• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

    Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

    Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

    Статус простого объединения граждан

    Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

    В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика - она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример - Лига друзей Филармонии - это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

    Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» .

    Статус общественного объединения без образования юридического лица

    Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

    Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

    Не менее трех участников;

    Организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

    Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

    Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права - к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

    Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

    Статус общественного объединения как юридического лица

    Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

    В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

    Организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

    Назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

    Открыть расчетный счет в банке;

    Заключать договоры от имени объединения.

    Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

    Этапы создания общественного объединения без регистрации

    1. Выбор организационно-правовой формы
    2. Определение названия, целей, задач
    3. Разработка устава
    4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

    С этого момента объединение создано!

    • название
    • Организационно-правовая форма
    • территория деятельности
    • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
    • условия и порядок приобретения и утраты членства
    • права и обязанности членов
    • источники формирования денежных средств и иного имущества
    • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
    • порядок внесения изменений и дополнений в устав
    • порядок реорганизации и (или) ликвидации

    Решение о создании должно содержать:

    • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
    • Решение об утверждении устава
    • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

    В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

    • Протокол о создании общественной организации (образец)

    Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост - нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

    Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт

    Индивидуальный предприниматель - это гражданин, который исполнил обязанность по регистрации и в результате приобрел статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Своими действиями он обеспечил себе особое правовое положение - новый круг прав, обязанностей, форм ответственности за исполнение обязательств и гарантий исполнения прав

    Иногда в документах организаций, в специальной литературе, в деловом обороте используется сокращение ПБОЮЛ. В ст. 23 ГК РФ говорится, что граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Признаки индивидуального предпринимателя

    На законных основаниях физические лица могут вести свое дело, если они зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель имеет следующие характеристики:

    1. Дееспособный, или признанный таковым, либо ограниченно дееспособный с согласия законных представителей, гражданин - гражданин РФ, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, имеющий место жительства на территории РФ;
    2. Осуществляет деятельность на свой риск;
    3. Ведет предпринимательскую деятельность самостоятельно, от своего имени, не имеет права на фирменное наименование;
    4. Зарегистрирован в установленном порядке (имеется запись о нем в ЕГРИП);
    5. Отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, кроме того, на которое закон запрещает накладывать взыскание (ст. 446 ГПК РФ);
    6. Ведет деятельность с целью систематического получения прибыли;
    7. К деятельности ИП применяются правила и нормы, которые действуют в отношении коммерческих юридических лиц.

    Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица.

    Статус индивидуального предпринимателя не является универсальным и действует только в отношении видов деятельности, которые гражданин заявил при регистрации. Коды видов деятельности конкретного предпринимателя указаны в ЕГРИП в записи о нем.

    Особое правовое положении ИП в гражданском обороте определяются тем, что с одной стороны индивидуальный предприниматель остается гражданином с неотъемлемыми общегражданскими правами, свободами и обязанностями: право на имя, защиту чести и достоинства, на жилище и т.д.

    С другой стороны, как участник предпринимательской деятельности приобретает новые права и обязанности, свойственные юридическим лицам. Этим фактом определяются особенности правового положения ИП.

    Например, как ИП гражданин имеет право:

    • выбора вида деятельности, обязан соблюдать наложенные законом ограничения (лицензирование, уведомление и т.д.);
    • быть работодателем, обязан соблюдать все нормы трудового и налогового законодательства;
    • выбора системы налогообложения, применения налоговых льгот, право не вести бухучет, но обязан строго выполнять нормы налогового законодательства и т.д.

    Имеет право открытия счетов в банке, иметь печать, иметь собственный товарный знак.

    Как субъект гражданских правоотношений ИП действует в соответствии с принципами и правилами гражданского права: добросовестно, по своей воле, в своих интересах, не извлекая преимуществ из незаконного поведения (ст. 1 ГК РФ) и т.д.

    Организация бизнеса в форме индивидуального предприятия проще, чем в форме юридического лица в плане процедуры регистрации, ведения налогового и бухучета, шире объем прав, но законодательством устанавливаются ограничения для ИП. Например, некоторые виды деятельности (банковская, страховая, торговля оружием и т.д.) ведутся только организациями.

    Ведение деятельности в соответствии с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица есть реализация гражданином своего конституционного права на предпринимательскую деятельность, т. е. основным источником гарантий свободы предпринимательства является Конституция РФ. Гарантией реализации предпринимательских прав граждан служат в том числе государственные механизмы поддержки - льготы, субсидирование, регламентация деятельности проверяющих органов и т.д.

    Если гражданин ведет предпринимательскую деятельность без регистрации, он не вправе ссылаться в суде на отсутствие регистрации., он не может воспользоваться правами и гарантиями, предоставленные индивидуальным предпринимателям законом, но несет общегражданскую, административную и уголовную ответственность (ст 14.1 КоАП РФ , ст. 171 УК РФ).

    Споры из предпринимательской деятельностью граждан решаются арбитражными судами.

