• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу.

    Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.

    Человек закован в свое одиночество и приговорен к смерти.

    Человек имеет в глубине души своей неизгладимое требование того, чтобы жизнь его была благом и имела разумный смысл.

    Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

    Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

    Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.

    Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным.

    Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

    Чем мы умнее, тем менее понимаем смысл жизни и видим какую-то злую насмешку в том, что мы страдаем и умираем.

    Что свойственно делать человеку, как разумному существу: сознавать тот грех, который произвел страдание, каяться в нем и познавать истину.

    Бессмыслица жизни есть единственное несомненное знание, доступное человеку.

    Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

    Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.

    В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

    Величайшие истины - самые простые.

    Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе бога, и вы сделаете все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира.

    Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.

    Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы.

    Если человек - только телесное существо, то смерть есть конец чего-то ничтожного. Если же человек - существо духовное, и душа только временно жила в теле, то смерть - только перемена.

    Есть два желания; исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть.

    Есть ли в моей жизни смысл, который не будет разрушен неминуемой смертью, ожидающей меня?

    Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям.

    Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи и только от этого дела человеку всегда бывает радостно.

    Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина.

    Живут лишь те, кто творит добро.

    Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми.

    Жизнь - установление нового отношения к миру через большее и большее подчинение животной личности разуму, и проявление большей степени любви.

    Жизнь должна и может быть неперестающей радостью.

    Жизнь человеческая, полная телесных страданий, всякую секунду могущая быть оборванной для того, чтобы не быть самой грубой насмешкой, должна иметь смысл такой, при котором значение жизни не нарушалось бы ни страданиями, ни её кратковременностью.

    Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.

    Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

    Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

    Значение жизни открыто в сознании человека, как стремление к благу. Уяснение этого блага, более и более точное определение его, составляет главную цель и работу жизни всего человечества.

    И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.

    Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни.

    Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

    Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

    Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

    Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.

    Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.

    Главное преnятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

    Дело науки - служить людям.

    Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

    Для бессмертной души нужно такое же и дело бессмертное, как она сама. И дело это, бесконечное совершенствование себя и мира - и дано ей.

    Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе.

    Для того чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.

    Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой.

    Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.

    Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.

    Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство.

    Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай.

    Истинное знание состоит в том, чтобы знать, что мы знаем то, что знаем, и не знаем того, чего не знаем, сказал Конфуций. Ложное же - в том, чтобы думать, что мы знаем то, чего не знаем, и не знаем того, что знаем; и нельзя дать более точного определения того ложного познания, которое царствует среди нас.

    Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.

    Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени.

    Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

    Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде.

    Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним.

    Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно.

    Кто научился размышлять, тому трудно веровать.

    Кто усовершенствовался, тот не может верить тому, чтобы это усовершенствование кончилось.

    Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.

    Люди должны жить во лжи или видеть ужасную истину бессмыслицы бытия, и всякий шаг в познании ведёт людей к этой истине.

    Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

    Люди, боящиеся смерти, боятся ее оттого, что она представляется им пустотою и мраком; но пустоту и мрак они видят потому, что не видят жизни.

    Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.

    Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.

    Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны.

    Мы живы не потому, что бережем себя, а потому, что делаем дело жизни.

    Мы не можем представить себе жизнь после смерти и не можем вспомнить жизнь до рождения потому, что не можем представить себе ничего вне времени.

    Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее.

    Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.

    Наша жизнь - постоянно бегство от себя, точно угрызения совести преследуют и пугают нас. Как только человек становится на свои ноги, он начинает кричать, чтобы не слыхать речей, раздающихся внутри. В этой боязни исследовать, чтобы не увидать вздор исследуемого, в этом искусственном недосуге, в этих поддельных несчастиях, усложняя каждый шаг вымышленными путами, мы проходим по жизни спросонья и умираем в чаду нелепостей и пустяков, не пришедши в себя.

    Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим.

    Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою.

    Нет ничего более полезного для души, как памятование о том, что мы ничтожная и по времени и по пространству козявка и что сила твоя только в понимании своего ничтожества.

    Неужели только затем и явился я на этот короткий промежуток времени в мир, чтобы наврать, напутать, наделать глупостей и исчезнуть.

    Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

    Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать.

    Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

    Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное.

    Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои.

    Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «все так делают».

    Ответы, даваемые всеми науками о смысле жизни, есть только тождества.

    Плотская смерть уничтожает пространственное тело и временное сознание, но не может уничтожать того, что оставляет основу жизни: особенное отношение к миру каждого существа.

    Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

    Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию, чтобы отдаться своему призванию.

    Разумное знание в лице ученых и мудрых отрицает смысл жизни, а огромные массы людей, все человечество - признают этот смысл в неразумном знании. И это неразумное знание есть вера.

    Разумное и нравственное всегда совпадают.

    Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо.

    Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи.

    Слово есть поступок.

    Спасение не в обрядах, таинствах, не в исповедании той или иной веры, а в ясном понимании смысла своей жизни.

    Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь.

    Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства.

    Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни.

    Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

    Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её.

    Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

    Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

    Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

    Счастье есть удовольствие без раскаяния.

    Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

    Счастье охотнее заходит в тот дом, где всегда царит хорошее настроение.

    То ж, что мы живем безумной, вполне безумной, сумасшедшей жизнью, это не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть.

    Только она - смерть, т.е. мысль о ней, выносит в такую область мысли, где полная свобода и радость.

    Только отрекаясь от того, что погибнет и должно погибнуть, от нашей животной личности, мы получаем нашу истинную жизнь, которая не погибает и не может погибнуть.

    Тому, кто верит, что жизнь не началась с рождения и не кончится со смертью, легче жить доброй жизнью.

    Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть.

    Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

    У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

    Убеждение в том, что жизнь имеет смысл, даётся человеку как награда за осмысленную жизнь.

    Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

    Утешиться может только тогда, когда поймешь, что жизнь в содержании, а не в сосуде.

    Ученый не имеет ответа на главный вопрос всякого разумного человека: зачем я живу и что мне делать?

    Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.

    Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя.

    Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже - разум для того, чтобы понять ее.

    Лев Николаевич Толстой

    Семейное счастье

    Мы носили траур по матери, которая умерла осенью, и жили всю зиму в деревне, одни с Катей и Соней.

    Катя была старый друг дома, гувернантка, вынянчившая всех нас, и которую я помнила и любила с тех пор, как себя помнила. Соня была моя меньшая сестра. Мы проводили мрачную и грустную зиму в нашем старом покровском доме. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон; окна почти всегда были замерзлы и тусклы, и почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили. Редко кто приезжал к нам; да кто и приезжал, не прибавлял веселья и радости в нашем доме. У всех были печальные лица, все говорили тихо, как будто боясь разбудить кого-то, не смеялись, вздыхали и часто плакали, глядя на меня и в особенности на маленькую Соню в черном платьице. В доме еще как будто чувствовалась смерть; печаль и ужас смерти стояли в воздухе. Комната мамаши была заперта, и мне становилось жутко, и что-то тянуло меня заглянуть в эту холодную и пустую комнату, когда я проходила спать мимо нее.

    Мне было тогда семнадцать лет, и в самый год своей смерти мамаша хотела переехать в город, чтобы вывозить меня. Потеря матери была для меня сильным горем, но должна признаться, что из-за этого горя чувствовалось и то, что я молода, хороша, как все мне говорили, а вот вторую зиму даром, в уединении, убиваю в деревне. Перед концом зимы это чувство тоски одиночества и просто скуки увеличилось до такой степени, что я не выходила из комнаты, не открывала фортепьяно и не брала книги в руки. Когда Катя уговаривала меня заняться тем или другим, я отвечала: не хочется, не могу, а в душе мне говорилось: зачем? Зачем что-нибудь делать, когда так даром пропадает мое лучшее время? Зачем? А на «зачем» не было другого ответа, как слезы.

    Мне говорили, что я похудела и подурнела в это время, но это даже не занимало меня. Зачем? для кого? Мне казалось, что вся моя жизнь так и должна пройти в этой одинокой глуши и беспомощной тоске, из которой я сама, одна, не имела силы и даже желанья выдти. Катя под конец зимы стала бояться за меня и решилась, во что бы то ни стало, везти меня за границу. Но для этого нужны были деньги, а мы почти не знали, что у нас осталось после матери, и с каждым днем ждали опекуна, который должен был приехать и разобрать наши дела. В марте приехал опекун.

    – Ну слава Богу! – сказала мне раз Катя, когда я как тень, без дела, без мысли, без желаний, ходила из угла в угол, – Сергей Михайлыч приехал, присылал спросить о нас и хотел быть к обеду. Ты встряхнись, моя Машечка, – прибавила она, – а то что он о тебе подумает? Он так вас любил всех.

    Сергей Михайлыч был близкий сосед наш и друг покойного отца, хотя и гораздо моложе его. Кроме того, что его приезд изменял наши планы и давал возможность уехать из деревни, я с детства привыкла любить и уважать его, и Катя, советуя мне встряхнуться, угадала, что изо всех знакомых мне бы больнее всего было перед Сергеем Михайлычем показаться в невыгодном свете. Кроме того что я, как и все в доме, начиная от Кати и Сони, его крестницы, до последнего кучера, любили его по привычке, он для меня имел особое значение по одному слову, сказанному при мне мамашей. Она сказала, что такого мужа желала бы для меня. Тогда мне это показалось удивительно и даже неприятно; герой мой был совсем другой. Герой мой был тонкий, сухощавый, бледный и печальный. Сергей же Михайлыч был человек уже немолодой, высокий, плотный и, как мне казалось, всегда веселый; но, несмотря на то, эти слова мамаши запали мне в воображение, и еще шесть лет тому назад, когда мне было одиннадцать лет, и он говорил мне ты, играл со мной и прозвал меня девочка-фиялка, я не без страха иногда спрашивала себя, что я буду делать, ежели он вдруг захочет жениться на мне?

    Перед обедом, к которому Катя прибавила пирожное крем и соус из шпината, Сергей Михайлыч приехал. Я видела в окно, как он подъезжал к дому в маленьких санках, но, как только он заехал за угол, я поспешила в гостиную и хотела притвориться, что совсем не ожидала его. Но, заслышав в передней стук ног, его громкий голос и шаги Кати, я не утерпела и сама пошла ему навстречу. Он, держа Катю за руку, громко говорил и улыбался. Увидев меня, он остановился и несколько времени смотрел на меня, не кланяясь. Мне стало неловко, и я почувствовала, что покраснела.

    – Ах! неужели это вы? – сказал он с своею решительною и простою манерой, разводя руками и подходя ко мне. – Можно ли так перемениться! как вы выросли! Вот-те и фиялка! Вы целой розан стали.

    Он взял своею большою рукой меня за руку, и пожал так крепко, честно, только что не больно. Я думала, что он поцелует мою руку, и нагнулась было к нему, но он еще раз пожал мне руку и прямо в глаза посмотрел своим твердым и веселым взглядом.

    Я шесть лет не видала его. Он много переменился; постарел, почернел и оброс бакенбардами, что очень не шло к нему; но те же были простые приемы, открытое, честное, с крупными чертами лицо, умные блестящие глаза и ласковая, как будто детская улыбка.

    Через пять минут он перестал быть гостем, а сделался своим человеком для всех нас, даже для людей, которые, видно было по их услужливости, особенно радовались его приезду.

    Он вел себя совсем не так, как соседи, приезжавшие после кончины матушки и считавшие нужным молчать и плакать, сидя у нас; он, напротив, был разговорчив, весел и ни слова не говорил о матушке, так что сначала это равнодушие мне показалось странно и даже неприлично со стороны такого близкого человека. Но потом я поняла, что это было не равнодушие, а искренность, и была благодарна за нее.

    Вечером Катя села разливать чай на старое место в гостиной, как это бывало при мамаше; мы с Соней сели около нее; старый Григорий принес ему еще бывшую папашину отыскавшуюся трубку, и он, как и в старину, стал ходить взад и вперед по комнате.

    – Сколько страшных перемен в этом доме, как подумаешь! – сказал он, останавливаясь.

    – Да, – сказала Катя со вздохом и, прикрыв самовар крышечкой, посмотрела на него, уж готовая расплакаться.

    – Вы, я думаю, помните вашего отца? – обратился он ко мне.

    – Мало, – отвечала я.

    – А как бы вам теперь хорошо было бы с ним! – проговорил он, тихо и задумчиво глядя на мою голову выше моих глаз. – Я очень любил вашего отца! – прибавил он еще тише и мне показалось, что глаза его стали блестящее.

    – А тут ее Бог взял! – проговорила Катя и тотчас же положила салфетку на чайник, достала платок и заплакала.

    – Да, страшные перемены в этом доме, – повторил он, отвернувшись. – Соня, покажи игрушки, – прибавил он через несколько времени и вышел в залу.

    Полными слез глазами я посмотрела на Катю, когда он вышел.

    – Это такой славный друг! – сказала она.

    И действительно, как-то тепло и хорошо стало мне от сочувствия этого чужого и хорошего человека.

    Из гостиной слышался писк Сони и его возня с нею. Я выслала ему чай; и слышно было, как он сел за фортепьяно и Сониными ручонками стал бить по клавишам.

    Мне приятно было, что он так просто и дружески-повелительно обращается ко мне; я встала и подошла к нему.

    – Вот это сыграйте, – сказал он, раскрывая тетрадь Бетговена на адажио сонаты quasi una fantasia. – Посмотрим, как-то вы играете, – прибавил он и отошел с стаканом в угол залы.

    Почему-то я почувствовала, что с ним мне невозможно отказываться и делать предисловия, что я дурно играю; я покорно села за клавикорды и начала играть, как умела, хотя и боялась суда, зная, что он понимает и любит музыку. Адажио было в тоне того чувства воспоминания, которое было вызвано разговором за чаем, и я сыграла, кажется, порядочно. Но скерцо он мне не дал играть. «Нет, это вы нехорошо играете, – сказал он, подходя ко мне, – это оставьте, а первое недурно. Вы, кажется, понимаете музыку». Эта умеренная похвала так обрадовала меня, что я даже покраснела. Мне так ново и приятно было, что он, друг и равный моего отца, говорил со мной один на один серьезно, а уже не как с ребенком, как прежде. Катя пошла на верх укладывать Соню, и мы вдвоем остались в зале.

    Он рассказывал мне про моего отца, про то, как он сошелся с ним, как они весело жили когда-то, когда еще я сидела за книгами и игрушками; и отец мой в его рассказах в первый раз представлялся мне простым и милым человеком, каким я не знала его до сих пор. Он расспрашивал меня тоже про то, что я люблю, что читаю, что намерена делать, и давал советы. Он был теперь для меня не шутник и весельчак, дразнивший меня и делавший игрушки, а человек серьезный, простой и любящий, к которому я чувствовала невольное уважение и симпатию. Мне было легко, приятно, и вместе с тем я чувствовала невольную напряженность, говоря с ним. Я боялась за каждое свое слово; мне так хотелось самой заслужить его любовь, которая уж была приобретена мною только за то, что я была дочь моего отца.

    1. Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений

    2. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли

    3. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство

    4. Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними

    5. Больше всех говорит тот, кому нечего сказать

    6. Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких усилий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же и самое нужное

    7. Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал

    8. Говори о том только, что тебе ясно, иначе молчи

    9. Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать

    10. Разумное и нравственное всегда совпадают

    11. И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание

    12. Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни. Только это недовольство побуждает к работе над собою

    13. Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования

    14. Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную

    15. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать

    16. Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой

    17. Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим

    18. Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения

    19. Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя

    20. Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть

    21. Жизнь должна и может быть неперестающей радостью

    22. Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь

    23. Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам своим и чужим

    24. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь делать хорошо, лучше совсем не делай

    25. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть

    26. Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе

    27. Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить

    28. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

    29. Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны

    30. Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи

    31. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты

    32. Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после

    33. Кто научился размышлять, тому трудно веровать

    34. Величайшие истины - самые простые

    35. Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины

    36. Дело науки - служить людям

    37. Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь

    38. Степень правдивости человека есть указатель степени его нравственного совершенства

    39. Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой

    40. Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься

    41. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье

    42. Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина

    43. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома

    44. Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят

    45. Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи

    46. Бедствие - это оселок для человеческой жизни

    47. Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии

    48. В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя

    49. Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои

    50. Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: “Все так делают”

    51. Слово есть поступок

    52. Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание

    53. Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры

    54. У того, кто ничего не делает, всегда много помощников

    55. Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным

    56. Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато в гневе, кончается в стыде

    57. Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти

    58. Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни

    59. Надо жить так, чтобы не бояться смерти и не желать ее

    60. Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя

    61. Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает

    62. Есть только один способ положить конец злу - делать добро злым людям

    63. Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача - внести вклад в это движение. подчиниться ему и сотрудничать с ним

    64. Живут лишь те, кто творит добро

    65. Человек будет тем счастливее, чем яснее он поймет, что его призвание состоит не в том, чтобы принимать услуги от других людей, но в том, чтобы прислуживать другим и предоставить свою жизнь в распоряжение многих людей. Человек, поступающий таким образом, будет достоин своих владений и никогда не потерпит неудачу

    66. Единственное истинное счастье в жизни - это жить для других

    67. Любовь - это сущность души, она должна укрепиться и очиститься от всех дурных чувств, раздражения и иронии, направленных против человека

    68. Где любовь, там и Бог

    69. Радость может быть совершенной лишь тогда, когда люди смотрят на свою жизнь как на служение

    70. Живи в поисках Бога - и Бог не оставит тебя

    71. Признак развратности нашего мира – это то, что люди не стыдятся богатства, а гордятся им

    72. Равенство капиталиста и рабочего такое же, как равенство двух борцов, из которых одному связали бы руки, а другому дали оружие в руки

    73. Обман так силен и так ловок, что часто видишь, как те самые, которых высасывают и губят, - с страстью защищают этих высасывателей и набрасываются на тех, кто против них

    74. Все люди с самого начала и прежде всякого юридического акта находятся во владении землею, то есть имеют право быть там, где природа или случайность поместила их

    75. Тот, кто владеет землей в большем размере, чем нужно ему для прокормления своего и своей семьи, - виновник нужды и бедствий народа

    76. Никто не может иметь право собственности на землю

    77. Земля, как воздух и солнце, - достояние всех и потому не может быть предметом чьей-либо собственности

    78. Земля – наша общая мать, она кормит нас, дает нам приют, радует и любовно обогревает нас

    79. Люди кажутся друг другу глупы преимущественно от того, что хотят казаться умнее

    80. Владение землей, как собственностью, есть одно из самых противоестественных преступлений. Отвратительность этого преступления незаметна нам только потому, что в нашем мире оно признается правом

    81. Большею частью бывает, что споришь горячо только оттого, что никак не можешь понять, что именно хочет доказать противник

    82. Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный

    83. В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло

    84. В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого

    85. Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах

    86. Война есть убийство. И сколько бы людей не собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире

    87. В основе истинного произведения искусства должна лежать совершенно новая мысль или новое чувство, но выражены они должны быть действительно с рабской точностью всех мельчайших жизненных подробностей

    88. Великие, истинные дела - всегда просты, скромны

    89. Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу

    90. Для того чтобы воспитать человека, годного для будущего, надо воспитывать его, имея в виду вполне совершенного человека, - только тогда воспитанник будет достойным членом того поколения, в котором ему придется жить

    91. Для того чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать

    92. Для того, чтобы сказать понятно то, что имеешь сказать, говори искренно, а чтобы говорить искренно, говори так, как мысль приходила тебе

    93. Доброта голубя - не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие

    94. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру

    95. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле

    96. Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии

    97. Ежели бы человек не желал, то и не было бы человека. Причина всякой деятельности есть желание

    98. Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни

    99. Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен

    100. Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать

    101. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным

    102. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель

    103. У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело

    104. Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит вражду и разъединение - он дурной

    105. Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум

    106. Женщина знает, что наш брат все врет о высоких чувствах, - ему нужно только тело, и потому простит все гадости, а уродливого, безвкусного, дурного тона костюма не простит

    107. Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и попал под ее дурман и ошалел

    108. Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. И в уединении обдумывай то, что ты узнал из общения с людьми

    109. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель - радость - вполне достойна жизни

    110. Зерно невидимо в земле, а только из него вырастает огромное дерево. Так же незаметна мысль, а только из мысли вырастают величайшие события жизни человеческой

    111. Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного, и раздувает маленького человека

    112. Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни

    113. Избавится от пьянства человек не тогда, когда он будет лишен возможности пить, а тогда, когда он не станет пить, хотя бы перед ним стояло вино

    114. Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания

    115. Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются

    116. Как ужасно вредна для художественного произведения фальшивая нота, отсутствие чувства меры

    117. Настоящее познание дается сердцем. Мы знаем только то, что любим

    118. Не количество жизни дорого, а качество

    119. Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас

    120. Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира

    121. Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд; во-вторых, труд физический, дающий аппетит и крепкий, успокаивающий сон

    122. Несомненный признак истинной науки - сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается

    123. Не стыдно и не вредно знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворятся, что знаешь, чего не знаешь

    124. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие

    125. Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы

    126. Самая вредная ложь - это ложь хитрая, сложная и облеченная в торжественность и великолепие, как проявляется обыкновенно ложь религиозная

    127. Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя

    128. Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, и подчинятся, и содействовать ему

    129. Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить

    130. Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее - ступени к совершенству, ниже – порок

    131. Это страшная ошибка - думать, что прекрасное может быть бессмысленным

    132. Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник

    133. Чтобы ни случилось, не теряй бодрости

    134. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях

    135. Чем выше стараешься показывать себя людям, тем ниже становишься в их мнении

    136. Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват

    137. Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди

    138. Часто скромность принимается за слабость и нерешительность, но когда опыт докажет людям, что они ошиблись, то скромность придаст новую прелесть, силу и уважение характеру

    139. Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью

    140. У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье.

    141. Уныние и дурное расположение духа не только мучительно для окружающих, но и заразительно

    142. У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - все гладко

    143. Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею

    144. Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других - он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим

    145. Трезвому совестно то, что не совестно пьяному

    146. Тот, кто лучше всего знает сам себя, тот менее всего себя и уважает

    147. Спирт так же консервирует душу и ум пьяницы, как он консервирует анатомические препараты

    148. Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом

    149. Слишком много или слишком мало знать друг друга одинаково мешает сближению

    150. Труд есть необходимое условие жизни человека и труд же дает благо человеку

    151. От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние

    152. Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке

    153. Искусство - одно из средств различения доброго от злого

    154. Истина, выраженная словами, есть могущественная сила в жизни людей

    155. Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем

    156. Истинная любовь сама в себе чувствует столько святости, невинности, силы, предприимчивости и самостоятельности, что для нее не существует ни преступления, ни препятствий, ни всей прозаической стороны жизни

    157. Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание

    158. Клевета, ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, есть лучшая школа добра

    159. Книги изречений... не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают ее

    160. Красноречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна

    161. Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека

    162. Лучшее доказательство того, что страх смерти есть страх не смерти, а ложной жизни, есть то, что часто люди убивают себя от страха смерти

    163. Лучше ничего не делать, чем делать ничего

    164. Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других

    165. Любить - благо, быть любимым – счастье

    166. Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная

    167. Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви

    168. Любовь - творит жизнь

    169. Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье

    170. Люди знают это свойство вина заглушать голос совести и сознательно употребляют его для этой цели

    171. Много нужно для искусства, но главное - огонь!

    172. Музыка - высшее в мире искусство

    173. Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение

    174. Мы не любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали

    175. Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся

    176. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым

    177. Нравственность человека видна в его отношении к слову

    178. Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех. А в сближении людей - главная задача искусства

    179. Ничто так не путает понятий об искусстве, как признание авторитетов

    180. Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство

    181. Ничто так, как простота, не содействует сближению людей

    182. Плохие книги не только бесполезны, но и вредны

    183. Простота есть необходимое условие прекрасного

    184. Простота есть главное условие красоты моральной

    185. Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении

    186. Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных и уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им

    187. Работа только тогда радостна, когда она несомненно нужна

    188. Уничтожь один порок, а десять исчезнут

    189. У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность

    190. Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние

    191. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его

    192. Чтобы быть настоящими друзьями, нужно быть уверенными друг в друге

    193. Свойство любви именно в том, что она дает благо тому, кто ее испытывает

    194. Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный

    195. Бессмертие, разумеется неполное, осуществляется, несомненно, в потомстве

    196. Благо людей в жизни. А жизнь в работе

    197. Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва

    198. Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению

    199. Брак истинный только тот, который освещает любовь

    200. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи

    201. Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание

    202. Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного

    203. Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем

    204. Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей

    205. Вера - это согласие воли с совестью

    206. Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями - самое страшное рабство

    207. Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство

    208. Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети

    209. Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем

    210. Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки

    211. Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было

    212. Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их

    213. Время проходит, но сказанное слово остается

    214. Нет в мире виноватых

    215. Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого

    216. Знание - орудие, а не цель

    217. Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе

    218. Все бедствия людей происходят не столько от того, что они не сделали того, что нужно, сколько от того, что они делают то, чего не нужно делать

    219. Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее

    220. Все мысли о смерти нужны для жизни

    221. Вспомнить о смерти - значит жить без мысли о ней

    222. В судьбе нет случайностей; человек скорее создает нежели встречает свою судьбу

    223. Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь

    224. Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства

    225. Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро

    226. Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их

    227. Дело критики - толковать творения больших писателей, из большого количества написанной всеми нами дребедни выделять лучшее

    228. Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью

    229. Дети нравственнее, гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не выказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков - лицемерие родителей, и теряют к ним уважение

    230. Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз - то же дело становится привычкой

    231. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру

    233. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле

    234. Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит

    235. В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно

    236. Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры

    237. Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться: тем, чему он может помочь, и тем, чему не может помочь

    238. Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе

    239. Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе

    240. Корень злых дел в дурных мыслях

    241. Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать

    242. Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его

    243. Сила войска зависит от его духа

    244. Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится наша жизнь

    245. Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью

    246. Язык есть орудие мышления

    247. Любить - значит жить жизнью того, кого любишь

    248. Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде... дурных книг, к несчастью, часто привлекательны

    249. В деле хитрости глупый человек проводит более умных

    250. Музыка - это стенография чувств

    251. Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей

    252. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть

    253. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему

    254. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды

    255. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать

    256. Самые выдающиеся дарования губятся праздностью

    257. Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других

    258. Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе

    259. Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна

    260. Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию

    261. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам

    262. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость

    263. Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих

    264. Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего

    265. Ошибочно думать, что много-знание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания

    266. Знание без нравственной основы - ничего не значит

    267. Большая часть поступков людей совершается не по рассуждению, даже не по чувству, а по бессознательному подражанию, по внушению

    268. Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны

    269. Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно

    270. Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими

    271. Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь

    272. Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей

    273. Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит, и людей, или же своего духовного начала

    274. Человек немыслим вне общества

    275. Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение

    276. Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками

    277. Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни

    278. Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, а самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей. Люди, живущие только своими чувствами, - это звери

    279. Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому

    280. Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи

    281. Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело

    282. Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе

    283. Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо

    284. Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные

    285. Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним

    286. Время проходит, но сказанное слово остается

    287. Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их

    288. В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний

    289. Счастье есть удовольствие без раскаяния

    290. Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть

    291. Правда всегда на стороне больших армий

    Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

    Больше всего говорит тот, кому нечего сказать.

    В деле хитрости глупый человек проводит более умных.

    В народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка.

    В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

    В человека вложена потребность счастья; стало быть оно законно.

    Едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.

    Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как.

    Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

    Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

    От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

    Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.

    Первая и несомненная обязанность человека есть участие в борьбе с природой за свою жизнь и жизнь других людей.

    Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо.

    Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.

    Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

    Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные в виде… дурных книг, к несчастью, часто привлекательны.

    Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.

    Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

    Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

    Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, и самый худший сорт человека - который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности - все различие людей.

    Сила войска зависит от его духа.

    Сильные люди всегда просты.

    Слово есть поступок.

    Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

    Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

    Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

    Счастье есть удовольствие без раскаяния.

    Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

    Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна - благо всех людей…

    Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно.

    Тщеславие… Должно быть, оно есть характерная черта и особенная болезнь нашего века.

    У одной девушки спросили, какой самый главный человек, какое самое главное время и какое самое нужное дело? И она ответила, подумав, что самый главный человек тот, с которым ты в данную минуту общаешься, самое главное время то, в котором ты сейчас живешь, и самое нужное дело сделать добро тому человеку, с которым в каждую данную минуту имеешь дело.

    У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

    Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.

    Человек должен быть рабом. Выбор для него только в том, чьим: своих страстей, а значит, и людей, или же своего духовного начала.

    Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.

    Человек немыслим вне общества.

    Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

    Человек, отделяющий себя от других людей, лишает себя счастья, потому что чем больше он отделяет себя, тем хуже его жизнь.

    Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой верной стороны освещает для него все явления жизни.

    Чем больше мы любим, тем обширнее, полнее и радостнее становится наша жизнь.

    Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти.

    Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

    Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.

    Эстетическое и этическое - два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.

    Язык есть орудие мышления.

    Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

    Возненавидеть жизнь можно только вследствие апатии и лени.

    Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

    Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

    Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

    Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

    Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе.

    Главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины.

    Главное свойство во всяком искусстве - чувство меры.

    Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками.

    Двумя вещами человек никогда не должен огорчаться: тем, чему он может помочь, и тем, чему не может помочь.

    Для того чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

    Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет
    с ним.

    Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

    Если дикарь перестал верить в своего деревянного бога, то это не значит того, что Бога нет, а только то, что Бог не деревянный.

    Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство.

    Жениться надо всегда так же, как мы умираем, то есть только тогда, когда невозможно иначе.

    Женщины, особенно прошедшие мужскую школу, очень хорошо знают, что разговоры о высоких предметах - разговорами, а что нужно мужчине - тело и все то, что выставляет его в самом обманчивом, но привлекательном свете; и это самое и делается.

    Знание без нравственной основы - ничего не значит.

    Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

    Из страстей самая сильная, злая и упорная - половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти, и последняя, самая сильная из них - плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута и ему незачем будет жить.

    Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

    Как ни странно самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхностные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

    Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело.

    Корень злых дел в дурных мыслях.

    Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать.

    Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

    Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами. И это самое тяжелое и самое верное наказание.

    Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

    Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.

    Мудрость - знать, в чем дело жизни и как исполнять его.

    Музыка - это стенография чувств.

    Мы не любим людей не потому, что они злы, но мы считаем их злыми потому, что не любим их.

    Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна.

    Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные.

    Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим, и чужим.

    Не столько вреда бывает от того, что мы делаем не то, что должно, сколько от того, что мы не удерживаемся от того, чего не должно делать.

    Нет в мире виноватых.

    Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

    Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость.

    Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.

    Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

    Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

      Большое спасибо и за биографию и за цитаты! Подобрано кратко, лаконично, легко разбивается по тематике.

      очень много но мне кажется что это не толстой более современы афоризмы

    У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье.

    Лев Николаевич Толстой


    Цитаты о счастье

    Избери себе друга, ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

    Пифагор


    Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной пользуется постелью: для выздоровления - и никак иначе.

    Фридрих Ницше


    Хочешь ты счастья себе Ну, оно скоро не дается Его, как гриб в лесу, поискать надо, надо над ним спину поломать- да и найдя, гляди - не поганка ли?

    Максим Горький


    Счастья бояться не надо: его нет.

    Мишель Уэльбек


    Когда рассказываешь о своем счастье, его становится меньше.

    Марсель Ашар


    Есть одна только врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья.

    Артур Шопенгауэр


    Зачем говорить мне, что мое счастье не более как греза? Если даже оно греза, пусть дадут мне ею насладиться.

    Джозеф Аддисон


    Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

    Платон


    Право жить и быть счастливым - пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.

    Николай Гаврилович Чернышевский


    Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые!

    Федор Иванович Тютчев