• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Фактически производство воды водопроводом значительно больше, чем полезный отпуск воды её потребителем.

    Количество воды забираемой из водоисточника в год определяем по формуле:

    Qгод=Qмак.сут.*D, тыс.м3 (30)

    где Qмак.сут. – поднято воды насосами (1,25+1591,2=1989м3/сут.)

    D – число календарных дней в году

    Qгод=1989*365+726,0 тыс.м3

    5.3 Определение год

    овых эксплуатационных затрат (себестоимости)

    Себестоимость услуг водоснабжения представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а так же других затрат на их производство и реализацию.

    Полная себестоимость отпущенной (потреблённой) воды включает в себя затраты на:

    Электроэнергию;

    Материалы;

    Топливо;

    Оплату труда;

    Отчисление на соц. нужды;

    Амортизацию;

    Ремонт и техническое обслуживание (ремонтный фонд);

    Цеховые расходы;

    Общеэксплуатационные (общехозяйственные) расходы;

    Внеэксплуатационные расходы.

    5.3.1 Расчёт затрат на электроэнергию

    Расчёт затрат на этой статье себестоимости осуществляется на основе данных об удельном расходе электроэнергии на единицу куб.м воды, объёме воды и тарифа за 1 кВт.ч. электроэнергии.

    Объём электроэнергии, израсходованной всеми электропотребителями для технологических нужд определяется по формуле: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

    Для насосов:

    WкВт=Ni*Q*H, Квт.ч, (31)

    где Ni – удельный расход электроэнергии для подъёма 100м3 на 1м подъёма;

    Q – количество воды, перекачиваемой за год, тыс.м3.

    H – средняя за год высота подъёма воды насосами, м.

    WсквкВт=5,98*726*88,17=382788,3

    WрезкВт=4,43*580,8*48,11=123784,3

    Для бактерицидных установок обеззараживания подземных вод.

    WкВт=20*726=14520 кВт.ч.

    Расходы электроэнергии на вспомогательные нужды (освещение, вентиляцию, отопление, грузоподъёмные механизмы и т.п.) определяем в размере 10% от общего расхода электроэнергии.

    Wвсн.м.кВт=(382788,3+123784,3+14520)*0,1=5210,3

    Потери электроэнергии в электрических сетях и силовых трансформаторах определяем в размере 6% от общего расхода электроэнергии

    Wu=(521092,6+52109,3)*0,06=34392,1

    Технические характеристики электропотребителей и результаты расчётов заносим в таблицу.

    Таблица 8 – Расход электроэнергии

    Наименование потребителя, марка

    Количество потребителей

    Мощность электропотребителя, кВт

    Время работы эл. потр. В течении года, часа

    Активный расход электроэнергии, кВт.ч./год

    Суммарная мощность электропотребителей, кВт

    1. Насосы 1 ЭЦВ6-16-110Г

    2. Насосы К 45-55

    3. Бактерицидная установка УДВ 50/70

    4. Расходы электроэнергии на вспомогательные нужды, 10%

    5. Потери электроэнергии в электросетях и силовых трансформаторах, 6%

    Сумму затрат на электроэнергию определяем по формуле:

    Сэл=Тэл*WкВт.ч., тыс.руб. (32)

    Где Тэл – ставка тарифа за потреблённую энергию, руб./кВт.ч, дифференцированную по диапазонам годового числа часов использования (от 7000 и выше по низкому напряжению – 223ком.

    Сэл =2,23*607594,0=1354,9 тыс.руб.

    5.3.2 Расчёт затрат на материалы

    Расход материалов в год определяем по формуле

    Pi=0,298*365=108,8кг (33)

    Годовые затраты в денежном выражении на материалы определяем

    См(р)=Σ Pi*Цзi, тыс.руб.

    где Цзi – цена за единицу измерения, руб.

    Серная кислота

    См(р)=108,8*0,583=63,4=0,06т.р.

    Лампы=1*30=30 тыс.руб.

    Всего=30,06 тыс.руб.

    5.3.3 Расчёт затрат на оплату труда

    Исходными данными для расчёта затрат на оплату труда являются нормативы численности персонала, тарифные ставки, размеры премий и доплат за условия труда, режим труда и др.

    Нормативами численности работников водоснабжения предусмотрена:

    Для руководителей, специалистов и служащих – списочная численность;

    Для рабочих – явочная численность.

    Тарификацию работ (рабочих) производим в соответствии с ЕТКС.

    Тарифные ставки и должностные оклады работников предприятия устанавливаем по ЕТС.

    Численность персонала приведена в таблице.