    Признание гражданина, в том числе имеющего статус ИП, банкротом происходит, если в течение трех месяцев просроченная задолженность составляет более 500 тысяч рублей, за исключением частных случаев, оговоренных Законом о банкротстве. Ст. 24 ГК РФ определяет полную имущественную ответственность граждан, не разделяя должника гражданина и индивидуального предпринимателя. Утрата предпринимательского статуса не освобождает гражданина от ответственности, возникшей из предпринимательской деятельности.

    В гражданском отечественном праве традиционно признавались два вида субъектов гражданских правоотношений - физические и юридические лица. Перестройка дополнила их перечень субъектами хозяйственной деятельности без образования юридического лица.

    Первыми из них стали трудовые коллективы. Закон СССР “О трудовых коллективах” предоставил коллективу предприятия право самоуправления. Трудовые коллективы получили возможность самостоятельно осуществлять деятельность от своего имени, а не от имени организации, в которой они состояли. С последней эти коллективы заключали договор аренды помещения предприятия с правом выкупа. На этом отношения бывших работодателей и трудового коллектива прекращались, поскольку трудовой коллектив преобразовывался в ТОО или другое юридическое лицо, а юридическое лицо - бывший работодатель прекращал свое существование. В этом процессе правопреемства проявлялся один важный момент. Трудовой коллектив заключал договор аренды предприятия (имущества юридического лица) с юридическим лицом еще до того как сам получал статус юридического лица. Специфика трудового коллектива заключалась в возможности быть субъектом гражданско-правовых отношений, не являясь ни физическим лицом, ни юридическим. Трудовой коллектив непосредственно мог начинать хозяйственную деятельность, при этом его участникам не требовалось проходить регистрацию. Но для дальнейшей предпринимательской деятельности этот коллектив должен был преобразоваться в хозяйственное общество, так как последующие сделки могли осуществляться уже не от имени трудового коллектива, а от имени организации, которую он представлял (или выкупал).

    Примеры субъектов без образования юридического лица

    Круг хозяйствующих субъектов БОЮЛ расширил Закон СССР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, которым был введен институт частных предпринимателей. Указанный нормативный акт закреплял несвойственную ранее и неизученную по природе форму хозяйственной деятельности, расширив тем самым сферу правоприменения гражданского права и сделав экономические отношения более свободными. Этот поистине революционный для нашего законодательства шаг положил основу для дальнейшего прогрессивного развития современного гражданского права.

    Регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица позволяла гражданам лично, без посредства каких-либо организационных структур, участвовать в хозяйственном обороте. Новые принципы правового регулирования малого бизнеса ломали множество стереотипов командно - административной системы хозяйствования. В частности, не было необходимости в скреплении документов сделки печатью, появилась возможность прямых наличных расчетов, вместо банковских операций между юридическими лицами. Все это способствовало развитию доверия между сторонами сделок друг к другу.

    Глава 55 Гражданского кодекса РФ, продолжая вышеуказанные тенденции, закрепила еще один пример деятельности коллектива граждан без образования юридического лица - договор простого товарищества. Простое товарищество формируется из смеси признаков трудового коллектива и частного предпринимательства, так как по форме он не требует образования юридического лица, а по содержанию является объединением частных предпринимателей. Такое объединение носит формальный характер, поскольку каждый из предпринимателей вправе осуществлять сделки как до объединения в простое товарищество, так и после; как в интересах товарищества, так и относительно себя, ибо правоспособность ЧП в деятельности не связанной с деятельностью простого товарищества не утрачивается. Существование негласного товарищества только подтверждает этот вывод. Граждане, выступая в интересах товарищества, в сделках фигурируют как предприниматели, а не как объединение граждан или какой-либо коллектив. Использование простого товарищества как организации при ведении общей хозяйственной деятельности каких-либо преимуществ не дает.

    В этом плане Закон РФ “Об общественных объединениях” содержит пример совсем иного рода. Ст. 19 указанного Закона разрешает деятельность общественных объединений без регистрации их в качестве юридического лица, указывая, что при этом случае такое объединение не приобретает прав юридического лица. При этом такое объединение признается законом, и соответственно, из этого признания вытекает некоторая правоспособность. Такое объединение несет права и обязанности, имеет некоторые личные блага - честь, деловая репутация, право на название и др. Для реализации этих прав, такое объединение должно совершать некоторые юридические действия (например, сделки и т.п.), обладать и пользоваться имуществом. Следовательно, любое общественное объединение независимо от факта регистрации в качестве юридического лица может и должно обладать не только личными, но и имущественными правами.

    Таким образом, мы видим, что заключение сделок, в принципе, допускает участие не только граждан и юридических лиц как обязательно присутствующих субъектов хозяйственной жизни, но и промежуточные их формы, например, коллективы граждан БОЮЛ. Но какие сделки могут совершать объединения БОЮЛ, а какие не могут? В законе об общественных объединениях не содержится прямого ответа, а говориться лишь, что при отказе от регистрации объединение не приобретает прав юридического лица. В таком случае возникает вопрос, что же входит в права юридического лица. Ст. 49 ГК РФ, несмотря на свое название, не раскрывает содержания понятия правоспособность юридического лица. Исходя из того, что, как указано в ч.1 данной статьи, юридическое лицо может иметь гражданские права, связанные с его уставными целями, юридические лица имеют лишь часть гражданских прав, ограниченную его целями. Граждане же обладают всем их комплексом. Поэтому юридическое лицо не может получать по отдельному закону больше прав, чем гражданин. Такая позиция может быть оправдана только в том случае, если возникает коллизия интересов индивидуумов, например, когда речь идет о сохранении тайны частной жизни. Например, гражданин, защищая свои интересы по делу, не может получить самостоятельно доказательства, связанные с получением ограниченных сведений (адрес места жительства, сведения об обмене), в то время как юридические консультации имеют право направлять адвокатские запросы. В этом случае правоспособность гражданина оказывается значительно уже правоспособности юридического лица.

