• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

    МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «ЛУЧИК»,

    ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    г.Опочка

    I. Общие положения

    1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников МБДОУ детский сад «Лучик» ,осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс) разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.

    1.2. Кодекс дополняет правила, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.

    1.3. Кодекс представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях российского образования, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести каждого педагогического работника ДОУ. Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.

    1.4. Цель Кодекса: определить основные нормы профессиональной этики во взаимоотношениях воспитателя с воспитанниками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством:

    • повышение доверия граждан к педагогическим работникам МБДОУ детский сад «Лучик»;
    • содействие укреплению авторитета и обеспечение единых норм поведения педагогических работников ДОУ;
    • установление и обобщение нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
    • регулирование профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
    • воспитание высоконравственной личности педагогического работника, соответствующего нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

    1.5. Задачи Кодекса:

    • сформировать методологическую основу профессиональной этики педагогических работников ДОУ;
    • выработать у педагогов стремление соблюдать этические нормы поведения;
    • ориентировать молодых специалистов в ситуациях этической неопределённости и иных обстоятельствах на право морального выбора;
    • выступать средством профессионально-общественного контроля за соблюдением принципов профессиональной этики педагогических работников ДОУ;
    • сформировать сферу моральных прав педагогических работников для облегчения их нравственной ориентации в образовательном процессе.

    1.6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.

    1.7. Знание и соблюдение норм настоящего Кодекса является нравственным долгом каждого педагогического работника ДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

    1.8. Кодекс обсуждается и принимается на Педагогическом совете ДОУ, затем утверждается и вводится в действие приказом заведующего.

    1.9. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

    II. Личность педагога ДОУ

    2.1. Требования к профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ

    2.1.1. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

    • оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
    • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы ДОУ;
    • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как ДОУ в целом, так и каждого педагогического работника;
    • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
    • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
    • уведомлять администрацию ДОУ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
    • соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты;
    • проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
    • проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
    • придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на ДОУ социальных функций;
    • осуществлять свою деятельность в пределах полномочий.

    2.1.2. Педагог, работающий с дошкольниками должен:

    • обладать важнейшими компонентами основ педагогического мастерства: профессиональными знаниями и умениями, педагогическими способностями, быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их в непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в ДОУ;
    • педагог ДОУ - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Так же как мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, так и педагог вкладывает свою душу в своих воспитанников. В этом внутренний смысл профессии. Отдавать душу трудно и радостно. Трудно потому, что это требует затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что видя результат полученной работы, понимаешь смысл своей жизни;
    • постоянно повышать уровень профессиональной подготовленности, совершенствовать педагогическое мастерство обучения, воспитания и развития воспитанников;
    • проявлять творчество, инновационный потенциал в области образования и воспитания, заимствовать передовой опыт коллег, использовать достижения педагогической науки и передовой практики;
    • идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество;
    • заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир;
    • знать закономерности развития дошкольников, создавать педагогические условия для их воспитания и развития, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для их жизни и здоровья. Педагогический работник следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок и носов, и чтобы каждое пребывание в детском саду доставляло ему нескрываемое удовольствие и приносило радость;
    • педагогу необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике;
    • обладать педагогической зоркостью, что дает возможность видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на другую;
    • нельзя плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания;
    • обладать специальными умениями - петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи …Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в детском саду.
    • педагог — это не профессия, это призвание, образ жизни и состояние души. Он должен не просто любить возиться с детьми, а проживать вместе с ними их маленькие жизни. «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни». Горький М.;
    • владеть правилами речевого этикета;
    • обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями;

    2.3. Требования к моральному облику педагогических работников ДОУ

    2.3.1. Внешний вид педагога при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

    2.3.2. Педагог должен соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний. На территории детского сада не допускаются ненормативная лексика, грубые просторечные слова; фразы, оскорбляющие человеческое достоинство детей и взрослых.

    2.3.3. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.

    2.3.4. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

    • поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету ДОУ;
    • пренебрежительных отзывов о деятельности своего ДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими ДОУ;
    • преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
    • проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;
    • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
    • высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или конфессиональных групп;
    • резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
    • грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
    • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
    • поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

    2.3.5. Курение и употребление алкоголесодержащих напитков педагогами, а также пребывание их на территории учреждения в нетрезвом виде (в рабочее и внерабочее время) является серьезным нарушением и влечет за собой юридические последствия (вплоть до увольнения).

    2.3.6. Педагог не может иметь судимость, в том числе погашенную или снятую. Педагог обязан сообщить о факте уголовного преследования в отношении себя, либо о прекращении уголовного преследования.

    2.3.7. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен сказываться на престиже профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

    2.3.8. Педагог должен дорожить своей репутацией, в первую очередь быть требователен к себе.

    2.3.9. Педагог должен иметь чувство меры и обладать чувством самообладания в любой сложной коммуникативной ситуации. Искренняя улыбка в общении — «знак качества» и профессиональной компетенции.

    2.3.10. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учёт интересов ДОУ в целом.

    III. Взаимоотношения внутри ДОУ

    Каждый участник образовательного процесса, взрослый или ребенок, рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами.

    3.1. Взаимоотношения педагогических работников с воспитанниками. Заповеди педагога-мастера:

    3.1.1. Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в них хорошее, его всегда больше.

    3.1.2. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

    3.1.3. Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

    3.1.4. Воспитывая коллектив детей, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив — лучший воспитатель личности ребенка.

    3.1.5. Будь честным с детьми, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

    3.1.6. Знай: детей увлекает в педагоге высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

    3.1.7. Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

    3.1.8. Никогда не кричи на детей. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

    3.1.9. Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

    3.1.10. Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

    3.1.11. Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у детей, кроме желания зажать уши.

    3.1.12. Старайтесь все делать творчески, это развивает у детей вкус деятельности.

    3.1.13. Будьте вежливы. Как можно чаще употребляйте в разговоре с детьми слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

    3.1.14. Помните: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивайте: «А как вы думаете?».

    3.1.15. Не злоупотребляйте приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

    3.1.16. Не забывайте народную мудрость: начал говорить — договаривай, начал строить — достраивай, начал делать — доделывай.

    3.1.17. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.

    3.2.1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ребенка. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

    3.2.2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

    3.2.3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

    3.2.4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

    3.2.5. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного для детей, чем хмурое, злое лицо педагога.

    3.2.6. Настоящий педагог постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

    3.2.7. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.

    3.2.8. Истинный педагог любит детский сад, а не себя в детском саду. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

    3.2.9. Для педагога личность ребенка - цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок - равноправный субъект взаимодействия.

    3.2.10. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой - забота каждого педагога.

    3.2.11. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.

    3.2.12. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

    3.2.13. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.

    3.2.14. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.

    IV. Взаимоотношения педагогических работников с родителями (законными представителями) воспитанников

    4.1.Педагогические работники всегда уважительны и доброжелательны с родителями (законными представителями) воспитанников.

    4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников должны:

    • помнить, что большинство обратившихся родителей (законных представителей) воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе ДОУ в целом;
    • начинать общение с приветствия;
    • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
    • выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
    • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
    • высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;
    • разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
    • принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

    4.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы заинтересовать родителей (законных представителей) активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать, тем самым, процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.

    4.4. Педагог предоставляет семье «обратную связь» о жизни в саду и достижениях конкретного ребенка. Родители имеют право получать полную информацию о развитии своего ребенка. Выводы педагога носят доброжелательный и позитивный характер.

    4.5. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Личное мнение педагога доводится до родителей в максимально корректной форме.

    4.6. Отношения педагогов с родителями не могут оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

    4.7. Панибратские отношения педагогов и родителей мешают профессиональной деятельности, способствуют распространению в родительской среде внутренней, закрытой информации, вредят имиджу учреждения. Коммуникация между родителем и педагогом должна вестись по имени-отчеству, с нейтрально-уважительным обращением на «Вы».

    4.8. Педагог обладает выдержкой и самообладанием в конфликтных ситуациях. Он учтив и корректен.

    4.9. Педагог содействует родителям в защите прав ребенка и его достоинства, при необходимости информирует их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения.

    4.10. Педагог осознает право родителей иметь собственный взгляд и личный подход к воспитанию своего ребенка. Семья — первичное и главное звено в воспитании ребенка. При необходимости педагог корректно рекомендует обратиться к специалистам службы сопровождения.

    4.11. Педагог не имеет права вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать администрацию ДОУ с целью своевременного оказания помощи.

    4.12. Видя уважение со стороны родителей и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарки. Педагог может принимать лишь те подарки, которые:

    • преподносятся совершенно добровольно;
    • не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога;
    • достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

    V. Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом

    5.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения.

    5.2. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

    5.3. Педагог имеет право выражать свое мнение по поводу работы своих коллег и администрации. Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть адресной, объективной, обоснованной, открытой.

    5.4. Не смотря на все выше перечисленное, педагог не должен оставлять без внимания некорректное поведение, не этичные действия коллег.

    5.5.Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

    5.6.Педагог имеет право на административную, медицинскую, психологическую и методическую помощь внутри учреждения.

    VI. Взаимоотношения педагога с администрацией ДОУ

    6.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

    6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.

    VII. Взаимоотношения администрации ДОУ и педагогов

    7.1. Администрация ДОУ для педагогических работников должна:

    • быть образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в ДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;
    • делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника;
    • ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.

    7.2. Представителям администрации следует:

    • формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Кодекса;
    • быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Кодекса;
    • помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в их запросы и нужды;
    • регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
    • пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;
    • обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
    • способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;
    • оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.

    7.3. Представители администрации не имеет морального права:

    • перекладывать свою ответственность на подчинённых;
    • использовать служебное положение в личных интересах;
    • проявлять формализм, высокомерие, грубость;
    • создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
    • обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;
    • предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений;
    • демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
    • умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

    VIII. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса

    8.1. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательного учреждения и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

    8.2. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

    Кодекс

    профессиональной этики педагогических работников

    Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Новолялинского городского округа «Павдинская средняя общеобразовательная школа»

    ПРИНЯТО

    на Педагогическом собрании

    Протокол № 2 от 19.05.2014 г.

    п.Павда

    2014 год

    1. Общие положения

    1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников МКОУ НГО «Павдинская СОШ», осуществляющих образовательную деятельность (далее - Кодекс), разработан на основании:

    Положений Конституции Российской Федерации,

    Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

    Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    1.2. Кодекс представляет собой свод общих норм, принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми должны руководствоваться педагогические работники МКОУ НГО «Павдинская СОШ», осуществляющие образовательную

    1.3. Педагогическому работнику, состоящему в трудовых отношениях с МКОУ НГО «Павдинская СОШ», осуществляющему образовательную деятельность, и выполняющему обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в

    своей деятельности.

    1.4.Кодекс выступает как институт общественного сознания и нравственности педагогических работников, их самоконтроля.

    1.5.Кодекс определяет основные нормы в отношениях между педагогическими работниками, администрацией, обучающимися и их родителями, с обществом и государством.

    1.6.Педагогический работник МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;, поступающий на должность, обязан ознакомиться с положениями Кодекса под роспись и соблюдать их в процессе своей профессиональной деятельности. Знание и соблюдение педагогическими работниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

    1.7.Каждый педагог должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый участник образовательного процесса вправе ожидать от педагога поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.

    Целями Кодекса являются:

    Установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

    Обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

    1.8. Предмет регулирования.

    Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагогических

    работников, которых он придерживается в образовательной организации в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных и внешкольных мероприятий.

    Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагогический работник сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

    1. Основные принципы этики и правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей

    2.1. Нормы этики для педагогического состава работников МКОУ НГО «Павдинская СОШ» устанавливаются на основании норм культуры, традиций Российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права.

    2.2. Профессиональная деятельность педагогов характеризуется особой ответственностью перед обучающимися, их родителями (законными представителями) и иными работниками руководимой им муниципальной образовательной организации (учреждения).

    2.3. Педагог при осуществлении своей деятельности руководствуется следующими принципами:

    а) гуманность;

    б)толерантность;

    в)профессионализм;

    г)законность;

    д)справедливость;

    е)ответственность;

    ж)демократичность;

    з)порядочность;

    и)взаимное уважение.

    Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

    а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

    б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

    в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    д)применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    е)учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

    ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

    з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

    и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

    к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность .

    2.4.При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

    1. Морально-этические требования к личности педагога

    3.1.Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

    3.2.Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

    3.3.При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

    а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

    б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

    в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

    г) педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным;

    е) внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

    д) бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы образовательной организации;

    е) не использовать для личных нужд имущество образовательной организации (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время;

    ж) не перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных;

    з) быть беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным к обучающимся, их родителям, педагогам;

    и) педагог несет ответственность за качество и результаты своей работы –эффективное освоение обучающимися образовательной программы;

    к) важные для МКОУ НГО «Павдинская СОШ» решения выносить на обсуждение и принимать на основе принципов открытости и общего участия (Общее собрание трудового коллектива);

    л) педагог имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы коллег, вышестоящего руководства;

    м) любая критика решений, взглядов, поступков, профессиональной деятельности, высказанная в адрес коллег, руководителя или вышестоящего руководства не должна унижать подвергаемое критике лицо. Критика должна быть объективной, обоснованной и конструктивной.

    1. Взаимоотношения педагогов с обучающимися

    Педагог:

    а) обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся;

    б) является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся;

    в) выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении;

    г)справедливо и объективно оценивает деятельность обучающихся, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения;

    д) делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений обучающихся;

    е) не унижает честь и достоинство обучающихся ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям;

    ж) в тайне хранит информацию, доверенную ему обучающимися, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

    з) не злоупотребляет своим должностным положением, используя своих обучающихся для оказания каких-либо услуг или одолжений в личных целях. Он не может требовать от обучающихся вознаграждения за свою работу.

    1. Взаимоотношения с педагогическими работниками

    Взаимоотношения между педагогическими работниками основываются на:

    а)принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагогический работник защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии обучающихся и воспитанников или других лиц.

    б)педагогические работники избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

    в)правом и обязанностью педагогического работника является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика должна быть обоснованной и тактичной.

    г) в образовательной организации не должно быть места клевете и оскорблениям.

    д)педагогические работники не скрывают ошибки и проступки друг друга.

    6.Взаимоотношения с администрацией

    6.1.Образовательная организация базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель образовательной организации.

    6.2.Администрация МКОУ НГО «Павдинская СОШ»:

    а)не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогических работников за их убеждения. Отношения администрации с каждым из педагогических работников основываются на принципе равноправия;

    б) терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений;

    в) не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей;

    г) оценки и решения руководителя должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогического работника.

    6.3.Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

    Если затянувшиеся конфликты не могу быть пресечены, то созывается «экстренный педсовет», на котором разбирается данная ситуация выносится на открытое голосование вопрос об отстранении данного учителя, классного руководителя, сотрудника от занимаемой должности.

    За руководителем образовательной организации остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта.

    6.4.Педагоги образовательной организации уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм.

    6.5.В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики руководитель образовательной организации должен принять решение по отношению к нарушителям.

    6.6.Педагогический коллектив направляет свои усилия для создания положительного имиджа образовательной организации.

    1. Взаимоотношения педагогов с родителями (законными представителями) обучающихся

    Педагог должен:

    а) уважительно и доброжелательно общаться с родителями (законными представителями) обучающихся;

    б) консультировать родителей (законных представителей) по вопросам образования обучающихся;

    в) не разглашать высказанное ребенком мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) о своем ребенке;

    г) не допускать неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся.

    1. Академическая свобода и свобода слова

    8.1. Педагогический работник имеет право пользоваться различными источниками информации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

    8.2. При отборе и передаче информации обучающимся педагогический работник соблюдает принципы законности и объективности.

    Тенденциозное искажение информации или изменение авторства недопустимо.

    8.3. Педагогический работник может по своему усмотрению выбрать вид учебной деятельности и методы обучения.

    8.4. Педагогический работник не имеет право обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

    1. Взаимоотношения педагога с общество6м и государством.

    Педагог:

    а) понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль;

    б) стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества;

    в) имеет право на неприкосновенность личной жизни.

    1. Ответственность за нарушение положений Кодекса

    10.1.Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседание Педагогического Совета МКОУ НГО «Павдинская СОШ.

    10.2.Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.


    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ПИСЬМО

    Во исполнение пункта 4 Комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской федерации Голодец О.Ю, от 28 сентября 2012 г...

    й 5324п-П12 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников орин изаций, осуществляющих образовательную деятельность и рекомендации по оринизации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом.

    Заместитель директора департамента Т.Э. ПЕТРОВА

    1. Общие положения

    1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников ори низа ций, осуществляющих образовательную деятельносгь (далее - Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской федерации, федерального закона от 29 декабря 2012 г, N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президени Российской федерации от 7 мая 2012 г, N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и иных нормативных правовых актов Российской федерации.

    2. Кодекс предсивляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам оринизаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности,

    3. Педагогическому работнику, который соооит в трудовых отношениях с оринизацией, осуществляющей образовательную деятельноаь, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучакнцния и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

    4. Целями Кодекса являются:

    установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности; содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

    5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязаннооей.

    6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в сиаеме образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

    11. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей

    7. При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени,

    8, Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, общеавом и гражданами, призваны:

    6) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

    в) уважать честь и достоинспв обучающихся и друех участников образовательных отношений;

    г) развивать у обучающихся познавательную активность, самоаоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

    ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личньа, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

    з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

    и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способа вовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

    Исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность,

    9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.

    10, Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливоои.

    11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает: а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

    6) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

    в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

    12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быль доступным для общения, открытым и доброжелательным.

    14. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

    И1. Ответственность за нарушение положений Кодекса

    15. Нарушение педагогическим работником положений нааоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

    16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности,

    Министерством образования и науки Российской федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики (далее - Кодекс), Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательно~о процесса, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях.

    Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи). Настоящие рекомендации адресованы органам государственной власти субъектов Российской федерации в сфере образования для организации работы по внедрению настоящего Кодекса в образовательное сообщество в целом и конкретно, в каждую образовательную организацию, осуществляющую свою деятельность в системе образования.

    В целях широкого распространения Кодекса рекомендуется разместить текст на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской федерации в сфере образования, общеобразовательных организаций, в средсгвах массовой информации, социальных сетях, этики, в Кодекс могут быть внесены изменения и дополнения.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

    ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

    ПИСЬМО

    О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

    Во исполнение пункта 4 Комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и
    принятию кодексов профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной
    сфере, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской федерации Голодец
    О,Ю, от 28 сентября 2012 г, й 5324п-П12 Департамент государственной политики в сфере
    воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет Модельный кодекс
    профессиональной этики педагогических работников орин изаций, осуществляющих
    образовательную деятельность и рекомендации по оринизации мероприятий, направленных на
    разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим
    сообществом.

    Заместитель директора департамента

    Т,Э.ПЕТРОВА

    МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

    ОРГАНИЗАЦИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    1, Общие положения

    1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников ори низа ций,
    осуществляющих образовательную деятельносгь (далее - Кодекс), разработан на основании
    положений Конституции Российской федерации, федерального закона от 29 декабря 2012 г, N 273-
    ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президени Российской федерации от 7 мая
    2012 г, N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и иных
    нормативных правовых актов Российской федерации,

    2. Кодекс предсивляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных
    правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам
    оринизаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники),
    независимо от занимаемой ими должности,

    3. Педагогическому работнику, который соооит в трудовых отношениях с оринизацией,
    осуществляющей образовательную деятельноаь, и выполняет обязанности по обучению,
    воспитанию обучакнцния и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется
    соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

    4, Целями Кодекса являются:

    установление этических норм и правил поведения педагогических работников для
    выполнения ими своей профессиональной деятельности;

    Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими
    работниками своих трудовых обязанностей, служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников Подготовила: Т.К. Сидоренко, руководитель ШМО естественного цикла МОБУ СОШ № 7 г. Тында

    Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Цели и задачи кодекса: 1.Установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности; 2.Содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 3.Обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

    4. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей. 5. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

    Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы; в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

    ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей; з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

    и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся; к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы. ?

    При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает: а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

    б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

    Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.

    Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.


    Во исполнение пункта 4 Комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 28 сентября 2012 г. N 5324п-П12 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом.

    Приложение: на 6 л. в 1 экз.

    Рекомендации
    по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом

    Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработан профессиональной этики (далее - Кодекс).

    Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях.

    Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи).

    Настоящие рекомендации адресованы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования для организации работы по внедрению настоящего Кодекса в образовательное сообщество в целом и конкретно, в каждую образовательную организацию, осуществляющую свою деятельность в системе образования.

    В целях широкого распространения Кодекса рекомендуется разместить текст на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, общеобразовательных организаций, в средствах массовой информации, социальных сетях.

    С учетом Устава конкретной образовательной организации, существующей корпоративной этики, в Кодекс могут быть внесены изменения и дополнения.

    Для формирования положительного отношения педагогов к принятию Кодекса, может быть организовано его обсуждение на круглых столах, семинарах, конференциях, а также на курсах повышения квалификации работников образования. Результатом обсуждений должно стать понимание каждого педагога необходимости принятия Кодекса, как документа призванного компенсировать те позитивные моменты во взаимоотношениях учителя и ученика, которые были несколько утрачены в последние годы. Вернуть авторитет и уважение к профессии педагога в обществе, а самому педагогу обрести уверенность и достоинство.

    Обсуждение кодекса может сопровождаться анализом конкретных фактов действий и высказываний дискриминационного характера при работе с детьми с особенностями психофизического развития, а также в условиях межкультурного взаимодействия. Предметом обсуждения может стать этический аспект роли педагога, как носителя русского (национального) языка, традиционной культуры, ответственного за передачу духовных ценностей.

    Образование неотделимо от воспитания, фундаментом которого является гуманизм, нравственность, этическая культура; для всестороннего развития детей необходим благоприятный психологический климат, который формируется, в первую очередь учителем, воспитателем; профессионализм и эффективность его деятельности в значительной степени определяется его этической культурой;

    Установление этических норм и правил поведения педагогических работников должно положительно повлиять на взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе равенства партнеров;

    Важнейшим компонентом педагогической этики является выстраивание отношений педагог-ребенок (обучающийся), педагог инициирует чувства достоинства в ребенке, признает значимость его личности, занимает позицию равноправные участники общения.

    Процедура принятия Кодекса как руководства к действию, в образовательных организациях может быть проведена на педагогическом совете, общем собрании коллектива, а также в форме некоторого торжественного акта.

    После принятия Кодекса образовательная организация обязана создать необходимые условия для полной реализации его положений.

    Модельный кодекс
    профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

    I. Общие положения

    1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.

    3. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.

    4. Целями Кодекса являются:

    установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

    обеспечение единых норм поведения педагогических работников.

    5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.

    6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

    II. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей

    7. При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

    8. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

    а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;

    б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

    в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

    ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;

    з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;

    и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;

    к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.

    10. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

    11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:

    а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

    б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

    в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.

    12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.

    14. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.

    III. Ответственность за нарушение положений Кодекса

    15. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.

    16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

    Обзор документа

    Приведен Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций. Он разработан Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации.

    Кодекс содержит свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения педагогических работников. Они носят рекомендательный характер.

    В частности, от педагогов требуется уважать честь и достоинство обучающихся, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам. Педагогам следует избегать конфликтных ситуаций, быть образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

    Уделено внимание внешнему виду педагога. Он должен соответствовать общепринятому деловому стилю.