• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы.

    Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

    Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).

    Положений, запрещающих автономным некоммерческим организациям применять упрощенную систему налогообложения, налоговое законодательство не содержит. Поэтому при соблюдении перечисленных в п.п. 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ условий автономная некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 346.13 НК РФ.

    В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

    Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92). Такое заявление может быть подано и одновременно с , необходимыми для государственной регистрации юридического лица. В этом случае в заявлении о переходе на УСН не указываются ОГРН и ИНН/КПП (письмо МНС России от 27.05.2004 № 09-0-10/2190).

    Что касается оказания платных образовательных услуг в области повышения квалификации руководящих кадров, и возможности не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы, то авторы отмечают, что д оходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

    Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

    В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

    Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

    Реализацией товаров, работ или услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

    Перечень операций, которые в целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

    Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли у некоммерческих организаций, предусмотренный ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

    Таким образом, доход, полученный негосударственным образовательным учреждением от реализации платных образовательных услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

    Аналогичная позиция (в отношении организаций-плательщиков налога на прибыль) приведена в письмах Минфина России от 24.06.2010 № 03-03-06/4/63, от 19.10.2006 № 03-03-04/1/701, УФНС России по г. Москве от 13.09.2006 № 20-12/81131.

    Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

    Если некоммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

    Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

    Следовательно, вне зависимости от того, осуществляет НКО предпринимательскую деятельность или нет, оно имеет все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

    При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

    Однако по предпринимательской деятельности НКО должны формировать налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке. Объектом налогообложения будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут использоваться в предпринимательской деятельности, можно принять к вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

    • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
    • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
    • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

    Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость от источника средств, перечисленных поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

    Таким образом, по нашему мнению, НКО вправе принять к вычету НДС и по тем товарам (работам, услугам), приобретенным за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194).

    Порядок ведения раздельного учета

    В том случае, если приобретенные товары (работы, услуги) будут использованы как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях, НКО обязаны вести раздельный учет данных расходов и НДС по ним (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2007 № 19-11/12142).

    Порядок ведения раздельного учета необходимо закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения (письмо УФНС России по г. Москве от 20.10.2004 № 24-11/68949).

    Сразу обращаем внимание, что в том случае, если можно установить факт прямого использования товаров (работ, услуг) при совершении необлагаемых или облагаемых операций, учет сумм входного НДС осуществляется в соответствии либо с абзацем вторым, либо с абзацем третьим п. 4 ст. 170 НК РФ, а именно:

    • учитывается в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
    • принимается к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС.

    Если приобретаемые товары (работы, услуги) используются в деятельности, как облагаемой, так и освобожденной от обложения НДС, то в этом случае указанные расходы характеризуются тем, что их нельзя учесть каким-либо методом в составе затрат по определенному виду деятельности и точно распределить их (соответственно и входной НДС) между облагаемыми и освобожденными от обложения НДС операциями. Иначе говоря, изначально нельзя рассчитать, в каком размере "входной" НДС может быть предъявлен к вычету, а в каком - учтен в стоимости товаров (работ, услуг), в том числе по ОС и НМА. Как правило, основные трудности в этом случае возникают, когда необходимо распределить НДС по товарам (работам, услугам), входящим в состав общехозяйственных расходов, таким как приобретение канцтоваров, услуг, необходимых для функционирования организации в целом (услуги по обслуживанию справочно-правовых систем, аренда и т.п.).

    В этом случае в соответствии с положениями п. 4 ст. 170 НК РФ распределение НДС должно осуществляться путем расчета пропорции исходя из определения доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

    Иными словами, указанная пропорция определяется исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих обложению НДС, так и не облагаемых данным налогом.

    При этом не играет роли, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы (на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы") (письмо Минфина России от 10.03.2005 № 03-06-01-04/133). Кроме того, при расчете указанной пропорции также не важно, на какой основе происходила передача права собственности (результатов работ) (на возмездной или безвозмездной).

    Для определения пропорции берутся данные текущего налогового периода (письма Минфина России от 26.06.2008 № 03-07-11/237, от 20.06.2008 № 03-07-11/232, ФНС РФ от 24.06.2008 № ШС-6-3/450@). В соответствии со ст. 163 НК РФ налоговый период для целей исчисления НДС - квартал. Следовательно, определение пропорции для расчета сумм НДС следует производить по итогам текущего квартала. Данная позиция высказана налоговым органом и согласована с Минфином России (письмо ФНС России от 01.07.2008 № 3-1-11/150).

