• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Фамилия Кузнецов является одной из самых распространенных в нашей стране. Это говорит о том, что ремесло было очень популярным и почетным на Руси. А в мире однофамильцев Кузнецовых миллионы: Коваль, Ковалевский, Ковальчук, Шмидт, Смит, Ферран, Ковач и так далее. Примечательно, что у англичан и американцев самой популярной является фамилия «Смит», которая тоже переводится как «кузнец».



    Среди правителей было немало тех, кто освоил, или пытался освоить, кузнечное дело. Например, Петр Первый принимал активное участие в ковке корабельных якорей на судоверфи в Воронеже. Король Франции Карл IX лично ковал замки и ключи, а у Людовика XIV в Версальском дворце даже была своя кузница.

    С языческих времен среди почитаемых богов были кузнецы или их потомки, связанные со стихией огня и процессом обработки железа. Так Гефест - греческий бог-кузнец, Тор - скандинавский, Воланд - европейский.

    В народных поверьях часто считается, что кузнецы знаются с нечистой силой. Слово «коварство» произошло от глагола «ковать». Какая связь? Славяне считали кузнечное ремесло загадочным и непонятным. Поэтому, кузнецов не только уважали, но и побаивались.

    Художники и скульпторы чаще всего изображали кузнецов с огромными мышцами, легко орудующими огромным молотом. Но, так, чаще всего, выглядели не кузнецы, а молотобойцы. Их обязанности различались: кузнец руководил процессом ковки, легким молотком указывая молотобойцу место, куда нужно нанести удар молотом. Поэтому, можно сказать, что кузнец выполнял интеллектуальную часть работы, а молотобоец – физическую.

    Забава ирландских кузнецов (или молотобойцев) со временем превратилась в серьезную спортивную дисциплину, которая входит даже в программу Олимпийских игр. В свободное время они устраивали соревнования – кто дальше метнет кузнечный молот. Соревнования стали так популярны, что являются сейчас одним из видов легкой атлетики. Правда, молот для метания подвергся серьезным изменениям, и сейчас ничем не напоминает молот для ковки металла.

    На Руси существовала легенда о кузнеце, который обладал отличным здоровьем. Каждое утро он отправлялся в кузницу, которая находилась в нескольких верстах от дома. Чтобы не терять время, кузнец поставил избу рядом с кузницей. И вскоре тяжело заболел. Оказывается, ежедневные прогулки помогали выводить из легких вредные вещества, которые кузнец вдыхал во время работы.

    Кузницы строились на окраине деревни или села, рядом обязательно должен был находиться водоем. Это было связано с тем, что кузнечное дело было огнеопасным. Достаточно одной искры, чтобы кузница вспыхнула, а вслед за ней и соседние строения.

    Династия промышленников Демидовых берет свое начало от тульского кузнеца-оружейника Никиты Демидова, который изготавливал оружие еще для потешных войск молодого Петра. Старания Демидова не пропали, благодаря расположению царя, он стал одним из богатейших людей России. Интересно, что кузнечный молот красовался даже на родовом гербе Демидовых.

    У русских кузнецов даже были свои небесные покровители – святые Косьма и Демьян, день памяти которых Русская православная церковь отмечает 14 ноября.В этот день кузнецы не приступают к работе, считаю это большим грехом. По народным представлениям, Косьма и Демьян также были кузнецами, ковали плуги и раздавали их людям для того, чтобы они возделывали землю.

    В старинных кузницах не было окон. Объяснялось это тем, что при ковке изделия необходимо строго выдерживать температурный режим. А в древности это можно было определить только на глаз – по цвету металла. А в темной кузнице это было проще сделать.

    Одним из древнейших искусств обработки металла является ковка. С ее помощью люди создавали железные изделия, необходимые и облегчающие жизнь далеких времен. Выплавленные приспособления и инструменты особо ценились из-за своей прочности и долговечности. Найденные в Центральной России стальные образцы V-VI столетия нашей эры говорят об отменном профессионализме кузнечных мастеров.

