• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Подписи к слайдам:

    Художественная культура Древнего Мира Искусство Месопотамии

    • Известные науке древние цивилизации возникли за 4 тыс. лет до н. э. Это прежде всего Древний Восток - Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Египет.
    • Плодородная равнина Тигра и Евфрата стала называться Месопотамией («месос» - середина, «потамос» - река, греч.), что означает Междуречье. На современной карте вы нет этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.
    • Исторические этапы развития Междуречья
    • IV тысячелетие до н. э. - время распада первобытнообщинно-го строя.
    • III тысячелетие до н. э . - образование Шумеро-Аккадского царства.
    • - 27-25-й вв. до н. э. - возвышение шумерских городов-государств.
    • - 24-23-й вв. до н. э. - власть переходит к городу Двуречья - Аккаду.
    • - 23-21-й вв. до н. э. - новое усиление шумерских городов Ура и Лагаша.
    II тысячелетие до н. э.
    • II тысячелетие до н. э. - возвышение Вавилона. 19-12-й вв. до н. э. - объединение Месопотамии под властью Вавилона.
    • I тысячелетие до н. э .:
    • - 9-7-й вв. до н. э. - усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном.
    • - 7-6-й вв. до н. э. - новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство.
    • - 536 г. до н. э. - завоевание Вавилона Киром, царем Ирана.
    • - 4-2-й вв. до и. э. - господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.
    Достижения народов Месопотамии
    • знали точное время;
    • умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, точно выверяя горизонтали оснований;
    • возводили первые в мире «небоскребы» (Вавилонская башня);
    • соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат;
    • составили солнечные и лунные календари;
    • заложили основы медицинских знаний;
    • установили 7-дневную систему;
    • в начале III тыс. до н. э. появились первые числовые символы (умели пользоваться поразительно большими числами).
    • изобрели письменность, которая позволила прочесть историю Древней Месопотамии.
    Религиозно-мифологические представления народов Междуречья Статуэтка эбих-иля из Мари. Алебастр. Середина III тыс. до н. э. Париж, Лувр
    • Статуэтки- адоранты (от лат. adore - «поклоняться») изображают молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности.
    Литература и письменность Древней Месопотамии
    • создание первых клинописных книг (первая в мире библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала);
    • месопотамская литература включает в себя эпические поэмы, сказки, собрания пословиц, авторские произведения;
    • самая древняя эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше»
    Рельеф с изображением этого мифического героя Междуречья сейчас хранится в Париже в Лувре. Культура Шумеро-Аккадского царства
    • У шумеров было множество богов. Каждому из богов строился храм. Самые древние из известных храмов шумеров посвящены богине Инанне (Иштар) и богу Ану. Это «белый храм» и «красный храм» в Уруке, названные по окраске стен.
    Голова богини из «белого храма» в Уруке. Мрамор. III тыс. до н. э. Багдад, Иракский музей Портретная голова Саргона Древнего. Медь. ХХIII-ХХII вв. до н. э. Багдад, Иракский музей Одним из лучших образцов аккадской скульптуры является победная стела царя Нарам-Сина. В III тыс. до н. э. в царстве Шумера и Аккада сложился главный тип храмовой архитектуры Междуречья - зиккурат.
    • Зиккурат - это ступенчатая храмовая башня, состоящая из нескольких убывающих кверху трапециевидных платформ, сложенных из кирпича-сырца. На вершине - святилище; на фасаде - три крутые лестницы.
    Основные направления шумеро-аккадской культуры:
    • 1) культовое , в котором складывается особый тип храмовой архитектуры - зиккурат и появляются связанные с ним храмовые принадлежности - адоранты.
    • 2) светское проявилось прежде всего в декоративно-прикладном искусстве (глиптике - искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях) и в скульптуре (посвятительные стелы с запечатленными на них подвигами царей и портретные статуи правителей).
    Ассиро-вавилонская культура
    • Своего расцвета Вавилон достиг при правлении Хаммурапи - одного из величайших политиков древности.
    • Время Хаммурапи оставило удивительный памятник искусства - диоритовый столб, украшенный рельефами - клинописным сводом законов. Свод законов Хаммурапи охватывал все аспекты жизни вавилонского общества, как религиозные, так и гражданские.
    Стела Хаммурапи из Суз. Диорит. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь
    • Ассирийское искусство было исполнено пафосом силы, прославляло мощь, победы и завоевания властителей. Оно носило не культовый характер , как в Шумере, а светский . Здесь строились преимущественно дворцы.
    • Главное достижение вавилонских и, соответственно, ассирийских архитекторов - изобретение арки и свода (впоследствии они были положены в основу всего строительного искусства Древнего Рима и средневековой Европы).
    В Ассирии появился новый тип города - город-крепость с единой планировкой. В основе архитектуры такого города лежит кирпичная стена. Для городской планировки характерны следующие черты:
    • 1) наличие цитадели; в ней находятся дворец и храм (цитадель - укрепленная часть города);
    • 2) расположение цитадели у стены;
    • 3) прямоугольная форма укреплений.
    Шеду из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Песчаник. XVIII в. до н. э. Берлин, Государственный музей Особенности ассиро-вавилонской культуры
    • В развитии ассиро-вавилонской культуры доминирует не культовая, а светская линия. Это проявилось в строительстве великолепных городов с роскошными храмами и дворцами, украшенными рельефами. Искусство призвано было прославлять победы и богатства властителей, увековечивать имена царей.
    Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

    Задание:

    ЗАДАНИЕ:
    По ходу презентации выделите особенности
    культуры Междуречья
    Определите ее отличие от культуры Египта

    Основы культуры Междуречья
    закладываются в Шумере – области
    нижнего течения Тигра и Ефрата.
    Первые поселения появились на
    юге этого географического района
    в плодородной низменности,
    у впадения рек Тигра и Евфрата в
    Персидский залив, который в те
    времена вдавался значительно
    глубже в сушу.

    ГОРОД УР

    Основан в устье
    Евфрата в 5 тыс. до н.э.
    Город известен как
    родина Авраама.
    Стал известен благодаря
    раскопкам, которые
    производились в 19221934 гг. под руководством
    английского археолога
    Л. Вулли.

    Город Ур

    ГОРОД УР
    Это был город, построенный в шумерских
    традициях, овальный в плане с главной осью,
    ориентированной с юго-востока на северозапад.
    В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
    соответствовало населению, с учетом
    домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

    План г. Ур
    Мощные стены, сложенные из сырцового
    кирпича, достигали толщины 25-32 м.
    В северо-западной части города на холме,
    искусственно расширенном в виде террасы,
    размещался дворцовый и храмовый комплекс
    Ура, посвященный культу
    бога
    луны Наннара.

    ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

    ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Зиккурат представляет собой ступенчатую
    пирамиду, на вершине которой помещалось
    небольшое святилище. Нижние ярусы
    зиккурата, как правило, окрашивали в
    черный цвет,
    средние - в
    красный, верхние - в белый

    ЗИККУРАТ

    Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
    внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
    обожженного кирпича, скрепленного битумным
    раствором.
    Зиккурат имел основную платформу высотой 15
    м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
    облицованные обожженным кирпичом, были
    слегка наклонены внутрь – для большей
    устойчивости; наверх вели три лестницы,
    соединявшиеся у каменной террасы

    ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

    ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

    Шумерская гептограмма

    ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

    ВАВИЛОН

    Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
    тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
    политического значения.
    Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
    Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
    правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
    не дошли сооружения этого периода, поскольку город
    неоднократно подвергался сильным разрушениям.
    Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
    проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
    этот город вновь стал достоянием человечества.
    Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
    удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

    Город Вавилон занимал обширную территорию,
    насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
    стенами протяженностью 18 км.
    Внутри этой территории располагался собственно город,
    занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
    укрепленный крепостными стенами. Территория
    внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
    крепостных стен 8360м.
    Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
    водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
    построенных из сырцового и обожженного кирпича
    толщиной около 30 м.
    Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
    делился на две части.

    В город вело восемь ворот и все ворота назывались
    именами различных богов.
    Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
    Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
    массивными башнями и арочными проходами между
    ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
    с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
    быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
    существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
    главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
    земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
    грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
    Все эти ворота соединялись между собою улицами,
    разрезавшими город почти на равные части.

    ВОРОТА ИШТАР

    Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
    Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
    Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
    следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
    религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
    наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
    на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
    Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
    молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
    богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
    приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
    которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
    воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
    львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
    Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
    облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
    богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
    “Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
    юг от ворот Иштар.

    Изразцы вдоль «Дороги процессий»

    ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

    Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
    землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
    целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
    хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
    городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
    которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
    труда чернорабочих.
    Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
    отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
    существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
    Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
    узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
    строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
    двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
    находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
    южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
    историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
    рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
    с террасами наверху.

    Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
    город сказочного богатства, огромный, населенный
    несметным числом жителей.
    Действительно, в период правления Навуходоносора II
    в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
    во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
    его сооружений, мощность крепостных стен - все это
    поражало взор чужестранцев.
    Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
    вскоре забыли не только о его существовании, но и
    даже о его местоположении.

    АССИРИЯ

    Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
    Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
    К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
    столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
    612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
    Набопаласаром из Вавилона.
    Известен лишь украшенный барельефами северный
    дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
    экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
    Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
    позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
    и расположении его главных улиц.

    Врата Шамаша (реконструкция)

    ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
    искусство Вавилонии.
    Они установили в беспокойном Двуречье свой
    державный порядок, создали единое мощное
    государство.
    Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
    до н. э. и до крушения ассирийской державы в
    конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
    пафосом силы, прославляло мощь, победы и
    завоевания ассирийских властителей

    ШЕДУ

    Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
    знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
    крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
    ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
    сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
    с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
    Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
    покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
    технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
    скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
    светотеневых эффектов.
    Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
    и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
    лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
    фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

    Крылатые быки из дворца Саргона II

    КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
    Оригинал – Лувр, Париж
    Копия – музей им. Пушкина,
    Москва

    Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
    человеческого роста по залам ассирийских
    дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
    было занято 6000 кв. м.
    Исследователи считают, что существовали
    картоны, по которым художники наносили общие
    контуры изображений, в то время как
    бесчисленное количество помощников и
    учеников копировали отдельные сцены и
    исполняли детали композиций.

    Сюжетами композиций были главным образом война,
    охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
    сцены религиозного содержания.
    Главное внимание сосредоточивалось на тех
    изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
    На его прославление направлен был весь труд
    ассирийских художников.
    Задачей их было также подчеркнуть и физическую
    силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
    огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
    часто скованы условной канонической позой и
    тяжелой, пышной одеждой.

    Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
    Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
    высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
    сурово, без индивидуальных черт.
    Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
    когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
    евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
    когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
    голова подвешена рядом
    Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
    дворцов находятся теперь в лондонском Британском
    музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
    также обладает характерными образцами этой
    монументальной скульптуры.

    Особенности изображения

    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
    Фигуры людей, за редкими исключениями,
    изображены с характерной для Древнего
    Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
    и голова - в профиль.
    Модели у мастеров этого времени кажутся как
    бы приведенными к единому типу. Сохранена
    также и разномасштабность при изображении
    лиц разного социального положения.
    Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

    Рельеф «Царь и бог»

    Вверху слева - фантастические крылатые
    существа (с ассирийского рельефа);
    справа - вавилонский бог Мардук,
    убивающий чудовище Тиамат.
    В центре - золотая голова священного
    быка с синей бородой из лазурита;
    украшение арфы, найденной в царской
    гробнице в шумерийском городе Уре (III
    тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
    в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
    Внизу слева - финикийские корабли (с
    ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
    Справа внизу - ассирийский царь охотится
    на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
    http://www.stroisa.com











































































    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий по истории изобразительного искусства во 2 классе детской художественной школы (2 урока по 1,5 часа), возраст учащихся 11-13 лет.

    Для развития у учеников самостоятельности в поисках и осмыслении знаний об искусстве необходимо им давать опережающие задания при подготовке к уроку. Учащиеся работают с литературой, интернет-источниками, самостоятельно готовят небольшие сообщения, подбирают слайды, иллюстрации, приобретают навык публичного выступления.

    Цель урока:

    • формирование представления учащихся об искусстве Месопотамии;
    • развитие у учеников восприятия и понимания искусства древнего мира.
    • выявление взаимосвязей изучаемого и изученного ранее материалов;
    • развитие интереса к искусству;
    • эмоциональное развитие.

    Оформление: ЖК-телевизор, подключенный к компьютеру, презентация, раздаточный материал (кроссворд, тесты).

    Ход урока №1

    1. Организационный момент и актуализация темы

    2. Усвоение новых знаний

    Преподаватель: Сегодня мы с вами начнем знакомство с искусством Древней Месопотамии - одной из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшей на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат (Слайд 1) . В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии (Слайд 2) . Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.

    Искусство может показаться нам сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека и событий, представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т.д. мастера прибегали к языку символов, разобраться в нем непросто.

    В конце IV тысячелетия до н.э. на юге современного Ирака возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумеры. О происхождении шумеров нет точных сведений. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли - Аккад (Слайд 3) . Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия (“Страна между реками”).

    Современные исследования показывают, что шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние. (Слайд 4) .

    Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства (Слайд 5) .

    Земля, на которой жили шумеры, - плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумеры проложили сеть каналов от реки Евфрат, построили дамбы и плотины, оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук и т.д. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией (Слайд 6) .

    Вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме (Слайд 7) .

    Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, т.к. не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Основным строительным материалом в народном строительстве Двуречья была глина. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу.

    Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена - что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм (Слайд 8) и Красное здание в Уруке (Слайд 10) .

    Белый храм в Уруке, был побелен известью – отсюда название, был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон. Свет проникал через проемы под плоскими крышами. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. Прошедшие на протяжении столетий войны в этом регионе и пустынный климат практически полностью разрушили этот город (Слайд 9) .

    До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от латинского “поклоняться”), который представлял собой статую молящегося (Слайд 11) . Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали кусочками камня, дерева, металла. Шумерской скульптуре, в отличие от древнеегипетской, никогда не придавали портретного сходства. Главная её особенность – это условность изображения (Слайд 12) .

    Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военных походах, закладке храма), так и о повседневных делах (доение коров, сбивание масла и т.д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста, только цари изображались крупнее других.

    Типичный пример шумерского рельефа – это стела царя Эанатума, воздвигнутая в Лагаше в честь победы над главным врагом городом Уммой, от стелы сохранились некоторые фрагменты (Слайды 13,14) . Как вы думаете, шумерские рельефы схожи с древнеегипетскими?

    Учащиеся: сходство в том, что рельефы располагаются ярусами и фигура вождя (фараона) изображается крупнее остальных, но изображения шумерские выглядят иначе, чем египетские.

    Преподаватель: Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения (Слайд 15) .

    В 1920-х гг. во время раскопок, проводившихся в Уре под руководством английского археолога Леонардо Вулли, были обнаружены многочисленные погребения, в которых оказалось несметное количество ценностей. Экспедиции Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире (Слайд 16) .

    Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о сложном погребальном ритуале Междуречья.

    Преподаватель: В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Здесь были обнаружены 2 доски, образующие как бы двухскатную крышу, с изображением военного похода и ритуального пира, выполненные в технике мозаики, так называемый “штандарт из Ура”. Точно его назначение неизвестно (Слайд 17) .

    Сперва археологам бросился в глаза сверкающий золотой шлем, покрывавший истлевший череп (Слайд 18 ). Вулли и его коллеги наткнулись на вторую группу скелетов: десять женщин были уложены двумя ровными рядами. На всех были головные украшения из золота, лазурита и сердолика, изящные ожерелья из бусин (Слайд 19 ). Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен (Слайд 20 ). Здесь была обнаружена арфа с замечательно выполненной головой быка. Она была сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода - из лазурита (Слайд 21 ). Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине ХХХ века до нашей эры (Слайд 22) .

    Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись. Порождена она была крайней необходимостью: процветающие в ту пору государства требовали учета всех возможных благ (Слайд 23) . Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы, первый календарь (Слайд 24) .

    Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о библиотеке Ашшурбанипала - древнейшей из всех известных библиотек (Слайды 25,26,27) .

    Преподаватель: В конце XXIV в. до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в глубокой древности в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство - царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н.э. (Слайд 28) .

    Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

    В аккадский период возникает новая форма храма - зиккурат. Он представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо (Слайд 29) . Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре (Слайд 30) .

    Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее, шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.

    В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, с течением времени они получили дальнейшее развитие (Слайд 31) .

    В 2003 г. до н.э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства - город Ур.

    Период с XX по XVII вв. до н.э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. (Слайд 32) . Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.

    3. Самостоятельная работа учащихся: решить кроссворд (Приложение №1). (Слайды 33,34) . Используется раздаточный материал

    4. Домашнее задание: просмотреть по Интернету: мультфильм “Легенда о Гильгамеше” Детско-юношеского центра “Старая мельница”. Художественный руководитель Л. Лазарева, мастерская анимации; подготовить сообщения на заданную тему.

    Ход урока №2

    1. Организационный момент

    2. Усвоение новых знаний

    Преподаватель: сегодня мы с вами продолжим знакомство с искусством Месопотамии.

    Ассирия - мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива (Слайд 35) . Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик (Слайд 36) .

    Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества - расцвет крепостной архитектуры. Примером такого города может служить Дур-Шаррукин-резиденция царя Саргона II (Слайд 37) . Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (Слайд 38) . В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду - крылатых быков с человеческими головами.

    Учащиеся: выступают с подготовленными сообщениями о шеду (Слайды 39,40,41) .

    Преподаватель: Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль (Слайд 42) . Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н.э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883-859 гг. до н.э.) в Кальху (Слайд 43) . Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека (Слайды 44,45,46,47).

    В конце VII в. до н.э. Ассирию уничтожили ее давние противники - Мидия и Вавилония (Слайд 48) . В 612 г. до н.э. была разрушена столица Ассирии Ниневия. В искусстве же древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание (Слайд 49) .

    Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии - это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей (Слайд 50) . Только после того как Ассирия прекратила свое существование, Вавилония смогла занять главенствующее положение в Передней Азии. Краткий период ее расцвета пришелся на годы правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). Вавилон стал одним из самых богатых и красивых городов Месопотамии, политическим и религиозным центром. Вавилонская культура продолжила традиции шумеро-аккадского периода (Слайд 51) . В искусстве Вавилона преобладали религиозные сюжеты.

    Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о Вавилоне.

    Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о зиккурате Этеменанки - прототипе легендарной Вавилонской башни (Слайд 52) .

    Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о дворце Навуходоносора II с висячими садами царицы Семирамиды (Слайды 53,54) .

    Преподаватель: В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к храму, посвященному одноименному божеству. Таким образом, вся территория города воспринималась как священное, храмовое пространство (Слайд 55) . До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар (Слайд 56) ; эти ворота имели для вавилонян особое значение - от них мимо храма Мардука (Мардук - верховный бог Междуречья , бог-покровитель города Вавилона) шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия (Слайд 57) . В конце XIX - начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука - быка и фантастического существа Сирруш.

    Дорога процессий, достигавшая в ширину 16 м, на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне. Реконструированный фрагмент облицовки Дороги процессий также хранится в Государственных музеях Берлина (Слайд 58) .

    Когда Вавилон был завоёван персами, многие традиции месопотамской культуры были переняты молодой империей Ахеменидов. В 550 г. до н.э. персидский царь Кир II Великий, происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н.э. Персидское царство подчинило Вавилонию, в 525 г. до н.э. - Египет, затем распространило свое влияние на города Сирии, Финикии, Малой Азии и превратилось в гигантскую империю (Слайд 59) . При этом завоеватели не разрушали города, проявляя терпимость к традициям, религии и культуре покоренных народов.

    К Вавилону в древности относились с почтением. Его не постигла печальная участь Ниневии. Персидский царь Кир II Великий, захвативший страну в 539 г. до н.э., не стал разрушать Вавилон, он с триумфом вошел в город как победитель, тем самым отдав дань его великому прошлому. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры (Слайд 60).

    Изучая и заимствуя чужие традиции, мидийские и персидские мастерам сумели создать свою собственную художественную систему, которая получила название “имперский стиль”. Ахеменидское искусство было придворным, предназначенным символизировать и прославлять могущество и величие государства и царской власти. Ему присущи торжественность, масштабность, и в тоже время тщательность в отделке деталей (Слайд 61).

    Художественными центрами империи Ахеменидов были царские резиденции. В их сооружении участвовало огромное количество людей, пригнанных с захваченных территорий. Каждая из резиденций представляла собой архитектурно-скульптурный комплекс, в котором всё подчинялось главной идее – прославлении власти царя (Слайд 62).

    Дворец возводился на платформах, которые были связаны с террасами разного уровня. Различные этажи соединялись монументальными парадными лестницами с облицовкой, покрытой барельефами. По периметру дворец огораживался зубчатой стеной. Величественный вход-портал в соответствии с ассирийской традицией охранялся колоссальными статуями человекобыков (Слайд 63). Внутри дворца имелось множество строений, главными из которых были: собственно царские покои и зал для торжественных приемов, ападана - самое оригинальное и характерное сооружение ахеменидской архитектуры.

    Древнейшая царская резиденция - в городе Пасаргадах, основанном в VI в. до н.э. Киром II, сохранилась плохо. Она состояла из изолированных зданий, не составлявших единого ансамбля. Такое отсутствие структуры объясняется тем фактом, что этот дворец своим истоком имеет традиционный лагерь кочевников. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II - строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней (Слайд 64).

    Древняя персидская столица Сузы, разрушенная ассирийцами, была вновь отстроена в правление самых знаменитых персидских царей - Дария I (522-486 гг. до н. э.), Ксеркса (486-465 гг. до н. э.). В планировке и декорации царского дворца в Сузах отчетливо прослеживаются традиции Месопотамии (Слайд 65). Все помещения дворцового комплекса были сгруппированы вокруг обширных внутренних дворов. Вход в главный двор резиденции Дария I украшал изысканный по композиции и цветовой гамме изразцовый рельеф с изображением царской гвардии (Слайд 66). Оформление задней стены северного фасада - выложенные изразцами фигуры крылатых быков - напоминает ворота богини Иштар в Вавилоне.

    Особого внимания заслуживает резиденция царей Дария I и Ксеркса в Персеполе, которая сохранилась лучше других. Персеполь - древнеперсидский город, возникший в VI-V вв. до н.э., столица огромной империи Ахеменидов (Слайд 67). Архитектурный ансамбль на высокой искусственной платформе расположен в долине, окруженной скалами (Слайд 68). Главные здания – дворцы Дария I и Ксеркса. Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах (Слайд 69). Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах.

    Создавая рельефы, мастера из Персеполя использовали опыт ассирийских ваятелей, но в отличие от них никогда не наполняли свои композиции движением или эмоциональным напряжением. Во всяком изображении преобладает последовательный порядок, с фигурами строгих контуров, которые движутся в торжественных процессиях, образуя нескончаемые фризы. Даже композиции, посвященные битвам, статичны и торжественны. Техника ахеменидского рельефа отличается высоким профессиональным мастерством и тщательностью в отделке деталей (Слайд 70).

    Обработка металлов являлась той разновидностью искусства, в которой ахеменидские мастера добились наиболее выдающихся успехов (Слайд 71). Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения (Слайд 72). Нередко ювелирные изделия украшались изображениями животных (Слайд 73). Типичным сосудом той эпохи был сосуд в форме рога, нижний конец которого был оформлен в виде верхней части туловища зверя, как например, золотой кубок, хранящийся в Археологическом музее Тегерана, демонстрирующий роскошь и блеск, окружавшие придворную жизнь (Слайд 74).

    “Ахеменидский имперский стиль” создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве – эллинизма. Окончательная гибель месопотамской цивилизации наступила только после завоевательных походов Александра Македонского (Слайд 75).

    3. Самостоятельная работа учащихся: выполнить тестовые задания по теме “Искусство Месопотамии” (Приложение №2) , используется раздаточный материал.

    4. Домашнее задание: зарисовать в рабочих тетрадях шеду.

    В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    Пример клинописи

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    Вавилон. Реконструкция

    Висячие сады Семирамиды

    Вопросы для повторения:

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

    “Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

    Пример клинописи

    Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

    Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

    По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

    Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

    Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

    Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

    В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

    Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

    В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

    Вавилон. Реконструкция

    Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

    Висячие сады Семирамиды

    Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

    Вопросы для повторения:

    1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

    2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?

    На современной карте это территория Ирака. Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрестке дорог и была ареной борьбы многих племен, народов и государств. Эти государства – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Урарту и др., то возвышались, то приходили в упадок, а то и совсем исчезали. Народы, населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства.


    Клинопись Система письменности переднеазиатского региона связана с так называемой клинописью, постепенно развивавшегося из рисуночного письма. Клинопись не была алфавитом, то есть звуковым письмом, а содержала идеограммы, которые обозначали либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты напоминают ребусы, и читать их было трудно. Всего в шумерской клинописи, развитой дальше аккадцами, было около 600 знаков. Клинописные тексты на глиняных табличках: учебные, культовые, государственные – стали вечными памятниками этой культуры.


    Благодаря «глиняным книгам» ученым удалось составить краткую схему периодизации истории Древнего Междуречья. IV тыс. до н.э. – время распада первобытнообщинного строя. III тыс. до н.э. – образование Шумеро-Аккадского царства. XXVII-XXV вв. до н.э. – возвышение шумерийских городов – государств. XXIV-XXIII вв. до н.э. – власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. XXIII-XXI вв. до н.э. новое усиление шумерийских городов Ура и Агаша. II тыс. до н.э. – возвышение Вавилона. XIX-XII вв. до н.э. – объединение Месопотамии под властью Вавилона. I тыс. до н.э.: IX-VII вв. до н.э. – усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. VII-VI вв. до н.э. – новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. 536 г. До н.э. – завоевание Вавилона Киром – царем Ирана. IV-II вв. до н.э. – господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.


    Искусство Шумера и Аккада. Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV-III тыс.до н.э. Проложив сеть каналов от реки Ефрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры.


    Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина III тыс.до н.э. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» - «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Главная особенность шумерской скульптуры – это условность изображения.


    В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам.




    «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. Фрагмент. Около 2600г. До н.э. Мозаика из раковин и сердолика образует красочный орнамент. Пластина разделена на ярусы, в которых изображены сцены «войны и мира». В гробницах Ура были найдены образцы мозаичного искусства – две прямоугольные деревянные пластинки, укрепленные в виде крутой двускатной крыши, так называемый «штандарт» из Ура.


    «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Штандарт Ура» представляет собой две наклонные панели, соединенные рейками. Назначение его неизвестно. Есть предположение, что данный предмет носили на шесте (как штандарт), отсюда его название. Согласно другой теории, «Штандарт Ура» был частью музыкального инструмента. На одной панели штандарта изображены сцены мирной жизни, на другой военные действия.


    «Штандарт» из «царской» гробницы в Уре. «Панель войны» представляет собой одно из самых ранних изображений шумерской армии. Боевые колесницы, запряженные четырьмя онаграми каждая, прокладывают дорогу, попирая тела врагов; пешие воины в плащах вооружены копьями; врагов убивают топорами, пленников в раздетом виде ведут к царю, который также держит в руках копье. «Панель мира» изображает ритуальный пир. Процессии несут на пир животных, рыбу и иную снедь. Сидящие фигуры, одетые в юбки с бахромой, пьют вино под аккомпанемент музыканта, играющего на лире. Такого рода сцены весьма характерны для цилиндрических печатей того времени.


    Зиккурат в Уре В аккадский период возникает новая форма храма зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние в красный, верхние в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света.


    Зиккурат в Уре В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница отвечала стремлению к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни.


    Арфа в виде головы быка из Ура. Жители Месопотамии достигли удивительного мастерства в изготовлении предметов обихода. Множество подобных предметов обнаружено на королевском захоронении в Уре. Это «царские гробницы», где были найдены изделия из драгоценных металлов и камней, оружие, фигурки животных, арфа. Прекрасно выполнена инкрустированная голова быка, украшающая деку арфы.


    Лира была найдена в одной из царских гробниц Ура. Лира была сделана из дерева, которое местами истлело от времени и было заменено пластиком. Передняя панель инструмента была украшена ляпис-лазурью, ракушками и красным известняком. Резонансная камера лиры была декорирована золотой маской быка, которая также была частично реставрирована (рога). Борода, шерсть и глаза быка оригинальные, сделаны из ляпис-лазури. Похожая лира изображена на «Панели мира» «Штандарта Ура».




    Цилиндрическая печать из Урука. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.


    На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.


    Статуя Гудеа, правителя Лагаша. После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность в том числе и Лагашу. Гудеа, правитель Лагаша прославился строительством и восстановлением храмов. Его статуя – выдающееся произведение шумеро- аккадской скульптуры.




    Победная стела царя Нарамсина. Новый тип рельефа мемориального характера. Каменные плиты разных размеров, имеющих округлую верхнюю часть и изображения с исторической и религиозной тематикой. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только войнов, но горный пейзаж. На рельефе представлены знаки солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.


    «Голова Саргона Великого» из Ниневии. Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров.


    «Голова Саргона Великого» из Ниневии. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.


    Фрагмент декорации дворца Ашшурбанипала в Ниневии Иллюстрирует военную кампанию ассирийцев против Элама, которая закончилась захватом и разграблением Суз. В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи.


    Искусство Ассирии Мотив укрощения львов был частью сложной архитектурной и декоративной системы. Он символизировал божественную и царскую власть; сила, исходившая от изображения, защищала дворец и продлевала правление монарха. Колоссальная скульптура изображает мужчину, душащего льва. Герой (или дух) изображен анфас, что является редкостью для ассирийского искусства и встречается только при изображении существ, обладающих магической силой. В правой руке герой держит царское церемониальное оружие с кривым лезвием. На нем надета короткая туника и поверх нее шаль с бахромой, скрывающая одну ногу и оставляющая открытой другую. Магический эффект изображения состоит в том, что герой смотрит прямо в глаза зрителю. Глаза героя, некогда ярко раскрашенные, должны были гипнотизировать зрителя


    Статуя фантастического крылатого быка - шеду Крылатые быки с человеческими головами были гениями-хранителями, которых называли шеду. Шеду устанавливали по сторонам городских ворот или проходов во дворец. Шеду являлись символами, совмещавшими в себе свойства человека, животного и птицы и, следовательно, были мощным средством защиты от врагов.




    Рельеф «Раненая львица» Эта небольшая панель была частью обширной композиции, изображающей царскую охоту на львов. Поразительна реалистичность, с которой художник изобразил раненое животное. Из пасти льва, пронзенного царской стрелой, хлещет кровь. На морде зверя отчетливо проступили вены. На первый взгляд, создается впечатление, что художник симпатизирует умирающему зверю.






    Искусство Нововавилонского царства. Ворота Богини Иштар До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар; эти ворота имели для вавилонян особое значение от них мимо храма Мардука шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия. В конце XIX начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина.


    Искусство Нововавилонского царства. Ворота богини Иштар Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука быка и фантастического существа сирруш. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона.


    Лев. Изразцовая облицовка Дороги процессий из Вавилона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия. Ворота всех народов в Персеполе гг. до н.э. Оригинальным элементом ахеменидского искусства является колонна, широко использовавшаяся во всех типах построек. Первоначально колонны делались из дерева, а затем покрывались штукатуркой и раскрашивались.


    Дворец в Персеполе Впоследствии, в Персеполе, была применена каменная колонна с бороздчатым стволом. Самой оригинальной частью ахеменидской колонны является капитель из нее наполовину выступают вырезанные тела двух животных, обычно быков, драконов или человекобыков.
    Искусство империи Ахеменидов. Любовь ко всему грандиозному и пышному, характерная для ахеменидской архитектуры, отсутствует в погребальных сооружениях, которые возводились с предельной скромностью. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней. На стенах гробницы отсутствовала какая-либо декорация, только над входом помещался символ верховного бога Ахура-Мазды большая сложной формы розетка (орнамент в виде цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.


    Сфинкс рельеф дворца в Персеполе Изображенный на рельефе сфинкс был божеством, охраняющим верховного персидского бога Ахура- Мазду, которого Дарий I «возвел в сан» царского бога. О божественной сущности сфинкса говорит его головной убор, украшенный рогами.