• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1

    В статье рассматриваются актуальные аспекты переподготовки кадров в области юриспруденции, анализируются правовые основы осуществления профессиональной переподготовки. На основе сопоставления профессиональных стандартов, квалификационных требований, предъявляемых к должностям, профессиям и специальностям, обозначены возможные сферы юридической деятельности для лиц, не имеющих высшего юридического образования, но прошедших курсы профессиональной переподготовки. Аргументированы предложения по объему и содержанию программ переподготовки, исходя из ориентации на уровень подготовленности обучающихся и потребностей целевой аудитории. Подчеркивается необходимость формирования узконаправленных специальных компетенций с учетом будущей профессиональной деятельности и квалификационных требований, установленных в профессиональных стандартах. Указывается на необходимость в качестве постоянных элементов любой программы включать учебные курсы «Теория государства и права» и «Конституционное право», а также практику или стажировку.

    компетенции.

    сфера юридической деятельности

    профессиональная переподготовка

    1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. – СПб.: КАРО, 2007. – С.11.

    2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 4-е изд., доп. (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (ред. от 12.02.2014) // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 7.

    3. Ланкин В.Г., Ланкина Е.Е. Между личностью и профессией: идеи и проблемы компетентностного подхода в высшем образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 11 (126). – С. 9-14.

    4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. – № 303, 31.12.2012.

    5. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) // Российская газета. – № 190, 28.08.2013.

    6. Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2003), утв. Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 276-ст. (ред. от 31.03.2010) // ИУС «Национальные стандарты», 2010. – № 6.

    7. Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы и территориальных органов ФНС России: Приказ ФНС России от 05.12.2011 N ММВ-7-4/908@ (ред. от 20.03.2013) // БНА ФОИВ. – № 17, 23.04.2012.

    8. О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы: Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 N 25-З (ред. от 17.06.2015) // Собрание законодательства Республики Марий Эл, 26.06.2007, № 6, ст. 291.

    9. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 05.10.2015) // Российская газета. – № 229, 25.11.1995.

    10. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь / авт.-сост. М.В. Горбунова, Е.В. Кирилюк, А.П. Орешкина. – 2 изд., исправл. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С.251.

    В системе непрерывного образования важная роль отводится переподготовке кадров. Потребность в переподготовке кадров для всех сфер профессиональной деятельности обусловлена динамикой развития современного общества, ростом конкуренции на рынке труда, необходимостью в условиях кризиса экономики и повсеместного сокращения рабочих мест, приобретения населением дополнительных навыков, умений, специальных познаний. Значимость совершенствования переподготовки кадров подчеркивается и в программных документах, определяющих приоритетные направления государственной политики в области образования.

    Целью настоящего исследования ставится анализ законодательных положений, регламентирующих вопросы профессиональной переподготовки применительно к сфере юриспруденции. Исследование проводилось с использованием контент-анализа, формально-логического, функционального методов.

    Законодатель, определяя место профессиональной переподготовки в системе образования как разновидности дополнительного образования, не устанавливает перечня специальностей и направлений подготовки, по которым она может осуществляться, не очерчивает возможные сферы деятельности лиц, получивших диплом о профессиональной подготовке, оставляя этот вопрос на усмотрение потребителей, исходя из потребностей обучающихся и производства. Учебные заведения все шире используют свое право предоставления образовательных услуг по программам профессиональной переподготовки, привлекая студентов объявлениями о возможности получить «удобным, недорогим, а главное, быстрым способом дополнительное образование и освоить новую сферу деятельности, в том числе и в области юриспруденции».

    Наметившаяся в государственной образовательной политике тенденция ужесточения требований к качеству подготовки юридических кадров, условиям образовательной деятельности в сфере юриспруденции, значительное сокращение количества учебных заведений, осуществляющих их подготовку в связи с не аккредитацией образовательных программ, вызывает обоснованные дискуссии относительно возможности осуществления трудовой деятельности в области юриспруденции на основании полученного по результатам переподготовки документа, круга лиц, нуждающихся в такой переподготовке, содержания и объема предоставляемых знаний. Широкий интерес, проявляемый к переподготовке в области юриспруденции, обуславливает актуальность научного осмысления отдельных теоретических и практических аспектов проблемы.

    Прежде всего, кому и зачем нужна такая переподготовка?

    Определимся с законодательной трактовкой дефиниции «профессиональная переподготовка». Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ под переподготовкой понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности . При этом под профессией понимается род деятельности человека, обладающего комплексом теоретических знаний и практических уме-ний, приобретенных в результате специальной подготов-ки. В рамках одной профессии выделяют специальность, определяемую как род деятельности человека, относящейся к определенной области . В соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию - специальность это совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач . Под видом профессиональной деятельности понимается совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

    Виды профессиональной деятельности в области юриспруденции (нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консультационная; педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская) определены федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 (030900) Юриспруденция ((квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»). Здесь же обозначена и область профессиональной деятельности, включающая: разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка; проведение научных исследований, правовое обучение и воспитание. Служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности определяется как должность. Квалификационные требования к должностям в зависимости от сферы юридической деятельности установлены нормативными актами, специальными законами и, как правило, предполагают наличие высшего или среднего профессионального (юридического) образования .

    Тем не менее юридические знания востребованы в профессиональной деятельности, охватывающей огромный спектр должностей, где наличие фундаментального юридического образования не является обязательным требованием. Например, в Типовых квалификационных требованиях для замещения должностей муниципальной службы (утв. ст. 8 Закона Республики Марий Эл «О реализации полномочий Республики Марий Эл в области муниципальной службы» от 31 мая 2007 г. N 25-З) указывается, что для кандидатов на должность главы администрации муниципального района, городского округа, могут быть дополнительно установлены такие квалификационные требования, как наличие высшего образования по одной из специальностей или направлению подготовки, входящих в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», либо получение дополнительного профессионального образования, соответствующего указанным выше направлениям подготовки .

    При этом практически к любой должности служащего предъявляется квалификационное требование - обладание профессиональными знаниями, знанием Конституции, нормативных правовых и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей. Например, такие требования, наряду с наличием высшего профессионального образования (без конкретизации направления подготовки), установлены для замещения должности помощника руководителя Федеральной налоговой службы , в квалификационных требованиях агента по недвижимости наряду с наличием высшего профессионального (юридическое, инженерно-экономическое, экономическое) образования и т.д.