    Раскопанные артефакты не только мастерски изготовлены, но и искусно декорированы. Об этом свидетельствуют находки останков кухонной утвари и дивных украшений.

    Появление железа

    Первыми материалами, используемыми в ковке, были природные золотые и медные самородки. Позднее, экспериментируя со сплавами, кузнецы выплавили бронзу. Важным открытием и прорывом в науке и оружейном мастерстве стала обработка метеоритного железа. Сплав железа и углерода дал большую перспективу в развитии многих отраслей, от сельского хозяйства до металлообрабатывающего.

    Стальные предметы человек издревле использовал как в домашнем быту, так и в других областях деятельности. Поэтому кузнечное ремесло так высоко почиталось в обществе. Не зря народная мудрость гласит: «Кузнец - всем делам отец».

    Боги-кузнецы

    С ранних языческих времен главенствующими в иерархии богов были боги, полубоги-кузнецы или их потомки, связанные со стихией огня и процессом обработки железа. Нам известны такие покровители кузнечного ремесла: Гефест - греческий бог, Тор - скандинавский, Воланд - европейский. В народных поверьях встречаются кузнецы — колдуны, шаманы и повелители огненных стихий.

    В Древней Руси почитаем Сварог — бог-кузнец, посланный на Землю для устройства человеческого мироздания. Помощники-кузнецы были жрецами Сварога. Они наделены в историческом эпосе положительными характеристиками героев: небывалой силой, отменным мужеством и невероятной выносливостью. Кованые вещи очень ценились, отсюда и проистекает огромный авторитет кузнеца в общине и государстве раннего периода.

    Таинственность превращения болотной руды

    Тайны добычи руды были засекречены и доступны узкому кругу, поэтому обрастали домыслами и слухами. Мифичности этому прибавляло использование в кузницах «метеоритного железа». Ему придавали особенное неземное происхождение. Туманности нагоняли и сами кузнецы-ремесленники. Действия с «неземным материалом» велись в строгой секретности и были доступны единицам. Даже односельчане боялись проявлять интерес к тому, что творится в мастерских из-за страха и суеверных предрассудков.

    Кузницы всегда воздвигали на окраинах поселения, ввиду противопожарной безопасности, а также неподалеку от запасов руды и угля. Их строили вкопанными в землю. Окон в помещении не было. В таком сооружении удобно поддерживать нужную температуру. Полумрак помогал мастеру «на глаз» определять уровень разогрева металла, что определенно влияло на качество кованых элементов.

    Температурный режим

    Разогреть железо требовалось до температуры 800-1200 С. Мало это или много? Сейчас такие величины никого не удивляют. Но в старину, чтобы добиться таких температур необходимо было потратить не один час. Сталь доставалась очень тяжелым трудом. Кузнецы-подмастерья вручную раздували кожаные меха в плавильной печи, а сегодня для этих целей применяют пирометр или термопар.

    Мифы о мастерах-кузнецах


    Рассматривая картины о кузницах и кузне видим обычно изображение накаченного богатыря с массивной кувалдой в руках. Оголенный по пояс торс накрыт кожаным фартуком, под ним видны крепкие мышцы. Из-под молота вылетают горящие искры. Так пафосно выглядит представитель кузнечной профессии на иллюстрациях. В действительности человек, занимающийся многие годы ковкой, часто жилист и высушен каждодневной жарой.

    Мастер руководил процессом ковки - держал ручник и подал команды подмастерью, когда и куда бить по раскаленной заготовке. Весь цикл должен происходить быстро и слаженно, пока не остыло железо. Постоянные удары не только сушили руки молотобойца, но и приводили к заболеваниям и деформации суставов. Все это издержки работы в горячем цеху. Труд кузнеца был вреден и опасен для здоровья. Но несмотря на это, попасть в ученики к ремесленнику-кузнецу было огромной удачей.

    Евгений Родин


    Вера в то, что лошадиная подкова приносит счастье – одно из самых распространенных суеверий. Впрочем, о волшебных свойствах подков было известно еще в давние времена, когда продавали их не в сувенирных магазинах, как сегодня, а ковали в кузнях кузнецы… И, конечно, без магии тут не обходилось.

    Подкова на счастье

    Если кто-то находил на дороге , ее прибивали над дверью концами вверх. Объяснялось это тем, что дьявол, от которого, собственно, и должна была защищать подкова, ходит кругами. Так что, дойдя до конца подковы, он развернется и повернет назад.

    Откуда же возник сам культ подковы? На Британских островах родилась легенда о Св. Дунстане. Последний, мол, трудился кузнецом, и как-то к нему явился сам нечистый с просьбой подковать копыто. Дунстан для виду якобы согласился. Но на самом деле приковал «клиента» к стене, да так крепко, что тот аж запросил пощады. Тогда святой пообещал освободить его, если он поклянется, что никогда не войдет в дом, над дверьми которого прибита подкова.

    В подковах от «железных» мастеров нуждались и тележники, и владельцы возов. Кузнецы занимались изготовлением шин для колес, для чего рядом с кузницей устраивалось специальное приспособление - «натягач». Обувая колесо к телегам, кузнец разогревал шину и надевал на колесо. Шина, остывая, стягивала деревянные дуги на спицах, затем их закрепляли заклепками.

    Кузнецы никогда не сидели без работы. Изготавливали они и самые разнообразные бытовые вещи - замки, щеколды, навесы, кресты…

    Почетом среди земляков пользовались мастера, которые удивляли односельчан причудливо сделанными железными «мудришками». Немало кузнецов увлекалось . Так, во многих местностях Мещеры ценились кованые сундуки, разукрашенные дивными орнаментами.

    В основном каждая кузница специализировалась на изделиях какого-то одного вида. Это зависело от наклонностей кузнеца и спроса со стороны окрестных жителей. Так, в Васюковке Шатурского края Подмосковья ковались подковы, обручи к бочкам, насечки к жерновам. А в неподалеку оттуда расположенной Варюковке изготовлялись оси к мельничным колесам, жерновам, точильным камням, щипцы и клещи.

    Нередко кузницы располагались близ плотин, где стояли и водяные мельницы; вода и крутила мельничные жернова, и раздувала кузнечные меха.

    «Подкованная» любовь

    Поскольку кузнецы имели дело с огнем и железом – двумя из основных природных стихий, они слыли людьми, связанными с потусторонними силами. Считалось, что кузнец может «выковать» счастье для влюбленных или «сковать» для жениха с невестой «свадьбу крепкую». Древние славяне нередко причисляли кузнецов к волхвам – по-славянски - жрецам. Кузнецы-волхвы числились покровителями брака и исполняли важную роль в свадебных ритуалах. Например, занимались выковыванием обручальных колец, которые в старину для простых смертных изготавливали обычно не из золота, а из железа или меди. Золотые кольца могла себе позволить только элита, существовавшая во все времена.

    Во время пели подблюдные песни о кузнеце, кующем свадебный венец. На игрищах парни, ряженые кузнецами, «подковывали девок» – задирали им ноги с помощью клещей, а также били молотком по палочке, приставленной к ступне, как по наковальне. Конечно, все понарошку. Затем обычай ушел, но осталось простонародное выражение «подковать девку» - так именовали вступление с девушкой во внебрачную связь, что у наших предков было редкостью и, конечно, не поощрялось.

    «Колдовское» ремесло

    Еще бытовала поговорка: «Кузнец кует, а жаба ногу подставляет». Вспомним легендарного Левшу из повести Николая Лескова, которому удалось подковать блоху. Хотя в этом произведении нет намеков на какую-либо мистику (разве что сам факт подковывания блохи), понятно, что такое могло оказаться под силу лишь тому, кто пользовался потусторонней помощью.

    В русских народных сказках таким помощником для кузнеца является черт. Благодаря колдовским умениям кузнец мог перековать человеку голос – сделать из грубого тонкий, перековать старика в юношу, щипцами «прижать» болезнь или «прищемить» беду, выковать талисман на счастье или амулет для защиты от злых сил… Наконец, он обладал властью над тем же чертом, вынуждая его прекратить свои злые дела.

    Кузнец своего счастья

    Возле сельских , как водилось, всегда крутились люди. Приходили туда даже без особого дела, просто почесать языки. Недаром Александр Твардовский в поэме «За далью – даль» писал про сельскую кузницу, запомнившуюся ему с детства:
    На малой той частице света
    Была она для всех вокруг
    Тогдашним клубом, и газетой,
    И академией наук.
    «Кузнец, кузнец, выкуй мне счастье», - просила девушка. «Чего Бог не даст, того, милая, тебе кузнец не выкует», - вздыхал путник. И тут с воза, колеса которого были уже одеты в новенькие железные шины, раздавалось: «Каждый своего счастья кузнец!» Так и пошла по свету эта поговорка.

    В своём интервью я задавала вопросы специалисту в области художественной ковки - моему папе Лихову Харабийу Мугадовичу. Он постарался досконально отвечать на все мои вопросы. Конечно про работу «Кузнеца» можно говорить бесконечно, но в рамках конкурса я раскрыла основные факты об этой интересной работе.

    Расскажите о себе: кем Вы работаете и как долго работаете по этой профессии?

    Я работаю кузнецом уже почти 10 лет. Раньше это было просто мои хобби, которое постепенно переросло в мою профессию, которая сейчас меня весьма устраивает.

    Почему Вы выбрали эту профессию?

    С раннего детства мне нравилось работать с различными металлическими изделиями и у меня это получалось лучше всего.

    Довольны ли Вы своим выбором?

    Моя профессия меня устраивает во всём, я полностью доволен ей не смотря на некоторые трудности в процессе изготовления кованных изделий.

    Сложно ли было освоить Вашу профессию? Какое образование нужно получить для этого?

    Лично мне моя профессия довилась легко, потому что работать с удовольствием это весьма интересно. Я кузнец самоучка, но имею два высших образования по специальности инженер-строитель, что и помогает в моей работе.

    Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

    Да нужны, а именно знания в области математике и геометрии, художественные навыки и наличие дизайнерской фантазии. Мне кажется только с этими качествами можно быть хорошим кузнецом.

    С какими трудностями Вы сталкивались в Вашей работе?

    В моей работе бывают разные трудности, например: поломка инструментов или закупка не качественного материала, но нет нечего непреодолимого и все проблемы в конце концов решаются.

    Что самое интересное в Вашей работе?

    Самое интересное и,на мой взгляд, удовлетворительноев моей работе - это видеть довольных в моей работе клиентов.

    Позволяет ли Ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?

    В моей работе раскрываются многие творческие способности, но основным качеством являются способности в сфере художественной ковки.

    Сбылась ли детская мечта о будущей профессии?

    С детства меня интересовала художественная ковка, но я не думал, что это увлечение станет моей будущей профессией. Будучи уже постарше я думал освоить эту профессию, время прошло. И вот, теперь я освоил эту важную деятельность.

    Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны?

    Моя профессия важна, т.к. изделия, изготовленные мною, широко используются в жизненном обиходе, промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и так перечисляя.

    Приносит ли Ваша профессия хороший доход?

    Мой доход в полной мере зависит от количества моих клиентов, на данный момент я вполне могу обеспечивать себя и свою семью. Не сказать, что доход огромный, но мне в полнее хватает и этих денег.

    О чём бы Вы хотели предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию как у Вас.

    Моя профессия может быть весьма травмоопасна, а также она требует внимательности, терпения и осторожности. В процессе изготовления нельзя отвлекаться, иначе можно упустить важный момент.

    Каким было ваше первое металлическое изделие?

    Ещё маленьким я имел пристрастие к конструированию, самым первым моим изделием был не большой металлический грузовичок, который нравился всем. Даже соседи приходили к нам домой, чтобы посмотреть на него.

    Пользуется ли спросом ваши изделия?

    Конечно, пользуется, так как изделия изготовленный мной используются людьми в разных отраслях. В разное время ковка пользовалась большим спросом, наше время этому не исключение. Люди по-прежнему очень любят кованные изделия.

    Думали ли вы однажды оставить свою профессию и освоить что-то новое?

    Раньше, мне не когда это не приходила в голову такая идея. И не удивительно, ведь моя профессия меня полностью устраивает. Очень важно заниматься тем, что тебе интересно, тогда не будет желания бросить одно дело и заняться другим.

    Ошибались ли вы когда-нибудь в размерах при изготовлении изделий?

    Конечно были и ошибки, но все эти не приятности исправлялись. С опытом конечно эти ошибки уже не допускаются. Главное в этом деле внимание и аккуратность.

    Хотели бы вы, чтобы ваши дети переняли от вас эту профессию?

    Я думаю, что каждый человек в праве сам выбирать профессию, а не делать это по тому, что так хотят его родители. Для меня важно, чтобы мои дети нашли себя в жизни и жили счастливо.

    Работы моего папы:

    Интервью провела Лихова Диана,
    7 класс, МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко,
    г. Усть-Лабинск, Краснодарский край.

    Кузнец - мастер по обработке металла ковкой.Профессия кузнеца одна из самых древних.Людей поражало, что кузнец делал ценные вещи почти из “ничего”, из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца “вещим человеком”, чуть ли не чародеем. “С кузнецом не положено на “ты” говорить”,— подмечает финская поговорка. “Тысяча ударов портного — один удар кузнеца”, — почтительно говорили узбеки.

    Кузнечное ремесло и профессия кузнеца всегда были в почете. Отовсюду в каждой деревне или поселении вели тропки к сельской кузнице. Возле нее всегда было шумно и весело — скучать кузнецу не приходилось. Прохожие мимо кричали: «Кузнец, а кузнец, выкуй мне счастье?». «Чего Бог не даст, того тебе кузнец не выкует», — слышался ответ из кузницы. Издавна люди научились добывать железо из болотной руды и обрабатывать его в специальных помещениях-кузницах. И недаром их крыши украшались небольшими железными петушками. Ведь кузнечное ремесло было связано с огнем, а значит, с тайной, легендами и мифами, преданиями и поверьями, обрядами и ритуалами.

    История возникновения художественной ковки насчитывает тысячелетия. Археологами найдены кованые предметы ручной работы, которые изготовлены около 8 тысяч лет назад. В основном это были предметы украшения. А первые упоминания о кузнецах и кузнечном ремесле находим еще в древнегреческих мифах. Для распятия Прометея на кавказской скале божественный кузнец Гефест выковал гвозди. Это упоминание и принято считать отправной точкой зарождения художественной ковки и кузнечного дела. Интересен тот факт, что имя Каина, первого сына Адама и Евы, имеет этимологию происхождения непосредственно связанную с кузнечным делом, и означает «кузнец». Среди потомков Каина, был кузнец Тувалькаин, который всю жизнь посвятил кузнечному ремеслу. В Библии мы находим упоминания о кованых изделиях, сделанных изобретательным Тувалькаином, которые использовались в земледелии и в качестве военных орудий. Художественная ковка также упоминается и в описании целых кварталов в Иерусалиме, такие кварталы, как правило, были населены исключительно кузнецами. Существует рассказ о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо, так вот это и есть одно из первых упоминаний о работе кузнецов при сооружении стен. Кузнецы изготовили двери, ворота, замки и засовы.

    Как гласит история, кузнечным делом на Руси начали заниматься в VI-IV вв. до н.э. Древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы удалить из него все примеси. Затем они догадались, что для того чтобы придавать металлу нужную форму, его лучше нагревать. Первые наземные печи появились в X веке, они использовали воздух, который нагнетался с помощью кожаных мехов. Мехи раздувались вручную. Эта работа делала процесс варки очень тяжёлым. По окончании "варки" железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Для того чтобы тщательно проковать горячая крица захватывалась клещами. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После этого крицу снова нагревали и клали под молот. Такая операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более позднихдомницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные ёмкости.

    Древнерусские кузнецы производили разнообразные вещи, необходимые в быту, аксессуары, утварь и т.д. Ожерелья, перстни, подвески, пряжки, оплечья, застежки, браслеты или детали конской сбруи, дверные замки, петли на сундуки и ларцы, и оковки для них, боевые топоры, шлемы, мечи, кольчуги - все это и многое другое было результатом работы кузнецов, настоящих мастеров своего дела.

    Знаменитый кузнец - Никита Демидов

    В Тульском музее оружия, расположенном в 300-летнем Тульском Кремле, имеется старинное оружие, принадлежащее эпохе Чингисхана.

    Сегодня, как и много лет назад изделия тульских оружейников очень популярны не только в России, но и во всем мире. В Конструкторском Бюро приборостроения разрабатывается высокоточное оружие для различных войск, которое используется в армиях многих стран. Такие государственные предприятия как «Сплав» знаменито реактивными системами залпового огня «Ураган», «Град», «Смерч» и разной продукцией мирного назначения, начиная медицинской и заканчивая полиграфической техникой.

    Тула и Урал приобрели известность залежами разных видов металлов благодаря династии Демидовых. Сибирские охотники по сей день применяют 275-летние винтовки, изготовленные на Тульском оружейном заводе. Никита ДемидовичАнтуфьев (Антюфеев), который более известен под фамилией Демидов, был владельцем кузнечной мастерской в Туле. Отец Никиты, Демид Григорьевич был крестьянином из села Павший, расположенного в 20 верстах от Тулы. В конце 1660-х годов он был кузнецом в Тульской слободе, и занимался изготовлением оружейных стволов. Его сын Никита начинал свой путь работником у мастера - кузнеца.

    Петр I, познакомился с Никитой Демидовым во время одного из посещений Тулы. Кузнец отличился при выполнении царского заказа (было выковано три сотни алебард и уже привезены спустя месяц в Воронеж). Демидов и в дальнейшем еще не раз удивлял Петра своим мастерством, что и повлияло на расположение царя к нему.

    В 1694-1695 годах Демидов создал в Туле свой первый завод, а в 1702 Петр I передал ему и его семье в пользование на 20 лет Невьянский железоделательный завод, на котором в годы Северной войны изготавливалось и поставлялось оружие и боеприпасы для русской армии.

    В 1709 году Демидов получил чин комиссара, а в 1720 году дворянский. На гербе был изображен молот, шишак и три рудоискательные лозы, что отражало род занятий рода Демидовых.

    Разумеется, что роль этих ремесленников в наше время немного меньше, чем в былые времена, поскольку многие процессы механизированы и люди, изготавливающие металлические предметы сегодня не обязательно должны быть кузнецами. Но все же, декоративные элементы — такие как навесы, заборы, оградки, перила, ворота, кованая мебель и предметы интерьера — должны выполнятся только вручную. А если рассмотреть это в плане сектора экономики, то выходит солидный сегмент народного хозяйства.
    Если в старину основным местом работы была кузница, то теперь в результате индустриализации многие кузнецы работают в цехах предприятий.
    Хотя по-прежнему всё ещё существуют кузницы, где мастера занимаются, как правило, художественной ковкой, литьём.
    Часто в кузнечных цехах и кузницах работают бригадой. Её состав зависит от видов работ и применяемого оборудования. При ручной ковке кузнецу-молотобойцу могут помогать стажёры.
    На производстве бригадой руководит бригадир.
    Кто может работать кузнецом? Конечно, человек, физически сильный. У него должно быть хорошее зрение, идеальный глазомер, способность переносить высокие температуры, зрительная память. И, как говорят сами кузнецы, для успешной работы нужно уметь чувствовать материал.
    Художественной ковкой обычно занимаются люди, художественно одарённые, умеющие рисовать, склонные к занятиям прикладными видами искусства.
    При этом важно учесть физические нагрузки, с которыми приходится справляться кузнецу.
    Мастерами художественной ковки часто становятся выпускники художественных вузов. В частности, в художественных вузах существует специальность «художественная обработка металлов».
    Технологии художественной обработки металлов (художественная ковка, художественное литье) преподаются в металлургических вузах. Например, в Московском государственном вечернем металлургическом институте.
    В Школе кузнечного искусства при том же вузе можно получить специальность
    «кузнец-художник».

    Задачка

    Кузнецу принесли пять цепей, по три звена в каждой, и поручили соединить их в одну цепь. Кузнец решил раскрыть четыре кольца и снова их заковать. Нельзя ли выполнить ту же работу, раскрыв меньше колец?

    (Ответ:Можно раскрыть три звена одной цепи, а потом этими звеньями соединить четыре оставшихся куска.)

    Кузнец

    Подгорный мастер, рудознатец,
    Куёт он латы и мечи.
    И никогда не потухает
    Живой огонь в его печи.

    Стоит у горна чёрн и грязен,
    Металла славный чародей,
    Но гордый лик его прекрасен -
    В глазах горит огонь идей!

    Он властелин огня и стали.
    Всегда в труде, всегда в поту.
    Под звонкий грохот наковальни
    Куёт он людям красоту.

    Гефеста ученик упорный,
    Ему от бога дан талант.
    В его руках звенит покорный,
    В огне рождаемый, булат!

    Николай Забурунный

    "ГИМН КУЗНЕЦАМ РОССИИ"

    стихи Николая Лисунца

    Союз кузнецов! из времен тех древнейших
    Вам славу и честь мы желаем пропеть.
    Огонь укротивши, и в нем не сгоревши,
    Ковали они самородную медь.
    Веков уже пятьдесят как живет их искусство,
    И золото тоже ковали они.
    А храм куполами венчали искусно,
    светящими издали, словно огни!

    Кузнец-всем ремеслам отец.
    Трудяга, воин и творец!
    Любой металл он сможет проковать

    Кузнец у истоков стоял технологий,
    Как плавить железо и сталь отливать,
    Открывши дорогу профессиям многим,
    Как в кузнице кадров- победы ковать.
    А если противник захочет глумиться
    Над нашей историей и над страной
    Оружьем из стали мы сможем отбиться,
    Что нам кузнецы изготовят с тобой.

    Кузнец- всем ремеслам отец.
    Трудяга, воин и творец!
    И мастерства ему не занимать.

    Идет пароход, и взлетает ракета,
    Рабочего молот и серп у жнеца.
    И в каждой детали конструкции этой
    Есть вклад и частица труда кузнеца.
    Умножим святое, древнейшее дело,
    Что требует сил и уменья двоих.
    Трудом закаляет ослабшее тело,
    И наш укрепляет возвышенный дух.

    Кузнец- всем ремеслам отец.
    Трудяга, воин и творец!
    Любой металл он сможет проковать,
    И мастерства ему не занимать.

    Загадка

    Пламя пышет жаром,

    Льётся пот с лица,

    Звонко бьёт по стали

    Молот...

    (Кузнеца.)

    Викторина

    Этот человек, по долгу своей профессии, должен был иметь бороду, а также привычку работать в полумраке.

    Каждый из нас по отношению к своему счастью.

    Каждый человек по отношению к собственному счастью.

    Комедия итальянского писателя П.Аретино.

    Ковкий мастер.

    Мастер горячей обработки металла.

    Рабочая специальность бога Гефеста.

    Лесковский Левша по профессии.

    Кем по профессии был цыган Будулай?

    Стихотворение Есенина.

    Профессия гоголевскогоВакулы.

    Американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1971 г.).

    Бог Гефест по профессии.