    Для обеспечения сопоставимости показателей при определении указанной пропорции стоимость отгруженных за налоговый период товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению, следует учитывать без НДС (письмо Минфина России от 18.08.2009 № 03-07-11/208).

    Отметим, что универсального способа ведения раздельного учета НК РФ не содержит, поэтому организации нужно самостоятельно разработать и отразить в учетной политике свой способ ведения учета входящего НДС.

    Например, к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям" могут быть открыты отдельные субсчета:

    • 19-1 "НДС по облагаемым НДС операциям";
    • 19-2 "НДС по не облагаемым НДС операциям";
    • 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям".

    Суммы, учтенные на субсчете 19-3 "НДС по облагаемым и необлагаемым операциям", по итогам квартала подлежат распределению исходя из рассчитанной пропорции доли стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

    Заполнение налоговой декларации

    В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее - Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.

    Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.

    Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:

    • операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
    • операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
    • операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
    • суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев"

    Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.

    Список литературы

    1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
    2. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
    3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев".
    4. Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
    5. Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании".

    Е. Титова,
    О. Монако,
    В. Пименов,
    М. Миллиард,
    А. Александров,
    эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Некоммерческие организации (НКО) не ставят в качестве главной цели своей деятельности получение прибыли. Они создаются для достижения социальных, благотворительных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в других целях, направленных на достижение общественных благ. Большинство НКО имеют право заниматься предпринимательской деятельностью , но при этом доходы, полученные от нее, они обязаны направлять на осуществление своей уставной деятельности.

    До введения главы 25 Налогового кодекса РФ в отношении НКО действовал принцип исключения их из числа налогоплательщиков. В настоящее время эти организации являются плательщиками налога на прибыль , но из объекта налогообложения исключают отдельные операции, касающиеся их деятельности. Рассмотрим порядок налогообложения, а также обозначим те проблемы, которые возникают при исчислении налогов у некоммерческих организаций.

    Налог на прибыль организаций

    НКО ведут свою уставную деятельность за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений. Основная особенность этих средств заключается в том, что средства целевого финансирования направляются на строго определенные проекты (мероприятия), а целевые поступления - на ведение уставной деятельности некоммерческих организаций.

    В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ к средствам целевого финансирования относится полученное НКО и использованное ею по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - или федеральными законами, имущество в виде:

    Бюджетные учреждения

    В целях налогообложения прибыли доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав , и внереализационные доходы . Доходы бюджетного учреждения от оказания платных услуг первоначально направляются на покрытие расходов, связанных с ведением деятельности, направленной на получение дохода, и уплату налогов в соответствии с налоговым законодательством. Оставшаяся после налогообложения часть прибыли полностью зачисляется в доход соответствующего бюджета и доводится до учреждения в качестве бюджетного финансирования .

    Сумма превышения доходов над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога на прибыль организаций не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

    Бюджетные учреждения ограничены в свободе распоряжения доходами от предпринимательской деятельности. Так, средства, полученные бюджетными учреждениями от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , в части, оставшейся после уплаты налога, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов. А доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, признаются доходами бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

    В сметах доходов и расходов бюджетного учреждения может быть предусмотрено два варианта финансирования расходов по оплате коммунальных услуг , услуг связи , транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств.

    Первый вариант - финансирование за счет двух источников, и тогда в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Однако в этой сумме для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах , полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и др.).

    Пример 1. На предстоящий год в смете бюджетного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета , предусмотрены следующие источники финансирования:

    Бюджетные средства -руб.;

    Доходы от предпринимательской деятельности руб.;

    Внереализационные доходы -руб.;

    Расходы на оплату коммунальные услуг, связь, транспортные расходы, ремонт основных средств - руб.

    Чтобы определить сумму расходов, уменьшающих доходы от предпринимательской деятельности, нужно рассчитать долю доходов от этой деятельности в общей сумме поступлений. Она составит 16,67%руб. :руб. х 100%). Значит, в целях налогообложения можно принять общехозяйственные расходы на суммуруб. (руб. х 16,67%). Остальные расходы в сумме руб. будут покрываться за счет бюджетного финансирования.

    Второй вариант - в сметах бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной) и на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств. Указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой деятельности.

    Подобный порядок учета общехозяйственных расходов бюджетного учреждения указан в п. 3 ст. 321.1 НК РФ. Следует отметить, что перечень распределяемых расходов является закрытым, т. е. все другие расходы не подлежат распределению между источниками финансирования. Но Минфин России в письме от 01.01.01 г. N /4/72 счел данный порядок применимым и в отношении земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество организаций при условии, что предпринимательская деятельность ведется с использованием всего имущества. По мнению автора, этот вопрос является спорным, так как бюджетное учреждение имуществом наделяется на праве оперативного управления , а следовательно, и расходы по содержанию предоставленного имущества должны покрываться собственником за счет бюджетных ассигнований.

