• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми положениями концепции " "

    Кто такой волонтер?

    Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

    Волонтер или доброволец?

    Не имеет значения, так как “волонтер” – слово французского происхождения, а “доброволец” – слово отечественное. Употреблять можно в зависимости от контекста. Предпочтение лучше отдавать отечественному слову, так как подсознательно мы понимаем значение корней, из которых состоит слово: добро и воля.

    Кого можно назвать настоящим волонтером?

    Многие думают, что волонтеры – это те, кто не берет денег или другое поощрение за свой труд. Бесплатность труда добровольцев является лишь признаком, а не сутью добровольчества. Слишком низко оценивать настоящего волонтера тем, что берет он деньги за работу или нет. Если вы рассуждаете именно так, то для вас волонтер предстает как «недалекий человек».

    Добровольцы в своей деятельности движимы не просто потребностями «по Маслоу», а нравственными ценностями. В добровольцах есть то, что мы хотим видеть в обществе, в семьях и в себе лично. В добровольцах ценности воплощены на деле, а не только на словах. Находясь рядом с ними, мы можем это почувствовать, зарядиться желанием жить так же как они. Для воспитания и развития человека необходим пример воплощенных в жизнь ценностей – в этом главная ценность добровольчества.

    Поэтому настоящий доброволец – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

    Отличительные признаки добровольчества?

    Чем подлинная добровольческая деятельность отличается от трудовой деятельности, социальной защиты, педагогической практики, внеурочной деятельности школьников и студентов, а также благотворительной деятельности?

    1. Осознанность – первый и наиболее важный отличительный признак. Порыв к добровольческой деятельности должен идти изнутри человека – от собственных убеждений и ценностей. Доброволец глубоко осознает и оценивает свои мотивы, цели и задачи, ход и средства добровольческой деятельности.

    2. Инициативность характеризует настоящих добровольцев, их хозяйское отношение и гражданское участие в жизни общества. Можно сказать: «Волонтер не ждет, когда его попросят что-то сделать, он видит, что нужно делать, или спрашивает об этом сам!»

    3. Добровольность – доброволец действует без какого-либо принуждения. Если человек действует под административным нажимом, по воле «авторитетного» человека, на основе устава организации, по распорядку учебного заведения, то он не волонтер.

    4. Бескорыстие – это безвозмездный труд, а также не полностью оплачиваемый, при условии, что за подобный труд человек мог бы реально получить большую оплату. Настоящий волонтер не мотивируется вторичными выгодами: профессиональный рост, расширение социальных связей, публикации в СМИ и др. Если личных выгод не будет, он всё равно будет заниматься добровольческой деятельностью.

    5. Личное действенное (непосредственное) участие в добровольческих проектах отличает волонтера от жертвователя денег, руководителя благотворительного фонда и т.п. Кроме руководящей, образовательной или консультативной деятельности настоящий волонтер наряду с другими непосредственно участвует в добровольческих проектах, так как личный пример – это главный убедительный аргумент в мотивировании других!

    6. Нацеленность на развитие общества отличает подлинного волонтера от человека, который интересно проводит время, ищет личные выгоды в помощи другим или отстаивает интересы своей организации. Подлинный волонтер ищет сотрудничества с другими или, по крайней мере, открыто выражает свою солидарность. Организации, которые замыкаются только на своих проектах или задачах, использует для себя идею добровольчества, но не развивают культуру добровольчества в обществе. Для них добровольцы – это бесплатная рабочая сила для решения социальных проблем.

    Настоящий волонтер руководствуется осознанным желанием совершать поступки (деятельность) на благо других людей и общества, а не поиском выгоды для себя или группы, к которой он принадлежит.

    Волонтер как стиль жизни или как должность в организации?

    Среди некоторых НКО распространено мнение, что новичок в общественной организации – это волонтер, т.е. тот, кто пока ничего не умеет, ему еще нельзя полностью доверять, и ему, соответственно, не за что платить. Поэтому он работает на безвозмездной основе не по своему выбору, а по внутреннему распорядку организации. В таких организациях происходит разделение на «специалистов» и «волонтеров». Другими словами, происходит оценка волонтера с точки зрения профессионального выполнения своих обязанностей. Это неверно!

    Волонтер – это, прежде всего, обладатель высоких нравственных качеств, говорящих о его мотивации и образе жизни, а не уровень профессионализма. Определение «волонтер» или «доброволец» может относиться и к начинающему, и к эксперту. «Волонтер в организации» означает, что человек добровольно и бескорыстно выполняет определенные обязанности. Волонтером можно быть и не относясь к какой-либо организации, временно присоединяясь к проектам организаций или проводя собственные проекты.

    Став членом организации, волонтер обязан подчиняться уставу и решениям организации. Для настоящего волонтера быть волонтером важнее, чем быть членом организации! Поэтому Всемирная декларация добровольцев для него важнее, чем устав организации или её решения. В идеале все организации, привлекающие волонтеров и использующие определение «волонтер», должны привести свои взаимоотношения с волонтерами в соответствие со Всемирной декларацией добровольцев.

    Кодекс чести добровольца

    1. Деятельность добровольца направлена на благо других людей и привносит в общество диалог и сотрудничество.

    2. Доброволец не вправе требовать поощрения или получать материальное вознаграждение, равное или выше стоимости выполненных работ.

    Волонтерское движение в системе

    Воспитания подрастающего поколения

    в условиях ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

    Кудинова Е.А. –преподаватель специальных

    Дисциплин ОГБОУ СПО «РКК»,

    Г.Шацк, Рязанская обл.

    Аннотация: В данной статье рассматривается организация волонтерского движения в ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры»

    Ключевые слова: волонтёрство, волонтер, социально-культурная деятельность, студенчество.

    «Люди, которые готовы посвятить время тому, чтобы стать частью истории» - именно так называют волонтеров .

    Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от voluntarius - добровольно) - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) .

    Студенческое волонтерское движение – одно из приоритетных направлений воспитательной работы ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры».

    Развитие студенческого волонтерского движения в учреждениях среднего профессионального образования является эффективным способом организации воспитательного процесса будущих специалистов социально-культурной сферы.

    В процессе участия в волонтерской деятельности будущие работники социально-культурной сферы проявляют себя как толерантные, отзывчивые, гуманные, ответственные, бескорыстные личности. В этом и заключается основной воспитательный эффект волонтерской студенческой работы.

    Волонтеры колледжа культуры принимают активное участие в добровольческих городских, районных, областных акциях.

    Так, например, студенты-волонтеры участвовали городских социально-культурных акциях: «Наш парк», «Весенний трудовой десант», «Голосуй, а то проиграешь!», проводимых местным отделением «Молодая гвардия Единой России».

    Кроме этого, преподаватели и студенты колледжа культуры на протяжении пяти лет выезжают в детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка» (Сасовский р-н, с. Мыс Доброй надежды»), где дают благотворительный концерт для отдыхающих воспитанников школ-интернатов Рязанской области.

    Важной и значимой для волонтеров колледжа культуры является работа по оказанию помощи участникам Великой отечественной войны. Ежегодно в образовательном учреждении организуется акция «Помоги ветерану». Студенты оказывают посильную помощь по хозяйству. Также проводятся встречи с участниками войны, бывшими работниками колледжа – Теляевым Л.И, Стикиным А.В.

    В рамках празднования дня пожилого человека преподаватели и студенты постоянно выезжают с концертами в отделение временного проживания пожилых людей (Дом ветеранов).

    В преддверии 2013 года преподаватели и студенты колледжа активно проявили себя в Областной благотворительной акции «Новый год приходит в гости!». С театрализованной игровой программой они посетили Чучковский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, «Сасовский социально-реабилитационный центр», Потьминский дом-интернат для умственно-отсталых детей. За плодотворную социально-культурную и творческую работу преподавателей и обучающихся администрация колледжа культуры, в лице директора Леженкиной Л.А., получили положительные отзовы, благодарственные письма.

    Данная акция стала традиционной уже на уровне колледжа культуры. Вот уже в третий раз преподаватели и студенты-волонтеры посещают социально-реабилитационные центры с подарками, и не только творческими. К данной работе активно привлекаются местные предприниматели, молодые мамы М.А.Степкова и Ю.В.Петракова. В преддверии 2014 года участниками театрализованного представления «Новогодний переполох» стали не только преподаватели и студенты колледжа, но и дети педагогов, спонсоры со своими детьми.

    Кроме этого, студенты-волонтеры под руководством педагогов-координаторов – Колошеиной А.И., Булгаковой М.И. постоянно осуществляют выезды в «Сасовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» с анимационными фольклорными развлекательно-познавательными программами и игровыми программами: «Масляничные забавы», «Скоморошьи потехи» и др.

    Следует отметить, что студентка колледжа культуры Райковская Евгения за активную волонтерскую деятельность стала дипломантом областного конкурса «Марафон добрых дел» (г.Рязань) в номинации «Доброволец года».

    Очевидно, что в условиях ОГБОУ СПО «Рязанского колледжа культуры» осуществляется большая работа по пропаганде волонтерского движения, как в рамках города, так и за его пределами. Но существует ряд слабых сторон, которые в ближайшее время непременно будут ликвидированы.

    На наш взгляд, необходимо на базе колледжа культуры создать постоянно действующий отряд волонтеров под руководством педагога-лидера-координатора. Также необходимо обновление учебно-методического комплекса, проведение тренингов для преподавателей и студентов по работе в команде, развитию лидерских качеств, формированию коммуникационных навыков, а также мастер-классов с участием представителей благотворительных организации и добровольческих движений.

    Несомненно, что волонтерство – это огромный профессиональный и жизненный опыт! Вступив в ряды волонтеров, и работая над серьезными проблемами, люди проявляют свою самостоятельность, креативность, оригинальный подход к решению социально-значимых проблем, что способствует успешной реализации в жизни и продвижению по карьерной лестнице. Ведь успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между людьми; это процесс, который помогает человеку поверить в себя и свои способности; помогает избежать ошибок; поддерживает при неудачах. В этом и заключается основа концепции педагогики успеха студентов и преподавателей колледжа культуры, осуществляющих волонтерскую деятельность.

    Генеральный секретарь ООН Кофи Анан считает, что «в сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше» .

    Реализуя волонтерскую деятельность, преподаватели и студенты ОГБОУ СПО «Рязанский колледж культуры» хотят сделать мир лучше и с тать частью истории свой страны!

    Список использованной литературы

    1. Энциклопедия социальной работы / под ред Е.И. Холостовой. - М., 2003. - 346 с .
    2. Wikipedia.org
    3. http://www.world4u.ru/volonter.html

    В какой-то момент накрывает усталость от всего: и от бесконечных красот инстаграмма, и от чрезмерного креатива «ВКонтакте», и даже от политизированности Facebook. Наступает момент, когда хочется встать и выйти на улицу, увидеть живых людей, банально помочь хоть кому-нибудь перейти через дорогу в подсознательной надежде на то, что это снимут видеорегистраторы, выложат в Сеть, ты поделишься, и благословенные лайки замигают красным. Одергиваешь себя – ведь не ради славы! Множество лайков можно заработать и простым репостом просьбы о помощи, особенно если дописать пару слов от себя, поставить восклицательные знаки где надо – плавали, знаем. Совесть можно успокоить, перечислив деньги на счет очередного фонда. Но в какой-то момент это перестает быть достаточным. И потребность сделать что-то хорошее-великое-вечное перевешивает все. Вспоминаешь, начинаешь вбивать в поисковиках все возможные сочетания со словом «добро» и в какой-то момент зависаешь на одном из сайтов. В моем случае это оказался сайт добровольческого движения «Даниловцы», хотя с таким же успехом я могла бы остаться и на «Милосердии» или «Старших братьях и сестрах».

    Просто совпало. Совпало на пластилиновом слоненке.

    «Ваня – мой самый-самый первый подопечный. В первое мое посещение РДКБ (Российская детская клиническая больница. – «НГ-политика») мы вместе лепили из пластилина слоненка. Кажется, это было так давно. 27 октября 2012 года. Спустя несколько лет снова встретились. Он подрос, повзрослел. Больше подросток, чем маленький мальчик, с которым я познакомилась осенью 2012-го. Но сколько радости от встречи! И он тебя узнает, и ты его! И вот выясняется, что слоненок за эти годы никуда не делся – он до сих пор живет у Вани дома. На полке. Не выброшен. Не забыт. Стоит живая память о маленькой творческой встрече. Казалось бы – мелочь, но разве слоненок может быть мелочью?» – это рассказ волонтера о первой встрече с подопечным,

    И у меня тоже теперь есть свой слоненок – совсем крохотный, из бирюзы. Который теперь всегда со мной. Как маленькое напоминание, зачем я это делаю. Через какое-то время лишаешься иллюзии, что волонтерство – это ради помощи ближним, и приходишь к осознанию, что это ради собственного спасения от поглощавшей тебя пустоты.

    Стать даниловцем не так просто, как хотелось. Приходится записаться на собеседование, принять условия этой организации, но зато и получить преференции, которые у них есть, – накопленный за семь лет опыт и 18 уже сформировавшихся групп помощи, среди которых не только помощь детям, но и взрослому населению. Плюс возможность выбора – наиболее активные экстраверты могут выбрать группы помощи детям в больницах и приютах, где нужно много общаться, заниматься творчеством с детьми, устраивать им праздник, а самые закрытые интроверты, например, – группу переписки с заключенными, где можно долгие годы общаться с людьми, так ни разу их и не увидев.

    «При первой же встрече с желающим стать нашим волонтером, – говорит руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский, – мы четко обозначаем сферу его компетенции. Вокруг любого благополучателя всегда существует своя среда: врачи, родные, друзья, воспитатели, представители органов власти и т.д. Волонтер не может, и мы это особо подчеркиваем, никого заменить из этой среды, он обязан оставаться собой. К примеру, в больнице волонтер не может встать между мамой и ребенком, даже если мама «не в себе», волонтер не может ставить под сомнение предписания врача и тем более не может назначать лечение. Задача волонтера – встроиться в существующую среду и оказывать помощь в сотрудничестве со всем окружением благополучателя, выстраивая границы и доверительные отношения».

    Есть базовые принципы волонтерства, с которыми вас также ознакомят: не навреди; будь готов помогать нуждающимся вне зависимости от национальности, вероисповедания и социального статуса; учитывай интересы своих близких; соблюдай правила; не пытайся заменить профессионалов (врачей, пожарных, воспитателей); соблюдай и удерживай границы; вкладывай усилия, а не деньги; опирайся на свои реальные возможности; работай в команде.

    Если вышеперечисленное по каким-то критериям вам не подходит или перестает устраивать через какое-то время, вы свободны в своем выборе. Точно так же организация оставляет за собой право без озвучивания причин отказать вам в сотрудничестве. И это правило тоже принимаешь, на собеседовании тебе объясняют, почему оно появилось – у даниловцев очень уважительное отношение к волонтерам: вы имеете право задавать все интересующие вас вопросы и получать на них ответы.

    «Волонтеры – это не бесплатная рабочая сила. Это те, чье сердце откликнулось на беду. Они помощники и партнеры. Мы как организация вместе с ними отвечаем за их труд. Как правило, волонтеры-новички не имеют квалификации и большого опыта. Они не в состоянии результативно решать сложные задачи. Их труд должен быть организован, разбит на составные задачи, они должны понимать смысл и знать результат. Это все задачи координатора, который есть у каждой нашей волонтерской группы. С любыми своими проблемами, возникающими в ходе работы, волонтер в первую очередь идет к координатору», – подчеркивает Белановский.

    Кроме координаторов работу волонтерской группы сопровождают психологи, которые проводят как групповые встречи, так и индивидуальные, по запросу волонтеров.

    «В чем смысл сопровождения и поддержки волонтеров? Для меня этот вопрос так или иначе связан с главным философским вопросом: в чем вообще смысл прихода волонтера к подопечному? На мой взгляд, может быть два ответа. Первый – с позиции «сильного». Волонтер – своего рода Бэтмен, который пришел спасать слабых. Такой волонтер не нуждается в обучении или поддержке: на то он и Бэтмен. Он может лишь развивать свои навыки. И второй ответ: приходит человек к человеку. Один человек, со своей силой и слабостью, к другому такому же человеку. Такой взгляд чрезвычайно важен для нашего движения. Для меня принципиально важно, что волонтеры – это тоже люди. Это люди, которые точно так же, как и их подопечные, как любой другой человек, нуждаются в помощи, поддержке и участии. Когда встречается человек с человеком, в их общении могут быть трудности, непонимание, ошибки. Это нормально, это жизнь. Вообще общение человека с человеком – это целое искусство. Искусство, где есть место проблемам, особенно когда встречаются люди с непростыми судьбами. А судьбы часто непростые как у подопечных, так и у волонтеров», – считает координатор по сопровождению волонтеров Лидия Алексеевская.

    «Бывает, что человек (в нашем случае – волонтер) участвует в нескольких благотворительных проектах: помогает на ярмарке, навещает детей в больницах, кормит бездомных, что-то делает на благотворительных ремонтах и при этом у него работа, учеба, помощь друзьям, родственникам, – рассказывает психолог добровольческого движения «Даниловцы» Светлана Перегудова. – Волонтер может таким образом испытывать себя на прочность и при этом чувствовать, что нужен всем, может получать одобрение от окружающих его людей за свою активность, отзывчивость, доброту… Но при всем этом если у человека нет ясного понимания, зачем ему это нужно, каковы его силы, что он в себе через это восполняет, нет осмысления деятельности через свои ценности, то он может столкнуться с эмоциональным выгоранием. Через добрые дела человек ставит амбициозную цель «помочь всем», при этом не имея возможности найти себе места в этой жизни, пытается его найти среди добрых дел, других волонтеров или людей, которые нуждаются в помощи. Все это в итоге приводит к излишней нагрузке. Если волонтер не осознает четко и глубоко, что же положительного приносит ему самому его доброе дело, то для него существует опасность втянуться в деятельность, разрушающую его».

    Мне пока еще далеко до этого. Каждый раз перед тем, как открыть дверь к подопечным, я сжимаю в ладони маленького слоника из бирюзы как напоминание о том, как я сюда дошла и куда иду, но ни в одном из моих профилей в социальных сетях вы не сможете его увидеть – это моя маленькая победа над виртуальной реальностью и шаг в настоящую жизнь.

    Лана Парастаева

    Волонтеры и библиотеки – нужны ли они друг другу? (пост №2)

    Уважаемые коллеги!

    Отряд волонтеров –

    Порыв подростковый!

    Ему по плечу

    Все благие дела,

    А помощь друзей,

    С этим трудно поспорить,

    Библиотеке

    Как воздух важна.

    Н.Ф. Дик

    Могу признаться честно, что в нашей деятельности мы не привлекали волонтеров, не работали в этом направлении. Для нас это неизведанная область библиотечной деятельности. Да, друзья библиотеки есть, но как мне кажется, это немного разные понятия. С целью самообразования, а также информирования таких же библиотекарей как мы, буду размещать информацию о волонтерском движении, формах работы с ним, чтобы понять – как мы можем организовать работу в библиотеке по этому новому для нас направлению.


    Волонтёрство в промышленных масштабах

    Для тех, кто хочет привлечь волонтёров для помощи в своей работе, М. Олчман, П. Джордан из университета Джона Хопкинса написали специальное пособие «Добровольцы — ценный источник». Ниже -некоторые моменты из пособия.

    Что такое волонтёрство?

    Волонтёрство — это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром.


    Кто может стать волонтёром?

    Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить своё время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтёром, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

    Что могут волонтёры?

    Можно вовлекать волонтёров в те сферы деятельности, которые не опла чиваются, но остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д. Любая работа может выполняться волонтёрами. Волонтёр — это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером.

    Волонтёры могут:

    Выполнять задания, не относящиеся к постоянным оплачиваемым работам;

    Добавить новое измерение и новых людей к организации;

    Принести новые идеи в организацию;

    Создать общественное мнение об организации в обществе; Распространять информацию об организации в личном общении с людьми;

    Помочь в сборе средств;

    Поощрять гражданскую активность.

    Мотивация волонтёров.

