• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Что такое форсайт? Форсайт (foresight) – это технология (сессия) долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенногоЧто такое форсайт?
    Форсайт (foresight) – это
    технология (сессия)
    долгосрочного прогнозирования,
    способ построения
    согласованного, взвешенного и
    ответственного образа будущего.

    Форсайт – это совместная работа участников на карте времени. Это работа не с текстами, а с образами и схемами. Авторы и участники не просто

    В чем основа методики работы Форсайта?
    Форсайт – это совместная работа
    участников на карте времени. Это
    работа не с текстами, а с образами и
    схемами.
    Авторы и участники не просто оценивают
    вероятности и риски, а проектируют
    свою деятельность. Результатом
    форсайта становится «Карта будущего».

    Базовые принципы форсайта:

    Будущее зависит от прилагаемых усилий, его
    можно создать
    Будущее не проистекает из прошлого, оно зависит
    от решения участников форсайта
    В целом будущее нельзя предсказать достоверно,
    можно подготовиться или подготовить будущее
    таким, каким мы его хотим видеть.

    Цели форсайт-сессии

    Прогноз – получение достоверной «карты будущего»,
    описывающей основные события, которые будут влиять на
    отрасль\территорию\организацию в описываемом будущем
    Коммуникация – согласование основными заинтересованными
    сторонами\экспертами своих позиций относительно
    факторов, влияющих на развитие будущего. Создание
    дородных карт будущего.
    Образование – формирование единого «поля представлений»
    участников форсайтов.
    Диагностика – определение качества представлений
    участников о будущем.

    Основные единицы форсайта

    Тренд
    Тренд – базовая единица форсайта. Это
    внешние устойчивые тенденции, важное,
    заметное направление в развитии чего-либо.
    Примеры трендов:
    Доля социального проектирования в
    образовании увеличилась.
    Происходит отток активности детей в
    социальные сети.
    Образовательные комплексы укрупняются.

    Технологии

    Совокупность методов, процессов и
    материалов, используемых в какой-либо
    отрасли деятельности, а также научное
    описание способов технического производства.
    Пример технологии:
    Электронное портфолио активиста
    Социальное проектирование

    Формат

    Способ построения и подачи, форма
    проведения какого-либо события, мероприятия
    Пример формата:
    Семинар по социальному проектированию
    Тренинг по развитию ораторского искусства

    События

    То, что имеет место, происходит, наступает точке
    пространства-времени; значительное происшествие,
    явление или иная деятельность как факт общественной
    или личной жизни.
    Пример события:
    Фестиваль социального проектирования
    Конкурс «Вожатый и его команда»

    Закон

    Нормативный правовой акт, который принимается
    представительным (законодательным) органом
    государственной власти.
    Пример закона:
    Дополнения к ФЗ «Об образовании» об ученическом
    самоуправлении
    Распоряжение Правительства Москвы

    Угроза

    Возможная опасность
    Пример угрозы:
    Отток активности полностью в виртуальное
    пространство
    Отсутствие финансирования социального
    проектирования

    Поля на карточках

    На всех карточках есть:
    1) Название
    2) Описание
    3) Вероятность
    4) Автор
    5) Тренд, к которому относится (кроме карточек самих
    трендов)

    Дополнительные поля

    Для тренда:
    1) Годы существования тренда: с______по______
    2) Тип тренда (устойчивый, неопределенный, угасающий)
    Для Технологии, Формата, События, угрозы, Закона:
    1) Год появления
    Для Технологии и Формата
    1) Год начала широкого употребления в обществе или индустрии

    Работа с картой времени

    Первый такт
    На карту прикрепляются тренды.
    На карте тренды обозначаются линиями в зависимости от типа
    Со временем тренды могут менять свой характер, что обозначается
    изменением типа линии
    Второй такт
    Прикрепляются карточки технологий, форматов событий, угроз и
    нормативных актов.
    Непризнанные, маловероятные, но в то же время интересные технологии
    отправляются в поле «черные лебеди». Эта процедура повторяется для
    всех карточек.

    Третий такт
    Участники находят и обозначают связи между
    элементами
    Четвертый такт
    Оценка, критика и дополнение карт

    Современная система образования ставит своей приоритетной задачей воспитание успешных людей, готовых к выбору, к принятию самостоятельных, конструктивных решений. Планирование жизненных и профессиональных перспектив, выбор ценностных приоритетов вызывают у обучающихся образовательных организаций затруднения. Узкая и непростроенная перспектива профессионального и личностного развития обрекает их на ограниченный диапазон жизненных проявлений, при этом исчезает интерес к профессиональному будущему как полю самореализации.

    Для совершения оптимального выбора в ситуации профессионального самоопределения человеку необходимо обладать навыками формирования временной перспективы жизни, моделирования картины в будущем. Временная перспектива будущего является ментальной проекцией смысловой сферы человека, которая сочетает в себе стремления, опасения, надежды и планы. Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, одним из которых является форсайт.

    Форсайт — технология работы с образами будущего. Форсайт исходит из того, что существует множество вариантов возможного будущего, и то будущее, которое действительно наступит, во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня. Таким образом, форсайт требует сознательной, «активной» позиции по отношению к будущему и признания того, что выбор, сделанный сегодня, может влиять на формирование или даже создавать картину завтрашнего дня. Методы форсайта можно воспринимать как своеобразные ускорители сознания. Насколько прорывными окажутся идеи, зависит от исходного творческого потенциала команды и отдельных ее участников, от их способности творчески использовать предлагаемые упражнения.


    Открытой проектной мастерской для осознания студентами наиболее актуального и экологичного направления развития своей жизни, создания основы для принятия эффективных решений, появления свежих, простых в реализации идей, заряда энергии и уверенности в будущем может стать форсайт-сессия. Она существенно отличается от «глобальных» форсайтов, носит сугубо прикладной характер, и ее продолжительность составляет от 2 до 4 часов.

    Задача участников сессии — не просто создать образ своего будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный стратегический навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут на пути к поставленным целям.

    При проведении сессии ВАЖНО:

    Использовать энергию позитивного мышления команды, когда совместный проект представляет собой визуализацию желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»);

    Эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления.

    Модель проведения форсайт-сессии

    Пример проведения форсайт-сессии «Эффективные технологии успеха»

    Цель: создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Задачи:

    Формирование единого «поля представлений» участников сессии об актуальных трендах и событиях будущего. Составление участниками сессии «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на достижение желаемых целей. Согласование участниками сессии своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на достижение поставленных целей. Формирование «дорожной карты» успешного будущего.

    Необходимые материалы: доска или флипчарт, бумага для флипчарта, цветные маркеры, ватман для каждой малой группы, набор стикеров.

    Ведущий (фасилитатор): педагог-психолог, социальный педагог, куратор, тьютор.

    Целевая аудитория: 15–25 человек.

    Время проведения сессии: 2–4 часа

    Введение

      проговаривает и прописывает (на флипчарте либо на презентационном слайде) цель и основные задачи сессии, маршрут работы, основные результаты, которые должны быть получены в ходе групповой деятельности; объявляет регламент работы; устанавливает правила группового взаимодействия.

    Далее ведущий дает участникам определение форсайта, разбирает с ними понятие тренда1, проводит небольшую дискуссию на тему, что такое успех, успешная личность, успешное будущее. Участникам дается установка, что будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями.

    Задание № 1.

    Команда участников делится на несколько малых групп. В малых группах проводится мозговой штурм на тему поиска актуальных трендов в современном обществе. Также группы определяют, какие тренды нужно поддерживать для формирования успеха в разных сферах общества и своей жизни, а какие тренды мешают для развития и совершенствования личности и общества в целом. Каждый выделенный тренд записывается на стикере, затем его приклеивают на флипчарт.

    Задание № 2.

    Группам дается задание с учетом выделенных ранее положительных трендов смоделировать и нарисовать свой образ успешного будущего, каким они его видят через пять лет.

    Можно предложить группе представить будущее метафорически с помощью упражнения «Карта успешного будущего». Упражнение позволит повысить уровень своих потенциальных возможностей, расширить горизонт мировосприятия, научиться более четко и осознанно формулировать цели.


    Упражнение «Карта будущего».2

    Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти.

    Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем?

    Какие препятствия вам предстоит преодолеть?

    На какую помощь вы можете рассчитывать?

    Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

    Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь?

    Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.

    Задание № 3.

    После окончания работы по моделированию успешного будущего группам предлагается разработать личности на 5 лет и внести основные мероприятия в дорожную карту.

    Пример дорожной карты (тренды и основные мероприятия прописаны на стикерах).






    В завершении сессии участникам необходимо презентовать свои проекты.

    Заключение

    На последнем этапе группа при поддержке ведущего:

      обозначает результаты («Чего же мы все-таки достигли?»); принимает решения в отношении выработанных на сессии стратегий; дает оценку совместной работы во время сессии и делает выводы на будущее.

    Форсайт-сессия считается успешной, если участники прошли все три стадии: создали образ будущего, нарисовали карту сценариев и договорились о путях достижения. Если за одну сессию не получается проработать все три позиции, то фасилитатор проводит с группой несколько циклов форсайт-сессий.

    Форсайт-сессия может заложить качественный фундамент для организации работы по профессиональному и личностному сопровождению обучающихся. Рассматривая и анализируя мероприятия «дорожной карты», педагогам можно активно включаться в совместную работу с обучающимися, предлагая им сотрудничество и поддержку. Возможно проведение тренингов, семинаров, организация различных проектов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    «Теория и методика » http://lit. lib. ru/t/trushnikow_d_j/indexdate. shtml «Генерация Прорывных изнесе». — М.: МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР, 2015.

    1 Тренд — тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

    2 http://trenerskaya. ru/article/view/uprazhneniya-pro-celi

    Форсайт-сессия «Школа будущего» Образование будущего – одна из наиболее интересных и активно обсуждаемых тем.

    Лучшие умы современности делают прогнозы и ведут дискуссии о том, каким должно быть образование следующих поколений. Как внедрить смешанное обучение? Станет ли образование непрерывным на протяжении всей жизни? Без каких технологий будет невозможно представить школу будущего? К чему приведет нарастающая популярность домашнего обучения?

    На все эти вопросы эксперты дают свои, весомые заключения.

    Задача форсайт-сессии «Школа будущего» - спуститься на «виток» ниже, к конечным потребителям и вступить в активный диалог с теми, кто сегодня имеет непосредственное отношение к школе.

    Впервые к обсуждению одновременно приглашаются учителя школ, ученики и родители. Какой образ будущего поддержат они? Совпадет ли их мнение с экспертами? Что нового появится в совместной дискуссии?

    Форсайт-сессия позволит:

    Учителям- обозначить свою позицию в отношении реформ и стать проводниками изменений в образовании будущего.

    Родителям - рассказать об опыте взаимодействия со школами, найти свои зоны влияния и ответственности в процессе преобразований и наладить кооперацию школы и родителей в будущем.

    И главное - форсайт-сессия как групповое мероприятие позволит состояться полноценному диалогу родителей, детей и учителей. Создав согласованную картину будущего, участники откроют для себя новое видение ситуации, новые возможности и пути их воплощения.

    Форсайт-сессия пройдет 9 и 10 ноября (обязательно присутствие в течение 2-х дней) с 15:00 до 18:00 по адресу: Хорошевское шоссе д.21 (здание ГБОУ Школа №1288)

    Главный модератор форсайт-сессии - Иванчук Елена

    Организаторы:

    Общероссийский проект «Поколение 2084» https://www.facebook.com/groups/pokolenie2084

    Центр «StartUp в жизнь» (проект Школы Новых Технологий и Школы №1288)

    Контактные данные:

    Ольга Куваева (куратор центра «StartUp в жизнь», +7 985 224 01 43, )

    Иванчук Елена (руководитель общероссийского проекта «Поколение 2084»)

    Проект «Поколение 2084» стартовал в феврале 2016 года. В основе - новая конкурсная методика.

    • Система экспоненциального развития прикладных знаний
    • Кадровый экспорт
    • Лидирующие позиции в мировых рейтингах образовательных учреждений
    • Внедрение системы непрерывного профессионального образования
    • Продвижение профессий будущего
    • Ранняя профессиональная самоидентификация дошкольников и школьников
    • Внедрение системы проектного обучения
    • Культура преемственности поколений
    • Развитие системы наставничества
    • Умение работать и развиваться в команде
    • Создание благоприятной среды для взаимодействия молодежи и будущих работодателей

    Группа для участников

    плекс экономических и социальных проблем требует от региональных органов власти новых подходов и нестандартных идей планирования, что затрудняется при целевом федеральном финансировании большинства региональных и муниципальных программ.

    Список литературы

    1. Белова Т.М. Организационно-экономические особенности использования региональных ресурсов сельского туризма (на примере Новгородской области): дис.... канд. экон. наук. - СПб., 2016. - 205 с.

    2. Государственная программа «Развитие культуры и туризма в Новгородской области (2014-2020): постановление правительства Новгород. обл. от 28.10.2013 № 318 [Электрон. ресурс] // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

    3. О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую: федер. закон № 172-ФЗ от 21.12.2004 (с изм. на 03.07.2016) [Электрон. ресурс] // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

    4. О развитии туризма и туристской деятельности на территории Новгородской области: обл. закон № 243-03 от 05.02.2008 (с изм. на 26.12.2016) [Электрон. ресурс] // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

    5. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [сайт]. - URL: http://www.docs.cntd.ru (дата обращения: 01.03.2017).

    Ю. И. Бушенева

    Особенности организации и проведения форсайт-сессий

    Специалисты по прогнозированию современных социально-экономических процессов сталкиваются с трудной задачей: в условиях нестабильного развития общественной сферы необходимо с достаточно высокой долей вероятности предсказать будущее. Формализованные методы прогнозирования сегодня отходят на второй план, поскольку «происходящие в социально-экономической жизни изменения носят нелинейный характер и описываются наиболее полно на языке нелинейной динамики» . В основу прогнозирования в итоге закладываются экспертные методы, среди которых ведущее место сегодня занимает форсайт.

    Технология форсайта в России используется для определения ключевых направлений социально-экономического развития страны в целом или наиболее значимых отдельных сфер. С 2006 г. были реализованы различные форсайт-проекты, связанные с долгосрочными технологическими прогнозами, определением перспектив в сфере развития науки, энергетики, промышленности.

    Осуществление предвидения будущего при помощи форсайт-технологий основывается на определенных принципах, которые закреплены в пособии «Технологический форсайт», изданном международным коллективом специалистов Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) . Укажем ключевые принципы, изложенные в этом издании.

    1. Вовлеченность - включение в организацию форсайт-сессий специалистов, ведущих свою деятельность в разных сферах: представителей бизнеса, научного сообщества, органов власти, общественных движений.

    2. Коммуникация - наличие обязательного обмена мнениями, дискуссий между участниками

    3. Концентрация на долгосрочном периоде - составление прогнозов на длительную перспективу.

    4. Координация между научными, технологическими и социально-экономическими изменениями в жизни людей.

    5. Согласие - необходимость выработки консенсусного мнения по ключевым позициям.

    6. Системность процесса прогнозирования - необходимость использования различных методов прогнозирования, в которых размышления экспертов осуществляются структурированно, этот процесс регулярно возобновляется.

    Обобщая практический опыт проведения форсайт-сессий, можно выделить их специфические особенности по сравнению с иными методами изучения будущего. Первую особенность следует обозначить как привлечение к форсайт-исследованию значительного числа экспертов. В современных сессиях участие принимают от нескольких сотен до нескольких тысяч специалистов. Их итогом является не мнение одного человека или небольшой элитарной группы исследователей, а сгенерированная позиция многих знатоков своего дела, что значительно повышает вероятность того, что предсказанные явления сбудутся.

    Вторая особенность связана с обязательным высоким уровнем компетентности экспертов, являющихся профессионалами различного профиля деятельности (политики, конструкторы, писатели, экономисты, преподаватели, инженеры, технологи и др.), и имеющих отношение к прогнозируемой сфере. Разнородность участников позволяет сформировать адаптивную модель прогноза, понятную для всех участников, согласовать различные интересы заинтересованных акторов. Широкое привлечение специалистов, кроме достижения непосредственных целей и задач форсайта, ведет также и к формированию сети мотивированных и квалифицированных участников, способных дать качественную оценку социально-экономическим процессам .

    Третья специфическая черта форсайт-сессий связана с применением различных методик, сюда могут включаться SWOT-анализ, PEST-анализ, методы имитационного моделирования, сценирова-ния, методики построения рейтингов и шкал, методики генерации коллективного мнения. Но форсайт - это не набор отдельных инструментов, а скоординированный процесс обмена мнениями и консультациями между участниками на основании многообразия методов .

    Четвертая особенность форсайта как метода исследования связана с системным изучением какого-либо объекта с выявлением сильных и слабых сторон и ключевых тенденций развития по разным вариантам. Форсайт представляет собой научное предвидение на базе использования «стратегического мышления, которое предназначено для повышения способности лиц, которые принимают решения расширять границы понимания проблем и перспектив будущего» .

    Пятая особенность форсайт-исследований заключается в осуществлении регулярного прогнозирования, применение форсайта означает сдвиг от одноразового прогнозирования к предвидению, которое имеет систематический характер; от построения прогнозов технологических процессов к прогнозированию их социально-экономических последствий.

    Как правило, форсайт-исследования реализуются по отношению к развитию научно-технической сферы, промышленности, экономики. Их результатом могут выступать «дорожные карты», являющиеся официальными документами, отражающими направления развития государства или отраслей . Форсайт предусматривает создание динамичной картины будущего и требует сознательной, активной, созидательной позиции по отношению к будущему, и понимания того, что сегодняшний выбор может оказать влияние на завтрашний день. В итоге форсайт приобретает перспективу стать проектом реализации общественных изменений.

    Организация форсайт-исследования включает в себя прохождение последовательных этапов:

    1) заинтересованными в исследовании лицами определяются цели, задачи форсайт-сессии, определяются источники финансирования исследования, выявляются методики для проведения форсайта, определяется организационный комитет или организация, ответственная за реализацию исследования;

    2) формулируются критерии подбора участников форсайт-исследования, осуществляется поиск и привлечение экспертов;

    3) экспертами характеризуется современное состояние и ключевые имеющиеся тенденции развития исследуемого объекта;

    4) при помощи различных методик осуществляется прогнозирование отдельных элементов исследуемого объекта;

    5) происходит объединение различных прогнозов развития элементов исследуемой сферы в сценарии развития, «дорожные карты» или в формулировку «окон возможностей».

    Итоги форсайт-исследования должны постоянно пересматриваться при условии вовлечения в прогнозирование и его пересмотр представителей различных слоев гражданского общества. В итоге, кроме четко видимых результатов в виде прогноза будущего, форсайт приводит также и к позитивным изменениям в сознании членов общества. Каждый активный участник может получить необходимую информацию об общественных и индивидуальных перспективах будущего развития.

    Список литературы

    1. Аванесова Р.Р., Авраменко Е.П., Захарова Е.Н., Кардава Е.Е. Форсайт как инструмент обеспечения устойчивости развития на муниципальном уровне // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - Сер. 5. Экономика. - 2015. - № 3.

    2. Бушенева Ю.И. Форсайт, дорожные карты и «окна возможностей» или как заглянуть в социально-экономическое будущее // Инновационные технологии научного развития: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2016.

    3. Епифанова Н.Ш. От форсайт-исследований к форсайт-организациям // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - № 4.

    4. Клементьева С.В., Селякова Ю.И. Форсайт-исследование стратегического развития отраслей как инструмент контроллинга инновационных проектов // Контроллинг. - 2015. - № 4.

    5. Пособие ЮНИДО по принципам и методам Форсайта: UNIDO Technology Foresight Training Manual // Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. - URL: http://www.unido.org

    6. Тимченко В.В. Форсайт-философия: основные категории // Вестн. Университета (Гос. ун-т упр.). - 2010. - № 6.

    И. В. Галимова

    Современное состояние российского фондового рынка

    Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) является сектором финансового рынка, на котором осуществляются операции по купле-продаже ценных бумаг. Здесь совершаются сделки между предпринимателями, инвесторами и спекулянтами касательно разного рода ценных бумаг, таких как облигации, векселя, акции, опционы и пр.

    Роль фондового рынка заключается в привлечении и перераспределении капитала между различными финансовыми институтами, нефинансовыми организациями, структурами, секторами экономики и другими участниками.

    Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

    Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки. Методология Форсайт вобрала в себя десятки традиционных и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур, что обеспечивает повышение обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Основной вектор развития методологии направлен на более активное и целенаправленное использование знаний экспертов, участвующих в проектах. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели, Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев, технологические дорожные карты, деревья релевантности, анализ взаимного влияния и др. Чтобы учесть все возможные варианты и получить полную картину привлекается, как правило, значительное число экспертов. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2-х тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тысяч экспертов.

    Форсайт ориентирован не только на определение возможных альтернатив, но и на выбор наиболее предпочтительных из них

    В процессе выбора применяются различные критерии для определения наиболее предпочтительных вариантов. Так, например, при выборе критических технологий, может использоваться критерий достижения максимального экономического роста, а при построении технологической дорожной карты для отрасли – выявление потенциальных рыночных ниш и выбор технологий, позволяющих максимально быстро разработать конкурентоспособные продукты для возникающих рынков. Выбор стратегии развития производится на основе последовательности широких экспертных консультаций, что позволяет предвидеть самые неожиданные пути развития событий и возможные «подводные камни».

    Форсайт исходит из того, что наступление «желательного» варианта будущего во многом зависит от действий, предпринимаемых сегодня, поэтому выбор вариантов сопровождается разработкой мер, обеспечивающих оптимальную траекторию инновационного развития.

    Большинство Форсайт-проектов в качестве центрального компонента включают перспективы развития науки и технологий. Обычно эти вопросы становятся предметом обсуждения не только ученых, но и политиков, бизнесменов, специалистов-практиков из разных отраслей экономики. Результатом таких обсуждений становится появление новых идей, связанных с совершенствованием механизмов управления наукой, интеграцией науки, образования и промышленности и, в конечном счете, повышение конкурентоспособности страны, отрасли или региона. Кроме того, уже сама организация систематических попыток “заглянуть в будущее” приводит к формированию более высокой культуры управления и в итоге – к формированию более обоснованной научно-технической и инновационной политики.

    Форсайт-проекты ориентированы не только на получение нового знания в форме докладов, набора сценариев, рекомендаций и т.п. Важным результатом является развитие неформальных взаимосвязей между их участниками, создание единого представления о ситуации.

    В ряде проектов формирование горизонтальных сетей, площадок, в рамках которых ученые и бизнесмены, преподаватели вузов и чиновники, специалисты смежных областей могут систематически обсуждать общие проблемы, рассматривается как один из главных эффектов.

    Форсайт организуется как систематический процесс, который должен быть тщательно спланирован и организован. Как правило, Форсайт-проекты осуществляются достаточно регулярно, иногда по повторяющейся схеме (подобно японскому долгосрочному прогнозу, который проводится каждые 5 лет, начиная с 1971 года), в других случаях исследования проводятся как последовательность взаимосвязанных проектов, нацеленных на решение комплекса взаимосвязанных задач и формирование согласованного представления о долгосрочных перспективах развития технологий, инноваций и общества.

    Форсайт представляет собой значительно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.

    Во-первых, прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). В рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

    Во-вторых, Форсайт всегда подразумевает участие (часто путем проведения интенсивных взаимных обсуждений) многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного форсайт-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения (жителей региона, молодежи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждающихся в рамках проекта.

    Третье главное отличие Форсайта от традиционных прогнозов – нацеленность на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.