• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят в 2013 году. Несмотря на то, что закону в этом году исполняется уже 5 лет, он продолжает оставаться одним из самых актуальных и востребованных. На нашем сайте вы можете найти целый раздел, посвященный как закону ФЗ 44 в целом, так и отдельным его положениям. Всего закон содержит 114 статей, поэтому информации для изучения много.

    Порядок создания контрактной службы по 44 ФЗ

    Для начала необходимо разобраться в понятии контрактной службы по ФЗ 44. Контрактная служба — это группа специалистов, которая отвечает за реализацию всего цикла госзакупок. Порядок ее создания прописан в статье 38 главы 3 об осуществлении закупок закона ФЗ 44.

    Вам будет интересно; ФЗ 220 в последней редакции

    Если за год объем госзакупок согласно графику составил более 100 млн рублей, заказчик обязан создать контрактную службу. Выделять ее в качестве отдельного структурного подразделения организации закон не обязывает (ч. 1 ст. 38 ФЗ 44).

    Последние изменения в законе о службе по контракту в России читайте

    Если же итоговый годовой объем госзакупок не превысил указанной суммы, заказчик вправе самостоятельно решать — создать контрактную службу или назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок и исполнение контракта, т. е. контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 ФЗ 44).

    Требования к контрактной службе согласно закону

    Контрактный управляющий и абсолютно все работники контрактной службы, вне зависимости от выполняемых ими функций, должны иметь высшее образование. Сотрудник, не имеющий высшего образования, для получения допуска к госзакупкам должен получить дополнительное профильное образование (ч. 6 ст. 38 ФЗ 44). Речь идет о специальных курсах повышения квалификации.

    К числу принципов деятельности контрактной службы относят:

    • Привлечение высококвалифицированных кадров со специальными знаниями и опытом в области госзакупок;
    • Свободный доступ к сведениям о совершенных действиях и достигнутых результатах;
    • Подписание контрактов на выгодных условиях, обеспечивающих эффективность;
    • Соблюдение законодательства;
    • Личная ответственность.

    В своей деятельности контрактная служба обязана руководствоваться нормативно-правовым законодательством России: Конституцией РФ, непосредственно законом 44-ФЗ, гражданским и бюджетным законодательством, иными актами (постановлениями правительства, приказами министерства и пр.) и регламентом самого заказчика.

    Вам будет интересно: ФЗ 161 в последней редакции. подробности

    Состав

    Как уже было сказано, обслуживать закупки поставщика, итоговый годовой объем госзакупок которого не превышает ста миллионов рублей, может одно должностное лицо — контрактный управляющий.

    Если же сумма, приходящаяся на госзакупки, выше — заказчик обязан организовать контрактную службу. Структура и численность ее работников определяется самим заказчиком, однако минимальный состав ограничен двумя сотрудниками . Данное условие продиктовано типовым положением.

    Контрактная служба может быть создана в качестве специального отдела, так и путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих соответствующие функции. Вне зависимости от способа формирования контрактной службы, ее должен возглавлять руководитель, который определяет служебные обязанности и личную ответственность каждого из своих подчиненных.

    Регламент, устанавливающий правила организации деятельности контрактной службы заказчика при планировании и проведении закупок товаров, работ и услуг, должен основываться на типовом положении, разработанном Министерством экономического развития России — федеральным органом исполнительной власти, регулирующим контрактную систему в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 ФЗ 44).

    Данный документ в значительной степени дублирует суть и содержание статьи 38 ФЗ-44. В регламенте деятельности службы содержатся дополнительно следующие сведения:

    • Общие положения: цели и условия создания, законодательная база, принципы функционирования, структура, численность и обязанности сотрудников;
    • Полномочия при осуществлении обязанностей и функций;
    • Ответственность работников службы.

    Законом предусмотрена возможность централизации закупок путем создания специального органа или учреждения, задача которых состоит в определении поставщиков для заказчика (ч. 1 ст. 26 ФЗ 44). Однако все остальные полномочия, осуществляемые в процессе проведения закупок, такие как обоснование закупок, определение условий (в том числе цены) и подписание контракта и др., должны осуществляться заказчиком и его контрактной службой. Последняя несет ответственность исключительно в рамках собственных полномочий (ч. 5 ст. 38 ФЗ 44).

    Скачать ФЗ 44 с последними изменениями

    Крупному государственному заказчику необходимо иметь команду специалистов, сопровождающую контракт на всех этапах. Создание контрактной службы делает процесс проведения госзакупок эффективным и надежным.

    Предлагаем вам от 05.04.2013 N 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции.

    Постановление о контрактной службе и порядке ее создания регламентировано в ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ему, заказчики, чей оборот от 100 миллионов и выше не более чем за год деятельности в сфере госзакупок, обязаны создать отдел по составлению и заключению договоров и их контролю, или назначить менеджера по договорам. Как это сделать и какие требования нужно соблюдать?

    Чтобы образовать службу нужно подготовить и скорректировать ряд документов:

    • Скорректировать структуру организации предприятия, изменить состав штата работников, и их распорядок работы;
    • Выпустить постановление о создании подразделения по заключению и контролю сделок, связанных с госзакупками, и назначении в его состав определенного количества штатных единиц, и начальника подразделения, начиная с даты, указанной в приказе;
    • Зарегистрировать стандартное постановление о подразделении службы по договорам;
    • Создать трудовой регламент и утвердить его;
    • Подписать с работниками соглашения о найме на работу.

    После этого новый отдел предприятия будет запущен, согласно нормам законодательства, прописанным в ФЗ 44 с.38.

    Состав контрактной службы по 44 ФЗ

    По ФЗ № 44 существует три типа формирования отделения по контролю за составлением и проведением сделок:

    • С отдельным структурным отделом;
    • Без отдельного структурного отдела;
    • Создание должности контрактного управляющего.

    По закону, выбор типа создания отдела, отвечающего за заключение и проведение сделок по госзакупкам, зависит от величины годового оборота по составленной схеме. По нормам Федерального закона № 44, заказчики, чей оборот за год по утвержденному рабочему плану составляет более ста миллионов руб, обязаны создать контрактную службу (ст.38. ч.1). Он определяет формировать ли контрактную службу отдельной структурной организацией или не менять организационную структуру.

    Когда величина прибыли от оборота за 12 месяцев ниже 100 млн. руб. или равнозначна этой сумме, заказчик может выбрать между формированием контрактной службы или наймом человека на должность контрактного управляющего. Это лицо, отвечающее за проведение госзакупки или закупок, в том числе и контролирующее приведение в исполнение всех договоров по закупкам. (ст.38.ч.2).

    Следовательно, право или обязанность заказчика формировать новый отдел, или нанимать управляющего, формируется величиной оборота за 12 календарных месяцев, согласно разработанному на год плану. Определяющая сумма - сто миллионов рублей. Может ли контрактная служба состоять из одного человека по 44 ФЗ или это нарушение закона?

    Численность контрактной службы по 44 ФЗ должна составлять не меньше двух штатных единиц. Количество и должности сотрудников утверждает заказчик. Кто может быть работником в этом отделе? Нанимать и освобождать от должности служащего в отделе по договорам, возможно по постановлению начальника-заказчика либо человека, замещающего и исполняющего его полномочия. Руководит отделом назначенный заказчиком начальник договорного подразделения. Если служба была создана не как отдельное подразделение, ею руководит заместитель руководителя предприятия.

    Образец положения о контрактной службе по 44 ФЗ с полномочиями можно скачать по

    Обязанности и функции

    Обязанности контрактной службы по 44 ФЗ — это проведение госзакупок в полном объеме, начиная с создания схемы и выбора участников сделки от поставщика до исполнителя, и заканчивая аудитом результативности осуществления требований договора участниками сделки. Полный список обязанностей службы:

    • Разработка схемы закупки;
    • Выбор участников сделки на всех уровнях;
    • Подпись договоров и их реализация;
    • Работа с исками и претензиями от участников сделки.

    Требования к контрактной службе

    Закон устанавливает определенные критерии к служащим, прописанные в ст.38 ч. 6 ФЗ 44. Согласно этому пункту, служащие и управляющий в том числе, обязаны иметь высшее или дополнительное проф. образование, пройти курсы профквалификации в области госзакупок. Эти нормы введены в обязательные с января 2016. Период переквалификации и изучения программ по переподготовке занимает от 16 до 250 рабочих часов.

    Скачать ФЗ 44

    Заказчики, величина годового дохода которых выше или приближается к сумме 100 миллионов рублей, должны ознакомиться со ст. 38 ФЗ 44, и изучить правила и требования по созданию и функциям отдела по заключению сделок. Скачать Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно по

    Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете, для осуществления закупок в рамках контрактной системы (44-ФЗ) Заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. Решение о выборе между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок Заказчика. В данной статье мы подробно поговорим о контрактном управляющем, определим, каким требованиям он должен соответствовать, а также какие функции и обязанности должен выполнять. Настоящая статья будет полезна представителям Заказчиков, а также специалистам, ищущим вакансию контрактного управляющего. (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.01.2018 г.).

    1. Кто такой контрактный управляющий?

    Контрактный управляющий — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

    Контрактный управляющий назначается в том случае, когда совокупный годовой объем закупок (сокращенно СГОЗ) Заказчика не превышает 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

    У одного Заказчика может одновременно быть несколько контрактных управляющих, отвечающих за отдельные сектора закупочной деятельности. Так, например, один контрактный управляющий может заниматься закупкой строительных и ремонтных работ, второй закупкой продуктов питания, третий закупкой техники и т.д. Эта позиция отражена в п.2 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 .

    Приобрести книгу контрактного управляющего можно .

    2. Контрактная служба или контрактный управляющий?

    Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых >100 млн. рублей , создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок Заказчика <= 100 млн. рублей и у Заказчика отсутствует контрактная служба, Заказчик назначает контрактного управляющего. Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. рублей Заказчик ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего или ВПРАВЕ создать контрактную службу.

    3. Обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ

    Согласно ч.4 ст.38 44-ФЗ в обязанности контрактного управляющего входит:

    1. разработка , подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в плана закупок и внесенных в него изменений;
    1. разработка , подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
    1. подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
    1. осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
    1. участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
    1. организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
    1. иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.

    Подробный перечень функций и полномочий контрактной службы (контрактного управляющего) содержится в Разделе II типового положения (регламента), утвержденного .

    Важный момент! Согласно ч.3 ст.38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.

    4. Контрактный управляющий требования к должности

    Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

    Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).

    5. Контрактный управляющий по 44-ФЗ: должностная инструкция

    У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:

    Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;

    Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;

    Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).

    Последовательность действий Заказчика при назначении КУ должна быть следующей:


    • введение новой должности в штатное расписание организации;
    • разработка должностной инструкции КУ (Примечание: Как правило, должностная инструкция состоит из нескольких разделов — общие положения, должностные обязанности, права и ответственность);
    • издание приказа о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (т.е. контрактного управляющего).

    Также ч.2 ст.12 44-ФЗ установлено, что должностные лица Заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

    Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).

    7. Контрактный управляющий: обучение и профстандарт

    Согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

    Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

    Как я уже и говорил ранее, до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч.23 ст.112 44-ФЗ).

    Помимо этого установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).

    Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:

    • Специалист по закупкам;
    • Ведущий специалист;
    • Работник контрактной службы;
    • Контрактный управляющий;
    • Консультант по закупкам;
    • Заместитель руководителя подразделения;
    • Руководитель подразделения;
    • Руководитель контрактной службы;
    • Советник;
    • Руководитель.

    Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) разработан для группы должностей:

    • Консультант по закупкам;
    • Старший специалист по закупкам;
    • Эксперт по закупкам;
    • Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
    • Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
    • Контрактный управляющий;
    • Руководитель контрактной службы.

    В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

    • Среднее профессиональное образование;
    • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

    А эксперт должен иметь:

    • Высшее образование — специалитет, магистратура;
    • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

    Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

    8. Поиск вакансии контрактного управляющего

    Меня часто спрашивают — “Где найти вакансию контрактного управляющего?”. На самом деле найти работу контрактного управляющего проще простого. Для начала рекомендую вам заглянуть на самые популярные интернет-площадки по поиску работы:

    1. www.hh.ru (HeadHunter);
    2. www.superjob.ru (SuperJob);
    3. www.rabota.ru (Rabota);
    4. www.job.ru (Job);
    5. www.avito.ru (Avito).

    Помимо этого можно зайти на сайты администраций или сайты государственных (муниципальных) Заказчиков, где иногда встречаются объявления о поиске специалистов по закупкам.

    Иногда подобные объявления размещаются на или в тематических группах и сообществах в социальных сетях.

    Пройдитесь по всем этим ресурсам, уверен, что вам удастся найти для себя подходящую вакансию.

    На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

    P.S.: Ставьте лайки и делитесь ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


    Для этого нужно издать приказ о создании и утвердить положение о контрактной службе, составленное на основании Типового положения Минэкономразвития. Создавать отдельное структурное подразделение не обязательно. В состав службы включите не менее двух человек из числа ваших сотрудников: руководителя и работника контрактной службы. К этим сотрудникам предъявляются особые требования - высшее или дополнительное профессиональное .

    В каких случаях создание контрактной службы обязательно

    Вы обязательно должны создать контрактную службу, если ваш СГОЗ превышает 100 млн руб. ().

    Остальные заказчики определяют самостоятельно, нужна ли контрактная служба или достаточно назначить контрактного управляющего (З, Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4077).

    Как организовать работу контрактной службы

    В первую очередь необходимо выбрать форму создания службы - отдельным структурным подразделением либо без образования такого, затем подготовить положение о контрактной службе, которое определит ее функции. Закрепить принятые решения необходимо приказом.

    Определите форму создания контрактной службы

    Выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение необязательно. В зависимости от ваших штатных возможностей, объема и интенсивности закупок определите самостоятельно, нужно ли выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение или целесообразно наделить функциями контрактной службы действующий состав работников.

    Создание контрактной службы без выделения отдельного подразделения - простой способ организации: сотрудники выполняют функции контрактной службы без отрыва от основной работы. Минэкономразвития также указывает на возможность совмещения функций работника контрактной службы и иных должностных обязанностей (Письмо Минэкономразвития России от 30.12.2015 N Д28и-3860). Такую службу может возглавить руководитель заказчика или один из его заместителей.

    Контрактная служба в виде отдельного структурного подразделения , например отдела закупок, привлекательна тем, что сотрудникам не придется совмещать разные трудовые функции, что позволит более равномерно распределить нагрузку. В этом случае необходимо предусмотреть и отдельную должность для руководителя контрактной службы. Такие особенности организации контрактной службы установлены п. 9 Типового положения N 631.

    Подготовьте положение о контрактной службе

    Действовать контрактная служба должна в соответствии с основным документом - положением или регламентом, название определите самостоятельно. Это обязательный документ, без него контрактная служба не может функционировать. Разработайте его на основании Типового положения N 631 ().

    Положение о контрактной службе в форме обособленного отдела закупок подготовьте так же, как и для контрактной службы без выделения отдельного подразделения. Позже вы утвердите это положение приказом, в котором и установите необходимую вам форму создания службы.

    Возьмите Типовое положение N 631 в качестве образца, однако обратите внимание, что некоторые из его норм не соответствуют актуальной редакции Закона N 44-ФЗ. Например, Типовым положением предусмотрено полномочие контрактной службы проверять правомочность участников закупки, в то время как из Закона N 44-ФЗ требование о правомочности участников исключено (пп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ, пп. 2 («ж») п. 13 Типового положения N 631). В этом случае руководствуйтесь нормами Закона N 44-ФЗ.

    В положении о контрактной службе закрепите порядок действий службы на всех этапах закупочной деятельности, а также установите условия взаимодействия службы с комиссией по осуществлению закупок, подразделениями заказчика, иными участвующими в процедурах лицами (например, специализированной организацией или независимыми экспертами).

    Для эффективного распределения нагрузки установите в положении, могут ли работники вашей контрактной службы быть членами комиссии по осуществлению закупок.

    Определите функциональные обязанности контрактной службы.

    При планировании закупок контрактная служба:

    • разрабатывает план, план-график закупок и готовит при необходимости изменения в них; См. также:
    • размещает в ЕИС план, и внесенные в них изменения;
    • обосновывает закупки;

    Продолжение списка

    • организует и участвует в консультациях с поставщиками в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд заказчика.

    При организации закупок контрактная служба:

    • разрабатывает и размещает в ЕИС извещение, документацию о закупках и проект контракта;
    • формирует и направляет приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
    • готовит обоснование НМЦК;
    • организует закупок;

    Продолжение списка

    • обеспечивает деятельность комиссий по осуществлению закупок;
    • привлекает экспертов, экспертные организации.

    При проведении закупок контрактная служба:

    • обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
    • рассматривает банковские гарантии;
    • участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков.

    При заключении, исполнении контракта контрактная служба:

    • организует заключение контракта;
    • организует приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
    • организует проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

    Продолжение списка

    • обеспечивает создание приемочной комиссии;
    • организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

    При изменении и расторжении контракта контрактная служба:

    • взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
    • организует включение в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);
    • направляет требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
    • организует осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии;
    • формирует материалы для претензионно-исковой работы.

    Указанные функции установлены и п. п. 11, 13 Типового положения N 631.

    Издайте приказ о создании контрактной службы

    Для того чтобы завершить процесс создания службы и утвердить положение о контрактной службе, издайте приказ. Включите в него информацию о лице, которое назначаете руководителем, и в случае, если создаете службу без выделения подразделения, - список сотрудников, которые войдут в ее состав. Укажите также срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы в соответствии с п. 10 Типового положения N 631.

    Утвердите такой приказ не позднее начала финансового года, в котором ваш СГОЗ превысит 100 млн руб. Если такое превышение происходит в результате утверждения дополнительных объемов финансирования - не позднее даты доведения соответствующего решения. Это следует из .

    Кто должен входить в состав контрактной службы

    Вне зависимости от формы создания контрактной службы в нее должен входить руководитель и работник. Количественный состав контрактной службы не может составлять менее двух работников (п. 7 Типового положения N 631). Рекомендуем включить в состав минимум троих, это позволит избежать некоторых спорных ситуаций, связанных с принятием решений, а также сбалансировать процесс работы службы с учетом отпусков и больничных. Иных обязательных требований к структуре контрактной службы законом не установлено.

    В случае необходимости вы можете увеличить или уменьшить численность контрактной службы в зависимости от интенсивности ваших закупок.

    Вы можете сформировать компетентный состав службы, опираясь на специфику наиболее часто закупаемых товаров, работ, услуг - например, привлекая профильных специалистов.

    Кто может быть руководителем контрактной службы

    При формировании контрактной службы вам необходимо назначить руководителя, который эту службу возглавит.

    Руководителем контрактной службы без образования структурного подразделения назначьте руководителя заказчика или одного из его заместителей. Если контрактная служба образована в виде отдельного структурного подразделения, то руководителя такого подразделения и назначьте руководителем контрактной службы (п. 9 Типового положения N 631).

    Руководителю контрактной службы обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок ().

    Особенности правового статуса руководителя контрактной службы установите в положении о контрактной службе, а закрепить максимально подробно должностные обязанности, полномочия и ответственность следует в должностной инструкции.

    Кто может быть работником контрактной службы

    Работники контрактной службы выбираются из числа сотрудников заказчика. На это указывает Минэкономразвития России в Письме от 16.11.2016 N Д28и-2993.

    Все работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок ().

    Помимо требований к образованию рекомендуем учитывать также особые требования профессиональных стандартов - «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок». Применяйте их при формировании контрактной службы для эффективного распределения трудовых функций.

    В 2015 году СГОЗ нашего учреждения превысил 100 млн руб. Возникла обязанность создать контрактную службу. Региональное министерство в соответствии с финансированием установило требование к количеству сотрудников в подразделении - не более трех человек. Раньше я справлялась с закупками самостоятельно, а тут пришлось искать, кого включить в контрактную службу. При этом дополнительных штатных единиц в учреждении предусмотрено не было. Время поджимало, закупки проводить без контрактной службы мы не могли. Чтобы выполнить формальное требование, мы включили бухгалтера, экономиста и программиста в состав службы. Руководителем контрактной службы назначили меня. И тут начались проблемы.
    Бухгалтер отказалась работать в контрактной службе, сослалась на загрузку и невыполнение нами стандартного порядка - мы не предупредили сотрудников заранее, не внесли изменения в трудовые договоры и должностные инструкции. Следовательно, я, как руководитель, была не вправе требовать от сотрудников заниматься закупками и отвечать перед контролерами. В итоге, чтобы соблюсти все требования, нам пришлось задержать закупки на два месяца - срок, за который необходимо предупредить работников об изменениях. После неудачного опыта мы прошли все этапы официального согласования с сотрудниками, подготовили шаблоны и схему создания контрактной службы. Поделюсь своим опытом.
    Первое: за два месяца до начала работы контрактной службы предупредите сотрудников, которые уже заняты в организации, об изменении трудовой функции. Второе: внесите изменения в трудовые договоры и должностные инструкции , издайте приказ о переводе в другое структурное подразделение, где закрепили персональные обязанности сотрудников контрактной службы. Третье: чтобы распределить обязанности, издайте приказ и разработайте , за основу возьмите . Типовое положение дополните необходимыми обязанностями и правами. Например, пропишите:

    Главный вывод из ситуации, который я для себя вынесла, - работа руководителя не только в распределении задач, но и в правильном планировании. Мало решить, кто выполняет ту или иную функцию, важно правильно и заранее оформить решение. Чтобы вам было проще, поделюсь шаблонами, которые помогли и мне:
    приказ о создании контрактной службы ;
    извещение для сотрудника об изменении трудовых функций ;
    приказ об изменении должностной инструкции ;
    дополнительное соглашение к трудовому договору ;
    Положение о контрактной службе ;
    приказ о распределении обязанностей между работниками контрактной службы .
    Поможет также рекомендация Системы Госзаказ: Как создать контрактную службу .
    Мало передать функцию, важно подготовить сотрудников для новых задач. Для этого направьте работников на повышение квалификации.


    Можно ли в каждом филиале создать свою контрактную службу

    В 2016 году руководитель нашего медучреждения решил открыть филиал. К тому моменту у организации уже была контрактная служба как отдельное подразделение. Однако для нового филиала главный врач предлагал создать отдельную контрактную службу, которая бы занималась только закупками филиала. Предполагалось, что так будет проще отслеживать закупки. Поскольку в уже созданной контрактной службе юриста не было, руководитель подразделения обратился ко мне за консультацией.
    Я, как юрист, пояснила, что создать несколько контрактных служб для одного заказчика нельзя. Филиал - не юридическое лицо. Филиалы действуют на основании положений, которые утверждает юрлицо, создавшее филиал. То есть филиал не является самостоятельным заказчиком по смыслу Закона № 44-ФЗ . Кроме того, Закон № 44-ФЗ и приказ Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 не предусматривают создание нескольких контрактных служб одним заказчиком.
    Расскажу, как мы наладили работу одной контрактной службы для всех филиалов. В каждом филиале есть сотрудники, которые входят в состав контрактной службы и отвечают за закупки для филиала. В частности, работники филиала формируют потребности на следующий год в момент, когда контрактная служба готовит проект плана закупок - у нас это август текущего года, готовят техзадания, входят в приемочную комиссию, выполняют другие задачи. При этом отдельной службы для каждого филиала нет. Одна контрактная служба самостоятельно ведет план закупок и план-график, проводит закупки для собственных нужд и для нужд филиалов.
    Сейчас у нас уже три филиала и одна контрактная служба. Меня взяли в контрактную службу как юриста. Я помогла наладить работу филиалов и сейчас занимаюсь претензионной работой.

    Сколько человек включить в контрактную службу

    С самого начала действия Закона № 44-ФЗ мы решили, что создаем контрактную службу. При этом знали, что в контрактную службу должно входить не менее двух человек, а максимальное количество людей заказчик определяет самостоятельно с учетом потребностей и финансовых возможностей. Поскольку конкурентные закупки проводили уже тогда, но только по Закону № 94-ФЗ, в контрактную службу взяли двух специалистов, которые на тот момент занимались закупками. В ходе работы Закон № 44-ФЗ претерпевал изменения, требования к сотрудникам контрактной службы также менялись, и мы поняли, что двух человек мало.
    Сейчас наша контрактная служба состоит из четырех человек и руководителя. Поделюсь опытом, почему приняли решение расшириться именно до пяти сотрудников.
    Когда определяли численность, исходили из общего финансового объема закупок и количества контрактов за последний год. При этом учли, что внебюджетные деньги также будем тратить по Закону № 44-ФЗ. Из опыта работы понимали, что один человек проводит 15 конкурентных закупок в месяц. Посчитали, что при наших объемах нужно три человека только на конкурентные закупки. На контракты с единственным поставщиком выделили отдельно сотрудника. Решили, что руководитель контрактной службы должен готовить план и план-график закупок, проверять все технические задания от сотрудников, контролировать работу подразделения, разрабатывать регламенты, заниматься организационной работой.
    От себя дам совет: когда сомневаетесь, сколько человек взять, например, троих или четверых, остановитесь на меньшей цифре. В ходе работы станет ясно, справляются ли сотрудники с функционалом. Возможно, придется искать еще людей или предложить дополнительный функционал тем, кто уже работает. В любом случае работодателю проще найти еще одного человека, чем уволить того, что уже взял. К тому же дополнительный функционал - это дополнительная оплата для работника. Также полезными будут материалы от Системы Госзаказ:


    Нужна ли каждому сотруднику ЭЦП

    Когда создали контрактную службу, столкнулись с проблемой: делать ли каждому сотруднику ЭЦП или все документы подписать цифровой подписью руководителя. В итоге для себя решили сделать ЭЦП каждому работнику контрактной службы. Своей ЭЦП работник подписывает документы, которые создает в ЕИС, как правило, это извещения и отчеты. При этом контракты подписываем ЭЦП руководителя и только когда директор на рабочем месте. Расскажу, чем руководствовались.
    Штрафы в закупках высокие, а каждый работник отвечает за свои конкретные задачи. Чтобы не возникло споров, кто из сотрудников нарушил закон, решили, что ЭЦП послужит доказательством, кто конкретно составил неверный документ или нарушил сроки. Кроме того, сотрудник, который ставит свою подпись под документом в ЕИС, мотивирован работать ответственно. Поэтому советую каждому работнику сделать ЭЦП.
    При подписании контракта другое правило. Предложите руководителю два варианта: подписать контракт на электронной площадке своей усиленной электронной подписью либо отдельным приказом или доверенностью наделить руководителя контрактной службы полномочием подписывать контракты от имени заказчика. Если подпись ставит руководитель заказчика, в преамбуле документа укажите, что контракт подписывает заказчик в лице руководителя, действующего на основании положения или устава. При этом контракт подписывают ЭЦП руководителя. Допустим, по решению заказчика руководителя контрактной службы наделили правом подписывать контракт на электронных площадках от имени юрлица. Тогда в преамбуле контракта укажите, что документ подписывает заказчик в лице руководителя контрактной службы. Укажите реквизиты доверенности. Только при соблюдении этих условий контракт можно подписать усиленной электронной подписью руководителя контрактной службы.
    Получить электронную подпись с первого раза поможет пошаговая инструкция .

    Может ли юрист входить в контрактную службу и при этом заниматься работой, которая не связана с 44-ФЗ

    Да, руководитель приказом вправе возложить функции работника контрактной службы на отдельных сотрудников, например на юриста. В контрактную службу нашей организации входило три работника. При этом ни у одного из сотрудников не было юридического образования. Когда дело доходило до претензионной работы, возникали трудности - работник контрактной службы не мог составить иск или жалобу. Штатные юристы от процедур в рамках Закона № 44-ФЗ отказывались, поскольку нагрузка в рамках основной работы высокая, а в должностной инструкции работы по 44-ФЗ не прописано.
    Чтобы решить проблему, руководитель возложил всю претензионную работу на юридический отдел. Начальника юротдела включили в контрактную службы. Формально все специалисты юридического отдела не входят в состав контрактной службы, поэтому за претензионную работу в рамках Закона № 44-ФЗ отвечает только руководитель. Теперь у контрактной службы нашей организации проблем с юридической помощью в рамках Закона № 44-ФЗ нет.
    Допустим, решили последовать нашему примеру - включить юриста в состав контрактной службы и при этом изменить или расширить трудовые функции работника. Тогда с согласия работника внесите изменения в должностную инструкцию .

    Кто отвечает за техзадание

    Когда контрактная служба начала функционировать, столкнулись с проблемой — сотрудникам подразделения не под силу делать все технические задания, на это недостаточно ни времени, ни квалификации. Тогда решили, что у нас в организации за разработку техзадания будет отвечать инициатор закупки . Расскажу, как реализовали идею.
    Мы создали контрактную службу без формирования отдельного подразделения. В службу входят сотрудники из разных отделов, например, начальник отдела закупок, начальник отдела снабжения, начальник информационного отдела. Сотрудник отдела разрабатывает техзадание по своему направлению деятельности. Например, работник отдела снабжения разрабатывает техзадание на поставку канцтоваров, айтишники - на поставку компьютеров и т. д. Я, как руководитель отдела закупок, проверяю, отвечает ли описание объекта закупки в техзадании требованиям Закона № 44-ФЗ.
    У нас заведено так, и это работает: человек, который формирует техническое задание, входит в приемочную комиссию.

    У каждого из сотрудников контрактной службы своя специализация. Как обеспечить взаимозаменяемость

    В нашей организации каждый специалист контрактной службы занят конкретной задачей, например: один планирует, другой размещает извещения в ЕИС и принимает заявки, третий занимается контрактами с едпоставщиком. Когда один из сотрудников заболевал или уходил в отпуск, направление простаивало - никто не знал, как делать работу другого. Такая же проблема была и с членами единой комиссии. Случалось, что во время заседания больше половины комиссии уходило в отпуска. Мы решили проблему в три этапа.
    Обучаем сотрудников контрактной службы всем процессам и придерживаемся принципа взаимозаменяемости. Так сотрудники еще и развиваются, что предполагает карьерный рост.
    Обучаем работников на курсах повышения квалификации и в процессе работы. Узнаем, когда специалист уходит в отпуск, и заранее, например за месяц, посвящаем других в ключевые задачи, которые им придется выполнять во время отпуска сотрудника. Поскольку все процедуры проходят в рамках плана-графика, выявить предстоящий объем не составляет труда. За замещение должности доплачиваем - это дополнительный стимул.
    Чтобы организовать процесс обучения, придерживайтесь схемы:

    1. Ознакомьтесь с профстандартами в закупках, определитесь, по какой программе обучите сотрудников - Как применять профстандарты: переподготовка и аттестация сотрудников .
    2. Посмотрите советы по обучению от Высшей школы Госзакупок: Как повысить квалификацию или пройти переподготовку в Высшей школе Госзакупок .
    3. Решите, каким способом закупите образовательные услуги, проведите процедуру: Как закупить образовательные услуги .
    Следим за графиком отпусков членов комиссии , создаем комиссию в новом составе на период отпусков. На время отпуска основного сотрудника членом комиссии назначаем специалиста контрактной службы, опять же, доплатив за функционал .
    Кто может быть членом комиссии по закупкам, смотрите в рекомендации .
    Разработали регламент , где расписали порядок , в котором взаимодействуют работники контрактной службы между собой.

    Как быть, если не выделили деньги на обучение контрактной службы

    В 2016 году мы проверили образование работников контрактной службы и обнаружили, что большинство людей обучено по Закону № 94-ФЗ. Встала задача - переобучить персонал. Нам не выделяют бюджетных средств на обучение контрактной службы. Поэтому мы обучили работников за счет приносящей доход деятельности. Один из работников контрактной службы пришел к нам в 2017 году уже с дипломом о профпереподготовке. Теперь все специалисты, которые занимаются закупками в нашей организации, отвечают профстандартам и требованиям закона.
    Дам совет организациям, у которых внебюджета недостаточно. Есть способ снизить расходы - отучиться 16 часов, а не 108. Срок в 16 часов установило Минобрнауки России (п. 12 Порядка, утвержденного приказом от 1 июля 2013 г. № 499 ).
    Чтобы получить дополнительное профобразование, работник проходит программу повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Минэкономразвития и Минобрнауки России разработали методические рекомендации для организаций, которые готовят программы допобразования в закупках. В методических рекомендациях указано, что минимальный срок, который необходим, чтобы освоить программу, - 108 часов. Если обучается руководитель организации-заказчика, срок можно снизить до 40 часов. В то же время методические рекомендации применять не обязательно - документ носит рекомендательный характер. Образовательное учреждение самостоятельно рассчитывает количество часов, за которое студенты осваивают программу. Поэтому работникам контрактной службы достаточно переучиться в объеме 16 часов. Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России в письмах от 11 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15401 , от 25 марта 2016 г. № ОГ-Д28-3885 .
    Чтобы было проще решить, на какие курсы пойти, и провести закупку, воспользуйтесь рекомендациями Системы Госзаказ:

    Как избежать текучки кадров из-за маленьких зарплат


    Контрактная служба нашей организации столкнулась с проблемой - зарплаты маленькие, а штрафы большие. В результате - текучка кадров.
    Мы решили удерживать специалистов доплатами. Стимулируем за то, что сотрудник качественно исполняет должностные обязанности. Премию платим в соответствии с действующими локальными актами о премировании. Порядок дополнительного материального стимулирования закрепили в положении о контрактной службе . Еще доплачиваем за материальную ответственность и присутствие в комиссии. Теперь сотрудники от нас не уходят и заинтересованы в дополнительной нагрузке.
    Из своего опыта посоветую пять способов поощрить специалиста контрактной службы. Выбирайте, какой из способов подходит именно вам.
    Способ 1. Доплачивайте за совмещение должностей
    Допустим, работник совмещает свою основную должность, например юрист, экономист, бухгалтер, и должность сотрудника контрактной службы. Трудовое законодательство позволяет доплачивать работнику (письмо Минэкономразвития России от 30 декабря 2015 г. № Д28и-3860 ).
    Чтобы оплатить дополнительную работу, оформите совмещение должностей или внутреннее совместительство.
    Способ Условия Оплата
    Совмещение должностей Приказ руководителя, письменное согласие работника в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Работу сотрудника контрактной службы человек выполняет в течение рабочего дня Размер доплаты устанавливают в твердой денежной сумме либо в процентах от тарифной ставки или оклада
    Внутреннее совместительство Отдельный трудовой договор с работником, все документы, которые предусмотрены при приеме на работу. Работу сотрудника контрактной службы человек выполняет в свободное от основной работы время Оплату устанавливают в трудовом договоре. При увольнении сотруднику положена компенсация за неиспользованный отпуск
    Удобнее выбрать совмещение должностей, тогда не придется заключать трудовой договор. Кроме того, размер доплаты не ограничен ни минимальным, ни максимальным уровнем. Чтобы оформить совмещение, оформите дополнительное соглашение к трудовому договору. В документе пропишите:
    • работу, которую сотрудник будет выполнять дополнительно, ее содержание и объем;
    • срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу;
    • размер доплаты за совмещение должностей.
    Например, включите в допсоглашение такую формулировку:

    На основе заключенного соглашения издайте приказ о совмещении. Типовая форма документа не предусмотрена, поэтому составьте приказ в произвольной форме.
    Требования к оформлению совмещения предусмотрены в статье 60.2 Трудового кодекса РФ.
    Способ 2. Выпишите премию
    Основание для премии - качественное исполнение работником должностных обязанностей. Премию выпишите в соответствии с действующими локальными актами о премировании в пределах бюджетных денег на оплату труда. Платить работнику за счет экономии на закупке нельзя. Порядок дополнительного материального стимулирования закрепите в положении о контрактной службе, например, так:

    Способ 3. Заплатите стимулирующую надбавку
    Работодатель вправе установить стимулирующую надбавку за интенсивность и высокие результаты работы. Утвердите в организации систему критериев и показателей эффективности контрактной службы, например:

    • своевременная и оперативная работа по подготовке необходимой документации для проведения закупок и торгов;
    • подготовка оперативной, в том числе внеплановой, отчетности и информации;
    • соблюдение сроков подготовки и передачи проектов контрактов;
    • соблюдение сроков обработки протоколов разногласий.
    Способ 4. Оплатите дополнительную работу
    Если дополнительные функции работника контрактной службы не закреплены в должностной инструкции, то речь идет о дополнительной работе. Оформите увеличение объема работы как расширение зоны обслуживания. Расширение зоны обслуживания - выполнение наряду со своей основной работой по трудовому договору дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ ).
    За дополнительную работу установите дополнительную оплату. Размер доплаты определите по соглашению сторон. Для этого составьте приказ и дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 60.2 , 151 Трудового кодекса РФ).
    Способ 5. Оплатите сверхурочную работу
    Допустим, сотрудник контрактной службы задерживается на работе, когда надо оперативно провести конкурентную закупку. Оплатите дополнительное время как сверхурочную работу - издайте приказ и получите согласие сотрудника контрактной службы. Согласие оформите в виде заявления.

    Порядок прописан в статьях 99 , 149 Трудового кодекса РФ.
    Первые два часа переработки оплатите не менее чем в полуторном размере, последующие часы - не менее чем в двойном . При этом в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре вы вправе определить конкретный размер доплаты (ст. 152 Трудового кодекса РФ ).

    Кто платит штраф за сотрудника, который уволился

    Во время плановой проверки нашей организации контролеры выявили нарушения, которые совершил уволившийся перед проверкой сотрудник. Административное производство ведут в отношении работника, который совершил правонарушение, ведь увольнение - не основание освободить от штрафа. Однако в нашем случае штраф заплатил руководитель, так как в должностной инструкции бывшего сотрудника работодатель ответственность не установил. После такого опыта мы внесли в должностные инструкции работников контрактной службы изменения - прописали ответственность. Теперь за нарушение платит сам сотрудник, а не руководитель. При этом не нужно волноваться, когда сотрудник увольняется. Если ответственность прописали в должностной инструкции - накажут в любом случае виновного.
    Чтобы не столкнуться с проблемой нашей организации, посоветую уже сейчас проделать четыре шага из инструкции:
    1. Пересмотрите должностные инструкции работников контрактной службы.
    2. Если в должностной инструкции нет пункта об ответственности, внесите его, например, так:
    3. Предупредите сотрудника о том, что вносите изменения в должностную инструкцию - составьте уведомление .
    4. Правки в должностную инструкцию внесите приказом .

    Внимание: срок исковой давности - один год с момента, когда работник нарушил закон (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ).