• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Роспись тарелки по мотивам хохломской росписи» (выполнено в нетрадиционной технике: восковые карандаши и акварель).

    Автор работы: Кокорина Татьяна Николаевна педагог дополнительного образования по ИЗОдеятельности. МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
    Описание: данный конспект будет интересен воспитателям старших и подготовительных групп, педагогам дополнительного образования по изодеятельности, а также просто творческим людям.
    Цель: расширение знаний о народном промысле хохломская роспись.
    Задачи:
    - сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время;
    - рассказать о появлении хохломской росписи;
    - учить последовательно выполнять работу в нетрадиционной технике;
    - учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки;
    - способствовать развитию эстетического вкуса;
    - способствовать развитию мелкой моторики рук, через рисование мелких завитков;
    - воспитывать интерес к народным промыслам России, гордость за наших мастеров;
    - воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
    Предварительная работа: изучение посуды, народных промыслов на занятиях по окружающему миру.
    Методические приёмы: рассказ, беседа-диалог, наглядный материал, практическая работа.
    Ход занятия:
    Воспитатель - Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол. А знаете ли вы как появилась посуда?
    Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачёрпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.

    И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.


    Итак появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
    Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Кто ни будь знает из вас как называется эта посуда?
    Дети – Хохломская.


    Воспитатель – Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
    Дети – это трава, цветы, ягоды.
    Воспитатель – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Согласно легенде создал эту роспись талантливый мастер – иконописец Андрей Лоскут. Работал он у царя и тот щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего любил свободу. Однажды ночью он покинул царский двор и ушел жить в лес. Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать что-то простое, нужное и в тоже время красивое, как родная природа вокруг. Так появилась первая деревянная посуда. А так как мастер жил в лесу, то и расписывать её стал цветами, ягодами, листиками, веточками. Слава об удивительном мастере достигла окрестных земель. Многие приезжали к нему, чтобы увидеть эту посуду, кто-то оставался насовсем, желая научиться создавать такие же замечательные изделия. Передал Андрей Лоскут секреты своего мастерства односельчанам, сохранилось его мастерство, по сей день радующее глаза и души людей. А так как всё это было в селе Хохлома, то и роспись стала называться - Хохломская. Роспись эту отличает получение золотого цвета без применения драгоценного металла. Поэтому часто говорят «золотая хохлома».


    Сейчас мы с вами распишем наши тарелочки по мотивам хохломской росписи.
    Для этого нам понадобятся:
    - восковые карандаши жёлтый и красный;
    - чёрная акварель;
    - широкая кисть №5 или №6.
    1.сначала жёлтым восковым карандашом рисуем три листика внизу тарелочки.


    2.красным восковым карандашом над жёлтыми листочками рисуем три крупные ягодки-клубнички.


    3.между ягодками жёлтым карандашом рисуем листочки-капельки от меньшего к большему.


    4.между нижними листиками рисуем завитки


    5.добавляем мелкие цветы и завитки наверху.


    6. закрашиваем всю тарелочку чёрной акварелью.


    Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи готова.

    Проект художественно – эстетического направления на тему:

    Декоративное рисование в детском саду

    «Волшебный завиток»

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

    Цель проекта - развитие художественно творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства.

    Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от печальных событий, обид; снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

    Основные задачи.

    Ø Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно- прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

    Ø Закреплять умение рисовать декоративные элементы - точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.

    Ø Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов. Учить придумывать узоры для бумажных силуэтов. Закрепить умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

    Учебно – тематический план.

    Месяц.

    Занятия.

    Часы.

    Сентябрь.

    1.Знакомство с народнымдекоративно-прикладным искусством.

    2. Рассматривание дымковских игрушек. Рисование элементов дымковской росписи.

    3. Лепка и роспись дымковского коня.

    1.

    1

    2.

    Октябрь.

    1 Лепка и роспись дымковской барышни.

    2. Лепка и роспись дымковского индюка.

    2.

    2.

    Ноябрь.

    1 Ознакомление с городецким промыслом. Рассматривание предметов с городецкой росписью.

    2. Рисование элементов городецкой росписи.

    3. Рисование узор на полосе.

    1.

    2.

    1.

    Декабрь.

    1 Кружка украшенная цветочной гирляндой.

    2.Рисование городецких птиц.

    3. Рисование городецкого коня

    1.

