• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

  • Экономист по труду
  • Инженер по организации и нормированию труда
  • Инженер по нормированию труда
  • Техник по труду
  • § 4. Дата начала работником работы
  • § 5. Условия оплаты труда работника
  • § 6. Режим труда и отдыха
  • § 7. Компенсации за работу в особых условиях труда
  • Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты
  • Правила обеспечения работников специальными средствами индивидуальной защиты
  • § 8. Условия, определяющие в необходимых случаях характер работы(подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы)
  • § 9. Дополнительные условия трудового договора
  • 1. Об уточнении места работы (с указанием структурного подразделенияи его места нахождения) и (или) о рабочем месте
  • 2. Об испытании
  • 3. О неразглашении охраняемой законом тайны (государственной,коммерческой, служебной и иной)
  • 4. О заключении договора о полной индивидуальной материальнойответственности работника за недостачу вверенного ему имущества
  • Работники
  • § 10. Положения тк рф, которые целесообразно включитьв трудовой договор (ч. 4 ст. 57 тк рф)
  • Гарантии и компенсации, представляемые работодателем работнику *(11)
  • Глава III. Заключение трудового договора § 1. Гарантии при заключении трудового договора
  • § 2. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
  • § 3. Трудовая книжка
  • § 4. Форма трудового договора
  • § 5. Оформление приема на работу
  • Глава IV. Изменение трудового договора
  • § 1. Перевод на другую работу. Перемещение
  • § 2. Временный перевод на другую работу
  • § 3. Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением
  • § 4. Изменение определенных сторонами условий трудового договорапо причинам, связанным с изменением организационныхили технологических условий труда
  • § 5. Трудовые отношения при смене собственника имуществаорганизации, изменении подведомственности организации,ее реорганизации
  • § 6. Отстранение от работы
  • Глава V. Прекращение трудового договора § 1. Регламентация прекращения трудового договора в трудовом законодательстве
  • § 2. Общие основания прекращения трудового договора
  • Глава VI. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя § 1. Общие положения
  • § 2. Расторжение трудового договора с работником, не выдержавшим испытание (ст. 71 тк рф)
  • Порядок проведения кпо для кандидатов на вакантные должностипо категории "руководитель"
  • Профиль кандидата (категория "руководитель")на должность___________________________
  • Лист адаптации работника
  • План работы сотрудника на время адаптации
  • § 3. Расторжение трудового договора в случае ликвидацииорганизации либо прекращения деятельностииндивидуальным предпринимателем
  • 3.1. Расторжение трудового договора в случае ликвидации организации
  • 3.2. Расторжение трудового договора в случае прекращениядеятельности работодателем - физическим лицом
  • § 4. Расторжение трудового договора при сокращении численностиили штата работников организации, индивидуального предпринимателя
  • 4.1. Преимущественное право на оставлениена работе некоторых категорий работников при сокращениичисленности или штата работников
  • 4.2. Порядок расторжения трудового договора с работникомпри его увольнении по сокращению численности или штата работников
  • 4.3 Развитие персонала как альтернатива увольнению работников по сокращению численности или штата работников
  • 4.4. Действия российских профсоюзов по предотвращениюмассовых увольнений работников по сокращению численностиили штата работников при реструктуризации и банкротстве организаций
  • 4.5. Российское законодательство об обязанности работодателейпроводить мероприятия по предотвращению увольнения работниковпо сокращению их численности или штата
  • § 5. Расторжение трудового договора в случае несоответствияработника занимаемой должности или выполняемой работе вследствиенедостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации
  • 5.1. Тк рф о расторжении трудового договорапо пункту 3 ч. 1 ст. 81 тк рф
  • 5.2. В каких целях проводится аттестация работников?
  • 5.3. О правилах проведения аттестации работников
  • Макет Положения об аттестации работников_______________________________________(наименование работодателя)
  • I. Общие положения
  • II. Организация проведения аттестации работников
  • III. Формирование аттестационной комиссии.
  • IV. Проведение аттестации
  • V. Решения, принимаемые аттестационной комиссией.
  • Макет аттестационного листа
  • Макет протокола n _____заседания аттестационнойкомиссии _____________________________(наименование работодателя)
  • 5.4. О регламентации порядка аттестации руководителейи специалистов в отрасли
  • Инструкция о профессиональной аттестации специалистовв области строительства Глава 1Общие положения
  • Глава 2Подача заявки на аттестацию и принятие решения по заявке
  • Глава 3Проведение квалификационного экзамена и принятие решения по его результатам
