• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Разные промыслы, разные стили объединяет русская народная игрушка. В этом многообразии раскрываются богатейшие возможности народного художественно-образного мироощущения, проявляются глубинные традиционные основы народного искусства, его национальная самобытность. Оно включает в себя не только традиционное крестьянское деревенское искусство, но и творчество посадских кустарей и городских ремесленников. Произведения, созданные в различных условиях, отличаются и по своим функциям, по художественно-образному строю и по содержанию. Так, дымковская игрушка совершенно иная, не такая, как филимоновская или каргопольская. И дело не только в своеобразии формы, пластики, цветового и орнаментального строя. Отличия носят более глубокий и принципиальный характер. Они выражены в самих вещах. Глядя на дымковские игрушки, чувствуешь в них особый стиль работы. Сам процесс создания игрушек здесь сложный, упорядоченный, отработанный до совершенства. Красную жирную глину для лепки слободские мастерицы собирали весной после половодья на реке Вятке. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий чистый сухой песок, с которым тщательно перемешивали глину. Лепка каждой игрушки это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, «примазки», сглаживали мокрой тряпкой, и тогда «игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая». Еще далеко до полной ее готовности, 4 5 дней пойдет сушка, 3 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем «обеливание» игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея лучшего закрепителя мела. И вот теперь «обеленные» игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой. И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. В цветовое многоголосье вплетаются еще голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи драгоценно сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания дымковской игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой высокий профессионализм характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно вполне могли заменять.







    Узор Солнышко Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Самостоятельно изготавливаем большую и маленькую печатку тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как показано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок. Рисуем узор "солнышко" с помощью кисти и печатки-тычка. последовательность выполнения узора показана на рисунке.
















    Дымковские узоры Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Надо завершить роспись, используя кисть и печатку- тычок. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка. Обратить внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста.
















    Птичница и водоноска В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету. В росписи фигурки крестьянки надо самостоятельно придумать узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов.












    Наряд барыни - 2 Распиши наряд барыни-щеголихи. Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет. Надо самостоятельно выбрать элементы декора одежды на фигурке барыни.






    Лепка и роспись дымковской барыни Вылепи барыню как показано на рисунке. На рисунке изображены этапы лепки мастером дымковской игрушки. Главная особенность дымки - лепка фигурки из глины по частям. для работы понадобятся: глина (можно заменить поастилином); дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или из линолеума); стеки - деревянные или пластмассовые палочки с плоскими или округленными концами разной формы (см. картинку); баночка с водой; тряпочка. Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Заем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносятся цветные узоры гуашью. Если фигурка была вылеплена из пластилина, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растолченного мела или зубного порошка.


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Дымковская игрушка

    Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

    Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые, пожалуй, дымковские. Это - один из русских народных глиняных художественных промыслов, которому уже более 400 лет.

    Дымковская игрушка - яркая, веселая, с характером.

    Где делают дымковские игрушки? С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода Дымково, близ города Вятки (сейчас территория города Кирова). Зимой, когда топились печи, летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Поэтому и название такое. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки.

    Город Киров Киров (Хлынов, Вятка) - крупный город в России, административный центр Кировской области. Город расположен на реке Вятке, в 896 км от Москвы.

    Памятник Дымковской игрушке р.Вятка, вид с Малой горы Вид на город Музей дымковской игрушки

    Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались «свистопляской». Развлечением праздника были глиняные игрушки-свистульки.

    Имели эти свистульки различные формы животных – оленя, медведя, барана, козла и т.д., которые были просты в исполнении и призваны выполнять не декоративную, а магическую функцию.

    После того как праздник потерял свое магическое значение глиняные свистульки стали делаться белее вычурнее и декоративнее. Вместе с тотемными животными уже появились свистульки в виде женщин нарядно одетых, с птицами, с младенцами на руках, корзинами с пирогами, с коромыслами…

    А чуть позже игрушка стала выполнятся по городским сюжетам – это горожане, дамы-модницы, офицеры, купчихи, скоморохи.

    Хотя дымковские игрушки и разнообразны по своей форме, но они всегда узнаваемы благодаря своему простому орнаменту и неповторимой нарядной раскраске. Как правило, белый фон раскрашен веселыми голубыми, синими, зелеными, малиновыми цветами. Количество цветов на одной игрушке не может быть больше десяти.

    Не сложный орнамент в виде полосок, ромбиков, клеток, кругов в себе несет некую информацию – синяя волнистая полоса означает воду, круг с серединкой-звездочкой – солнце, перекрещенные полоски – сруб колодца.

    Техника лепки дымковской игрушки очень проста и нет серийного производства на этот промысел, поскольку это истинная ручная работа. Лепятся различные фигурки по частям, которые соединяются жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают.

    Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

    Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

    Дымковские игрушки

    Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

    Мастер-класс. Изготовление дымковского петушка Элементы, из которых делается все: шарик, колбаска, капелька. Какой не должна быть глина: слишком сухая, слишком жидкая.

    Лепка петушка Изготовление туловища: шарик превращается в лепешечку; из лепешки формируется чашка, края чашки смыкаются, и вылепливается «пельмешка», полая внутри.

    Лепка ножки Из шарика лепится капелька, нижний край капельки (ножки) для устойчивости делается вогнутым; верхняя часть ножки приготавливается как ложемент под туловище, края ложемента заостряются.

    Соединение ножки с туловищем Прежде чем соединить части, место стыка размачивается водой с помощью кисти и наносятся царапки (чтобы лучше размокло). Туловище соединяется с ножкой и вращательными движениями притирается. Заостренная часть ножки примазывается к туловищу так, чтобы не было видно место их соединения.

    Шейка и головка Шейка лепится аналогично ножке, только заостренный ложемент делается и внизу, и вверху. Нижней частью шейка примазывается к туловищу, а верхней – к головке. Изготовление головки: головка – это шарик, диаметр которого немного меньше диаметра грудки.

    Изготовление хвоста Из шарика вылепливается лепешечка, в нижней части хвоста выщипывается выемка по форме совпадающая с задней частью туловища. Место соединения хвоста и туловища заостряется.

    Хвост примазывается к туловищу. Важно чтобы при взгляде спереди хвост и голова были симметричны.

    Изготовление крылышек Вылепливаются из 2-х одинаковых капель. Капельки расплющиваются в листики, заостряются и примазываются к туловищу.

    Клюв Клюв – это заостренная капелька. Примазывается к середине лицевой части головы.

    Декорирование Украшение головы может быть просто шариком или лепешечкой, напоминающей беретку. Она может походить на петушиный гребень. Одним словом, все, что подскажет фантазия.

    Грудка и шейка украшается бородкой, которую можно вылепить из капелек или из рюшек. Крылья и хвост тоже могут быть украшены капельками и рюшками.

    Лепка рюшки На жесткой поверхности раскатывается тонкая длинная колбаска. Она накрывается влажной тряпочкой. Разглаживающими движениями колбаску следует превратить в ленточку толщиной около 2 мм. Ленточка извлекается из тряпочки. Из нее формируется рюшка.


    МБДОУ № 74 Воспитатель: Лоскутова Д.В.

    Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушки лепят из красной глины, перемешанной с речным песком. Форму лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы протирают влажной тряпкой.

    После лепки игрушку обсушивают и обжигают.

    Следующий этап работы – отбеливание. Игрушку погружали в раствор молотого мела, разведенного на молоке. Игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова к росписи.

    Затем наносились традиционные узоры: клеточки, полоски, кружочки, овалы, точки.

    Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд.

    Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.

    Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

    Завелась неведомая птица – Всякий ей дивится. Не поет и не летает, Вся горит и полыхает… Эта птица не простая, Расписная, золотая. Просто диво – безделушка, Зовут ее – народная игрушка!

    И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова. Мы игрушки знатные, Складные да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся!

    Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

    Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

    (Учитель показывает дымковские игрушки)

    Чем знаменито Дымково?
    Игрушкою своей.
    В ней нету цвета дымного,
    А есть любовь людей.

    В ней что-то есть от радуги,
    От капелек росы.
    В ней что-то есть от радости,
    Гремящей, как басы.

    (В.Фофанов)

    Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

    Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ""Свистунья"". Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

    (Учитель демонстрирует игрушки, слайды, презентации и др. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

    Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

    – Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

    Посмотри, как хороша
    Эта девица-душа
    Щечки алые горят,
    Удивительный наряд.

    (Народное творчество)

    Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

    С лентами да бантами,
    Да под ручку с франтами
    Мы гуляем парами,
    Проплываем павами.

    (П. Синявский)

    – Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

    Кони глиняные мчатся
    На подставках, что есть сил.
    И за хвост не удержаться,
    Если гриву упустил.

    (Народное творчество)

    Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

    (Народное творчество)

    И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

    Мы игрушки знатные,
    Складные да ладные,
    Мы повсюду славимся,
    Мы и вам понравимся!

    (П. Синявский)

    (Конец показа слайдов, презентаций)

    Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

    Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

    Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

    Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

    Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

    Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

    Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

    Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).

    В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

    Конспект урока ИЗО «Декоративное рисование. Дымковская игрушка», 1 класс

    Цели педагога:
    Познакомить с историей дымковского промысла, произведениями дымковских мастеров, элементами дымковского узора, палитрой, последовательностью росписи, научить расписывать дымковскую игрушку; развивать навыки работы с краской, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, их творчеству
    Наглядно-демонстрационный материал:
    Мультимедийный ряд: Презентация «Дымка», произведения народных мастеров дымковского промысла, рисунки или фотографии, таблица с элементами дымковской росписи, репродукции картин с изображением ярмарочных рядов. Игрушки дымковского промысла и одна деревянная игрушка (например, богородского промысла)
    Оборудование: краски акварельные, гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка,
    Планируемые образовательные результаты:
    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): узнают, как дымковские мастера лепят и украшают глиняную игрушку, из каких элементов состоит дымковский узор, какова его палитра, в какой последовательности он расписывается; научатся рисовать дымковскую игрушку.
    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, ее культуре, народным традициям, искусству; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России.
    Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

    структура урока
    I. Организационный момент
    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
    Проверяю готовность обучающихся к уроку.

    Итак, друзья, внимание –
    Ведь прозвенел звонок.
    Садитесь поудобнее –
    Начнем скорей урок.
    Сообщаю тему урока.
    – Рассмотрите игрушки, представленные на выставке, и найдите среди них лишнюю.
    – Да, одна из выставленных здесь игрушек – деревянная, другие же сделаны из глины. Ребята, у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними
    до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе
    с одним из них – дымковским промыслом. Это уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Народные мастера уже 400 лет сохраняют его. Но чтобы промысел существовал еще долгие годы, нужно, чтобы люди с детства были знакомы с такими игрушками, любили их, играли с ними.

    II. Изучение нового материала
    Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории промысла». Просмотр мультимедийной презентации по теме.
    В давни-давни времена
    Совсем не так жила страна.
    Не было и «Денди»,
    «Сего» с «Лего» – тоже.
    И игрушки делали,
    Кто какие может.
    А создавши свой товар,
    Выезжали на базар.
    Сделаны из глины
    Игрушки всем на диво.
    Дети в карусели
    На лошадок сели.
    На санях – Емеля,
    Вот собачка Бимка.
    Только все игрушки
    Называют «дымка». слайд2.

    Ели спят у большака
    В инее седом,
    Спят деревья, спит река,
    Скованная льдом.
    Мягкий падает снежок,
    Вьется голубой дымок.
    Дым идет из труб столбом,
    Точно в дымке все кругом,
    Голубые дали.
    И село большое
    Дымково назвали.
    Там любили песни, пляски,

    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины.
    Удивительному чуду
    Мы поклонимся не раз,
    И о дымковской игрушке
    Поведу сейчас рассказ.

    Слайд 3.


    Дым идет из труб столбом,
    Точно в дымке все кругом,
    Голубые дали.
    И село большое
    Дымково назвали.
    Там любили песни, пляски,
    В селе рождались чудо-сказки.
    Вечера зимою длинны,
    И лепили там из глины.
    Удивительному чуду
    Мы поклонимся не раз,
    И о дымковской игрушке
    Поведу сейчас рассказ.
    – Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от Вятки. Игрушки были ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гулянья с озорным и веселым названием – Свистунья.
    Слайд 4.


    -Про дымковские игрушки сложили много прибауток, загадок, стихов.
    Вот, например:

    Почтеннейшие господа,
    Посмотрите вы сюда,
    Игрушки вятские на все манеры
    Вот вам барышни и кавалеры Слайд 5.

    Индя, индя, индючок,
    Ты похож на сундучок,
    Сундучок не простой –
    Красный, белый, золотой. Слайд 6.

    За студёною водицей
    Водоноска молодица,
    Как лебёдушка плывёт.
    Вёдра полные несёт! Слайд 7 .

    Всех нарядом удивил,
    Крылья важно распустил.
    Вот так небылица,
    Эта чудо-птица? Слайд 8.

    Кони глиняные мчатся
    На подставке, что есть сил
    И в санях не удержаться,
    Если вожжи отпустил. Слайд 9.

    Бока крутые,
    Рога золотые,
    На ногах - оборки,
    На спине Егорка. Слайд 10.

    По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины полые внутри. Дымковская игрушка лепится и раскрашивается вручную. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом. По белому фону выполнялась роспись красками.
    Просмотр презентации, слайды11-12.


    Да, игрушки – не простые,
    А волшебно-расписные:
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски –
    Простой, казалось бы, узор,
    Но отвести не в силах взор.
    И идет о дымке слава –
    Заслужила это право!
    Говорят о ней повсюду.
    Вот какое это чудо!
    – Опишите одну из дымковских игрушек.
    Слайд 13.


    Организую выполнение задания, подвожу учащихся к формулированию вывода, задавая вопросы:
    – Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.)
    –Какие цвета использовали мастера для росписи
    игрушек? Какие узоры вы видите на игрушках?
    (Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.)
    Слайд 14.


    Вывод: основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетки. В оформлении игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

    Физкультминутка

    Руки кверху поднимаем,
    А потом их отпускаем.
    А потом их развернем
    И к себе скорей прижмем.
    А потом быстрей, быстрей
    Хлопай, хлопай веселей.

    III. Творческая практическая деятельность
    Организация рабочего места.
    Проверяю правильность организации рабочего места.
    Выполнение упражнений по рисованию дымковского узора.
    Показываю приемы рисования узора. Организую работу.
    – Нарисуйте гуашью одну из понравившихся игрушек. Вспомните основные правила работы над рисунком.

    IV. Итог урока.
    Рефлексия
    Выставка работ учащихся. Коллективная композиция
    «На дымковской ярмарке»
    Организую просмотр работ и их обсуждение.
    Учитель читает стихи:
    У этого оленя золотые рога.
    Через горные отроги,
    Через крыши деревень,
    Краснорогий, желторогий
    Мчится глиняный олень.
    – Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
    Посмотри, как хороша
    Эта девица-душа.
    Щечки алые горят,
    Удивительный наряд.

    Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.
    -Что нового узнали на уроке?
    -Какая работа вам кажется наиболее красивой? Почему?
    -Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
    -Довольны ли вы результатами своей работы?

    Заключительное слово
    Слайд 15-16.