    5.3.3.1 Заработная плата рабочих и служащих складывается из основной и дополнительной заработной платы, а так же оплаты за неотработанное время (отпуска).

    Фонд основной заработной платы состоит из размера заработной платы рабочих, рассчитанного по месячным тарифным ставкам и их численности.

    ФЗПповр=ΣОRяi*Чсi*12,тыс.руб.

    где ОRяi – месячная тарифная ставка соответствующего тарифного разряда, руб.

    Чсi – численность рабочих соответствующей тарифной группы, чел.

    ФЗПмнуповр=4485*5*12=269,1

    Дальнейшей расчёт тарифного фонда заработной платы производим в таблице.

    Фонд дополнительной заработной платы состоит из доплат и надбавок, выплачиваемых за счёт себестоимости.

    а) сумму доплат за работу в ночное время определяем.

    Дноч=Тсрчас*Фноч*Кноч*Чноч, тыс. руб. (34)

    где Тсрчас – средняя часовая тарифная ставка, руб. Фноч – фонд ночного времени, час (2920). Кноч – коэффициент доплат к тарифной ставке за каждый час ночного времени, Кноч=0,5. Чноч – число рабочих, одновременно работающих в ночное время, чел.

    Потерь питьевой воды при ее производстве и транспортировкеРезультаты анализа общего водного баланса подачи и реализации воды приведены в таб. 2.3.1.1.

    Таб. 2.3.1.1. Результаты анализа общего водного баланса подачи и реализации воды



    № п.п.

    Статья расхода

    Единица измерения

    Значение

    1

    2

    3

    4

    1

    Объем поднятой воды

    тыс. м 3

    9,52

    2

    Объем отпуска в сеть

    тыс. м 3

    9,52

    3

    Объем потерь ХПВ

    тыс. м 3

    1,43

    4

    Объем потерь ХПВ

    %

    15,00

    5



    тыс. м 3

    8,09

    На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

    Объем реализации холодной воды в 2013 году составил 8,09 тыс. м 3 . Объем потерь воды при реализации составил 1,43 тыс. м 3 . Объем забора воды из подземных источников, фактически продиктован потребностью объемов воды на реализацию (полезный отпуск) и расходов воды на собственные и технологические нужды, потерями воды в сети.

    На протяжении последних лет наблюдается тенденция к рациональному и экономному потреблению холодной воды и, следовательно, снижению объемов реализации всеми категориями потребителей холодной воды и соответственно количества объемов водоотведения.

    Для сокращения и устранения непроизводительных затрат и потерь воды ежемесячно производится анализ структуры, определяется величина потерь воды в системах водоснабжения, оцениваются объемы полезного водопотребления, и устанавливается плановая величина объективно неустранимых потерь воды.

    В результате проведенного анализа неучтенные и неустранимые расходы и потери из водопроводных сетей МО «Манжерокское сельское поселение» можно разделить на:

    Полезные расходы:


    1. расходы на технологические нужды водопроводных сетей, в том числе :

    • чистка резервуаров;

    • промывка тупиковых сетей;

    • на дезинфекцию, промывку после устранения аварий, плановых замен;

    • расходы на ежегодные профилактические ремонтные работы, промывки;

    • промывка канализационных сетей;

    • тушение пожаров;

    • испытание пожарных гидрантов.

    1. организационно-учетные расходы, в том числе:

    • не зарегистрированные средствами измерения;

    • не учтенные из-за погрешности средств измерения у абонентов;

    • не зарегистрированные средствами измерения квартирных водомеров;
    Потери из водопроводных сетей:

    1. потери из водопроводных сетей в результате аварий;

    2. скрытые утечки из водопроводных сетей;

    3. утечки из уплотнения сетевой арматуры;

    4. расходы на естественную убыль при подаче воды по трубопроводам;

    5. утечки в результате аварий на водопроводных сетях, которые находятся на балансе абонентов до водомерных узлов.

    2.3.2. Территориальный баланс подачи питьевой воды по технологическим зонам водоснабжения (годовой и в сутки максимального водопотребления)

    Фактическое потребление воды составило 8,09 тыс. м 3 /год, в средние сутки 0,022 тыс. м 3 /сут, в сутки максимального водопотребления 0,029 тыс. м 3 /сут.
    потребления питьевой воды

    № п.п.