  • Глава 4Оформление, регистрация и выдачаквалификационного аттестата
  • Глава 5Продление срока действия квалификационного аттестата
  • Глава 6Приостановление и возобновление действияквалификационного аттестата
  • Глава 7Прекращение действия квалификационного аттестата
  • Глава 8Информация о результатах аттестации
  • Глава 9Порядок обжалования решений органа по аттестации
  • Заявкана проведение аттестации руководителей и специалистовв области строительства
  • Министерство Архитектуры и СтроительстваРеспублики Беларусь
  • 5.5. О концепции многоуровневой системы аттестации руководителей испециалистов предприятий и организаций оао "Газпром"
  • § 6. Расторжение трудового договора с руководителем организации,его заместителями и главным бухгалтером
  • § 7. Расторжение трудового договора в случаях неоднократногонеисполнения работником без уважительных причин трудовыхобязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание(п. 5 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • § 8. Расторжение трудового договора в случаях неоднократногогрубого нарушения работником трудовых обязанностей(подпункты "а", "б", "в", "г" и "д" п. 6 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • § 10. Расторжение трудового договора в связи с совершениемработником, выполняющим воспитательные функции,аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы(п. 8 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • §12. Расторжение трудового договора в связи с однократнымгрубым нарушением руководителем организации(филиала, представительства), его заместителямисвоих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 тк рф)
  • §13. Расторжение трудового договора в случае предоставления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • §14. Расторжение трудового договора, в случаях, предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации (п. 13 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • §15. Расторжение трудового договора в других случаях, установленных тк рф и иными федеральными законами (п. 14 ч. 1 ст. 81 тк рф)
  • 15.1. Дополнительные основания прекращения трудового договора слицами, работающими по совместительству (ст. 288 тк рф)
  • 15.2. Расторжение трудового договора с работниками, заключившимитрудовой договор на срок до двух месяцев (ст. 292 тк рф)
  • 15.3. Расторжение трудового договора с работниками, занятыми насезонных работах (ст. 296 тк рф)
  • 15.4. Прекращение трудового договора с работником, занятым уработодателя - физического лица (ст. 307 тк рф)
  • 15.5. Расторжение трудового договора с надомниками (ст. 312 тк рф)
  • 15.6 Дополнительные основания для расторжения трудового договора сруководителем организации (ст. 278 тк рф)
  • 15.8. Дополнительные основания прекращения трудового договора спедагогическими работниками (ст. 336 тк рф)
  • §16. Гарантии некоторым категориям работников при рассмотрениитрудового договора по инициативе работодателя
  • §17. Тк рф о рассмотрении трудовых споров о восстановлениина работе в суде
  • Глава VII. Трудовой договор и "заемный труд"
  • § 1. Трансформация основанных на трудовом договоре двухстороннихтрудовых отношений в трехсторонние
  • § 2. Общероссийские профсоюзы о "заемном труде"
  • § 3. Зарубежный опыт законодательного регулирования применения "заемного" труда
  • Глава VIII. Защита персональных данных работника
  • Макет Правил внутреннего трудового распорядка *(21)
  • 1. Общие положения
  • 2. Порядок приема на работу
  • 3. Основные права и обязанности работника
  • 4. Права и обязанности работодателя
  • 5. Ответственность сторон трудового договора
  • 6. Самозащита работниками трудовых прав
  • 7. Рабочее время
  • 8. Режим рабочего времени
  • 9. Время отдыха
  • 10. Поощрение за труд
  • 11. Дисциплинарные взыскания
  • 12. Формы, порядок, место и сроки выплаты заработной платы
  • 13. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышениеквалификации работников
  • 14. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
  • 15. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет
  • 15. Материальная ответственность сторон трудового договора
  • 16. Изменение трудового договора
  • 17. Прекращение трудового договора
  • Макет Положения о комитете (комиссии) по охране труда *(37)__________________________________________________(наименование организации)
  • 1. Общие положения
  • 2. Задачи Комитета
  • 3. Функции Комитета
  • 4. Права Комитета
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей,специалистов и служащих

    Размер заработной платы руководителей, специалистов и других служащих, как общее правило, определяется в основном величиной должностного оклада, выплачиваемого за исполнение этими работниками их должностных обязанностей по занимаемым должностям. В этой связи четкая фиксация указанных обязанностей - их содержания, объема, технологий и ответственности, имеет для работников первостепенное значение.

    Квалификационные характеристики каждой должности состоят из трех разделов: "Должностные обязанности"; "Должен знать" и "Требования к квалификации".

    Раздел "Должностные обязанности" содержит перечень основных функций, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность.

    Раздел "Должен знать" содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний нормативных правовых актов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

    Раздел "Требования к квалификации" определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы.

    В качестве примера приведем квалификационную характеристику должности директора (генерального директора, управляющего) предприятия *(1) .

    Должностные обязанности. Руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

    Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность предприятия, постановления федеральных, региональных и местных органов государственной власти и управления, определяющие приоритетные направления развития экономики и соответствующей отрасли; методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли и предприятия; производственные мощности и кадровые ресурсы предприятия; технологию производства продукции предприятия; налоговое и экологическое законодательство; порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприятия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; систему экономических индикаторов, позволяющих предприятию определять свое положение на рынке и разрабатывать программы выхода на новые рынки сбыта; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых договоров; конъюнктуру рынка; научно-технические достижения и передовой опыт в соответствующей отрасли производства; управление экономикой и финансами предприятия, организацию производства и труда; порядок разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования социально-трудовых отношений; трудовое законодательство; правила и нормы охраны труда.

    Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

    Квалификационные характеристики приводятся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 7 ноября 2006 г. N 749).

    Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

    Указанный справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

    Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР) (в ред. изменений 5/2004 ОКПДТР, утв. Ростехрегулированием), введенным в действие с 1 января 1996 года.

    В связи с изложенным обратим внимание читателей на то обстоятельство, что согласно ст. 57 "Содержание трудового договора" ТК РФ, если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемых Правительством РФ.

    Таким образом, если, например, оплата труда специалиста согласно ст. 147 ТК РФ производится в повышенном размере за работу во вредных условиях труда, то работодатель обязан руководствоваться соответствующей квалификационной характеристикой, включенной в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, то есть, наименование должности, профессии, специальности и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационной характеристике.

    Если же в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по данной должности, профессии, специальности не связано предоставление компенсаций и льгот (повышенная оплата труда, предоставление дополнительного отпуска, лечебно-профилактическое питание и т.д.) либо наличие ограничений, то работодатель свободен в выборе - руководствоваться или не руководствоваться квалификационной характеристикой в приведенном случае. Говоря другими словами, работодатель вправе самостоятельно решить вопрос о наименовании должности, профессии, специальности и квалификационных требованиях к ним.

    При практическом применении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих необходимо иметь в виду следующее.

    1. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. При этом необходимо иметь в виду, что применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

    Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

    Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории (о квалификационных категориях специалистов см. далее по тексту).

    Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро). Требования к необходимому стажу работы ведущих специалистов повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.

    Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

    2. В квалификационных характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации.

    При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

    В качестве примера приведем требования к квалификации инженера-конструктора (конструктора), изложенные в квалификационной характеристике этой должности.

    Инженер: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

    3. Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации.

    4. Квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

    В квалификационных характеристиках представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

    5. В процессе проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

    6. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

    7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    8. В Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

    Правительство РФ постановлением от 31 октября 2002 г. N 787 (в ред. от 20 декабря 2003 г. N 766) утвердило порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Правительство РФ установило (подтвердив тем самым), что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих состоит из квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации указанных работников.

    Этим постановлением было поручено Министерству труда и социального развития РФ организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанный справочник и порядок его применения.

    Во исполнение упомянутого постановления Правительства РФ Минтруд РФ постановлением от 9 февраля 2004 г. N 9 утвердил Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанный Порядок в основном повторяет текст раздела "Общие положения" Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.


    4-е издание, дополненное
    (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

    С изменениями и дополнениями от:

    21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52 , от 22 февраля 1999 г. N 3 , от 21 января 2000 г. N 7 , от 4 августа 2000 г. N 57 , 20 апреля 2001 г. N 35 , от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44 . Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

    Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

    В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

    Общие положения

    1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом на предприятиях*(1) , в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

    Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

    2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

    Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

    Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

    3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

    4. Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

    Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

    В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

    5. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

    В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

    В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

    В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

    6. В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

    Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

    7. В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

    Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

    Применение должностного наименования "старший" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование "старший" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

    Должностные обязанности "ведущих" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

    Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

    8. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

    9. Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда и окружающей среды в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником предприятия, учреждения, организации действующих законодательных, межотраслевых и других нормативных правовых актов по охране труда, экологических стандартов и нормативов.

    В связи с этим должностными обязанностями служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) наряду с выполнением функций, предусмотренных соответствующей квалификационной характеристикой должности, предусмотрено обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда, а должностными обязанностями руководителей - обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

    При назначении на должность необходимо учитывать требования к знанию работником соответствующих стандартов безопасности труда, экологического законодательства, норм, правил и инструкций по охране труда, средств коллективной и индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

    10. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Для многих работников кадровой службы квалификационный справочник должностей успел стать настольной книгой. Поговорим о применении ЕТКС и ЕКС, а также о грядущей их отмене в связи с окончательным переходом на профстандарты.

    Из статьи вы узнаете:

    Квалификационный справочник должностей - руководителей, специалистов, рабочих - свод характеристик основных видов работ по профессиям, относящимся к самым разным сферам экономики. По долгу службы к нему приходилось обращаться любому кадровику со стажем. Разработкой и обновлением единых тарифно-квалификационных справочников занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с органами исполнительной власти, регулирующими и координирующими отдельные экономические отрасли (п.2 постановления правительства РФ №787 от 31.10.2002г.).

    Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих-2018: порядок применения

    Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

    5 главных заблуждений про профстандарты.

    Статус и порядок практического использования тарифно-квалификационных справочников определен ст.143 Трудового кодекса РФ. Так, согласно ч.8 ст.143 ТК РФ, при тарификации работ и присвоении работникам тарифных разрядов применяются:

    • единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
    • единый тарифный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
    • профессиональные стандарты.

    Скачайте документы по теме:

    Существуют даже отдельные нормативные документы, подробно расписывающие правила применения ЕТКС (см. «Порядок», утвержденный постановлением Минтруда РФ №9 от 9.02.2004г.). Наряду с положениями справочников учитываются государственные гарантии по оплате труда, зафиксированные федеральным законодательством, а также рекомендации трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнение профсоюзов. Детали - в заметках «Как применять » и «Как ».

    Важно: требования ЕТКС и ЕКС распространяются, прежде всего, на трудовые отношения, поэтому при заключении гражданско-правового договора наниматель не обязан проверять подрядчика на соответствие установленным справочниками критериям.

    Виды и актуальные редакции тарифно-квалификационных справочников

    В настоящее время применяется два вида квалификационных справочников - для рабочих (ЕТКС) и для служащих, руководителей, специалистов (ЕКС). Потребность в разработке двух отдельных документов возникла из-за существенных различий в специфике работ, поручаемых разным категориям персонала. Поэтому при установлении тарифов или квалификационных требований для рабочих специальностей (слесарь, литейщик, сварщик и т.д.) работодатели обращаются к ЕТКС, справочнику рабочих профессий.

    Если же речь идет о руководящей или служебной должности, используется ЕКС - единый квалификационный справочник должностей руководителей и служащих. О тарификации разных видов работ читайте в статье «Как установить »: вы узнаете, почему так важно знать точный размер МРОТ, как часто следует индексировать зарплату и правомерно ли устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность.

    Единый квалификационный справочник должностей рабочих

    Тарифно-квалификационный справочник, применяемый для определения сложности и оплаты работ, а также для присвоения разрядов рабочим, состоит более чем из 70 выпусков.

    Каждый выпуск посвящен определенным сферам и направлениям экономики, например:

    1. №5 - геологоразведочным и топографо-геодезическим работам (утв. постановлением Минтруда России №16 от 17.02.2000г.);
    2. №16 - производству медицинского инструмента, приборов и оборудования (утв. постановлением Минтруда России №38 от 5.03.2004г.);
    3. №24 - общим профессиям химических производств (утв. приказом Минздрава России №208 от 28.03.2006г.);
    4. №50 - добыче и переработке рыбы и морепродуктов (утв. постановлением Минтруда России №73 от 12.10.2000г.);
    5. №52 - железнодорожному, морскому и речному транспорту (утв. приказом Минтруда России №68н от 18.02.2013г.);
    6. №57 - рекламно-оформительским, реставрационным и макетным работам (утв. приказом Минздрава России №135 от 21.03.2008г.).

    Часть разделов утратила актуальность (выпуски 30-31, 34, 38-39, 61-63, 65, 67-68), часть введена в действие очень давно, еще советскими постановлениями. К примеру, разделы «Химическая чистка и крашение» и «Работы и профессии рабочих прачечных», утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС №320/21-22 от 31.10.1984г., до сих пор не обновлены.

    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

    Разработанный Институтом труда единый квалификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) утвержден постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. С момента утверждения документ более десяти раз подвергался изменениям и дополнялся. Текущая редакция ЕТКС применяется в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными организациями (по отношению к должностям, для которых не разработаны профстандарты). Таблица «Категории и государственной гражданской службы» будет полезна кадровикам госучреждений.

    Требования к коммерческим компаниям не такие строгие. Тем не менее, ст.57 ТК РФ обязывает всех без исключения работодателей обращаться к профстандартам или ЕТКС при вводе в штатное расписание должностей, связанным с наличием ограничений или предоставлением льгот. Иными словами, если на предприятии есть должности, дающие право на определенные гарантии (досрочный выход на пенсию, компенсации за «вредность» и т.д.), их наименования должны в точности совпадать с формулировками ЕТКС или профстандартов. Подробнее о предоставлении льгот работникам читайте в статьях «Как оформить выход сотрудника на » и «Какие компенсации положены сотруднику за работу во ».

    Всего документ насчитывает тридцать разделов. Общие характеристики должностей, применимые к работникам предприятий, учреждений и организаций всех отраслей, приводятся в первом разделе, утвержденном постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. Далее следуют разделы для отдельных отраслей:

    • научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
    • здравоохранения;
    • образования, в том числе профессионального;
    • культуры, искусства и кинематографии;
    • охраны труда;
    • электроэнергетики;
    • архитектурной и градостроительной деятельности;
    • сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
    • геологии и разведки недр;
    • физкультуры и спорта;
    • туризма;
    • сельского хозяйства;
    • госархивов и центров хранения документации;
    • воинских частей и организаций ВС РФ;
    • центров метрологии, стандартизации и сертификации;
    • системы государственного материального резерва;
    • правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
    • органов по делам молодежи;
    • дорожного хозяйства;
    • гидрометеорологии;
    • противодействия техническим разведкам и обеспечения безопасности информации;
    • атомной энергетики и плавучих атомных станций;
    • конфликтологии;
    • ракетно-космической промышленности;
    • переводческой деятельности;
    • судебной экспертизы;
    • органов Федеральной миграционной службы.

    Если обратить внимание на даты издания приказов постановлений, утверждающих разделы ЕКС, можно заметить, что самые «свежие» положения справочника вступили в действие в 2013 году. И с тех пор не обновлялись, хотя прежде новые разделы добавлялись почти ежегодно. Причиной такого положения дел стал переход на профстандарты - более удобную и современную систему оценки квалификации. Детали - в заметке «Как применять »: эксперт пояснит, кого в первую очередь коснутся изменения в законодательстве, как часто квалификационные стандарты будут обновляться и как проверить работника на соответствие новым требованиям.

    Вопрос из практики

    Как в трудовой книжке записать должность сотрудника, если в классификаторе должностей и профессий ее не указали?

    Ответ подготовлен совместно с редакцией

    Отвечает Иван Шкловец,
    заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

    Наименование должности сотрудника в трудовой книжке укажите в соответствии со штатным расписанием организации. При формировании штатного расписания на произвольное указание должностей сотрудников, которым устанавливают льготы и компенсации.

    Например, работа в той или иной должности может давать сотруднику право на досрочную пенсию. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислен в статьях и Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Если должность в трудовой книжке не будет соответствовать, квалификационному справочнику, Пенсионный фонд может отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии…

    Задайте свой вопрос экспертам

    Единый квалификационный справочник должностей как предшественник профстандартов

    От системы профессиональных стандартов, в связи с которой в Трудовом кодексе РФ появились дополнительные нормы (ст.195.1-195.3 ТК РФ), единый квалификационный справочник должностей руководителей, служащих и специалистов отличается не только форматом. Профстандарты содержат более четкие и структурированные сведения о трудовых функциях, выполняемых работниками, и в полной мере соответствуют духу времени.

    Раньше специалист, получивший профильное образование, мог всю жизнь проработать на одном и том же оборудовании, используя привычные технологии и знания, которые получил еще в вузе или техникуме. Но современные технологии стремительно развиваются, разительно меняя содержание труда и квалификационные характеристики должности. Приходится в корне пересматривать существующие нормы и вводить новые стандарты. По мере того, как ЕТКС и ЕКС (единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) постепенно утрачивают актуальность, работодатели все чаще обращаются к профстандартам при:

    • подборе персонала;
    • обучении, переобучении, аттестации и планировании карьеры сотрудников;
    • составлении должностных инструкций и штатного расписания;
    • формировании кадровой политики и тарифной сетки на производимые работы;
    • разработке систем оплаты труда.

    Важно: профстандарт - универсальный документ, устанавливающий требования к условиям и содержанию труда, а также к навыкам, знаниям и опыту работы специалиста.

    На разработку «эталона» для каждой отдельно взятой должности в среднем уходит 9-12 месяцев, поэтому на сегодняшний день, несмотря на активную работу в данном направлении, новые стандарты для ряда специальностей и видов работ все еще не утверждены. Следовательно, в 2018 году единый квалификационный справочник должностей служащих и тарифно-квалификационный справочник рабочих специальностей рано списывать со счетов.

    Но если стоит выбор между ЕТКС (ЕКС) и актуальным профстандартом (а таких должностей уже больше тысячи), предпочтение стоит отдать последнему. Как минимум потому, что на ближайшие годы запланирована окончательная отмена справочников и полный переход на систему профстандартов, применяемых с учетом отдельных отраслевых требований (см. письмо Минтруда России №14-0/10/13-2253 от 4.04.2016г.).

    Переход на профстандарты: пошаговая инструкция

    Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Обязательными они становятся только в двух случаях (как и справочники):

    • когда за определенный вид работ законодателем установлены компенсации или льготы, либо на его выполнение предусмотрены ограничения (ст.57, 195.3 ТК РФ);
    • когда требования к опыту работы и квалификации сотрудника установлены Трудовым кодексом РФ, федеральным законодательством или иными нормативно-правовыми актами (ст.195.3 ТК РФ).

    В первом случае следует убедиться, что наименование должности в штатном расписании, трудовом договоре, приказе о приеме на работу и прочих локальных документах совпадает с формулировками профстандарта. Остальные аспекты - особенности трудовой функции, требования к уровню образования и стажу работы по специальности - остаются на усмотрение работодателя. Подробный разбор сложных ситуаций - в статьях «Как сохранить разряд рабочему по ЕТКС, если », «Как проверить, соответствует ли профстандарту» и «Как преодолеть 6 главных проблем, которые возникают при ».

    Что касается второй категории работников (к которой относятся и работники юридической сферы, и педагоги, и медики, и даже частные детективы), то к ним требования профстандартов применяются в полной мере. Чтобы понять, о каких конкретно должностях идет речь, загляньте в таблицу « , для которых закон устанавливает требования к квалификации».

    Организации, предприятия и учреждения бюджетной сферы, а также все внебюджетные фонды, корпорации и компании с государственной долей более 50%, обязаны перейти на профстандарты, хотят они того или нет. Чтобы сделать переход менее болезненным, внедрять новые нормы разрешено поэтапно (вплоть до 1 января 2020 года, как того требуют п.1,2 постановления правительства РФ №584 от 27.06.2016г.). В помощь кадровику - статьи «Когда , а когда профстандарта. Шесть спорных ситуаций» и «Как профстандарты повлияют на ».

    Поскольку законодателем порядок перехода на систему профстандартов никак не регламентирован, работодатель сам решает, как действовать, исходя из потребностей организации и специфики ее деятельности.

    Весь процесс можно условно поделить на пять последовательных этапов:

    1. формирование рабочей группы или комиссии, в которой участвуют представители ключевых подразделений (юридической и кадровой службы, бухгалтерии и т.д.);
    2. разработка плана-графика работ по внедрению профессиональных стандартов;
    3. ознакомление руководителей отделов и служб с планом-графиком и законодательной базой, в соответствии с которой осуществляется переход;
    4. реализация мероприятий, предусмотренных планом-графиком;
    5. подведение итогов работы комиссии и утверждение отчета о результатах.

    Практическая ситуация

    Штатное расписание: как внести сведения без ошибок

    Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала « »

    Отвечает Нина КОВЯЗИНА,
    заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

    У нас небольшая организация, и есть отделы, в которых работает по одному человеку. Если сотрудник – руководитель, должны ли быть в отделе подчиненные?

    Формально Трудовой кодекс не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, которые состоят только из одного сотрудника, в частности руководителя отдела. Вместе с тем должность «руководитель» предполагает руководство подчиненными. Например, Квалификационный справочник предусматривает такую обязанность для должности «начальник отдела кадров» (утвержден ). Квалификационные справочники носят рекомендательный характер. Но есть исключения…

    Полная версия ответа доступна после бесплатной

    Первым делом следует издать приказ об учреждении комиссии. В приказе поименно перечисляются все члены комиссии (рабочей группы), а также указываются сроки, отведенные на ознакомление с нормативной документацией и разработку плана-графика.


    Скачать в.doc


    Скачать в.doc

    Каждый протокол заверяется подписями членов рабочей группы, включая председателя.

    Чтобы изменить наименование должности, внести дополнения в трудовой договор или утвердить новые локальные нормы, директор компании отдает письменное распоряжение (см. статью « не соответствует профстандарту: что делать»). К счастью, закон не запрещает объединять однотипные распоряжения в один приказ и тем самым экономить ресурсы. Статья «Хитрости, которые упростят вам работу с » поможет минимизировать трудозатраты, связанные с оформлением приказов, договоров, ознакомительных листов и прочей документации.

      Сущность и назначение тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих

      Структура тарифно-квалификационного справочника

      Разделы тарифно-квалификационных характеристик

    Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ТКС) - это нормативный документ федерального зна­чения, содержащий систематизированный перечень работ и профессий.

    Тарифно-квалификационные характеристики профессий, ос­нованные на балльной аналитической системе оценки сложно­сти труда, сгруппированы в разделы по производствам и видам работ. Совокупность этих разделов представляет собой Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ра­ бочих (ЕТКС).

    Первый выпуск ЕТКС включает тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих, общим для всех отрас­лей экономики (более 100 наименований); последующие вы­пуски - по специфическим отраслевым профессиям.

    Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабо­чих разработаны применительно к восьмиразрядной группиров­ке работ по сложности как наиболее оптимальной при сло­жившемся разделении труда, достигнутом уровне техники, тех­нологии, организации труда и производства. При этом 7 и 8 разряды имеют место только в отдельных видах производств.

    3. Тарифно-квалификаиионные характеристики профессий по разря­ дам, приведенные в тарифно-квалификационном справочнике, со­ стоят из трех разделов :

    Раздел "Характеристика работ" содержит:

    описание работ, наиболее типичных для данной профессии, которые должен выполнять рабочий, - подготовительно-заключительные действия; функции по обслуживанию рабочего места, уходу за оборудованием; операции по непосредственному ведению технологического процесса;

    степень самостоятельности рабочего при выполнении работ;

    Раздел "Должен знать " включает:

    основные требования к уровню квалификации рабочего, необ­ходимому для выполнения работ, приведенных в первом разделе характеристики. От рабочего требуется знание физико-химических свойств предметов труда, конструктивных особенностей оборудования и измерительных инструментов, этапов технологического процесса, рациональных режимов работы оборудования, технической, технологической доку­ментации и др.;

    требования к уровню профессионального образования - по от­дельным профессиям рабочих, выполняющих работы повышенной сложности;

    раздел "Примеры работ" включает перечень работ, наиболее ти­пичных и представительных для данных профессии или разряда, которые должен уметь выполнять рабочий и по аналогии с ко­торыми быстро и точно может быть определен разряд других работ.

    В случаях, когда в разделе "Характеристика работ" достаточно полно изложено описание выполняемых работ, раздел "Приме­ры работ" в тарифно-квалификационной характеристике отсут­ствует. В необходимых случаях на предприятиях с учетом спе­цифики производства могут разрабатываться дополнительные примеры работ того или иного уровня сложности.

    Вопрос 51. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

      Роль квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих в организации оплаты труда

      Структура квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих

      Состав квалификационных характеристик

    1 . циалистов и других служащих представляет собой нормативный документ, содержащий перечень должностных обязанностей ра­ ботников и предъявляемых к ним квалификационных требований в . целях.

      обоснования рационального разделения и организации труда;

      создания действенного механизма разграничения функций, пра­вильного подбора и расстановки кадров;

      обеспечения единства в определении должностных обязан­ностей.

    Наименования должностей, которые включены в справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификато­ ром профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

    Квалификационные характеристики должностей служат в ка­честве нормативов прямого действия на предприятиях, в учреж­дениях и организациях.

    Квалификац ионный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих служит основой .

      для разработки должностных инструкций - документов, регла­ментирующих права, обязанности и ответственность работни­ка, занимающего ту или иную должность;-

      составления положений о структурных подразделениях пред­приятия;

      осуществления подбора и расстановки кадров;

      ведения контроля за правильностью использования персонала в соответствии со специальностью и квалификацией;

    у проведения аттестации административно-управленческого пер­сонала.

    . Квалификационный справочник должностей руководителей, спе­ циалистов и других служащих состоит из двух разделов :

    в первом разделе - приведены квалификационные характери­стики общеотраслевых должностей руководителей, специали­стов и других служащих, распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики (промышленности, строительства, транс­порта и др.), в том числе находящихся на бюджетном финан­сировании (197 наименований должностей);

    второй раздел - содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских, конструкторских, технологических, проектных и изыскатель­ских организациях, а также в редакционно-издательских под­разделениях (46 наименований должностей).

    3.Квалификаиионная характеристика каждой должности служа­ щего включает три раздела :

    "Должностные обязанности" - отражены основные трудовые функции с учетом технологической однородности и взаимосвя­занности работ, позволяющих обеспечить оптимальную реали­зацию специализации служащих;

    "Должен знать " - содержатся требования:

      наличия специальных знаний работника;

      по применению норм законодательных актов, положений и инструкций, методик и средств;

    "Требования к квалификации" - определены уровень профессио­ нальной подготовки работника в соответствии с Законом Россий­ской Федерации "Об образовании", необходимый для выпол­нения должностных обязанностей, и требования к стажу рабо­ты, которые являются условием для занятия той или иной должности.

    В квалификационных характеристиках должностей специали­стов предусматривается в пределах одной и той же должности внутридолжностное квалификационное категорирование (без изменения наименования должности).

    Оно осуществляется по следующей схеме :

      специалист;

      специалист III категории;

      ведущий специалист (высшая ступень).

    Квалификационные характеристики производных должностей (например экономист по труду II категории) не включены в Квалификационный справочник и определяются на основе ха­рактеристик базовых должностей.

    Присвоение квалификационных категорий производится руково­дителем предприятия с учетом:

      самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения;

      отношения к работе;

      эффективности труда;

      профессиональных знаний и опыта практической работы.

    Степень соответствия фактически выполняемых работником обязанностей и уровня его подготовленности требованиям ква­лификационных характеристик определяется квалификацион­ной комиссией предприятия, учреждения, организации.

    Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

    В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

    Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

    Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

    Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

    Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

    Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

    Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

    Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

    Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

    Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей - директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей - начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

    Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

    В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

    Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

    При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) "бакалавр" присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация "дипломированный специалист" - после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) "магистр" присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

    Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

    Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

    На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

    В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

    Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

    Регламентация труда работников и ее составные элементы - наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, - находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда - трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

    В Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в , устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    Таким образом, определяя содержание трудового договора, устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

    Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

    Трудовой кодекс РФ () наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

    Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

    При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

    Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

    Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

    В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить

    Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

    2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

    Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

    3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

    Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

    В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.