Популисты дня сегодняшнего

Популисты дня сегодняшнего

niskanencenter.org

Глеб Кузнецов о том, чего хочет электорат, о реальных делах и «инаковости» в избирательных кампаниях

Изучая популистов, успешных сегодня, сталкиваешься с чередой удивительных, прекрасных типов…

40-летняя тётка, недоучившаяся в университете, всю жизнь балансировавшая на нижней грани среднего класса. Представитель самого свирепого крыла ипотечников, пострадавших от кризиса 2008-2009 года. Ну натурально «сдохни, банкир!» и приковывание себя к оградкам банков. Нынче – мэр Барселоны.

30-летняя дочь олигархов из Северной Италии – мэр Турина. Вела кампанию будучи сильно беременной и родила перед выборами. Стоит на жёстко вегетарианских позициях и всех к тому же призывает.

Нынешний мэр Рима, которая, в то время как все оппоненты, сделав серьёзные лица, боролись с эмиграцией и за идентичность (что им социологи принесли как «проблемы», с тем и боролись), публиковала своё симпатичное улыбающееся личико и призывала: «Решайся! Время изменить Рим!»

70-летняя старушка из Мадрида, основатель движения «Бабушки-предпринимательницы». Университетские преподаватели, ни дня не бывшие на политических должностях до этого. Красота!

У всех борьба с коррупцией, мафией, бандитизмом банков и политического класса. Чиновник для всех – абсолютное зло. Конечно, Реджи в Риме сильно прокололась, ведя дела в традиционном для воспитавших её берлускони-стиле, но остальные – бабушки, беременные, всякие – держатся.

Всех в ходе кампании злобно мочили «администрации», вопя: «А где реальные дела? А какая у них программа? А что заставляет считать их профессионалами?» Популисты же меланхолично отвечали, что, конечно, если профессионализм – в воровстве и наплевательстве на горожан, то это не к ним. И жирели на агрессии власти как на дрожжах: «Разве беременная баба/старуха/очкарик-химик из универа/скандалистка-недоучка, у которых приводов больше, чем у соседского алкаша, могут быть реальной альтернативой?» – спрашивали листовки, плакаты, ролики, эксперты-политологи у избирателей.

«Не могут, а должны и станут! – отвечали избиратели. – Мы же не то чтобы за них, хотя ребята нормальные, на нас похожие. Мы за то, чтобы рожи ваши жлобские с галстуками Hermes, купленными на украденные у города деньги, не видеть».

«Инаковость», «непохожесть» становится единственным настоящим предложением для электората. А контркампания традиционных политиков – основным драйвером роста таких кандидатов. Чем больше указывали на живот беременной и морщины пенсионера, тем больше и живот, и морщины становились электоральным преимуществом.

В этом месте мог бы быть и пассаж про Трампа, которого буквально силком втянули на президентский пост отнюдь не собственные консультанты, чью так называемую «работу» с таким придыханием изучают сегодня, а его враги и из демократов, и из республиканцев своей с ним борьбой. Ну да чёрт с ним.

А будет мысль про то, что каждый раз, когда традиционный политик в городе говорит: «Посмотрите на реальные дела!» и «Я – профессионал», – это работает только тогда, когда нет конкурентов. Времена поменялись. Люди хотят покупать на избирательных участках «будущее» – интересное и привлекательное, а не фотографии развязки, построенной в «три конца» с учётом всех интересов.

И два. Непохожесть на чиновников сама себя продаёт. Она не нуждается в какой бы то ни было аргументации, технологиях и всём прочем. Вполне достаточно, чтобы непохожесть эту клевали в СМИ журналисты и традиционные эксперты. И чем больше, тем лучше. А люди сами услышат всё, что им надо.

 

Глеб Кузнецов

Поделиться:Share on FacebookShare on VKTweet about this on TwitterShare on Google+Share on LinkedInPrint this pageEmail this to someone

Напишите Ваш комментарий

посмотреть все комментарии

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Так же, как и другие данные не будут переданы третьим лицам. Обязательные поля отмечены *