    Фактическое водопотребление тыс. м 3 /год

    Среднее водопотребление тыс. м 3 /сут



    1

    с. Манжерок

    4,93

    0,014

    0,018

    2

    с. Озерное

    3,16

    0,009

    0,011

    2.3.10. Прогноз распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов, в том числе на водоснабжение жилых зданий, объектов общественно-делового назначения, промышленных объектов, исходя из фактических расходов питьевой, технической воды с учетом данных о перспективном потреблении питьевой, технической воды абонентами

    Результаты анализа прогноза распределения расходов воды на водоснабжение по типам абонентов приведены в таб. 2.3.10.1

    Таб. 2.3.10.1. Результаты анализа


    распределения расходов воды

    п.п.

    Год

    Водоснабжение

    Население

    Бюджет

    Прочие

    тыс. м 3 /год

    тыс. м 3 /год

    тыс. м 3 /год

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    2013

    4,90

    3,19

    0,00

    2

    2020

    44,38

    28,89

    0,00

    3

    2024

    68,45

    44,56

    0,00

    Прогнозные балансы потребления воды МО «Манжерокское сельское поселение» рассчитаны в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

    2.3.11. Сведения о фактических и планируемых потерях питьевой, технической воды при ее транспортировке (годовые, среднесуточные значения)

    Анализ информации о потерях питьевой воды при ее транспортировке позволил сделать вывод, что в 2013 году потери воды в сетях ХПВ составили 1,43 тыс. м 3 или 15% от общего количества поднятой воды на ВЗУ. Потери связаны с износом водопроводных сетей, в связи с чем, предлагается провести мероприятия ремонту системы водоснабжения воды МО «Манжерокское сельское поселение».

    Внедрение комплекса мероприятий по энергосбережению и водосбережению, такие как организация системы диспетчеризации , реконструкции действующих трубопроводов, с установкой датчиков протока, давления на основных магистральных развязках (колодцах) позволит снизить потери воды, сократить объемы водопотребления, снизить нагрузку на водопроводные станции, повысив качество их работы, и расширить зону обслуживания при жилищном строительстве.

    После внедрения всех вышеназванных мероприятий, планируемые потери воды в сетях ХВП в 2024 году составят 5,95 тыс. м 3 или 5%.

    2.3.12. Перспективные балансы водоснабжения и водоотведения (общий – баланс подачи и реализации питьевой, технической воды, территориальный – баланс подачи питьевой, технической воды по технологическим зонам водоснабжения, структурный - баланс реализации питьевой, технической воды по группам абонентов)

    Результаты анализа общего, территориального и структурного водного баланса подачи и реализации воды на 2024 год приведены в таб. 2.3.12.1, 2.3.12.2, 2.3.12.3.

    Таб. 2.3.12.1. Общий баланс подачи и


    реализации питьевой воды

    № п.п.

    Статья расхода

    Единица измерения

    Значение

    1

    2

    3

    4

    1

    Объем поднятой воды

    тыс. м 3

    118,96

    2

    Объем отпуска в сеть

    тыс. м 3

    118,96

    3

    Объем потерь ХПВ

    тыс. м 3

    5,95

    4

    Объем потерь ХПВ

    %

    5,00

    5

    Объем полезного отпуска ХПВ потребителям

    тыс. м 3

    113,01

    Таб. 2.3.12.2. Территориальный
    баланс подачи питьевой воды

    № п.п.

    Наименование населенных пунктов

    Расчетное водопотребление тыс. м 3 /год



    Максимальное водопотребление, тыс. м 3 /сут

    1

    с. Манжерок

    68,83

    0,19

    0,25

    2

    с. Озерное

    44,18

    0,12

    0,16

    Таб. 2.3.12.3 Структурный баланс
    реализации питьевой воды

    № п.п.

    Наименование потребителей

    Расчетное водопотребление, тыс. м 3 /год

    Среднее водопотребление, тыс. м 3 /сут

    Максимальное водопотребление, тыс. м 3 /сут

    1

    Население

    68,450

    0,188

    0,244

    2

    Бюджет

    44,563

    0,122

    0,159

    3

    Прочие

    0,000

    0,000

    0,000

    2.3.13. Расчет требуемой мощности водозаборных и очистных сооружений исходя из данных о перспективном потреблении питьевой, технической воды и величины потерь питьевой, технической воды при ее транспортировке с указанием требуемых объемов подачи и потребления питьевой, технической воды, дефицита (резерва) мощностей по технологическим зонам с разбивкой по годам


    Исходя из результата анализа запланированных к присоединению нагрузок, видно, что максимальное потребление воды приходится на 2024 год, поэтому расчет требуемой мощности оборудования ВЗУ (водозаборных узлов) произведены на следующие расчетные расходы воды, соответствующие этому периоду:

    • объем отпуска в сеть от ВЗУ составляет: 118960 м 3 ;

    • расчетная производительность ВЗУ составляет: 118960 /365*1,3 = 423,7 т/сут;

    • существующая производительность ВЗУ: 269 т/сут;

    • запас производительности ВЗУ: (1-423,7/269)*100 = -57,5%.
    Анализ результатов расчета показывает, что при прогнозируемой тенденции к увеличению численности населения и подключению новых потребителей, а также при уменьшении потерь и неучтенных расходов при транспортировке воды, при существующих мощностях ВЗУ не имеется резерва по производительностям основного технологического оборудования. Рекомендуется бурение дополнительной скважины.

    2.3.14. Наименование организации, которая наделена статусом гарантирующей организации


    Анализ ситуации в сельском поселении показал, что в настоящий момент на территории МО «Манжерокское сельское поселение» ни одна организация не наделена статусом гарантирующей организации.

    Первым и, наверное, наиболее важным этапом формирования производственной программы коммунального предприятия, которая служит основой расчета тарифов, является планирование объемов продукции, подлежащей производству и реализации.

    Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия: теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, можно выделить жестко-регламентируемую последовательность технологических этапов, которые направлены на получение коммунальных ресурсов в необходимых количествах с необходимым качеством. К таким технологическим этапам можно отнести производство (добычу) коммунального ресурса, придание этому ресурсу необходимых свойств (качеств), транспортировка данного ресурса до потребителей. Для оказания услуг водоотведения сохраняются все те же производственные этапы, но следующие друг за другом в обратном порядке.

    Рассмотрим показатели производственной программы на примере водоканала и теплосети.

    Показатели производственной программы водоканала могут быть представлены следующими объемами:

      • Объем потребности в воде, всего:

        в том числе

    1. объем подъема (забора) воды (Q пр.);
    2. объем покупки воды (Q пок.);
      • Объем поданной воды на очистку (Q очист.);
      • Объем воды на собственные нужды водоснабжения (Q тех.);
      • Объем подачи воды в сеть (Q сеть.);
      • Объем потерь технической и питьевой воды (Q потерь);
      • Объем полезного отпуска воды, всего (Q пол.отпуск):

    в том числе:

    1. объем отпуска воды на нужды подразделений предприятия (Q пот.подр.);
    2. объем реализации потребителям питьевой воды, всего (Q реализ.питьев.):

    в том числе: населению,

    Организациям;

    1. объем реализации потребителям технической воды(Q реализ.тех.).

    Показатели производственной программы теплоснабжающего предприятия могут быть представлены следующими объемами:

      • Объем производства тепловой энергии (Q пр.);
      • Технологические нужды котельных (Q тех.);
      • Объем отпущенной тепловой энергии в тепловую сеть (Q отпуск);
      • Объем покупки тепловой энергии у сторонних производителей (Q покуп.);
      • Потери тепловой энергии в тепловых сетях (Q потерь.);
      • Объем полезного отпуска тепловой энергии, всего (Q пол.отпуск):

    в том числе:

    1. объем отпуска тепловой энергии на нужды подразделений предприятия (Q пот.подр.);
    2. объем реализации потребителям тепловой энергии, всего (Q реализ.):

    в том числе: населению,

    организациям;

    Вне зависимости от сферы деятельности коммунального предприятия – водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение существуют особенности формирования производственной программы , присущие каждому предприятию.

    Первой особенностью составления производственной программы является балансовый метод ее подготовки. Сам термин баланс предполагает равновесие или сопоставимость показателей какой-либо системы. То есть все показатели производственной программы взаимосвязаны и не могут существовать сами по себе. В целом они составляют единую систему, каждый из которых соподчинен с остальными показателями. Кроме того, балансовый метод подразумевает сопоставимость показателей не только в структуре, но и в динамике. То есть планируемые показатели должны быть сопоставимы с фактическими и наоборот.

    Второй особенностью подготовки производственной программы является порядок ее разработки. Формирование производственной программы начинается с конечных показателей, то есть с объемов реализации. Далее, как бы поднимаясь вверх, добавляются объемы потребления тепловой энергии, электрической энергии, воды, отведения стоков, газа собственными подразделениями предприятия, потери в сетях, технологические нужды, получая в конце объемы производства.

    То есть, расчет производственных показателей должен строиться по следующей последовательности:

    1. Q реализ.питьев. + Q пот.подр. = Q пол.отпуск

    2. Q пол.отпуск. + Q потерь. = Q покуп. + Q отпуск

    3. Q отпуск + Q тех. = Q пр.

    Третьей особенностью формирования предприятием объемов производства и реализации является то, что объемы производства могут быть в составе одной или нескольких программ в зависимости от следующих условий:

    1. состава технологических стадий процесса производства тепловой энергии, электрической энергии, воды, газа, отведения стоков, результатом которых является реализация потребителям услуг или их передача между подразделениями предприятия;
    2. вида систем: например для водоснабжения – централизованная и децентрализованная, для теплоснабжения – закрытая или открытая система водоразбора;
    3. способа присоединения потребителей к централизованной инженерной системе. Например, для водоснабжения непосредственное или дистанционное (подвоз воды, водопроводные колонки, вывоз жидких нечистот);
    4. вида реализуемой потребителям и передаваемой между структурными подразделениями предприятия продукции: например для водоснабжения питьевая или техническая вода, для теплоснабжения в зависимости от вида теплоносителя – горячая вода или пар.

    Каждое из приведенных условий предопределяет составление отдельной программы формирования объемов производства и реализации соответствующей одному из условий. Исходными показателями объемов производства и реализации по каждой из таких программ должны стать показатели сводной для предприятия программы объемов производства и реализации, в которой указываются общие по предприятию объемы производства и реализации.

    Перейдем к рассмотрению порядка формирования каждого элемента производственной программы.

    Специфика формирования объемов реализации коммунальных ресурсов

    объемы реализации могут быть определены одним из следующих способов:

      • по приборам учета;
      • по нормативам потребления;
      • расчетно на основании физических параметров объектов потребителя.

    Определение объемов реализации на основании приборов учета не вызывает особой трудности и заключается в периодическом снятии показаний (один раз в месяц, квартал, год). Таким образом, для тех потребителей, у которых установлены приборы учета, плановый объем реализации рассчитывается на основании показаний приборов учета за отчетный период с учетом планируемого потребителями изменения объемов потребления. Под планируемыми изменениями объемов реализации обычно подразумеваются такие изменения как:

    Пересмотр договорных объемов потребления воды в планируемом периоде;

    Тенденция изменения объема потребления воды, определяемая на основании статистических данных за 5 отчетных периодов, предшествующих периоду, в котором проводится расчет тарифов на планируемый период, с использованием методов статистического прогнозирования 1 .

    В тех случаях, когда покупателями продукции коммунальных предприятий являются юридические лица, приобретающие по договору электрическую энергию, тепловую энергию, воду, газ и осуществляющие прием стоков для нужд бытового потребления населением, изменение договорных объемов покупки может быть вызвано сносом ветхих и вводом новых жилых домов, миграцией населения и другими условиями.

    При отсутствии приборов учета у такой группы потребителей, как население, при расчете объемов реализации обычно применяют нормативы потребления.

    При отсутствии приборов учета у юридических лиц, часто применяются расчетные методы определения объемов реализации. При этом используются плановые, либо фактические показатели работы технологического оборудования предприятия-потребителя, физические параметры зданий, количество работающего персонала и технико-экономические показатели.

      Объемы ресурсов, используемых на собственные нужды

    Объемы ресурсов, используемые на собственные нужды можно разделить на две части, которые в начале раздела были обозначены, как Q тех. (технологические нужды производства) и Q пот.подр. (потребность в коммунальных ресурсах основных производственных подразделений, производящих другую продукцию, вспомогательных подразделений, административного здания).

    Технологические потребности коммунального предприятия в собственной продукции занимают не значительный объем в общем количестве производимой электрической энергии, тепловой энергии, воде, газе, приеме сточных вод, но в отличие от многих других показателей, вместе с потерями и утечками определяется эффективность работы коммунального предприятия.

    1) Технологическими нуждами в водоснабжении могут быть вода на дезинфекцию и промывку систем водоснабжения (в том числе водопроводных сетей), нужды насосных станций, отбор проб, проведение анализов и приготовление реагентов и хозяйственно-питьевые нужды работников предприятия, занятых водоснабжением.

    2) При производстве тепловой энергии к технологическим нуждам относятся продувка паровых котлов, подогрев мазута, технологические нужды хим.водоподготовки, отопление и хозяйственно-бытовые нужды котельной.

    Расчет потребности в собственной продукции на технологические нужды выполняется на основании отраслевых методик, результатов режимно-наладочных испытаний, технических параметров установленного оборудования и плана по выпуску продукции. Очень часто количество потребляемых коммунальных ресурсов собственного производства принимают в процентном отношении от общего объема выработки. Такой порядок расчетов возможен при достаточно стабильной работе предприятия с незначительным расходом производимого коммунального ресурса на собственные нужды.

    Отпуск коммунальных ресурсов подразделениям предприятия в большей степени связан с потреблением их на хозяйственно-бытовые нужды : отопление зданий, освещение, работу душевых сеток и санитарных узлов.

    Потери и их виды

    Потери - важнейший показатель экономичности работы коммунального предприятия, наглядный индикатор состояния системы учета, эффективности сбытовой деятельности организации.

    все потери принято разделять на 2 большие группы:

    1. Технические потери потери, обусловленные физическими процессами передачи и распределения электрической энергии, тепловой энергии, воды, газа и приема стоков, определяются расчетным путем.
    1. Коммерческие потери – потери, определяемые как разность абсолютных и технических потерь.

    Формирование себестоимости реализации коммунальных ресурсов

    Себестоимость составляют выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.

    Из общего определения себестоимости можно выделить себестоимость производства и себестоимость реализации .

    Тогда себестоимость производства можно обозначить как сумму расходов предприятия на производство продукции, формирующуюся в цехах основного и вспомогательного производства. Себестоимость реализации обозначим как сумму расходов предприятия на производство и реализацию продукции, формирующуюся из себестоимости производства и общехозяйственных расходов.

    I. Общие положения

    1.1. Настоящие методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации (далее – методические рекомендации) разработаны в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направления государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618), утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

    1.2. В сфере ЖКХ Национальным планом предусмотрен такой показатель, как сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте РФ, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана уже достигнуты показатели первого или последующих годов) (далее – показатели Национального плана):

    – теплоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

    – водоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

    – водоотведение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году.

    1.3. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие;

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие.

    1.3. Под общим объемом полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса:

    На собственные нужды,

    Организациям-перепродавцам,

    Бюджетным потребителям,

    Населению,

    Прочим потребителям,

    В общем объеме полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

    1.4. Под полезным отпуском ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями:

    На собственные нужды,

    Организациям-перепродавцам,

    Бюджетным потребителям,

    Населению,

    Прочим потребителям,

    а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

    В общем объеме полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

    В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

    II . Методика для расчета показателей

    2.1. В качестве источников получения информации необходимо использовать экспертные заключения, протоколы заседания правления (коллегии) исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые указанным органом тарифные, балансовые решения в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства тепловой энергии и размещенные в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования».

    2.2. Полезный отпуск ресурсов, используемый для расчета показателей, должен совпадать с информацией, представленной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее – ФГИС ЕИАС ФАС России).

    2.3. Показатели, содержащие в приложении к настоящим методическим рекомендациям, отражающие доли полезного отпуска тепловой энергии (тепловой энергии), воды, принятых сточных вод государственными и муниципальными унитарными предприятиями (далее - показатели) были рассчитаны в соответствии с настоящими методическими рекомендациями по данным, представленным региональными органами тарифного регулирования по системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах на 2016-2018 гг. в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

    2.4. При расчете общего объема полезного отпуска ресурсов по каждой из сфер необходимо учитывать данные, представленные хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    2.5. При расчете объема полезного отпуска ресурсов унитарными предприятиями учитывались данные, представленные, государственными унитарными предприятиями субъектов Российской Федерации, муниципальными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    III. Расчет показателей

    3.1. Расчет показателей на территории субъекта Российской Федерации осуществляется по следующей формуле:

    V = ---------х 100, где

    V n– это объем полезного отпуска ресурса, реализуемый государственными и муниципальными предприятиями (в теплоснабжении - Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

    V o – это общий объем полезного отпуска ресурсов (в теплоснабжении - Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

    IV. Сроки представления данных в ФАС России

    Данные о показателях в субъекте направляются в ФАС России не позже окончания срока сбора информации в рамках мониторинга о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

    Сроки проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

    V. Способы достижения показателей Национального плана

    5.1. Концессионное соглашение

    Данный способ позволяет передать во владение и пользование любые объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на длительный срок с инвестиционными обязательствами.

    Передача государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем в концессию осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и может производиться по результатам проведения конкурса, без проведения конкурса в случаях, установленных законом, по инициативе потенциального инвестора.

    5.2. Договор аренды

    Заключение договора аренды возможно только в отношении государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с момента ввода в эксплуатацию которых прошло менее 5 лет либо при наличии технологической связи.

    Заключение договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Заключение договора аренды возможно как по результатам конкурса, так и без проведения конкурса при наличии технологической связи с ранее переданным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности или на ином законном праве арендатора.

    5.3. Приватизация

    Приватизация предполагает передачу государственных и муниципальных источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем в собственность частных лиц при условии инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

    Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» посредством продажи имущества на конкурсе, преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества либо включения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ при обязательном установлении инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

    С реализацией 261-ФЗ «Об энергосбережении и энергетической эффективности…» в водопроводно-канализационном комплексе Российской Федерации возникли сложности. "На настоящий момент отсутствует взаимооднозначное соответствие между энерогоэффективностью, энергопотреблением и качеством предоставляемых услуг. Экономия потребителями воды привела к серьёзным издержкам водоканалов. Дальнейшее сокращение водопотребления может привести к деградации систем водоснабжения." Из статьи исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, к.ю.н. Довлатовой Елены Владимировны.

    Значение и ценность воды сложно переоценить. Она обеспечивает жизнедеятельность всего человечества, является неотъемлемым атрибутом здоровья нации, а также способствует стабильности социально-экономического развития государства. Ещё задолго до появления электричества и теплоснабжения, вода была первым коммунальным ресурсом, централизовано распространяемым через самотёчные распределительные системы. Сегодня масштаб водопроводно-канализационного комплекса нашей страны является одним из самых больших в мире: более 5 тысяч организаций, 500 тысяч работников, более 667 тысяч км. сетей, более 45 тысяч насосных станций, более 7,5 тысяч единиц очистных сооружений, более 9 миллиардов кубов воды в год проходит через водопроводную сеть, более 48 миллиардов кубов сточных вод попадает в канализационную сеть.

    Сфера водоснабжения и водоотведения считается одной из самых энергоёмких и технологически сложных отраслей жилищно-коммунального хозяйства, поэтому государство уделяет особое внимание вопросам повышения энергетической и экологической эффективности водопроводно-канализационного комплекса. Одними из базовых документов в этом направлении стали Указ Президента от 04.06 2008 года №889 «О повышении экологической и энергетической эффективности Российской экономики до 2020 года» и Федеральный Закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы энергоэффективности в водопроводно-канализационном хозяйстве стали в высшей степени актуальными ещё задолго до принятия рассматриваемого закона. Связано это с тем, что в тарифе предприятий водоснабжения и водоотведения доля электроэнергии составляет более 35%, а приобретать её необходимо по рыночным (свободным) ценам в объеме 100%. Данная ситуация возникла после у становления с 1 января 2011 года свободных (складывающихся под воздействием спроса и предложения и не подлежащих государственному регулированию) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками (Федеральный закон от 26.07.2010 N 187-ФЗ). При этом, с того же года ужесточилось тарифное регулирование отрасли, определяющее всё меньший и меньший возможный рост тарифа, не покрывающий необходимых потребностей предприятий, что приводило и приводит к постоянному росту задолженности водоканалов перед поставщиками электроэнергии. Таким образом, ещё до принятия закона об энергоэффективности многие водоканалы крупных городов активно занимались снижением потребления электроэнергии, внедряя энергосберегающие технологии, и к моменту вступления в силу указанного документа уже достигли определённого предела. Поэтому дальнейшая реализация некоторыми предприятиями ВКХ закона не может быть выполнена, так как отсутствуют возможности для дальнейшего сокращения энергопотребления.

    Другой проблемной точкой для предприятий водопроводно-канализационного комплекса стали положения 13 статьи Закона, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Нормы 261-ФЗ дали пространный алгоритм оснащения многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета. Отсутствие практических стимулов у потребителей использовать показания счетчиков для оплаты услуг привело в отдельных местах к саботажу исполнения закона управляющими компаниями и жильцами. Ситуацию усугубила непоследовательность приводимой политики в области нормирования потребляемых ресурсов, что привело к демонтажу уже установленных приборов учета. На этом фоне обязанность ресурсоснабжающей организации осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, сталкивается с нежеланием жильцов, что тормозит реализацию Закона.

    Очевидно, что наделение водоканалов полицейскими функциями - по меньшей мере, странно.

    Разрешение создавшейся ситуации возможно как экономическим стимулированием (повышение платы за услуги, потребленные по нормативу) и административными методами (штрафные санкции за неисполнение законодательства).

    Оба подхода имеют свои недостатки и их применение должно предваряться общественными обсуждениями.

    Тем не менее, по состоянию на 2013 год приборами индивидуального учёта холодного водоснабжение обеспечено более 15% многоквартирных домов. Ситуация с общедомовыми приборами учёта немного лучше - почти 30%. Эти небольшие цифры в масштабе страны всё же существенно сократили потребление водного ресурса, что самым негативным образом сказалось на производственных процессах предприятий отрасли . Всё дело в том, что активное строительство и развитие коммунальной инфраструктуры, проходившее в 70-80 годах, было ориентировано на большие мощности в связи с ростом и расширением городов. Но по факту планируемое укрупнение населённых пунктов не произошло. Напротив, наблюдается тенденция переселения из малых городов в крупные. При этом в больших городах, в связи с переездом населения из деревень и сёл, объём водопотребления не вырос, а наоборот упал, потому что установка индивидуальных и общедомовых приборов учёта повлияла на сокращение расхода воды потребителями. Например, в некоторых городах наблюдается ежегодное сокращения водопотребления на 3-5%. В итоге сегодня инфраструктура не эксплуатируется в том объёме, в котором она была запланирована. Снижение фактического водопотребления привело к ряду технических проблем:

    • В два раза увеличилось время пребывания воды в трубопроводах, что привело к угрозе вторичного загрязнения питьевой воды и усугубило опасность промерзания сетей;
    • Снижение КПД насосов: оборудование эксплуатируется в неоптимальном режиме подачи.
    • меняется режим работы насосного оборудования (каждый насос имеет оптимальный режим работы, если он эксплуатируется выше или ниже установленного производителем уровня, то происходит его ускоренная амортизация).

    Решая эти проблемы, водоканалы вынуждены перестраивать эксплуатационные регламенты работы на станциях и сетях системы водоснабжения. Разрабатываются конкретные программы мероприятий:

    • на водозаборных сооружениях и станциях водоподготовки, там где это возможно, выведены на консервацию целые технологические линии, а там где это невозможно - увеличен объем эксплуатационных работ, касающихся промывок оборудования и технологических комплексов по водоподготовке.
    • на сетях увеличился объем работ, связанных с промывкой и санацией трубопроводов, установлению дополнительных точек контроля качества воды и более учащенному отбору проб, для чего пришлось, в т.ч. перестроить программное обеспечение в автоматизированных точках отбора и контроля качества питьевой воды.

    В итоге сокращение потребления воды и снижение объёмов сточных вод способствовало не снижению затрат предприятий отрасли и высвобождению дополнительных средств, а напротив, повышению эксплуатационных затрат и поиску дополнительных инвестиций для модернизации производственных процессов. Другими словами, экономия потребителями воды привела к серьёзным издержкам водоканалов. Дальнейшее сокращения водопотребления может привести к деградации систем водоснабжения.

    Наряду с этим экономия воды сократила общий объём стоков, что привело к повышению концентрации загрязнений, поступающих от населения и промышленности. Чем больше объём сточных вод, тем лучше загрязняющие вещества растворяются в них и наоборот. Произошедшая ситуация, когда количество загрязнений осталось тем же, а объёмы сточной воды уменьшились, потребовала от водоканалов приобретение дополнительных реагентов и средств очистки. В итоге предприятия водопроводно-канализационного комплекса снова оказались в ситуации, когда снижение нагрузки на инфраструктуру водоотведения принесло не новые средства, высвобожденные от экономии, а дополнительные затраты на эксплуатационные расходы.

    Вывод:

    В связи с высокой долей составляющей электроэнергии в тарифе организаций ВКХ (до 40%) и отсутствием каких-либо льгот на приобретение данного энергоресурса, задачи по энергосбережению и энергоэффективности являются в высшей степени актуальными для предприятий отрасли водоснабжения и водоотведения. Между тем, отсутствие баланса между отраслями коммунального хозяйства при покупке электроэнергии (неравномерное распределение цен на энергоресурс для разных отраслей ЖКХ) приводит к существенным альтернативным издержкам предприятий ВКХ, которые связаны с отсутствием:договорных отношений с поставщиками энергии; отсутствием авансовых платежей за электроэнергию; отсутствием возможности возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии. Одним из возможных решений данной проблемы может стать внесение изменений в ПП РФ № 442 от04.05.2012 года, которые позволят распространить принцип отсрочки платежа гарантирующему поставщику за электроэнергию на предприятия ВКХ. Другим вариантом может стать возможность внесения соответствующих изменений в законодательство, позволяющих организациям ВКХ приобретать электрическую энергию по тарифам для населения.

    На настоящий момент отсутствует взаимооднозначное соответствие между энерогоэффективностью, энергопотреблением и качеством предоставляемых услуг. В связи с тем, что повышение качества питьевой воды и очистки стоков требует больших энергозатрат, а нормы 261-ФЗ требуют снижения потребления энергоресурсов, возникает явное противоречие между целями предприятия и требованиями законодательства. Для решения этой проблемы необходимо выделить сегменты рынка и сферы экономики, где действие закона наиболее целесообразно, где энергоэффективность не вносит изменения в другие производственные процессы. Другими словами, энергоэффективность должна рассматриваться в контексте других производственных процессов отрасли, в контексте общих целей и задач отрасли.