• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Американский авианосец «Гарри Трумэн» приближается к Средиземному морю, а вместе с ним еще полтора десятка грозных боевых кораблей. Иначе говоря, США получают новый, еще более мощный инструмент для нанесения ударов по Сирии. Что могли бы – хотя бы теоретически – противопоставить этому Россия и ее военно-морской флот?

    Накал страстей вокруг второй ракетной атаки Трампа на Сирию практически сошел на нет, напряжение спало, и при трезвом взгляде стали отчетливо видны два бесспорных факта:

    1) ракетный удар был выстрелом в воздух с целью напомнить миру о том, что Запад во главе с США силен и един, что у него все под контролем;

    Кроме того, в следующем «ударе возмездия» может быть применена и палубная авиация. Несмотря на отсутствие точных данных о наличии в боезапасе авианосцев типа «Нимиц» и в «рабочем» боекомплекте F/A-18E/F крылатых ракет большой дальности JASSM-ER (около 1000 км), такую возможность следует иметь в виду. В этом случае три ударные эскадрильи «Трумэна» (четвертая обеспечивает авиационное прикрытие АУГ) численностью в 36 «Супер Хорнетов» могут выпустить в одном вылете минимум 72, максимум 144 КР по любой цели на территории Сирии, находясь вне зоны действия сирийской ПВО.

    ВМФ России: «пассив»

    К сожалению, геополитический кризис застал отечественный ВМФ в ситуации, когда два его самых мощных надводных корабля не могут быть задействованы для выполнения задач боевой службы в дальних водах. «Адмирал Кузнецов » де-факто стал в средний ремонт с модернизацией еще в октябре прошлого года, а «Петр Великий», судя по всему, уже выработал эксплуатационный ресурс (не выходит в море около семи месяцев) и тоже нуждается в ремонте. В 2016 году наш нерасторопный судпром сотворил настоящее чудо, восстановив техническую готовность обоих крейсеров и обеспечив не только блестящую демонстрацию, но и применение их военной силы в ходе сирийской кампании, однако на сей раз чудес ждать не приходится . Именно поэтому в будущем у нас должно быть две постоянно действующие оперативные эскадры, способные в течение одной-двух недель прибыть в любую горячую точку мирового океана.

    Определенным утешением является тот факт, что на сирийском ТВД у России есть свой «непотопляемый авианосец»: авиабаза Хмеймим, расположенная всего в 2,5 км от побережья Средиземного моря . В связи с приближением американской армады имеет смысл перебазировать туда все МиГ-29К(УБ), находящиеся в состоянии летной годности (из 23 машин в составе 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, базирующегося в Североморске-3).

    Отдельная больная тема – гвардейский ракетный крейсер «Москва», долгие годы игравший роль «крейсера быстрого реагирования» на средиземноморском направлении. В конце 2012 года корабль уже участвовал в противостоянии у берегов Сирии с АУГ во главе с «Дуайтом Эйзенхауэром». По отношению к России США вели себя тогда не столь агрессивно, как сейчас, и противостояние закончилось вполне благополучно (что ничуть не умаляет мужества, проявленного нашими военными моряками, оказавшимися, по сути, один на один с превосходящими силами потенциального противника, о намерениях которого они ничего не знали). Будь «Москва» сейчас на ходу , ей понадобилось бы всего трое суток, чтобы прикрыть собой Тартус, Хмеймим и всю Сирию. В данном контексте два года и три месяца, в течение которых жизненно необходимый России боевой корабль находится в небоеготовом состоянии, вполне можно приравнять к государственному преступлению.

    ВМФ России: актив

    Несмотря на то что силы ВМФ России и ВМС США несоизмеримы, нам есть кого послать на сирийский ТВД. В лучшем случае для того, чтобы охладить горячие головы, в худшем – чтобы погибнуть героями на закате мировой истории.

    Прежде всего о тех, кто уже на месте (и может хоть как-то противостоять американской агрессии). Это дизель-электрические подводные лодки Черноморского флота (никогда не бывавшие в Черном море) «Великий Новгород » и «Колпино» и СКР (фрегаты) ЧФ «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». И те, и другие являются носителями противокорабельных ракет (ПКР) 3М54 комплекса «Калибр» со сверхзвуковой скоростью на конечном участке полета. Больше из Севастополя послать некого – кто-то только что вернулся с БС, кто-то не на ходу, кто-то будет в СЗМ совершенно бесполезен (малые ракетные корабли и ракетные катера ближней морской зоны и пр.). Четырем новым лодкам мешает пройти проливы статья 12 конвенции Монтре (только в ремонт) – по большому счету, тут все зависит от доброй воли Эрдогана , но он вряд ли захочет ссориться с НАТО.

    Можно сказать, что 14 апреля корабли оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море свою задачу выполнили, поскольку из зоны их ответственности кораблями противника было выпущено всего девять ракет из 69 (13%). Американцы предпочли стрелять «из-за угла» – оттуда, где наших не было.

    На севере заканчивает курс боевой подготовки (сдает курсовые задачи) после докового ремонта однотипный с «Москвой » ракетный крейсер «Маршал Устинов» , один из наших козырей («убийца авианосцев» с мощнейшим противокорабельным комплексом «Вулкан»). На ходу и, судя по всему, боеготовы и два БПК: «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». Из трех этих боевых единиц получилась бы отличная корабельная ударная группа (КУГ), которая, выйди она из Североморска одновременно с АУГ «Трумэна», прибыла бы на ТВД раньше нее.

    Балтийский флот , уже направивший в Средиземное море СКР «Ярослав Мудрый», мог бы усилить оперативное соединение еще и парой корветов. Несмотря на то что эти корабли вооружены скромными дозвуковыми ПКР комплекса «Уран» (аналог «Гарпуна»), в режиме слежения на дальности прямой радиолокационной видимости будет полезен и «Уран», и ЗРК, и 100-миллиметровые артустановки. Очень жаль, что страшное оружие ближнего боя – эсминец «Настойчивый» с четырьмя 130-миллиметровыми автоматическими пушками и сверхзвуковыми ПКР комплекса «Москит» – выйдет из ремонта только осенью. Наконец, на Балтике все еще находится новый СКР «Адмирал Макаров», переданный ВМФ в самом конце прошлого года.

    В свою очередь не так скоро, как хотелось бы (в срок до 20 суток), с Дальнего Востока может подтянуться КУГ в составе еще одного ракетного крейсера («Варяг») и двух БПК (на выбор: «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц»). Все корабли на ходу и, судя по высокой активности на полигонах боевой подготовки в марте месяце, вполне боеготовы. В зависимости от обстоятельств тихоокеанская КУГ может оперировать и в Красном море, и в Персидском заливе, и в восточной части СЗМ.

    Относительно подводных сил (помимо двух ДЭПЛ в Тартусе) можно лишь предположить, что они в Средиземном море есть. При всей критичности ситуации с атомной многоцелевой компонентой Северный флот располагает несколькими боеготовыми лодками, к числу которых относятся новейший «Северодвинск», «Гепард», «Псков», «Обнинск». Не столь велика уверенность в отношении «Нижнего Новгорода », еще меньше – в отношении «Пантеры». Кроме того, с севера можно (и даже необходимо) отправить в СЗМ один из трех противоавианосных крейсеров: «Орел», «Воронеж» или «Смоленск».

    В итоге против 16 боевых кораблей ВМС США теоретически может быть задействовано примерно столько же НК и ПЛ ВМФ России.

    Даже с учетом гораздо более высокого боевого потенциала американской группировки соотношение сил не представляется совсем уж безнадежным. Это обусловлено двумя обстоятельствами.

    Во-первых, противокорабельные возможности армады, скорее всего, ограничены устаревшими ПКР «Гарпун» , массированное применение которых едва ли возможно, а серийное производство новых ПКР LRASM (малозаметных, большой дальности, но опять же дозвуковых) еще только начинается. Во-вторых, режим слежения, отработанный в годы предыдущей холодной войны, когда советские корабли неотступно следовали за кораблями противника, готовые, по сути, к морскому рукопашному бою с применением всего имевшегося вооружения, не оставляет американцам шансов выйти из боя целыми и невредимыми. Они это помнят, они это знают и, скорее всего, воздержатся от резких движений.

    В заключение имеет смысл обозначить еще один реальный способ, которым ВМФ может помочь родине в угрожаемый период. А именно: вывести в море из пунктов постоянного базирования все ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, что, без сомнения, будет замечено разведкой противника.

    Пустые причалы в Гаджиево и Вилючинске на спутниковых снимках должны подействовать отрезвляюще на разжигателей конфликта.

    В целом же будем надеяться, что разум восторжествует – и мы, миновав необязательный и досадный период конфронтации с американскими коллегами, рано или поздно придем к сотрудничеству на благо друг другу и всему человечеству.


    Современный военно-морского флот предназначен для выполнения трех основных задач: обеспечения стратегического сдерживания в виде одной из составляющих «ядерной триады», поддержки наземных войск в локальных конфликтах и выполнения «декоративных» функций, иначе называемых «демонстрацией флага». В отдельных случаях возможно :

    Участие в международных операциях (разминирование Суэцкого канала или бухты Читтагонг);
    - защита территориальных вод (вытеснение крейсера «Йорктаун»);

    Поисково-спасательные операции (спасение экипажа «Альфа-Фокстрот 586» или поиск посадочных капсул космических аппаратов, приводнившихся в Индийском океане)

    Специальные операции (уничтожение спутника USA-193 на низкой околоземной орбите или эскортирование танкеров в Персидском заливе во время Ирано-Иракской войны).

    Исходя из вышесказанного, представляется любопытным узнать, как со своими задачами справляются два наиболее мощных флота в мире - Военно-морские силы США и Военно-морской флот Российской Федерации. И это отнюдь не нелепая шутка.
    Российский флот по-прежнему является вторым по величине военным флотом, и, как ни странно, все еще способен выполнять поставленные задачи в ближней и дальней морской зоне.

    Колоссальная разница в корабельном составе ВМФ России и ВМС США, обусловлена, в первую очередь, различием во взглядах на применение флота по обеим сторонам океана. Америка - преимущественно морская держава, отделенная от остального мира двумя глубокими «противотанковыми рвами» с соленой водой. Отсюда - очевидное стремление иметь мощный флот.

    Во-вторых - об этом горят уже давно - мощь современных ВМС США избыточна. В свое время «Владычица морей» Великобритания ориентировалась на «Two power standard» - численное превосходство британского флота над двумя следующими по силе флотами. В настоящее время, американский флот имеет численное превосходство над всеми флотами мира вместе взятыми!

    Но какое это имеет значение в век ядерного оружия? Прямой военный конфликт между развитыми державами грозит неминуемо перерасти в глобальную войну с уничтожением всей человеческой цивилизации. И какая разница, чем завершился бой между китайскими и американскими авианосцами, если ядерные боеголовки уже упали на Пекин и Вашингтон?
    В то же время, для локальных войн сверхмощный ультрасовременный флот не требуется - «стрелять из пушки по воробьям» или «забивать гвозди микроскопом» - неистощимая народная фантазия уже давно подобрала определения для подобной ситуации. В существующем виде, ВМС США наносят больше ущерба самим Соединенным Штатам, чем их противникам.

    Что касается России - мы исконно «сухопутная» держава. Нет ничего удивительного в том, что, несмотря на свои многочисленные подвиги и громкие слова во славу моряков, наш ВМФ практически всегда оставался на второстепенных ролях. Исход Отечественной войны 1812 года или Великой отечественной войны решался отнюдь не на морских просторах. Как следствие - ограниченное финансирование программ ВМФ (тем не менее, этого оказалось достаточно, чтобы иметь второй по величине флот в мире).

    «Есть два типа кораблей - подлодки и мишени» - гласит морская мудрость. Подводная компонента - основа флота любого современного государства. Именно субмаринам доверена почетная должность «могильщиков Человечества» - невидимый и неуязвимый боевой корабль способен испепелить все живое на всем континенте. А эскадра ракетных подводных крейсеров стратегического назначения гарантированно уничтожит жизнь на планете Земля.

    В составе ВМФ России находятся семь действующих РПКСН проектов 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», а также один новый ракетоносец проекта 955 «Борей». Еще два ракетоносца находятся в ремонте. Два «Борея» - в постройке, в высокой степени готовности.

    Подводная лодка - морская гроза
    Под черной пилоткой стальные глаза


    В составе ВМС США таких лодок 14 - легендарные стратегические ракетоносцы типа «Огайо». Опасный противник. Предельно скрытный, надежный, с боекомплектом из 24 ракет «Трайдент II».

    И, тем не менее, … паритет! Незначительная разница в количестве субмарин уже не имеет значения: 16 выпущенных ракет с 667БРДМ или 24 выпущенные ракеты с подлодки «Огайо» - гарантированная смерть для всех.

    Но чудес не бывает. По многоцелевым подлодкам ВМФ России в полном проигрыше: всего 26 многоцелевых АПЛ и подводных носителей крылатых ракет против 58 атомных субмарин ВМС США. На стороне американцев не только количество, но и качество : двенадцать лодок - новейшие АПЛ четвертого поколения типа «Вирджиния» и «Сивулф», по совокупности характеристик являющиеся лучшими в мире. Еще четыре американские лодки - конвертированные ракетоносцы типа «Огайо», несущие вместо баллистических «Трайдентов» крылатые ракеты «Томагавк» - всего 154 ракеты в 22 шахтах + 2 шлюзовые камеры для боевых пловцов. Аналогов такой техники у нас нет.



    Главный калибр!


    Врочем, не все так безнадежно - в составе ВМФ России имеются атомные лодки специального назначения - одиозный «Лошарик» и его носитель - БС-64 «Подмосковье». Проходит испытания новая АПЛ проекта 885 «Ясень».
    Кроме того, у российских моряков есть своя «козырная карта» - 20 дизель-электрических подводных лодок, в отличии от Америки, где ДЭПЛ не строят уже полвека. А зря! «Дизелюха» - простое и дешевое средство для операций в прибрежных водах, кроме того, в силу ряда технических причин (отсутствия мощных насосов контуров реактора и т.д.) - она значительно тише атомной подлодки.

    Вывод: могло быть и лучше. Новые «Ясени», модернизация титановых «Барракуд», новые разработки в области создания малых ДЭПЛ (проект «Лада»). С надеждой смотрим в будущее.

    Переходим к печальному - надводная компонента ВМФ России просто посмешище на фоне ВМС США. Или это иллюзия?

    Легенда о Неуловимом Джо. В составе ВМФ России один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Авианосец или авианесущий крейсер? В принципе, от классического авианосца, советско-российский ТАВКР отличается только тем, что он слабее.

    У американцев десять авианосцев! Все, как один, атомные. Каждый - вдвое крупнее нашего «Кузнецова». И…
    И … неуловимого Джо поймать нельзя, потому что он никому не нужен. С кем собрались воевать американские авианосцы в открытом океане? С чайками и альбатросами? Или с недостроенной индийской «Викрамадитьей»?
    Объективно, никаких противников для «Нимица» в открытом океане нет. Пусть бороздит бесконечную водную гладь и тешит американское самолюбие - пока Госдолг США не достигнет 30 трлн. долл. и не случится коллапс экономики Соединенных Штатов.



    Но рано или поздно «Нимиц» подойдет к вражескому берегу и … нападёт на солнечный Магадан? Для сугубо континентальной России из всего американского флота опасны лишь стратегические подлодки «Огайо».
    Впрочем, в любом из локальных конфликтов, атомный суперавианосец «Нимиц» оказывается малополезен. Что, впрочем, понятно - мощь палубного авиакрыла «Нимица» просто ничтожна на фоне тысяч боевых самолетов и вертолетов ВВС США, раздиравших в клочья Ирак, Ливию и Югославию.

    А вот еще достойные представители класса авианосных кораблей - 17 универсальных десантных вертолетоносцев/кораблей доков типов «Тарава», «Уосп», «Остин», «Сан-Антонио»… Как российский перспективный «Мистраль», только вдвое крупнее.
    На первый взгляд, колоссальная наступательная сила!
    Но есть один нюанс: пусть все 17 этих кораблей попробуют высадить десант (17 тысяч морских пехотинцев и 500 единиц бронетехники) где-нибудь на побережье Ирана. А лучше - Китая. Кровь будет литься рекой. Второй Дьепп обеспечен.

    Примечание. Дьепп - десантная операция, проведенная в августе 1942 года. Через три часа после высадки половина из 6000 десантников были убиты или ранены, союзники побросали танки, снаряжение и в ужасе эвакуировались с побережья Франции.

    Десантные операции с использованием малых сил практически всегда обречены на неудачу. И американцы это знают лучше нас - к войне с Ираком они готовились полгода, два месяца терзали противника с воздуха, сбросив на него 141 тыс. тонн взрывчатки, а потом через границу Ирака из Саудовской Аравии хлынула лавина из миллиона солдат и 7000 единиц бронетехники.



    USS Essex (LHD-2) - универсальный десантный корабль типа "Уосп"


    Ввиду вышесказанного, боевая ценность десантных «Уоспов» и «Сан-Антонио» не слишком велика - их бесполезно использовать против сколь-нибудь серьезных стран. А применять такую технику против папуасов - глупо и расточительно, гораздо проще высадить десант в столичном аэропорту какого-нибудь Зимбабве.

    Но как же воюют американцы? Кто доставляет на чужие берега тысячи танков и сотни тысяч солдат? Ясно, кто - быстроходные транспорты Командования морских перевозок. Всего у американцев в наличие 115 таких судов. Формально, не относятся к военно-морскому флоту, но всегда ходят в плотном кольце охранения из эсминцев и фрегатов ВМС США - иначе одна вражеская торпеда пустит на дно дивизию американской армии.



    Эскадра быстроходных транспортов Military Sealift Command. Каждый размером с авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов"


    У ВМФ России таких кораблей, конечно, нет - зато есть Большие десантные корабли (БДК) Целых 19 единиц! Они старые, ржавые, медленные. Зато прекрасно справляются со своими функциями - продемонстрировать флаг и доставить в Сирию партию снаряжения и военной техники на глазах у всего возмущенного Западного мира. У БДК нет ни нормальной ПВО, ни крылатых ракет, - ничего, кроме примитивной артиллерии. Гарантия их безопасности - статус Российской Федерации, как ядерной державы. Попробуй тронь корабли под Андреевским флагом!
    В реальный бой их гнать никто не собирается - там, где не может справиться 40 000-тонный «Уосп» нашему БДК (водоизмещение 4000 тонн) делать нечего.

    Следующий важный момент - у ВМФ России на ходу всего 15 надводных кораблей дальней морской зоны: крейсеров, эсминцев, больших противолодочных кораблей. Из них лишь 4 могут обеспечить зональную ПВО эскадры в открытых морских районах - тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и три ракетный крейсера проекта 1164 - «Москва», «Варяг» и «Маршал Устинов».

    В составе ВМС США таких кораблей 84, в том числе: 22 ракетных крейсера «Тикондерога» и 62 эсминца типа «Орли Берк».
    Американские крейсера и эсминцы несут от 90 до 122 ячеек УВП Mk.41, в каждой из которых притаились крылатые «Томагавки», противолодочные ракетоторпеды ASROC или зенитные ракеты семейства «Стэндэрд», способные разить цели на дальности до 240 км и уничтожать объекты за пределами Земной атмосферы. Единая цифровая система управления оружием «Иджис» вкупе с современными радарами и универсальным вооружением делает «Тикондероги» и «Орли Берки» наиболее смертоносными из всех надводных кораблей ВМС США.



    БПК "Адмирал Пантелеев" и USS Lassen (DDG-82)


    15 против 84. Соотношение, конечно, позорное. При том, что последнего ровесника наших больших противолодочных кораблей - эсминец типа «Спрюэнс», американцы списали еще в 2006 году.

    Но не стоит забывать, вероятность прямого военного конфликта между ВМС США и ВМФ России исчезающе мала - никто не хочет погибать в термоядерном аду. Следовательно, суперэсминцы «Орли Берк» могут лишь бессильно наблюдать за действиями наших кораблей. В крайнем случае - опасно маневрировать и атаковать ругательствами по радиосвязи.

    В свое время, для нейтрализации суперкрейсера «Йорктаун» (тип «Тикондерога») оказалось достаточно маленького сторожевого корабля «Беззаветный» и его смелого командира кавторанга В. Богдашина - советский сторожевик проломил американцу левый борт, деформировал вертолетную площадку, снес пусковую установку ракет «Гарпун» и приготовился к повторному навалу. Повторения не потребовалось - «Йорктаун» поспешно покинул негостеприимные территориальные воды Советского Союза.

    Кстати, о сторожевиках и фрегатах.

    В составе ВМФ России 9 фрегатов, корветов и сторожевиков, не считая сотни малых артиллерийских, противолодочных и ракетных кораблей, ракетных катеров и морских тральщиков.
    У ВМС США таких кораблей, разумеется, побольше: 22 пожилых фрегата типа «Оливер Хазард Перри» и три боевых корабля прибрежной зоны типа LCS.



    LCS, во всех смыслах, вещь инновационная - ход 45-50 узлов, универсальное вооружение, просторная вертолетная площадка, современная электроника. Ожидается, что в этом году состав ВМС США пополнится четвертым кораблем этого типа. Всего в планах озвучена постройка 12 морских супермашин.

    Что касается фрегатов «Перри», они сильно ослабли за последнее время. В 2003 году с них было полностью демонтировано ракетное вооружение. Ежегодно списываются по нескольку кораблей этого типа и к началу следующего десятилетия все «Перри» должны быть проданы союзникам или пущены на слом.

    Еще один важный момент - морская базовая авиация.

    На вооружении авиации ВМФ России находится порядка полусотни противолодочных самолетов Ил-38 и Ту-142 (будем реалистами - сколько из них в летном состоянии ?)
    В составе ВМС США 17 эскадрилий противолодочных самолетов, самолетов морской радиоэлектронной разведки и самолетов-ретрансляторов, всего в количестве полутора сотен машин, без учета резерва и авиации Береговой охраны.
    На вооружении стоят легендарные P-3 Orion, а также их специальная разведывательная модификация EP-3 Aries. В настоящее время на вооружение начали поступать новые реактивные противолодочные самолеты P-8 Poseidon.



    P-3 Orion и P-8 Poseidon. Смена поколений



    Дальний противолодочный самолет Ту-142 в сопровождении "Фантомов"


    Даже в теории, морская базовая авиация ВМС США второе превосходит патрульную и противолодочную авиацию ВМФ России. И это, по настоящему, обидно. Не уверен насчет противолодочных способностей «Орионов» и «Посейдонов» (куда они смотрели, когда в Мексиканском заливе всплыла «Щука-Б»?), но в плане поисково-спасательных возможностей - у американцев они выше на порядок.
    Когда все еще способные подняться в воздух Ил-38 неделю ищут и не могут найти плоты с места кораблекрушения или льдину с рыбаками - нет, ребята, так нельзя.

    Выводы во всей этой истории будут противоречивы: с одной стороны, ВМФ России в его сегодняшнем состоянии, не способен вести сколько-нибудь серьезных боевых действий вдали от родных берегов. С другой стороны, Россия не собирается и не планирует воевать на другом конце света. Все наши современные интересы находятся в ближнем зарубежье, на Кавказе и в Средней Азии.

    Демонстрация флага, участие в международных морских салонах и военно-морских учениях, доставка военной помощи дружественным режимам, гуманитарные операции, эвакуация российских граждан из зоны военных конфликтов, охрана территориальных вод Российской Федерации (там, где паковые льды не подходят близко к берегу), охота на пиратские фелюги- ВМФ России умеет делать все (или практически все), что должен делать флот в мирное время.



    Российский флот на международных учениях
    (на нижней иллюстрации - в голове второй колонны идет БПК пр. 1155)



    Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

    Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

    Феномен «средней температуры»

    Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

    Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

    Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

    PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

    Из других авианесущих кораблей, были построены:
    — вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
    — два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
    — экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

    Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

    Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

    Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

    В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

    Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

    И снова о русской угрозе

    В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

    За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

    Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

    Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

    Корвет, эсминец и фрегат.
    При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

    Что такое корвет или малый ракетный корабль?

    В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

    Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

    В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

    В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

    О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

    Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

    В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

    Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

    Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

    На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

    Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

    Эпилог. «Слон и моська»?

    Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

    В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

    Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

    «Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

    Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

    Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

    Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.

    Способность проникать в морские глубины и незаметно вклиниваться в оборону противника. Выбирать наилучшее место и время для атаки. Выживать без значительных затрат на оборону, используя неопределенность и неоднозначность водной среды. Уникальные свойства подводных лодок позволяют обеспечить беспрецедентный эффект присутствия и сдерживания, далеко не пропорциональный размерам и количеству самих субмарин.

    На сегодняшний день ВМФ России и ВМС США являются крупнейшими в мире операторами подводных лодок. На вооружении каждого из флотов находятся лучшие образцы подводного вооружения, представленные многочисленными типами подводных кораблей.

    Подводная компонента ВМФ России

    Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН). Носители межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования, основа "ядерной триады" России.

    Проект 955 и 955А "Борей"

    В строю - 3, строятся - 3, планируемый состав серии - 8...10 подлодок.

    Самый новый и современный проект подводного стратегического ракетоносца во всем мире. Конструктивные особенности и шумовые характеристики РПКСН пр. 955 позволяют отнести их к новому, четвертому поколению подводных атомоходов. Вооружение: ракетный комплекс Д-30 с 16-ю баллистическими ракетами подводного базирования Р-30 "Булава". Новые лодки "Борей" и твердотопливные ракеты открывают новую эпоху в отечественного подводного .

    Проект 667БДРМ "Дельфин"

    В строю - 7 единиц (1981-90 гг.).

    Боевое ядро морских стратегических ядерных сил. Носители трехступенчатых баллистических ракет подводного базирования Р-29РМУ2 "Синева". Главным козырем "Синевы" по сравнению с твердотопливными "Трайдентом" и "Булавой" являются их выдающиеся энергомассовые характеристики (стартовая масса/дальность стрельбы/забрасываемый вес), обусловленные фундаментальными свойствами жидкого топлива.


    К-407 "Новомосковск" (пр. 667БДРМ) после прохождения ремонта и модернизации

    Проект 667БДР "Кальмар"

    Три лодки, вступившие в строй в 1980-82 гг., вооруженные комплексом Д-9Р (16 пусковых установок шахтного типа с жидко-топливными ракетами Р-29Р). Ожидается, что устаревшие "Кальмары" будут постепенно выведены из боевого состава и заменены новейшими "Бореями".

    Проект 941УМ

    ТК-208 "Дмитрий Донской" - последний из тяжелых РПКСН типа "Акула", переоборудованный в пусковой стенд для испытаний БРПЛ "Булава".

    Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) - 8 единиц, все принадлежат к проекту 949А "Антей" (1986-96 гг.). Знаменитые "убийцы авианосцев", каждый из которых несет по 24 противокорабельные ракеты "Гранит".

    Многоцелевые атомные подводные лодки - 21 единица. Разношерстое семейство, представленное представителями пяти проектов:

    Пр. 671РТМ(К) - четыре подлодки. Запланирован вывод из состава флота;

    Пр. 945 и 945А - четыре подлодки с корпусами из титана. Ведется глубокая модернизация с установкой современных систем и . Все "Кондоры" и "Барракуды" вернутся в строй к началу следующего десятилетия;

    Пр. 971 "Щука-Б" - двенадцать кораблей. Девять в боевом составе, три в резерве и в затянувшемся на десятилетие ремонте. Еще одна подлодка (К-152 "Нерпа") передана в лизинг Индии. На момент постройки (80-90 гг.) "Щуки-Б" были самыми грозными и совершенными субмаринами в своем классе. Таковыми остаются и сегодня, с поправкой на возраст. Имеется несколько модификаций ("Улучшенная Щука"), некоторые представители проекта в настоящий момент проходят модернизацию по различным программам;

    Пр. 885 "Ясень". Многоцелевая АПЛ четвертого поколения, оснащенная ракетным комплексом "Калибр". Лодка "Ясень" претендует на звание лучшей в своем классе среди всех зарубежных аналогов. В настоящий момент в строю находится один корабль этого типа (К-560 "Северодвинск"). На верфях - еще три корпуса, строящиеся по обновленному проекту 885М "Ясень-М". Планируемый состав серии - 8 субмарин;


    К-560 "Северодвинск"

    Атомные подводные лодки специального назначения - 2 единицы:

    Носитель глубоководных станций БС-136 "Оренбург" (переоборудована из ракетоносца пр. 667БДР);

    Атомная глубоководная станция АС-12 "Лошарик" (пр. 10831), предельная глубина погружения 6000 м, вооружение отсутствует.


    Лодка-носитель БС-136 "Оренбург"

    В настоящий момент по специальному проекту переоборудуют еще один недостроенный атомный ракетоносец К-139 "Белгород" (пр. 09852).

    20 единиц, среди которых:

    18 "Варшавянок" (пр. 877 и 636.3);

    1 Б-585 "Санкт-Петербург" (пр. 677 "Лада") - в опытной эксплуатации на СФ;

    1 Б-90 "Саров" (пр. 20120) - экспериментальная ДЭПЛ для испытания новых образцов вооружений.

    В ближайшие годы отечественный ВМФ должен пополниться еще шестью ДЭПЛ, среди которых будут две "Лады"и четыре "Варшавянки".

    Щука, Борей, Варшавянка!

    Подводная компонента ВМС США

    Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ - соответствуют отечественным РПКСН). На вооружении единственный тип - "Огайо" . В строю 14 лодок, построенных в период с 1981 по 1997 г.

    Связка "Огайо" - "Трайдент-2" может считаться эталоном морских ядерных вооружений. Носитель - уникальная лодка, до недавнего времени считавшаяся самой скрытной из существующих АПЛ. И твердотопливная ракета с непревзойденными массогабаритами и ТТХ (неслучайно, на борту не самой крупной "Огайо" поместились 24 БРПЛ).

    Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN) - 4 единицы. Были переоборудованы из ПЛАРБ типа "Огайо". На борту каждой 154 "Томагавка".

    Многоцелевые атомные подводные лодки (или, по оригинальной классификации, fast attack submarine - скоростные подводные охотники). В настоящий момент на вооружении ВМС США находятся три основных типа многоцелевых АПЛ, среди которых:

    41 лодка типа "Лос-Анджелес" (1981-96 гг.). Небольшие по размерам, скрытные и надежные подводные охотники уже 30 лет составляющие основу подводных сил США. Большая часть из сохранившихся "Лос-Анджелесов" принадлежит к подсерии "Улучшенный ЛА". Оснащены вертикальными пусковыми установками для хранения и запуска КР "Томагавк";

    11 лодок типа "Вирджиния" трех разных подсерий (1997-2014 гг.). Новые американские лодки специализируются на боевых действиях в прибрежной зоне: разведка, проведение диверсионных операций и нанесение ударов по берегу. Как у их предшественников, "Лос-Анджелесов", в носовой части "Вирджиний" установлено 12 ракетных шахт для "Томагавков". Всего запланировано построить 30+ АПЛ данного типа, последние лодки (подсерия 5) получат возможность нести до 40 крылатых ракет;

    Три "Морских волка" . Белые слоны американского флота, формально считающиеся самыми совершенными подводными охотниками и первыми в мире многоцелевыми АПЛ 4-го поколения. Фактически же представляют собой предельно дорогие, штучные конструкции, страдающие от множества "детских болезней". Последний корабль типа "СиВулф", "Джимми Картер", был введен в строй в 2003 г. в виде лодки для специальных операций.

    Дизель-электрические подводные лодки

    В связи c ярко выраженной наступательной направленностью американский флот полностью отказался от дизель-электрических подлодок. Последняя ДЭПЛ "Гроулер" была построена в 1958 году.


    Экстренное всплытие АПЛ типа "Лос-Анджелес"

    Накаленная обстановка у берегов Сирии и приближающаяся авианосная ударная группа американского флота заставляют все чаще обсуждать вопрос: «А если вдруг начнется столкновения, что могут сделать российские силы. Коллеги из деловой газеты«Взгляд» опросили на этот счет экспертов. «Реальное время» предлагает вниманию читателей эту публикацию.

    Авианосная ударная группа (АУГ) во главе с авианосцем «Гарри Трумэн» начала свое движение к Сирии. Всерьез обсуждаются варианты того, как сирийское ПВО будет бороться с сотнями выпущенных этой АУГ крылатых ракет. Но есть ли у России (в случае необходимости, разумеется) хотя бы минимальный шанс уничтожить сам американский авианосец? И если да - что для этого нужно?

    Удар американцев по Сирии пока, к счастью, лишь гипотетическая возможность. Но не праздным является не только вопрос о том, как сохранить наши корабли, дислоцирующиеся в Сирии. Обыватели и специалисты поневоле спрашивают себя: есть у России военные и технические возможности что-либо противопоставить столь грозному оружию, как американская авианосная ударная группа? Ведь именно она должна стать главным инструментом военного подавления Сирии, и не исключено, что России придется напрямую противодействовать этой эскадре.

    «Для организации боевых действий одним кораблем, одной подводной лодкой дело не сделаешь. Нужно обязательно создать группировку из разнородных сил - подводных лодок, морской авиации, надводных кораблей. Совместными усилиями можно решить эту задачу - выведение из строя авианосца», - подчеркнул в комментарии газете «Взгляд» бывший командующий Черноморским флотом (1998-2002) адмирал Владимир Комоедов. Теоретически можно поразить корабль противника, и не располагая такой группировкой, но вероятность крайне мала. «Случайно можно - с подводной лодки, ракетой с берега, с самолета. Теоретически достаточно одной ракеты, тем более наших сверхзвуковых противокорабельных ракет. Но для серьезной организации боевых действий на море, подчеркну, необходима группировка», - говорит Комоедов.

    «Теоретически достаточно одной ракеты, тем более наших сверхзвуковых противокорабельных ракет. Но для серьезной организации боевых действий на море, подчеркну, необходима группировка», - говорит Комоедов. Фото ruspekh.ru

    Сейчас в Средиземном море действует порядка 15 российских боевых кораблей и судов обеспечения. Они входят в состав постоянного оперативного соединения - Средиземноморской эскадры Черноморского флота. Основная ударная сила - сторожевые корабли-фрегаты «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», оснащенные ракетными комплексами «Калибр-НК». Дизель-электрические субмарины проекта «Варшавянка» и атомные подводные лодки проекта «Щука-Б» оборудованы комплексом «Калибр-ПЛ». В качестве своих боевых средств «Калибры» могут использовать как ракеты для стрельбы по наземным целям, так и противокорабельные ракеты. Известно, в частности, что комплекс, стоящий на «Адмирале Эссене», оборудован именно противокорабельными ракетами дальностью до 300 километров.

    Следует упомянуть и комплексы береговой обороны, размещенные в Сирии: «Бал», оснащенные противокорабельными ракетами Х-35 «Уран», с дальностью стрельбы 120 километров, и «Бастион» с ракетами «Яхонт» - до 300 километров.

    В море задача сложнее. Эффективными средствами поражения можно также считать разрабатываемую сейчас гиперзвуковую ракету «Циркон» , а из наличных средств все еще эффективна крылатая ПКР «Гранит» (эффективная дальность стрельбы до 700 км). «Гранитами» оснащены надводные корабли - в частности, ракетный крейсер «Москва» и атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Данные корабли не находятся сейчас в Средиземном море, но вспомнить о них при таком чисто умозрительном разборе необходимо, ведь «Гранит» до настоящего момента самая мощная противокорабельная ракета, стоящая на вооружении ВМФ РФ.

    Достаточно ли этого для эффективной нейтрализации АУГ американцев и их союзников? По оценке адмирала Комоедова, совершенно недостаточно. Авианосец всегда ходит рядом с кораблями сопровождения, и в такие группы входит до десятка кораблей охранения. Это могут быть крейсеры, эсминцы, фрегаты, в обязательном порядке - многоцелевые подлодки и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) типа «Хокай». Все эти корабли оснащены сотнями пусковых установок как для зенитных, так и для противокорабельных и ударных ракет, не говоря уже о главной ударной силе такой АУГ - базирующихся на авианосце самолетах.