    2.

    1.

    Январь.

    1 Рисование городецкого коня. (продолжение)

    2. Ознакомление с гжельской керамикой.

    3.Рисование элементов гжельской росписи.

    1.

    1.

    2.

    Февраль.

    1 Рисование элементов гжельской росписи. (продолжение).

    2. Лепка и роспись гжельских изделий.

    3.

    1.

    Март.

    1 Лепка и роспись гжельских изделий.

    2. Знакомство с хохломским промыслом.

    3.

    1.

    Апрель.

    1 Рисование элементов хохломской росписи.

    2. Рисование. «Узор на бочонке или вазе».

    3.

    1.

    Май.

    1 Рисование «Хохломские ложки».

    2. Рисование «Хохломские ковши- птицы»

    3. Итоговая беседа. «Россия мастеровая»

    1.

    2.

    1.


    Скачать полную версию проета

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

    воспитатель Веселова Наталья Вячеславовна

    МБДОУ «Детский сад №14»

    Образовательная область: «Художественное творчество»

    Тема: «Волшебный завиток хохломы»

    Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

    Тип: итоговая, интегрированная.

    Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

    Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.

    Художественное творчество:

    • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
    • Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности.
    • Развивать самостоятельность в выборе колорита росписи, в зависимости от основного тона, чувство цвета, творчество, фантазию.

    Познание:

    • Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
    • Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

    Коммуникация:

    • Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

    Чтение художественной литературы:

    • Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

    Социализация:

    • Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.

    Здоровье:

    • Развивать потребность в двигательной активности.
    • Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного творчества.

    Предварительная работа.

    Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.

    Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий прикладного искусства, стилизованных образцов.

    Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).

    Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

    Дидактические игры «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка», «Продолжи узор», «Собери предметы».

    Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

    Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

    Изготовление с детьми заготовок-шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

    Разучивание танца под детскую песенку «Пых- пых, Самовар».

    Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.

    Хохломские изделия, аудиозапись народной музыки, конверт, расписанный хохломской росписью, презентация «Волшебный завиток хохломы», наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», разрезные картинки для игры «Собери предметы», тонированные заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, тычки, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки.

    Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии, презентация «Волшебный завиток хохломы», аудиозапись песни «Пых-пых, Самовар».

    Ход непосредственно-образовательной деятельности

    Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

    Стук в дверь. Передают конверт.

    Воспитатель. Дети, посмотрите, какой необычный конверт нам прислали! (конверт украшен хохломской росписью)

    Как вы думаете, кто бы мог нам его прислать? (ответы детей) Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (ответы детей) Молодцы! А давайте посмотрим, что внутри конверта.

    (Воспитатель достает из большого конверта маленькие конвертики с разрезными картинками.)

    Дети, хохломские мастера предлагают нам поиграть в игру «Собери предметы». Вы согласны?

    Дети. Да!

    Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и назвать получившиеся предметы.

    Воспитатель. Молодцы! Очень хорошо справились с заданием. Но это еще не все. В конверте есть послание: «Дорогие, ребята! Сегодня открывается выставка народно – декоративного промысла. Приглашаем всех, всех, всех! На выставке вы могли бы попробовать себя в качестве мастера и «расписать» посуду. Мы вас очень ждем!!!» Дети, а вы хотели бы посетить эту выставку?

    Дети. Да!

    Воспитатель. Но для начала мы с вами должны вспомнить основные правила поведения на выставках! Назовите их.

    Дети. Не шуметь!

    Внимательно слушать рассказчика!

    Не мешать другим слушать!

    Воспитатель. Молодцы, ребята! Тогда я приглашаю вас на выставку! (дети входят в подготовленный зал и садятся на стульчики)

    Дети, мы находимся с вами на выставке «Золотая хохлома», посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров.

    Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.

    Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми?

    Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». «Золотая» потому, что все изделия блестят как золото.

    Ребята, а еще хохломские мастера приготовили для нас презентацию, чтобы мы смогли увидеть всю красоту хохломской росписи».

    (показ презентации «Волшебный завиток хохломы», во время презентации воспитатель читает стихотворение «Золотая хохлома»).

    Золотая хохлома.

    Как волшебница Жар- птица,

    Не выходит из ума

    Чародейка – мастерица,

    Золотая Хохлома.

    И богата, и красива,

    Рада гостю от души.

    Кубки, чаши и ковши.

    И чего здесь только нету:

    Гроздья огненных рябин,

    Маки солнечного лета

    И ромашки луговин.

    Всё вобрала, словно память:

    Зорь червонные лучи

    И узорчатый орнамент

    Древнесуздальской парчи.

    Листья рдеют, не редея,

    От дыхания зимы.

    Входим в царство Берендея,

    В мир волшебной красоты.

    Резные ложки и ковши

    Ты разгляди-ка не спеши.

    Там травка вьётся и цветы

    Небывалой красоты.

    Блестят они, как золотые,

    Как будто солнцем залитые.

    Все листочки как листочки,

    Здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди

    Называют Хохломой.

    Воспитатель. Дети, вам понравилась презентация? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?

    Дети. Да!

    Воспитатель. Тогда присаживайтесь на свои рабочие места. У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды. Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

    С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

    Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).

    Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

    Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

    Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

    Молодцы, ребята, всё знаете!

    А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

    Пальчиковая гимнастика.

    Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

    И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

    Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

    Не сидится им опять (встряхивание кистями).

    Постучали, повертели,

    Рисовать мы захотели.

    Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

    (Под народную музыку ребята приступают к рисованию. Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке).

    Воспитатель. Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Вижу все уж закончили. Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.

    (Дети с помощью воспитателя вывешивают свои работы на заранее растянутую веревочку с прищепками).

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера!

    Ну, что, ребята, «всякое дело концом хорошо», поэтому я приглашаю вас на танец с сюрпризом «Самовар»!

    (исполняется танец)

    А вот, дети, и сюрприз, самовар-то не простой, внутри угощения.

    (Дети угощаются, дарят свои работы гостям).

    Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детс кий сад. Всем спасибо! До свидания!


    Автор: Грищенко С. А. воспитатель МБДОУ №31 г. Армавир.
    Цель занятия:
    Составление узора из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками.
    Задачи:
    Образовательная:
    Продолжать знакомить с искусством Хохломы
    Развивающая:
    Продолжать учить рисовать узор в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, завитки)
    Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, золотой (охра). Развивать творческие способности детей.
    Воспитательная:
    Воспитать аккуратность, умение объективно оценивать детские работы.

    Демонстрационный материал:
    Мультимедиа, магнитофон, предметы с хохломской росписью, кисти, гуашь, клеенки, салфетки, подставки для кистей, банки с водой, палитра,
    Предварительная работа:
    Экскурсия в музей, знакомство с русским народными художественными промыслами, обучающие занятия по хохломской росписи, рассматривание образцов.
    Ход занятия.
    Все за парты дружно сели, на меня все посмотрели, чтобы занятие получилось интересным, творческим начинаем занятие с хорошего настроения.
    Показать детям демонстрационный материал с хохломским узором. Посмотрите на экран слайд № 1, № 2.
    Что это за предмет?
    Дети: это тарелка, это миска, ложки,
    Какими узорами украшена тарелка?
    Дети: хохломским.
    Сегодня мы с Вами будем учиться рисовать хохломским узором мелкую тарелку. Посмотрите внизу и вверху на изделии нарисованы прямые полоски, повторяющие формы предмета. Слайд № 3 это кайма.
    Из чего состоит узор на миске? (Из ветки с ягодами, листками, завитков и травки). Слайд № 4.
    Осочки – самый простой элемент узора. Он выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз.
    Травинки – это мазки с небольшим плавным утолщением.
    Капельки рисуются приемом прикладывания кисти к бумаге.
    Усики рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
    Завитки выполняются с легким нажимом в середине элемента.
    Кустик – это наиболее сложный элемент, в его изображении могут участвовать все элементы травного орнамента.
    Какая ветка? (Изогнутая). Как расположены на ветке ягоды и листики? Где расположены завитки и травка? Назовите цвета, которыми нарисованы элементы узоров. Слайд № 5.
    А теперь давайте подробно поговорим о способах нанесения элементов хохломской росписи. Слайд № 6. Порядок рисования элементов узора: вверху и внизу изделия рисуют кайму, затем вдоль миски слегка изогнутую ветку; на ней изображают ягоды, листья (по три) затем на всех свободных местах на ветке изображают завитки и тоненькую изогнутую травка.
    Физминутка.
    На лугу растут цветы
    Небывалой красоты.
    К солнцу тянутся цветы.
    С ними потянись и ты.
    Ветер дует иногда,
    Только это не беда.
    Наклоняются цветочки
    Опускают лепесточки.
    А потом опять встают
    И по - прежнему цветут.

    Продолжаем рисовать. Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях - прожилки (черные). Завитки и травку рисовать кончиком кисти.
    Вывод
    Небольшой просмотр выполненных работ. Правильность выполнения. Аккуратность исполнения. Выбираем наиболее удачно выполненные работы.
    Анализ ошибок. Заключение. Презентация. Небольшой опрос на определение видов хохломского орнамента.

    Горбунова Любовь Николаевна

    ЕМА : Чудо-чудное, диво дивное-золотая хохлома .

    ЦЕЛИ :

    Обучающие цели :

    Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи ;

    Упражнять в составлении узора;

    На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность торжественность колорита Золотой Хохломы ;

    Научить заполнять узором большую часть поверхности силуэта, выполнять узор в определенной последовательности (ветка, листья, ягоды, травка) .

    Воспитывающие цели :

    Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, в частности, к мастерам хохломской росписи .

    Развивающие цели :

    Развивать память, наблюдательность, речь, творческие способности.

    МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ : посуда с хохломской росписью , гуашь, кисточки, стаканчики для воды, салфетки, подставки для кисточек, бумага для рисования - шаблоны посуды , образцы элементов хохломской росписи ; музыкальная запись русских народных песен «Во поле березка стояла» , «Калинка» , «По малину в сад пойдем» .

    Ход ЗАНЯТИЯ

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

    Что я вижу, что за диво

    Сколько радости вокруг!

    Правда, дети, тут красиво

    Аж, захватывает дух!

    Резные ложки и ковши

    Ты разгляди-ка, не спеши

    Там травка вьется и цветы

    Небывалой красоты,

    Блестят они, как золотые.

    Как будто солнцем залитые.

    Все листочки как листочки,

    Здесь же каждый золотой.

    Красоту такую люди

    Называют хохломой .

    2. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ О ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ .

    А знаете ли вы, ребята, почему эти изделия называют хохломскими ?

    - Хохлома – это село на берегу реки Волга. Мастера, живущие здесь, умеют превращать деревянную посуду в золотую. На ярмарках продавцы кричали : «Кому посуду для пищи – окрошки, чудо – блюдо, да чашки, ложки?» Покупатели спрашивали : «Откуда посуда?» А они отвечали : «К нам приехала сама Золотая Хохлома Так и повелось Хохлома , да Хохлома . Стали посуду называть хохломской .

    А как же началось это удивительное художество? Говорят, будто давным–давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок–умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как–то к его порогу Жар-птица. Он ее угостил. Жар–птица задела своим крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой… Это конечно сказка.

    Вроде бы простая посуда, но сделать ее непросто. Сначала из дерева вырезают, вытачивают ложки, плошки, чашки, тарелки, затем их покрывают глиной, чтобы дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, от этого посуда становилась словно металлическая. Расписывали посуду разными узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома »

    Давайте с вами рассмотрим посуду. Какие цвета используют хохломские мастера ? (Красный, черный, золотой, зеленый, желтый цвет) .

    Что мастера изображали на деревянной посуде? (Ягоды, листочки, цветочки, завитки, травинки) .

    Вы совершенно правы в своих росписях мастера использовали сказочную красоту родной природы. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка» . Травка усеяна большими и маленьким завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы : листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины) . А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травка. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

    3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

    А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой-нибудь сувенир : дымковских коней, расписных матрешек, и конечно же нарядные хохломские изделия !

    Через горы и моря, восхищается весь мир –

    Ай да русский сувенир!

    Ах, какие чудо краски!

    И по свету бродят сказки,

    И улыбки Хохломы !

    4. МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, что бы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Вы хотите стать художниками? (Да) . Прежде чем расписывать разделочные доски, давайте немного отдохнем!

    Физминутка

    Наши алые цветки распускают лепестки… плавно понимаем руки вверх

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет… качание руками влево-вправо

    Наши алые цветки закрывают лепестки… присели, спрятались

    Головой качают тихо засыпают… движение головой влево-вправо, ручки под щечки

    5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

    Прежде чем начать украшать, давайте вспомним последовательность!

    С чего начнёте? (- С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая) .

    Что будите рисовать после ? (- Завиток, изогнутую веточку) .

    Почему? (- Завиток – главный элемент хохломской росписи , потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

    Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (- Сначала крупные элементы : ягоды, листья, потом – мелкие элементы : капельки, травку, завитки и т. д.).

    Как нужно рисовать травку и завитки ? (- Концом тонкой кисти, чередуя цвета) .

    Что мы можем использовать для рисования ягод ? (- Кисть, тычок) .

    Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый) .

    Молодцы, ребята, всё знаете!

    6. ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

    Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами !

    Хохлома , Хохлома ,

    Наше чудо дивное!

    Мы рисуем Хохлому –

    Красоту невиданную.

    Рисовали «травку»

    Солнечною краской,

    Ягодки, огоньки –

    Алой краской от зари.

    (Звучат русские народные мелодии, дети работают под музыку) .

    7. РЕФЛЕКСИЯ

    Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Посмотрите, как красиво получилось, яркие, красочные, праздничные – настоящая золотая хохлома .

    Какие элементы хохломской росписи использовали в своих рисунках.

    Ребята вам нравятся? Посмотрите друг у друга!

    А что вам больше всего вам понравилось?

    Послушайте очень красивое стихотворение о хохломской росписи .

    Стихотворение П. Синявского «Хохлома »

    Хохломская роспись

    В зелени травы.

    Рощи, перелески,

    Шелковые всплески

    Солнечно-медовой

    Золотой листвы

    У красы точеной-

    Сарафан парчовый,

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд?

    Роспись хохломская

    Словно колдовская,

    В сказочную песню

    Просится сама.

    И нигде на свете

    Нет таких соцветий,

    Всех чудес чудесней

    Наша хохлома .

    Публикации по теме:

    Конспект занятия «Украшение платочка по мотивам дымковской росписи» Программное содержание а) Образовательные задачи. Учить создавать декоративную композицию по мотивам росписи Дымковской игрушки, используя.

    Интеграция образовательных областей:художественно-эстетическое развитие, познание, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Методические.

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2089 ЮГО – ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Елена Вахрушина

    Задачи :

    1. Продолжать знакомить с предметами хохломской росписи . Познакомить с видом

    хохломской росписи «травка» и ее элементами : «осочка» , «капельки» , «усики» ,

    «завиток» , «кустик» . Дать представление о цветовой гамме орнамента.

    Учить рисовать орнамент «травка» . Продолжать совершенствовать приемы работы с

    красками. Закреплять умение рисовать всей кистью и кончиком кисти, регулируя ее

    положение и силу нажима на кисть. Познакомить с новыми словами : «осочка» ,

    «перпендикулярно» . Активизировать словарь : «чаша» , «солоница» , «поставок» ,

    «тулово» , «спираль» , «капельки» , «усики» , «завиток» , «кустик» .

    2. Развивать память, внимание, речь.

    3. Воспитывать чувства красоты.

    Оборудование :

    Русская народная музыка.

    - хохломская посуда ;

    Краски гуашевые (желтая, красная, зеленая) ;

    Кисти беличьи № 2 и 3;

    Банка с водой;

    Салфетки фланелевые;

    Заготовки хохломской посуды (ложки) .

    Ход :1. Организационный момент.

    Ребята, давайте поиграем. Пальчиковая гимнастика «Помощники» :

    Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно) .

    Мы посуду перемыли : .

    Чайник, чашку, ковшик, ложку

    И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды) .

    Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой) .

    Только чашку мы разбили,

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики) .

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно) .

    2. Мотивационно-целевой этап.

    Ребята, посмотрите на стол. Рассмотрите предметы, которые стоят на нем.

    (Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду хохломской росписи ) .

    3. Изучение нового.

    Кто знает, как они называются? Как вы думаете, где и из чего их изготовили?

    (Ответы детей ) .

    Правильно, они сделаны из дерева и расписаны художниками-мастерами. (Слайды1-7) Давайте

    внимательно рассмотрим эти предметы. На круглых золотистых боках хлебосольной

    чаши изображены ярко-красные и черные травинки, по тулову вазы изгибаются

    нежные листики и веточки с упругими, словно блестящими на солнце, ягодами черной

    смородины. На поверхности сахарницы, солоницы и поставка - так называется

    цилиндрический сосуд с крышкой - расцветают и вовсе нигде не виданные золотые

    цветы. Огненно-красный цвет посуды и золотое сияние узоров действительновызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром огонь превратил деревянные

    поверхности этих вещей в золотые . Почему предметы, о которых пойдет речь,

    называются хохломой ? Как рождаются они под руками умелых мастеров и чем

    отличаются от других произведений народного искусства? Ответы на эти вопросы

    звучат в строках русской песни.

    Как за Волгой яр хмель

    Над кусточком вьется.

    Перевился яр хмель

    На нашу сторонку.

    Как на нашей сторонке

    Жилье пребогато :

    Серебряные листья,

    Цветы золотые .

    Как горячо нужно любить свой край, чтобы сочинить такую песню! Как нужно

    глубоко чувствовать и видеть все, что тебя окружает, чтобы выразить это в песне и

    рисунке. (Слайды 8-13)

    Гуляя по лесу, берегом реки, удивляешься обильному разнотравью родных лугов, над

    которыми в летний зной стоит сладкий медвяный аромат и гудят на все голоса

    лохматые труженицы-пчелы. Ляжешь на эту землю и начнешь рассматривать травинку

    за травинкой, цветок за цветком, листок за листочком - сколько их непохожих и

    похожих друг на друга. Тут и кудрявые ветки муравки, и гибкие сабельки осоки. Все

    они стремятся вверх, навстречу солнцу. Всем сердцем любя родную сторону и

    любуясь ею, русские люди не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и

    создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в

    которой оживали природные мотивы. Истинными произведениями искусства

    становятся эти вещи - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски

    исполненные. Сегодня мы начнем учиться передавать элементы хохломской росписи в

    рисунке. Мастера вовсе не стремились показать растения в точности такими, какими

    видели их в лесу, на поляне. Хохломские изображения декоративны : они в самом

    общем виде передают красоту живой жизни, украшая предметы растительным

    орнаментом. Это - узор из цветов, трав и ягод. Хохломские художники так и говорят :

    «Пишу под растительный орнамент» .(Слайды 14-18) Существует несколько его видов. Самый

    старинный и любимый художниками - «травный орнамент» , или просто «травка» .

    Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, пять и более

    кустиков. Отдельная «травка» напоминает осоку. Один из видов этого орнамента так и

    называется «осочка» . «Травка» обычно пишется красным и черным цветами. Ее

    основные широкие листья сочны, потому что на кисточку берется много краски и она

    ложится плотно. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от

    ветра. «Травка» - обязательная часть любого растительного орнамента хохломы .

    Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой «травки»

    художник помещает ягодки, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется

    «травным» или именем ягодки или цветка. Сегодня мы будем учиться рисовать

    простейший элемент травного орнамента.

    (Воспитатель показывает орнамент) .

    Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения

    предварительного рисунка карандашом. Кисточку надо держать тремя пальцами,

    перпендикулярно поверхности листа, т. е. ручка кисти смотрит вверх, в потолок. «Осочка» выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз. «Травинки»

    рисуются плавно, с утолщением. «Капельки» рисуются всем вам известным приемом

    примакивания. «Усики» рисуются в виде непрерывной линии, закрученной в спираль.

    «Кустик» - наиболее сложный элемент «травки» выполняется из простых «осочек» ,

    расположенных симметрично на бумаге, т. е. на одном расстоянии друг от друга.

    А сейчас мы с вами возьмем заготовки посуды и распишем ее.

    (Дети выполняют работу под русскую народную музыку)

    4. Подведение итогов.

    Молодцы ребята. Несите свои работы, сделаем выставку и полюбуемся на вашу

    хохломскую посуду . В конце нашего занятия посмотрите , как хохломская роспись может украсить современный мир в котором мы с вами живём. (Слайды19-22






    Декоративное рисование

    «Завиток»

    (по мотивам хохломской росписи)

    (подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

    Программное содержание.

    Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

    Материал.

    Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

    Связь с другими образовательными областями.

    Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

    Ход занятия.

    I Организационный момент.

    II Основная часть.

    Часть 1

    Слайд 1

    Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

    Слайд 2

    Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

    Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

    Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

    Слайд 3-7

    Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

    Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

    Из дерева .)

    Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

    Слайд 8-10

    Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

    Слайд 11

    ).

    Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

    Травный орнамент, или «травка»,

    Так характерен для всей хохломы,

    Чудесный рисунок волшебной страны!

    Слайд 12

    Элементы травной росписи.

    Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

    “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

    “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

    “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

    “Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

    Слайд 13

    Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

    Богат и наряден чудесный узор.

    По золоту фона затейливой змейкой

    Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

    Слайд 14

    Листики

    Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

    Слайд 15

    Ягодки

    Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

    Слайд 16

    Ягодки смородины

    Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

    Слайд 17

    А вот посмотрите – знакомый сюжет.

    Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

    Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

    Слайд 18-20

    Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

    Слайд 21

    Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

    Слайд 22

    Кисть хохломская! Большое спасибо!

    Сказывай сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа, красива,

    Ты, как и люди, служишь Отчизне!

    Игра « Убери лишний предмет»

    Часть 2

    А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

    завиток ). Правильно завиток.

    Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

    Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

    Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

    Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

    А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

    Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

    Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

    Дети рисуют под музыку.

    III Итог

    Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Декоративное рисование

    «Завиток»

    (по мотивам хохломской росписи)

    (подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

    Программное содержание.

    Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

    Материал.

    Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

    Связь с другими образовательными областями.

    Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

    Ход занятия.

    I Организационный момент.

    Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

    Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

    II Основная часть.

    Часть 1

    Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

    Слайд 1

    Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

    Слайд 2

    Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

    Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

    Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

    Слайд 3-7

    Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

    Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

    Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева .)

    Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

    Слайд 8-10

    Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

    Слайд 11

    Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный ).

    Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

    - Травный орнамент, или «травка»,

    Так характерен для всей хохломы,

    Чудесный рисунок волшебной страны!

    Слайд 12

    Элементы травной росписи.

    Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

    “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

    “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

    “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

    “Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

    Слайд 13

    Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

    Богат и наряден чудесный узор.

    По золоту фона затейливой змейкой

    Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

    Слайд 14

    Листики

    Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

    Слайд 15

    Ягодки

    Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

    Слайд 16

    Ягодки смородины

    Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

    Слайд 17

    А вот посмотрите – знакомый сюжет.

    Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

    Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

    Слайд 18-20

    Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

    Слайд 21

    Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи. )

    Слайд 22

    Кисть хохломская! Большое спасибо!

    Сказывай сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа, красива,

    Ты, как и люди, служишь Отчизне!

    Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

    Игра « Убери лишний предмет»

    Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

    Игра «Найди завиток на моем фартуке».

    Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

    Часть 2

    А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

    Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток ). Правильно завиток.

    Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

    Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

    Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

    Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

    А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

    Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

    Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

    Дети рисуют под музыку.

    III Итог

    Анализ

    Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями.


    Декоративное рисование

    «Завиток»

    (по мотивам хохломской росписи)

    (подготовительная группа) Воспитатель: Пермякова В.Н.

    Программное содержание.

    Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль над ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

    Материал.

    Презентация «Сказ о хохломе»; клип «Хохлома» (группа «Непоседы»); аудиозапись музыки для рисования. Предметы быта, украшенные хохломской росписью, выполненные по мотивам Хохломы. Вырезанные из бумаги контуры разделочных досок желтого, красного, черного и зеленого цветов; краски: акварель, гуашь; палитра; кисти; вода; салфетки; образцы.

    Связь с другими образовательными областями.

    Знакомство с декоративно-прикладным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью, создание «Музея хохломской росписи».

    Ход занятия.

    I Организационный момент.

    Клип «Хохлома» (группа «Непоседы»).

    Здравствуйте ребята я приехала к вам в гости из села Хохлома Нижегородской области. У нас в области есть замечательный музей хохломской росписи там есть много интересных и красивых предметов. Все эти предметы изготовили и расписали наши народные умельцы. Вы бы хотели увидеть их своими глазами. Тогда я вас приглашаю посмотреть фильм «Сказ о хохломе». Присаживайтесь на стульчики.

    II Основная часть.

    Педагог начинает показывать презентацию «Сказ о хохломе». Дети, вместе с педагогом читают название презентации.

    Сказ о хохломе. Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок волшебной травы.

    Рассказывают, жил в древние времена в городе Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

    Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле.

    Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

    Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Рассказывают её всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать её в сборниках легенд и сказок Нижегородской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с Хохломой.

    Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

    Что вы видите? Опишите словесно какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная!)

    Из какого материала изготовлена эта посуда? (Из дерева.)

    Все ли предметы быта расписаны в одинаково? Знаете ли вы эту роспись? (Хохломская)

    Это – музей хохломской росписи. Сейчас мы пройдемся по залу этого музея. Что же в нем есть?

    Рассмотрим внимательно изделия хохломы – подносы. Какие основные цвета использовали хохломские мастера для фона? (Красный, желтый, зеленый, черный).

    Каждому цвету придаёт народ свое значение. Красный – огнь, любовь, преданность. Золотой – солнце, свет, тепло. Черный – земля, торжественность. Зеленый – жизнь.

    Травный орнамент, или «травка»,

    Так характерен для всей хохломы,

    Чудесный рисунок волшебной страны!

    Элементы травной росписи.

    Как вы думаете элементов в росписи мало или много? Конечно много.

    “Осочки” - самый простой элемент. Он выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.

    “Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.

    “Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.

    “Кустики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.

    Криуль Завитки – простые по форме, а радуют взор.

    Богат и наряден чудесный узор.

    По золоту фона затейливой змейкой

    Орнамент здесь вьётся – попробуй сумей-ка!

    Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

    Хохломские художники называют ягоды ласково, и никогда один и тот же мастер не напишет их одинаково.

    Ягодки смородины

    Ягоды смородины, рябины рисуют «тычком» или «ляпушкой» (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки), а мы сможем нарисовать их ватной палочкой.

    А вот посмотрите – знакомый сюжет.

    Узнали вы сказку? Узнали, иль нет?

    Жар- птицу никто не видел, поэтому каждый мастер рисует её по-своему. Вы уже в аппликации делали уже тоже по своему представлению.

    Слайд 18-20

    Хохлома – искусство современное. Ее роспись можно где угодно, на любых предметах.

    Как вы думаете, кто это? (Мастера росписи.)

    Кисть хохломская! Большое спасибо!

    Сказывай сказку для радости жизни!

    Ты, как душа у народа, красива,

    Ты, как и люди, служишь Отчизне!

    Ребята, посмотрите на выставку хохломской посуды, я ни чего не перепутала?

    Игра « Убери лишний предмет»

    Ребята вы обратили внимания, какой на мне нарядный фартук.

    Игра «Найди завиток на моем фартуке».

    Молодцы! Вы очень хорошо запомнили элемент хохломской росписи «Завиток»

    А вы бы хотели сегодня поработать мастерами хохломской росписи? Я – главный мастер, а вы – мои подмастерья.

    Сегодня я хочу научить вас рисовать один из элементов «завиток», который очень важен для хохломы. Какой элемент росписи мы будем учится, рисовать? (завиток). Правильно завиток.

    Я хочу напомнить, с чего нужно начинать рисовать.

    Набрать гуашь на кончик кисточки и легкими движениями руки, кончиком кисти, рисуем тонкую веточку в одну сторону, в другую сторону.

    Вот теперь от веточки рисуем «завиток» с одной стороны, длиннее с другой стороны короче. И так на каждой веточке. Напоминаю, завиток может быть длинным и коротким.

    Получается очень красивая роспись. А какими элементами можно еще украсить веточку? (ягодками, листочками, травкой). Кто, из вас хочет дополнить мою веточку. (Ребенок украшает веточку узором по своему желанию).

    А теперь, я предлагаю вам самим нарисовать узор хохломы. Но не забудьте: Главный узор росписи - завиток. Расписывать будете досочки. Я привезла для вас заготовки. Предлагаю вам выбрать фон доски красный, желтый, черный. Выбирайте, чем вы будете работать и присаживайтесь.

    Подумайте, какие цвета гуаши вы будете использовать в работе. Какой цвет будет ярче выделяться на фоне досочки.

    Давайте возьмем в руки сухую кисточку и попробуем выполнить движения в воздухе, а теперь на доске, как будто вы рисуете легко без нажима веточку в одну сторону, в другую. А от нее завиток. Теперь наберите гуашь на кончик кисточки и начинайте расписывать досочку.

    Дети рисуют под музыку.

    Какие замечательнее росписи у вас получились. Все доски такие красивые. Давайте устроим выставку ваших работ. Я помогу вам в этом. Пусть все дети детского сада приходят к вам на выставку и любуются вашими произведениями


    Пермякова Вера Николаевна