    В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Юридическое лицо и коллектив вторичен. Они создаются для обслуживания интересов граждан, а не наоборот. Командно-административная система хозяйствования всегда исходила из приоритета корпоративного начала над личностью, который еще долго будет звучать отголоском наследия тоталитарного прошлого.

    Права, как известно, бывают личные и имущественные. Если мы говорим о личных правах, то должны признать, что и граждане и объединения без образования юридического лица и сами юридические лица обладают единым их комплексом. Этот вывод следует из выше установленного нами соотношения объема прав субъектов: у личности их не может быть меньше чем у юридического лица. Но есть еще и сила принуждения, принадлежащая именно коллективу. Однако, право принуждения принадлежит не всякому, а только уполномоченному юридическому лицу - органу власти. Деятельность государственных органов строится по принципу единоначалия. Следовательно, и в этих органах власть не принадлежит коллективу, то есть обществу. Власть и сила принуждения принадлежит, таким образом, не обществу, а государству в целом. Государство есть носитель закона и выразитель воли народа, делегированной ему последним. Итак, общество первично, но в силу того, что оно самоустраняется и доверяет себя государству, государство приобретает высший характер воли народа, облеченной в форму государственной власти, и, в конечном счете, оно становится первично по отношению к обществу в отношениях с личностью.К имущественным правам следует, прежде всего, отнести в соответствии со ст.18 ГК РФ право иметь и распоряжаться имуществом в целях, не составляющих предпринимательской деятельности и право вести хозяйственную деятельность.

    И граждане, и их коллективы в том числе и без образования юридического лица могут иметь в собственности имуществом и им распоряжаться с тем различием, что в первом случае имущество будет личным, а в другом- коллективным. Правовой режим имущества юридического лица в этом случае может отличаться, так как юридические лица различаются по числу собственников и могут быть как унитарными, так и акционированными.Распоряжение имуществом реализуется в сделках. Исходя из принципа равенства всех экономических субъектов, мы должны признать, что все субъекты гражданского права имеют равное право на заключение различного вида хозяйственных договоров. Не должно существовать каких-либо договоров, доступных только организациям и не доступных при этом гражданам или их коллективам. Однако, практика показывает обратное. Например, заключение договоров контрактации и поставки для государственных нужд могут заключаться только при участии специальных субъектов. Такой подход в целом соответствует доктрине гражданского права, так как сфера стратегических отраслей требует особого подхода. Но любые общехозяйственные договора (купли-продажи, аренды и т.п.) могут и должны заключаться в равной мере всеми вышеперечисленными субъектами.

    Если лишить простое товарищество права заключения договоров от общего имени, тогда это товарищество не может следовать своим целям. А так как оно может создаваться и для некоммерческой деятельности, то надо признать, что коммерческая деятельность не является прерогативой юридического лица. Но из этого вывода не вытекает ответ на вопрос, может ли общественная организация БОЮЛ заниматься хозяйственной деятельностью, так как она является некоммерческой. Но если организацию лишить права вести предпринимательскую деятельность, то у большинства из них не будет возможности достигать свои уставные цели в связи с отсутствием денежных средств. Согласно ст. 12 Закона РФ “Об общественных объединениях” все объединения независимо от организационно-правовой формы равны перед законом. При этом здесь имеется в виду, прежде всего, видовая характеристика формы. Ибо в ином случае будет невозможным полностью приравнять по действующему законодательству зарегистрированные и незарегистрированные объединения, так как они лишены будут права на обращение в суд, иметь свою печать и пользоваться ею и др.

    Противники расширения рынка за счет новых независимых и мобильных субъектов в виде коллективов БОЮЛ могут привести много возражений, ответа на которых нет в действующем законодательстве: как, например, фиксировать доходы и уплачивать налоги. Правила ведения бухгалтерского учета на такие организации не распространяется, инструкции налоговых органов не позволяют поставить на учет такую форму объединения граждан. Мы же в этом юридическом пробеле усматриваем еще одно противоречие с законодательством, тормозящее применение нового ГК.

    Таким образом, законодательство не устанавливает ограничений правоспособности коллективов БОЮЛ по сравнению с иными субъектами гражданского права, презумируя их паритетность. Однако, корреспондирующие ГК РФ нормы не разработаны. Думается, что со временем наше общество сможет преодолеть рассматриваемый психологический барьер, и не считать необходимым наличие каких-либо «бумажек» у представителей коллективов БОЮЛ для признания их права существовать, также как в свое время частные предприниматели были признаны полноправными субъектами гражданского оборота.

    Примечание: Налоговым кодексом РФ впоследствии была нечетко выделена группа так называемых самозанятых граждан, не являющихся предпринимателями - частные нотариусы, главы крестьянских и фермерских хозяйств, учредивший адвокатский кабинет. Думается, что данный перечень может быть расширен за счет включения в него представителей отдельных творческих профессий - художников, артистов и т.д.

    1. Может ли иметь печать общественная организация без образования юридического лица?

    1.1. Закон не делает ограничений

    1.2. Добрый день,
    Да, Вы такое можете сделать, но фактически она ничего Вам не даст. Вы же ни договоры заключать не можете, ни счета оплачивать от имени такой организации.

    2. Может ли иметь печать общественная организация без образования юридического лица?

    2.1. Здравствуйте! нет, не может.

    2.2. Добрый день,
    Согласно ФЗ об общественных объединениях создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
    Вы можете сделать печать, с указанием, что это ОО без образования ЮЛ (чтобы не вводить никого в заблуждение),.. просто вопрос, где и на что Вы её будете ставить? Правомочия Вашей организации ограничены, так как она не является юридическим лицом.

    3. Может ли действовать общественная организация без образования юридического лица?

    3.1. Да, как некоммерческая организация.

    4. Оказание услуг физическим лицом по подбору помещений и сопровождении сделки для физ. лиц и организаций-это законно? Если нет то какие риски и санкции за предоставление данных услуг физическим лицом без образования юридического лица или ИП? Это незаконная предпринимательская деятельность?

    4.1. Оказание подобных услуг законно. И поиск помещений, и сопровождение сделки являются услугами, которые вправе оказывать и индивидуальные предприниматели, и юридические лица.
    Это риелторская деятельность.
    Если физическое лицо оказало услугу разово, то рисков практически нет. Если же деятельность осуществляется систематически, то здесь потребуется либо регистрация в качестве индивидуального предпринимателя либо созданию юридического лица.

    5. Какие документы и конкретные пункты в них регламентируют создание общественной организации без образования юридического лица, типовой устав подобной организации, права организации.

    5.1. Здравствуйте, Татьяна!
    См, например, ст. 18 ФЗ "Об общественных объединениях".
    Если будете создавать ОО без регистрации, то только для внутренней самоорганизации.
    Формы учредительных документов можно найти в интернете или обратиться для составления.

    Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения .

    6. Являюсь организатором внедорожного автомобильного клуба (клуб по интересам). Наш клуб не ведёт и не планирует вести никакой коммерческой деятельности и не имеет регистрации как юр лицо или ИП. Вопрос - нужно ли в данному случае обязательно регистрировать общественную организацию или общественное объединение без образования юридического лица?

    6.1. Закон от вас этого не требует. Если хотите просто собираться, скажем, у кого-нибудь на даче и обсуждать текущие проблемы, вам оно и не надо. Но вот, к примеру, получить грант для реализации какой-нибудь из своих инициатив вы уже не сможете.

    7. Хотим создать общественное объединение без образования юридического лица. Надо ли выбирать правовую форму организации и регистрировать эту организацию. Если надо регистрировать - где регистрируется?

    7.1. Добрый день. Общественных организаций не имеющих статуса юридического лица в Российском законодательстве не предусматривается. Если Вы создаете общественную организацию, она сразу после регистрации приобретает статус юридического лица.

    7.2. Здравствуйте.
    Естественно, нужно выбрать правовую форму и зарегистрировать в Минюсте. И организация будет юридическим лицом.
    Спасибо за обращение на наш сайт.

    8. Хочу создать общественную организацию без образования юридического лица, органа общественной самозанятости граждан (самодеятельности). Как и где в Москве, но лучше в Московской области, это можно сделать? Кто может дать объективную консультацию платную и бесплатную в Москве.

    8.1. Государственная регистрация некоммерческой организации производится территориальный орган Минюста и налоговая инспекция. Смотрите ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О некоммерческих организациях" и Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455.
    На сайте много юристов из Москвы и Московской области, выбирайте и обращайтесь в личку.

    8.2. Добрый день, Елена! Создать общественную организацию без статуса юридического лица не получиться. Мы можете создать структурную единицу (ячейку) существующей общественной организации, тогда она будет действовать на основании положения и не являться юридическим лицом. Советую обратиться к юристам в личную почту они помогут в решении вашей проблемы, составят необходимые документы. Успешно решить Ваш вопрос можно с юридической помощью.
    Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

    8.3. Здравствуйте, Елена! Вы можете обратиться лично к юристу на сайте, позвонив или написав личное сообщение. Подобная практика есть у многих юристов. Советую обратиться за помощью к опытному юристу, чтобы повысить шансы на положительный результат. Вам и всего хорошего!

    9. Подать в суд, от имени местной общественной организации без образования юридического лица, Регистрированной входящим в МСУ,
    на местное самоуправление с требованием провести паспортизацию внутри сельских дорог общего.
    Спасибо.

    9.1. В прокуратуру обращайтесь. Прокуроры вправе обращаться в суд в подобных случаях, если есть нарушение законности. Если Ваши личные права нарушены - можете подать заявление от своего имени.