    «Гранитами» оснащены надводные корабли - в частности, ракетный крейсер «Москва» и атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Фото fb.ru

    Адмирал Комоедов указывает: «Каждая авианосная ударная группа США имеет глубину обороны в 1,5 тысячи километров. А у нас дальность пуска ракет с надводных кораблей и подводных лодок против авианосцев - в пределах 300-500 км».

    Иначе говоря, американская авианосная группировка способна обнаружить любой надводный корабль за полторы тысячи километров (а то и более - благодаря самолетам АВАКС) и почти немедленно уничтожить противника на полностью безопасном для себя расстоянии. По крайней мере, российские надводные корабли реальной угрозы для американских авианосцев не представляют - их просто не подпустят на дистанцию, необходимую для пуска ракет.

    Так что вопрос сложный, резюмирует адмирал Комоедов. Хотя, добавляет он, не безвыходный. Способы уничтожения американских АУГ активно прорабатывались советскими военными еще много лет назад. «В свое время планировались целые морские операции по разгрому АУГ. Выделялся огромный наряд, особенно в Атлантике: это и маневренные группы подлодок, и авиация, и надводные корабли», - указывает Комоедов.

    В СССР ставка делалась на два инструмента борьбы. Во-первых, это уже упомянутые противокорабельные КР морского базирования, те же «Граниты». Во-вторых, крылатые ракеты воздушного базирования, которыми оснащали бомбардировщики-ракетоносцы Ту-16, а затем бомбардировщики Ту-22М3. Существовал целый класс морской ракетоносной авиации (МРА), который, впрочем, был упразднен в 2012 году.

    Теоретически сегодня функцию МРА должны выполнять самолеты дальней авиации . Но в советское время морская ракетоносная авиация располагала до полутысячи машин, а дальняя авиация РФ на сегодняшний момент имеет на вооружении только 139 самолетов (по оценке Международного института стратегических исследований IISS). Российский военный эксперт Алексей Леонков в комментарии давал еще более скромную оценку - 60-65 машин. Сколько из этих машин реально боеготовы - неизвестно. Остается добавить, что работа по надводным целям - лишь одна из задач дальней авиации, причем не приоритетная, в отличие от специализированной МРА.

    Может ли ВМФ России, исходя из нынешних возможностей, противостоять американской авианосной группе? Источник газеты «Взгляд», близкий к руководству Морской авиации РФ, как и адмирал Комоедов, считает, что это дело крайне сложное.

    Алексей Леонков оценивает дальнюю авиацию РФ на сегодняшний момент в 60-65 машин. Фото jpgazeta.ru

    Наибольший же шанс выполнить задачу уничтожения авианосца имеют только атомные подводные крейсеры класса «Антей», оснащенные «Гранитами» (и, возможно, в будущем «Цирконами»). Но здесь необходимо выполнить целый комплекс условий. Во-первых, подлодки должны выйти в море и подойти в район развертывания незамеченными, не перехваченными лодками-охотниками противника. Это крайне сложная задача. Во-вторых, подлодок должно быть несколько, чтобы обеспечить необходимое количество ракет в залпе. В-третьих, этим подводным крейсерам нужно приблизиться к цели на расстояние залпа - около 700 километров. И наконец, самое главное - нужно обладать точной информацией о местонахождении целей в момент пуска ракет. Иными словами, ударным подлодкам необходимо внешнее целеуказание, иначе ракеты пройдут мимо цели.

    Сейчас, по оценке источника газеты «Взгляд», близкого к Минобороны РФ, в этой критически важной сфере наблюдается пробел . Впрочем, похоже, что в последние годы важнейший недостаток нашего ВМФ - отсутствие систем целеуказания - начинает выправляться. В этих целях на «Камове» летом 2017 года было начато создание вертолета-беспилотника морского базирования на базе Ка-27. За год до этого начала применяться другая модель - вертолетный комплекс радиолокационной разведки наземных целей Ка-35 . Ранее ничего похожего у наших Вооруженных сил не было - и, заметим, эта машина уже прошла испытания в Сирии.

    Но, как ранее отмечал в комментарии газете «Взгляд» эксперт Центра анализа стратегий и технологий (АСТ) Сергей Денисенцев, «более сильным решением» было бы создание самолета, подобного американскому «Хокаю» или советскому его аналогу Як-44 , который так и не был воплощен. Создание машин, отвечающих за целеуказание, сделает наши ударные противокорабельные силы «зрячими» и, следовательно, способными решить указанную задачу.

    Можно было бы также предположить, что задачи целеуказания российским подводным лодкам способны выдать самолеты А-50У и Ту-204Р, предназначенные в том числе ровно для этих целей и в данный момент работающие в Сирии.

    Однако не стоит забывать, что данные машины станут первой и главной целью американской истребительной авиации при первых же признаках реальной атаки на АУГ.

    Таким образом, стоит честно признать: теоретически Россия имеет шансы поразить американский авианосец, однако вероятность успеха такой атаки крайне невелика.

    «Взгляд»

    Михаил Мошкин