    Юридические знания востребованы лицами, занимающимися бизнесом, страховой, охранной деятельностью, защитой интеллектуальной собственности, секретов производства. Законодатель оставил возможность лицам, не имеющим юридического образования выступать в качестве представителей, защитников в отдельных видах судопроизводства.

    Таким образом, лица, прошедшие профессиональную переподготовку, могут осуществлять любую профессиональную деятельность, предполагающую владение правовыми знаниями, исключая сферы профессиональной юридической деятельности, где наличие высшего юридического образования и специального статуса выступает в качестве обязательного квалификационного требования.

    Документом, открывающим право заниматься такой деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, выступает диплом о профессиональной переподготовке, с указанием соответствующей квалификации. Для определения квалификации, Минобрнауки России в письме от 22.04.2015 N ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций», рекомендует использовать профессиональные стандарты.

    Круг лиц, для которых доступен такой вид образования, как переподготовка, обозначен законодателем. Это лица, уже имеющие профессию (профессии) рабочего или должность (должности) служащего, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование (ч.3 ст.73, ч.3 ст.76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Как видим, законодатель основной упор делает здесь не на наличие образования, а на наличие у лица профессии или должности, при этом не ограничивает возможность получения дополнительного образования рамками имеющейся уже профессии или занимаемой должности.

    Определяя цели переподготовки в сфере юриспруденции, следует указать в качестве основной - формирование, расширение конкретных компетенций для эффективного осуществления профессиональной деятельности в определенной области, требующей дополнительных познаний, связанных с правопониманием и реализацией правовых норм. Такой вывод отчасти напрашивается из обозначенной в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направленности профессиональной переподготовки - получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации» (ч. 5 ст. 76 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

    Переподготовка должна носить предельно практическую, целевую направленность. Программы должны быть ориентированы не на общетеоретическую подготовку, а носить конкретизированный характер, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, содержать специально отобранный объем знаний, умений и навыков, актуальных для определенного рода занятий, должности, достаточно узкой сферы деятельности.

    На наш взгляд, совершенно неприемлемым является включение в программы профессиональной подготовки дисциплин, не ориентированных на строго определенную сферу деятельности или постановка широких целей обучения в такой, например, формулировке, как «формирование у слушателей комплексного представления о развитии и современном состоянии отечественного и зарубежного права, приобретение знаний и умений, необходимых для реализации правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества...» или «изучение основ юриспруденции и российского законодательства, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для практической деятельности слушателей в сфере юриспруденции». Как отмечает А.Е. Бахмутский, «цели образования определяются как внешними по отношению к образовательной системе факторами, так и свойствами ее элементов. Они должны быть достаточно конкретны и допускать проверку степени их достижения» . Образовательные программы профессиональной переподготовки, содержащие цели, не позволяющие обозначить конкретные трудовые функции, к выполнению которых будет способен обучающийся, не отвечают задачам дополнительного профессионального образования и затрудняют выбор присваиваемой квалификации.

    Что касается объема и содержания образовательной программы, то здесь следует учитывать законодательно закрепленное правило: «программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ» (ч.10 ст.76 ФЗ N 273-ФЗ). Применение профессиональных стандартов при разработке образовательных программ предусмотрено и Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (утв. постановлением Правительства РФ от 22 01. 2013 г. N 23).

    В требованиях к результатам освоения образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") перечислено 14 общекультурных и 19 профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник. Означает ли это, что у лица, прошедшего переподготовку в области юриспруденции, должны быть сформированы все перечисленные в стандарте компетенции? Думается, что нет.

    Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Продолжительность освоения программ профессиональной переподготовки не ограничена верхним пределом. Нижний предел (не менее 250 часов) определен приказом Министерства образова-ния от 01.07.2013 г. № 499 . На практике реализуемые курсы переподготовки не превышают 600 академических часов. Сформировать за такой период все перечисленные в стандарте компетенции, на наш взгляд, не представляется возможным.

    Прежде всего, надо исходить из уровня профессиональной подготовленности (образование и вид выполняемой деятельности), продолжительности курсов переподготовки, компетенций, на формирование которых направлено обучение, целей, адекватно отвечающих спросу потребителя услуги. Переподготовка предполагает наличие определенных теоретических знаний и умений, приобретенных обучающимися в процессе осуществления деятельности по ранее приобретенной специальности, занимаемой должности, выполняемой работе, образования. Соответственно, переподготовка должна быть нацелена на обогащение этих знаний и получение новых, применительно к приобретаемым видам деятельности. В этом плане значение приобретает формирование целевой аудитории, однородной по своему качественному составу. Такой аудиторией, например, может выступать группа, сформированная из менеджеров высшего и среднего звена, сотрудников налоговых органов, имеющих экономическое образование, профессиональная деятельность которых требует наличия конкретных юридических компетенций, соответствующего объема правовых знаний. Обучение группы слушателей, сформированной из лиц, имеющих разноплановую подготовку (имеющих среднее специальное образование по любой специальности, либо различные уровни образования по родственным направлениям подготовки), потребует расширения содержательного объема программы профессиональной подготовки и увеличения срока курсов переподготовки. Обучение неоднородной по своему составу группы требует наличия гибкой программы, применения технологий, личностно-ориентированного подхода, дающих возможность освоить учебный материал в рамках отведенного времени каждым слушателем.

    Набор дисциплин должен быть сформирован таким образом, чтобы слушатель по окончании соответствующих курсов переподготовки получил не систему знаний общеразвивающего характера, а объем знаний, умений и способностей их применения, в объеме, необходимом и достаточном для осуществления профессиональной деятельности по конкретной новой должности, конкретному виду профессиональной деятельности.

    Таким образом, перечень изучаемых дисциплин должен быть обусловлен сферой будущей профессиональной деятельности, что предполагает освоение отдельных дисциплин, разделов науки, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Специфика переподготовки кадров, не имеющих юридического образования для осуществления юридической деятельности, не позволяет унифицировать содержание и структуру курсов в силу многопрофильности указанной деятельности. Тем не менее, на наш взгляд, необходимо учитывать то, что правовые знания должны базироваться на общих понятиях и категориях теории государства и права, знаниях Конституции РФ, а соответственно указанные дисциплины должны быть в обязательном порядке включены в программы профессиональной переподготовки, связанные правовым обучением.

