• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В картографическом производстве применяются различные способы гравирования: механический, химический, фотохимический, лазерный.

    Наибольшее практическое применение получило механическое гравирование многообразными инструментами и приспособле­ниями. Для гравирования прямых, кривых линий, условных знаков служат гравировальные ручки с прямым или наклонным креплени­ем игл. Создано более 30 видов гравировальных приборов для гравирования точечных знаков (кружков) разного диаметра, прямых и извилистых линий разной толщины, площад­ных знаков и др.

    Сущность химического способа гравирования состоит в растворении и полном удалении гравировального слоя химическими средствами. Он применя­ется для снятия гравировального по­крытия с участков с фоновым оформ­лением (выделы леса, водоемы , адми­нистративные районы и т. п.).

    Фотохимическое гравированиесостоит в том, что на прозрачную основу наносится светочувствительный гравировальный слой, на который экспонируется штриховое изображение, а затем производится травление (гравирование) слоя специальными растворами. В результате получается оригинал (фотогравюра) с негативным или позитивным изображением. Этот спо­соб применяется для внесе­ния изменений элементов содержания при обновлении

    Лазерный способ гравирования позволяет выполнять не только штриховые, но и полутоновые оригиналы. Гравирование любого изображения производится выжиганием лазерным лучом. Лазер­ная гравировальная машина обеспечивает гравирование изобра­жения, как в масштабе оригинала, так и в других масштабах.

    Оформление штриховых элементов производится на одной основе – совмещенном черчении (гравировании) либо на разных основах, разделенных по цветам издания, – раздельном черчении (гравировании).

    Изготовление штриховых оригиналов принято обычно начинать с вычерчивания (гравирования) элементов гидрографии, затем контуров других элементов содержания и рельефа. Такая последовательность обусловливается тем, что гидрография является основой для привязки и согласования других элементов содержа­ния карты. При раздельном черчении оригинал гидрографии слу­жит контрольной основой других штриховых оригиналов.

    Оформление контурной нагрузки начинают с вычерчивания (гравирования) внутренней рамки, ли­ний координатной сетки, пунктов геодезической сети – элементов, необходимых для сводки и монтажа смежных листов.

    Площадные знаки (солончаки, пески и др.), надписи, стан­дартное зарамочное содержание наклеиваются или копируются в рабочие диапозитивы.

    Конечный этап изготовления карты – ее полиграфическое раз­множение требует оформления штриховых оригиналов с учетом технологических процессов издания. В настоящее время применяется плоская офсетная печать, широко использующая репродукционную фотографию и светокопирование. Эти процессы являются промежуточными при переходе от оригинала карты к последующим этапам, до получения печатных форм. Изготовление высококачественных фото - или светокопий с оригинала карты связано с определенными требованиями к его графичес­кому оформлению.

    Учет требований полиграфического воспроизведения проявля­ется на разных этапах подготовки штрихового оригинала. Штриховые элементы составительского оригинала оформляют в цветах, предусмотренных в легенде карты.

    Площадные элементы, отображаемые цветным фоном (водные пространства, леса и др.), на составительском оригинале не показывают совсем, вычерчивая лишь их контуры. Ряд штриховых однородных обозначений, занимающих большие площади (знаки лугов, виноградников , солончаков), которые при чистовом оформлении на издательском оригинале выполняются по шаблонам трафаретам или с использованием наклеек, на составительском оригинале не вычерчиваются, а обозначаются лишь их контуры.

    Оформление составительского оригинала производится на бумаге или пластике, как правило, в масштабе издания карты, которого затем готовятся копии голубого цвета для чистового оформления оригиналов. Иногда для карт со сложным содержанием большой нагрузкой допускают оформление штриховых элементов составительского оригинала в более крупном масштабе, чем установленном для издания. В этом случае при фотографировании получают копию лучшего качества.

    При использовании прозрачных пластиков штриховые элемента вычерчиваются на одной или нескольких основах, разделенных по цветам издания (цветоделенные оригиналы).

    Повышению качества и производительности оформления штри­хового оригинала способствует изготовление на гравировальных основах многоцветного совмещенного штрихового изображения. Вы­полнение гравирования по таким оригиналам облегчает распознавание необходимого для гравирования элемента, упрощает кор­ректуру гравюр. В этом отношении удобно фотолюминесцентное цветоделение.

    Для получения многоцветного штрихового изображения на гравировальных основах необходимо оформление составительского оригинала люминесцирующей тушью, т. е. вычерчивание контура обычной черной тушью, а элементов гидрографии и рельефа соответственно люминесцирующей тушью зеленого и коричневого цветов. С такого оригинала с применением светофильтров изготовляют цветоделенные негативы, с которых получают совмещен­ные цветные копии на гравировальных основах.

    Тесты рубежного контроля

    1. Штриховой оригинал является основой для изготовления фоновых и полутоновых оригиналов и выполняется в первую очередь, поэтому при его оформлении предусматривается выполнение (выбрать правильное):

    1) цветовое оформление;

    2) послойная окраска;

    3) штриховка граней рельефа;

    4) графическое построение легенды;

    5) размещение шрифтовой нагрузки;

    6) компоновка карты;

    7) образец внешнего оформления;

    8) система картографических знаков.

    2. Правильно определите последовательность изготовления штрихового оригинала:

    1) вычерчивание контуров рельефа;

    2) оформление элементов гидрографической сети;

    3) лини координатной сетки, пунктов геодезической сети;

    4) размещение легенды.

    3. В штриховом оригинале площадные условные знаки показывают

    1) цветом;

    2) только контуром;

    3) штрихами;

    4) надписями.

    4. При компьютерном исполнении штрихового оригинала:

    1) сохраняется последовательность выполнения;

    2) сначала формируется внешнее оформление карты;

    3) картографические знаки;

    4) надписи.

    МОДУЛЬ 4 . ЦВЕТ – ОСНОВНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В ОФОРМЛЕНИИ КАРТ

    Комплексная цель модуля – познакомить со способами использования цвета для передачи качественных и количественных характеристик объектов и явлений на различных типах карт

    4.1. Роль цвета на карте

    Цвет на карте расширяет изобразительные возмож­ности значковых, линейных и площадных обозначений. Цвет позволяет использовать приемы изобразительной символики, эффекты цветовой и светотеневой пластики. Он находит широкое применение в штриховом, фоновом и полутоновом изображениях.

    Цвет на карте выполняет следующие функции:

    – облегчает различимость объектов;

    – улучшает читаемость и наглядность;

    – помогает выявлять пространственные сочетания и взаимосвязи явлений;

    – украшает картографическое произведение;

    – повышает эстетические качества карт;

    – увеличивает информативность карты

    Использование цвета на карте имеет условный и символическийс мысл. Как условное обозначение цвет воспринимается в зависи­мости от конкретных отображаемых явлений. Например, на общегеографической карте зеленый цвет ассоциируется с пространствами, занятыми лесом, голубой (синий) – с элементами гидрографии, коричневый – с рельефом местности.

    Выбор указанных цветов для конкретных объектов не является случай­ным, в нем учтен принцип природного сходства цветового восприятия в реальной действительности.

    Цвет наглядно передает качественные и количественные характеристики объектов. Качественная сторона реализуется в способах цветного фона, ареалов, линий движет и др.; количественная – особенно ярко проявляется в способах цве­тового оформления картограммы, количественного фона, применя­емых для отображения многообразных явлений тематических карт.

    На некоторых тематических картах (геологических, почвенных и др.) цвета унифицированы. На почвенных картах коричневый цвет указывает на размещение черноземов. На геологических (стратиграфических) картах всем породам определенного возраста присвоен свой цвет (для юрской системы – голубой, меловой – зеленый и т. п.).

    Проектирование цветового оформления начинается с разработки цветовых шкал. Принципы их построения связаны с сущностью отображаемого явления, характером его размещения, показателя­ми, которые необходимо передать на карте.

    Обронное гравирование

    Обронное (трехмерное) гравирование – это способ, при котором резцом создается рельеф или объемная круглая скульптура из металла.

    Обронное гравирование подразделяется на выпуклое (позитивное, при котором рисунок рельефа выше фона, который углублен и снят) и углубленное гравирование (негативное), при котором рисунок или рельеф режется внутрь.