    Бюджетное учреждение может приобретать основные средства за счет предпринимательской деятельности и использовать их в ней. Может ли оно в этом случае их амортизировать в целях исчисления налога на прибыль организаций? В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 256 НК РФ такая возможность у бюджетного учреждения имеется, но как быть, если приобретенные основные средства за счет доходов от предпринимательской деятельности используются в обоих видах деятельности ?

    По этому поводу никаких разъяснений финансовое ведомство не давало. Существует только письмо Минфина России от 3 октября 2003 г. N /3/74 по вопросу начисления амортизации в отношении основных средств, приобретенных за счет целевого финансирования и используемых в предпринимательской деятельности. В письме говорится, что налоговым законодательством не предусмотрено распределение сумм начисленной амортизации между уставной и коммерческой деятельностью НКО в случае приобретения основных средств за счет целевых поступлений.

    Так как данный вопрос не урегулирован налоговым законодательством, то во избежание налоговых рисков не следует начислять амортизацию основных средств, если они одновременно используются в уставной и предпринимательской деятельности независимо от источника их приобретения.

    При реализации имущества, не являющегося амортизируемым, в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать положения подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ. Согласно данной норме при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг , продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией. Расходы же, учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

    Таким образом, если основное средство эксплуатировалось в уставной деятельности, не направленной на получение дохода, то убытки от реализации средства не соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и поэтому не учитываются в целях налогообложения прибыли (см. письмо Минфина России от 01.01.01 г. N /4/68). По мнению УФНС России по г. Москве (письмо от 01.01.01 г. N 20-12/037687), при реализации данного имущества НКО вправе уменьшить доходы от таких операций только на сумму расходов, непосредственно связанных с реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

    Автономные учреждения

    Среди некоммерческих организаций появилась новая форма - автономное учреждение, которое создается для выполнения работ , оказания услуг, необходимых для реализации полномочий соответствующих государственных или муниципальных органов в пределах их компетенции в сферах, указанных в п. 1 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(1). В отличие от бюджетного учреждения, имущественная ответственность которого ограничена находящимися в его распоряжении денежными средствами , автономное учреждение отвечает по обязательствам не только денежными средствами, но и любым другим закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом, за исключением движимого и недвижимого, указанного в п. 4 ст. 2 названного Закона. Собственник имущества (учредитель) автономного учреждения не вправе претендовать на получение дохода от деятельности такого учреждения и от использования его имущества, поскольку указанные доходы поступают в распоряжение учреждения.

    Автономное учреждение, так же как и бюджетное, сохраняет для себя гарантию бюджетного финансирования, но, не являясь бюджетополучателем, перестает быть бюджетным, оставаясь в статусе НКО. Значит, положения ст. 321.1 НК РФ, например обязанность вести в целях исчисления налога на прибыль раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, на автономные учреждения не распространяются.

    К необлагаемым доходам автономного учреждения относятся поступления в виде финансового обеспечения задания учредителя. Это будут субсидии:

    На возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам;

    Возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества ;

    Уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки .

    Для некоммерческих организаций к необлагаемым доходам в виде целевых поступлений ст. 251 НК РФ относит вступительные, членские, паевые взносы , пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые поступают товариществу от собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу от их членов.

    Чтобы указанные суммы не облагались налогом, к ним предъявляются следующие требования:

    Членские взносы, их размер и периодичность уплаты должны быть предусмотрены уставом организации. Они могут быть направлены на содержание аппарата управления , но не на оказание услуг в пользу отдельных членов организации;

    Пожертвования можно делать только гражданам, лечебным воспитательным, учебным, научным учреждениям, фондам, музеям, общественным и религиозным организациям , государству и муниципалитетам. НКО, не перечисленные в ст. 582 Гражданского кодекса РФ (ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, коллегии адвокатов, автономные некоммерческие организации, профсоюзные организации), не вправе получать пожертвования.

    В отношении отчислений на формирование резерва на проведение ремонта следует отметить, что в ст. 324 НК РФ описан порядок формирования такого резерва коммерческими организациями. Так, налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых в учетной политике для целей налогообложения.

    Однако следует учесть, что встречаются ситуации, когда НКО не имеет в собственности основных средств, а обязана ремонтировать, например, общее имущество членов товарищества собственников жилья.

    Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода. Но если НКО не ведет предпринимательскую деятельность, то и расходов, в счет которых надо списывать отчисления в резерв, у нее нет.

    Кроме того, по смыслу ст. 324 НК РФ средства, поступающие на ремонт не от членов НКО, облагаются налогом на прибыль. Значит, средства, полученные на ремонт многоквартирного дома не от членов ТСЖ, а от жильцов, живущих в этом доме и не являющихся членами ТСЖ, будут включены в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Согласитесь, что такая норма противоречит природе данных поступлений, так как они являются целевыми независимо от того, перечислил их член ТСЖ или лицо, не являющееся таковым.

    Не облагается налогом на прибыль организаций имущество, переходящее НКО по завещанию в порядке наследования, суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов , бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на ведение уставной деятельности таких организаций, а также средства и иное имущество, которые получены на благотворительность.

    Учреждение может быть не только государственным, но и частным, поэтому использованные по целевому назначению поступления от собственников учреждения не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

    Некоммерческие организации могут формировать целевой капитал, что регламентируется Федеральным законом от 01.01.01 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". В соответствии с данным Законом целевой капитал НКО представляет собой сформированную за счет пожертвований, внесенных жертвователем (жертвователями) в виде денежных средств, часть ее имущества, переданную НКО в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности данной организации. В связи с этим не подлежат налогообложению не только денежные средства, полученные НКО на формирование целевого капитала, но и средства, полученные НКО - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал.

    Все иные поступления НКО, не вошедшие в список необлагаемых в соответствии со ст. 251 НК РФ, подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль. Так, если вернуться к ТСЖ, то средства, перечисляемые ТСЖ его членами в виде платы за коммунальные услуги, являются его доходами, но одновременно можно признать в том же размере и расходы в виде средств, перечисляемых коммунальным службам.

    НКО может разместить временно свободные целевые средства на депозитных счетах, вложить их в краткосрочные ценные бумаги. Возникнет ли в этом случае внереализационный доход? Минфин России в письме от 01.01.01 г. N /4/17 высказал мнение в пользу НКО: "Поскольку при размещении на депозитных счетах в учреждениях банков и в ценных бумагах свободных остатков средств, полученных в виде добровольных имущественных взносов, целевого финансирования и целевых поступлений, конечные цели их использования не могут быть определены, то указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств".

    Таким образом, сам факт перечисления временно свободных целевых средств, например, на депозитный счет не образует внереализационный доход, но доходы, полученные от такого размещения, кроме доходов от целевого капитала, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Такие доходы не могут быть уменьшены на произведенные расходы, если указанная деятельность по временному размещению средств не является предпринимательской деятельностью НКО.

    В соответствии со ст. 251 НК РФ в случае использования средств целевого финансирования не по назначению, НКО должна уплатить в бюджет налог на прибыль. Поэтому важным условием освобождения целевых поступлений от обложения налогом на прибыль является организация раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

    Налог на добавленную стоимость

    Согласно ст. 143 НК РФ плательщиками НДС являются организации, и исключений для некоммерческих организаций в Кодексе не сделано. Получаемые НКО целевые средства не связаны с реализацией работ, выполнением услуг, поэтому целевые и членские взносы, пожертвования, гранты, бюджетные ассигнования и т. п. не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость .

    Для отдельных НКО предусмотрено освобождение от НДС совершаемых ими операций. Так, в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования , указанным в лицензии) или воспитательного процесса. В силу подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности .

    НДС, уплаченный при приобретении имущества, услуг НКО, учитывается в стоимости этого имущества (услуг). Если имущество и приобретаемые работы и услуги некоммерческие организации используют как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях, то суммы налога принимаются к вычету либо учитываются в стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС или освобожденных от налогообложения. Способ отражения "входного" НДС организация определяет сама в учетной политике в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ. При отсутствии раздельного учета НКО теряет право на налоговый вычет "входного" НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в рамках коммерческой деятельности и использованным в операциях, облагаемых НДС.

    При реализации имущества НКО налог на добавленную стоимость рассчитывается со всей суммы продажи. Но если у НКО имеется счет поставщика на приобретение этого имущества, где указан НДС, учитываемый в составе стоимости имущества , налог рассчитывается с разницы между продажной ценой с НДС и покупной ценой с НДС, что соответствует требованиям п. 4 ст. 164 НК РФ.

    Одним из самостоятельных объектов обложения НДС является выполнение строительно-монтажных работ (СМР) собственными силами. Если, например, НКО по совершаемым ею операциям освобождена от уплаты НДС, то при строительстве хозяйственным способом на СМР, выполненные собственными силами, следует начислять НДС последним числом каждого налогового периода. Если возникает налоговая база по НДС, можно ли применить налоговые вычеты?

    В отношении выполнения СМР для собственного потребления вычеты условно можно разделить на три вида - в размере сумм налога:

    Предъявленных налогоплательщику подрядными организациями при осуществлении ими капитального строительства (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ);

    Предъявленных налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ (абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ);

    Исчисленных налогоплательщиком самостоятельно со стоимости СМР, выполненных для собственного потребления (абз. 3 п. 6 ст. 171 НК РФ).

    Следует иметь в виду, что в отношении первых двух видов вычетов никаких ограничений в НК РФ нет. Это значит, что НКО при выполнении СМР по строительству за счет целевых средств объекта, предназначенного для уставной деятельности, имеет право при уплате НДС в бюджет на налоговый вычет по НДС в составе счета подрядчика и в составе счетов за материалы, услуги, связанные со строительством.

    В отношении третьего вида вычетов следует отметить, что, если имущество не предназначено для совершения операций, облагаемых налогом, и если стоимость имущества не подлежит включению в расходы (в том числе через амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций, вычет применить нельзя. НДС, начисленный со стоимости СМР для собственного потребления, будет включен в первоначальную стоимость строящегося объекта.

    ─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

    *(1) Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

    Законодательство допускает создание различных обществ. Большая часть из них учреждается для ведения предпринимательской деятельности. Однако в последнее время все большее распространение получают некоммерческие организации. Налогообложение и бухучет таких объединений имеют ряд специфических черт. Разберемся далее в некоторых нюансах.

    Общие сведения

    Объединения, осуществляющие общественно-полезную деятельность, регистрируются как некоммерческие организации. Учет и налогообложение таких обществ осуществляются по общим и специальным правилам. В большинстве случаев объединения создаются для ведения социально-значимой, законной деятельности. Однако на практике встречаются и недобросовестные лица, учреждающие НКО для сокрытия доходов и уклонения от исполнения бюджетных обязательств. Деятельность таких объединений регламентируется ФЗ № 7 и иными нормативными актами. В них определяются условия и правила работы, порядок оформления и сдачи отчетной документации, а также . Необходимо сказать, что вне зависимости от цели, для достижения которой было учреждено НКО, объединение является полноправным участником бюджетных правоотношений.

    Классификация

    Некоммерческие организации разделяются на следующие типы:

    1. Негосударственные. Они осуществляют деятельность за счет собственных средств.
    2. Государственные. Такие НКО находятся на бюджетном финансировании.
    3. Автономные.

    НК закрепляет за НКО обязанность составлять отчетность и предоставлять декларации с приведением всех расчетов по отчислениям в местный, федеральный и региональный бюджеты. Кроме того, организациям необходимо вести бухучет и сдавать документацию на общих основаниях.

    Специальные правила

    Рассматривая бухгалтерский учет и налогообложение некоммерческих организаций, необходимо отметить, что объединения вправе самостоятельно разрабатывать формы отчетности, на основании образцов, утвержденных Минфином. В документации, используемой для расчета бюджетных платежей, должна присутствовать информация о предпринимательской и уставной работе объединения. Если коммерческая деятельность не осуществляется, соответственно, данные о ней отсутствуют, и организация вправе не предоставлять отчеты о:

    1. Корректировке капитала.
    2. Движении финансовых средств.

    Кроме того, НКО может не сдавать приложения к балансу и пояснительную записку. Общества, находящиеся на бюджетном финансировании, обязаны отчитываться об использовании полученных средств. Информацию указывают в формах, утвержденных Минфином. Этот документ включается в общую отчетность. К ней прилагается письмо, в котором приводится перечень бумаг, передаваемых контрольному органу.

    НДС и отчисление с дохода

    Можно сказать, что налогообложение социально-ориентированных некоммерческих организаций базируется на этих двух платежах. При их расчете и взимании во внимание принимаются льготы, связанные со спецификой деятельности НКО. Она обуславливается следующим:

    1. Получение прибыли не выступает как приоритетная задача. При этом для осуществления некоторых видов деятельности объединение должно иметь лицензию.
    2. НКО вынуждены возмездно предоставлять гражданам и юрлицам определенные виды услуг или выполнять работы, приносящие прибыль. Такая ситуация обуславливается необходимостью обеспечивать основную деятельность объединения. При этом НКО не проходит регистрацию в статусе субъекта предпринимательства.

    Эти два признака обуславливают особенности налогообложения некоммерческих организаций .

    Условия для льгот

    Перечень видов дохода, которые могут не включаться в число объектов бюджетных обязательств при использовании средств по назначению, утверждается Минфином. Налогообложение некоммерческих организаций в РФ может осуществляться по таким льготным условиям при соблюдении ряда требований. Они закрепляются отраслевыми нормами. Требований всего два:

    1. Ведение раздельного учета целевых поступлений и использование их исключительно по назначению. В конце отчетного года НКО предоставляет в ФНС отчет.
    2. Ведение учета не только целевых, но и прочих поступлений.

    Последние можно условно поделить на два вида:

    1. Реализационные доходы. Их НКО получает по итогам предоставления услуг или производства работ.
    2. Внереализационные доходы. В их число входят средства, которые объединение получает из других источников. Например, это могут быть доходы от сдачи внаем собственности, штрафы и пени за неуплату взносов и пр.

    В случае несоблюдения какого-либо из приведенных выше условий НКО теряет льготы.

    Расходы и доходы

    Налогообложение прибыли некоммерческих организаций осуществляется во всех случаях, когда объединение получает доход, делающий его работу выгодной. Для расчета, в первую очередь, определяется база. Она представляет собой разницу между величиной поступлений (без акцизов и НДС) и затрат. Последние должны иметь документальное подтверждение и обоснование. предполагает отнесение к расходам:

    1. Затрат на зарплату сотрудникам.
    2. Материальных издержек.
    3. Амортизационных отчислений.
    4. Прочих расходов.

    Документально подтвержденными могут считаться только такие издержки, которые указаны в первичных или иных отчетных документах (договорах, платежных бумагах и пр.), Экономически обоснованными затраты являются тогда, когда они произведены в рамках нормативных локальных актов общества. К таким издержкам относят, например, командировочные, расходы на ГСМ и пр. Как указывает 41 статья НК, в качестве дохода может выступать исключительно экономическая выгода. Ее НКО может получать в денежном либо натуральном эквиваленте. Соответственно, если выгоды поступления не принесли, то доходом они не признаются.

    НДС

    Налогообложение некоммерческих организаций , осуществляющих продажу продукции либо предоставляющих услуги, включает в себя это отчисление в обязательном порядке. Между тем законодательство предусматривает освобождение от НДС некоторых видов деятельности. Следует особо подчеркнуть, что послабления не предусмотрены для объединения в целом. Освобождение допускается в отношении только определенных видов деятельности общества. К ним относят все работы, имеющие социальную значимость. В их число, в частности, входит присмотр за пенсионерами и инвалидами в специализированных муниципальных и госучреждениях соцзащиты населения. Между тем наличия только социально-значимого характера недостаточно для освобождения деятельности от НДС. Законодательство закрепляет следующие дополнительные требования:

    1. Соответствие оказываемой услуги установленные предписаниям (к примеру, месту или срокам предоставления).
    2. Наличие разрешения на ведение деятельности (если она подлежит лицензированию).

    Таможенная пошлина

    Ставка того или иного сбора не зависит от организационно-правового типа общества, характера сделки или иных факторов. Законодательство допускает освобождение некоторых товаров от таможенных пошлин. В эту категорию попадают:


    Отчисления с имущества

    Налогообложение некоммерческих организаций включает в себя взимание ряда региональных платежей. К ним, в первую очередь, относят отчисления с имущества. При этом отчетность по данным платежам должны сдавать все НКО, даже те, которые пользуются льготами. Право на послабления при уплате налога с имущество следует заявлять при подаче декларации. Для определения величины платежа используется среднегодовая стоимость собственности. Для ее расчета необходимо знать остаточную цену имущества (недвижимого и движимого). Она определяется как разность между начальной стоимостью и амортизацией, начисляемой каждый месяц. Этот порядок расчета используется во всех обществах как коммерческих, так и некоммерческих. НК закрепляет ставку отчисления с имущества в 2.2 %. Региональные власти, однако, могут ее снизить.

    Особенности льгот

    Налогообложение некоммерческих организаций осуществляется по разным правилам, в зависимости от характера послаблений, предусмотренных законодательством. По данному признаку можно разделить НКО на 3 группы:


    Транспортный платеж

    Система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает обязанность осуществлять такое отчисление по общим правилам. Объединения должны направлять платежи в региональный бюджет за любые транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке и находящиеся у них на законных правах (в оперативном управлении, собственности, хоз. ведении). Речь в данном случае не только об автомобилях, но и о воздушных, водных судах, снегоходах и прочих ТС.

    Земельные отчисления

    Они относятся к категории местных налогов. Обязанность по отчислению таких платежей установлена для НКО, имеющих землю в собственности, пожизненном владении, бессрочном пользовании. В последнем случае участки передаются предприятиям муниципальной и госсобственности, органам госвласти, структурам территориального самоуправления, а также казенным ведомствам. Ставка земельного налога - 1.5% от кадастровой стоимости надела. Законодательство допускает безусловное освобождение от обязанности уплачивать его для:

    1. Обществ инвалидов, если они выступают в качестве единственных собственников земли и в них участвует не менее 80% лиц с ограниченными возможностями.
    2. Религиозных объединений.
    3. Учреждений уголовно-исполнительной сферы.

    Не имеют права на льготы бюджетные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры, спорта, искусства, кинематографии, здравоохранения, образования. Определенные послабления для них могут предусмотреть местные власти.

    УСН для НКО

    Упрощенная система налогообложения для некоммерческих организаций предусматривает освобождение объединений от обязанности осуществлять ряд бюджетных отчислений. В частности, льготы распространяются на платежи с доходов и имущества, а также НДС. При этом обществу придется перечислять единый налог, предусмотренный на УСН. Объединение может выбрать один из двух вариантов, закрепленных в НК. Так, для НКО предусмотрены ставки:

    1. 6 % при выборе типа обложения "доходы". Отчисления производятся с любых поступлений, признаваемых в качестве экономической выгоды согласно НК.
    2. 15 % при выборе типа обложения "доходы минус затраты". Соответственно, из поступлений вычитаются расходы, и с разницы производится отчисление. В случае ее отсутствия (или если затраты превышают доход) выплачивается налог по минимальной ставке 1 %.

    Важный момент

    На практике часто возникает вопрос: предусмотрено ли ? Ведь, по факту, они являются доходом. Между тем такие поступления признаются целевыми средствами. Соответственно, налогообложение пожертвований некоммерческим организациям не предусмотрено. По всем целевым поступлениям должны отражаться доходы и расходы. Стоит также заметить, что не предусмотрено налогообложение:

    • членских взносов некоммерческих организаций ;
    • грантов;
    • целевых субсидий;
    • средств, переданных учредителями.

    При использовании УСН руководитель объединения может самостоятельно вести отчетные документы.

    Автономная некоммерческая организация: налогообложение

    Прежде чем рассматривать специфику начисления и уплаты средств в бюджет, необходимо понять, что такое АНО. В качестве автономной признается организация, учрежденная на общественных началах. Как правило, такие объединения создаются для оказания разных услуг в сферах культуры, науки, спорта, здравоохранения и так далее. Общество может учреждаться и гражданами, и юрлицами. При этом доля каждого участника в капитале не может превышать 1/4. Учредители передают свое имущество объединению безвозвратно. На практике чаще всего возникает вопрос: может ли применять УСН автономная некоммерческая организация? Налогообложение по упрощенному типу действительно предусмотрено законодательством. Для АНО действуют те же правила, что и для других объединений. Другими словами, руководство общества может выбрать наиболее подходящую ставку (6 % или 15 %). При этом важно точно рассчитать ту экономическую составляющую, которая станет объектом обложения.

    Пример

    Рассмотрим схему расчета налога по УСН для условного объединения, получившего прибыль 485 тыс. руб. и потратившего 415 тыс. руб. Сначала определим величину отчисления по ставке 6 %. Для этого доход умножим на тариф:

    485 000 х 6 % = 29 100.

    Теперь произведем расчет по ставке 15 %:

    (485 000 - 415 000) х 15 % = 10 500.

    Соответственно, из расчетов понятно, какой тип обложения выгоден для объединения. Не следует забывать, что выбор осуществляется в строгой зависимости от специфики деятельности общества. Не всегда расчет, выгодный для одной организации, будет эффективен для другой.

    ЕНВД

    Этот тип налогообложения также может использоваться автономной организацией. Величина отчисления определяется по формуле:

    ЕНВД = П х Б х КК х КД х 15%, в которой:

    1. П - физическая величина, установленная для конкретного вида деятельности в зависимости от рабочей территории, численности сотрудников и пр.
    2. Б - базовый уровень дохода, устанавливаемый на государственном уровне для отдельного типа работ, выполняемых объединением.
    3. КД - коэффициент-дефлятор. Он устанавливается ежегодно Правительством и учитывает целый ряд показателей.
    4. КК - коэффициент корректировки. Он предусматривается на местном уровне.

    Для расчета необходимо принимать во внимание специфику деятельности объединения, критерии, утвержденные органами власти.

    Сроки сдачи документов

    Как и для любых других обществ, для НКО установлена обязанность своевременного предоставления отчетности контрольным органам по всем налогам. При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:

    1. Единый налоговый отчет. Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.
    2. Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
    3. Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
    4. Декларация по единому налогу по УСН. Она сдается до 31 марта периода, идущего вслед за завершенным.

    Специфика перехода на УСН

    Некоммерческая организация вправе начать использовать упрощенную систему обложения при соблюдении ряда условий:

    1. Ее доходы за 9 мес. не превысили 45 млн руб. Эта сумма определяется за год, в котором объединение подает заявление.
    2. Среднее количество сотрудников не больше 100 чел.
    3. Объединение не имеет филиалов.
    4. Остаточная стоимость активов составляет не больше 100 млн руб.
    5. НКО не выпускает подакцизные товары.

    Переход на УСН допускается с 1 января будущего года. Уведомление в ФНС необходимо направить до 31 декабря текущего периода. Эксперты не рекомендуют спешить с переходом на УСН, если в этом нет острой необходимости для объединения.


    Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.

    • Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

    Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

    Особенности налогообложения некоммерческих организаций

    Завьялов Кирилл,Мельникова Елена,эксперты службыПравового консалтинга ГАРАНТ Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст.

    Налогообложение некоммерческих организаций

    Тип НКО и порядок налогообложения Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

    • муниципальные (государственные) - их финансирует госбюджет;
    • общественные (негосударственные) - существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
    • автономные - финансируют себя сами.

    ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность. Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

    Налоговые льготы для некоммерческих организаций

    В нем фигурируют, например, такие занятия:

    • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
    • работа в центрах соцзащиты;
    • занятия с детьми в бесплатных кружках;
    • врачебные услуги частных медиков;
    • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
    • благотворительные культурные мероприятия и др.

    Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

    • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
    • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
    • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

    В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

    Налоги для нко в 2018 году

    НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г.


    Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361).

    Налоговые льготы для некоммерческих (общественных) организаций

    НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст.

    Налоговые льготы для нко, порядок подтверждения (2 часть)

    Внимание

    А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.Региональное налогообложение НКО Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций. Налог на имущество Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации.


    Важно

    Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право.


    Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

    Налоги нко и льготы по ним

    Общие правила налогообложения НКО Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

    • прибыль не составляет их основную цель;
    • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
    • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

    Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

    1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
    2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности.

    Уплата налогов некоммерческими организациями

    СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается. Специфика обложения некоммерческих структур НДС Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл.
    21 НК РФ.
    НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

    1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами.
      Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
      • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
      • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
      • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
      • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
    2. Таможенная пошлина.

    Льготы нко 2018 на общей системе освобождение от налогов

    Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

    1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
      • организации религиозного характера и обслуживающие их;
      • научные госструктуры;
      • уголовно-исполнительные ведомства;
      • организации-собственники культурных и исторических памятников.
    2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
    3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

    Налог на землю Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог.

    Согласно действующему законодательству, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку данная деятельность соответствует целям, ради которых создавалась организация. Налоги по предпринимательской деятельности НКО исчисляют в том же порядке, что и коммерческие организации.
    Все НКО, независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет, облагаются налогом на прибыль. Учитываются доходы от реализации товаров и услуг, имущественных прав организации и внереализационные доходы.
    Налог на добавленную стоимость (НДС) некоммерческие организации платят при реализации товаров и услуг, передаче имущественных прав. Существует довольно большая категория реализуемых товаров, работ и услуг, которые освобождаются от налогообложения (важнейшие медицинские товары и услуги, ряд услуг в сфере культуры и искусства и т.д.)
    Некоммерческие организации платят единый социальный налог, объектом которого признаются выплаты и иные вознаграждения, которые НКО начисляет в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам. От уплаты ЕСН освобождаются:
    1) организации любых организационно-правовых форм, с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II ,III группы.
    2) категории налогоплательщиков с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
    общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80 %;
    организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;
    учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
    3) фонды поддержки образования и науки – с выплат в виде грантов учителям, школьникам, студентам и аспирантам.
    Налоговой базой для налога на имущество служит остаточная стоимость имущества НКО. Некоммерческие партнерства, АНО и фонды (кроме общественных) не имеют права на льготы по налогу на имущество.
    Налог с продаж НКО уплачивают в том случае, если они продают физическим лицам товары и услуги за наличный расчет или с использованием кредитных или расчетных банковских карт.
    НКО, имеющие статус юридического лица и являющиеся рекламодателями, являются плательщиками налога на рекламу (не выше 5 % стоимости рекламных услуг).
    Существенные налоговые льготы имеют благотворительные организации.