    Обязательным элементом программы профессиональной переподготовки должна стать и производственная практика, позволяющая обучающемуся связать теоретические знания с практикой их применения, научиться реализовывать приобретенную компетенцию (компетенции) применительно к новой профессиональной деятельности, либо стажировка. Практику или стажировку предпочтительнее организовывать по месту будущей деятельности обучающегося. Такая постановка вопроса будет способствовать не только приобретению обучающимися необходимых практических навыков, но и позволит работодателю оценить уровень сформированности необходимых знаний и умений, профессиональную пригодность лица к выполнению конкретных трудовых функций.

    Как совершенно справедливо отмечают В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина: «Главный - суммарный и, по сути, изначально мотивирующий вектор всего рассматриваемого нами тренда подвижек в современном образовании, осуществляемых под флагом компетентностного подхода, - профессионализация. При этом предикат компетенции мыслим только в приложении к характеристике поля профессиональной деятельности.... Именно этот вектор профессионализации в самой значительной степени и востребован обществом на современном этапе его развития» .

    Вывод: Таким образом, в рамках программы профессиональной переподготовки в области юриспруденции у обучающегося должна быть сформирована одна или несколько компетенций, соответствующих конкретному виду занятий, трудовой функции (совокупности однородных функций). При выборе компетенций следует исходить из тех, которые указаны в государственном образовательном стандарте, при этом сужать их круг исходя из квалификационных требований, предъявляемых к должности, по которой планирует осуществлять свою деятельность обучающийся, и отраслевых профессиональных стандартов. Сфера практического применения полученных знаний в процессе переподготовки не ограничивается сугубо юридической деятельностью. Ее границы расширяют должности, предполагающие готовность и способность лица понимать, анализировать, толковать и реализовать правовые нормы.

    Рецензенты:

    Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и специального образования Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя;

    Шептуховский М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры экологии и географии Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», г. Шуя.

    Библиографическая ссылка

    Пустовалова И.Н., Цветков М.Ю. К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКЕ В СФЕРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22810 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    О.В. ДАМАСКИН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Анализируя современное состояние подготовки научных кадров в сфере юриспруденции, автор рассматривает проблему в комплексе с экономическими и социальными проблемами и высказывает ряд предложений, направленных на совершенствование нормативной базы, регламентирующей научную деятельность, а также работы диссертационных советов и экспертного совета ВАК.

    Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


    Страницы в журнале: 51-54

    О.В. ДАМАСКИН,

    доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

    Анализируя современное состояние подготовки научных кадров в сфере юриспруденции, автор рассматривает проблему в комплексе с экономическими и социальными проблемами и высказывает ряд предложений, направленных на совершенствование нормативной базы, регламентирующей научную деятельность, а также работы диссертационных советов и экспертного совета ВАК.

    Analyzing the current state of science education in the field of jurisprudence, the author examines the problem in conjunction with economic and social problems, and makes a number of proposals aimed at improving the regulatory framework that regulates scientific activities, as well as the work of dissertation councils and expert advice WAC.

    Современное состояние подготовки научных кадров в сфере юриспруденции, как и состояние науки в целом, вызывает в обществе обоснованную неудовлетворенность. Кризис современной юридической науки проявляется в снижении качества научной продукции. Эта тенденция в настоящее время стала очевидной, представляя собой результат снижения качественного уровня юридического образования, которое организуется в непрофильных вузах и многочисленных филиалах преимущественно на коммерческих условиях. Если в СССР юристов готовили 52 вуза, то сейчас в России этим занимается свыше 1200 организаций (государственных с филиалами - около 550, негосударственных с филиалами - около 700). Дипломы о высшем юридическом образовании в нашей стране имеют 1,5 млн человек, из которых по юридической специальности трудятся около 730 тыс. человек; работающих юристов в 5 раз больше на душу населения, чем было в СССР, и примерно в 1,5-2,5 раза больше, чем в США и Европе. Подготовка юристов стала для вузов прибыльным видом бизнеса. При этом качественный образовательный уровень значительной части обладателей юридических дипломов производит удручающее впечатление, что дискредитирует юридическую профессию.

    Аспирантура воспринимается порой как коммерческая форма приобретения дипломов людьми, зачастую не связанных непосредственно с научной и преподавательской работой, а диссертационные работы готовятся и защищаются с необыкновенной легкостью при заинтересованном содействии платных консультантов. Низкое качество научного руководства соискателями, беспринципность официальных оппонентов и ряда диссертационных советов привели к резкому снижению качества диссертационных работ. При явном количественном перепроизводстве дипломированных юристов качество их профессиональной подготовки имеет тенденцию к снижению, что обусловливает назревшую потребность изменения системы подготовки юристов и обеспечения реальной ответственности лиц, участвующих в этом процессе.

    Актуализируется проблема свертывания специализированной подготовки военных юристов, сокращения военно-юридической службы, что снижает возможности правового обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных силах РФ, защиты прав военнослужащих, а также осуществления военного строительства, развития науки военного права.

    Изучение практики и мнений специалистов, многолетний личный опыт работы в ряде диссертационных советов и экспертном совете ВАК дают все основания утверждать, что упорядочение подготовки научных кадров и развитие юридической науки нуждаются прежде всего в решении ряда основополагающих организационно-правовых вопросов.

    Согласно действующему в нашей стране законодательству любой гражданин при наличии диплома о высшем образовании имеет право подготовить и представить к защите диссертацию по любой научной специальности, независимо от его базового высшего образования. Исключение составляют лишь диссертации по медицинским и ветеринарным наукам.

    При таком внешне весьма демократичном подходе большинство обладателей самых разнообразных дипломов устремляются в сферу юриспруденции, поскольку на первый взгляд она выглядит наиболее привлекательной с точки зрения легкости и быстроты оформления процесса защиты. При этом соискатель ученой степени кандидата юридических наук, являющийся обладателем не юридического диплома о высшем образовании, должен сдать (дополнительно к кандидатским экзаменам) лишь экзамен по теории государства и права. Парадоксально, но если соискателем ученой степени доктора юридических наук выступает гражданин, не имеющий базового юридического образования, но являющийся кандидатом каких-либо не юридических наук, то сдавать экзамен по теории государства и права он вовсе не обязан. В последние годы такая ситуация обусловила количественное лидерство докторов юридических, экономических, педагогических и политических наук среди других научных специальностей при весьма сомнительном качестве достигнутых научных результатов.

    По нашему мнению, наличие базового высшего юридического образования по специальности для потенциального соискателя ученой степени кандидата юридических наук должно быть обязательным, как и наличие ученой степени кандидата юридических наук для соискателя ученой степени доктора юридических наук по соответствующей специальности.

    Разумеется, это не остановит современных обладателей нескольких дипломов, полученных в системе второго высшего образования на платной основе, поэтому возрастает важность ответственности диссертационных советов за качество и объективность экспертизы диссертаций, за обоснованность принимаемых решений. Они призваны обеспечивать высокий уровень требований при определении соответствия диссертаций критериям, установленным Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 74.

    Защита диссертации как научно-квалификационной работы имеет две стороны. Научную сторону образует качество выполненной диссертационной работы, квалификационную - квалификация соискателя как сформировавшегося исследователя. Только доказанное совпадение этих двух сторон является необходимым основанием правомерного решения о присуждении соответствующей ученой степени. Для принятия диссертационным советом такого решения ключевым был и остается вопрос о личном выполнении автором исследования.

    Практика последних лет свидетельствует о возрастающем количестве диссертаций, формально соответствующих установленным критериям, но при этом не идентифицирующихся с личностью соискателя. Такое несоответствие определяется очень просто, достоверно и убедительно путем постановки комплекса простых вопросов, в совокупности позволяющих объективно оценить уровень компетентности соискателя в содержании представленного материала с позиции его понимания, интерпретации, происхождения и обоснования, а также владения исходными базовыми понятиями по научной специальности. Однако принципиальная необходимость такого подхода в ряде диссертационных советов не только не приветствуется, но и приводит порой к удалению «неудобных» членов диссертационных советов, а также к фальсификации стенограмм заседания и результатов голосования. Это, по нашему мнению, обусловливает целесообразность периодического направления членов экспертных советов ВАК для участия в заседаниях отдельных диссертационных советов в целях контроля соблюдения процедуры защиты.

    Актуальная форма контроля экспертными советами ВАК - заслушивание на своих заседаниях соискателей ученых степеней, непосредственно не связанных с научно-исследовательской и научно-педагогической работой, особенно в тех случаях, когда содержание их диссертаций не связано с характером служебной деятельности. Вместе с тем каждый раз возникает вопрос, почему убедительные объяснения по данному поводу не получены от соискателей диссертационными советами.

    Применительно к кандидатским диссертациям представляется необходимым повысить ответственность научных руководителей, дающих свое заключение о соответствии диссертации установленным критериям, а также официальных оппонентов и ведущих организаций. На основе рассмотрения аттестационных дел и диссертаций экспертными советами ВАК при наличии замечаний целесообразно уведомлять о них соответствующие экспертные советы для принятия адекватных мер.

    Характерной тенденцией деятельности ряда организаций, при которых действуют диссертационные советы, является необоснованное возложение научного руководства соискателями на кандидатов наук, без мотивированного решения ученого совета, а также отказ от назначения докторов наук в качестве научных консультантов по докторским диссертациям официальных очных докторантов, что свидетельствует, как правило, о недостаточности научного потенциала, необходимого для подготовки научных кадров.

    Представляется целесообразным упорядочить процесс подготовки научных кадров для реальной научной и научно-педагогической работы путем введения системы целевого заказа на их подготовку, предопределяемого реальными потребностями соответствующих государственных и негосударственных структур и возможностями организаций, при которых созданы диссертационные советы, располагающие необходимой учебной базой и научным кадровым потенциалом; повысить требования к качеству отбора аспирантов и соискателей, обоснованности и перспективности тем диссертационных исследований, их результативности.

    Что касается активного удовлетворения диссертационными советами личных интересов любителей дипломов сомнительного происхождения, то логичным и в полной мере отвечающим общественным интересам должно стать приостановление деятельности таких советов на основе установления фактов нарушения порядка и правил работы. Фактическая торговля дипломами, как правило, ведет не только к удовлетворению тщеславия покупателя, но и к использованию диплома в корыстных целях, для создания мнимого авторитета, для получения доступа к деятельности, требующей подтверждения квалификации, имитации ее мнимым ученым, а также к увеличению им количества себе подобных, что снижает качество научной работы и противоречит интересам общества.

    Успешное преодоление российским обществом и государством современного кризисного периода экономики, его социальных последствий, обеспечение приоритетных национальных интересов в значительной мере обусловливается состоянием правового реформирования, качеством правотворческой деятельности, совершенствованием системы российского законодательства и правоприменения.

    Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются: развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

    Важная роль в этом процессе принадлежит юристам как социально-профессиональной группе, что обусловлено самой сущностью юридической профессии, заключающейся в обеспечении нормального функционирования механизма правового регулирования наиболее значимых общественных отношений.

    Одна из важных задач отечественного правоведения в современных условиях заключается в том, чтобы убедительно доказать российскому законодателю и политической элите общества необходимость в жизненно важных интересах национальной безопасности системного научного подхода к содержанию и технологии законотворчества, объективного проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, глубокого анализа проблем целесообразности заимствования зарубежных правовых институтов и их внедрения в российскую правовую действительность, установления ответственности участников правотворческого и правоприменительного процесса за вредные последствия принимаемых решений. Только при таком подходе может быть заложен надежный юридический фундамент, который станет основой для совершенствования законодательства, развития правосознания и правовой культуры, укрепления законности и правопорядка в России.

    Содержательная сторона повышения качества научной работы в сфере юриспруденции состоит в расширении социологических методов исследования, в переходе к фундаментальным и прикладным исследованиям по тематике, в большей мере учитывающей потребности практики и состояние научной разработанности теоретических проблем. Основное направление повышения значимости научных работ видится в их соединении с практикой через анализ репрезентативных эмпирических материалов для решения конкретных задач, а также эффективное использование результатов научных работ.

    Следует признать объективные закономерности, действующие в правовой сфере, согласно которым: более высокий уровень и качество жизни населения обеспечивают большую стабильность в развитии правовых процессов в обществе; эффективность правового регулирования государством процессов социального регулирования имеет свои пределы, обусловленные экономическими реалиями; справедливые законы гораздо лучше исполняются населением, нежели те, которые игнорируют общественные представления о справедливости и гуманизме; необходимым условием выстраивания в обществе эффективной модели правопорядка является преодоление коррупции в системе государственных органов, включая суды.

    На обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования прямое негативное воздействие оказывают недостаточное развитие нормативно-правовой базы и слабая мотивация в сфере инновационной и промышленной политики, низкий уровень социальной защищенности инженерно-технического, профессорско-преподавательского и педагогического состава и низкое качество общего среднего образования, профессионального начального, среднего и высшего образования.