    Часто в качестве мотива для волонтёрской работы выступает потребность в контактах с другими людьми, преодоление чувства одиночества. Волонтёрство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтёр может полностью соответствовать . Факторы мотивации отражены в результатах опроса:

    Хочу помогать нуждающимся людям 61%

    Надеюсь научиться чему-то новому 46%

    Хочу иметь какое-то занятие 41%

    Для собственного удовольствия 31%

    Хочу познакомиться с новыми людьми 29%

    Хочу ответить людям за добро добром 11%

    Хочу бороться с определённой проблемой 7%

    У меня есть свободное время 4%


    Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтёрский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

    Да, «пособие» лаконично и сухо, оно лишено той романтики и тайны, которой было окутано памятное всем нам тимуровское движение, нет в нём и установок на добровольно-принудительный принцип, по которому собирались дружины — «добровольные помощники милиции». Но если использовать все возможности, которые предоставляет сегодня Интернет – блоги, социальные сети и т. д., — найдётся немало людей с такой же мотивацией, которые придут на помощь библиотекам и будут не только заниматься там полезной работой, но и укрепят её социальный статус .

    Нужны ли волонтёры библиотекам? А библиотеки — волонтёрам?

    (статья из газеты ТЕРРИТОРИЯ L (РГБМ))

    Ответ напрашивается сам собой: безусловно, волонтёры нужны. Как без них — особенно небольшим, особенно сельским библиотекам ? Добровольные помощники (их раньше называли читательским активом) всегда были и, надеемся, будут в библиотеках. Но так ли все однозначно?

    Нет ли в этом угрозы для будущего библиотечной профессии?

    Как молодёжное волонтёрство отвечает задаче библиотеки стать для молодых людей «социальным лифтом»? И чем можно и стоит мотивировать современных молодых людей безвозмездно тратить свое время и силы на помощь библиотекарям и читателям? Ведь на призыв «Нужно — значит, должен» они отвечают: «Кому это нужно и кому я что должен?».

    И наконец, в российских библиотеках активно работают молодёжные советы, состоящие из библиотекарей. А во многих зарубежных странах успешно работают тоже молодёжные, но читательские советы. Может, стоит попробовать?

    Во избежание разночтений в понимании такого явления, как «волонтёрская деятельность», будем опираться на формулировку, использованную в утверждённых распоряжением Правительства РФ в 2014 году «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года» : «Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность — добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат). Одной из важных задач государственной молодёжной политики является создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии “социального лифта”».

    В разговоре о волонтёрской деятельности в библиотеках мы будем оперировать, по меньшей мере, тремя видами волонтёрства, которые назвали следующим образом:

    а) библиотечно-информационное и культурно-просветительское,

    б) неорганизованное (спонтанная, эпизодическая помощь друзьям, знакомым) и организованное (групповое),

    в) неформализованное и формализованное (регламентированное и документированное).

    Само понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII веке : так называли солдат-добровольцев (наградой их была слава и добыча). На российскую землю оно пришло во времена Петра I, хотя предпочтение отдавалось больше отечественным понятиям «доброволец» и «ополченец» . (Сама же идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, уклад жизни которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу).

    Для нас важно то, что в мире организованное волонтёрское движение быстро набирает обороты . Об этом говорит тот факт, что в каждое десятилетие прибавляется по 10 миллионов волонтёров. На сегодняшний день более 110 миллионов человек участвуют в различных добровольческих проектах, программах, инициативах . Приводится такая статистика: 56% американцев, 34 % немцев, 33% ирландцев, 19% французов включились в волонтёрское движение. На этом фоне Россия пока серьёзно проигрывает: волонтёрской деятельностью у нас занимается пока 1% населения.

    Причины разные. Те или иные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России : в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия , в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т. д. Не скроем, многие из этих работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, она резко пошла на спад.

    Ситуацию усугубляло то, что, в отличие от многих зарубежных стран, никакого законодательного обеспечения добровольческого труда в Советском Союзе, а потом и в России до недавнего времени не было в принципе. А значит, нет легальной возможности как-то всерьёз стимулировать труд волонтёров. На развитие отечественного волонтёрства отрицательно влияет и то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж. Однако есть надежда, что ситуация эта всё-таки разрешится в положительную сторону (но об этом чуть позже).

    Резкий всплеск организованного молодёжного волонтёрского движения произошёл в период Сочинской зимней Олимпиады. Незадолго до того в Госдуму был внесён проект Федерального закона №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве) », адекватно отражающий мировые подходы к этой проблеме. Однако и по сей день он не принят, но, тем не менее, все на него в той или иной мере ориентируются и ссылаются.

    Само же волонтёрское движение в олимпийском 2014-м получило мощнейший старт. Тогда была создана Ассоциация волонтёрских центров как продолжение волонтёрской программы «Сочи-2014». Она и стала катализатором развития добровольческого движения в России . Ныне насчитывается уже более 100 центров в 56 регионах страны , и с каждым днём их всё больше. Работу центров координируют комитеты по делам молодёжи, вузы, структуры Министерства образования.

    Российская государственная библиотека для молодёжи активно взаимодействует с Ассоциацией. В частности, в партнёрстве с ней 16 февраля 2017 года в библиотеке состоялся Межведомственный круглый стол «Молодёжное волонтёрство в сфере культуры: версии существующие и перспективные». В рамках круглого стола в режиме онлайн блестящую практику взаимодействия с волонтёрами продемонстрировала Самарская областная юношеская библиотека, на базе которой в 2014 году возник «Добровольческий центр». Его главная идея: волонтёры приглашаются не только на стадии воплощения мероприятий в жизнь, но и на стадии разработки идеи, когда молодёжь сама предлагает интересный ей формат, тему, определяет тенденции и тренды .

    Ассоциация волонтёрских центров настроена весьма оптимистично относительно взаимодействия с библиотеками страны и предлагает им активно работать с центрами на местах . Вот направления проектов, реализуемых волонтёрскими центрами в регионах : событийное, социальное, культурно-просветительское (ориентированное на поддержку организаций культуры, включая библиотеки), медицинское, экологическое, серебряное (люди старшего возраста), корпоративное (это когда библиотекари при поддержке своей библиотеки выступают волонтёрами по отношению к другим), инклюзивное волонтёрство (вовлечение в волонтёрство людей с ограниченными возможностями). Библиотеки, безусловно, «вписываются» в той или иной мере во все направления (кроме, пожалуй, медицинского).

    В последние годы многие библиотеки имели возможность почувствовать на себе, что такое организованное молодёжное волонтёрство , которое в значительной степени питалось идеями, продуцированными зарубежными волонтёрскими движениями.

    С неограниченными возможностями молодых волонтёров, подкрепленными их мощным энтузиазмом, РГБМ впервые столкнулась в 2011 году. Тогда в библиотеку пришла инициативная группа студентов с предложением провести на её базе неизвестную на тот момент в стране акцию «Живая библиотека» (запущена в Дании в 2000 году ). Согласно их плану, на территории библиотеки в течение дня должны были состояться встречи множества людей с нестандартными личностями — «живыми книгами». С помощью Интернета ребята нашли 40 потенциальных «живых книг», из которых отобрали 25. Привели полсотни волонтёров, среди которых были медики, психологи; их люди следили за порядком и кормили гостей «чаем и сушками»; координаторы регулировали потоки и отводили людей (их пришло более 500) к понравившимся «живым книгам». В сети акция получила широкое и мощное отражение.

    С тех пор молодые волонтёры, представляющие некие группы единомышленников, едва ли не ежедневно предлагают библиотеке различные проекты, привлекательные для молодёжи, которые они самостоятельно готовы реализовать.

    У РГБМ есть и свой весьма любопытный опыт привлечения волонтёров-одиночек, который потом поддержали другие библиотеки. Это конкурс библиотечных проектов «Фабрика идей», который проводился два года подряд. В совокупности молодые люди прислали 70 проектов: лекториев, мастер-классов, тренингов, квестов. Из них для внедрения выбраны 12. Некоторые (например, лекторий «Просто психология») длятся уже два года.

    В последние два года неорганизованное (спонтанное) молодёжное волонтёрство, ориентированное на проведение в стенах библиотеки тех или иных мероприятий, акций, лекционных циклов, активизировалось необычайным образом . Все жаждут самореализоваться, не требуя от библиотеки никакого материального поощрения. Лекторам достаточно того, что их приходит послушать большое количество людей. И те, кому понравились лекции, затем посещают выступления этих лекторов на коммерческих площадках. Это случается нередко, и это нормальное явление — своего рода компенсация за добровольный труд в библиотеке.

    Сейчас в системе поощрения волонтёров появляется, наконец, некая конструктивная (формализованная) составляющая. По инициативе Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в 2014 году была начата регистрация волонтёров России. Личная книжка волонтёра — это документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях, дополнительной подготовке. Для некоторых коммерческих фирм эти записи (как и рекомендательные письма) уже являются своего рода свидетельством наличия у претендента определённого опыта работы в профильной области. В настоящее время Ассоциация волонтёрских центров готовит поправки в законодательство, которые бы позволили вносить записи о волонтёрской деятельности в трудовую книжку. И тогда уже точно можно будет говорить о том, что волонтерство — это форма «социального лифта» для молодёжи.

    Молодые люди сегодня в большей, если не в преимущественной, степени настроены на культурно-просветительское волонтёрство, связанное с участием и сопровождением неких проектов, акций, фестивалей, ярких мероприятий. Им это интересно. А библиотекам нужна их помощь.

    Так в Москве создан фонд «Мосволонтёр», в базе которого — более 15 тысяч молодых людей . В фонд за волонтёрами обращаются организаторы фестивалей, крупных мероприятий. В 2016 году для проведения «Библионочи» мы тоже воспользовались услугами фонда, который выделил нам 15 волонтёров.

    Но могли бы и обойтись своими силами, если бы у нас был молодёжный библиотечный совет, который мы задумывали создать ещё 5 лет назад. Причём инициатива исходила от молодой сотрудницы, которая сама готова была возглавить его. Вывесили объявления, нашли, чем замотивировать членов совета, быстро собрали инициативную десятку, провели первую встречу… Но дальше всё застопорилось и тихо «умерло». Потому что члены молодёжного совета желали участвовать только в том, что было им весело и интересно делать, а библиотекари не могли, да и морально не были готовы «оторвать» от себя какие-либо участки работы, запустить на свою территорию «чужих». Сейчас ситуация кардинально изменилась.

    Что реально стоит поручить членам молодёжного совета в российских библиотеках? Остановимся только на одном — социальном — аспекте работы . Молодые люди могли бы оказывать помощь по доставке инвалидов на библиотечные мероприятия, сопровождению их в библиотеке и обслуживанию мероприятий с их участием. Они могут доставлять книги тем, кто не способен посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, а также из-за необходимости постоянного ухода за ребёнком, инвалидом, членом семьи преклонного возраста. Кто-то из молодых способен быть сурдопереводчиком, а кто-то — устанавливать контакты с временными трудовыми мигрантами.

    Повторюсь, в советские годы в библиотеках всегда были добровольцы из числа активных читателей (недаром их называли читательским активом). Библиотекарям помогали взрослые, дети и их родители, «выросшие» дети-читатели, не говоря уже о собственных родственниках (прежде всего, мужьях), для которых работа на нужды библиотеки порой становилась второй по объему и значимости после основной.

    То, что делали добровольцы в наших библиотеках, мало отличалось от того, чем занимались волонтёры, например, в библиотеках США, с которыми я познакомилась ровно 20 лет назад во время деловой поездки.

    Существенная разница заключалась в следующем: если отношения советских, а потом российских библиотек с волонтёрами никак не формализовывались, то в американских библиотеках всё было жёстко регламентировано и документировано.

    Вот «Должностные обязанности волонтёра Публичной библиотеки г. Норвич, штат Вермонт».

    «Обязанности: Изучать и проводить в жизнь политику библиотеки и участвовать в библиотечных процессах. Помогать библиотекарю или помощнику библиотекаря в следующих видах работы: принимать и выдавать книги; помогать читателям; расставлять книги на полках; отвечать на телефонные звонки; расставлять каталожные карточки под наблюдением библиотекаря; вводить данные в библиотечный компьютер; другая деятельность — по необходимости.

    Требования: Должен очень любить работать с людьми. Предпочтительно иметь библиотечный опыт .

    Условия: Не полагаются оплата или привилегии. Работа 25 часов в неделю с двумя субботами или 5 часов в неделю с работой каждую пятую субботу в месяц. Отпуск не оплачивается. Больничный лист не оплачивается. Об отпуске следует предупредить библиотекаря за две недели (продолжительность отпуска — до 2 недель). Отпуск за год не может превышать 4 недель. Отпуск, превышающий 2 недели, берётся по договоренности с библиотекарем за 2 месяца. Отпуска предоставляются сначала тем, кто раньше подал заявление. Одновременно в отпуске не может быть больше одного работника. При уходе нужно помочь подыскать себе замену. Через каждые четыре часа работы можно взять десятиминутный перерыв».

    С волонтёрами надо обращаться в максимально уважительной и деловой манере, наставляет руководство вермонтских библиотекарей. Следует составить письменные инструкции по выполнению ими тех или иных функций, оказывать волонтёрам помощь в профессиональной ориентации, в обучении и повышении их деловой квалификации. Любой сотрудник (оплачиваемый или не получающий зарплату) должен понимать, чего от него ожидают и насколько он соответствует этим ожиданиям.

    А что взамен получает волонтёр? Библиотекарям необходимо вести учёт часов работы волонтёров и выполненных ими задач и проектов для регулярных отчетов об этом перед общественностью города или общины . Для того чтобы волонтёры получали моральное удовлетворение и чувствовали свою нужность, одни библиотеки устраивают для них ежегодный торжественный ленч или пикник, другие публикуют данные о них в местных газетах или информационных бюллетенях. В некоторых местах проводятся курсы обучения волонтёров по сертифицированным программам.

    На лицо серьёзная работа над мотивированием волонтёров на помощь библиотеке, с одной стороны, и с другой — формализация взаимоотношений между библиотекой и волонтёрами, вплоть до заключения договора, в котором среди прочего определяются гарантии и поощрения.

    Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев). С ними заключаются договоры.

    Это процесс встречного движения. Люди, причём с определенным уровнем квалификации, должны хотеть и быть мотивированы на безвозмездную работу в библиотеке. А библиотека должна быть готова передать часть работ, которые либо уже делались библиотекарями (в итоге те могут быть сокращены либо переведены на другие должности), либо предложить новые виды работ, которые библиотека планирует, но у неё не хватает кадровых ресурсов их выполнить.

    Крупные европейские и американские библиотеки стали рассматривать привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг. Считается, что в период экономического кризиса и обусловленного им сокращения штатного персонала наличие волонтёров помогает решить кадровую проблему без привлечения финансов.

    Сегодняшняя практика работы с волонтёрами в библиотеках многих зарубежных стран даёт поразительные результаты. В Германии, например, работают 6000 муниципальных и 4000 церковных библиотек, расположенных в сельской местности. 22% сотрудников муниципальных библиотек и 98% сотрудников церковных трудятся на безвозмездной основе. Это означает, что почти половина всех общедоступных библиотек Германии работает сейчас с помощью добровольцев.

    В Великобритании в одном из графств в 36 библиотеках работают только 17 штатных сотрудников, остальные — волонтёры и группы «друзей библиотеки» (См. № 11 за 2011 год журнала «Библиотечное дело») . Не так давно в сети появился материал, автор которого с удовлетворением отмечает, что на фоне закрытия нескольких сот британских библиотек и потери работы почти 10 тысячами библиотекарей есть и положительные тенденции: параллельно со значительным сокращением штатных сотрудников, отмечен ещё более значительный рост библиотечных волонтёров — с 2010 года их число увеличилось с 16 до 31,5 тысячи.

    О постепенном переходе деятельности библиотек от государственного к общественному финансированию говорит и факт перевода значительного их числа из ведения местных муниципальных советов в управление различного рода общественных организаций.

    Эта тенденция (квалифицированную работу делают штатные сотрудники, а малоквалифицированную — волонтёры) постепенно захватывает всё большее число стран. И как это явление будет развиваться дальше — время покажет, прогнозировать пока трудно. Многое зависит от функционала библиотеки и её имиджа в местном сообществе, от наличия свободного времени у жителей города , которое они хотели бы направить на добровольные работы именно в библиотеках (сделали в Швеции шестичасовой рабочий день — сколько времени освободилось для добрых дел!), от включенности граждан в управление городом и т.д. Но очевидно, что замещение библиотекарей волонтёрами и автоматами (RFID технологиями, к примеру) дальше будет только усиливаться.

    Подведём итог ко всему вышесказанному.

    Трудно и бессмысленно надеяться, что развитию научно-технического прогресса, с одной стороны, и гражданского общества — с другой, можно противостоять, ссылаясь на традиции.

    Волонтёрство, в том числе молодёжное, имеет хорошие перспективы . Оно отражает общую тенденцию взаимодействия общественности и государственных организаций в отношении населения, прежде всего, его социальных категорий.

    При серьёзном развитии волонтерства в библиотеке встанет вопрос о чётком разграничении функциональных обязанностей по критерию их сложности и специфичности — сначала между штатным персоналом, потом между штатным персоналом и волонтёрами .

    В любом случае актуальной становится задача документирования взаимоотношений между библиотекой и волонтёром, четкое обозначение требований, условий, гарантий, преференций, мотиваторов для волонтёров. Это необходимо не только библиотеке, но и в большей степени волонтёрам, особенно молодым.

    Если волонтёры нужны только на некий временной период и группами, то целесообразней заключить договор с региональным центром волонтёров.

    Альтернативой этому может стать создание в библиотеке молодёжного совета . Для этого нужно выявить в библиотечных процессах проблемные участки, которые стоит доверить волонтерам. И хорошо бы не забывать: всякое благое дело должно быть поощрено.

    На территории Шекснинского района активно работают и развиваются два волонтерских отряда: "Твой выбор" и "Линия жизни".
    Мы решили задать ребятам вопрос: "Почему я волонтер?"

    Елена Рыжикова, координатор волонтерского движения в Шекснинском районе: "Вакансия "волонтер" или "доброволец" всегда открыта. Здесь не может быть лишних или ненужных людей. Добровольческие инициативы распространяются почти на всю сферу человеческой деятельности - работа с социально незащищенными слоями населения (инвалиды, престарелые, дети); помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; экологическая защита; помощь животным и многое другое.
    Я считаю, если вам небезразличны судьбы окружающих людей, природы, животных, если вы в своей жизни сталкиваетесь с теми, кто нуждается в помощи, и хотели бы оказать поддержку эти людям, значит работа волонтера - ваше призвание".

    Анна Голубева, член волонтерского отряда "Линия жизни": "Ответ на вопрос "Почему я волонтер?" очень прост: только доброволец может увидеть самые искренние улыбки; только он может услышать самое теплое слово - "спасибо". Только волонтер своей работой может принести счастье большому количеству людей. Занимаясь добровольческой деятельностью, отдаю людям положительные эмоции, а взамен получаю намного больше тепла. Я очень люблю свой волонтерский отряд, ведь именно там собрались самые неравнодушные люди Шекснинского района. Волонтерство - это круто!"

    Светлана Смирнова, член волонтерского отряда "Твой выбор": "Добровольцем я стала сразу после того, как узнала о волонтерской деятельности - четыре года назад. Мне очень нравится помогать другим людям, приносить им частичку добра. Заниматься волонтерской деятельностью мне всегда в радость, потому что, когда проводишь мероприятия с детьми или пожилыми людьми, в ответ ты видишь их улыбки, счастливые глаза и, конечно же, слова благодарности. А общение с пожилыми людьми дает массу новых знаний и почву для размышлений.
    Волонтеры могут активно общаться, так как организуются сборы добровольцев, на которых собираются представители из всех районов Вологодской области. Занимайтесь добровольчеством, это очень интересно!"

    Алексей Курников, член волонтерского отряда "Твой выбор": "Я волонтер, потому что мне доставляет огромное удовольствие помогать людям, это очень увлекательно. Стараюсь использовать свое свободное время для помощи, чтобы мир вокруг нас был лучше и добрее. Для меня самая запоминающаяся акция была на день поселка: мы раздавали молоко, кефир и ряженку. Эти мероприятия необходимы для популяризации здорового образа жизни".

    Наталья Гурьева, член волонтерского отряда "Твой выбор": "Я - волонтер и горжусь этим. Стала добровольцем четыре года назад, потому что у меня было огромное желание помогать людям. Я реализовала свою мечту и продолжаю это делать. Кроме того, у меня появилась возможность знакомиться с новыми людьми и стать полезным человеком в обществе. А еще добровольчество - это возможность раскрыться, самореализоваться, помогать людям и общаться с разными слоями населения".