    10. Как обратиться в суд с исковым заявлением общественной организации без образования юридического лица.

    10.1. Подавать иск нужно к тому лицу (юридическому или физическому), которое приняло деньги. Если это общественная организация, она может быть зарегистрирована как юридическое лицо, документы об этом запросить у ее руководителя.

    11. Коммерческая организация выплачивает деньги через кассу предприятия для поездки на областные соревнования по вольной борьбе члену общественной организации без образования юридического лица, который едет в качестве тренера и везет участника соревнований. Возникает ли у коммерческой организации обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет с выплаченных сумм для поездки? Спасибо.

    11.1. Вопрос бухгалтерский. С правовой стороны - если выплата была не в пользу физического лица, он просто получал ее не для себя - тогда не надо.

    11.2. Если этот тренер не состоит в трудовых отношениях с этой коммерческой организацией и нет с ним договора об указании услуг, все выплаченные тренеру суммы должны облагаться 13% НДФЛ, так как для него это доход.

    12. Общественная организация без образования юридического лица имеет право получать пожертвования?

    12.1. Добрый день,
    Нет, не имеет. Сама форма её говорит об этом - "без образования юридического лица". нет юр.лица, соответственно, счёт открыть нельзя. Соответственно пожертвования принимать некуда.

    13. Общественная организация без образования юридического лица имеет право принимать пожертвования?

    13.1. Добрый день,
    В соответствии с законом об общественных объединениях есть такая форма как Общественная организация без образования юридического лица. Грубо говоря, это объединение по интересам, которым не хочется обременять себя регистрациями. Да, это допустимо, но у таких организаций есть ограничения, они не могут свободно себя вести, как любые другие НКО. Пожертвования принимать тоже не могут, так как расчетный счет в банке им никто не откроет.

    Это добровольные объединения граждан, созданные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

    Основным отличием от других НКО является объединение на основе членства. Даже учредители становятся членами и не имеют при этом никаких преференций. Участник обязан уплачивать членские и иные имущественные взносы, а также в любое время по своему усмотрению имеет право прекратить участие. Членств неотчуждаемо, а осуществление прав не нельзя передать другому лицу.

    Участники не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а та не отвечает по обязательствам своих членов.

    Различаются по территориальной сфере деятельности.

    Модельный устав некоммерческой организации

    Выделяются общероссийские, межрегиональные, региональные и местные. Общероссийские действуют на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеют там свои подразделения. Региональные осуществляют деятельность на территории только одного субъекта РФ, а местные - в пределах территории органа местного самоуправления (например, населенного пункта).

    В наименовании организации должно быть указание на территориальную сферу ее деятельности.

    Как составить и утвердить устав

    Это учредительный документ. В нем прописываются права и обязанности участников, условия приема и выхода из НКО. Оформляется он на бумаге формата А4 в двух экземплярах. Все страницы документа нужно пронумеровать, сшить, на последнем листе зафиксировать общее число листов и поставить печать.

    Образец будет одинаковым, независимо от территориального признака. Ниже мы предагаем вариант для общероссийской структуры, но его можно использовать, чтобы разработать, например, образец устава межрегиональной общественной организации.

    Утверждается на общем собрании участников. Разработать и утвердить его нужно до регистрации НКО, так как устав входит в необходимый для этого пакет документов, а в заявлении на регистрацию указывается информация о его принятии: дата и место, принявший орган, например, общее собрание.

    Требования к содержанию

    Разрабатывая документ, например, образец устава региональной общественной организации 2018 года или любой другой, необходимо включить следующие сведения:

    • о наименовании,
    • о месте ее нахождении НКО,
    • о предмете и целях ее деятельности,
    • о порядке вступления и выхода;
    • о составе и компетенции ее органов и и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
    • об имущественных правах и обязанностях участника (члена);
    • о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации.

    Образец устава общественной организации в РФ 2018 года

    Образец устава общественного фонда 2018 года

    Образец устава общественного объединения 2018 года

    ЗАРЕГИСТРИРОВАНО учредительным собранием ____________________________ _______________________ ____________________________ «__»___________ 20__ г. ____________________ 20__ г. Свидетельство Nо. __________ Изменения и дополнения утверждены на Общем собрании ____________________________ «___»_____________ 199_ года Протокол Nо. ___________. УСТАВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «____________________________________________________________» г. _______________ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Общественная организация «_______________________________», именуемая в дальнейшем «Организация», создана по решению учредительного собрания «__»___________ 199_ года и зарегистрирована _____________________________________________ «__»________ 199_ года, свидетельство Nо. ______________. 1.2.. Организация является основанным на членстве независимым общественным объединением, созданным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об общественных объединениях» , другими законодательными актами. 1.3. Организация является юридическим лицом по российскому законодательству, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации для общественных объединений. 1.4. Организация может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком и истцом в суде, арбитражном или третейском судах, в интересах достижения уставных целей совершать сделки, соответствующие законодательству, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. 1.5. Организация имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс, рублевые и валютные счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием. Организация вправе иметь свой флаг, эмблему, вымпелы и другую символику, подлежащую регистрации и учету в порядке, установленном законодательством РФ. 1.6. «________________________» — добровольная, самоуправляемая, некоммерческая, творческая общественная организация, созданная по инициативе группы граждан, объединившихся исходя из общих духовных интересов и совместной деятельности для защиты этих общих интересов и для реализации целей, указанных в настоящем Уставе. 1.7. Деятельность Организации основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. В рамках, установленных законодательством, Организация свободна в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности. 1.8. Организация является межрегиональной общественной организацией. Регион деятельности — ________________________________. Местонахождение постоянно действующего руководящего органа (Президиума) — _____________________________________________________. 1.9. В соответствии с действующим законодательством Организация считается созданной с момента принятия решения о ее создании. Правоспособность Организации как юридического лица возникает с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. 1.10. Деятельность Организации является гласной, а информация о ее учредительных и программных документах — общедоступной. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1. Организация создана в целях содействия творческой профессиональной деятельности работников социально-культурной сферы, создания условий для практического осуществления программ сохранения и возрождения традиций народного творчества, поддержки инициатив самодеятельных коллективов и содействия их реализации, повышения культурного уровня жителей _______________________________________. 2.2. Для достижения своей деятельности Организация осуществляет: — разработку программ развития самодеятельного народного творчества и их практическую реализацию; — координацию и организацию творческой деятельности самодеятельных коллективов; — создание информационных банков данных по развитию самодеятельного творчества; — организацию поездок и экскурсий (в том числе на платной основе) для членов Организации и других лиц по России и зарубежным странам в целях популяризации самодеятельного народного творчества, а также в туристических и иных общественно полезных целях. — организацию курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов социально-культурной сферы в порядке, установленном законодательством об образовании; — организационно-методическое и консультативно-информационное обеспечение деятельности предприятий, учреждений, творческих организаций, союзов, фондов, благотворительных организаций по вопросам социальнокультурной работы; — создание клубов по интересам, формирование музыкальных, хореографических, цирковых, актерских коллективов, организацию их выступлений; — организацию выставок произведений народного творчества различных жанров и направлений; — проведение лекций и семинаров по актуальным вопросам искусствоведения, развития народного творчества, организацию авторских концертов и встреч с деятелями литературы и искусства; — организацию и содействие проведению гастролей творческих коллективов как в стране, так и за рубежом; — другие направления, содействующие развитию самодеятельного творчества.

    2.3. В интересах достижения уставных целей и задач Организация вправе: — совершать от своего имени различные сделки; — приобретать имущественные и личные неимущественные права; — свободно распространять информацию о своей деятельности; — учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; — в порядке, установленном законом, представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников, а также иных лиц; — выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; — привлекать на добровольных началах средства государственных организаций, учреждений, ведомств, местных органов самоуправления, общественных объединений, банков, коммерческих организаций, зарубежных государственных и иных учреждений и организаций, а также отдельных граждан; — осуществлять благотворительную деятельность; — проводить благотворительные мероприятия (в том числе лотереи, концерты, аукционы, гастроли и т.п.); — создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения хозяйственной деятельности; — самостоятельно определять порядок, формы организации и оплаты труда штатных работников и привлекаемых специалистов; — осуществлять любую другую деятельность, не запрещенную действующим законодательством и направленную на достижение уставных целей Организации. 2.4. «________________________» как общественная организация обязана: — соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права; — обеспечивать гласность в своей деятельности; — ежегодно информировать регистрирующие органы о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях Организации в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; — допускать представителей органа, зарегистрировавшего Организацию, на проводимые Организацией мероприятия; — оказывать содействие представителям органа, зарегистрировавшего Организацию, в ознакомлении с деятельностью Организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации. 2.5. Непредставление обновленных сведений для внесения в единый государственный реестр юридических лиц в течение трех лет влечет за собой применение к Организации санкций, предусмотренных законодательством. III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ. УЧАСТНИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 3.1. Членами Организации могут быть: — достигшие 18 лет граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, разделяющие цели Организации, признающие Устав, уплатившие вступительный взнос, регулярно уплачивающие членские взносы и принимающие личное участие в работе Организации; — общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, выразившие солидарность с целями и задачами Организации, признающие Устав, уплатившие вступительный взнос, регулярно уплачивающие членские взносы и содействующие деятельности Организации, в том числе путем финансирования проводимых мероприятий. 3.2.. Физические лица принимаются в члены Организации на основании личного заявления, общественные объединения на основании заявления с приложением соответствующего решения своих руководящих органов. 3.3. Прием и исключение членов Организации осуществляется Президиумом простым большинством голосов от общего количества членов Президиума. 3.4. Президиум ведет учет членов Организации. Основанием для внесения в список и исключения из списка членов Организации являются соответствующие решения Президиума, а также заявления членов Организации о выходе из Организации. 3.5. Члены Организации имеют право: — пользоваться поддержкой, защитой и помощью Организации; — принимать участие в выборах руководящих и контролирующих органов Организации и быть избранным в них; — участвовать в мероприятиях, проводимых Организацией; — вносить предложения, касающиеся деятельности Организации, и участвовать в их обсуждении и реализации; — представлять интересы Организации в государственных и иных органах, а также в отношениях с другими организациями и гражданами по поручению ее выборных органов; — получать информацию о деятельности Организации; — свободно выходить из членов Организации на основании заявления. 3.6. Члены Организации обязаны: — соблюдать Устав Организации; — принимать участие в деятельности Организации; — своевременно уплачивать членские взносы; — выполнять решения руководящих органов Организации; — способствовать своей деятельностью повышению эффективности работы Организации; — не совершать действий, нарушающих Устав Организации, этику товарищеских взаимоотношений, а также действий, наносящих моральный или материальный ущерб Организации, воздерживаться от деятельности, противоречащей целям и задачам, провозглашенным Организацией. 3.7. Член Организации прекращает свое членство в Организации путем подачи заявления в Президиум Организации. К заявлению члена Организации, являющегося юридическим лицом прилагается, кроме того, соответствующее решение руководящего органа этого юридического лица. 3.8. Член Организации считается выбывшим из нее с момента подачи заявления. 3.9. Члены Организации могут быть исключены за неуплату членских взносов, за деятельность, противоречащую целям и задачам Организации, а также за действия, дискредитирующие Организацию, наносящие ей моральный или материальный ущерб. 3.10. Исключение членов Организации производится Президиумом простым большинством голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Президиума. Решение об исключении может быть обжаловано в Общее собрание, решение которого по указанному вопросу является окончательным. 3.11. Членам Организации могут выдаваться удостоверения члена Организации. Форма удостоверения утверждается Президиумом IY. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 4.1. Высшим руководящим органом Организации является Общее собрание членов «_______________________________», которое созывается не реже одного раза в год. Внеочередное Общее собрание может быть собрано по требованию не менее 1/3 его членов, Ревизионной комиссией или Президиумом. О созыве Общего собрания члены и участники Организации извещаются персонально не позднее чем за 15 дней до даты проведения Общего собрания. 4.2. Общее собрание Организации: — избирает Президента и вице-президента Организации, членов Президиума, Ревизионную комиссию (Ревизора) , в количестве, определяемом Общим собранием, сроком на два года; — заслушивает и утверждает отчеты Президиума и Ревизионной комиссии (Ревизора); — утверждает Устав Организации, а также изменения и дополнения к нему; — принимает решение о реорганизации и ликвидации Организации; — определяет размеры ежегодных и вступительных взносов; — определяет размеры вознаграждения для членов Президиума и Ревизионной комиссии; — определяет и утверждает основные направления деятельности Организации и другие важнейшие вопросы, предложенные к рассмотрению. 4.3. Общее собрание правомочно, если на нем присутствует более половины членов Организации. Решения принимаются открытым голосованием. Выборы руководящих органов Организации проводятся открытым или тайным голосованием простым большинством голосов членов Организации, присутствующих на собрании. 4.4. При отсутствии кворума Общее собрание может быть перенесено на срок до 15 дней. Повторное собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 1/3 членов Организации. Если на повторном Общем собрании присутствует менее половины членов Организации, собрание вправе решить любой вопрос, относящийся к его компетенции, за исключением утверждения Устава, дополнений и изменений к нему, а также принятия решений о реорганизации и ликвидации Организации. 4.5. Решения об утверждении Устава, изменений и дополнений к нему, о реорганизации и ликвидации Организации принимаются квалифицированным большинством голосов (75%) от числа голосов, которыми обладают присутствующие на Общем собрании члены Организации. В остальных случаях решения принимаются простым большинством голосов. 4.6. В период между Общими собраниями постоянно действующим руководящим органом Организации является Президиум. В состав Президиума входят Президент, Вице-президент и члены Президиума. Руководит работой Президиума Президент. 4.7. Президиум Организации: — принимает в члены Организации и исключает из членов Организации; — регистрирует участников Организации и исключает участников из списков участников; — ведет списки членов и участников Организации; — осуществляет контроль за выполнением решений Общего собрания; — рассматривает и утверждает смету расходов Организации; — готовит вопросы для обсуждения на Общем собрании Организации; — принимает решения о создании отделений Организации; — принимает решения об учреждении хозяйственных организаций, коммерческих и иных предприятий, обеспечивающих реализацию задач и целей Организации, утверждает их учредительные документы; — принимает решения об участии и о формах участия в деятельности других общественных объединений; — решает вопросы о приобретении паев (акций) хозяйственных обществ, а также об учреждении совместно с другими лицами предприятий и организаций; — устанавливает размеры и порядок внесения членских и вступительных взносов; — ежегодно информирует орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения Президиума Организации, и данных о руководителях Организации в объеме сведений, требуемых законодательством; — рассматривает и решает другие вопросы, не входящие в исключительную компетенцию Общего собрания Организации.

    4.8. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

    Заседания считаются правомочными при участии в них более половины от общего числа членов Президиума. О дате заседания Президиума и повестке дня всех членов Президиума персонально извещает Секретарь Президиума. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Президиума, присутствующих на заседании. Заседания Президиума ведет Президент Организации, а в его отсутствие — Вицепрезидент либо один из членов Президиума. 4.9. Протоколы заседаний Президиума ведет Секретарь, избираемый из членов Президиума. При необходимости функции Секретаря может осуществлять любой из членов Президиума. 4.10.Президент Организации: — руководит деятельностью Президиума Организации, подписывает решения, принимаемые Президиумом; — в период между заседаниями Президиума осуществляет руководство деятельностью Организации, в том числе принимает оперативные решения по вопросам повседневной деятельности Организации; — подписывает учредительные документы создаваемых Организацией хозяйственных обществ, а также документы о создании и деятельности отделений; — без доверенности представляет Организацию во взаимоотношениях с государственными, общественными, религиозными и иными организациями в Российской Федерации и за рубежом; — распоряжается имуществом Организации; — осуществляет прием и увольнение штатных работников, в том числе главного бухгалтера; — поощряет штатных работников за активную работу, налагает на них взыскания в порядке, установленном законодательством; — принимает решения о приобретении ценных бумаг, (за исключением акций); — утверждает структуру и штатное расписание аппарата Организации и устанавливает фонд оплаты труда штатным работникам Организации в пределах сумм, утверждаемых Президиумом; — осуществляет другие исполнительно-распорядительные функции. 4.11. Президент Организации издает приказы и распоряжения. 4.12. Президент Организации имеет право подписи банковских документов. 4.13. Вице-президент возглавляет направления работы в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемым Президиумом. В отсутствие Президента исполняет его функции. Президент считается отсутствующим, если он не может исполнять свои обязанности по состоянию здоровья либо вследствие нахождения в отпуске, командировке и т.п. Решение о возложении исполнения обязанностей Президента на Вице-президента оформляется распоряжением Президента либо решением Президиума. При невозможности издания такого распоряжения указанными органами Вице-президент вправе самостоятельно принять решение о принятии на себя обязанностей Президента на время его отсутствия.

    4.14. Президент, Вице-президент и члены Президиума выполняют свои обязанности безвозмездно либо за материальное вознаграждение. Размер вознаграждения устанавливается Общим собранием. 4.15. Ревизионная комиссия Организации (Ревизор) избирается Общим собранием сроком на два года. Количественный состав Ревизионной комиссии определяет Общее собрание. Ревизионная комиссия (Ревизор): — проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности Правления, Президента, исполнительного аппарата, а также отделений; — организует проверку финансово-хозяйственной деятельности Организации не реже одного раза в год; — в случае необходимости привлекает к проверкам аудиторские организации. 4.16. Члены Ревизионной (Ревизор) комиссии могут участвовать в заседаниях Президиума с правом совещательного голоса. 4.17. Члены Ревизионной комиссии (Ревизор) не могут входить в состав Президиума и исполнительных органов Организации. Y. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5.1. Организация может иметь в собственности здания, строения, жилищный фонд, земельные участки, транспорт, оборудование, инвентарь, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения уставной деятельности Организации. 5.2. В собственности Организации могут также находится учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств Организации в соответствии с ее уставными целями. 5.3. Организация отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание. Члены Организации не отвечают по обязательствам Организации, равно как и Организация не отвечает по обязательствам членов Организации. 5.4. Источниками формирования имущества Организации являются: — добровольные пожертвования, благотворительные и спонсорские поступления от граждан и юридических лиц; — вступительные и членские взносы; — кредиты банков; — отчисления учрежденных Организацией хозяйственных организаций; — поступления от мероприятий, проводимых Организацией, в том числе культурно-массовых, зрелищных, спортивных и т.п. — доходы от хозяйственной деятельности; — доход от внешнеэкономической деятельности; — поступления от других источников, не запрещенных действующим законодательством. 5.5. Организация не преследует цели извлечения прибыли; доходы от предпринимательской деятельности Организации направляются на достижение уставных задач Организации и не подлежат перераспределению между членами Организации. 5.6. Члены Организации не имеют прав собственности на долю имущества, принадлежащую Организации. YI. ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 6.1. Деятельность Организации прекращается путем ее реорганизации (слияния, присоединения и т.д.) или ликвидации. Реорганизация Организации осуществляется по решению Общего собрания квалифицированным (75%) большинством голосов. Ликвидация Организации осуществляется по решению Общего собрания в соответствии с настоящим Уставом, а также по решению суда. 6.2.

    Готовим устав общественной организации

    Для ликвидации Организации Общим собранием назначается ликвидационная комиссия, которая составляет ликвидационный баланс. Имущество и средства Организации, оставшиеся после прекращения ее деятельности и расчета с бюджетом, работниками Организации, банками и другими кредиторами, расходуются на цели, предусмотренные настоящим Уставом, и не подлежат распределению между членами Организации. 6.3. Документы по личному составу при ликвидации Организации передаются в установленном порядке на государственное хранение. 6.4. Решение о ликвидации Организации направляется в зарегистрировавший Организацию орган для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

    Устав общественной организации, не являющейся юридическим лицом

    Одним из учредительных документов некоммерческих организаций является устав.

    В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно — правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

    Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

    Изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

    Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет за собой последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения его устава не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда.

    • Образец заявления на выход из профсоюза Способы защиты трудовых прав работников