    В современных условиях поиска оптимального пути социально-экономического развития нашей страны актуализируется потребность научного обоснования его правового обеспечения по трем основным направлениям: модернизации экономики и системы государственного управления; обеспечения обороны и безопасности; анализа и прогноза социально-экономических процессов. При этом кадровое юридическое обеспечение конкурентоспособности страны достигается соответствующим развитием юридического образования и науки. Чтобы подготовить действительно конкурентоспособные научные и педагогические кадры, необходимо повысить уровень требований к их аттестации.

    Представляется назревшим решение вопроса о повышении статуса ВАК, как органа общественно-государственной аттестации научных и педагогических кадров высшей квалификации, путем подчинения непосредственно Правительству РФ или Президенту РФ. Деятельность ВАК в перспективе может охватывать не только традиционную аттестацию научных и педагогических кадров, но и специализированную аттестацию управленческих кадров в сфере бизнеса и государственного администрирования, а также выполнение независимой экспертизы особо важных национальных проектов. Необходимое условие легитимности, прозрачности и надежности системы аттестации - упорядочение финансового обеспечения деятельности диссертационных советов, экспертных советов, оппонентов и экспертов, что станет реализацией принципа достойного вознаграждения высококвалифицированного труда и существенно сократит в обществе конфликты интересов.

    Познавательная научная деятельность, направленная на выявление объективных тенденций, потребностей и возможностей позитивного развития общества и позволяющая выработать оптимальное правотворческое решение и оптимальный механизм его реализации, имеет смысл и перспективу лишь тогда, когда органы государственной власти реально стремятся к достижению общественного блага и защите интересов законопослушного населения.

    Если же правотворческая и правоприменительная деятельность осуществляется не для решения жизненно важных социальных проблем, а носит имитационный характер, прикрывая корыстные интересы экономически доминирующих групп, то в проведении социально значимых научных исследований, очевидно, нет особой необходимости, что можно наблюдать на практике и что, очевидно, стало основополагающим фактором современного состояния научных кадров в сфере юриспруденции. Именно поэтому рассмотрение состояния и проблем развития подготовки научных кадров в сфере юриспруденции позволяет сделать вывод о целесообразности учета вносимых предложений в интересах обеспечения реализации соответствующих положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

    Библиография

    1 Юриспруденция - правоведение, совокупность наук о праве; практическая деятельность юристов, решения судебных органов. См.: Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1982.

    2 См., например: Наука сошла с орбиты //Аргументы недели. 2010. 4 февр.; Наука научилась зарабатывать // Там же. 2009. 4 июня.

    4 См.: Харитонов С.С. И все же - нужны или не нужны армии военные юристы? // Право в Вооруженных силах. 2009. № 5; Военное право в ХХI веке // Российский военно-правовой сборник. 2007. № 9; 175 лет военно-юридическому образованию в России // Там же. № 10; Проблемы укрепления законности в военной организации государства // Там же. 2010. № 14; Дамаскин О.В. Военная наука и образование в обеспечении национальной безопасности России // Право в Вооруженных силах. 2010. № 2.

    5 Диссертационные советы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, НИИ Генеральной прокуратуры РФ, Военного университета Минобороны России и др.

    6 См. также: Положение о совете по защите докторских и кандидатских диссертаций. Утв. приказом Минобрнауки России от 09.01.2007 № 2.

    7 См.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

    8 См.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

    Поделитесь статьей с коллегами:

    Интернет-конференция
    Шахрая Сергея Михайловича

    9 июня 2009 года в 14-00 часов в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция Шахрая Сергея Михайловича .

    Шахрай Сергей Михайлович - д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, научный руководитель Высшей школы государственного аудита МГУ, заместитель председателя Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации юристов России, руководитель Аппарата Счетной платы.

    Тема конференции: "Проблемы качества юридического образования" .

    Объективный процесс формирования в России новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления обусловливает острую потребность в подготовке и переподготовке управленческих кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта. Поэтому Президентом РФ одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования была выбрана именно необходимость развития и совершенствования юридического образования.

    26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации".

    Его целью является не просто прекращение выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, но также и повышение правовой культуры всего населения в стране.

    Меры по повышению качества юридического образования разрабатывались совместно с Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России", которая выдвинула следующие предложения: создание перечня государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями, в том числе сдавать квалификационные экзамены; усовершенствование системы лицензирования и аттестации юридических вузов, введение в том числе общественной аттестации юридических вузов; прекращение приема студентов на юрфаки непрофильных вузов; составление рейтинга юридических вузов; введение государственного квалификационного экзамена на право занятия определенными видами юридической деятельности; внедрение системы госзаказа и целевого набора, выделение квот для молодых специалистов в ведущих юридических вузах; разработка образовательных стандартов для обучения юристов и др.

    В ходе интернет-конференции планируется обсудить дальнейшие перспективы развития юридического образования, выявить его пробелы и недостаки в данной области, обсудить необходимость принятия федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) "юриспруденция", сформулировать предложения по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также критерии оценки их деятельности. На эти и другие актуальные вопросы в ходе интернет-конференции ответит Шахрай Сергей Михайлович.

    К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

    Ведущий: За последние годы из вузов выпускается все большее число неквалифицированных юристов, при этом многие выпускники не работают по специальности. Хотелось бы услышать от Вас официальную статистику. Сколько юристов ежегодно выпускается? Сколько из них работает по специальности?

    Шахрай С.М.:

    Статистика здесь достаточно интересная. Все последние годы число обучающихся по юридической специальности нарастало. В учебных 2007-2008 годах на юридических факультетах училось 881.000 студентов. Это означает, что в год диплом юриста получают примерно 150.000 выпускников. Для сравнения можно сказать, что в СССР юристов готовили в 52 юридических ВУЗах, на юридических факультетах. Сейчас подготовкой юристов занимается в стране 1211 высшее учебное заведение: это и государственные, и негосударственные вузы, а также их факультеты, филиалы.

    Как выглядит дело с трудоустройством этих юристов? По данным Росстата и Министерства образования и науки России, 50% из примерно 750.000 дипломированных юристов по специальности не работают. Иными словами, некачественных юристов много, как минимум вдвое больше общей потребности в юридических кадрах. А вот высокопрофессиональных юристов, чья квалификация устраивала бы конкретную компанию, конкретный государственный орган, найти всегда непросто. Это могут подтвердить руководители федеральных министерств и ведомств, крупных компаний и госкорпораций. На душу населения мы производим юристов намного больше, чем в США, в Германии, других странах Евросоюза.

