Заказчики-исполнители

Заказчики-исполнители

forum.anabolicshops.com

Глеб Кузнецов о «солдатах президента», содержании выступлений политиков и производителях политического контента

Есть у меня в ленте один молодой, активный, ищущий свою нишу политик. Раньше он в основном размещал ссылки на свои краткие выступления по ТВ – в разных ток-шоу формата «перекричи». Сейчас, видимо, решил взять содержанием и предложил читателям некий геополитический анализ. Про то, как Россия и США в ближайшие год-два поделят мир, а ЕС уже в семнадцатом даст дуба. То есть набор банальностей, пережёванных настолько, что для сторонников даже в качестве одобряемого фона играть они не будут, а для противников не станут и поводом для сарказма.

Зачем? Непонятно. И думаю я, что вот это и есть основная проблема нашего политического пространства. Люди не хотят даже пытаться выступать с содержательными вещами. Это относится не только к политикам (и даже не столько к ним), сколько вообще к среде публичных людей, экспертов, политологов, социологов, консультантов.

Смотришь на рейтинг «исследовательских центров» или «политологов» и видишь, что там людей, производящих собственный контент, два или три в первом (да и каждом последующем) десятке. Остальные семь-восемь – это люди жанра «полуминутная банальность» для СМИ и «рейтинг обновил очередной максимум». А потом политики советуются с ними по содержанию своих выступлений и получают вторичные даже по отношению к выступлениям этих «медиаактивистов» продукты.

«Я – солдат президента». Когда об этом было сказано первый раз, было понятно, почему так сказал именно этот человек и почему он имеет право так говорить. Сегодня это затёртая банальность для всех, у кого есть галстук и партийный значок. И сугубо мирные политики прикрывают абсолютную пустоту собственного высказывания этим «куда меня послали, туда я, как солдат, и пошёл».

Всё это, конечно, прекрасно, но, может, имеет смысл как-то учиться пояснять начальственную задачу людям. Проговаривать её. А то удобно: я – солдат. С меня взятки гладки. Чего вы ко мне пристали? А что возможностей имею, как фельдмаршал, так это моя частная жизнь.

Модно сравнивать ситуацию с США. Но, как ни относись к людям типа Келлиэнн Конвей, Стивена Бэннона или, прости господи, Джона Голдберга, это люди с сильным – прежде всего собственным – контентом. И они обогащают этим контентом политиков вплоть до президента США, а не паразитируют на них в логике «начальство разберётся». И такие же есть с «демократической» стороны.

Можно было бы предположить, что вот сменятся поколения, придут молодые, со свежим взглядом и всё поменяется, но нет. Молодые – и это относится не только к «ищущим себя», но и к вполне состоявшимся молодым депутатам, губернаторам, чиновникам – такое ощущение, что ещё менее склонны к поискам собственных сообщений, собственного контента, чем те, кто хотя бы знаком с «идеологической работой» по комитетам комсомола 80-х.

То есть проблема представляет собой замкнутый круг. С одной стороны, «заказчик»-политик старательно изображает из себя рядового Хабибуллина из анекдотов про Советскую армию, а с другой – «исполнитель»-консультант не готов предложить ему ничего, кроме секвестрированного собственного ритуального комментария для вопящего шоу.

И непонятно, с какой стороны к этому вообще подходить в смысле решения. Пока из более-менее живого вне ритуала это только описательные вещи: «международная компаративистика» (спасибо Трампу – всем это ситуативно интересно) и «внутренняя регионалистика» (низведённая к вопросу, кого когда снимут и куда назначат). Тоже, конечно, хлеб.

 

Глеб Кузнецов

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *