• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    PAGE_BREAK--1.3 Снижение репродуктивных установок и поведения
    В настоящее время малодетность (1-2 ребенка в семье) преобладает в 76 странах мира, а это примерно 40% от мировой численности населения. Свыше 20 стран испытывают депопуляцию.

    По осторожным прогнозам Организации Объединенных Наций в 2050 году четверть всего населения будут проживать в 54 странах.

    Начиная с 1992 года Россия, находится на исторической стадии демографической катастрофы.

    За последние 15 лет население России естественная убыль составила 12 миллионов человек, то есть каждый год, мы теряем по 800 тысяч человек.

    Главным определяющим фактором современной демографической ситуации является рождаемость, которая опустилась в нашей стране до самого низкого в мире уровня.

    Число детей, рожденных в среднем одной женщиной за всю жизнь, составило в 2006 году 1, 296 ребенка, тогда как для простого воспроизводства (при котором население не растет, но и не убывает) требуется рождение в среднем 2,65 ребенка в расчете на один брак (с учетом компенсации бесплодия, разводов и овдовений).

    Измерение репродуктивных установок выявило, что снижение числа рождений идет с уменьшением социокультурной потребности в детях

    Во Всероссийской микропереписи населения 1994 года было выявлено, что замужним женщинам в реальных семейных условиях жизни хотелось бы иметь больше детей, чем есть – в среднем 2,03 ребенка, тогда как реально собирались или ожидали родить 1,9. Небольшая разница между желаемым и действительным числами детей показывает, что в действительно трудных жизненных обстоятельствах большинство российских семей имело столько детей, сколько желало.

    Это говорит о том, что проблема массовой российской малодетности имеет и еще одну важную причину – недостаток соответствующей потребности у большинства семей.

    Результаты выборочных исследований обнаружили ослабление потребности в детях при смене брачных поколений, расхождение репродуктивных установок мужей и жен, удлинение установок на сроки вступления в брак и тайминг рождений, активизацию установок на применение контрацепции и абортов до рождения первенца и второго ребенка.

    В соответствии с выявленным в социолого-демографических исследованиях ослаблением потребности в детях и репродуктивных установок в первой половине 1990-х годов и далее, наблюдается сокращение суммарного коэффициента рождаемости.

    В 1991-1992 годах революционное изменение политического строя и «шоковая терапия» в экономической жизни одновременно невероятно повысили ценностные притязания относительно уровня и стиля жизни и ухудшили условия жизни большинства людей. В результате при сохранении у населения потребности в двух детях возник огромный разрыв между тем, к чему стали стремиться и что фактически имелось.

    Психологическое переживание этого когнитивного диссонанса активизировало устремления к его уменьшению. С высоты новых жизненных ценностей, достигнутый уровень жизни во всех слоях и стратах общества не мог не быть оценен как крайне низкий. Подобное общественное настроение проявилось и при социологических опросах, тем более тех, где речь шла о предпочитаемом числе детей.

    Реформы 1991-1992 годов для большинства населения оказались тяжелыми в экономическом плане, контраст между надеждами на будущее и ухудшением условий жизни создал психологический диссонанс. Опросы относительно предпочитаемых чисел детей и, в частности, идеального числа, наиболее восприимчивого к общественному мнению и являющегося показателем информированности респондента об этом, в цифровой форме выразили тогдашние социальные чувства и настроения, а не собственно репродуктивные предпочтения людей.

    Чем меньше идеальное число, тем меньше диссонанс и стремление снять разрыв между «шоковой ситуацией» и «идеальными условиями», тем больше соответствие между редуцируемой «идеальной детностью» и «шоковым» уровнем жизни.

    Возобладавшая у большинства населения негативная оценка материального положения является фактом, который заявляет о себе при любых опросах. При демографических исследованиях ценностные ориентации респондентов также находятся под прессом сложившегося общественного мнения. Негативная оценка происходящего в стране касается и семейных условий жизни, разумеется, она далека от идеальных условий.

    Стабилизация экономики в стране в 1995-1998 годах и некоторое повышение уровня жизни привело у большинства населения к более позитивной оценке условий существования, что сказалось на снижении диссонанса и тем более на ослаблении усилий по его снятию.

    Однако после дефолта 1998 года идеальное число вновь снижается, чтобы вернуться в исходное доперестроечное состояние в первой половине 2000-х годов.

    Результаты выборочного исследования «Россия – 2000», проведенного кафедрой социологии и демографии (социологический факультет МГУ) среди городского населения с намеренно завышенной долей семей с двумя и более детьми в 29 регионах в 1999-2000 годах (90% - женщины) свидетельствуют, тем не менее, о низком уровне репродуктивных ориентаций и его снижении в зависимости от возраста опрошенных.

    Исследование показало, что рождение второго ребенка у однодетных семей даже менее вероятно, чем рождение третьего ребенка у двухдетных семей.

    По данным исследования «Россия – 2000» после «шоковой терапии» 1992 года и фактического ухудшения условий жизни отметили снижение благосостояния 50% респондентов. После дефолта 1998 года число отметивших снижение достатка увеличилось до 83%.

    После дефолта отнесли себя к бедным в три раза больше, чем до него – 41,3%; к богатым – 4%; к среднеобеспеченным – 32,6%. Таким образом «опустили себя» до бедноты не самые бедные фактически, а средние классы. Это конкретный пример того, как экономическое положение без увеличения ценности детей и престижа семейности создает психологический диссонанс между престижным потреблением и репродуктивными установками.

    Интересен факт, что чем богаче семья, тем меньше репродуктивные установки. Такая тенденция есть во всем мире – значительную прибавку населения в мире дают развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки.

    Сходные данные были получены в опросах Центра Левады в 2005 году, где в группах с низким потребительским статусом индексы детности выше, чем с высоким статусом.

    Религиозные ориентации оказывают влияние на повышение индексов числа детей.

    Примерно четверть респондентов (27%) не считают себя религиозными людьми и лишь 4% - весьма религиозными, при этом менее 15% совершали религиозный обряд при заключении брака; хотят, чтобы их дети были верующими 56% и около 31% - атеистами.

    Религиозно ориентированные люди выше оценивают семейный образ жизни и имеют больше детей: так доля 3-4-х рождений в семье у верующих людей 36%, а у атеистов -13%.

    Репродуктивные установки и ориентации – это одна сторона проявления потребности в детях в различных социальных ситуациях, связанных со спецификой условий жизни респондента (точнее семьи) и событий репродуктивного цикла. Другой аспект интенсивности потребности в детях – это сила мотивации к достижению того числа детей, которое диктуется самой потребностью.

    Любопытно, что экономические мотивы вышли на первое место по своему влиянию на рост числа абортов (51,7%), опередив психологические (48,4%) и социальные (24,9%) мотивы.

    В повседневной семейно-брачной жизни практика сексуальности при массовой потребности в двух детях сопровождается применением или неприменением контрацепции, и в зависимости от эффективности этого, а также и с учетом различия степени плодовитости брачных пар, наблюдается различная продолжительность протогенетических и интергенетических интервалов – при полном удовлетворении двумя детьми имеющейся потребности в детях, семья стремится избежать зачатия вообще или оттянуть момент «контрацептивной осечки», и этот результат тем вероятнее, чем надежнее применение контрацепции. Эта линия рутинного поведения с научной точки зрения не очень интересна, так как в случае «неблагоприятного» исхода (при отсутствии потребности в детях) итог очевиден – это производство аборта.

    Гораздо интереснее проблемная линия поведения, когда потребность в детях не удовлетворена (то есть она больше имеющегося числа детей).

    В детерминации смертности и рождаемости заметная роль принадлежит репродуктивному здоровью женщин.

    Распространенность заболеваний женской репродуктивной сферы – важный фактор материнской и младенческой смертности.

    Решение актуальных проблем социально-демографической политики в нашей стране, преодоление депопуляции и ее последствий невозможны без радикального улучшения репродуктивного здоровья женщин, снижения уровня бесплодия, материнской и перинатальной смертности.

    Хорошее репродуктивное здоровье – фактор, который работает одновременно и на повышение уровня здоровья населения в целом и на снижение смертности и увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни.

    Формирование репродуктивного здоровья – сложный и многогранный процесс, в котором переплетается действие как объективных, так и субъективных факторов.

    Согласно опросам 2007 года, в браке состоят 66,5%опрошенных женщин, в том числе 14,5% - в сожительстве.

    Важным фактором для решения об аборте или рождении ребенка являются жилищные условия. В этом отношении опрошенная совокупность характеризуется достаточно позитивно: более ѕ опрошенных проживает в своих квартирах, домах или частях дома вместе с родителями или мужьями.

    Вместе с тем почти у четверти опрошенных жилищные условия оставляют желать лучшего: они не имеют собственного жилья (см. Приложение III).

    Желаемое число детей оказалось равным 2,16. При этом совсем не желали бы иметь детей 2,9%, одного - двух детей – 70,2%, трех-четырех – 25,3%, 5 и более – 1,6% (см. Приложение IV).

    Важно отметить, что результаты опроса резко расходятся с данными официальной государственной статистики, согласно которым 30% детей в России рождаются вне зарегистрированного брака и лишь около половины среди этих внебрачных детей признаются отцами и регистрируются на основании совместных заявлений обоих родителей. Дело в том. Что женщины, имеющие детей, рожденных вне законных браков, не любят говорить, что никогда не были замужем и склонны выдавать за брак любую, в том числе и кратковременную связь без совместного проживания.

    Проведенные исследования свидетельствует о существовании серьезной проблемы ухудшения репродуктивного здоровья населения из-за некачественной медицинской помощи. Необходимо дальнейшее изучение этой проблемы, в том числе и с помощью новых социологических опросов, как среди населения, так и среди медицинских работников.
    1.4 Сбережение населения как важнейшая функция государства
    Главное богатство любой страны – это люди, человеческий потенциал.

    Снижение рождаемости и сокращение общего числа детей в России является наиболее важной проблемой.

    Демографический переход имеет место в трансформирующемся обществе. Катастрофическое падение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей.

    В большинстве конституций стран мира семья и брак, который лежит в основе семьи, не обходятся без внимания.

    Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.

    Расчетной базой для пособий до 2001 года был минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 2004 года МРОТ был увеличен до 720 рублей. Доля семейных и материнских пособий в процентах к внутреннему валовому продукту ежегодно сокращалось. Так, в 1991 году этот показатель составил 2,1%, в 1995 году – 0,8% и достиг к 2003-2004 годам величины, равной 0,3% ВВП.

    Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет установлено с 1 января 1994 года и выплачивается за счет средств федерального бюджета по месту работы после окончания отпуска по беременности и родам. Размер пособия не зависит от количества детей, за которыми осуществляется уход.

    Размер пособий по рождению и уходу за ребенком, выплачиваемых из федерального бюджета, довольно незначителен. То есть государство, до последнего времени, материально не стимулировало повышение рождаемости.

    Социальная политика в отношении семьи, согласно рекомендациям ООН «должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций».

    Но не стоит забывать, что любая политика может быть эффективна тогда, когда опирается на обоснованную стратегию, определенную программу действий, не должна быть ориентирована на текущий момент, но должна осуществляться с определенной перспективой в будущем.

    Для принятия управленческих решений в социальной сфере, необходимо иметь связь с семьей, знать с какими проблемами она сталкивается в разных регионах, в чем нуждается.

    Перед государственной социальной политикой в отношении семьи сейчас стоят три основные задачи:

    1. обеспечение необходимых условий для выполнения семьей ее функций;

    2. обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека;

    3. создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства.

    Эти цели достигаются при условии соблюдения некоторой системы принципов:

    1. принцип саморазвития семьи (создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их потенциала);

    2. принцип социальной защиты (относится к тем семьям, которые оказались не в состоянии справиться со своими экономическими проблемами);

    3. принцип оказания прямых социальных услуг (индивидуальная помощь семьям в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем);

    4. принцип учета постоянно меняющихся потребностей семьи и корректировки условий (создание макро условий через законы, правительственные решения).

    Государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса.

    В связи с этим необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры по их социальной поддержке в период социально-экономической трансформации общества.

    Главную роль в формировании социальной политики в отношении семьи играет законодательство.
    1.5 Материнский капитал как инновационная форма социальной поддержки семьи
    Под словом инновация обозначается некое нововведение, новшество.

    В наши дни со словом инновация принято связывать новейшие разработки в области науки и техники.

    Но немногие знают, что в инновациях нуждается и социальная сфера.

    Потому что в системе социальной защиты семьи это является новым и, что самое главное, конструктивным направлением.

    Про достоинства и недостатки системы материнского капитала было сказано выше. Главный «плюс» - в том, что государство решилось, пусть и под давлением обстоятельств (тяжелой демографической и социально-экономической ситуации в стране), на оказание дополнительной помощи семьям с детьми, «минус» в том, что распространенность, охват населения достаточно мал – он распространяется только на семьи, которые рожают второго и последующего детей, в то время, как в поддержки нуждаются семьи, которые имеют и одного ребенка, так как в нашей стране уровень доходов молодых граждан, особенно женщин репродуктивного возраста не высок.

    Надо сказать, что последствия закона о материнском капитале чувствуются уже сейчас.

    Недавно, в передаче новостей, президент России привел в пример опыт одного из регионов России, где молодым семьям, уже имеющим детей, полагаются земельные участки.

    То есть сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствую развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи.

    Одна из претензий к создателям закона о материнском капитале заключается в том, что этот закон распространяется исключительно на матерей, в тоже время существует и такая категория как многодетные отцы-одиночки, пусть она и недостаточно распространенная.

    И это еще одно из направлений совершенствования данного закона, и еще одно направление для инноваций.

    Как показывает практика, большинство молодых пар не могут преодолеть свою экономическую зависимость от родителей. С появлением детей в семье, при условии, когда существует проблема с дошкольными образовательными учреждениями для детей, молодые супруги вынуждены прибегать к помощи своих родителей. Все это мешает становлению молодой семьи, самостоятельности молодых супругов.

    Именно поэтому сейчас усилия государства направлены на улучшение экономического благополучия молодых семей.

    Из опыта других стран видно, что помощь должна быть комплексной и включать в себя как средства материальной поддержки, закрепленные законодательно, так и помощь в воспитании детей, развитии сети дошкольных образовательных учреждений, как государственных, так и частных.

    На наш взгляд, следующим этапом, следующим за принятием закона о материнском капитале, должно стать создание сети государственных и не государственных (возможно, основанных на системе государственного заказа) дошкольных образовательных учреждений для детей.

    В 90-е годы ХХ века многие дошкольные образовательные учреждения были запрошены, закрыты, стали использоваться по другому назначении.

    Сейчас на эту проблему снова обратили внимание.

    Инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость.

    В то же время, надо понимать, что на демографические процессы оказывает влияние множество факторов. Сложность заключается в том, что не все факторы возможно учесть и дать им числовое выражение.

    Например, на рождаемость оказывают серьезное влияние морально-нравственные факторы – ценность семьи и детей, взаимоуважение супругов друг к другу.

    Именно поэтому прогнозирование социальных процессов является достаточно сложной проблемой, так же как и решение выявленных проблем.

    Но социальная политика должна быть основана на определенных научных разработках и исследованиях.

    Прогнозирование последствий принимаемых на высоком уровне решений требует особого внимания.

    Резюмируя, надо сказать, что семья, на сегодняшний момент представляет собой сложный социальный институт, который включает в себя устоявшиеся системы отношений между супругами, детьми и родителями, семьей и другими родственниками, семьей и государством и обществом.

    По прежнему семья играет ключевую роль в жизни общества, семейный образ жизни не только помогает непосредственному воспроизводству населения, но и решает экономические и хозяйственные задачи.

    Институт семьи играет и важнейшую (а правильно сказать определяющую) роль в социализации личности, принятии индивидом тех норм, установок и ценностей, принятых в данном обществе. Главный субъект воспитания человека – это семья.

    Но, на современном этапе, появляются новые формы семейных отношений.

    Сложный этический вопрос (как, впрочем, и правовой), какую группу людей можно назвать семьей?

    Этот вопрос важен и в таком аспекте, – какие семьи могут претендовать на социальную поддержку государства?

    Мы считаем, что главными критериями, по которым некую группу людей можно считать семьей являются, во-первых, выполнение репродуктивной функции, во-вторых (менее значимый критерий), соответствие семейных взаимоотношений нормам законодательства.

    В первом случае, вполне понятно, что государство оказывает поддержку семье по причине необходимости рождения детей, в нашей стране эта проблема стоит очень остро.

    Во втором случае, существующее законодательство должно совершенствоваться, в том числе и те организационно-правовые вопросы, которые связаны с материнским капиталом.

    Исходя из вышесказанного, следует сделать несколько основных выводов:

    1. семья является важнейшим социальным образованием, с исторически сложившейся системой взаимоотношений;

    2. роль семьи в современном обществе определяется рядом выполняемых этим социальным институтом функций, в свою очередь сами функции определяются потребностями семьи;

    3. в своем историческом развитии, институты брака и семьи пришли к моногамии как наиболее эффективной форме семейно-брачных отношений;

    4. в формировании семьи и семейных ценностей во все времени и сейчас большую роль играли государство, религия, общественное мнение, отражавшие мораль и этическую составляющую семейно-брачных отношений;

    5. наряду с традиционным типом семьи, в наши дни появляется много альтернативных форм, таких как неполные семьи, сожительства, сознательно бездетные браки и др.;

    6. эти семьи являются, на ряду с малообеспеченными семьями, объектом воздействия социальной политики государства, так как существует ряд экономических, правовых и этических причин, почему они не могут оказать позитивное воспитательное воздействие на детей, или не могут иметь детей вообще;

    7. Россия уже в течение длительного периода находится в зоне демографической катастрофы;

    8. по ряду причин, не только материальных, снижаются репродуктивные установки, большое распространение имеют малодетные семьи;

    9. главное богатство любой страны – это люди, человеческий потенциал;

    10. катастрофическое падение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей;

    11. социальная политика в отношении семьи, согласно рекомендациям ООН «должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций»;

    12. государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса;

    13. сама идея материнского капитала имеет позитивные последствия, способствую развитию и внедрению инноваций в систему социальной защиты семьи;

    14. инновационность материнского капитала как формы социальной поддержки семьи заключается в том, что государство нашло пути создания новой формы социальной помощи, которая должна стимулировать рождаемость;

    15. факторы, влияющие на рождаемость и брачность можно разделить на три основные группы: социально-экономические, правовые, морально-нравственные.

    Продолжение
    --PAGE_BREAK--Глава
    II
    . Социальная политика государства как инструмент социальной поддержки семьи

    2.1 Опыт зарубежных стран по социальной политике
    Соединенные Штаты Америки – страна с либеральной моделью демократии.

    Это означает, что ответственность за благополучие гражданина – социальное, экономическое, медицинское, психологическое – лежит на нем самом.

    Государство в такой ситуации берет на себя ответственность за оказание помощи наиболее уязвимым, неблагополучным категориям населения.

    Система социальной защиты в США не имеет единой системы, а регулируется множеством программ социальной помощи, осуществляемых в масштабах страны, отдельных штатов, общин, муниципальных образований.

    При этом, существуют определенные условия (как впрочем, и везде) при которых семья может претендовать на получение социальной помощи. Это, во-первых, доход семьи ниже прожиточного минимума, и, во-вторых, безработица одного из родителей. В качестве критерия для определения нуждаемости выступают показатели черты бедности, которые определяются и публикуются Бюро переписи США ежегодно, для различных категорий населения.

    В целом, все программы социальной поддержки семей похожи и включают определенные формы поддержки. Вот приблизительный их состав:

    1. программы поддержки доходов – временная помощь нуждающимся семьям, налоговые льготы;

    2. продовольственная помощь – продовольственные талоны, бесплатные и льготные школьные обеды и завтраки, специальное дополнительное питание для женщин с детьми до 5 лет, питание детей в дневных детских центрах;

    3. медицинская помощь – государственное медицинское обслуживание, центры медицинского обслуживания;

    4. жилищная помощь – строительство социального жилья для бедных, субсидии на приобретение и строительство собственного жилья, субсидии на аренду и отопление жилища;

    5. образовательные услуги – содействие в получении образования и специальной подготовки;

    6. социальные услуги – обеспечение ухода за детьми учащихся и работающих получателей, содействие усыновлению детей и помощь приемным родителям, помощь сбежавшим из дома и беспризорным детям, юридическая и психологическая помощь подросткам, помощь жертвам преступлений и семейного насилия, розыск отцов, уклоняющихся от уплаты алиментов.

    Но, как показывает практика, несмотря на то, что нуждающиеся семьи могут быть включены сразу в несколько социальных программ, это не гарантирует им выход из своего тяжелого положения.

    Большинство программ социальной политики в США появились в периоды до и после Второй Мировой войны. В первом случае, это было обусловлено Великой депрессией, во втором – военными невзгодами, потерями среди населения. По ведомственной принадлежности программы были как федеральные, так и в совместном ведении федеральных органов и административных органов в штатах.

    В 1960-1970-х годах был отмечен всплеск активности в сфере социальной защиты. Все больше семей стали получателями социальной помощи со стороны государства. Но проблема бедности в трущобах больших городов, мегаполисов, оставалась по-прежнему существенной и сложной. Общественность требовала пересмотра взглядов на социальную защиту в стране.

    Существенные перемены произошли в 1990-х годах.

    Социальные программы были переданы в компетенцию властей штатов, из федерального бюджета на социальные программы стали выделяться так называемые «блоковые гранты», которые власти штатов должны распределять по своему усмотрению. Многие восприняли и воспринимают эти меры как сокращение финансирования социальной защиты, перенесение полномочий за социальную политику на местные власти, ужесточение условий для получения социальной помощи.

    Особый пик негодования общественности пришелся на 2005 год, когда администрации президента Буша удалось принять закон «О сокращении государственного дефицита», что было продиктовано финансовыми затруднениями, связанными с войной в Ираке, требующей все больших затрат, замедленными темпами экономического роста. Ряд положений этого закона ограничивал траты на социальные программы.

    Одной из наиболее значимых социальных программ, была программа Помощи семьям с детьми на иждивении (ПСД). Которая была введена в 1935 году как средство преодоления последствий Великой депрессии и завершилась в 1996 году.

    К 1990 году эта программа была распространена на семьи безработных и расширила спектр оказываемых услуг. Все штаты были обязаны ввести специальные программы по профессиональной подготовке и трудоустройства получателей социальной помощи по этой программе.

    Право на ПСД имели:

    1. неполные семьи, где нет отца или матери;

    2. полные семьи, где отец безработный (пособие получают мать, отец и все живущие в семье дети);

    3. полные семьи, где отец нетрудоспособен;

    4. семьи, где нет собственных детей, но живут дети родственников – в таком случае пособие получают только дети.

    Затем программу ПСД заменила программа Временная помощь нуждающимся семьям (ВПНС). Она охватывала те же категории населения, только теперь помощь получала вся семья, а не отдельные ее члены.

    Главным условием предоставления ВПНС является семейный доход ниже установленного уровня. Также в программу попадают дети, оставшиеся без попечения родителей и живущие в семье других родственников.

    С 1996 года продолжительность получения пособий ограничивалась 5 годами, а также условием получения ВПНС стала трудовая деятельность. То есть в течение двух лет со дня включения в программу один из родителей должен устроится на работу или на профессиональное обучение.

    Введение ВПНС привело к сокращению числа получателей и размера пособий.

    По данным последнего отчета программы ВПНС, представленного Конгрессу США, в 2002 году государство потратило на программу 25,4 миллиарда долларов, в том числе из федерального бюджета 14,6 миллиардов долларов.

    Реформа социальной помощи не привела к улучшению положения бедных семей с детьми, что вызвало резкую критику со стороны общественности.

    Также, практически все получатели ВПНС включаются в программы продовольственной помощи.

    Оказание поддержки в форме продовольственной помощи очень популярно в США. Такая помощь оказывается одиноким пожилым гражданам, инвалидам, бездомным, и другим социально уязвимым категориям населения.

    Более половины получателей продовольственных талонов – семьи с детьми.

    Большую роль в продовольственной помощи играют школьные завтраки и обеды, которые нуждающиеся получают бесплатно или со скидкой.

    Программой специального дополнительного питания для беременных женщин и имеющих маленьких детей охвачено 7,9 миллионов человек, а федеральные расходы составили 3,6 миллиардов долларов.

    Значительная часть американских семей с детьми не может обеспечить себя жильем. Таким образом, проблемы семей в России и США похожи.

    Несмотря на большое количество программ социальной помощи, их результативность невысока. Эти программы нескоординированы, вынуждены конкурировать друг с другом из-за ограниченного финансирования, они не решают проблему бедности в стране.

    В последнее время в США государство все меньше участвует в социальной поддержки семей и в социальной сфере вообще, передавая ее в руки частного сектора и волонтеров.

    Либеральная модель социальной политики подвергается критике, за свою неэффективность и ограниченность. По сути, широкий круг семей отрезан от получения социальной помощи, помощью обеспечиваются только наиболее нуждающиеся, да и эта помощь не гарантирует возможность вырваться из нищеты.

    Правительства большинства развитых стран уже давно осознали проблему депопуляции и необходимость ее решения государство.

    Тут встает ряд вопросов, таких как:

    1) может ли государство влиять на рождаемость?

    2) если может, то как?

    3) делается ли это в интересах граждан своей страны?

    Во Франции на эти вопросы отвечали положительно.

    Это обусловлено и тем, что после Второй Мировой войны вопросы, связанные с семейной политикой стояли в общем контексте проблем восстановления страны.

    Во Франции, как и в других странах мира, существовало три основных подхода к решению проблем семьи и рождаемости:

    1. ограничение доступа к средствам контрацепции и абортам;

    2. экономическое поощрение семей к рождению детей – декретные отпуска, различные пособия и др.;

    3. пропаганда семейных ценностей.

    В последнем случае, примечательно, что даже правительство Виши (1940-1945 годы) настаивало на роли женщины как домохозяйки; при приеме на работу предпочтение отдавалось мужчинам, которые имели семью и детей. Таким образом, они должны были финансово обеспечивать семью, в то время как женщина выполняла функции по воспитанию детей.

    Экономические меры поддержки рождаемости всегда были во Франции основными.

    Уже в 1932 году был принят закон, который обязывал работодателей делать ежемесячные взносы в специальный фонд, созданный для поддержки многодетных семей.

    В 1938 году такие пособия стали выплачиваться женщинам, ухаживающим за усыновленными детьми.

    Французское государство всегда поощряло официальные браки.

    Это обусловлено двумя группами причин:

    1. моральными причинами – многие политики и общественные деятели призывали к патриархальной, традиционной модели семьи;

    2. демографическими причинами – партнеры, состоящие в официальном браке больше уверенны в стабильности и крепости данного союза;

    Семьям во Франции и сейчас выплачиваются пособия. Часть из них охватывает все категории семей, часть из них зависит от уровня дохода семьи или родителя-одиночки, то есть, рассчитаны на малоимущие и социально уязвимые категории семей.

    Важно, что демографическая политика ориентированна и на тех людей кто хочет, но по каким-то причинам не может иметь детей.

    С начала 70-х годов ХХ века наблюдалось снижение коэффициента рождаемости.

    А между тем, в современной Франции существует целый ряд способов помочь семьям.

    На сегодняшний момент во Франции действуют следующие виды пособий:

    1. пособия многодетным семьям (более двух детей в семье);

    2. пособие матерям (с пятого месяца беременности до трехмесячного возраста ребенка);

    3. родительское пособие (для семей с тремя и более детьми, если один из них младше трех лет);

    4. пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше трех лет);

    5. еще одно пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше 6 лет);

    6. пособие поддержки многодетных семей (для бедных семей с тремя и более детьми);

    7. пособие родителю-одиночке (до достижения ребенком трехлетнего возраста);

    8. пособие на подготовку ребенка к школе (только для бедных семей) и др..

    Как видно, государство во Франции оказывает ощутимую помощь семьям, особенно тем, в которых более трех детей.

    Помимо этого, применяется политика ограничение доступа к абортам и контрацепции (достаточно спорная и поэтому постепенно меняющаяся в направлении большей либерализации). Также миграционная политика была до некоторого времени средством пополнения населения страны, пока мигранты не стали создавать определенные проблемы

    Аборты во Франции были легализованы в 1975 году под влиянием движения феминисток. Но существуют определенные ограничения – аборт разрешен только в первом и втором триместре по заключению комиссии врачей, существует определенный период подачи заявки на аборт.

    Сам способ ограничения абортов и контрацепции оказался неэффективен, так как привел к росту числа криминальных абортов и высокой смертности матерей.

    В настоящее время показатели абортов во Франции составляют 27 абортов на 1000 женщин.

    В целом, благодаря принимаемым мерам по поддержке семей с детьми достаточно трудная демографическая ситуация во Франции медленно выправляется.

    Модель социальной поддержки семьи во Франции достаточно продуктивна, но для применения подобного опыта в нашей стране нет достаточной материальной, юридической, организационной, научно-методической базы.

    Как и многие другие страны, после Второй Мировой войны Норвегия пережила «бэби-бум».

    Однако этот всплеск продолжался здесь дольше, чем в большинстве других стран, и в начале 1970-х годов по-прежнему составлял 2,5Начавшийся примерно с середины 1980-х годов рост рождаемости во всех скандинавских странах привлек внимание политиков и ученых из других стран, что было обусловлено тем, что в других странах Европы рождаемость падал до самых низких уровней.

    Многие связывали последующий спад рождаемости тем, что поколения женщин, родившиеся после войны, попали в другую структуру возможностей – развитие средств контрацепции, возможности абортов позволили женщинам выбирать, когда рожать ребенка и сколько иметь детей.

    Для норвежских матерей с одним ребенком по-прежнему очень характерно рожать еще одного.

    Норвежское государство благосостояния имеет длительную традицию масштабной социальной политики, ориентированной на семью. Однако эта политика была вызвана не столько стремлением к повышению рождаемости, сколько идеологией гендерного равенства и заботой об общем благополучии детей и их семей. Несомненно, в числе программ, наиболее сокращающих издержки, связанные с рождением ребенка, - законодательно закрепленная, рассчитанная на всеобщий охват программа отпусков по уходу за ребенком, а также расширенная государственная поддержка детских садов.

    В Норвегии всеобщее право на оплачиваемый отпуск по рождению ребенка гарантируется Национальным актом страхования, принятым в 1956 году. Чтобы получить данное пособие, мать должна работать, по крайней мере, 6 из 10 месяцев, предшествующих рождению ребенка. Женщины, не удовлетворяющие этим требованиям, получают единовременную помощь в размере (по состоянию на 2002 год) 32 138 норвежских крон (приблизительно 3900 евро). Первоначально период получения пособия составлял лишь 12 недель, и размер компенсации был невелик. Ситуация не менялась до 1977 года, когда период получения пособия был увеличен до 18 недель, при этом отцы также получили право находиться в таком отпуске почти весь его период. Одновременно период гарантированного сохранения рабочего места (такая гарантия всегда давалась в случае отпуска по уходу за ребенком) был увеличен до одного года, то есть родители могли брать дополнительный, уже неоплачиваемый отпуск, не боясь потерять работу. Еще через год размер компенсации был существенно увеличен и стал покрывать 100% заработка для большинства матерей, имевших работу перед рождением ребенка. Затем, спустя еще почти десятилетие, период отпуска был увеличен еще и с 1987 года увеличивался несколько раз, в 1993 году достигнув следующих вариантов: 52 недели с 80% компенсацией зарплаты или 42 недели с полной компенсацией. Такая схема остается и в настоящее время.

    Отцы могут также брать отпуск на весь этот период, за исключением трех недель перед рождением и шести недель после рождения ребенка, которые предоставляются только матери. Отцы также могут получить две недели неоплачиваемого отпуска сразу после рождения ребенка.

    Чтобы побудить обоих родителей к участию в уходе за ребенком, в 1993 году была введена поправка, резервирующая 4 недели «длинной» части отпуска для отцов – так называемая «квота для пап».

    В августе 1998 года были введены денежные выплаты родителям, которые не пользуются услугами субсидируемых государством детских садов, а с января 1999 года эта программа стала охватывать всех детей 1-2 лет. Пособие выплачивается ежемесячно, не облагается налогом, ставка фиксированная и на момент введения примерно равнялась государственной помощи на оплату места в детском саду. В настоящее время месячное пособие составляет 3657 норвежских крон (450 долларов). Чтобы иметь право на получение пособия в полном размере, ребенок не должен полный день (более 32 часов в неделю) находиться в государственном детском саду.

    Детские сады, субсидируемые государством, быстро распространились в 1980-1990-е годы. Субсидия представляет собой взнос в бюджет детского сада в расчете на число посещающих его детей. Размер субсидии увеличивается в зависимости от количества часов пребывания детей в саду и выше для детей 0-2 лет, чем для других детей дошкольного возраста. Многие частные детские сады также получают субсидии на уровне муниципалитета.

    Основной принцип финансирования детских садов заключается в том, что затраты должны быть распределены между государством, муниципалитетами и родителями. Планировалось, что государство будет покрывать 40% затрат, а оставшиеся 60% будут поделены поровну между родителями и муниципалитетами. Однако, в связи со стремительным распространением частных детских садов, средний вклад муниципалитетов оказался ниже, а родителей – выше.

    На государственном уровне размер родительского вклада не регулируется.

    Субъект местного самоуправления – муниципалитет – может назначать цены самостоятельно.

    В половине государственных детских садов размер оплаты для родителей зависит от дохода, в частных оплата фиксированная.

    Но и в государственных, и в частных детских садах предлагается скидка, если родители приводят более одного ребенка.

    Наблюдаемый в скандинавских странах на протяжении 1980-1990-х годов рост рождаемости вновь вызвал интерес к вопросу о том, может ли щедрая семейная политика стимулировать рождаемость.

    Надо сказать, что точка зрения, высказанная Й. Стольтенберга, премьер-министром Норвегии в 2001 году, - важным детерминантом рождаемости является «качество» общества и уверенность населения по поводу будущего.

    Современные женщины образованны, выходят на рынок труда наравне с мужчинами и планируют наравне с мужчинами участвовать в жизни общества.

    Как показывает норвежский опыт, дети остаются в планах и женщин, и мужчин, если общество будет готово принять на себя значительную часть ответственности и сопряженных издержек.

    Это подразумевает под собой политику, которая позволит женщинам сочетать рождение детей и оплачиваемую занятость, меры, способствующие укреплению гендерного равенства и побуждающие мужчин участвовать в уходе за ребенком.

    Возможно, страны с низким уровнем рождаемости, где еще многое улучшить в данной области, более всего выигрывают от реализации такой политики, особенно, если одновременно им удастся создать стабильную экономику и сформировать у населения оптимистичный взгляд в будущее.

    Опыт зарубежных показывает, что государство осуществляет социальную политику в разных направлениях – через поддержку сети дошкольных образовательных учреждений, материальную помощь, юридическую защиту семьи и материнства, не материальную помощь
    2.2 Законодательство Российской Федерации в отношении семьи: от социальных пособий к сбережению материнского капитала
    Как уже было сказано выше, в Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства и общества.

    Эта позиция обозначена в Конституции Российской Федерации, конституция или уставах субъектов Федерации, в международном (те нормативно-правовые документы, которые ратифицировала Россия), федеральном, региональном, местном законодательстве.

    Семья является конституционно-правовой категорией, основанной на браке (то есть юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающем взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей).

    Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» будет сказано ниже, так как он лежит в основе данного исследования.

    В этом параграфе внимание будет уделено трем нормативно-правовым документам – федеральным законам «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О государственной социальной поддержке», а также Концепция государственной семейной политики.

    Федеральный закон №81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не распространяется на следующие категории граждан:

    1. граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

    2. граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав;

    3. граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

    Этот закон устанавливает основные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

    Пособие по беременности и родам;

    Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

    Единовременное пособие при рождении ребенка;

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

    Ежемесячное пособие на ребенка;

    Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

    Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву;

    Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

    Выплата этих пособий производится за счет:

    Средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

    Средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации и др.;

    Средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждением начального, среднего и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, обучающимся по очной форме обучения;

    Средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка;

    Межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и др.;

    Субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

    Наиболее важные статьи посвящены размерам пособий.

    Так, пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; стипендии – женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях; денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, органах уголовно-исполнительной системы и т.д.

    Размер пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариуса, прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию, составляет всего 300 рублей.

    Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет семьдесят календарных дней до родов и семьдесят после родов.

    Такой же размер (300 рублей) имеет единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).

    Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей. Такой же размер имеет единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

    Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым; 40% среднего заработка, за который начисляются страховые взносы, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Сложно сказать, насколько соответствуют размеры этих пособий реальной социально-экономической ситуации и насущным потребностям молодых семей в России. Ниже будут приведены результаты блиц опроса, который был осуществлен с целью узнать мнение общественности о материнском капитале.

    Федеральный закон «О государственной социальной помощи» рассчитан на малообеспеченные семьи и одиноко проживающих граждан.

    Согласно этому закону, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

    Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов у соответствующих социально-демографических групп населения.

    Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

    Социальная помощь назначается на основании письменного заявления гражданина в письменной форме или от имени своей семьи в органы социальной защиты по месту жительству или пребывания, в котором заявитель указывает сведения о составе семьи, доходах, принадлежащему ему (его семье) имуществу. Эти сведения могут подвергнуться проверке со стороны органа социальной защиты населения.

    Размер государственной социальной помощи определяется государственными властями субъекта Российской Федерации. Социальная помощь оказывается как в виде денежных выплат (социальные трансферты), так и в виде натуральной помощи.

    Как видно из вышесказанного, большие полномочия по оказанию социальной помощи возложены на органы социальной защиты в субъектах (регионах) Российской Федерации. Вопрос о том, насколько эффективно они осуществляют социальную политику, остается открытым.

    Еще одним интересным нормативно-правовым документом является Концепция государственной семейной политики (или Концепция государственной политики в отношении молодой семьи).

    Этот рамочный документ дает определение ряду важных понятий и конкретизирует позицию государства по отношению к семье.

    Так, субъектами социальной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица, а объектом, естественно, является семья.

    Согласно этому документу, молодая семья – это семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет.

    Развитие молодой семьи – процесс становления субъект-объектных отношений молодой семьи в государстве и обществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняет социальные функции и репродуктивные установки.

    Институциализация молодой семьи – процесс жизнедеятельности молодой семьи от момента ее создания до стабильного функционирования.

    Политика в отношении семьи строится на ряде принципов:

    1. партнерского взаимодействия (обязательство государства – права и обязанности семьи);

    2. целостности и непротиворечивости (участие всех ветвей и уровней власти в разработку политики в отношении семьи);

    3. единого социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в Российской Федерации (единые социальные гарантии);

    4. дифференцированного подхода к различным типам семей (учет специфики каждой семьи);

    5. социальной субъектности (приоритет самостоятельности и активности семьи);

    6. социальной преемственности поколений (сохранение и поддержание взаимосвязи поколений);

    7. гуманизма.

    Основными направлениями реализации Концепции являются пропаганда семейных ценностей среди молодежи, формирование основ педагогической культуры у родителей, формирование механизмов поддержки молодых семей, содействие в обеспечении жильем молодых семей и др.

    В качестве ожидаемых результатов предполагается – повышение ценности семьи и семейного образа жизни, повышение уровня рождаемости, повышения уровня благополучия молодой семьи, увеличение количества семей с усыновленными детьми и др.

    На основании этого документа, по задумке, должны реализовываться различные проекты и программы в поддержку молодых семей.

    Как видно из вышесказанного, до принятия закона о «материнском капитале, социальная поддержка семьи была на не высоком уровне. Существующие законы не могли выполнять функцию стимулирующих рождаемость и пропагандирующих семейный образ жизни.

    Поэтому появление закона о «материнском капитале» стало вполне логичным следствием в существующей ситуации.

    Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года.

    Наиболее важные понятия, которые определяет данный закон:

    2. дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей – меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных законом;

    3. материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных законом;

    4. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

    Главный недостаток закона заключается в том, что он рассчитан на второго и последующего детей, что изложено в части 1 статьи 3 данного закона – право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

    2. женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

    3. мужчин, являющихся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в силу, начиная с 1 января 2007 года.

    Таким образом, материнский капитал полагается только за второго и последующего детей.

    В тоже время, за первого ребенка остаются только стандартные пособия, что можно оценить как не совсем справедливое, так как первый ребенок тоже будет нуждаться в образовании и жилье (на что можно потратить средства материнского капитала).

    Изначально, материнский капитал устанавливался в размере 250000 рублей. В данный момент он составляет около 343000 рублей.

    В этом же законе установлено, что размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Пересмотр размера материнского капитала осуществляется до перечисления средств материнского капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полной объеме либо по частям по следующим направлениям:

    1. улучшение жилищных условий;

    2. получение образования ребенком (детьми);

    3. формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального законам.

    Распоряжение средствами материнского (семейного капитала) может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениями, установленным настоящим Федеральным законом.

    Согласно последним поправкам, часть средств в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, может быть выдана на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Средства материнского капитала теперь могут использоваться на погашение ипотечного кредита.

    Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении двух лет и шести месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

    Существуют и моменты, когда компетентные органы могут отказать в предоставлении материнского капитала:

    1. прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

    2. нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

    3. указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

    4. указание в заявлении о распоряжении суммы (ее части в совокупности), превышающей полный объем средств материнского капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

    5. ограничении родителя в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;

    6. отобрании ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

    Коротко о том, как можно использовать средства материнского капитала по трем вышеуказанным направлениям.

    Средства материнского капитала могут быть направлены на приобретение (строительство) жилого помещения. Это осуществляется путем перечисления указанных средств организации, которая осуществляет строительство, также средства материнского капитала могут быть направлены на улучшение уже имеющихся жилищных условий. При этом жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

    Жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей и иных членов семьи (совместно проживающие в семье).

    «Жилищный вопрос» остается острым для многих молодых семей, поэтому возможность использовать средства материнского капитала на покупку жилья является очень существенным моментом. Но остается вопрос – на сколько эта помощь соответствует ценам на жилье в нашей стране? Именно поэтому необходимо увеличивать размер материнского капитала.

    Средства материнского капитала могут направляться на получения ребенком образования в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем право на оказании соответствующих образовательных услуг, а именно:

    1. на оплату платных образовательными услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;

    2. на оплату образовательных услуг, оказываемых негосударственными образовательными учреждениями, получившими соответствующую лицензию в установленном порядке и имеющими государственную аккредитацию;

    3. на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

    Образование в нашей стране коммерциализируется, поэтому возможность потратить средства на получения ребенком образования является хорошей задумкой. Из всех направлений, по которым можно потратить средства материнского капитала, этот наиболее реалистичен, так как для покупки жилья средств материнского капитала недостаточно, а формирование накопительной части трудовой пенсии, направлено на социальную поддержку женщин-матерей, но не оказывает социальной поддержке детям.

    Последнее направление по которому можно использовать средства материнского капитала – это формирование накопительной части трудовой пенсии.

    Женщины, которые выбрали это вариант, до дня назначения накопительной части трудовой пенсии, вправе отказаться от использования средств по указанному направлению.

    В то же время, они имеют право, если не принимали решение о распоряжении средствами материнского капитала, при назначении накопительной части трудовой пенсии учесть средства материнского капитала в составе пенсионных накоплений.

    Закон о материнском капитале, безусловно, имеет свои «плюсы» и «минусы», но стоит заметить, что даже такую поддержку надо воспринимать позитивно, так как государство, наконец-то, оказывает помощь семье и понимает ее важность как социального института.
    продолжение
    --PAGE_BREAK--

    ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСКА МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА Презентацию выполнил Смыков Данила Владимирович, студент 334 группы. Руководитель диплома – Е. Н. Сундеева

    Обоснование актуальности темы Актуальность квалификационной работы заключается в том, что дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей - материнский (семейный) капитал, введенный с l января 2007 года, стимулирует увеличение рождаемости в стране. Низкая рождаемость и отсутствие финансовой поддержки семей с детьми стали рассматриваться как основные причины кризисной демографической ситуации. К настоящему времени позволила повысить уровень благосостояния уже почти 5 млн семей с детьми. Действие программы официально было продлено в текущем году до 31 декабря 2018 года, и есть основания предполагать, что ожидается ее пролонгация и в будущем, но в измененном варианте предоставления социального обеспечения этого вида.

    ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ механизм реализации правового обеспечения семей, имеющих детей, на материальную поддержку в виде мер дополнительной государственной поддержки материнского семейного капитала. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ правовое регулирование назначения этого вида социального обеспечения. ЦЕЛЬ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ анализ правовых норм, регулирующих социальную поддержку семей, имеющих детей. ЗАДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ: охарактеризовать и дать понятие дополнительной мере государственной поддержки семей, имеющих детей материнский (семейный) капитал; изучить правила и порядок подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала; рассмотреть направления использования средств материнского (семейного) капитала.

    ПРАВО НА МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ ИМЕЮТ: - Женщины, родившие (усыновившие) второго и последующих детей после 01. 2007 года - Мужчины, являющиеся единственным усыновителем 2 ого, 3 -его и последующих детей после 01. 2007 г. - Отец детей, в случае смерти женщины, лишения её родительских прав, имевшей право на дополнительные меры государственной поддержки - Дети, в случае смерти родителей

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕРТИФИКАТА НА МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ КАПИТАЛ) Сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки Оформлением и выдачей сертификатов занимается Пенсионный фонд России, заявитель может обратиться в его территориальное отделение по месту жительства. Сумма капитала не подлежит налогообложению на доходы физических лиц.

    Сертификат перестает действовать, если: капитал получен в полном объеме; получателя лишили родительских прав или наступила его смерть; получателем совершено умышленное преступление против своего ребенка; произошла отмена усыновления.

    НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО (СЕМЕЙНОГО) КАПИТАЛА 1. Федеральный закон от 29. 12. 2006 г. 256 -ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих. детей» 2. Правила подачи заявления о выдаче капитала и государственного сертификата, утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от18. 10. 2011 г. № 1180 н 3. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утверждены постановлением Правительства РФ от 12. 2007 г. 862 4. Правила направления средств (части средств) на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24. 12. 2007 г.

    Причины по которым было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский семейный капитал. отсутствие права на дополнительные меры господдержки причины отказов прекращение права на дополнительные меры гос. поддержки представление недостоверных сведений

    Изменение размера материнского (семейного) капитала (МСК) Размер МСК ежегодно пересматривался с учетом темпов роста инфляции, с 2015 г. не индексировался МСК 453 026 рублей Размер МСК уменьшается на сумму средств, израсходованную в результате распоряжения им

    Новое направление использования средств, утвержденное с 2016 года – адаптация и социальная реабилитация детей-инвалидов – еще не до конца проработано, поскольку еще не полностью утвержден необходимый перечень товаров и услуг, предоставляемый гражданам за деньги материнского капитала. Компенсация средств родителям или усыновителем полагается в форме сделанных затрат.

    Кроме того, периодически производятся единовременные выплаты из полагающихся по материнскому капиталу средств: в срок до 31 марта 2016 года можно было получить 20 000 рублей из средств по сертификату в качестве антикризисной меры; с 24 июня 2016 года была утверждена единовременная выплата в размере 25 000 рублей семьям, имеющим остаток средств по сертификату.

    Получить средства по безналичному расчету можно только при условии предоставления в ПФР пакета документов, состоящего из: заявления; паспорта получателя; СНИЛС; свидетельств о рождении всех детей в семье; решений суда об усыновлении (если дети усыновлены); документа о подтверждении гражданства РФ ребенка, если один из родителей не является гражданином РФ; документов, служащих основанием для распоряжения капиталом (при взятии ипотеки, покупке жилья, лицензии образовательного учреждения и т. д.).

    Заявление о распоряжении средствами МСК подается: в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего и последующих детей владельцами сертификата (за исключением направления средств МСК на погашение кредитов (займов)); в случае, если право возникло у ребенка (детей) распоряжение средствами МСК осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка с предварительного разрешения органа опеки и попечительства кроме того, в случае возникновения права на МСК у ребенка (детей) заявления о распоряжении средствами МСК может подать сам ребенок (дети) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

    Направление средств (части средств) МСК на улучшение жилищных условий: оплата приобретаемого жилого помещения; уплата цены договора участия в долевом строительстве; оплата строительства индивидуального жилого дома; участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах; уплата первоначального взноса при получении кредита или займа; погашение основного долга уплата процентов по кредитам или займам, в том числе кредита (займа) полученного с целью погашения ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение (строительство) жилья.

    Средства (часть средств) МСК могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

    Средства МСК могут быть направлены: На оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основные общеобразовательные программы (детские сады, кадетская школа) На оплату платных образовательных услуг На оплату проживания в общежитии, предоставляемом на период обучения ДОКУМЕНТЫ: 1) Договор, включающий в себя обязательства учреждения по содержанию ребенка в учреждении и расчет размера платы за содержание ребенка в обр. учреждении 1) Заверенная копия договора на оказание платных образовательных услуг 1) Договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы) 2) Справка из обр. учреждения, подтверждающая факт проживания ребенка (детей) в общежитии

    В большинстве регионов России действует региональный материнский капитал. Это способ поддержки семей, которые решили родить третьего и других детей.

    Условия получения регионального материнского капитала Основные условия получения регионального семейного капитала в разных регионах отличаются. Наиболее общими можно назвать следующие: Третий или последующий ребенок в семье должен быть рожден или усыновлён в период действия регионального законодательства о материнском капитале. Семья должна проживать в регионе определенное количество лет. Использование регионального материнского капитала Использовать региональный материнский капитал можно по следующим направлениям: На улучшение жилищных условий. На оплату образовательных услуг для детей. На покупку автомобиля. На лечение детей. На покупку земельного участка. На ремонт жилья.

    Cлайд 1

    Федеральная программа, направленная на увеличение рождаемости «Материнский капитал»

    Cлайд 2

    «Материнский (семейный) капитал» Материнский (семейный) капитал - форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей. Эта поддержка оказывается с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребёнка, имеющего российское гражданство при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

    Cлайд 3

    Кто имеет право на материнский капитал? женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; отец ребёнка независимо от наличия гражданства РФ, если он является одним родителем; несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

    Cлайд 4

    Цели расходования Улучшение жилищных условий Погашение ипотечного кредита или другого кредита/займа, взятого с целью покупки жилья; Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади; Компенсация за строительство дома; Ремонт и строительство дома своими силами; Долевое строительство; Участие в жилищно-строительных кооперативах.

    Cлайд 5

    Цели расходования Получение образования Проживание студента в общежитии образовательного учреждения; Оплата услуг образовательного учреждения; Оплата содержания ребёнка в детском саду.

    Cлайд 6

    Цели расходования Пенсионное накопление матери (отца) посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд

    Cлайд 7

    Суммы выплат Сумма средств материнского капитала, руб. 2007 - 250 000,0 2008 - 276 250,0 2009 - 312 162,5 2010 - 343 378,8 2011 - 365 698,4 2012 - 387 640,3 2013 - 408 960,5 2014 - 429 408,5

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Необходимые документы Заявление на получение сертификата; Паспорт заявителя; Свидетельство о рождении всех детей; Для усыновленных детей - решение суда об их усыновлении; В случае если один из родителей не гражданин России, то потребуется документ, подтверждающий Российское гражданство у ребёнка (проставляется паспортно-визовыми службами).

    Cлайд 10

    Виды мошенничества «Фиктивные документы» - подделывается справка из роддома или свидетельство о рождении ребёнка. Подделки достаточно легко выявляются. «Фиктивные свидетельские показания» - этот более сложный вид мошенничества. Обналичивание материнского капитала различными способами.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    "САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"
    КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ,ПРАВА И СЕРВИСА
    КУРСОВАЯ РАБОТА
    НА ТЕМУ: "МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ"
    СТУДЕНТКИ КУЛЬЗЕНЁВОЙ ОЛЬГИ
    ГРУППЫ 203
    САРАТОВ-2016

    АКТУАЛЬНОСТЬ МОЕЙ ТЕМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ,ЧТО В РОССИИ
    ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ОСТРЫХ ПРОБЛЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
    СИТУАЦИЯ,КОТОРАЯ ЗАТРАГИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ
    БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

    Объектом исследования является правовое
    регулирование дополнительных мер
    государственной поддержки семей,имеющих
    детей.
    Предметом исследования является механизм
    реализации правового обеспечения
    семей,имеющих детей, на материальную
    поддержку

    Целью исследования курсовой работы является анализ
    и обобщение нормативных актоврегулирующих
    социальную поддержку семей,имеющих детей
    Задачи курсовой работы:
    1) Охарактеризовать дополнительные меры
    государственной поддержки семей,имеющих детейматеринский (семейный) капитал
    2) Изучить правиал подачи заявления о распоряжении
    средствами материнского (семейного) капитала
    3) Рассмотреть направления использования средств
    материнского (семейного) капитала

    "Материнский (семейный) капитал"
    Материнский (семейный)капитал-средства федерального
    бюджета, которые передаются в бюджет Пенсионного Фонда
    РФ на реализацию дополнительных мер государственной
    поддержки семей, имеющих детей.
    Материнский (семейный)капитал был
    введен 1 января 2007

    Право на материнский(семейный)капитал имеют:
    Женщины, родившие (усыновившие) второго
    и последующих детей после 1 января 2007
    года;
    - Мужчины, являющиеся единственным
    родителем (усыновителем) второго и
    последующих детей
    После 1 января 2007 года
    -Дети, в случае смерти родителей

    Государственный сертификат на материнский
    (семейный) капитал
    Сертификат является именным
    документом,потверждающим право
    на дополнительные меры
    государстыенной поддержки

    Причины,по которым может быть в выдаче
    государственного сертификата на материнский
    (семейный) капитал
    Причины отказа
    Прекращение
    права на
    дополнитель
    ные меры
    гос.
    поддержки
    Предоставление
    недостоверных
    сведений
    Отсутвствие права на
    доплнительные меры
    гос. поддержки

    Распоряжение средствами материнского
    (семейного) капитала
    Улучшение
    жилищных условий
    Образование детей
    (ребенка)
    Накопительная часть
    пенсии матери

    Направление средств (части средств) на улучшение жилищных
    условий
    - оплата приобретаемого жилого помещения
    - уплата цены договора
    -оплата строителства инвидуального жилого помещения
    -участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных
    накопительных кооперативах
    -уплата первоначального взноса при получении кредита или займа
    - погашение основного долга уплата процентов про кредитам или
    займам, в том числе кредита (займа) полученного с целью
    погашения ранее предоставленного кредита (займа) на
    приобретение (строительства) жилья

    Выполнила: Модина О.В.

    Материнский (семейный) капитал – форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей.

    В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют: женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года; мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2007 года; отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребенка (детей) умышленного преступления; несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).

    Цели расходования материнского капитала:

    Улучшение жилищных условий: погашение ипотечного кредита; реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади; компенсация за строительство дома; ремонт и строительство дома своими силами; долевое строительство; участие в жилищно-строительных кооперативах.

    Получение образование: проживание студента в общежитии образовательного учреждения; оплата услуг образовательного учреждения; оплата содержания ребенка в детском саду.

    Пенсионные накопления матери (посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк, управляющую компанию).

    По общему правилу материнский капитал можно использовать после достижения ребенком возраста трех лет, кроме случаев приобретения жилья, его строительства, реконструкции или погашения части ипотеки. На эти цели допускается расходование средств сразу после получения сертификата при условии, что кредит или займ был взят до 31 декабря 2010 года.

    Для защиты семейного капитала от неоправданной растраты родителями, обналичивание государственных сертификатов запрещено законом.

    Для получения материнского капитала необходимо предоставить в Пенсионный фонд следующий пакет документов: заявление на получение сертификата; паспорт заявителя; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; свидетельство о рождении всех детей; для усыновленных детей – решение суда об их усыновлении; в случае если один из родителей не гражданин России, то потребуется документ, подтверждающий Российское гражданство у ребенка (проставляется паспортно-визовыми службами).

    Для того чтобы получить материнский капитал, нужно собрать полный список документов, которые после следует отнести в отделение Пенсионного фонда.