• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Как делают елочные игрушки? Ответ на этот вопрос нижегородские ребятишки могут получить на фабрике стеклянных елочных украшений «Ариель». Здесь круглый год - и весной, и летом, и осенью, и зимой - делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

    О том, как же делаются любимые и детьми, и взрослыми елочные игрушки, мастера фабрики, где Новый год отмечается в режиме нон-стоп, охотно рассказывают и показывают всем желающим. А таких находится немало: каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста - от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов - приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

    «Путешествие в страну елочной игрушки» начинается со знакомства с историей нижегородской елочной игрушки и историей промысла. Оказывается, первые стеклянные шары появились в Германии в середине 19 века. С помощью стеклянной трубки, которую разогревали сначала на керосинке, а позже - на газовой горелке, стеклодувы выдували шарики разного размера. Горячее стекло становится тягучим, и может принимать самые разные формы. На фабрике «Ариель» стеклодувы за 6 часов работы выдувают по 250-300 шаров! Каждый шарик - уникален, потому что сделан вручную, а не с помощью машины. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на донышко шарика - там остался след на том месте, где была перекручена стеклянная ниточка - или, как ее называют стеклодувы, «усик». Второй усик - с противоположной стороны шара - либо закручивают в аккуратную стеклянную петельку, либо - что удешевляет работу - отпиливают и покрывают металлическим колпачком, за который и вешают игрушку на елку.

    Все шары сначала получаются прозрачными, как мыльные пузыри. Их опускают в бочку с краской, придавая фоновый окрас - красный, синий, зеленый или, например, золотой. А когда краска высохнет, к работу приступают мастера-художники. Они вручную расписывают поверхность шара. Это может быть изображение сказочного героя, зимний пейзаж или какие-то архитектурные достопримечательности самых разных стран мира.

    Стеклодувы могут делать не только шары, но и разные фигурки. Для этого разогретую стеклянную трубку опускают в специальные формы - в виде зайчика, снеговичка или Деда Мороза. Такие игрушки называются формовыми. Одна из первых формовых игрушек, которые стали делать на фабрике «Ариель», была фигурка Щелкунчика. Потом появились десятки других самых разных фигур: разные зверушки, петушки, золотые рыбки, богатыри, бабки с курочкой рябой и т.п.

    Увидеть все это разнообразие новогодних игрушек можно в музее фабрики: здесь собрано около тысячи самых разных елочных украшений. В экспозиции музея имеются как новогодние игрушки, сделанные и расписанные нижегородскими мастерами в разные годы, так и старинные советские игрушки, выпускавшиеся разными фабриками Советского Союза. По этим фигуркам можно проследить самые важные вехи в развитии страны - первый полет человека в космос, массовые посевы кукурузы - символ эпохи Никиты Хрущева и много другое. На выставке также можно увидеть елочные шары из разных коллекций: шары с изображением Санта-Клауса и Дед Мороза - такого, каким его представляют в разных странах мира; шары с сюжетами знаменитых сказок - «Три поросенка», «Красная шапочка», «Золушка» и т.п., а также с героями русских сказок - например, с Емелей.

    Отдельное место выделено под «новогоднюю хохлому»: шары и матрешки со знаменитой золотой росписью, стеклянные ложки и даже самовары,
    которые стеклодувы умудрились выдуть из стекла! Там же, в музее, можно увидеть и хрупкие пасхальные яйца и стеклянные медальоны с нежными пасхальными рисунками.

    Есть среди экспонатов и шары с изображением станций московского метро, изготовленные к юбилею метрополитена. На выпуклых поверхностях шаров художникам удалось изобразить и глубокие тоннели метро, и великолепие старых московских станций.

    Особое место в экспозиции отведено шарам из коллекции знаменитых людей: например, шары с изображением достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода Владимир Путин преподнес канцлеру германии Герхарду Шредеру. В отдельной коробке лежат шары с изображением русских зимних забав, которые вручали гостям на приеме Дмитрия Медведева.

    А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы, которые были изготовлены по спецзаказу администрации президента США. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка - его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

    Особую гордость у мастеров вызывают уникальные новогодние шары, посвященные 200-летию баварской короны. Нижегородцам для работы пересылали изображения баварских замков и их оформления, самой короны, портреты баварских королей. И заказчики остались довольны результатами работы!

    Все это ребятам, пришедшим на экскурсию, рассказывают и показывают мастера

    фабрики «Ариель». Мальчишки и девчонки, затаив дыхание, наблюдают, как стеклодувы выдувают шары разного размера и делают формовые игрушки - фигурки снеговиков, зайчиков, Деда Мороза и т.п. Сотрудники фабрики объясняют тонкости и секреты мастерства.

    А в художественных мастерских на глазах у гостей мастера фабрики вручную расписывают хрупкие стеклянные елочные украшения. Детям рассказывают о том, как наносится рисунок, подбираются краски, как игрушки припудриваются блеском и «золотинками».

    В завершение экскурсии ребята отправляются на мастер-класс, где им дают возможность самостоятельно раскрасить елочные фигурки или шарики. Потом эти игрушки упаковывают в специальные коробочки, чтобы дети могли донести хрупкие сувениры до дома и показать родным. Такие шарики становятся самым лучшим сувениром на память о путешествии на фабрику, где круглый год живет Новый год.

    Фабрика «Ёлочка» первой в России стала изготавливать украшения для новогодней ёлки. Её игрушки красовались как на главной кремлёвской красавице, так и в домах советских граждан. Сейчас у компании миллионный оборот продукции в год и поставки товара в Эстонию, Киргизию, Узбекистан, Белоруссию, Казахстан. Которые, в свою очередь, экспортируют игрушки в Германию, Америку, Израиль и Австралию.

    Стекольное производство в избе. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    Клинский стеклодувный промысел зародился ещё в 1848 году. Тогда Александр Меншиков построил первый стекольный завод по изготовлению колб для керосиновых ламп, аптечных пузырьков, посуды и игрушек. На нём трудилось всего 80 крестьян из соседних деревень. После смерти князя работники растащили всё стекло по избам и занялись уже своим кустарным производством. В домах целыми семьями трудились над созданием украшений из стекла. Бусы, которые они делали, носили название «камушные», потому что имели очень толстые стенки и неровные края и больше напоминали камни, нежели украшения.

    Стеклянные аптечные пузырьки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    Стеклодувный цех

    В XIX веке стеклодувами работали одни лишь мужчины. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Самую вредную и важную работу на предприятии народных и художественных промыслов «Ёлочка» выполняют женщины. Именно они являются мастерами-стеклодувами. Весёлые, спокойные, с обычными лёгкими и большим профессионализмом. Брака по их вине практически не бывает, хотя всё они делают на глаз. Трудятся в тёмном помещении, где в несколько рядов стоят столы, на которых лежат стеклодроты (стеклянные трубки, из которых потом делают новогодние игрушки — прим. ред.). Главное рабочее место отведено горелкам на газу. Над ними нависают массивные вытяжки. А рядышком на стульях сидят сотрудницы. От гула, который заполоняет цех, их спасают наушники. Под любимую музыку управляются со стеклом. Заносят его над пламенем горелки, хорошо разогревают и вытягивают. Потом либо помещают в определённую форму, чтобы получить, например, Алладина, либо просто выдувают шар через «усик» — отверстие. Затем кладут на стол остужаться. Всё это делается во мраке, чтобы видеть стекло и следить за качеством продукции. За день каждая мастерица может произвести около 300 шариков или 100 «верхушек», 100-150 изделий по форме (шишки, герои мультфильмов, колокольчики).

    Стеклодув за работой. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    «В цехе нас 25 мастеров. Работают женщины от 20 до 70 лет. Вообще, конечно, профессия очень тяжёлая, потому что имеем дело со стеклом и огнём. Вначале это пугает, здесь же идёт работа с газом, и горелки находятся под высоким давлением, не сравнить с домашней плитой. Поэтому новичкам часто страшно. Многие не выдерживают и уходят. У нас на производстве остаются лишь профессионалы со спокойным, свободным дыханием и уверенными руками», — рассказала стеклодув Екатерина Коркина .

    Стеклодувный цех. Рабочие места. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    Цех металлизации

    После выдувания готовые прозрачные игрушки, которые ещё называют «гольё», попадают в цех металлизации. Там их делают блестящими за счёт алюминия. Для этого изделия надевают на специальные кассеты: металлический каркас, напоминающий навесную сушилку для кружек. Потом работник протирает все игрушки и отвозит их в вакуумную машину. Она похожа на бочку с насосами по бокам, в которой находятся испаритель и вольфрамовая проволока, на ней развешаны кусочки обычной кулинарной фольги. Когда изделия оказываются в машине, работник её запускает. После старта откачивается весь воздух, а по проволоке бежит электрический ток, превращая кусочки фольги в блестящее облако. Оно оседает на игрушках и придаёт им новый облик.

    В этом цехе тоже стоит гул, а рабочий день делится на 6 циклов, за время которых работницы успевают развесить по кассетам и протереть от 180 до 600 игрушек.

    «В нашем цехе работают 5 машин, их обслуживают 5 операторов. И тоже все женщины. Эта работа не для мужчин, потому что им нужна конкретика. А здесь необходимо терпение, чтобы протереть каждую игрушечку. Такое качество есть только у представительниц слабого пола», — поделилась начальник ОТК цеха металлизации Валентина Афанасьева .

    Игрушки в вакуумной машине. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    Окрашивание и разрисовка

    Когда игрушка прошла металлизацию, её отправляют на покраску. На этом этапе украшение за хвостик опускают в краску, затем достают и дают обсохнуть. Следом за дело принимается художник. С помощью акриловых, лаковых красок и присыпки он выводит узоры на изделии. Затем у игрушки обрезают кончик, через который её выдували. И только после всех этих процедур отправляют на продажу.

    Ручная роспись игрушек. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    Опасное производство

    Работа стеклодува не зря считается очень тяжёлой. Мастерам приходится иметь дело с газом, поэтому их труд считается опасным. На пенсию работники уходят уже в 45 лет.

    «Продолжительность рабочего дня у нас 8 часов. Все работники имеют полный социальный пакет и положенный отпуск. Средняя зарплата на предприятии — 25 тысяч, что очень неплохо, если учесть, что в Клину она от 19 до 22 тысяч. А высококлассные специалисты, которые справляются с нормой, получают и до 60 тысяч», — объяснил исполнительный директор ОАО «Ёлочка» Владимир Симанович .

    Мода на ёлочные игрушки в России

    В XIX веке ёлки украшали стеклянными бусами, которые достигали до 4 метров в длину. Они состояли не только из бусин, но и маленьких палочек — стекляруса.

    Затем появились картонажные игрушки. Чтобы их изготовить, брали большой лист картона, обклеивали его золотой и серебряной фольгой, потом делали оттиск нужной фигуры и склеивали половинки изделия. Получались яркие птички, морские коньки и другая живность.

    Картонажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    В конце 30-х годов на ёлках стали появляться герои детских сказок: Иван Царевич, Красная Шапочка, Кот в сапогах.

    В годы великой Отечественной войны игрушки делали из подручных материалов. Героями украшений были Дед Мороз с автоматом, Снегурочка в шлеме, самолёты-истребители, дирижабли, пушки и звёзды.

    Военные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    После войны стали мастерить монтажные игрушки. Это были объёмные фигуры, которые собирались из стекляруса и бусинок. Их производством занимались в основном военные инвалиды. Делали самолёты, велосипеды, лампочки и многое другое.

    Монтажные игрушки. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов В 1949 году, на юбилей Александра Пушкина, пришла мода на игрушки, олицетворяющие героев его сказок. Белочку, которая орешки грызёт, Шамаханскую царицу, Золотую рыбку.

    В 50-х годах, когда большая часть населения страны проживала в коммунальных квартирах, стали выпускать игрушки-малютки для небольших ёлочек.

    Во время правления Хрущёва на ёлках страны появились початки кукурузы, всевозможные фрукты и овощи.

    Первый полёт человека в космос ознаменовал новый этап в ёлочной моде. Праздничные деревья украшали игрушками в виде космонавтов и ракет.

    Космическая тема в игрушках. Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    В 80-е годы стали выпускать игрушки с олимпийской символикой: Олимпийского Мишку и огонь.

    Игрушка «Олимпийский Мишка». Фото: АиФ/ Алексей Виссарионов

    В 90-е пришла мода на ёлочные шары с изображением символов года по восточному календарю. Вот и в наступающем 2017 году петух будет красоваться на многих новогодних шарах. Но не только они пользуются популярностью среди россиян. Сейчас возрос спрос на ретро-игрушки, которые производились ещё в 40-х—60 -х годах прошлого века. Хозяйки хотят, чтобы их ёлочки были самыми красивыми, поэтому на их украшение не жалеют ни фантазии, ни денег, ни сил.

    Сегодня будет промышленный репортаж из серии "Красавица и Чудовище".
    Когда вы вынимаете из красивой упаковки яркий шарик, который затем повесите на новогоднюю елку, наверняка даже не задумываетесь над тем, где и как он был сделан.
    Да, основная масса елочных игрушек сейчас поступает из Китая, но все же не все.
    В Украине есть четыре предприятия, которые выпускают старые добрые стеклянные елочные игрушки и вполне возможно, что некоторые шарики на вашей елки сделаны на одной из них.
    Например, на совершенно олдскульной фабрике, которая находится недалеко от Киева.
    Сложно поверить, что красочные шары могут быть произведены в настолько антуражном трешовом месте.
    Также, как сложно поверить, что каждый шарик выдувается работницами в ущерб своему здоровью, ведь производство елочных игрушек невероятно вредное.
    Итак, добро пожаловать в место, где удивительным образом сочетается самый настоящий совковый треш и волшебство праздника, любимого миллионами людей - на Клавдиевскую фабрику елочных игрушек.


    2. Клавдиевская фабрика работает с далекого 1949 года и на сегодняшний день мало-помалу выкарабкивается из долговременного кризиса, вызванного еще развалом СССР.
    Представляю, насколько сложно выживать предприятию, работающему всего 2 месяца в году, в условиях массовой экспансии дешевого китайского ширпотреба.
    Наверное поэтому мне не хочется окрашивать в критические краски этот репортаж, а просто рассказать о том, как обычные люди на старой советской фабрике делают красоту для главного праздника в году

    3. Фабрика имеет четыре цеха, которые расположены в разных корпусах.
    Все начинается со стеклодувного, который находится в этом старом двухэтажном здании с веселыми разноцветными трубами.

    4. Фабрика нашла прекрасный способ увеличить прибыль помимо основной деятельности - производства игрушек.
    Она позволяет за деньги посмотреть на то, как это делается.
    И это огромный рекспект! Я очень люблю делать промышленные репортажи и обычно нужно прилагать определенные усилия для того, чтобы добиться съемки на производстве.
    А здесь предприятие само показывает как все делается.
    И, нужэно заметить, очень успешно.
    Мы снимали в будний день и поток посетителей был просто невероятный. В прямом смысле толпы детей и все прибывающие и прибывающие автобусы.

    5. Совок здесь, конечно, везде.
    И это очень антуражно.
    На этом фото два совершенно разных поколения лозунгов)

    6. Интересно, на какую партию работают здесь сейчас)

    7. Стеклодувный цех. Рабочее место незамысловатое - газовая горелка, трубы с газом и кислородом, вытяжной желоб и стол.

    8. Адский труд. В прямом смысле слова.

    9. Сырьем для елочной игрушки служат... полые стеклянные трубки.
    Сначала их нагревают и разделяют на заготовки для шариков.
    Нагретое стекло начинает плавиться, становится пластичным и тянучим. Так отделяются нужные части трубки.

    10. Затем этот вытянутый сплавленный кусочек стекла закручивается специальным крючком с одной стороны, чтобы заглушить эту странную трубку с одной стороны.
    Удивительно, что эти сплавленные куски стекла все же остаются полыми внутри.
    Ведь шар потом будут выдувать.

    11. Затем заготовки снова нагревают на горелке до нужно температуры

    12. В руке будущий елочный шарик

    13. И когда стекло достигает нужной температуры, работник просто дует в трубку, выдувая шар.

    14. Стекло должно быть раскаленным, красного цвета. Его температура около 1000 градусов. У работницы есть всего несколько секунд, чтобы выдуть шар.
    Причем он должен быть нужного размера.
    Иногда они проверяют калибр специальным мерником, который стоит на столе рядом

    15. Заготовки шаров выглядят как большая прозрачная капля. Ножка, через которую выдувался шар не обламывается. Она еще понадобится на серебрении и окраске.
    За смену один работник выдувает 150-200 шаров.

    16. Перед отправкой в цех серебрения

    17. Это уже другой корпус. Здесь находятся цеха серебрения, окраски и разукрашивания шаров

    18. И Снова настоящий олдскул - плакаты по технике безопасности. Эти фото оспециально для olgalit . Она знает о технике безопасности все и даже больше. Срочно все френдите ее!!!

    19. Она подглядывает за вами!

    20. Инструкции еще от 1989 года!

    21. Но пора в цех. Именно здесь, в этом живописном месте с шарами творят настоящее волшебство - серебрят их

    22. Ощущение, как будто мы в какой-то пыточной

    23. А вот и тот инструмент, о котором я вчера спрашивал , предлагая высказать предположения о его назначении.
    Это игла для впрыскивания в шар специального раствора, который покрое стеклянный шарик изнутри тончайшим слоем серебрянной краски.

    24. Раствор состоит из оксида серебра, аммиака и дистиллированной воды.
    Его впрыскивают совсем немного, затем заготовку взбалтывают, чтобы раствор покрыл стенки внутри шара и опускают на несколько секунд в ванну с нагретой до 50 градусов водой, взбалтывая при этом.
    Серебряный раствор застывает на стенках шарика, покрывая их тончайшим равномерным слоем. Процесс называется "реакцией серебряного зеркала".
    Потом шары попадают на участок внешней покраски, где их покрывают тем или иным цветом. А затем они попадают на самый интереный участок...

    25. Здщесь нельзя снимать, потому что это очень отвлекает работников и мешает им творить волшебство.
    Но нам любезно разрешили

    25. Здесь шары превращают в те красивые елочные игрушки, к которым мы привыкли.
    Их здесь раскрашивают

    26. Раскрашивание каждой елочной игрушки происходит вручную согласно шаблона-образца

    27. Все ребята, которые работают в этой комнате, выпускники художественных училищ и школ. Ведь их задача сделать игрушки потрясающими

    28. Рисуют они частчями. Например, сначала на всю партию наносится белый снег, затем зеленая елка, затем домик, задем окно в домике и т.д.

    29. Готовые игрушки на просушке

    30. Здесь делают не только шары, но и различные трехмерные игрушки. Например, таких Фуши-Мыши. Их тоже выдумают, но внутри специальной формы.

    31. Разукрашивание паровозика. Как по мне, шары красивее и наряднее

    32. После того, как краска нанесена, ее закрепляют, посыпая различными материалами. Так создается эффект шершафого снега изи объемных блесток

    33. Представляете кропотливость работы?

    34. Стенд с макет-шаблонами

    35. Рабочее место художника

    36. Наполовину готовые шары

    37. Забавно выискивать среди баночек и флаконом различные необычные этикетки)

    38. Разрисовывают игрушки акриловыми красками

    39. Участок обрезки и упаковки. Здесь шарам делают обрезание - срезают лишнюю ножку

    40. Ну а потом игрушки попадают в магазин.
    В фирменном магазине на фабрике полный аншлаг

    41. Кстати, дети могут пройти небольшой мастер-класс, где их научат разрисовывать игрушки.
    Вот только попасть на него не просто - стоит огромная очередь

    42. Это тебе не танчики на тетрадном листе рисовать)

    43. Добавим снегу и, вуаля!

    44. Финальное фото. Как же не запилить собственный лук.

    Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

    5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

    Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

    Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

    Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

    Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

    В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

    Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

    Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

    Первые бусы были похожи на камни

    Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

    В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

    Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

    В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

    Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

    Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

    Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

    Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

    Как делают ёлочную игрушку сегодня

    Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

    Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

    Выдувание

    Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

    Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

    Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

    Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

    Металлизация

    На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

    Похожим образом изготавливают зеркала.

    Окрашивание

    Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

    Разрисовка и упаковка

    После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

    Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

    Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

    23 декабря 2014, 06:58

    К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек - сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того...

    Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие.... Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

    Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

    Какая красота!

    Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена:

    А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

    На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки:

    Здесь же можно и купить их игрушки.

    Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

    Итак, сам процесс...

    Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.

    На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:

    Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок.

    Нагрели, потянули:

    Разделили:

    Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.

    Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов:

    Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга:

    Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д.

    Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике:

    Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений.

    Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.

    За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки...

    Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное - поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду - и ничего не получится.

    Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.

    В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.

    Работают на производстве, в основном, женщины - мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.

    Следующий этап производства - металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.

    После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.

    Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.

    В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.

    Декабрь - пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.

    После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.

    Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.

    Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.

    Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.

    После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» - они больше не пригодятся.

    Отпиливание - один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.

    Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель.

    Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

    Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!