    Применяется обронное гравирование довольно часто для обработки поверхности изделия и получения художественных произведений, таких как ювелирные изделия, декоративные предметы и т.п.

    Кроме того, способом обронного гравирования изготавливают инструменты или приспособления (пуансоны, матрицы для штамповки, прессформы для литья, клише для печати, ситценакатные валы, офорты, багетные ролики, гравюры, эстампы и др.

    Обронное гравирование бывает ручное и механическое.

    Ручное исполняется ювелирами с помощью ручных инструментов, механическое – различными приспособлениями и гравировальными машинами. В этом случае гравер сам управляет движениями резца или резец передвигается автоматически при помощи специального шаблона.

    Пользуясь в работе техникой оброна (при исполнении рельефов, контррельефов, объемных форм), мастеру приходится снимать с поверхности изделия большие массы металла, поэтому выборку металла лучше производить зубилом, рабочий конец которого имеет форму штихеля.

    Гравировальные зубила представляют собой стальные стержни толщиной от 6 до 10 мм и длиной 120 – 150 мм. Рабочий конец их отковывается и опиливается по форме того или иного штихеля. Наиболее широко применяют спецзубило, фляхзубило и болтзубило. Рабочий конец инструмента закаливается с последующим отпуском.

    Кроме спецзубил и штихелей, к граверному инструменту относят керн или кернер, который применяется для разметки. От слесарного керна граверный керн отличается большим углом заострения. Кроме кернов, применяют сечки и чеканы.

    Сечки служат для выборки металла и затачиваются с одной стороны; чеканы служат для выравнивания фона и набивки фактуры. Чеканы должны быть более массивными, чем чеканы для чеканных работ, так как ими работают в основном по стальным заготовкам при отделке штампов и пуансонов.

    Пуансоны изготавливают из инструментальной стали 6, 7, 8 и 10 мм толщины и 65, 85 и 100 мм длины. Рабочему концу придают небольшой конус, а на торцевой площадке гравируют букву или цифру в позитивном (наружу) и негативном (внутрь) изображении.

    Разновидностью пуансонов являются зеки и маточники. Зеки представляют собой пуансоны, сделанные по форме буквы, но с таким расчетом, чтобы на его рабочей поверхности получились выпуклыми те места, которые в букве или цифре должны быть вдавленными, углубленными, выбранными. При работе такая зека ставится на то место заготовки, где должна быть отгравирована буква. При ударе по зеке металл под ней оседает, после чего остается выгравировать только наружные очертания буквы, что гораздо легче.

    Маточники – это пуансоны, на торце которых гравируется не буква или цифра, а часть рельефа или элемент орнамента.

    В обронных работах применяют также надфили и рифлевки различных профилей. При чеканке пуансоном заготовку укрепляют в шрабкугеле или колодке, под которую подкладывают кранц. При мелкой работе заготовка должна быть хорошо освещена, при этом мастер пользуется лупой.

    Технология обронного гравирования включает в себя два основных этапа – подготовительный и гравирование.

    Для выполнения обронных работ подготавливают рисунок с разрезами, на которых дается характеристика рельефа – высота, количество планов или сечение объемов. Кроме рисунка изготавливают модель – копию авторского оригинала, выполненную в гипсе, воске или пластилине.

    Для перевода рисунка на металл, поверхность заготовки необходимо покрыть белой акварельной краской и на ней от руки с предварительной разметкой или циркулем и линейкой воспроизводят рисунок.

    Затем на заготовку, покрытую белой краской, наносят тонкий слой воска или пластилина. Далее подготавливают рисунок, выполняя его карандашом на кальке. При переводе рисунка нужно учитывать, каким он будет на металле – прямым или обратным – зеркальным. Зеркальный рисунок необходим для гравирования печатей, факсимиле и других работ, предназначенных для получения с них оттисков. Скопированный на кальку карандашный рисунок накладывается на заготовку лицевой поверхностью вниз и притирается рукояткой штихеля. Затем кальку осторожно снимают и на восковой поверхности остается хорошо заметный отпечаток карандашного рисунка.

    Выполняя гравирование, при выпуклом оброне – позитивном – после нанесения рисунок оконтуривается стальной иглой или шпицтихелем, чтобы не сбить его при дальнейшей работе.

    Затем вокруг рисунка выбирают первую стружку. Работу нужно делать внимательно и осторожно, чтобы неосторожным движением не испортить рисунок. В некоторых случаях штихелю придают уклон, чтобы вертикальным стенкам создать конусность.

    Следующим этапом работы является выборка фона, которую производят фляхзубилом или фляхштихелем. При глубокой выборке или при гравировке закруглений применяют болтштихель или зубило аналогичной формы. После вырубки всего поля до необходимой глубины приступают к обработке самого рельефа. Рельеф рубится или режется соответствующими зубилами или штихелями, используют при этом чеканы, надфили, рифлевки и др. инструменты. Для ускорения работы при гравировании повторяющихся элементов или для выполнения очень мелких и сложных деталей применяют пуансоны, зеки, маточники, которые нужно изготовить предварительно, исходя из характера работ и рисунка.

    При углубленном оброне на отшлифованной поверхности заготовки вычерчивается наружный контур рельефа, который нужно обвести шпицштихелелм.

    После этого вырубают металл внутри очерченного рисунка. Рубку вглубину производят различными зубилами осторожно, с частыми сверками с оригиналом.

    Для того чтобы произвести проверку, в предварительно увлажненную вырубленную форму вдавливается кусок размягченного пластилина и полученный оттиск сравнивается с оригиналом, по которому ведется работа. Основные глубины измеряют штангенциркулем или проверяют шаблоном.

    Техника углубленного оброна требует высокой квалификации и опыта. Чем глубже выбирается металл, тем осторожнее необходимо работать, снимая более тонкие стружки, так как исправление чрезмерной вырубки связано с большими трудностями. Ошибки в этих случаях исправляют либо спиливанием всей поверхности заготовки вокруг контура, либо высверливая отдельные дефектные участки и вставляя пробки. Когда рельеф почти вырублен в глубину и слепок почти соответствует оригиналу, рубку нужно остановить и приступить к отделке штихелями, пунсонами и чеканами.

    При отделке изделия небольшое количество оставленного металла снимается, а часть его садится и уплотняется под ударами пуансонов и чеканов. После шлифовки и полировки отдельных участков слепок становится идентичным модели, которая полностью плотно входит в углубленный оброн.

    В настоящее время при изготовлении стальных штампов и прессформ для облегчения работы применяют предварительную грубую выборку металла на фрезерных или иных станках. В этом случает гравер только уточняет и отделывает полости штампа.

    Для массового производства граверных изделий используют гравировально-копировальные, рельефно-копировальные и иные машины. Гравировально-копировальные машины при помощи специального шаблона резцом производит не только плоскостное гравирование, но и гравирование на необходимую глубину. Одной из сложных копировальных машин является пантограф с алмазным резцом, который с помощью специального приспособления может пропорционально уменьшить формы рисунка на изделиях. Применение этой машины дает возможность воспроизводить фигурные и портретные композиции в уменьшенном виде, используя в качестве шаблона крупные авторские оригиналы. При этом получаются уменьшенные рельефы, воспроизведенные на стали и пригодные для применения их в качестве пунсонов – переводников для штамповки серийных изделий.

    Для нанесения рисунка на некоторые изделия применяют способ накатки с помощью стального колесика, на котором выгравировано изображение. Заготовку вращают и при соприкосновении с ней изображение с колесика рельефом переходит по окружности на изделие.

    Гравюра является декоративным способом художественной обработки металла.

    Он не связан с моментами конструирования, формирования самого предмета. Гравюра обогащает его внешний вид, используется для обработки поверхности.

    Существует два типа гравюры: глубокая и высокая. При глубокой гравюре краска задерживается в углублениях, а с выпуклых частей доски ее удаляют. Для получения оттиска бумага увлажняется и на специальном станке прокатывается под большим давлением. Влажная бумага вдавливается в углубления доски и краска к ней прилипает. При работе над высокой гравюрой краска накатывается специальным валиком на выступающие части рельефа и печать производится при помощи пресса.

    Работая над глубокой гравюрой, мастер углубляет, вынимает те места, которые на оттиске должны быть черными, а на высокой гравюре, наоборот, – белыми.

    Глубокая гравюра имеет следующие виды: гравюра резцом; гравюра иглой (сухая игла); гравюра пунктиром; меццо-тинто, или черная гравюра; вытравная гравюра, или офорт.

    Высокая гравюра подразделяется на обронную, гравюру на дереве (ксилография), продольную гравюру, торцовую, гравюру на линолеуме.

    Виды глубокой гравюры. Гравюра резцом была открыта в XV веке во Флоренции. Величайшим мастером резцовой гравюры был Лука Лейденский, творивший в конце XV – начале XV века. Гравюру резцом лучше всего резать на медной, цинковой или стальной доске. Со стальной доски можно сделать наибольшее количество оттисков. Выполненный на бумаге рисунок переносится через копировальную бумагу, которую предварительно покрывают тонким слоем кислотоупорного лака. Полученный рисунок обводится иглой, после чего мастер сразу приступает к его гравированию резцом или вытравливанию кислотой для того, чтобы сделать рисунок более четким.

    Для этого доску с процарапанным по лаку рисунком погружают на короткое время в азотную кислоту, которая растворяет металл в обнаженных иглой местах. Затем лак смывают и на доске выступает хорошо заметный рисунок, по которому гравировать намного легче.

    Если в гравировании были допущены ошибки, их исправляют следующим образом. При неправильно проведенном легком неглубоком штрихе, его заглаживают специальной гладилкой; если ошибочная линия прорезана глубоко, металл снимают специальным шабером, а полученную впадину выбивают с изнанки молотком, положив доску на плоскую, гладкую наковальню.

    Гравюра режется штихелями. Однако здесь применяют еще один вид штихелей – грабштихель, стержень которого имеет ромбовидное сечение. После соответствующей заточки им можно прорезать линии любой ширины в зависимости от их глубины. Чем глубже прорезана линия, тем она шире. При выбирании стружки грабштихелем по сторонам остаются небольшие заусенцы, которые удаляют шабером.

    Гравюра иглой (сухая игла). Обработка доски в этом случае производится не резцом, а стальными или алмазными иглами, которые закрепляют в деревянные рукоятки. Работая иглой, гравер царапает поверхность доски. Штрих от иглы получается очень малой глубины. При этом металл не срезается, а перемещается. Выступающие по краям штриха заусенцы не снимают, так как они и придают своеобразие этой гравюре. При печатании в рваном крае штриха и в заусенцах остается краска, которая сообщает линии на отпечатке своеобразную мягкость и некоторую размытость. Число оттисков на этой гравюре не превышают 30 штук, так как штрихи сглаживаются.

    Сущность метода гравюры пунктиром заключается в том, что рисунок графируется не штрихом, а комбинацией правильных точек – то более мелких, то крупных. Более мелкие и редкие точки дают на оттиске иллюзию света, а более крупные и сгущенные – тени. Переходы получаются мягкие, создающие приятное впечатление. Точки воспроизводятся путем выбивания специальным острым молоточком или пуансоном с различно заостренным рабочим концом – более острым или тупым. В результате точки по величине и глубине получаются неодинаковыми. Размещая их по поверхности рисунка, добиваются как бы различной густоты тона. Иногда точки наносятся сквозь лак, что дает возможность смягчить резкость их контуров действием кислоты.

    Меццо-тинто, или черная манера. Этот вид гравюр изобретен в XVII веке. Для получения гравюры необходима шероховатая металлическая доска, дающая на отпечатке ровный черный цвет. Современный способ обработки шероховатой поверхности получается при натирании поверхности доски крупнозернистым кварцевым песком при помощи стеклянного куранта. Песок при вращательном движении куранта оставляет на доске мельчайшие риски и углубления, которые создают достаточно равномерную поверхность, хорошо удерживающую краску. Затем специальным стальным инструментом – гладким полированным планиром и острым трехгранным шабером сглаживают или выскабливают в большей или меньшей степени шероховатость доски в тех местах, которые на оттиске должны быть светлее фона. Чем глаже пятно, тем меньше на нем задерживается краска и тем светлее она будет на эстампе. Таким образом, гравер работает над теми участками доски, которые должны стать белыми или светлыми, а черные у него уже есть в готовом виде. При черной манере гравер отправляется от черного к белому и работает только над высветвлением тех или иных участков рисунка. Этим способом получают очень мягкие переходы тона и светотени.

    Офорт, или вытравная гравюра. Офорт можно назвать гравюрой только условно, так как в процессе его изготовления гравирование как процесс отсутствует и рисунок на доске не режется резцом, а травится азотной кислотой. Обычно после травления гравер усиливает или подчеркивает отдельные штрихи и линии резцом или иглой.

    Самый ранний из известных образцов офорта выполнен немецким мастером Дюрером в начале XV века. Ранние гравюры Дюрера выполнены на железных пластинах. Он первым начал применять в работе иглу. Величайшим офортистом был Рембрант, творивший в XVII веке и гениальный Гойя (XVIII – XIX вв).

    Технология штрихового офорта заключается в следующем. Металлическую доску покрывают тонким слоем кислотоупорного лака. Затем на нее через копировальную бумагу переводят заранее подготовленный рисунок. Твердым карандашом обводят только основные контуры рисунка. Затем, сняв бумагу, по основным линиям выполняют стальной иглой весь рисунок.

    Офортные иглы, вделанные в деревянные рукоятки, имеют различную толщину и степень заострения. Закончив нанесение рисунка, оборотную сторону и края доски покрывают тем же лаком и погружают в плоский сосуд с азотной кислотой, которая травит металл в обнаженных от лака местах, затем доску хорошо промывают и высушивают.

    Рассматривая полученный рисунок, мастер закрывает лаком те его линии и штрихи, которые в результате травления получили достаточную глубину и на оттиске должны быть самыми светлыми. Остальной рисунок, не закрытый лаком, подвергают повторному травлению, более глубокому. Эта операция повторяется столько раз, пока на гравюре не получится целая градация штрихов различной глубины, в зависимости от продолжительности травления. Чем глубже вытравлена линия, тем чернее она получится на оттиске. Закончив травление, лак смывают керосином и делают пробный оттиск, если на нем обнаруживают недостатки, их исправляют на доске последующим травлением, резцом или иглой.

    Виды высокой гравюры. Обронная гравюра применялась для изготовления различных книжных украшений – заставок, концовок и т.п. Изготовлялась она из латуни, меди, цинка, стали. К этому виду гравюры относят гравировку пуансонов, которые служат оригиналом для отливки типографского шрифта. Это очень трудоемкий и ответственный процесс, требующий навыка и высокого мастерства. Заготовка пуансонов представляет собой стальной стержень квадратного сечения, на торце которого гравируется в зеркальном изображении литера, знак или цифра. Рисунок наносится иглой посредством специального прибора – калибра, который дает возможность прочерчивать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии под определенным углом и точным расстоянием между ними.

    Для работы гравер применяет достаточно большой набор инструментов: надфили, рифлевки, пуансоны, зеки и др. Главным инструментом является штихель. Законченный пуансон закаливают и в специальном прессе отжимают медную матрицу, которая затем служит формой для отливки шрифта.

    Гравюра на дереве (ксилография). Гравюры на дереве бывают продольными, – когда слои дерева расположены в плоскости доски и торцевыми, – когда слои дерева расположены перпендикулярно к обрабатываемой поверхности.

    Продольная гравюра является древней техникой, берущей начало в XV веке. Для продольных гравюр применяют доски с маловыраженной слоистостью, например древесину груши, яблони, сливы, березы, липы. Доску подготавливают столярным способом. Толщина ее после обработки доводится до 20 – 25 мм, т.е. до высоты типографского шрифта для удобства использования ее при печати – печатается она вместе с текстом.

    Рисунок переводят на бумагу обычным способом через копировальную бумагу или рисуют от руки. Для удобства резьбы всю доску иногда покрывают разведенной тушью – на темном фоне лучше виден вырез рисунка. Иногда сложный рисунок выполняют на тонкой бумаге и наклеивают ее на доску клейстером. Его режут вместе с бумагой.

    Для производства продольным гравюр в качестве инструмента применяют специальные ножи с различными профилями режущей части, а также полукруглые стамески. След от стамески по форме получается такой же, так и от болтштихеля, а стружка, вырезанная ножом, имеет треугольное сечение.

    При резьбе продольных гравюр режущий инструмент двигается в различных направлениях относительно слоев древесины – то вдоль, то поперек. Он встречает разное сопротивление, затрудняющее проведение плавных линий в соответствии с рисунком. Кроме того, и сама линия в различных частях имеет неодинаковую прочность при печати. Главным образом это относится к тонким линиям, которые быстро сминаются, а линии, проведенные поперек слоев, – выкрашиваются.

    Торцовая гравюра, применяющаяся с 18 века, не имеет тех недостатков, которые свойственны продольной гравюре. Она режется во всех направлениях одинаково, благодаря чему линии получаются равномерными, не выкрашиваются и выдерживают довольно большое давление при печати.

    Торцовая гравюра режется штихелем тех же типов, что и металлическая, только угол его заточки делается острее. Для предохранения штрихов на поверхность доски под штихель кладут деревянную подкладку, которая служит опорой для выемки стружки. При работе доску удерживают указательным и средним пальцем левой руки.

    Для торцевой гравюры употребляют твердую плотную древесину, например самшит.

    Чурки самшита распиливают на кружки толщиной 30 мм и хорошо просушивают. Затем они опиливаются в прямоугольную форму.

    Для работы используются куски без сучков и косых слоев, которые хорошо заметны на срезе по своей светлой, как бы атласной, окраске. Косые слои при резьбе выкрашиваются или мочалятся.

    Отдельные прямоугольные куски склеиваются столярным клеем или клеем ПВА в доски необходимого размера, хорошо обтачиваются и шлифуются с обеих сторон. Небольшие сучки с другие дефекты высверливают и в отверстия загоняют пробки из хорошего самшита. Так же исправляют ошибки при резьбе.

    Чтобы доски не коробились и не раскалывались, их скрепляют болтами, пропущенными в толще доски, или стальными трубками 6 мм в диаметре. Трубки загоняют в ряд параллельных отверстий.

    Грунт под рисунок делают из сухих белил, растертых на яичном белке с добавлением квасцов.

    Гравюра на линолиуме.

    Материалом для этой гравюры служит линолеум толщиной около 3 мм. На линолеуме резать легче, чем на дереве. Поверхность линолеума тщательно шлифуется пемзой с водой.

    Рисунок переводится обычным способом – через копировальную бумагу или наносится от руки. Подготовленный кусок линолеума прибивается или приклеивается на доску, чтобы при работе не прогибался.

    Режут его узкими полукруглыми стамесками с U-образным или V-образным профилем, вырезая и углубляя те места, которые должны быть на оттиске белыми.

    Из книги Художественная обработка металла. Гравирование автора Мельников Илья

    Художественная обработка металла. Гравирование Гравирование является одним из древнейших способов художественной обработки металлов, а также некоторых неметаллических материалов – дерева, кости, камня и др. Сущность его заключается в нанесении на поверхность твердых

    Из книги Художественная обработка металла. Гравирование автора Мельников Илья

    Плоскостное гравирование Художественное ручное плоскостное двухмерное гравирование применяется в ювелирной практике для декорирования поверхности изделия путем нанесения контурного узора, рисунка, портретных, многофигурных или ландшафтных композиций, а также для

    Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

    Обронное гравирование Обронное (трехмерное) гравирование – это способ, при котором резцом создается рельеф или объемная круглая скульптура из металла.Обронное гравирование подразделяется на выпуклое (позитивное, при котором рисунок рельефа выше фона, который углублен

    Из книги автора

    Ответы по декоротивной обработке Ю.И.

    Виды гравирования ювелирных изделий.

    Виды гравировки ювелирных изделий

    Наша ювелирная мастерская предлагает несколько видов гравировки по металлу:

    Лазерная гравировка. Это высокотехнологичный и наиболее прогрессивный метод нанесения на металлическую поверхность надписи или рисунка с использованием техники лазера. Данный метод обработки появился относительно недавно, однако уже успел зарекомендовать себя как очень качественное, безопасное и быстрое решение различных дизайнерских задач ювелирного рынка. Лазерная гравировка гарантирует высокую стойкостью к стиранию и дает возможность нанесения самых сложных орнаментов и рисунков на поверхности абсолютно любой формы.

    Механизированная гравировка. Представляет собой механизированный способ нанесения текста, даты или рисунка на поверхность различных металлических предметов. Такая обработка осуществляется на специальном станке для гравировки. Изделие закрепляется зажимами и затем фрезой снимается тонкий слой металла. Механизированная гравировка доступна исключительно плоским и ровным поверхностям.

    Ручная гравировка. Данный способ отличается тем, что позволяет нанести на изделие сложные узоры, орнаменты и каллиграфических надписи. Для ручной гравировки используются такие инструменты, как резцы-штихели и бор-машина. Она лишена многих недостатков. Благодаря бор-машине со специальной фрезой производится довольно глубокое проникновение в толщу материала и это гарантирует действительно долговечное нанесение изображения. Наши талантливые специалисты, в совершенстве владеющие навыком ручного гравирования по металлу, произведут настоящие шедевры.

    Инструменты для ручного гравирования и их подготовка

    Гравирование

    Гравирование - вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование, по-иному - гравирование для вида. Ручное гравирование - сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности. Гравирование ювелирных изделий производится за ювелирным и граверным верстаками. Основной круг граверных работ, который выполняют по ювелирным украшениям: выполнение монограмм на площадках колец и подвесок; разделка площадок (нанесение узора, контура, фона); нанесение гравировки на накладках колец; разгравировка боковых поверхностей печаток; нанесение граверного рисунка на обручальные кольца, кольца типа «змейка» и т. д. Все эти работы можно выполнять за ювелирным верстаком (как делают большинство ювелиров), пользуясь ручными деревянными тисочками или деревянными крепежными шайбами для насмолки изделий, опираясь на финагель. Но гораздо удобнее гравировать за граверным верстаком либо на приставке к ювелирному верстаку, используя в качестве опорной площадки ровную плоскость столешницы. Высота граверного участка должна быть в пределах 70...75 см. Граверный верстак позволяет расширить диапазон граверных работ выполнения надписей на пластинах, гравирования на предметах сервировки стола, портсигаров, пудрениц, часовых корпусов и т. д. Для выполнения граверных работ кроме штихелей используют различные приспособления для фиксирования изделия и поворота его под необходимым углом. В качестве таких приспособлений могут быть использованы: ручные деревянные тисочки, крепежные шайбы, настольные струбцинки, шаровые тиски, граверные подушки.

    Деревянные тисочки (ручные) -тисочки с различной формой губок, такие же, как и для закрепки камней. Применяются для гравирования колец за ювелирным верстаком с опорой на финагель. Крепежные шайбы - изготовляют из вязких пород дерева. Служат для укрепления плоских изделий, серег, брошей, кулонов и т. д. Горизонтальные размеры шайб 50...80 мм, толщина 20...25 мм. Крепежные шайбы могут быть плоскими и выпуклыми с углублениями и прорезями для тыльной стороны изделий. Фиксирование изделий на крепежной шайбе осуществляют с помощью насмолки изделия на сургуч или китт. Шайбу покрывают фиксатором заранее, а насмаливают изделие, прогревая его контактным паяльником. Крепежной шайбой пользуются как за ювелирным верстаком, опираясь на финагель, так и за граверным, опираясь на граверную подушку.

    Настольная струбцина - изготавливается из твердых пород дерева и представляет собой два прямоугольных бруска, параллельно стягивающихся длинными болтами. Размеры брусков (губок) 40X40X120 мм, расхождение губок 50...60 мм. Струбцина используется с опорой на граверную подушку и служит для зажатия в нее колец, толстых пластин, медалей, ложек и др.

    Шаровые тиски - представляют собой деревянный (или металлический с деревянными губками) шар с параллельно расходящимися губками в верхнем полушарии. Диаметр шара 70...90 мм, расхождение губок 25...30 мм. Шаровые тиски для гравирования колец с опорой на граверную кольцевую (с отверстием в середине) подушку. Маневренность шаровых тисков позволяет быстро и плавно изменить положение изделия по отношению к штихелю. Кроме того, выпуклые вверху губки тисков оставляют большую обрабатываемую площадь. Существуют также металлические шаровые приспособления с разжимными цангами для удержания колец в процессе гравирования.

    Граверная подушка (кранц) - кожаная или парусиновая круглая подушка, туго набитая песком. Диаметр диска 180... 200 мм. Подушка служит опорой для приспособлений, удерживающих гравируемое изделие. Граверная подушка (рис. 137) дает возможность плавно и быстро разворачивать изделие в нужном направлении. Изготовляют ее, как правило, сами мастера.

    Для этого из кожи вырезают два круга диаметром 180...200 мм, замачивают их в воде и мокрыми сшивают по окружности на расстоянии 5 мм от края. Круг прошивают не полностью - 30...50 мм оставляют незашитыми. Через незашитое отверстие в образовавшийся мешок насыпают мелкий сухой, промытый песок. Затем отверстие зашивают, подушку выравнивают на столе и дают ей высохнуть. Кольцевая граверная подушка изготовляется также, но и в заготовке в центре диска делается отверстие 40...50 мм.

    Штихель - основной гравировальный инструмент (резец) подобно закрепочному вставленный в деревянную ручку грибовидной формы. Длина клинка 100... 120 мм. Изготовляют штихели из инструментальных сталей У12А или ХВГ. Кроме этих сталей, можно использовать: прутковую сталь «серебрянку», рессорные полоски, наружные кольца шарикоподшипников (выпрямив их), небольшие плоские напильники и лезвия опасных бритв. Обязательное требование к штихелю - хорошая закалка и правильная заточка. От этого во многом зависит качество выполняемой работы. Если штихель нелокален, то или он быстро притупляется, или сминается его режущая кромка, если же перекален - режущая кромка его постоянно крошится. Штихели вставляются в ручки различной длины для подгонки штихеля по руке по мере его стачивания. Ручки изготовляют длиной от 30 до 70 мм. Шейка ручки укрепляется металлическими кольцами. Нижняя часть грибка ручки (со стороны лезвия) скалывается аналогично закрепочным.

    Штихели также различаются по форме поперечного сечения, определяющей назначение инструмента. Грабштихель - удобен для гравировки на больших плоскостях и вогнутой поверхности. Имеет изогнутый клинок, прогиб которого от 3 до 8 мм. Угол лезвия может колебаться от 30 до 90°. В поперечном сечении имеет форму ромба. Фасеттенштихель - один из самых ходовых штихелей, предназначается для проведения точных линий, выполнения узоров плоскостной гравировки и чистовой обработки рисунка. По форме профиля трапециевидный с резко заостренным лезвием.


    1 | | | | | | | |

    Основная технологическая схема подготовки к изданию карты включает следующие этапы:

    1.Редакционно-подготовительные работы

    Составление проекта карты -техническое задание (ТУ);

    Изучение района картографирования;

    Сбор, анализ, систематизацию дополнительных картографических и литературно-справочных

    материалов;

    Определение технологиии написанииредакционно-технических указаний(РТУ);

    2. Под­готовка основного картматериала

    Монтаж и фотокопировальные процессы;

    3. Воспроизведение копии составительского оригинала в соответствии с красочностью издания(если

    основным картматериалом является составительский оригинал )

    Гравирование элементов содержания;

    Копировальные процессы (получение промежуточных штриховых позитивов и необходимое

    количество их голубых копий для изготовления масокзаливочных элементов );

    Оформление подписями,условными знаками промежуточных штриховых позитивов; изготовление

    масокна голубых копиях;

    Копировальные процессы (получение комплекта оригинальных позитивов - штриховых и масок );

    4. Самокорректура

    5. Корректура

    6. Приемка комплекта расчлененных оригинальных позитивов

    7. Копировальные процессы (получение комплекта совмещенных издательских позитивов в соответствии с

    красочностью издания)

    Сущность метода заключается в том, что вместо вычерчивания рисунок,скопированный в виде абриса на поверхность гравироваль­ ного слоя прорезается) с помощью специальных приборов(т.е. механическое удаление съемного слоя на непрозрачном пластике по рисунку – получение негативного изображения).

    Разнообразие способов гравирования определяется качеством пластика,свойствами гравировальных покрытий и характером грави ровальных средств.

    В зависимости от характера воздействия на гравировальное пок рытие все способы гравирования разделяются на контактные и бескон тактные.

    К контактным способам относятся те, при которых картографичес­ кое изображение на основеформируется непосредственным воздейст­ вием гравировальных средств на гравировальное покрытие. В эту груп­ пу входят механический, химический и электротепловой способы.

    К бесконтактным способам относятся такие,при которых карто графическое изображение формируется с помощью различных видов лу чистой энергии - светового излучения,в том числе лазерного, ульт-звуковых волн, инфракрасных лучей.

    По виду картографического изображения,получаемого в результате
    гравирования, все способы делятся на негативные,позитивные, нега­ тивно-позитивные.

    Механический способ гравирования в недавнем прошлом являлся основным в современ­ ном картографическом производстве. В результате гравирования на ос­ нове с оптически плотным гравировальным покрытием образуется нега­ тивное картографическое изображение. Поэтому способ и называется негативным.

    Для получения позитивного изображения гравирование выполняется по светлому неактиничному гравировальному слою, нанесенному на не прозрачный (черный) пластик.

    Разнообразие способов гравирования определяется качеством полимерных материалов (пластика), свойствами гравировальных покрытий и характером гравировальных средств. Полимерные материалы, применяемые в картографическом про­изводстве играли одну из решающих ролей при подготовке карт к изданию.

    Методика подготовки карт к издание неразрывно связана с технологией этого этапа создания карт. На протяжении многих лет совершенствовалась технология подготовки карт к изданию, видоиз­менялась и методика. Методика по существу призвана обеспечивать качественное выполнение любого технологического процесса. Каждый из них имеет свою методику. Чем сложнее этот процесс и чем важ­нее он для создаваемой карты, тем большее внимание уделяется ме­тодике его реализации.

    При подготовке карты к изданию можно вы­делить важные в методическом отношении такие технологические процессы:

    Подготовительные работы;

    Гравирование оригиналов и оформление их подписями;

    Изготовление оригиналов заливочных элементов;

    Изготовление комплекта оригинальных диапозитивов.

    Но даже среди этих важных процессов наиболее важным для создания содержания карты и самими сложными, трудоемкими по осуществлению являются процессы гравирования, оформления оригиналов, а также изготовление оригиналов заливочных и фоновых элементов карты. Поэтому и в пособии большой упор сделан на методику выполнения этих процессов.

    Методика подготовительных работ направлена на обеспечение высокого качества последующих этапов подготовки карт к изданию. В процессе подготовки этих работ собирается и анализируется исходный картматериал и на основании анализа основного и дополнительного материала принимается та или другая технологическая схема подготовки карт к изданию. На этом этапе осуществляется подготовка картографических материалов, а также технических средств и материалов. В частности включают подготовку гравировальных основ, пластика и фотопленки, а также получения абрисного (или расчлененного) изображения на гравировальных основах. При использовании составительского оригинала на прозрачной основе изображение получают на контактно-копировальном станке, а при непрозрачной основе - выполняют его фотографирование. При этом размеры негатива не должны отличаться от теоретических более чем на0,2 мм. Это связано с тем, что все последующие копировки делаются контактным способом и допущенные ошибки в размерах листа карты устранить будет невозможно.

    Абрисное изображение на гравировальной основе получают, как правило, двумя способами:

    1)окрашиванием подложки (крашением основы); 2)вымывным рельефом.

    Способ окрашивание положки дает более четкое и устойчивое к механическим воздействиям изображение. Поэтому в случае получения негатива необходимо изготовить с него диапозитив. Использование при этом бессеребряной пленки "фотоконт-прозрачный" позволит значительно сократить затраты на применение серебросодержащих фотоматериалов, повысит качество получаемого изображения и сохранит стабильность размеров.

    Анализ методики гравирования оригиналов позволит определить что при гравировании отрабатываются щтриховые оригиналы (контур, гидрография, рельеф и т.д.). Эти оригиналы должны полностью воспроизводить содержание первичных составительских оригиналов и строго соответствовать требованиям руководящих документов. Если оригиналы изготавливаются одновременным составлением и гравированием, они кроме того, должны удовлетворять по содержанию требованиям, предъявляемым к картам данного масштаба и назначения.

    При механическом гравировании оригиналов применяются специальные гравировальные приборы, инструменты и приспособления. Приемы гравирования карт на слоях, наносимых на прозрачную основу (полимерную), отличаются от приемов, применяемых при картографическом черчении, поэтому потребовалась разработка и изготовление инструментов, а также принадлежностей и оборудования. Опыты по гравированию при помощи режущих инструментов и приспособлений позволили установить некоторые особенности и определить требования к ним.

    Ко всем инструментам и приборам предъявляются следующие требования:

    Инструменты должны полностью удалять гравировальный слой с рисунка не повреждая поверхность слоя на других участках и не царапая пластик, а также обеспечивать постоянство толщин и четкость границ гравировальных элементов;

    Инструменты должны быть удобными в работе, легко и быстро перемещаться по поверхности оригинала и не заслонять своим корпусом абрисный рисунок.

    В результате гравирования карты, должен получится совершенно прозрачный штриховой рисунок, поэтому гравировальный слой с прорезаемых элементов должен удалятся полностью.

    Гравировальные приборы, инструменты и приспособления :

    1.Прибор для гравирования линий ГПЛ с набором резцов к нему;

    2.Электрический кронциркуль ЭК с набором резцов к нему;

    3.Горизонтальный гравировальный пантограф ГГП;

    4.Прибор для гравирования знаков строений ГПС;

    5.Штриховальный прибор ШП;

    6.Гравировальная тележка ГТ;

    7.Универсальный гравировальный прибор УГП-2;

    8.Малая гравировальная тележка МГТ - 2;

    9.Наборы металлических и пластмассовых трафаретов;

    10. Гравировальные ручки;

    11.Точильный комплект ТК;

    Этот комплект позволял гравировать все содержание общегеографических карт масштабов от 1:10 000 до 1:1000 000, а также мелкомасштабных географических и тематических карт.

    Гравировальные инструменты, применяемые в зарубежном картографическом производстве не отличались по своим конструктивным замыслам от отечественных инструментов.

    Из выше описанного мы видим, что так сказать классическая технология подготовки карт к изданию очень затратная, требует большого количества дорогостоящих материалов (пластика, фотопленки, растворов), большинство которых уже и не производится,а также очень трудоемкая при использовании ручного «дедовского» труда. Хочется отметить, что она не позволяет оперативно редактировать и обновлять карту, в связи с необходимостью тех же материалов.

    В настоящее время существует много графических программ для ПЭВМ, с помощью которых быстро, качественно, с полноценной цветовой гаммой,с минимум использования расходных материалов картографическое произведение выходит в «свет», но основные принципы работы картографов не изменились.

    ГРАВИРОВАНИЕ , нанесение линий или рельефа режущим инструментом на твердую поверхность с целью: 1) размножения изображений посредством оттисков (гравюры), 2) получения точных линейных форм, служащих для измерения, или 3) украшения обрабатываемой поверхности углубленным рисунком. Гравирование производится или ручным способом или же при помощи специальных гравировальных машин, которые в некоторых случаях лишь упрощают процесс ручного гравирования, иногда его заменяют, но главным образом создают точные линейные формы, невыполнимые ручным способом. Гравюры, в зависимости от метода получения оттисков, бывают двух видов: высокие и углубленные .

    Первые из них при печатании несут краску на выпуклых частях своей поверхности, и в этом случае количество краски везде одинаково; вторые, наоборот, содержат краску лишь в углублениях (и в разных количествах - в зависимости от величины этих углублений), с выпуклых же частей поверхности краска счищается. К высокой гравюре относится гравюра на дереве, или ксилография , а также так называемая обронная гравюра на меди, цинке или гарте; к глубокой гравюре - так называемая классическая гравюра на меди или стали. Гравюры на дереве бывают двух видов: продольные, когда слои дерева расположены в плоскости доски, и торцовые, когда они расположены перпендикулярно обрабатываемой поверхности доски.

    Ручное гравирование . Для продольной гравюры на дереве употребляют дерево груши, яблони, сливы, древесина которых имеет слабо выраженную слойность, большую плотность и малую гигроскопичность. Хорошо просушенную доску обрабатывают вручную или машинным способом, придавая ей при этом строго параллельные плоскости, при толщине доски в величину роста типографского шрифта, т. е. 25 мм. Лицевая сторона доски, кроме того, шлифуется тонкой стеклянной бумагой. Перед гравированием на доску наносится рисунок. Рисунок или срисовывается с оригинала на глаз в зеркало (для получения негативного рисунка на доске), или переносится при помощи сетки, причем в этом случае возможно изменение масштаба рисунка, или же на предварительно покрытую снятым молоком доску кладется лицом карандашный оригинал и притирается костяшкой. По нанесении карандашного рисунка на доску он прорисовывается тушью, после чего вся доска покрывается несколько более светлой тушью. Последнее делается для того, чтобы при резьбе были ясно видны границы между оставленной черной поверхностью доски и белым вырезом. Японцы наклеивают клейстером оригинальный рисунок, сделанный тушью на тонкой бумаге, лицом на доску и затем промасливают его так, что он делается хорошо видимым с изнанки; гравюра, таким образом, режется по бумаге, причем, конечно, оригинал пропадает. Доска кладется на кожаную подушку, наполненную песком, для более удобного поворачивания доски в зависимости от направления вырезываемой линии.

    Инструментами для продольного гравирования служат ножи различных профилей, оправленные в деревянные ручки (фиг. 1), и полукруглые стамески разной величины (фиг. 2).

    Процесс гравирования заключается в том, чтобы ножом или стамеской удалить дерево с поверхности в тех местах, где нет рисунка, т. е. где на оттиске должны получиться белые места. Для этого делается или одно движение стамеской, причем вырезается стружка полукруглого сечения, или же три движения ножом, которым вырезается треугольная пирамидка (фиг. 3).

    Если нож обрезает лишь сделанный уже в окончательной форме на доске рисунок, гравюра носит название обрезной . Но существует и другой вид гравюры, в котором технические возможности дерева - четкость и острота штриха - создают самостоятельную граверную форму, отличную в своих средствах выражения от рисунка. Здесь гравер, являющийся вместе с тем и автором-художником, строит в предварительном рисунке лишь общую композицию, а затем уже при помощи ножа, - вырезая черные и белые, толстые и тонкие линии, их пересечения и т. п. комбинации, - создает изображения пространственных форм.

    В продольной гравюре нож, двигаясь в разных направлениях относительно слоев доски, встречает и различные сопротивления, что подчас затрудняет проведение плавной кривой линии. Кроме того, сама линия в гравюре, представляющая собой лежащую призму, в зависимости от ее положения относительно слоев доски, является неодинаково прочной; тонкая линия подвержена смятию от давления при печати, а расположенная поперек слоев - и возможности выкрашивания. Эти недостатки продольной гравюры побудили английского гравера Т. Бьюика в конце 18 в. испробовать гравирование на торце. Изобретение Бьюика блестяще себя оправдало, произведя коренной переворот в гравировании на дереве, открыв новые богатые изобразительные возможности для деревянной гравюры. Преимущество торцового слоя перед продольным заключается в том, что режущий инструмент во всех направлениях встречает одинаковое сопротивление, чем обеспечивается равномерность гравируемой кривой линии; сопротивление давлению при печати также несравненно больше, т. к. это давление направлено по оси слоев. Т. о., явилась возможность гравировать тончайшие линии без малейшего опасения их излома. Применение штихеля вместо ножа упростило и ускорило гравирование и создало т. н. тоновую гравюру , построенную на передаче формы при помощи комбинаций более или менее близко лежащих параллельных или пересекающихся линий, создающих впечатление тона большей или меньшей темноты. Техника гравирования на торце разрешила задачу передачи в гравюре не только техники пера равномерно окрашенным штрихом, но и техники карандаша, угля и особенно живописи. Штихеля, употребляемые в гравировании, представляют собой стальные стержни (фиг. 4).

    Передний конец штихеля затачивается плоскостью под углом в 40-50°; эта плоскость и является режущей поверхностью при движении штихеля с нажимом по доске. Более тупой угол резал бы хуже, более острый заставил бы штихель зарываться. С противоположного конца штихель оттянут, и на этот конец насаживается точеная ручка, имеющая форму груши или, чаще, форму гриба со срезанной с нижней стороны шляпкой. Этот срез нужен для прижимания штихеля к доске, и он же мешает положенному штихелю кататься по столу. Штихеля изготовляются различных профилей; наиболее употребительные из них: грабштихель , шписштихель , мессерштихель , флахштихель , полукруглый и ребштихель . Главный из них - грабштихель, проводящий линию желаемой ширины в зависимости от углубления его в дерево. Для выемки значительных поверхностей употребляют полукруглый или флахштихель, причем для предохранения доски от заминания под штихель кладется деревянная или костяная подкладка, которая удерживается указательным и средним пальцами левой руки и служит опорой для штихеля как рычага. Ребштихель проводит параллельные линии для гравирования тона определенной силы. Для торцовой гравюры употребляется почти исключительно самшит (Buxus sempervirens), обычно называемый «пальмовым деревом». Обладая чрезвычайно большой плотностью (удельный вес сухого дерева 0,91-1,16), самшит дает торцовый срез без сколько-нибудь заметных отверстий, что совершенно необходимо для чистой печати и тонкого гравирования; к тому же слойность самшита очень равномерна. С самшитом может конкурировать лишь т. н. железная береза (береза Шмита, корейская береза), произрастающая в Уссурийском крае. Кавказский самшит идет в продажу чураками в 150 см длины и диаметром около 10-15 см. Чурак распиливается на поперечные кружки толщиной около 3 см и просушивается. Кружки опиливаются прямоугольниками, и материал подбирается по однообразной плотности и по чистоте слоев. В обработку идут лишь те куски, в которых нет не только сучков, но и кривых слоев, которые заметны по светлой атласной окраске на общем матовом фоне торца. Только перпендикулярный к поверхности слой режется штихелем чисто, кривой же слой выкрашивается или замочаливается. Прямоугольные торцы фугуются по своим боковым граням и склеиваются в доски нужной величины негигроскопичным клеем (например, столярным клеем с олифой или белилами). Склеенная доска обтачивается на планшайбе с обеих сторон, шлифуется с лица еще циклей или пемзой , и толщина ее доводится до 25 мм. Места, оказавшиеся после шлифовки неудовлетворительными, высверливаются и в них загоняются цилиндрические пробки из хорошего самшита, которые после обрезки зашлифовывают заподлицо. Таким же способом и в процессе работы можно в награвированном уже месте восстановить ровную поверхность и вновь по ней гравировать. Во избежание коробления доски должны храниться поставленными на ребро, для того чтобы воздух получал одинаковый доступ к обеим поверхностям. Доски значительных размеров, для предотвращения раскалывания, скрепляются пропущенными в толщу доски болтами с гайками, или же на специальной машине просверливается ряд параллельных отверстий, в которые натуго загоняются 6-мм стальные трубки.

    Нанесение рисунка на доску производится или тем же способом, как и на продольную доску, или же доска предварительно грунтуется белилами на яичном белке с добавлением небольшого количества квасцов, делающих краску трудно размываемой. Для фотографического перевода на доску, поверхность ее поверх грунта покрывается светочувствительным слоем, на который рисунок и печатается с негатива. Во избежание порчи дерева растворами, бока доски покрываются восковым или гуттаперчевым лаками. Техника гравирования по торцу заключается в том, чтобы, вырезая штихелем белые места, найти те направления и сочетания черных и белых линий, которые давали бы впечатление объемов, поверхностей и пространственных образов. Возможность гравировать предельно тонкие линии ставит ксилографию на первое место для точных технических изображений. Кроме того, ксилография дает возможность печатать гравюру одновременно с текстом в типографской машине.

    Для высокой гравюры по металлу (обронная гравюра) материалом могут служить: гарт, желтая или красная медь и сталь. Обронное гравирование применяют при изготовлении книжных украшений, заставок, концовок, буквиц, а также и печатей. Инструментами для этого гравирования являются те же штихеля, но заточенные под менее острым углом. Кроме штихелей, употребляются мелкие пилочки , шабера , пуансоны и чеканы . К высокой гравюре относится гравирование пунсонов. Пунсон - стальной квадратного сечения стержень с выгравированным на торце высоким зеркальным изображением литеры или знака. Гравирование пунсонов - чрезвычайно ответственное дело, т. к. они служат оригиналом для отливки типографского шрифта. Перед гравированием стальной стержень отпускают, на плоском точильном камне при помощи пуансонного молота (стальной усеченный конус с вырезом вдоль оси, в который вставляется шлифуемый на перпендикулярность стержень и удерживается пальцами, при двигании основанием конуса по камню) выверяют перпендикулярность плоскости его торца к боковым граням, и затем стержень зажимают в рисовальную колодку. При помощи калибра - прибора, дающего вертикальные, горизонтальные и наклонные под определенным углом линии, а также расстояния между ними, прочерчивают иглой весь рисунок литеры, после чего пунсон вынимают из колодки и приступают к его гравированию штихелями и пилками. При работе гравюру рассматривают через сильную лупу, укрепленную на особом штативе. Когда пунсон выгравирован, его закаливают, отжимают им в особом прессе матрицу красной меди, в которую и отливается очко типографской литеры.

    Углубленная гравюра принимает краску для печати не на поверхность, как высокая гравюра, а, наоборот, в выгравированные углубления, поверхность же к моменту печатания должна быть чистой. В высокой гравюре краска наносится валиком на поверхность; в углубленной гравюре гораздо более густая краска втирается плотно во все углубления. В высокой гравюре слой краски везде одинаков, в углубленной - для получения темной линии нужна глубокая канавка с большим количеством краски, для светлой - тонкая черта с меньшим количеством краски. В высокой гравюре гравер вынимает все то, что должно остаться белым, в углубленной, наоборот, - все то, что д. б. черным. При печатании с высокой гравюры краска переходит на бумагу при соприкосновении с поверхностью гравюры, при печатании с углубленной - увлажненная бумага сильно прижимается к краске и извлекает ее из углублений гравюры в силу того, что сцепление краски с бумагой оказывается больше, чем краски с металлом. По оттиску на бумаге легко узнать глубокую печать: видна вдавленность от доски, и линии, особенно темные, осязаются как выпуклости. Поэтому печатать углубленную гравюру одновременно с высокой в одной машине невозможно. Материалом для углубленной гравюры служат: красная медь, цинк, сталь, литографский камень. Гравирование производится при помощи штихелей, подобных описанным выше, главным образом грабштихелей. Грабштихель, проходя с нажимом по поверхности отшлифованной меди или отпущенной стали, врезается вглубь, дает стружку и отваливает по сторонам заусенцы. Эти заусенцы снимаются потом шабером. В высокой гравюре возможна резьба и черного и белого штриха, в углубленной гравюре резьба всегда черным штрихом. Для гравирования берется хорошо прокатанная металлическая доска, равномерного строения, толщиной около 2 мм. Доска шлифуется с лицевой стороны, края затачиваются фасетками, чтобы при печатании они не рвали бумаги. Для перевода рисунка доска грунтуется тонким слоем воскового лака, который затем покрывают копотью. Рисунок переводится по сетке или же через переводную бумагу и прорисовывается стальной иглой, после чего лак может быть смыт. Для работы штихелем гравюру укрепляют в особой вращающейся доске, т. к. движения штихеля при гравировании происходят всегда справа налево, и, следовательно, доска всегда должна поворачиваться соответственно направлению штриха. Стол для гравирования ставится перед окном, и перед гравюрой устанавливают наклонный экран из бумаги или белой материи, для устранения отблеска от доски. Чтобы проверить эффект гравирования, желаемое место затирается сажей с салом, которая после м. б. легко удалена. Корректура неправильного гравирования производится при помощи шабера, снимающего металл, или, в легком случае, при помощи гладилки (на красной меди). Если при этом получается впадина, ее выбивают с изнанки особым молотком на наковальне. Чтобы найти с изнанки соответственное место, употребляют специальный кронциркуль.

    Среди способов гравирования на меди существует гравирование сухой иглой (в отличие от травления по игловому рисунку в офорте), заключающееся в том, что весь рисунок гравируется стальными иглами или алмазом, вправленным в специальную ручку. При этом виде гравирования глубина штриха делается незначительной, стружки не получается, есть лишь перемещение частиц меди, образующее заусенцы по сторонам штриха. Эти заусенцы не снимаются, они задерживают некоторое количество краски при накатке, образуя по сторонам линии как бы темный ореол придавая этим особую бархатистую мягкость оттиску. Гравюра сухой иглой быстро теряет свою четкость при печатании, и число оттисков с такой гравюры обычно не превосходит двух-трех десятков. Для укрепления поверхности медных гравированных досок их покрывают иногда гальванопластически железом («обсталивают»).

    Стальной или алмазной иглой производят также гравирование на литографском камне . Гравюру на камне делают тогда, когда нужно литографским, т. е. наиболее дешевым, способом воспроизвести тонкие графические формы. Камень гладко шлифуют, на него наносят карандашом рисунок и процарапывают его иглой. Благодаря тонкой структуре литографского камня, получается тонкая и чистая черта с гладкими краями. С гравюры на камне делается, как и с глубокой гравюры, оттиск, который переводится в нескольких экземплярах на большой камень для печатания обыкновенным литографским способом. Этот способ гравирования применяется для печатания торговых этикеток, фабричных марок, бланков для корреспонденции с разными украшениями и т. п.

    К углубленной художественной гравюре м. б. отнесен и способ т. н. черной манеры . Особым стальным, насеченным подобно напильнику, катком сообщают медной доске шероховатую поверхность. Будучи набита краской, такая доска дает на отпечатке сплошной черный глубокий цвет. Если же по такой доске провести шабером, то окажется, что чем более сглажена поверхность, тем менее краска удержится на этом месте после вытирания доски перед печатью и тем светлее будет оттиснутый тон. При помощи черной манеры можно получить чрезвычайно мягкие формы рисунка.

    В некоторых случаях при изготовлении углубленной гравюры на металле, главным образом на меди, применяют способ травления. Чистую форму протравленной доски – офорт - очень часто неправильно называют гравюрой, хотя в этой технике собственно гравирования, т. е. механического удаления металла, не происходит и последнее заменено в данном случае химическим растворением его кислотой - крепкой водкой (eau forte). Гравирование штампов и сургучных печатей производится штихелями и сверлами на стальной, предварительно отпущенной болванке, которая потом закаливается. Для удобства гравирования печать или иной какой-либо предмет зажимается в специальную шарообразную железную колодку, которая, обладая большим весом (до 15 кг), позволяет легко поворачивать обрабатываемую поверхность в желаемых направлениях фиг. 5).

    Механическое гравирование . Гравировальные машины по своей конструкции разделяются на два типа: в одном - гравер непосредственно управляет движением резца, в другом - резец передвигается при помощи движения по шаблону, причем особое приспособление служит для пропорционального уменьшения формы или для изменения вертикального движения в горизонтальное. Гравировальные машины или дают совершенно законченную гравюру, готовую для печати, например, на дереве или литографском камне, или же рассчитаны на добавочное травление черты, нацарапанной алмазом на красной меди, хотя незначительная нагрузка алмазного штифта грузиком в 100 г дает уже достаточную для принятия краски глубину штриха. Простейшая гравировальная машина (фиг. 6) состоит из двух параллельных призматических направляющих А, расположенных над металлической доской или камнем; по ним ходит тележка с передвигающимся в ней держателем В, в котором зажимается штифт с алмазом на конце.

    Движениями алмаза в направлении, перпендикулярном направляющим, управляет микрометрический винт, автоматически поворачивающийся на необходимый угол при возвращении тележки назад. Такой машиной можно гравировать только параллельные линии. Более сложные операции осуществляются движением стола, на котором укрепляется гравюра под алмазом; это движение м. б. вращательным или смешанным (вращательным и прямолинейным), чем достигается гравирование окружностей, эллипсов и их пересечений.

    Схема устройства вращающегося стола приведена на фиг. 7, дающей вид на эту деталь снизу: А - шпиндель, на котором вращается рама В с ходящим по параллелям столом С; D - касательные планки (хомут), охватывающие подвижный эксцентрик Е; винт F изменяет эксцентриситет; при концентрическом положении эксцентрика относительно оси шпинделя точки стола описывают концентрические окружности, при смещении - эллиптические кривые. Дальнейшее усложнение движения стола получается введением дополнительных передач в виде системы шестерен, создающих чрезвычайно сложные гармонические движения, вычерчивающие в результате сетки или розетки, которые печатают, например, на денежных знаках, - так называемая гильошировка, откуда эти машины и называются гильоширными (фиг. 8 и 9).

    Гравировальная машина для дерева (торцового) имеет специальный держатель для резца: резец, квадратного или ромбического сечения, заточен, как грабштихель; перед его острием имеется вертикальный тупой штифт - ограничитель глубины, устанавливаемый на желаемую глубину штриха. При движении назад резец свободно приподнимается и лишь касается поверхности доски.

    Гравировальные машины второго типа требуют, раньше всего, приготовления шаблона. Последний, в зависимости от типа машины и назначения гравюры, приготовляется вручную, или фотомеханическим путем, или гравировальной машиной. Шаблон всегда делается в большом масштабе, чем обеспечивается точность окончательной формы, в чем гл. обр. и заключается назначение такой машины. Когда шаблон готов, машина устанавливается на определенное уменьшение с помощью пантографа, являющегося главной составной частью такой машины. С одной стороны пантографа находится острие осязателя на черте шаблона, с другой - острие алмаза на загрунтованной восковым лаком медной доске. Движение осязателя повторяется в пропорционально уменьшенном виде на граверной доске. , имея в качестве шаблона барельеф, орнамент, медаль или монету, преобразует движение осязателя по рельефу, производя ряд согласных кривых на плоскости гравируемой алмазным штифтом доски; в результате получается светотеневое графическое изображение этого рельефа.

    Машина представлена на фиг. 10: столы А, с рельефным оригиналом, и В, с гравируемой доской, двигаются согласованно в разные стороны одновременно; рычаг осязателя С при движении стола А получает, благодаря рельефу, движение в вертикальной плоскости, которое и передается рычагу D с гравирующим штифтом, двигающимся уже в горизонтальной плоскости; микрометрический винт Е передвигает тележку с рычагами, устанавливая расстояния между рядами параллельных сечений поверхности рельефа, проходимых острием осязателя.

    К гравировальным машинам до известной степени м. б. отнесены и машины, работающие сверлом или фрезером (фиг. 11).

    Простейший вид такой машины - вертикальный фрезер на двуплечем горизонтальном рычаге, которым пользуются в цинкографском производстве, чтобы высверливать белые места цинкографского клише, вместо того чтобы травить их кислотой. Этим фрезером можно пользоваться для той же цели и в ксилографии. В соединении с механическим пантографом такой фрезер может по выпуклому шаблону гравировать пунсон.

    Для уменьшения рисунка в гравировальных машинах пользуются, кроме пантографа, также и принципом неравноплечего рычага (фиг. 12): рычаг, имеющий на нижнем конце осязатель, ходящий по шаблону, верхним концом передвигает стол, покоящийся на трех шариках; гравируемая доска устанавливается на столе под неподвижной иглой или фрезером. С помощью особого кронштейна, передвигаемого по кремальере винтом, можно изменять отношение плеч рычага и таким образом получать требуемый масштаб.

    Ювелирное гравирование (монограммы, украшения) исполняется теми же штихелями; для гравирования на стекле применяется алмаз.