• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Деятельность-способ существования людей

    Выполнила Ризатдинова Ризида Ибрагимовна, учитель истории и обществознания

    МОУ СШИ №2 г. Магнитогорска


    • Деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека.

    • Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
    • Объектом называют пассивную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

    • Активность - понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей.
    • Необходимо отличать деятельность от активности - два совершенно разных понятия. Деятельность характерна только для человека , в то время как активность - черта представителей животного мира .

    • Субъекты, объекты.
    • Мотив деятельности, т.е. причины, побуждаемые человека совершать действия.
    • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности.
    • Средства - т.е. методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
    • Процесс деятельности – действия, направленные на достижение результата.
    • Итог деятельности – результат.

    Черты деятельности

    • Черты деятельности:

    Сознательность (цели)

    Продуктивность (получение результата)

    Носит преобразующий характер (изменяет мир и самого себя – привычки, способности)

    Носит общественный характер (отношения с другими людьми)

    Это именно те особенности, которые от­личают человеческую деятельность от поведения живот­ных.


    • Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
    • По субъекту : индивидуальная – коллективная По характеру : репродуктивная – творческая По соответствию правовым нормам: законная – незаконная По соответствию моральным нормам : моральная – аморальная По соотношению с общественным прогрессом : прогрессивная – реакционная По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная По особенностям проявления человеческой активности : внешняя – внутренняя

    Формы деятельности

    1. Труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

    2. Игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

    3. Учение (познание нового)

    4. Общение (обмен идеями, эмоциями)


    • – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
    • Характерные черты труда как вида деятельности:
    • Целесообразность (необходимость)
    • Наличие целей
    • Наличие знаний, умений.
    • Полезность
    • Развитие личности
    • Нацеленность на результат и получение его.
    • Преобразование мира, общества и самого человека.

    • Физический – труд, в ходе которого есть нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
    • Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
    • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
    • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

    • - это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
    • Характерные черты игры как вида деятельности:
    • Условная ситуация
    • Наличие определённых правил для игры
    • Использование предметов, замещающих реальные
    • Своеобразные цели (формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
    • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

    • - вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
    • Виды учения
    • Организованное (осуществляется в учебных учреждениях)
    • Неорганизованное (побочный результат основного вида деятельности)
    • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

    • Творчество - это любая деятельность человека, в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности - уникальность её результата.
    • Механизм творческой деятельности:
    • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
    • Наличие воображения
    • Фантазия
    • Интуиция - знание, предвидение,появление которого невозможно объяснить.

    Общение

    Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей. Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

    • В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение - это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

    • Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений. Познание человеком мира происходит двумя путями – рациональным и иррациональным . Рациональный метод заключается в познании при помощи учебы труда и игры, иррациональный – методов чувств, которые зарождаются на интуитивном уровне.

    • Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.


    План урока

    1.Деятельность человека: основные характеристики

    2.Структура деятельности и ее мотивация

    3.Многообразие деятельности

    4.Сознание и деятельность


    Словарь

    • Деятельность специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.




    Словарь

    • Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на притяжении всей своей жизни.




    Потребности -нужда

    А. Маслоу

    Американский

    психолог

    Почему А.Маслоу назвал человека «желающее существо»?





    • Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
    • Объект - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.


    Многообразие деятельности

    Основание для классификации

    Виды деятельности

    Отношение человека к окружающему миру

    Примеры

    1.Практическая

    2.Духовная

    Труд

    Искусство


    Словарь

    Сознание - высшая свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности;

    Совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.



    Особенности формирования сознания

    Изготовление орудий труда связано:

    • с мысленным расчленением целого на части (анализ),
    • с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета,
    • с мысленным объединением (синтез), выделенных свойств в представляемые целостные орудия.

    1.Употребление (изготовление орудий труда) и общественный труд.

    2.Общение с помощью слова

    функции, форма,

    свойства материала



    Игра

    Мотив

    Познание

    Познание окружающего мира

    Субъект

    Труд

    Приобретение знаний

    Объект

    Получение практического результата

    Цель

    Средства

    Действия

    Результат


    Домашнее задание

    • Параграф 5.

    Cлайд 1

    Деятельность как способ существования людей Тема: Деятельность людей и её многообразие Антонина Сергеевна Матвиенко

    Cлайд 2

    Цель: конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром

    Cлайд 3

    План: Сущность и структура деятельности Потребности и интересы Многообразие видов деятельности Творческая деятельность

    Cлайд 4

    Сравните два определения: «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

    Cлайд 5

    Деятельность Развитие общества -результат деятельности человека Деятельность – это проявление активности. Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности Поведение животных Что отличает? Поведение человека Инстинкт - приспособление Разумная деятельность – преобразование. Деятельность сообразуется с целью

    Cлайд 6

    Сущность и структура деятельности Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность Объект - это то, на что она направлена может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.

    Cлайд 7

    Цель Средства достижения Результат Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии Результат – это итог, продукт деятельности Деятельность состоит из действий Хорошо Плохо Хорошо Плохо

    Cлайд 8

    ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего? Прочитайте притчу: «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.» О чем притча? Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло

    Cлайд 9

    Что движет человеческой деятельностью? Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности, Идеальные потребности) Убеждения Интересы

    Cлайд 10

    К каким группам потребностей относятся данные высказывания? Аристотель: «Все люди от природы стремятся к знанию». Г.Белль: «Сон прекрасен тем, что уравнивает человека и животное». Ю.Нагибин: «Если определить его главную устремленность – он всегда кому-то помогал…Помогать было его призванием»

    Cлайд 11

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей Разрушительная деятельность Созидательная деятельность

    Слайд 1

    Деятельность как способ существования людей
    Лысова Елена Юрьевна

    Слайд 2

    План:
    Сущность и структура деятельности Потребности и интересы Многообразие видов деятельности Творческая деятельность

    Слайд 3

    Сравните два определения:
    «Деятельность - форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя». «Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта».

    Слайд 4

    Деятельность
    Развитие общества -результат деятельности человека
    Деятельность – это проявление активности. Деятель – это человек, проявивший себя в какой-либо общественной деятельности
    Поведение животных
    Что отличает?
    Поведение человека
    Инстинкт - приспособление
    Разумная деятельность – преобразование. Деятельность сообразуется с целью

    Слайд 5

    Сущность и структура деятельности
    Субъект деятельности - тот, кто осуществляет деятельность
    Объект - это то, на что она направлена
    может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.
    могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.

    Слайд 6

    Цель Средства достижения Результат
    Цель - это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
    Средства – это предметы труда, орудия труда, технологии
    Результат – это итог, продукт деятельности
    Деятельность состоит из действий
    Хорошо
    Плохо
    Хорошо
    Плохо

    Слайд 7

    ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
    Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? Для чего? Прочитайте притчу: «Старательный дровосек честно собирал хворость, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шёл на костры инквизиции, где сжигали людей.» О чем притча? Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло

    Слайд 8

    Что движет человеческой деятельностью?
    Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо действию. Потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. (Биологические потребности, Социальные потребности, Идеальные потребности)
    Убеждения Интересы

    Слайд 9

    ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Духовная деятельность направлена на изменение сознания людей
    Разрушительная деятельность Созидательная деятельность

    Слайд 10

    Классификация видов деятельности
    Критерии для классификации Виды деятельности
    Отношение человека к окружающему миру - Практическая - Духовная
    Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная
    Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная
    Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная
    Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая
    Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная
    Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

    Слайд 11

    Творческая деятельность
    Какие ассоциации возникают у вас при слове «ТВОРЧЕСТВО»? - это деятельность, порождающая нечто качественное новое, никогда ранее не существовавшее. Источником деятельности может быть воображение фантазия