    Год назад Ассоциация юристов России год назад поставила перед Президентом и Правительством вопрос о необходимости реорганизации юридического образования в стране. Была создана комиссия по общественной оценке качества юридического образования. Первоначально возглавлял эту комиссию академик Олег Кутафин. После того, как он безвременно ушел из жизни, эту комиссию возглавил сопредседатель Ассоциации юристов Сергей Степашин. Я имею честь быть у него заместителем в этой комиссии. За прошедший год мы разработали определенные меры, но о них мы поговорим чуть позже.

    Ведущий: Своим Указом о мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России Президент Дмитрий Медведев поручил Правительству и Ассоциации юристов России представить предложения по совершенствованию процедур лицензирования деятельности и государственной аккредитации юридических ВУЗов, а также по определению критериев оценки их деятельности. Ранее представители Ассоциации высказывали мнение о необходимости разделения вузов, обучающих студентов по юридическим специальностям на профильные и непрофильные. В чем смысл такого решения? И насколько глубокой окажется реорганизация российской системы юридического образования? В течение какого времени она будет завершена?

    Шахрай С.М.:

    Вместе с Указом Президента от 26 мая 2009 года вышло достаточно большое по объему и гораздо более широкое по содержанию поручение Президента Правительству. В первом пункте этого поручения речь идет о том, чтобы утвердить перечень профильных и непрофильных вузов. Почему возникла такая потребность? Вы не найдете в России ни одного сельскохозяйственного института, технического, медицинского вузов, где не было бы юридических факультетов или отделений. Все открывают юридические отделения и факультеты. Несмотря на очевидное перепроизводство, высшее юридическое образование остается престижным и привлекательным для выпускников школ и их родителей. Считается, что не важно, будет или не будет выпускник работать по специальности, но диплом юриста в жизни пригодится. Этим пользуются действующие вузы, возникают новые, открывают платные факультеты, платные отделения для подготовки юристов. И люди до 2009 года несли туда свои школьные аттестаты. А заодно и деньги, чтобы это высшее юридическое образование получить. Поэтому разделение вузов на профильные и непрофильные является попыткой определить те высшие учебные заведения, для которых высшее юридическое образование является или основным или одним из основных. Как, например, в МГУ и Санкт-Петербургском университете. На рынке образовательных услуг необходимо создать определенные ограничения для тех вузов, где юридическое образование является непрофильным. Президентское поручение требует разработать несколько соответствующих мер.

    Например, мы считаем, что в непрофильных юридических вузах не должно быть бюджетных мест для подготовки юристов. Государство не обязано вкладывать бюджетные средства в непрофильный вуз. Это заведомо неэффективная трата денег: ведь результатом будет приход на рынок управленческих кадров еще одного неквалифицированного юриста. Мы считаем, что для отзыва из непрофильных вузов бюджетных мест для юристов следует обозначить четкий срок: например, с 1 сентября 2010 года или 2011 года. Возникает вопрос, когда в непрофильные юридические вузы должен быть прекращен прием абитуриентов и что сделать тем, кто уже сейчас учится на первых трех курсах. В поручении Президента сказано, что всем тем, кто уже учится, должно быть гарантировано завершение образования. То есть никого не выгонят.

    Ведущий: Президентский Указ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" предусматривает создание системы общественной аккредитации государственных и негосударственных вузов, осуществляющих подготовку юристов, а также увеличение объема практической части образовательных программ. Какое влияние будут оказывать результаты общественной аккредитации на судьбу вузов? Какими Вам видятся принципы формирования рейтинга юридических вузов? Войдут ли туда по преимуществу столичные вузы?

    Шахрай С.М.:

    Ассоциация юристов России разместит в Интернете результаты своей общественной аккредитации вузов. Любой выпускник школы и его родители смогут посмотреть, какие вузы готовят хороших специалистов, а какие не имеют условий для подготовки квалифицированных юристов. То есть у людей будет возможность выбора с достаточно очевидной реакцией. В некачественное образование люди не будут вкладывать деньги. Попробуют пойти в профильный, качественный юридический вуз. Попытаются получить такое юридическое образование, которое гарантирует хорошую работу, хороший заработок, престиж, удовлетворение от профессии. Смысл аккредитации, на наш взгляд, в том, чтобы Министерство образования и науки, выдавая лицензию очередному вузу, где планируется юридическое образование, приняло во внимание нашу оценку. Лицензии выдаются на определенный срок. Министерству образования и науки должна быть предоставлена возможность решить, продлевать аккредитацию, продлевать лицензию или нет. Естественным образом будут упраздняться те вузы, которые не сумели создать условия для подготовки квалифицированных юристов.

    Ведущий:

    Войдут ли туда по преимуществу столичные вузы?

    Шахрай С.М.:

    Нет, такого предложения никем в комиссии по общественной оценке качества юридического образования, включая представителей МГУ и Санкт-Петербургского университета, не выдвигалось. Мы опросили все крупные корпорации, адвокатские, нотариальные конторы. Выяснилось, что работают там выпускники порядка 20 вузов. Где ходят остальные? Это и есть та половина выпускников, дипломы которых не востребованы. Востребованы выпускники вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Уральской юридической школы, Саратовской юридической школы, вузов Томска, Владивостока. Любой вуз, который докажет, что в состоянии давать качественное юридическое образование, попадает в этот список.

    Ведущий: Считаете ли Вы целесообразным ввести обязательную ознакомительную и производственную практику для студентов-юристов не только на 3 и 5 курсах, а на протяжении всех пяти лет обучения, чтобы основательнее подготовить к будущей профессии?

    Шахрай С.М.:

    На юридическом факультете МГУ я 5 лет руководил производственной практикой наших студентов. Это была практика после 3-4-го курсов. Соответственно, ознакомительная и преддипломная. Считаю, что практика, пусть даже небольшая, должна быть уже на первом курсе. Студент должен с первого курса иметь возможность знакомиться с будущим местом работы. В Счетной палате я подписываю заявление любому студенту любого юридического вуза, который хочет пройти у нас практику. Считаю, что если мы даем спецкурсы на 4-5-м курсах, то ознакомительную практику необходимо вводить на 1-2-м курсах, а потом уже переходить к производственной, к преддипломной практике. То есть на каждом году обучения должны быть практические занятия.

    Ведущий: Некоторые эксперты придерживаются мнения, что государственные вузы должны выпускать, прежде всего, специалистов для государственной службы. Например, будущих следователей, прокуроров или судебных приставов. А негосударственные высшие учебные заведения – делать ставку на подготовку юристов для корпоративного сектора. Например, специалистов для банков, страховых и аудиторских компаний, а также адвокатов. Как Вы оцениваете такое предложение?

