• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Нефтегазовый аналитик, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин рассказал, почему считает нецелесообразным строительство газопровода "Сила Сибири", и почему в этом проекте заинтересован Владимир Путин.

    Строительство " Силы Сибири" началось, но идет с большими задержками. Признано, что в 2018 году никакого газа на границе с Китаем не будет. Сейчас говорят, что поставки начнутся не раньше 2021 года. Но это тоже вызывает сомнения. Разработка Чаяндинского месторождения идет с большим отставанием. А там еще нужно построить газоперерабатывающий завод в Амурской области. Так что у "Силы Сибири" сомнительные перспективы. Цена газа по формуле, о которой договорились, меньше, чем себестоимость его добычи и транспортировки.

    - Китайцы скептичны?

    Китайцы спокойны. Они отказались кредитовать этот проект. В самом начале, когда шла речь о подписании контракта, в России объявили, что Китай, мол, даст 25 млрд долларов на строительство трубы, а китайцы сказали, что ничего подобного делать не будут.

    - Как на контракт повлияет падение цен на нефть?

    Изменится стоимость газа. И России придется умолять Китай изменить условия контракта. Китайцы очень трудные переговорщики. Получается, что своим газом Россия будет субсидировать китайских потребителей, поскольку продавать его она будет им ниже себестоимости. Это не коммерция.

    - А он вообще нужен, этот контракт?

    Китай сводит свой газовый баланс без российского газа. У него достаточно газа из Средней Азии, сжиженного природного газа, своей добычи, газа из Мьянмы. Из этих источников Китай покрывает свой газовый баланс на долгие годы вперед. Россия фактически навязала этот контракт Китаю. Много лет велись переговоры. Наконец, китайцев уговорили на то, чтобы последний договор в Шанхае назвали контрактом, - чтобы было приятно российскому руководству. Назвали. Стали строить трубу.

    Чаяндинское месторождение, которое на первом этапе будет поставлять туда газ, больше 25 млрд кубометров в год не даст. А подписались на 38 млрд кубометров. Это означает, что нужно задействовать еще и Ковыктинское месторождение в Иркутской области. А там конь не валялся - оттуда еще надо построить 800 км газопровода для Чаяндинского месторождения и освоить само месторождение. В общем обязались поставлять газ, не имея представления о том, как это можно выполнить.

    - А зачем это России?

    России это абсолютно не нужно. Это гигантские затраты. Но это политическая воля руководства. Когда просчитывалась экономическая целесообразность этих проектов, экономисты "Газпрома" были категорически против. Это чистые потери для России, для бюджета, для "Газпрома". Но в октябре 2012 года президент России Владимир Путин дал указание принимать инвестиционные решения по этим проектам. И они были приняты. И туда пошли деньги. Теперь видим, что эти проекты либо проваливаются, либо эти деньги были пущены неизвестно куда.

    - Вы считаете, что проект держится на политической воле?

    Это воля одного человека, который, судя по всему, действует так или из-за некомпетентности, или из каких-то собственных соображений. Это надувание щёк, которое очень легко разоблачить.

    - А что с проектом "Сила Сибири-2"?

    Это газопровод, который будет брать газ из тех же месторождений, что сейчас обеспечивают голубое топливо для Европы. Путин уже несколько раз говорил, что если на рынке в Азии цена будет более выгодной, будем перебрасывать газ туда. Если в Европе, то в Европу. Но это фактически невозможно. России довольно легко построить этот газопровод до собственной границы. Но дальше начинаются приключения.

    Китайцам же, для того, чтобы доставить этот газ в свои промышленные районы на востоке, нужно построить еще примерно 3000 км газопровода. Во время переговоров с заместителем премьера Китая в Москве ему было предложено профинансировать этот проект. Он сказал, что они ничего финансировать не будут.

    - Выходит, газовое сотрудничество между Россией и Китаем - пока утопия?

    Китаю оно совершенно не нужно. И это очень хорошо оценивают аналитики, например, в BP. В своем прогнозе до 2035 года они показали, что в Китае объем получаемого из-за границы трубопроводного газа расти не будет. Они не верят, что Россия будет поставлять трубопроводный газ Китаю в коммерческих объемах.

    Для России это сотрудничество было бы выгодно, если бы Китай соглашался покупать этот газ, если бы этот газ ему был нужен. Ведь рынки для российского газа сужаются. Даже внутренний российский рынок немного сократился. В Европе тоже рост крайне незначительный. Особых перспектив я не вижу.

    Если брать сжиженный природный газ, то здесь Россия уже проиграла все соревнования. В России есть действующий проект - "Сахалин-2". Он был построен при помощи компании Shell. Еще один проект "Ямал-СПГ", не имеющий никакой коммерческой ценности, погоды на рынке не делает. В прошлом году потенциал добычи газа в России был больше на 174 млрд кубометров, чем на самом деле "Газпром" смог продать за границу.

    Во вторник, 4 июля 2017 года, по итогам переговоров Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином, глава "Газпрома" Алексей Миллер торжественно объявил: поставки газа по газопроводу "Сила Сибири" начнутся в декабре 2019 года. "В рамках переговоров подписано соглашение между "Газпромом" и нашим китайским партнером о дате начала поставок газа по газопроводу "Сила Сибири". Это будет 20 декабря 2019 года", — заявил глава российского газового гиганта. Однако Москва и Пекин хранят молчание по цене на газ для Поднебесной. Значит ли это, что стороны надеются найти компромисс по этой ключевой проблеме лишь к концу 2019 года?

    В мае 2014 года, когда мировые цены на нефть были выше 100 долларов за баррель (а мировая цена на газ всегда привязана к стоимости "черного золота"), в Москве оптимистично заявляли: цена на газ из России для Китая составит 350-380 долларов за тысячу кубометров. Однако с осени 2014 года мировые цены на нефть резко начали падать, и голубое топливо также стало терять в цене.

    В итоге в 2016 году средняя стоимость газа из Туркмении составила для Китая всего 255 долларов за тысячу кубометров. Туркмения сегодня является главным конкурентом по поставкам газа в Поднебесную, поэтому Пекин и задает Москве логичный вопрос: почему российский газ для Китая должен стоить дороже туркменского? "Газпром" не соглашается с таким подходом, и, видимо, даже нынешний государственный визит высокого гостя из Поднебесной не позволил сторонам поставить точки над "и" в ключевом вопросе цены на российский газ.

    Между тем эксперты напоминают, что если Россия пойдет на существенную уступку Китаю и приравняет цену на свой газ к стоимости туркменского голубого топлива, то проект "Сила Сибири" будет для "Газпрома" не прибыльным, а убыточным. Судите сами.

    "Газпром" и китайская CNPC подписали соглашение о поставках российского газа по газопроводу "Сила Сибири" в мае 2014 года. Соглашение заключено сроком на 30 лет и предусматривает поставку российского газа по этой транспортной магистрали в объеме 38 миллиардов кубометров в год. Общая протяженность газопровода составит около четырех тысяч километров, а его работу будут обеспечивать восемь компрессорных станций общей мощностью 1331 мегаватт.

    Проблема в том, что уже в 2015 году Китай отказался от ранее взятого на себя обязательства финансировать половину стоимости строительства "Силы Сибири". Так что львиную долю инвестиций в проект пришлось взвалить на свои плечи России. Общая сумма инвестиций в проект за 2015-2017 годы составила 480 миллиардов рублей.

    Можно предположить, что к завершению строительства магистрали в декабре 2019 года России придется вложить в "Силу Сибири" еще около 500 миллиардов. Таким образом, газопровод обойдется бюджету России в солидную сумму, равную почти одному триллиону рублей. И если цена на газ будет ниже 300 долларов за тысячу кубометров, то Россия понесет убытки.

    На переговорах с Китаем по газу есть и другой болезненный вопрос. Речь идет о проекте "Сила Сибири-2". В официальном сообщении российской стороны многозначительно говорится: "Газпром" и китайская компания CNPC продолжают согласование параметров поставок российского газа в Китай по западному маршруту".

    Однако, по данным информационного агентства Reuters, российскому газовому гиганту, видимо, придется умерить свои амбиции по поводу строительства западного маршрута в Китай, ограничившись поставками по восточной магистрали — "Силе Сибири". По данным агентства, "Пекин не видит необходимости в трубе "Сила Сибири-2" (западный маршрут) и поставках с Сахалина (дальневосточный маршрут), которые обсуждались с 2015 года".

    Как считают эксперты, Китай затягивает переговоры по "Силе Сибири-2" для изучения дополнительных возможностей на рынке сжиженного природного газа (СПГ). И здесь, как и в истории с "Северным потоком-2", на Китай оказывает давление Вашингтон, который хотел бы вытеснить Россию с газового рынка Поднебесной, предложив ей свои поставки СПГ. Ранее сообщалось, что Дональд Трамп в ходе переговоров с Китаем предлагал для сокращения дефицита в двусторонней торговле массовые поставки СПГ американского производства.

    Напомним, что сейчас обитатели Капитолийского холма принимают поправки, предусматривающие санкции против всех ведущих мировых корпораций, которые собираются участвовать в прокладке газопроводов "Северный поток-2" и "Турецкий поток". Скорее всего, конгрессмены захотят предпринять шаги для того, чтобы затруднить также реализацию планов "Газпрома" по увеличению поставок газа в Китай. Сможет ли Пекин выдержать давление со стороны Вашингтона?

    Во-первых, поставки по «Силе Сибири» позволят закрыть вопрос с дефицитом газа на востоке Китая. Во-вторых, запуск этого маршрута улучшит ситуацию с экологией в стране, так как российский газ заместит собой угольную генерацию. И в-третьих, трубопроводный газ из России положительно скажется на безопасности поставок, потому что поставки СПГ уязвимы к военным рискам в Южно-Китайском море.

    Окончание строительства "Силы Сибири"

    «Газпром» вышел на завершающий этап строительства газопровода «Сила Сибири», и совсем скоро поставки откроют России выход на принципиально новый рынок, заявил глава компании Алексей Миллер. По его словам, на сегодняшний день построено более 1520 километров газопровода, что составляет две трети маршрута. Поставки планируется начать в декабре следующего года.

    «Для «Газпрома» газопроводные проекты традиционно выглядят очень интересно, так как компания обладает большими запасами, которые очень эффективно экспортировать по трубе. К тому же между Россией и Китаем нет никаких посредников, поэтому не нужно будет платить за транзит. Одно время прорабатывался маршрут через Казахстан, но в итоге от него отказались. И хотя последние годы идет вал публикаций о перспективах СПГ, газопроводные поставки выглядят объективно дешевле.

    «Сила Сибири» строится по графику, поэтому уже в 2019 году мы начнем поставлять первые объемы газа. Сначала это будет несколько миллиардов кубометров в годовом исчислении, но потом пропускная способность увеличится до нескольких десятком миллиардов с пиковой нагрузкой в 38 млрд кубов», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда энергетической безопасности Станислав Митрахович.

    Потребности Китая в газе

    Но потребности Китая в газе гораздо больше. Как ранее рассказал нам заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов , производство газа в Китае сейчас составляет порядка 140 млрд кубов, а потребление уже превышает 200 млрд. Причем в перспективе всего нескольких лет потребление вырастет до 300 млрд кубов, и уже сейчас ясно, что закрыть его

    «Потребность Китая в импортном газе продолжит расти. Он собирается продолжать стратегию по уходу от угля, который представляет собой гораздо менее экологичный вид топлива, а Китай наоборот стремится улучшать ситуацию с экологией в крупных городах. Еще один важный момент связан с безопасностью поставок трубопроводного газа из России в сравнении с тем же СПГ.

    В случае с поставками сжиженного газа Китай становится зависимым от морских поставок, и как следствие потенциально уязвимым к военным рискам в Южно-Китайском море. А так как там сохраняется нестабильность, то иметь гарантированный вариант поставок напрямую из России без всяких посредников для Китая гораздо надежнее», - уверен эксперт.

    В то же время «Сила Сибири», возможно, станет не единственным маршрутом поставок российского газа в Китай. Есть еще проектируемый западный маршрут, известный как «Алтай» или «Сила Сибири-2», а также вариант поставок по «дальневосточному направлению» со стороны Хабаровска и Владивостока.

    Газопровод в Китай необходим, несмотря на проблемы в китайской экономике и масштабный кризис в российской. Этот проект может стать драйвером роста для Дальнего Востока

    Китайская экономика замедляется. В середине января Национальное бюро статистики КНР опубликовало данные по ВВП за 2015 год. Темпы прироста китайской экономики (6,9%) не только не превысили уровень 2014 года (7,3%), но и оказались худшими за все предшествующие 25 лет. Торможение второй по величине экономики мира вызвало к жизни опасения по поводу возможного сокращения КНР потребления энергоресурсов. Так, согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в 2015-2020 годах среднегодовые темпы прироста потребления нефти в Китае будут эквивалентны 2,6% — это почти в два раза ниже, нежели в 2005-2014 годах.

    Ожидаемое снижение потребления энергоресурсов в Китае может стать причиной переноса сроков начала поставок газа из России по западному маршруту проекта «Сила Сибири-​2», заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. , сроки поставок по восточному маршруту изменены не будут, поскольку контракты на возведение его отдельных участков уже заключены. Так, в минувшем декабре «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение о проектировании и строительстве трансграничного участка газопровода «Сила Сибири» через реку Амур.

    Спрос на газ в Китае

    Критики проекта часто ссылаются на то, что в энергобалансе КНР газ играет подчиненную роль: согласно данным Агентства энергетической информации США, на его долю в 2012 году приходилось лишь 5% потреблявшихся в стране энергетических ресурсов, в то время как на долю угля, нефти и гидроэнергии — 66%, 20% и 8% соответственно. Однако стоит отметить, что в 2005 году доля газа была еще меньшей (2,6%). За последние десять лет Китай более чем утроил потребление голубого топлива — с 46,8 млрд куб. м в 2005 году до 178,6 млрд куб. м в 2014-м, притом что эксперты Международного энергетического агентства в 2007 году ожидали, что потребление газа к 2015 году достигнет отметки лишь в 120 млрд куб. м.

    Столь же динамично рос и импорт газа: начав закупать сжиженный природный газ в 2006 году и трубопроводный газ в 2010-м, к 2013 году КНР нарастила их совокупные поставки до 51,9 млрд куб. м. Все в том же 2013 году на долю импорта приходилось 32,1% потребляемого Китаем газа; согласно прогнозу Международного энергетического агентства, в 2030 году этот показатель вырастет до 54%. Именно поэтому спрос будет обеспечен как на сжиженный природный газ, поставляемый в КНР в том числе из Катара, Австралии и Малайзии, так и на природный газ, который будет поступать из Средней Азии и России.

    Сделать такой сценарий реалистичным могут усилия китайского правительства по борьбе с загрязнением окружающей среды, ставшим следствием мощного индустриального рывка рубежа XX и XXI столетий: решить эту проблему будет невозможно без ухода от использования угля и наращивания потребления экологически безопасного газа, что должно будет привести к снижению вредных выбросов в атмосферу, а это в свою очередь придаст «Силе Сибири» стратегическую значимость не только для КНР, но и для всего мира.

    Нерентабельность проекта

    Критики проекта «Сила Сибири» также указывают на то, что строительство газопровода в Китай окупится лишь спустя три десятилетия после его начала — на это, в частности, Сергей Алексашенко. Здесь стоит отметить, что подобного рода проекты редко становятся рентабельными сразу после их введения в строй: как правило, коммерческий эффект от их реализации достигается лишь по прошествии длительного периода. Пример тому — строительство газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», который был возведен на рубеже 1970-х и 1980-х на кредиты европейских банков, выданных под выручку от последующих поставок голубого топлива в страны Старого Света (сделка «газ — трубы»). Финансовая отдача от этого проекта была получена уже после распада СССР, когда «Газпром» стал наращивать экспорт в ЕС, который между 1990 и 2005 годом вырос со 110 до 154,3 млрд куб. м — благодаря этому компания смогла компенсировать потери от поставок в бывшие союзные республики, осуществлявшиеся в то время фактически по бартеру.

    Примерно такой же, пусть и меньший по масштабу эффект может дать строительство газопровода в Китай. Если бы это было иначе, то возведением инфраструктуры, необходимой для транспортировки голубого топлива в Поднебесную, не занимались среднеазиатские государства, в частности Туркмения, которая в сентябре 2013 года заключила договор о строительстве четвертой нитки газопровода в КНР, благодаря чему к 2017 году его совокупная мощность достигнет 80 млрд куб. м. В минувшем декабре Туркмения также приступила к строительству газопровода в Индию годовой мощностью 38 млрд куб. м: в рамках этого проекта в Балканской области Туркмении будет возведен газохимический комплекс по производству 386 тыс. т полиэтилена и 81 тыс. т полипропилена в год.

    Такие проекты в долгосрочной перспективе способны приносить прибыль — этим они выгодно отчаются, к примеру, от большой стройки в Сочи, предвещавшей зимние Игры-2014 и обошедшейся, по данным ГК «Олимпстрой», в 1,524 трлн руб. ($50 млрд по тогдашнему курсу). К сожалению, коррупционные риски при их реализации исключать нельзя. Однако если бы фактор коррупции можно было бы использовать для обоснования отказа от исполнения инвестиционных проектов, то тогда в России нужно было бы полностью прекратить строительство каких бы то ни было капитальных объектов, будь то дороги, школы или больницы.

    Освоение месторождений Восточной Сибири

    Проект «Сила Сибири» поспособствует освоению Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская область) газовых месторождений — на сегодняшний день не существует иного способа, который бы позволил вывести их ресурсы на рынок. Эти месторождения могут стать не только ресурсной базой проекта «Владивосток-СПГ», но и газохимических предприятий региона, тем более что газ Ковыкты и Чаянды богат на применяемые в газохимии компоненты, такие как этан и гелий.

    Подтверждение тому — соглашение о строительстве Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), подписанное «Газпромом» и «Сибуром» в минувшем июле: предприятие годовой мощностью 49 млрд куб. м должно быть введено в строй в 2025 году; базой для его работы станет сырье Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых «Газпромом» в рамках Восточной газовой программы.

    В состав ГПЗ, в частности, войдет крупнейшее в мире производство гелия объемом не менее 60 млн куб. м в год. Содержание гелия в газе Ковыктинского месторождения составляет 0,28%, притом что превышение даже одной сотой процента говорит о его промышленных запасах. Именно поэтому открытие Амурского ГПЗ, который будет работать на ресурсной базе Ковыкты, откроет перед Россией широкие возможности по экспорту гелия на зарубежные рынки и вытеснению с него зарубежных конкурентов, в том числе и из США, а также по его применению в авиационной, космической, медицинской и других высокотехнологичных отраслях промышленности.

    Рабочие места

    На строительстве Амурского ГПЗ будет задействовано 15 тыс. человек, на самом же предприятии будет создано около 3 тыс. рабочих мест. Для восьмисоттысячной Амурской области это, казалось бы, капля в море. Однако не стоит забывать, что и возведение газопровода «Сила Сибири», и строительство газохимических предприятий потребует создания дорожно-транспортной инфраструктуры, для развития которой также понадобится рабочая сила. Так, для поставок оборудования на Амурский ГПЗ будет углублен фарватер реки Зея, а также построена автомобильная дорога и железнодорожная ветка.

    Помимо этого, сам ход реализации проекта по возведению газопровода заставит федеральное правительство более пристально взглянуть на развитие Дальнего Востока, на который обращалось меньшее внимание по сравнению с другими российскими регионами, например с богатой нефтью и относительно близкой к европейской части страны Западной Сибирью или политически и экономически нестабильным Северным Кавказом.

    Для реализации этих мер нужна политическая воля, которая бы возникла под давлением предпринимателей, требующих обеспечения благоприятной для ведения бизнеса среды. Создать такое давление в российских условиях могут только крупные компании, которые придут на Дальний Восток всерьез и надолго: им предстоит работать в регионе не один год, а потому в их интересах будет создание таких условий, которые были бы выгодны не только «крупняку», но и «малышам». Среды, которая обеспечит превращение Дальнего Востока из дотационного региона в донорский.

    Строители газопровода "Сила Сибири" пробурили тоннель под Амуром на границе . Его длина составила почти 1300 метров, а ширина — около двух метров. В тоннеле проложат основную ветку газопровода. Теперь строителям предстоит пробурить еще один проход под пограничной рекой — для резервной трубы. Все работы по прокладке тоннелей взяла на себя китайская сторона. У строителей — богатый опыт по строительству газопроводов, но нашла чем удивить специалистов из Поднебесной.

    "Я участвовал в строительстве четырех газопроводов и комплексов у нас, но на таком проекте впервые — под водой и под землей, — признает Сюй Лян Лян, начальник отдела строительства нефтегазопроводного управления (КНР). — Мы применяем самые лучшие технологии, работаем по стандартам международного уровня, соблюдая и российские, и наши расчеты и требования. И вашей стороне мы благодарны за сотрудничество и поддержку. И поэтому у нас все по графику".

    Строители пробурили первую ветку трансграничного тоннеля под Амуром в окрестностях Верхнеблаговещенского. В ближайшее время они приступят ко второй. Затем начнется прокладка труб для поставок российского газа в КНР. Завершается сооружение приемных котлованов участка магистрального перехода, который свяжет отечественную газотранспортную систему с китайской.

    Параллельно с возведением под Свободным прокладываются артерии, по которым очищенный метан направится в районы области и другие регионы Дальнего Востока. Сибирский газ ждут и в Китае. Строительство трансграничного тоннеля идет полным ходом.

    Первая спецтехника зашла в окрестности Верхнеблаговещенского в конце весны 2017 года. Сейчас на бывшем пустыре уже возвышаются производственные сооружения и мини-поселок для строителей. Но главное то, что на поверхности не увидишь.

    Длина тоннеля — почти 1 300 метров, ширина — около двух с половиной метров. Он пролегает под дном реки на глубине 20 метров. Под Амуром пройдёт основная ветка, а в 50 метрах будет еще и резервная. Этот подводный переход свяжет китайский газопровод с "Силой Сибири".

    Тоннель пробурили со стороны Поднебесной и обустроили за полгода. Внутри проложена узкоколейная железная дорога для работы технологического транспорта. Проходческая установка уже переправлена , где ведется подготовка к запуску по второй линии. Это полностью на себя взяли китайские подрядчики.

    На время строительства трансграничного перехода специально был создан пункт пропуска Верхнеблаговещенский. Подобный действовал в Джалинде, где несколько лет назад тоже под Амуром прокладывали нефтяную трубу. При этом на пограничном пункте нет каких-то специальных или упрощенных процедур.

    Вся необходимая для строительства техника оформляется по процедуре временного ввоза, после реализации проекта агрегаты вернут в Китай. С окончанием строительства трансграничного тоннеля пункт пропуска будет закрыт.

    Вблизи перехода в Верхнеблаговещенском ведутся работы по строительству газоизмерительной станции. Экспортировать российский газ в Поднебесную рассчитывают начать с декабря 2019 года.

    Договором, который был подписан пять с половиной лет назад в присутствии президента России и председателя КНР Си Цзиньпина, предусмотрена транспортировка около 38 миллиардов кубометров газа в год.