Эксперт: Завод BMW в Калининграде – проблемный проект

Алиханов отметил, что BMW рассматривает Калининград как точку входа на российский рынок

Во вторник, 1 ноября, в эфире федерального канала «Россия 24» врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов заявил, что в 2017 году в Калининграде, наконец, начнется строительство нового автомобильного кластера концерна BMW.

«18 лет они уже присутствуют и вместе с компанией «Автотор» осуществляют сборку своих автомобилей в Калининграде, — отметил он в программе «Мнение с Эвелиной Закамской», —  Я надеюсь, что те планы, о которых они рассказывали и Дмитрию Анатольевичу (Медведеву — прим. ред.) и Владимиру Владимировичу (Путину — прим. ред.), по созданию целого кластера, по строительству завода полного цикла мы уже в следующем году начнем, собственно, воплощать в жизнь».

Однако бизнес-консультант и исполнительный директор ООО «Контакт» Олег Скворцов уверен, что, несмотря на позитивный настрой у проекта нет будущего.

«Идея прекрасная, так долго о ней говорили, что перестали верить в то, что когда-нибудь этот завод появится, — прокомментировал он новость на страничке в «Фейсбуке», —  Ну, и посыл верный: если строить только из расчета на российский рынок, то ничего путного не выйдет — за последние годы у Автотора продажи в России упали на 60%, если я ничего не путаю. Другое дело, что вопрос локализации комплектующих мы опять не сможем закрыть, если только это не будет полноценным кластером, а не то, что сейчас. А локализация — это одно из условий для иностранных автомобильных брендов для производства на российском рынке».

При  этом Скворцов указывает на возможные проблемы с логистикой и транспортными издержками при поставке комплектующих.

«Опять же, если не путаю, речь шла о 85% компонентах автомобилей, которые должны производиться в России. Но тут сразу встает вопрос с логистикой: если комплектующие не производятся в Калининграде, а в России, то дополнительно возникают транспортные издержки».

«По поводу кластера — мало произвести товар, надо его продавать. А вот здесь еще вопросы: ок, комплектующие российские (представляю как «рады» в БМВ аккумулятор из Рязани, например), но их нужно еще доставить. А потом произведенный товар нужно вывезти потенциальным покупателям в Азии, Евразии, не важно. На чем их вывозить и сколько будет стоить перевозка до конечного потребителя? Будет нездорово, если в кластер надо будет встраивать свою транспортную компанию БМВ Карго-Калининград и закупать автопоезда или ж/д вагоны для перевозки машин. А вдруг в Беларуси опять скажут, что это китайская подделка, как с телевизорами было? И опять без машин и без денег останемся», — заключил бизнес-консультант.

В качестве примера возможных затруднений, с которыми могут столкнуться инвесторы, эксперт представляет проблему производства российских комбайнов.

«И еще один момент из жизни колхозников и про локализацию. Вот есть Ростсельмаш, который делает комбайны, а есть John Deere и Claas, которые делают шикарные комбайны, пояснил он. —  Правительство говорит, а давайте введем утилизационный сбор за импортную сельхозтехнику и будем поддерживать отечественного производителя! И все радостно захлопали в ладоши и сказали, а давайте! Что получилось? Комбайн из месяца активной работы в году (на уборке) должен месяц пахать 24 часа в сутки и ни разу не сломаться.

С этим справляются европейские образцы, а комбайн Ростсельмаша не справляется. Если мы разберем его по винтикам, то увидим, что все комплектующие в нем импортные, но чтобы снизить себестоимость, они самые дешевые — аналоги, а не оригиналы. Соответственно, поддерживая отечественного производителя, мы поддержали еще и корейского и китайского поставщика, а фермер, купив отечественный комбайн, не успел собрать урожай, потому что он у него на второй день сломался, потому что у него потери при сборе зерна на 30% выше, чем у его старших братьев. И получается, что идея вроде хорошая (поддержать местного, своего), а реализация как обычно! Вот не хотелось бы, чтобы в Калининграде что-то похожее вышло!», — предостерег Скворцов.

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *