• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам 2015 года увеличился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. до 230,74 млн тонн. В том числе, сухих грузов перевалено 87,8 млн тонн /-2,2%/, наливных - 142,93 млн тонн /+6,9%/, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

    Рост перевалки грузов в порту Усть-Луга относительно аналогичного периода прошлого года составил 16,1% до 87,87 млн тонн, в порту Приморск - 11,1% до 59,61 млн тонн, Высоцк - 0,3% до 17,48 млн тонн. Грузооборот порта Санкт- Петербург сократился на 15,8% до 51,51 млн тонн, Выборг - на 6,3% до 1,56 млн тонн, Калининград - на 8,6% до 12,71 млн тонн. Доля грузооборота порта Усть-Луга составляет 38,1% совокупного объема, Приморск - 25,8%, Санкт-Петербург - 22,3%.

    Среди стивидорных компаний наибольший прирост объемов перевалки грузов показали: ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" /порт Усть-Луга/ - на 58,6%, ЗАО "Контейнерный терминал Санкт- Петербург" - на 19,8%, ООО "Невская трубопроводная компания" /порт Усть-Луга/ - на 15,3%, ООО "СИБУР- Портэнерго" /порт Усть-Луга/ - на 15%, ОАО "Балтийский Балкерный терминал" /Санкт-Петербург/ - на 13,4%. Детальная информация о перевалке грузов в морских портах Балтийского бассейна РФ представлена в таблицах.

    По итогам 2014 г. морскими портами РФ перевалено 623,4 млн тонн грузов. Перевалка грузов морскими портами Балтийского бассейна РФ по итогам года составила 223,5 млн тонн: сухих грузов - 89,8 млн тонн, наливных - 133,6 млн тонн.

    Грузооборот Балтийского бассейна РФ в 2015 году /млн тонн/
    Порт /
    Стивидорная компания
    январь-декабрь % 2015/
    2014
    Доля
    2014 2015
    Порт Усть-Луга 75.67 87.87 16.1% 38.1%
    23.26 26.81 15.3% 30.5%
    ОАО "Усть-Луга Ойл" 18.91 21.08 11.4% 24.0%
    ОАО "Ростерминалуголь" 15.45 17.47 13.0% 19.9%
    ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" 4.36 6.92 58.6% 7.9%
    ООО "СИБУР-Портэнерго" 3.46 3.98 15.0% 4.5%
    3.97 4.20 5.9% 4.8%
    6.25 7.41 18.5% 8.4%
    53.66 59.61 11.1% 25.8%
    Большой порт Санкт-Петербург 61.18 51.51 -15.8% 22.3%
    11.29 7.39 -34.5% 14.3%
    8.16 7.89 -3.3% 15.3%
    10.00 7.39 -26.2% 14.3%
    6.41 7.27 13.4% 14.1%
    ОАО "Петролеспорт" 7.79 5.61 -28.0% 10.9%
    4.12 4.93 19.8% 9.6%
    ЗАО "Нева-Металл" 3.31 3.45 4.3% 6.7%
    Другими стивидорными компаниями 10.09 7.57 -25.0% 14.7%
    Порт Высоцк 17.43 17.48 0.3% 7.6%
    ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II" 12.16 11.80 -2.9% 67.5%
    ООО "Порт Высоцкий" 5.27 5.68 7.7% 32.5%
    Порт Калининград 13.90 12.71 -8.6% 5.5%
    ЗАО "Содружество Соя" 4.09 4.25 4.0% 33.5%
    ОАО "Калининградский МТП" 3.36 2.78 -17.3% 21.8%
    1.57 1.36 -13.2% 10.7%
    Другими стивидорными компаниями 4.88 4.32 -11.6% 34.0%
    Порт Выборг 1.66 1.56 -6.3% 0.7%
    Итого Балтийский бассейн 223.49 230.74 3.2% 100.0%
    сухие грузы 89.80 87.80 -2.2% 38.1%
    наливные 133.69 142.93 6.9% 61.9%





    Перевалка сухих грузов морскими портами Балтийского бассейна в 2015 году /млн тонн/
    Порт /
    Стивидорная компания
    январь-декабрь % 2015/
    2014
    Доля
    2014 2015
    Большой порт Санкт-Петербург 46.91 41.87 -10.7% 47.7%
    ЗАО "Первый контейнерный терминал" 11.29 7.39 -34.5% 17.7%
    ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" 8.16 7.89 -3.3% 18.8%
    ОАО "Петролеспорт" 7.79 5.61 -28.0% 13.4%
    ОАО "Балтийский Балкерный терминал" 6.41 7.27 13.4% 17.4%
    ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" 4.12 4.93 19.8% 11.8%
    ЗАО "Нева-Металл" 3.31 3.45 4.3% 8.2%
    Другими стивидорными компаниями 5.82 5.32 -8.6% 12.7%
    Порт Усть-Луга 25.67 29.08 13.3% 33.1%
    ОАО "Ростерминалуголь" 15.45 17.47 13.0% 60.1%
    ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" 3.97 4.20 5.9% 14.4%
    Другими стивидорными компаниями 6.25 7.41 18.5% 25.5%
    Порт Калининград 10.32 9.67 -6.3% 11.0%
    ЗАО "Содружество Соя" 3.58 3.75 4.8% 38.8%
    ОАО "Калининградский МТП" 3.21 2.63 -18.2% 27.2%
    Другими стивидорными компаниями 3.53 3.29 -6.8% 34.0%
    Порт Высоцк /ООО "Порт Высоцкий"/ 5.27 5.68 7.7% 6.5%
    Порт Выборг 1.63 1.51 -7.8% 1.7%
    Итого сухих грузов 89.80 87.80 -2.2% 100.0%





    Перевалка наливных грузов морскими портами Балтийского бассейна в 2015 году /млн тонн/
    Порт /
    Стивидорная компания
    январь-декабрь % 2015/
    2014
    Доля
    2014 2015
    Порт Приморск /ООО "Приморский торговый порт"/ 53.66 59.61 11.1% 41.7%
    Порт Усть-Луга 50.00 58.79 17.6% 41.1%
    ООО "Невская трубопроводная компания" 23.26 26.81 15.3% 45.6%
    ОАО "Усть-Луга Ойл" 18.91 21.08 11.4% 35.9%
    ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" 4.36 6.92 58.6% 11.8%
    ООО "СИБУР-Портэнерго" 3.46 3.98 100.0% 6.8%
    Порт Высоцк /ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II"/ 12.16 11.80 -2.9% 8.3%
    Большой порт Санкт-Петербург 14.27 9.64 -32.5% 6.7%
    ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" 10.00 7.39 -26.2% 76.6%
    Другими стивидорными компаниями 4.27 2.25 -47.3% 23.4%
    Порт Калининград 3.58 3.04 -15.0% 2.1%
    ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал" 1.57 1.36 -13.2% 44.7%
    ЗАО "Балт Нафта" 0.88 0.62 -29.3% 20.5%
    Другими стивидорными компаниями 1.13 1.06 -6.2% 34.8%
    Порт Выборг /ООО "Порт Выборгский"/ 0.03 0.05 79.5% 0.0%
    Итого наливных грузов 133.69 142.94 6.9% 100.0%

    Балтика исторически занимает одну из наиболее значимых позиций во внешней торговле России: через балтийские морские ворота осуществляется традиционный экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. В акватории Балтийского моря расположено шесть российских грузовых морских портов, общий грузооборот которых в 2016 году составил 236,6 тыс. тонн: Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск, Выборг, Калининград и торговый порт Усть-Луга. Наиболее крупными объектами балтийского анклава являются три порта побережья Финского залива: универсальные порты Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга и нефтеналивной порт Приморск, которые в последние годы демонстрируют стабильную динамику увеличения объемов перевалки грузов, согласно своей мультиспециализации.


    В торговом порту Усть-Луга , лидирующем в рейтинге российских портов балтийского анклава по результатам прошлого года, перевалка наливных (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ) и навалочных (руда, уголь, кокс, минеральные удобрения и пр.) грузов составляет 97% от всего оборота порта. В 2016 году МТП Усть-Луга осуществил наибольший среди российских портов Балтики грузооборот - 93 362 тыс. тонн.

    Перевалка навалочных грузов по отношению к 2015 году выросла на 10% (27,7 тыс. тонн), что составило 30% от общего грузооборота. В данной категории грузов, помимо угольной продукции, наблюдалось увеличение объемов перевалки минеральных удобрений (68%) и руды (96%): порт перевез на 1,2 млн тонн минеральных удобрений и на 120 тыс. тонн руды больше, чем в прошлом году.

    Общее количество обработанных наливных грузов также возросло на 6% - почти 62,5 тыс. тонн, половина из которых относится к нефтепродуктам. В 2016 году морской торговый порт Усть-Луга осуществил 40% российских грузоперевозок в балтийском бассейне, в том числе перевалив 63% всего угля, руды и кокса, перевезенных через российские порты данного региона.

    В работе Большого порта Санкт-Петербург наиболее заметно направление контейнерных перевозок, доля которых составила 43% от общего объема перевозок через порт, а также 92% от общего количества контейнерообработок среди морских торговых портов Балтики - 20 811 тонн (1 745 182 TEU), что на 5% выше прошлого года: 20,8 тыс. против 19,8 тыс. тонн. Почти 60% приходится в основном на перевалку генеральных, наливных и навалочных грузов.

    Объем генеральных грузов, к которым относятся черные и цветные металлы, металлолом, тарно-штучные и рефгрузы, в Большом порту СПб достиг в прошлом году показателя в 12 тыс. тонн, что на 2% больше объемов аналогичных грузов, обработанных в 2015 году, и составляет 84% от общей доли переваленных балтийскими портами грузов данной категории. Грузооборот наливных грузов, проходящих через Большой порт, продолжает снижаться: в 2016 году было перевезено 6,5 тыс. тонн, что на 32% ниже показателей 2015 года. Подобная ситуация наблюдается и в области перевозки навалочных грузов, объемы которых упали на 12%,- исключением является руда, грузооборот которой вырос на 3%.

    Узкоспециализированный нефтеналивной порт Приморск демонстрирует рост грузооборота: +8% по сравнению с данными за 2015 год. В процентной доле общего объема перевозимых через Приморск грузов 79% приходится на нефть, что составляет 62% от российского нефтяного грузооборота Балтики, причем данный показатель в 2016 году вырос на 2%. Перевозка нефтепродуктов, напротив, снизилась на 700 тонн (5%).

    Порт Высоцк , выполняющий грузоперевалку угля, кокса и нефтепродуктов, в среднем снизил свои показатели на 2%: объемы наливных грузов уменьшились на 849 тонн, но оборот навалочных стабильно увеличивается - +8%. Грузооборот порта в 2016 году составил 7% (17 101 тонну) от общего объема грузов, перевезенных через российские порты в Балтике.

    В порту Выборг отмечается значительное снижение показателей - на 11%. По всем направлениям, за исключением превалирующих навалочных и отдельно тарно-штучных генеральных грузов, объемы упали: наливные - на 13%, лесные - на 48%, насыпные вовсе в 2016 году через данный порт не перевозились. Говоря о категориях, в которых отмечен рост, стоит сказать о 14-процентном увеличении объемов угольной продукции, составляющей 45% от общего грузооборота Выборга .

    Через порт Калининград в 2016 году стали больше перевозить навалочных и насыпных грузов: +8% и +5% соответственно. На данные показатели повлияла увеличившаяся перевалка угля (+38%) и сахара (65 тонн в сравнении с 16 тоннами в прошлом году). Категория продуктовых товаров (зерно, сахар и прочие насыпные грузы) является преобладающим направлением порта Калининград, составляя более трети от всего грузооборота, снизившегося в 2016 году на 8%. За прошлый год порт перевез 5% от всех грузов, прошедших через отечественные порты в Балтийском бассейне.

    Одной из косвенных причин высоких показателей грузооборота, осуществляемого российской тройкой ведущих портов Балтийского бассейна, можно назвать изменение транспортной политики России в отношении транзита российских грузов через порты других государств. В 1990-е и 2000-е годы перевалка российских грузов по Балтийскому бассейну велась в основном транзитом через крупнейшие порты Латвии, Литвы и Эстонии - Лиепаю, Клайпеду, Таллин и другие. Но в 2015 году, в связи с введением Россией торговых санкций по отношению к ряду европейских стран и США, а также в рамках «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», исполняемой ФГУП «Росморпортом» с ноября 2010 года, начала осуществляться переориентация транзита на отечественные порты.

    Стратегия включает в себя ряд мер, направленных на «формирование конкурентоспособной на международном уровне инфраструктуры морских портов и оказание комплекса портовых услуг, полностью отвечающих потребностям российской экономики в торговле и транспорте». В число потребностей входит наращивание мощностей и их эффективности, решение социальных задач (обеспечение занятости, повышение уровня жизни портовых работников, проведение природоохранных мероприятий). Кроме того, проводится пересмотр тарифной политики грузоперевозок посредством железнодорожного транспорта, что также способствовало динамике отечественных грузоперевозок.

    Говоря о ближайших перспективах развития балтийских портов России, стоит дополнительно отметить государственный план, опубликованный 17 июня 2017 года на официальном сайте правительства России, в котором сообщается, что до 2020 года будет реализовано распоряжение Министерства транспорта РФ по налаживанию паромного сообщения между портами Калининград и Усть-Луга. Железнодорожная паромная линия будет реорганизована и оснащена тремя новыми паромами.

    По данным издания gudok.ru : «Согласно плану, в июле Министерство экономического развития РФ и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) должны подготовить директиву Правительства РФ об определении позиции для голосования представителей Российской Федерации в совете директоров ОАО “Российские железные дороги” (ОАО “РЖД”) по вопросу участия в специальной проектной компании для реализации проекта строительства и эксплуатации паромов. В августе совет директоров ОАО “РЖД” рассмотрит проект решения об участии общества в проектной компании с долевым участием в размере не менее 25% плюс одна акция. Не позже чем в сентябре специальная проектная компания должна быть создана, о чем должно быть сообщено Правительству РФ. Ответственными исполнителями этого пункта плана правительство определило Минтранс РФ, ОАО “РЖД” и ООО “Пола Менеджмент”. Строительство и эксплуатация паромов будут осуществляться на основании концессионного соглашения».

    Данные меры, по прогнозам экспертов, обеспечат увеличение оборота грузов различных категорий на направлении Усть-Луга - Балтийск, а также приведут к расширению линейки грузов и переоборудованию обоих портов, в частности, к закупке новой техники в соответствии с характером обрабатываемой продукции.

    В целом, перевалка грузов через российские порты Балтийского бассейна в 2016 году выросла на 3% в сравнении с результатами 2015 года, когда сложная экономическая ситуация, нехватка инвестиций и усиление санкционных мер комплексно замедляли наращивание объемов оборота сухих и наливных грузов.

  • 3. Функции транспорта в системе государства
  • 4. Основные задачи, принципы, организация управления транспортной системой в условиях ранка.
  • 1.2. Общественное производство и транспорт.
  • 1. Влияние транспорта на размещение производительных сил.
  • 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производства
  • Лекция 2
  • 1.3 Транспортная система рф: основные понятия, структура, показатели, проблемы и перспективы развития
  • Лекция 3
  • II. Технико-экономические особенности различных видов транспорта.
  • 2.1. Автомобильный транспорт
  • 1. Роль и место автомобильного транспорта в транспортной системе России.
  • 2. Важнейшие автомагистрали и автодорожные узлы
  • 3. Основные элементы технического оснащения
  • 6. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта.
  • 2.2 Железнодорожный транспорт
  • Лекция 4
  • 2.3. Морской транспорт
  • 1. Место и роль морского транспорта в транспортной системе России.
  • 2. Морские бассейны и порты рф.
  • 3. Техническое оснащение на морском транспорте.
  • 4. Технология, организация и управление на морском транспорте.
  • 5. Показатели работы, проблемы и перспективы развития морского транспорта.
  • Лекция 5
  • 2.5. Трубопроводный транспорт
  • 1. Место и роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны.
  • 2. Виды трубопроводного транспорта и их характеристика.
  • 3. Основные трубопроводы страны.
  • 4. Проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта
  • 2.6 Воздушный транспорт
  • Лекция 6
  • 2.7. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта.
  • 1. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта: понятие, виды и их особенности.
  • 2. Проблемы и современные направления развития новых видов транспорта.
  • Лекция 7
  • 2.9. Планирование перевозок на транспорте
  • 1. Особенности планирования перевозок в условиях рынка.
  • 2. Специфика планирования грузовых перевозок по видам транспорта.
  • 3. Особенности планирования пассажирских перевозок по видам транспорта.
  • 2.10. Экономические показатели и их особенности на различных видах транспорта.
  • 1. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта.
  • 2. Капвложения по видам транспорта.
  • 3. Производительность труда на различных видах транспорта.
  • Лекция 8
  • 2.11. Транспортные издержки и тарифы по видам транспорта.
  • 1. Принципы построения транспортных тарифов в условиях рыночной экономики
  • 2. Особенности формирования грузовых тарифов по видам транспорта.
  • 3. Формирование пассажирских тарифов.
  • Лекция 9
  • III. Развитие, взаимодействие и конкуренция основных видов транспорта.
  • 3.1. Рациональное распределение перевозок между основными видами транспорта.
  • 1. Анализ сложившегося распределения грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта.
  • 2. Нерациональные перевозки: их сущность и виды.
  • 3.2 Комплексное развитие, пути повышения эффективности и конкурентоспособности магистральных видов транспорта.
  • 1.Сопоставительный анализ достоинств и недостатков магистральных видов транспорта. Сферы экономически целесообразного применения различных видов транспорта.
  • 2. Современные принципы, критерии и методы выбора вида транспорта для перевозки грузов и пассажиров.
  • 3. Области взаимодействия различных видов транспорта.
  • 4. Виды сообщений: прямое, смешанное, прямое-смешанное (мультимодальное).
  • 5. Интермодальные (бесперегрузочные) технологии: виды и эффективность их использования.
  • 6. Транспортные коридоры: сущность и значение в развитии экономики страны.
  • 2. Морские бассейны и порты рф.

    Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.

    Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:

    Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);

    Балтийский (Балтийское море);

    Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);

    Каспийский (Каспийское море);

    Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).

    К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.

    Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.

    Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.

    Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.

    Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.

    Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.

    Каспийский бассейн . Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.

    К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.

    Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.

    Черноморско-Азовский бассейн . Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.

    Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.

    В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.

    За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.

    В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.

    Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты - собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.

    , Хорошо для дела

    Балтийский курс. Новости и аналитика Воскресение, 01.09.2019, 10:52

    Рижский порт занимает 4 место по грузообороту среди всех портов Балтийского моря


    Знаете ли вы сколько морских портов расположено на берегах Балтийского моря? Как минимум 52, в том числе 15 крупных, с годовым грузооборотом более 10 млн. тонн. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн. тонн. Почетное четвертое место по грузообороту занимает Рижский свободный порт, переваливший в 2014 году 41,1 млн. тонн.


    Настоящее и будущее рынка портов Балтики обсуждали 3-4 сентября в столице Латвии представители морского транспорта и логистики членов Организации Балтийских портов (BPO - Baltic Ports Organization), ставшей устроителем Конференции Балтийских портов. Конференция проходила в Управлении Рижского свободного порта в парке Кронвальда.

    Самая богатая на порты - большие, средние и малые - Швеция. Там находятся 40 портов, в том числе 3 с годовым грузооборотом более 10 млн. тонн (Гетеборг, Мальме, Треллеборг).

    На втором месте Дания: 30 портов в т. ч. один крупный (Копенгаген). Третье место за Финляндией: 22 порта, в т.ч.4 крупных (Хельсинки, Хамина, Котка и Сколдвик).

    Далее в порядке убывания Эстония - 16, в т.ч.1 крупный (Таллинн); Латвия - 10, в т.ч. 2 крупных (Рига и Вентспилс); Германия - 7, в т.ч. 2 крупных (Любек и Росток); Россия - 6? в т.ч. 4 крупных (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград); Литва - 2, в. т.ч. 1 крупный (Клайпеда).


    Грузооборот портов на Балтике за 10 лет вырос на 14,3%

    Maciej Matczak , асс. профессор Морского университета (Гдыня, Польша) привел цифры и факты рынка Балтийских портов. Общий грузооборот портов 9 стран Балтики составил в 2014 году 870,9 млн. тонн (рост за 10 лет 14,3%). (см. таблицу 1).


    Таблица 1 Общий грузооборот портов Балтийского моря, млн. т

    2005

    2013

    2014

    2005/2014,%

    2013/2014,%

    Россия

    141,4

    215,7

    223,5

    58,1

    Швеция

    178,1

    161,6

    166,8

    Финляндия

    100,3

    106,1

    104,7

    Дания

    100,2

    88,3

    92,4

    Латвия

    60,0

    70,5

    74,2

    23,7

    Польша

    54,8

    64,3

    68,9

    25,7

    Германия

    52,4

    51,9

    53,1

    Литва

    27,8

    42,4

    43,7

    57,2

    Эстония

    47,1

    42,9

    43,6

    ВСЕГО

    762,1

    843,7

    870,9

    +14,3

    +3,2

    Источник : Baltic port market. Baltic Port Yearbook 2014/2015. BalticTransport journal. P.29.

    ТОП 10 крупнейших портов Балтики по грузообороту в 2014 году открывают 3 российских порта - Усть-Луга (75,7 млн.т), Санкт-Петербург (61,2 млн. т) и Приморск (53,7 млн. т).

    В десятку крупнейших входят и 4 порта стран Балтии. Почетное 4 место отдано Риге (41,1 млн. т). Далее Клайпеда (6 место, 36,4 млн. т); Таллинн (8 место, 28,3 млн. т); Вентспилс (9 место, 26,3 млн. т).


    Прогнозируется дальнейший рост контейнерного трафика

    Еще несколько цифр. В предыдущие 34 года (с 1980 по 2014 гг.) мировой ВВП ежегодно увеличивался на 2%, население в мире - на 1,5%, фактор урбанизации - 2,4%. В тоже время товары, перевозимые морским путем росли на 2,1%, мощности морских судов - на 2,7%.

    Если же говорить о морских грузах, то наибольший рост с 1980 года демонстрируют контейнерные грузы (+8,3%), а с 2009 по 2014 гг. - прирост 7,6%. Рост контейнерного трафика прогнозируется и в последующие годы, но несколько меньшими темпами, чем до 2009 года.

    В ТОПе 10 по контейнерному грузообороту первое место в 2014 году занял Санкт-Петербург (2,37 млн. TEU), второе и третье - Гданьск (1,21TEU) и Гдыня (849 тыс. TEU). В десятку попали и два порта из стран Балтии: шестое место досталось Клайпеде (450,4 тыс. TEU), восьмое место - Риге (367,5 тыс. TEU). Однако экспертные оценки на 2015 год говорят о значительном сокращении контейнерного оборота почти во всех портах Балтийского моря.

    Интересны и прогнозы роста ВВП в странах Балтии. Наибольший ежегодный рост до 2020 года прогнозируется в Латвии (+3,95%). Далее идут Литва (+3,73%), Польша (+3,63%), Эстония (+3,38), Швеция (+2,32%), Дания (+2,22%), Финляндия (+1,76%), Россия (+1,5%), Германия (+1,26%).

    Общий вывод эксперта таков: экономический рост и торговля в странах Балтийского моря - главный фактор развития морских портов. Будущее портов зависит от развития российской экономики, стабилизации геополитической и экономической ситуации в ЕС, Восточной Европе и в глобальном масштабе.