В предчувствии губернатора: поиски смыслов

Игорь Голубев пытался понять, как в короткие сроки выстроить смысловую стратегию реальных дел

Одной из самых трудных задач, которую грядущей осенью придётся решать организаторам избирательной кампании нового губернатора, является выработка более-менее внятной стратегии, которая позволила бы привлечь на избирательные участки некое «приличное» количество жителей области. Или, проще говоря, наполнение выборов смыслами, способными заставить людей на них пойти. А это, во-первых, очень трудно, а во-вторых, требует хоть какого-то времени. Почему?

Выстроить смысловую стратегию реальных дел за столь короткий срок просто не удастся. Построить онкоцентр, десятки школ, ФОКов, детских садов в муниципалитетах, окружные дороги и развязки, несколько крупных заводов и фабрик – этого было бы вполне достаточно для оглушительной победы без дополнительных обещаний, но сделать это до 10 сентября нереально. Поэтому смыслы реальных дел могут быть лишь дополнительными, но никак не основными в предвыборной стратегии. Значит, придётся выстраивать смысловую стратегию ожиданий и чаяний. Ну а как по-другому? Совсем без смыслов – очень уж низкая явка будет.

Тут я отвлекусь на возможные высказывания с мест о том, что вон и на предыдущих выборах губернатора особенных смыслов не было, однако около половины избирателей проголосовали на них. Что изменилось? И без всяких смыслов 35-40% наберётся.

Это не так. Основным смыслом прошлых выборов была стратегия стабильности. Пусть развитие было медленным и малозаметным, но практически все политические и экономические силы в регионе были «устаканены», весы сдержек и компромиссов находились в стабильном равновесии. Пусть школы и больницы строились очень медленно, но они не закрывались. У каждого были своя ниша и свой кусок хлеба. Договорённости более-менее соблюдались, и политика руководства была понятна и вменяема. Вот именно за смыслы стабильности и голосовали на прошлых выборах. Даже оппозиция критиковала смыслы, а не жаловалась на бессмыслицу власти.

Но вернёмся к ожидательным смыслам. Одним из любимых ожидательных смыслов у нас в обществе является «жажда крови». Громкие разоблачения, показательные увольнения и посадки представителей «старой власти» могут на короткий срок дать весьма большой приток сторонников. Особенно если сопровождать это дело ещё более громкими заявлениями, даже пусть и исключительно популистскими. Тут важно вовремя угадать со временем, так как смыслы эти очень краткосрочные. Ну и по всем признакам ждать таких смыслов нам тоже не стоит. В карательных смыслах есть ещё один скрытый капкан. Если возможность репрессий будет грозить слишком большому кругу лиц, они очень быстро захотят объединиться перед лицом общей опасности. А если ещё собственных влиятельных сил нет, то начинание такое может стать опасным в первую очередь для «зачинателя».

Итак, деструктивных ожидательных смыслов в большом количестве нам тоже ждать не приходится. Стало быть, надо искать созидательные. И вот тут я, честно говоря, нахожусь в полной растерянности. Не вижу я общеобъединяющих созидательных смыслов для нашей области. Но это вовсе не говорит, что их нет. Вполне возможно – и даже скорее всего – они есть! Только их надо найти и расставить по важности. Стало быть, на ближайшую перспективу главной задачей должен стать объёмный и глубокий качественный мониторинг ожидательных смыслов. Времени для этого вполне достаточно, а на выходе может получиться неплохая предвыборная программа. Особенно если следование ожидательным смыслам будет не только декларативное, но и реальное – что-то начнёт делаться уже летом. Лично для меня это сегодня единственный видимый действенный путь для избирательной кампании.

После определения актуальных смыслов предстоящей избирательной кампании наступит время создания цельных и законченных образов. Никто же не будет спорить, что пока вместо образов некая аморфная тень с отдельными проявившимися фрагментами «дизайна» типа нашивки на курточке или ипотеки. Но об образах и их значимости мы поговорим отдельно.

 

Игорь Голубев

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *