г. Этому предшествовал процесс по выбору генподрядчика строительства и производителя оборудования для будущей станции. Ответственным за организацию конкурса было руководство РАО «ЕЭС России». Примечательно, что генподрядчиком строительства стало белорусское предприятие «Белэнергострой» (не исключена поддержка П.Бородина). В свою очередь в тендере на право производить оборудование для ТЭЦ-2 победило ЗАО «Энергомашэкспорт». В настоящее время пуск первого энергоблока ТЭЦ-2 запланирован на 2006 г.

Одним из стратегических проектов «Лукойла» в Калининградской области является разработка нефтяного месторождения «Кравцовское Д-6». Активное обсуждение проекта в области началось в конце мая 2002 г.

М.Цикель выступал в основном, как эксперт по нефтегазовой отрасли, давая положительную оценку экологической безопасности проекта. Вероятно, для подтверждения своего статуса специалиста в нефтяной области, он связывал тему освоения Д-6 с последними успешными внедрениями проектов в областном ТЭК. В качестве примера приводилась газификация г. Советска, завершение строительства по разработанному М.Цикелем бизнес-проекту газонаполнительной станции в пос. Нивенское. Кроме того, на публичном уровне он неоднократно ссылался на положительную оценку проекта Д-6 губернатором В.Егоровым.

Предпосылки «кадровой революции» в обладминистрации

Следует отметить, что открытое противостояние В.Пирогова интересам «Лукойла» протекало на фоне нарастающего обострения отношений вице-губернатора с основными группами влияния Калининградской области. Его активная деятельность на политическом и экономическом поле шла вразрез с интересами большинства их представителей.

Более того, к началу 2003 г. «точки кипения» достигло недовольство федерального центра политикой, проводимой областной администрацией, которое вылилось в разработку проекта новой редакции закона об ОЭЗ, предполагающего назначение руководителя экономической зоны из Москвы. Кроме того, одной из важных мотивировок Кремля в этой связи являлась зависимость губернатора от В.Пирогова, участие которого в сомнительных финансовых операциях (например, кредит от «Дрезднербанка») фактически поставило область в состояние банкрота. Можно отметить, что В.Егорову представители Администрации президента неоднократно указывали на гипертрофированную роль В.Пирогова в управлении областью.

Фактически губернатор был поставлен перед выбором: либо продолжение следования в кильватере политики вице-губернатора, либо сохранение позиций в отношениях с федеральным центром и региональными элитами.

Таким образом, идея кадровой реорганизации выглядела резонным способом для налаживания губернатором контактов с федеральным центром. В обмен на этот шаг, В.Егоров, скорее всего, заключил с деловой элитой региона стратегический союз с прицелом на выборы.

Анализ информационных источников свидетельствует, что губернатор области в мае-июне 2003 г. вел предварительные консультации с федеральным Центром для окончательного решения кадрового вопроса. Возможно, в ходе этих консультаций была оговорена кандидатура М.Цикеля, на роль «второго человека» в регионе как компромиссный вариант. Причем совещательный процесс носил многоступенчатый характер. Окончательное же решение, по-видимому, было принято В.Путиным в ходе его областного визита в конце июня.

Таким образом, назначение М.Цикеля вице-губернатором в июле 2003 года, а позднее – в августе, и руководителем администрации ОЭЗ, во-первых, расширило его административный ресурс, а во вторых, способствовало сохранению паритетных отношений между основными группами областной элиты.

М.Цикель на должности вице-губернатора

Согласно «Положению об особой экономической зоне», в подчинение руководителю администрации ОЭЗ передаются все вопросы экономической жизни региона – от руководства аппаратом обладминистрации до внешней экономики и управления имуществом региона. Руководитель администрации ОЭЗ полномочен координировать деятельность органов исполнительной власти области, представляет интересы подотчетной ему структуры в отношениях с госорганами РФ и отчитывается перед правительством РФ о жизнедеятельности особой экономической зоны.

Фактически кадровое повышение явилось для М.Цикеля своеобразным карт-бланшем для реорганизации администрации области, которым он воспользовался спустя месяц после своего назначения.

Характерно, что данный процесс он начал с укрупнения управленческих структур и расстановки проверенных им в работе людей на ключевые должности. До уровня главного управления был повышен статус возглавляемого В.Романовским управления по международным делам и внешнеэкономическим связям (ведомство, изначально курируемое М.Цикелем). Сохранила свою должность главы комитета по туризму и международным связям В.Зимоглядова, которая также долгое время работала в администрации области под началом М.Цикеля.

Кроме того, комитеты по ТЭК (О.Лагерников) и ЖКХ (Л.Сидорова), а также управление природо- и недропользования, возглавляемое до этого креатурой Г.Чмыхова Б.Акининым, были расформированы, а на их месте было создано главное управление по ТЭК и ЖКХ. На должность начальника данного управления был назначен давний «соратник» М.Цикеля – В.Сандалов, его заместителем стал О.Лагерников (работал под руководством М.Цикеля).
Протеже нового вице-губернатора активно включился в процесс реформирования ЖКХ и ТЭК, что свидетельствует о получении М.Цикелем реальных возможностей для влияния на экономическую ситуацию в регионе.

Вступив в должность, В.Сандалов обозначил основные направления своей деятельности. Прежде всего, он интенсифицировал процесс подготовки региона к отопительному сезону. Во многом это было связано с тем, чтобы показать федеральной власти активизацию действий по выведению Калининградской области из состояния проблемного региона.

В середине сентября 2003 г. В.Сандалов провел совещание с участием глав муниципальных образований, посвященное подготовке региона к зимнему отопительному сезону. Критике были подвергнуты руководители гг. Знаменск, Гусев, Гвардейск и поселка Янтарный. В.Сандалов обещал оказывать давление на глав муниципальных образований, не подготовивших вверенные им территории к зиме, через прокуратуру, используя указ Президента РФ. После высказанных В.Сандаловым критических замечаний по отношению к поселку Янтарный М.Цикель стал активно продвигать идею о необходимости проведения в Калининградской области территориально-административной реформы, которая обеспечила бы решение топливной проблемы региона. В частности, он предлагает укрупнить Светлогорский городской округ за счет отстающего в социально-экономическом плане поселка Янтарный.

Примечательно, что В.Сандалов не затронул интересов мэра г. Калининграда Ю.Савенко, у которого по сведениям открытых источников, не менее серьезные проблемы с работой коммунальных служб. По всей видимости, для сохранения определенной структуры взаимоотношений между «Лукойлом» и группой влияния, которую представляет Ю.Савенко, сторонами соблюдается своеобразный «нейтралитет».

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.ЦИКЕЛЯ В АДМИНИСТРАЦИИ В.ЕГОРОВА

Расширение административных возможностей М.Цикеля после кадровой реформы 2003 г. является свидетельством окончательного «укорения» его в Калининградской области. Более того, он достиг максимально возможного уровня административной карьеры, потенциально он обладает управленческими возможностями более широкими, нежели губернатор области.

Анализ информационных источников свидетельствует, что М.Цикель будет придерживаться той же стратегической линии, которую выработал после установления деловых отношений с «Лукойлом». То есть останется своеобразным «проводником» интересов нефтяной компании в регионе, выгодно позиционируя их перед федеральным центром. Его подчеркнуто дружественные действия по поддержке «группы Чмыхова» после назначения на должность вице-губернатора и руководителя администрации ОЭЗ, свидетельствует о том, что в перспективе он будет сохранять паритетную договоренность по разделу сфер влияния между представителями калининградской областной элиты, контролируя «правила игры».

Следует отметить, что повышение административного статуса обеспечило ему самостоятельность в кадровой политике. В частности, наметилась тенденция организации подконтрольного ему окружения. Характерным показателем в этой связи стало назначение на одну из ключевых должностей в администрации В.Сандалова.

Но в любом случае эффективность действий М.Цикеля в администрации области во многом будет определяться его связями с «Лукойлом» и с учетом ресурсов имеющих достаточный «вес» других региональных групп влияния, что, вероятно, окажет позитивное влияние на экономику области.

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *