• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Познавательные процессы – это
    психические процессы, с помощью
    которых человек получает знания
    об окружающем мире и самом себе.

    Ощущение

    Ощущение -

    элементарный
    психический процесс,
    состоящий в отражении отдельных
    свойств, качеств, сторон предметов и
    явлений окружающего мира и внутренних
    состояний организма при
    непосредственном воздействии
    раздражителей на органы чувств.
    Мономодальный процесс

    Физиологическая основа ощущений

    Нервный
    процесс, возникающий
    при воздействии раздражителя на
    анализатор.
    Анализатор – анатомофизиологический аппарат для
    приема воздействий раздражителей
    из внешней и внутренней среды и
    переработки их в ощущения.

    Возникновение ощущений

    Возбуждение
    Проводящие
    пути
    Центр в КГМ
    раздражители
    раздражение
    Орган
    ощущений
    (рецептор)

    Каждый анализатор состоит из трех частей:

    Периферический
    отдел (рецептор), где происходит
    преобразование энергии внешнего воздействия в
    нервные сигналы.
    Афферентные (центростремительные)
    проводящие пути, по которым возбуждение
    передается в центральный отдел анализатора, и
    эфферентные (центробежные) пути, по которым
    передается ответная реакция (обратно к рецепторам).
    Центральный
    отдел анализатора (корковые
    проекционные зоны) –участок коры головного мозга,
    где происходит преобразование нервных импульсов,
    приходящих из периферических отделов.

    Роль органов чувств в возникновении ощущений

    1.Информационная перегрузка
    2.Сенсорная депривация -частичное или
    полное лишение одного или более органов
    чувств внешнего воздействия. Самые простые
    устройства для депривации, такие как повязка на глаза
    или затычки для ушей, уменьшают или убирают
    воздействие на зрение и слух, в то время как более
    сложные устройства могут «отключать» обоняние,
    осязание, вкус, температурные рецепторы
    и вестибулярный аппарат.

    Свойства ощущений:

    Модальность
    (качество) –способность отражать
    определенные состояния и формы материи (свет,
    звук,
    теплота),
    к
    воздействиям
    которой
    физиологически приспособлен данный анализатор.
    Интенсивность–количественная
    характеристика ощущения; зависит от силы
    раздражителя, функционального состояния
    анализатора, времени длительности
    раздражителя.

    Свойства ощущений:

    Пространственная
    локализация – пространственная
    характеристика
    ощущения,
    позволяющая
    точно
    определить,
    где
    локализован
    раздражитель
    в
    пространстве;
    Длительность
    – временная характеристика ощущения,
    определяющая интервал времени, в течение которого
    ощущение возникает, развивается и исчезает. Зависит от
    времени действия, силы раздражителя,
    функционального состояния анализатора.

    Виды ощущений

    Аристотель:
    Вкусовые;
    Зрительные;
    Слуховые;
    Обонятельные;
    Осязательные.

    По
    характеру отражения
    рецепторов выделяют:
    и
    месту
    расположения
    Интероцептивные ощущения.
    Интерорецепторы расположены во внутренних органах
    и тканях тела; объединяют сигналы, поступающие из
    внутренней среды организма (самочувствие);
    2.Экстероцептивные ощущения. Экстерорецепторы
    расположены на поверхности тела, отражают
    информацию, поступающую от внешних раздражителей.
    Два вида: контактные (осязательные, вкусовые,
    кожные, болевые) и дистантные (зрительные, слуховые,
    обонятельные).
    1.

    Классификация ощущений (Ч. Шеррингтон)

    3. Проприоцептивные.
    Проприорецепторы расположены в
    мышцах, сухожилиях, суставных сумках;
    улавливают информацию о положении
    тела в пространстве, обеспечивают
    регуляцию наших движений.

    Классификация ощущений Б.Г.Ананьева (по модальности)

    1.Зрительные
    2.Слуховые
    3.Обонятельные
    4.Вкусовые
    5.Температурные
    6.Тактильные (кожно-осязательные)
    7.Мышечно-суставные (движения)
    8.Болевые
    9.Вестибулярные (положение тела в пространстве)
    10.Статико-динамические (равновесие и ускорение)
    11.Органические

    Классификация ощущений Х.Хэда (по генетическому признаку)

    Протопатические (более древние и
    примитивные, менее
    дифференцированные)
    Эпикритические (более тонко
    дифференцированные, представляют
    собой более высокий уровень)

    Основные характеристики ощущений

    Чувствительность
    Пороги
    чувствительности
    Диапазон
    чувствительности

    Чувствительность
    – способность живых
    организмов реагировать на изменения
    окружающей и внутренней среды
    проявлением
    ощущений
    (сенсорная
    чувствительность).

    Пороги чувствительности

    Нижний
    абсолютный порог чувствительности
    – определяется минимальной величиной раздражителя,
    при которой возникает едва заметное ощущение;
    Верхний
    абсолютный порог чувствительности –
    определяется максимальной величиной раздражителя,
    дальнейшее увеличение которой приводит к изменению
    модальности ощущения (возникает болевое ощущение);
    Диапазон чувствительности –интервал между верхним
    и нижним порогами чувствительности

    Органы
    чувств
    Величина абсолютного нижнего порога чувствительности
    Зрение
    Способность воспринимать ясной темной ночью пламя
    свечи на расстоянии до 48 м от глаза
    Слух
    Различение тикания ручных часов в полной тишине на
    расстоянии до 6 м
    Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в
    растворе, содержащем 8 л воды
    Вкус
    Запах
    Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в
    помещении, состоящем из 6 комнат
    Осязание
    Ощущение движения воздуха, производимого падением
    крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см

    1.Сенсорная адаптация
    Повышение или понижение
    чувствительности анализаторов в
    результате непрерывного или
    длительного воздействия раздражителей.

    Формы приспособления к внешней среде

    2. Сенсибилизация – повышение
    чувствительности под влиянием
    различных факторов.
    3.Десенсибилизация – повышение
    чувствительности одних анализаторов
    при понижении чувствительности других

    Нарушения ощущений

    Анестезия- утрата способности различать
    различные виды раздражений (например, при
    истерии)
    Гипостезия- снижение способности различать
    различные виды раздражений (при
    шизофрении, при психопатии)
    Гиперстезия – повышение способности
    различать различные виды раздражений (при
    астеническом синдроме: зрительная слуховая)

    ВОСПРИЯТИЕ

    Перцептивный процесс

    Восприятие – это результат деятельности системы
    анализаторов. Возникает на основе ощущений.
    В ходе восприятия происходит упорядочение и
    объединение ощущений в целостные образы вещей и
    событий

    Свойства восприятия:

    Предметность
    – способность отражать объекты и
    явления реального мира не в виде не связанных
    друг с другом ощущений, а в форме отдельных
    предметов,
    обладающих
    определенными
    свойствами;
    Целостность – восприятие есть всегда целостный
    образ предмета, в котором отдельные части
    объединены в единое целое;
    Избирательность

    преимущественное
    выделение одних объектов перед другими в
    процессе восприятия;

    Константность – восприятие окружающих
    предметов как относительно постоянных по
    форме, цвету и величине вне зависимости от
    меняющихся внешних условий.
    Осмысленность
    - указывает на связь
    восприятия с мышлением, с пониманием
    сущности предметов,их характеристик и
    функций.
    Структурность – способность воспроизводить
    определенную структуру пространства
    Апперцепция зависимость восприятия от
    содержания психической жизни человека, от
    особенностей его личности, его опыта, знаний,
    интересов и установок.

    Восприятие пространства

    1.Восприятие объемности и удаленности
    предметов.
    2. Восприятие величины и формы.
    Возможно благодаря:
    а. совокупному действию различных
    анализаторов
    б. рефлекторной деятельности головного мозга
    в. бинокулярному зрению

    Восприятие движения

    При восприятии движения важную роль
    играет выделение фигуры из фона.
    Воспринимается движение того объекта,
    который является для человека фигурой,
    а то, что воспринимается как фон,
    остается неподвижным.

    Восприятие времени

    На субъективную оценку временных
    интервалов влияют:
    1.Окружающая среда
    2.Задача,стоящая перед субъектом
    3.Возраст
    4.Мотивация

    Иллюзии восприятия

    Иллюзии восприятия

    это
    ложное
    или
    искаженное
    восприятие
    окружающей
    действительности, которое заставляет
    воспринимающего
    испытывать
    чувственные
    впечатления,
    не
    соответствующие действительности, и
    склоняет его к ошибочным суждениям
    об объекте восприятия.

    Причины возникновения иллюзий

    ложные
    суждения человека об окружающем
    мире;
    оптическое несовершенство нашего глаза;
    эмоциональное состояние
    затрудненные условия восприятия (не то слово
    послышалось)
    сам объект восприятия дает предпосылки для
    появления иллюзий.