    Шахрай С.М.:

    Пока отрицательно. Мне кажется, это обеднит государственные вузы, тот же юрфак МГУ или Санкт-Петербургского университета. Такая, казалось бы, логичная специализация приведет к ухудшению качества юридического образования и в государственных, и в негосударственных вузах. Я считаю, что выпускник и государственного, и негосударственного юридического вуза должен будет определиться самостоятельно. А государственные органы должны за 1-2 года обнародовать данные о количестве мест, на которые готовы взять к себе выпускников, и по конкурсу их отбирать.

    Ведущий: Во многих российских вузах на юридических факультетах практикуется дистанционное обучение и дистанционная сдача экзаменов по многих дисциплинам. В этом случае студенты не имеют возможности побеседовать с преподавателем по спорным вопросам, предложить свою точку зрения, вступить в дискуссию. Считаете ли Вы дистанционную форму обучения эффективной?

    Шахрай С.М.:

    Я считаю дистанционную форму обучения при получении высшего юридического образования профанацией. Стать юристом на расстоянии невозможно. Дистанционное обучение является формой выкачивания денег из родителей, а также из людей, которые пришли за вторым высшим образованием. Однако я отнюдь не предлагаю упразднить дистанционную форму обучения. Я считаю, что решением проблемы здесь должен быть не запрет дистанционного образования, а нахождение ниши для этого образования

    Ведущий: Высшая школа государственного аудита МГУ, научным руководителем которой Вы являетесь, также предлагает юридическое образование. Что Вы можете рассказать о ее деятельности в свете Указа Президента "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации"?

    Шахрай С.М.:

    Как проект Высшая школа государственного аудита, собственно, и родилась в процессе оценки качества юридического образования и размышлений по поводу какие юристы нам нужны, и какие будут востребованы. Ректор МГУ академик Виктор Садовничий назвал наш ВШГА факультетом специального назначения. Мне это понравилось, почти как "спецназ". В Счетной палате я столкнулся с тем, что в аппарате 2/3 экономистов и лишь треть юристов. На практике экономистов я должен учить праву уже "у станка", потому что деятельность инспектора Счетной палаты без знаний юридической формы невозможна. А юристы тем более, не зная экономики, финансов, бухгалтерского учета, не могут работать в сфере государственного аудита. Таким образом, мы, как говорится, без отрыва от производства "доводили до ума" и тех, и других. Я сам три года отучился в Финансовой академии при Правительстве. Так почему бы не объединить экономическое и юридическое образование уже в стенах высшего юридического заведения?

    Сегодня ВШГА ежегодно принимает 50 человек, которым выдаем диплом юриста МГУ имени Ломоносова, 25 человек, которым выдаем университетский диплом бакалавра-экономиста. Но учебный план у нас составлен так, что мы только первый и второй год даем базовое университетское образование. А начиная с третьего курса юристов мы учим экономике, финансам, бухгалтерскому учету. Экономистов учим таким отраслям права, как гражданское, финансовое, административное, а также гражданский процесс. Потому что быть аудитором или контролером, не зная этих юридических дисциплин, тоже невозможно. Вот в этом году мы набираем уже третий курс, пока все идет нормально.

    Ведущий: Одна из наиболее важных и необходимых мер в ходе реорганизации системы юридического образования – это борьба с коррупцией. В некоторых вузах можно не только купить положительную оценку на экзамене или зачете, но и поступить туда за деньги. Многие преподаватели, не стесняясь, называют сумму, которую необходимо заплатить студенту, дабы не быть отчисленным или получить хотя бы удовлетворительную оценку. О каком качестве полученного в ВУЗе юридического образования можно говорить, когда зачастую студенты покупают дипломы и курсовые работы? Вузовская коррупция – не последняя причина массированного выпуска неквалифицированных юристов. Ваше мнение на этот счет?

    Шахрай С.М.:

    В том или ином виде подобные явления существуют в разных вузах, в разных городах и весях. В целом это результат ослабления государственного регулирования образовательной отрасли. Это, кстати, объясняет, почему антикоррупционная прививка применительно к высшему юридическому образованию предусмотрена президентским Указом о мерах по совершенствованию высшего юридического образования в России и соответствующим поручением главы государства Правительству.

    Я вижу здесь две стороны медали.

    Студент юридического вуза, а тем более такого, как Высшая школа государственного аудита, должен владеть методикой антикоррупционной экспертизы документа. Такая методика разработана у нас в НИИ Счетной палаты еще 5 лет назад. Соответствующее программное обеспечение легко установить на персональном компьютере. Методике нетрудно обучить не то что студента, но даже государственного служащего или депутата. Антикоррупционная экспертиза документов и управленческих действий – это по сути новый предмет, новый спецкурс, новая дисциплина, которая уже введена в учебный план ВШГА.

    Вторая сторона медали – это проблема создания у обучаемых антикоррупционной мотивации, антикоррупционной этики, антикоррупционного стереотипа поведения. Конечно, в рамках учебного процесса можно показать студентам роль, которую играют в борьбе с коррупцией парламентский и общественный контроль, средства массовой информации и пр. И это надо делать. Однако в не меньшей мере здесь может помочь та самая производственная практика. В один день эта задача решена быть не может, но она вполне решаема. Я, например, навсегда бросил курить после того, как нас, студентов-юристов, в рамках производственной практики сводили в морг. Это обязательно: ведь следователь, помимо прочих первых следственных действий, должен уметь примерно определять дату смерти. У нас была очень суровая преподавательница. Заставила каждого из нас провести трепанацию черепа и вскрытие. Так вот когда я в руках подержал прокуренные легкие, больше курить не захотел. Вот по такому же принципу надо прививать студентов от коррупции: на 1-2 курсе сводить в зону, показать конкретные дела конкретных людей. Которые имели все – образование, статус, но поддались коррупционному искушению. Пусть студенты посидят с ними в камере несколько часов, поговорят о будущем. Я уверен, это будет действовать как профилактика.

    Ведущий: Президентский Указ предписывает Правительству и Ассоциации юристов России разработать федеральные государственные стандарты высшего юридического образования, нацеленные на формирование у студентов нетерпимого отношения к коррупции? Как Вы считаете, возможно ли разработать именно стандарты?

    Шахрай С.М.:

    Стандарты высшего юридического образования есть. В следующем, а возможно, еще в этом году выйдет новый образовательный стандарт по юриспруденции. А вот профессиональных стандартов, как ни странно, нет. Их не сделали для своих будущих работников ни органы прокуратуры, ни адвокаты, ни нотариусы. Собственно, речь идет о попытке Ассоциации юристов России при поддержке Президента и Правительства такие профессиональные стандарты создать. В этих стандартах должны присутствовать сильные антикоррупционные меры и мотивации.

    Ведущий: Ассоциация юристов России высказывается на введение целостной программы подготовки юристов, настаивает на том, что модернизацию юридического образования нужно начинать с общеобразовательных школ. Предполагается, насколько известно, создать правовые школы-интернаты в Москве и Санкт-Петербурге для одаренных детей из регионов. Смогут ли выпускники таких школ рассчитывать на преимущества при поступлении в МГУ, МГЮА, Санкт-Петербургский государственный университет и другие статусные центры юридического образования?

    Шахрай С.М.:

    Такие пилотные школы-интернаты создавать надо, хотя бы для того, чтобы убедиться, эффективны они или неэффективны. Будут ли у них преимущества при поступлении? Прямых нет. В систему единого государственного экзамена невозможно заложить опцию, предназначенную для человека, окончившего правовой интернат. Косвенные преимущества – да. Ведь в ведущих вузах большая часть абитуриентов получает пропуск в вуз, победив на юридических олимпиадах. Очевидно, у питомца правовой школы-интерната больше шансов ее выиграть и, соответственно, поступить в вуз. Правовые школы-интернаты – перспективная вещь. Нечто вроде инкубаторов, откуда ведущие вузы и профессиональные юридические корпорации могут черпать кадры. Молодые люди очень быстро проявляют свои склонности. Кто-то идет в криминалистику, кого-то привлекает уголовный процесс, кому-то интересно корпоративное право. Кто-то, наконец, стремится на государственную службу. Это видно уже на этапе тестирования, олимпиад и так далее.

    Ведущий: Ассоциация юристов России предлагало внедрить систему госзаказа и целевого набора студентов-юристов, а также выделить квоты для молодых специалистов в ведущих юридических вузах для повышения их квалификации. Как на практике могло бы выглядеть возвращение госзаказа в систему юридического образования? Какие квоты планируется ввести для молодых специалистов в юридических вузах?

    Шахрай С.М.:

    Честно говоря, не знаю. Я не вижу, как сейчас можно было бы вернуть государственный заказ на подготовку юристов. Мы помним, что 50% выпускников юридических вузов ходят безработными. Государственный заказ на что? На сколько? Трудно, даже нереально это просчитать. А вот ведомственный или корпоративный заказ делать можно и нужно. Как Руководитель аппарата Счетной палаты я веду счет сотрудникам, уходящих на пенсию в течение ближайших 2-3 года. Я знаю, что выпускники Высшей школы государственного аудита у меня будут через 2 года. И будет 7 вакантных мест для того, чтобы наши выпускники попали на работу в Счетную палату. Попасть туда они смогут только через конкурс, потому что это государственная служба, хорошая зарплата, соцпакет и все прочее. Точно также будут поступать и Генпрокуратура, и Следственный комитет, и коллегии адвокатов.

    Ведущий: На работу по юридической специальности люди с дипломом о юридическом образовании зачастую устраиваются "по знакомству" – по рекомендациям родственников, знакомых, знакомых знакомых и пр. В России не такого мощного кадрового фильтра, как "единый профессиональный экзамен для юристов", обязательный во многих странах Европы. Ассоциация юристов России предложила ввести государственный квалификационный экзамен на право занятия определенными видами юридической деятельности. Поддержано ли это предложение Президентом и Правительством?

    Шахрай С.М.:

    Идея эта поддержана, предстоит найти форму реализации. Как я понимаю квалификационный экзамен?

    Заканчивая юридический вуз, каждый студент проходит государственную экзаменационную комиссию. Нужно кардинально улучшить качество оценки знаний, вводить в комиссию представителя Ассоциации юристов России, общественности. Следует, кроме того, вернуться к практике не формального, а содержательного присутствия в госкомиссии представителей ведомства-заказчика. То есть тех, кто сидит и смотрит: вот этот, мол, мне подходит и этот подходит, а этот нет.

    Собственно квалификационный экзамен – это экзамен, который человек с дипломом юриста сдает по месту работы. Допустим, он пришел на работу в Счетную палату, или в органы прокуратуры, или в Следственный комитет, или к адвокатам, или к нотариусам. И там, до истечения испытательного срока, он должен этот экзамен сдать перед профессионалами. В обязательном порядке. Я думаю, в ведомственной экзаменационной комиссии тоже должна присутствовать Ассоциация юристов России. Чтобы это не был междусобойчик внутри ведомства.

    Если будет введена такая практика, это сразу сгладит проблему перепроизводства юристов. Все просто: если ты не сдал квалификационный экзамен, ты не стал представителем избранной тобой профессии. Вот такой квалификационный экзамен заложен в логике Указа Президента и его поручения Правительству, над ним мы сейчас работаем.

    Ведущий:

    А будет ли такой порядок закреплен законодательно?

    Шахрай С.М.:

    Ведущий: Будет ли создан перечень государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями? Кто войдет в этот перечень? Будет ли он охватывать глав исполнительной власти субъектов Федерации, мэров, глав управ и т. д.?

    Шахрай С.М.:

    Отвечу так: создать такой перечень невозможно, но надо пытаться его создать. Объясню, почему.

    Ассоциация юристов России всегда настаивала, чтобы в профильных юридических вузах преподавали кандидаты и доктора юридических наук или во всяком случае специалисты по базовым юридическим дисциплинам. Об этом говорится и в поручении Президента Правительству в связи с Указом "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". На юрфаках и юротделениях, например, в сельхозинститутах преподавателей с дипломами юристов, действительно, меньшинство. Но добиться, чтобы все юридические дисциплины преподавали юристы, невозможно. Например, чтобы преподавать на кафедре криминалистики, не обязательно быть юристом. Достаточно быть хорошим физиком, химиком и пр.

    Такое же безнадежное дело – составить и нормативно закрепить перечень должностей, которые могут замещаться только юристами. Однако в рекомендательном порядке закрепить это нужно. Более того, следует попробовать создать рекомендательный широкий перечень должностей, для замещения которых необходимо обладать двумя образованиями – юридическим и экономическим. И как раз вот это уже должно быть обязательным верхушки исполнительной власти – губернаторов, министров и т. д.