    Классический пример соотношения фигуры и фона Можно увидеть как вазу, так и два лица

    Иллюзии восприятия размера

    Явление иррадиации.
    Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?
    Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном
    фоне кажутся увеличенными, и как бы захватывают часть темного
    фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне,
    как бы раздвигаются границы этой поверхности, которая кажется
    больше своих истинных геометрических размеров.

    Иллюзия Эббингауза (1902)

    Иллюзия Болдуина Какая линия больше А или Б?

    Они одинаковые

    Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889) (перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

    Иллюзия цветовосприятия

    Иллюзия перспективы Какой из параллелепипедов больше?

    Иллюзия перспективы

    Иллюзия перспективы

    ВНИМАНИЕ

    «сквозной» процесс

    Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности

    Функции внимания

    Организация
    познавательной
    деятельности;
    Ориентация в окружающем мире
    (адаптация);
    Компонент волевой деятельности.

    Свойства внимания

    Устойчивость
    Концентрация
    Распределение
    Переключаемость
    Объем

    Свойства внимания

    1. Устойчивость – длительность сосредоточения
    на объекте или явлении или удержание требуемой
    интенсивности внимания в течение длительного
    времени
    Устойчивость внимания определяется:

    особенностями организма;
    2) психическим состоянием;
    3) мотивацией;

    осуществлении деятельности

    Способы повышения устойчивости внимания

    1. Активное взаимодействие с предметом
    2.Раскрытие в предмете новых сторон и
    связей
    3.Создание эмоциональной значимости
    события или ситуации

    Свойства внимания

    2.Концентрация
    внимания –степень
    сосредоточения внимания на одном объекте, при
    игнорировании других при наличии помех.
    Концентрация внимания определяется:
    1) индивидуальными физиологическими
    особенностями организма;
    2) психическим состоянием;
    3) мотивацией;
    4) внешними обстоятельствами при
    осуществлении деятельности

    Свойства внимания

    3. Распределение внимания – возможность
    одновременного выполнения человеком двух или
    более видов деятельности.
    Зависит:
    от
    психологического и физиологического состояния
    человека (при утомлении область распределения
    внимания резко сужается);
    от того, насколько связаны между собой объекты
    от того насколько автоматизированы, привычны
    действия
    от степени сложности действий

    Свойства внимания

    4. Переключаемость внимания – способность
    быстро выключаться из одних видов
    деятельности и включаться в новые,
    соответствующие изменившимся условиям.
    Может быть:
    Полной и неполной
    Между различными видами деятельности и
    внутри одной
    Зависит
    от
    интереса
    к
    последующей
    деятельности и особенностей темперамента

    Свойства внимания

    5. Объем внимания – количество
    объектов или элементов, которые могут
    быть одновременно восприняты с
    одинаковой степенью ясности и
    отчетливости в один момент.
    Формула объема внимания: 7 ± 2

    Виды внимания

    1. В зависимости от степени
    активности личности:
    Непроизвольное
    (непреднамеренное)
    Произвольное (преднамеренное)
    Постпроизвольное
    (послепроизвольное)

    Признаки раздражителя, вызывающего непроизвольное внимание

    Интенсивность
    Новизна
    Необычность
    Динамичность
    объектов

    Произвольное внимание

    активное, целенаправленное сосредоточение
    сознания, поддержание уровня которого связано
    с
    определенными
    волевыми
    усилиями,
    необходимыми для борьбы с внешними
    воздействиями
    Целенаправленность
    Организованность
    Повышенная устойчивость

    Постпроизвольное внимание

    Вид внимания, которое сохраняется после
    прекращения действия раздражителя.

    Виды внимания

    2. В зависимости от количества
    участников:
    Индивидуальное
    Коллективное
    Групповое

    Виды внимания

    В зависимости от объектов, на которое
    оно направлено:
    Внешнее
    Внутреннее

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Слайд 17

    Слайд 18

    Слайд 19

    Слайд 20

    Слайд 21

    Слайд 22

    Презентацию на тему "Познавательные процессы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Психология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайд(ов).

    Слайды презентации

    Слайд 1

    ТЕМА №2: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

    УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: Ощущение Восприятие Представления Память Мышление Речь Внимание

    ПРИЛЕПИНА Ольга Владимировна

    Слайд 2

    Психический процесс – это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.

    Центральное место в психике человека занимают познавательные процессы: ощущение; восприятие; представление; воображение; внимание; память; мышление; речь.

    Слайд 3

    ОЩУЩЕНИЯ

    Ощущение - это простейший психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    основные внешние признаки предметов и явлений; состояние внутренних органов.

    рецепторов, воспринимающих раздражение; проводящих нервных путей; осознание сигналов корой полушарий головного мозга.

    С физиологической точки зрения представляют деятельность

    Отражают

    Раздражителями называются предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств.

    Слайд 4

    ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ

    ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - зрительные; - обонятельные; - вкусовые; - слуховые; - температурные; - тактильные

    ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ - ощущения боли, - ощущения равновесия; - ощущения ускорения

    ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ - мышечно-двигательные

    Слайд 5

    ВОСПРИЯТИЕ

    Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ аналитический тип восприятия синтетический тип восприятия

    Слайд 7

    ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

    Представление - это психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

    Слайд 9

    П А М Я Т Ь

    Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Эволюционно исходными видами памяти являются память генетическая и механическая. Генетическая память – память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Механическая память – это механическая способность к обучению и приобретению опыта. Данная память накапливается, но не сохраняется. Она основана на повторении без осмысления совершаемых действий и запоминания материала. Человек также обладает произвольной, логической и опосредованной памятью.

    Слайд 10

    Слайд 11

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ

    ТОЧНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ СВОЙСТВА ПАМЯТИ ОБЪЕМ БЫСТРОТА ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

    Слайд 12

    УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕХАНИЗМОВ ПАМЯТИ

    1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»). 2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней. 3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим. 4.Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности. 5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала. 6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго. 7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго. 8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением. 9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти. 10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

    Слайд 13

    М Ы Ш Л Е Н И Е

    ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ

    ОПОСРЕДОВАННЫЙ ХАРАКТЕР

    ОПОРА НА ЗНАНИЯ

    ИСХОДИТ ИЗ ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ, НО НЕ СВОДИТСЯ К НЕМУ

    ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ В СЛОВЕСНОЙ ФОРМЕ

    СВЯЗАНО С ПРАКТИЧНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА

    Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

    Слайд 14

    МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

    ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ

    АНАЛИЗ - СИНТЕЗ - СРАВНИВАНИЕ - АБСТРАГИРОВАНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ - КОНКРЕТИЗАЦИЯ

    ПОНЯТИЕ - СУЖДЕНИЕ - УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

    НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ - ОБРАЗНОЕ - ОТВЛЕЧЕННОЕ

    ИНДУКЦИЯ - ДЕДУКЦИЯ

    Слайд 15

    Р Е Ч Ь СВОЙСТВА РЕЧИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОНЯТНОСТЬ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ПОУЧЕНИЕ НАСТАВЛЕНИЕ ПРОСЬБА ПРИКАЗАНИЕ ИНСТРУКТАЖ СОВЕТ

    Речью называется процесс практического применения человеком языка для общения с другими людьми.

    Слайд 16

    Слайд 17

    ВООБРАЖЕНИЕ

    ТВОРЧЕСКИМ; ВОССОЗДАЮЩИМ

    ПРЕДНАМЕРЕННЫМ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫМ

    ПАССИВНОЕ АКТИВНОЕ

    ВООБРАЖЕНИЕ –это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых

    Слайд 18

    ВНИМАНИЕ

    Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении всего остального.

    ФУНКЦИИ Отбор Удержание

    Регуляция и контроль

    Слайд 21

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ 1.Этапы развития психологии 2.Психическое как субъективное отражение объективного мира 3.Общественное и индивидуальное сознание 4. Проблема биологического и социального в природе человека 5.Психические познавательные процессы ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ 1.Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 2.Состояние и развитие советской психологической науки 3. Выделение в философских учениях сознания как предмета психологии 4. Развитие психологической науки в эпоху Возрождения 5. Вклад В.Вунда в экспериментальную психологию 6. Основные понятия психоанализа З.Фрейда 7. Развитие психологических взглядов в России 8. Основные положения рефлекторной теории И.М.Сеченова 9. Ощущения как источник человеческих знаний 10. Память и закономерности ее развития

    Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

    1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
    2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
    3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
    4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
    5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
    6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
    7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
    8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.




    Познавательные процессы

    Ощущения

    Восприятия

    Память

    Воображение

    Мышление


    Видимая

    Произносимая

    Слышимая

    (письменная)

    Височная + теменная

    доля ГМ

    (вслух или про себя)

    Лобная + височная

    доли левого

    полушария

    Височная доля

    левого полушария


    В слове умирает существо, сущность, сущее, существованье, слово подменяет мирозданье. В слове – все. Само оно – ничто. Елена Берег

    • Речь человека состоит из ……. слов
    • Слова обозначают…… смысл

    3. Грамматические правила нужны для ……. связывания отдельных слов


    Упражнение «Выражение мысли другими словами»

    «Нынешнее лето будет очень теплым»


    Познавательные процессы

    Ощущения

    Восприятия

    Память

    Воображение

    Мышление


    Познавательные процессы

    Ощущения

    Восприятия

    Память

    Воображение

    Мышление


    Разделите слова на группы:

    • твердое,
    • холодное,
    • яблоко,
    • красное,
    • лимон,
    • кислое.

    • Ощущение – твердое, холодное, красное, кислое.
    • Восприятие - яблоко, лимон.

    Познавательные процессы

    Ощущения

    Восприятия

    Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

    Память

    Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

    Воображение

    Мышление


    Память Механическая Логическая

    345-16-25

    345-4 ² -5 ²


    Виды памяти

    Двигательная

    Эмоциональная

    Смысловая

    По характеру

    психической

    активности

    Образная


    продолжитель-

    ности сохранения материала

    Кратковременная

    Оперативная

    Долговременная

    (первые секунды

    после восприятия материала)

    (вид кратковременной, обслуживание актуальных действий)

    Пример: чтение, списывание

    (после многократного повторения и воспроизведения)


    Познавательные процессы

    Ощущения

    Восприятия

    Отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосред-ственно воздействую-щих на наши органы чувств

    Память

    Отражение предметов и явлений, непосред-ственно воздейству-ющих на органы чувств в целом и совокупности свойств и признаков этих предметов и явлений

    Воображение

    Отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и воспроизведе-ние чего-либо

    Мышление

    Отражение будущего, сознание нового образа на основе прошлого опыта

    Высшая форма отражатель-ной деятель-ности, позво-ляющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ности



    Исследование личностных качеств

    Диагностическая карта

    Личностное качество

    Уровень развития

    Воображение

    Мышление

    Обратите внимание,

    время для проведение исследования ограничено !







    Воображение предлагается продиагностировать с помощью незаконченных изображений предметов .

    Учащимся необходимо продолжить изображения. Время выполнения – 3 минуты.




    Время для выполнения задания – 1 минута”.



    Мышление

    Воображение

    Восприятие

    Ощущение



    Отражение в сознании отдельных свойств предметов при воздействии их на органы чувств называется:

    а) ощущением

    б) восприятием

    в) представлением

    г) памятью


    Отражение в сознании предмета в целом при его воздействии на органы чувств называется:

    а) волей

    б) ощущением

    в) вниманием

    г) восприятием


    Обобщенное и опосредованное познание действительности называется:

    а) ощущением

    б) памятью

    в) воображением

    г) мышлением


    Мальчик пытался вспомнить обстановку своей комнаты, но целостного образа не получалось, возникали лишь отдельные детали обстановки, которые тут же исчезали. Это были:

    а) ощущения

    б) восприятия

    в) представления памяти

    Слайд 12

    Универсальные принципы работы механизмов памяти

    1. При запоминании материала лучше всего воспроизводить его начало или конец («эффект края»).
    2. Запоминание улучшается при повторении материала несколько раз в течении нескольких часов или дней.
    3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию выученного. Повторение должно быть не механическим, а логическим.
    4. Установка на запоминание ведет к лучшему запоминанию. Очень полезно связать материал с целью деятельности.
    5. Один из интересных эффектов памяти – явление реминисценции. Это улучшение со временем воспроизведения изучаемого материала, без какого-то дополнительного повторения. Реминисценция чаще всего происходит на второй-третий день после заучивания материала.
    6. Простые события, которые производят на человека сильное впечатление, запоминаются сразу, прочно и надолго.
    7. Более сложные и не такие интересные события человек может пережить много раз, но в памяти они откладываются не надолго.
    8. Любое новое впечатление не остается в памяти изолированным. Память о событии меняется, т.к. вступает в связь с другим впечатлением.
    9. Память человека всегда связана с его личностью. Поэтому любые патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
    10. Память человека всегда теряется и восстанавливается по одному и тому же «сценарию». При потере памяти первыми теряются более сложные и недавние впечатления. При восстановлении наоборот, сначала восстанавливаются более простые и старые воспоминания, затем более сложные и недавние.

    Основные вопросы

    1. Ощущение. Виды ощущений.
    2. Восприятие, свойства восприятия.
    3. Внимание. Виды внимания, и его основные
    свойства.
    4. Память, виды памяти. Закономерности памяти.
    5. Мышление, виды мышления. Развитие мышления.
    6. Воображение, виды воображения.

    2

    Ключевые понятия

    Ощущения
    восприятие
    ▪ предметность
    ▪ константность
    ▪ целостность
    внимание
    ▪ устойчивость
    ▪ распределение
    ▪ переключение
    память
    ▪реминисценция
    ▪интерференция
    воображение
    мышление
    ▪мыслительные
    процессы и действия
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    3

    Ощущение. Виды ощущений

    Ощущения – отражение отдельных свойств предмета.
    Виды (модальности) ощущений: обоняние, вкус,
    осязание, слух, зрение.
    Систематическая классификация ощущений:
    интроцептивные
    проприоцептивные
    поступают от сигналовпоступают
    из внут- из глубоких мышц и суставных
    экстрацептивные
    поверхностей.
    Обеспечивают информаренней среды организма: кишечцию о систеположении
    тела Обеспев пространстве и о
    вкус, обоняние,
    слух, зрение.
    ника,Осязание,
    желудка, кровеносной
    положении
    аппарачивают получение
    сигналов изопорно-двигательного
    внешнего мира и
    мы. Обеспечивают
    регуляцию
    та,сознательного
    обеспечиваютповедения.
    регуляцию движения.
    создают основу
    для
    элементарных
    влечений.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    4

    Восприятие. Виды и свойства восприятия

    Восприятие – целостное отражение предметов в
    сознании человека при их непосредственном воздействии в
    данный момент на органы чувств. В акте восприятия
    присутствует определенное обобщение.
    Ведущие свойства человеческого восприятия
    Целостность – образы восприятия представляют собой
    целостные, законченные, предметно оформленные
    структуры.
    Предметность – воспринимается не только комплекс
    свойств, а оценивается этот комплекс как определенный
    предмет: «стол», «дом» и т. д.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    5

    Осмысленность – понимание вещи одновременно с ее восприятием, восприятие
    происходит в контексте смысла. Здесь отражается связь
    восприятия с мышлением.
    Константность – относительное постоянство формы, величины и цвета предмета, независимо от изменений условий восприятия.
    Избирательность – преимущественное вычленение
    одних объектов по сравнению с другими, обусловленное
    особенностями субъекта восприятия (опытом, интересами,
    потребностями).
    Структурность – свойство, позволяющее воспринимать
    предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    6

    Несформированная целостность.
    Таким может быть рисунок ребенка.
    Целостное восприятие лица вопреки выпадению ряда элементов его контура
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    7

    Внимание, виды и основные свойства внимания

    Внимание – направленность и сосредоточенность
    человека на определенных объектах при одновременном
    отвлечении от других.
    Классификация видов внимания (основание: активность личности) (Н. Ф. Добрынин).
    ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
    свойственно только
    человеку; возникает на основе
    ПРОИЗВОЛЬНОЕ
    свойственно
    только человеку,
    относится
    к высшим
    устойчивого
    произвольного
    внимания
    и интереса
    психическим
    Процесс
    формирования
    к объекту,
    послефункциям.
    чего внимание
    становится
    похожим
    НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
    внимания описал
    Л. С. Выготский:
    на произвольного
    непроизвольное.
    внимание
    человека непосредственно
    привлекается
    указательный
    жест + слово
    = выделение предмета
    либо сильным,
    либо новым,
    либо интересным
    из остальных, фиксация.
    раздражителем.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    8

    Качества внимания
    Объем внимания – число поступающих сигналов или
    протекающих ассоциаций, которые могут сохраниться в
    центре ясного сознания, приобретая доминирующий характер. Объем внимания равен 7–9 единицам.
    Устойчивость – длительность, с которой выделенные
    элементы могут сохранять свой доминантный характер.
    Концентрация внимания – сосредоточенность субъекта
    на объекте, сила поглощенности его этим объектом.
    Распределение внимания – возможность одновременного выполнения нескольких видов действий.
    Переключаемость – способность намеренно переносить
    внимание с одного объекта на другой.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    9

    Память, виды памяти. Закономерности памяти

    Память – запечатление (запись), сохранение и
    воспроизведение следов прошлого опыта.
    Виды памяти
    по характеру психической активности,
    преобладающей в деятельности
    двигательная
    эмоциональная
    словесно-логическая
    образная
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    10

    По характеру цели
    непроизвольная
    произвольная
    По степени участия мышления
    Смысловая
    Механическая
    По времени сохранения
    кратковременная
    долговременная
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    11

    По характеру цели
    непроизвольная
    произвольная
    По степени участия мышления
    Смысловая
    Механическая
    По времени сохранения
    кратковременная
    долговременная
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    12

    Закономерности памяти

    1. Средний объем механической кратковременной
    памяти – 5–7 элементов после первого чтения.
    2. Объем памяти варьируется в зависимости от способа
    предъявления: люди с доминирующей слуховой памятью
    лучше запоминают материал озвученный и т.д.
    3. Качество запоминания зависит от того, какая была
    поставлена цель, установка.
    4. При многократном предъявлении одного и того же
    материала число удерживаемых элементов постепенно
    возрастает.
    5. Чем длиннее ряд, тем меньше число удерживаемых в
    памяти элементов. Так, ряд из 4–5 единиц запоминается на
    100 %, а рядОбщая
    из 9–10
    единицCopiriht
    на 40Теплова
    %. Л.И.
    психология.
    13

    7. При сохранении заученного материала может обнаружится
    явление ретроактивной интерференции. Оно является результатом
    взаимодействия таких переменных, как сходство между двумя
    заданиями и объем заучиваемого материала. Если активность субъекта
    между заучиванием и припоминанием низка, то мнемический материал
    сохраняется лучше.
    8. При высокой активности субъекта непроизвольное запоминание
    может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если
    последнее осуществляется на базе менее активной интеллектуальной
    деятельности субъекта.
    9. Явление реминисценции. Под ним понимают отсроченное
    воспроизведение мнемических ответов, которые раньше субъект не мог
    воспроизвести, при условии, что с момента заучивания субъект не
    занимался дополнительным упражнением в выполнении данного
    задания.
    10. Эффект Зейгарник» – особенность непроизвольного
    запоминания, которая заключается в том, что прерванная
    деятельность запоминается лучше, чем законченная или монотонная,
    психология.
    Copiriht
    Теплова Л.И.
    т. к. прерванноеОбщая
    намерение
    сохраняет
    состояние
    напряжения нервной14

    Рисунок
    Э. Боринга.
    Один и тот же элемент,
    включенный в разные
    целостные структуры,
    воспринимается по-разному.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    15

    Мышление, виды мышления. Развитие мышления

    Мышление – опосредствованное и обобщенное
    отражение действительности в ее существенных связях и
    отношениях.
    Виды мышления
    По развитию в онтогенезе
    Словесно-логическое
    Наглядно-образное
    Наглядно-действенное
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    16

    По средствам действия
    вербальное
    невербальное
    По степени рефлексии
    рефлексивное
    интуитивное
    По степени новизны получаемого
    продукта по отношению к знаниям субъекта
    продуктивное
    репродуктивное
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    17

    По типу решаемых задач
    практическое
    теоретическое
    Качества мышления
    глубина
    гибкость
    самостоятельность
    быстрота
    критичность
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    18

    Анализ – мыслительный процесс расчленения сложного
    объекта на составляющие его части или характеристики.
    Синтез – мыслительная операция, позволяющая соединять
    части в целое.
    Сравнение – установление сходства и различия между
    объектами.
    Классификация – распределение предметов (понятий) на
    классы согласно наиболее существенным признакам, присущим
    одним предметам (понятиям) и отличающим их от других
    предметов (понятий).
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    19

    Основные мыслительные процессы и действия

    Умозаключение – форма мышления, при которой на основе
    нескольких суждений дается определенный вывод. Различают
    индуктивное, дедуктивное суждение и суждение по аналогии.
    Петр Петрович всегда пьет чай с Федор Федоровичем.
    Федор Федорович пьет сейчас чай.
    Пьет ли Петр Петрович сейчас чай?
    Все металлы пропускают электрический ток.
    Железо – металл.
    Пропускает ли оно ток?
    Композитор: песня = архитектор:7
    Обобщение – мысленное объединение предметов и
    явлений по их общим и существенным признакам
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    20

    Словесно-логическое мышление
    Три характеристики понятия как логической категории:
    содержание понятия; объем; связи и отношения данного
    понятия с другими.
    Под содержанием понимают совокупность существенных
    свойств класса предметов. По содержанию понятия бывают
    простые и сложные.
    Объем понятия – это количество объектов, охватываемых
    данным понятием. Выделяют: единичные понятия (равные
    единице), общие (более 1), категории (понятия широкой степени
    общности, например: энергия, материя).
    Связи и отношения понятия с другими: различают родовые
    (понятия, отражающие существенные общие признаки класса
    предметов и включающие другие понятия меньшей степени
    общности) и видовые (понятия, подчиненные родовым).
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    21

    Качества мышления
    глубина
    гибкость
    самостоятельность
    быстрота
    критичность
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    22

    Выделяют 4 уровня усвоения понятия (Н. А. Менчинская)

    1-й уровень – диффузно-рассеянный. На этом уровне у
    субъекта существует представление о том, что обозначает
    понятие, но признаки, отличающие данное понятие от других, он
    назвать не может.
    2-й уровень – называются признаки, без дифференциации их
    на существенные и второстепенные.
    3-й уровень – усваиваются существенные признаки, называются вторичные, но все это связано с единичным образом,
    который служил опорой при формировании понятия, например:
    картинка, иллюстрация. Таким образом, понятие как будто
    усвоено, но признаки не обобщаются.
    4-й уровень – понятие усвоено полно и точно.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    23

    Воображение, виды воображения

    Воображение – форма психического отражения,
    состоящая в создании образов на основе ранее
    сформированных представлений.
    Виды воображения:
    ● По степени субъектности: произвольное и
    непроизвольное.
    ● По отношению к возможному будущему: мечты,
    фантазии.
    ● По степени уникальности: репродуктивное,
    творческое.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    24

    Основные функции воображения
    1. Представление действительности в образах и
    составление возможности пользоваться ими, решая
    задачи.
    2. Регулирование эмоциональных отношений.
    3. Формирование внутреннего плана человека.
    4. Планирование и программирование деятельности.
    5. Произвольная регуляция познавательных процессов
    и состояний человека.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    25

    Формы синтеза представлений в процессах
    воображения
    Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности
    качеств, свойств, частей предмета.
    Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета,
    изменение качества его частей.
    Заострение – подчеркивание каких-либо признаков.
    Схематизация – сглаживание различий предметов и
    выявление черт сходства между ними.
    Типизация – выделение существенного, повторяющегося в
    однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    26

    Вопросы для самостоятельной работы

    1. Объясните следующий факт: если человек впервые идет по незнакомой
    местности, самостоятельно разыскивая дорогу, то он без труда находит ее
    вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо
    известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в
    следующий раз. Почему?
    2. Верно ли выражение: «Восприятие – это сумма ощущений?»
    3. Ученику предложили найти обобщающее слово к двум следующим
    понятиям: километр – метр. Чтобы выполнить верно задание, какое
    мыслительное действие должен произвести ученик?
    4. Подумайте, чем отличается память животного от памяти человека?
    5. Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама
    съела 3 конфеты, а сын 2. Сколько они съели конфет?» Мальчик отказался
    решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните поведение
    ребенка.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    27

    Литература

    1. Выготский Л. С. Психология воображения / Л. С. Выготский. – М., 1992.
    2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М., 1960.
    3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская.
    – СПб., 1997.
    4. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия /Р. Л.
    Грегори. – М., 1979.
    5. Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим / В. Е. Демидов. – М., 1987.
    6. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. – М.,
    1968.
    7. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие: материалы к курсу по общей
    психологии / А. Р. Лурия. – М., 1975.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.
    28

    Литература

    8. Лурия А. Р. Внимание. Память. Материалы к курсу по общей психологии
    / А. Р. Лурия. – М., 1975.
    9. Петухов В. В. Психология мышления: учебно-методическое пособие / В.
    В. Петухов. – М., 1987.
    10. Платонов К. К. Занимательная психология / К. К. Платонов. – М., 1964.
    11. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В. Д.
    Шадрикова. – М., 1990.
    12. Психология ощущения и восприятия: хрестоматия: учебное пособие
    для вузов / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Любимова, М. Б.
    Михалевской. – М., 2002.
    13. Психология памяти: хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я.
    Романова. – М., 2002.
    Общая психология. Copiriht Теплова Л.И.