• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Конституция РФ предоставляет гражданам право объединяться в организации различного вида для достижения возникших между ними целей. Одним из видов таких организаций является общественная организация. Законодательное понятие «общественная организация» закреплено в ГК РФ и ФЗ «Об общественных объединениях». Если не вдаваться в буквальное прочтение данного понятия в указанных нормативных актах, то простым языком, понятным для всех граждан, общественную организацию можно определить как некоммерческое объединение, организованное на добровольной инициативе граждан по принципу самоуправления для реализации общих желаний и целей, связанных с нематериальными потребностями. Иными словами, любой человек, обзаведясь хотя бы еще двумя единомышленниками, может организовать общественную организацию по интересам.

    Законодательство РФ допускает существование общественных организаций без государственной регистрации, следовательно, в таком случае такая организация не будет являться юридическим лицом и не сможет выполнять хозяйственную деятельность самостоятельно и законно. Для создания общественной организации без образования юридического лица нужно всего лишь проведение собрания учредителей, на котором будет принято решение об образовании такой общественной организации. С момента принятия такого решения общественная организация является существующей законно. Однако если впоследствии через некоторое время учредители все же решат придать своей организации юридический статус, то документы для госрегистрации такой организации необходимо подать в территориальные органы Минюста РФ не позже истечения 3-х месяцев со дня принятого такого решения.

    Территориальная сфера деятельности общественной организации

    Если учредителями принято решение о госрегистрации общественной организации, то для начала, еще до подачи документов в территориальные органы Минюста РФ, учредителям стоит определиться с территориальной сферой деятельности их организации, так как этот момент должен быть отражен в наименовании организации.

    По территориальной сфере общественные организации подразделяются на местные, региональные, межрегиональные, общероссийские и международные.

      Местная общественная организация (МОО) образуется для реализации своей деятельности на территории одного органа местного самоуправления.

      Региональная общественная организация (РОО) ведет свою деятельность исключительно на территории какого-либо одного субъекта РФ.

      Межрегиональная общественная организация (МОО) ведет свою деятельность на территории сразу нескольких субъектов РФ. В субъектах ведения деятельности общественной организации должны быть созданы территориальные подразделения (филиалы, представительства или отделения). В межрегиональной общественной организации не может быть создано территориальных подразделений в количестве, охватывающем более половины субъектов РФ.

      Общероссийская общественная организация (ООО) в своей деятельности охватывает более половины субъектов нашей страны, для чего в субъектах ведения деятельности обязательно должны быть созданы территориальные подразделения этой организации.

    Для образования международной общественной организации необходимо образование хотя бы одного территориального подразделения организации за пределами РФ.

    Порядок регистрации общественной организации

    Регистрируемая общественная организация проходит несколько этапов:

      Принятие учредителями на учредительном съезде единогласного решения о госрегистрации своей организации;

      Представление в территориальный орган Минюста РФ необходимого пакета документации для госрегистрации общественной организации;

      Принятие территориальным органом Минюста решения о госрегистрации общественной организации и направления данного решения с комплектом документов, представленных заявителем, в УФНС для отражения в госреестре информации о госрегистрации общественной организации и присвоения ей ОГРН;

      Непосредственное внесение органом УФМС информации о зарегистрированной общественной организации в ЕГРЮЛ и о присвоенном номере ОГРН, и направление соответствующих подтверждающих свидетельств в территориальный орган Минюста;

      Оформление территориальным органом Минюста свидетельства с присвоенным учетным номеров общественной организации, и выдача подтверждающего госрегистрацию комплекта документов заявителю (учредителю) или его представителю по доверенности.

    Стоимость и сроки регистрации общественных организаций

    Документы, необходимые для составления комплекта документов для регистрации общественной организации

    Юристам для подготовки полного комплекта документов для госрегистрации общественной организации необходима будет следующая информация и документация:

      Предполагаемое наименование общественной организации и территориальная сфера ее деятельности;

      Предмет и цели деятельности регистрируемой общественной организации, в том числе и коды деятельности по ОКВЭД;

      Документы на адрес места нахождения регистрируемой общественной организации (копия свидетельства права собственности на предоставляемое помещение от собственника помещения и гарантийное письмо от него в оригинале);

      Необходимая информация об учредителях общественной организации: копия разворота паспорта с фото гражданина и копия разворота его паспорта с отметкой о месте жительства, а также номер его личного ИНН;

      Информация о структуре регистрируемой общественной организации, а также о количественном и персональном составе каждого органа управления и контроля организации;

      Информация об учредителе, который будет выступать заявителем при государственной регистрации общественной организации;

      При регистрации межрегиональной, общероссийской или международной общественной организации понадобится также информация о создаваемых в структуре организации подразделениях, их местонахождении, структуре подразделения, количественном и персональном составе управления и контроля подразделения;

      Может понадобиться и иная информация или документация.

    Открытие общественной организации (НКО) осуществляется, чтобы удовлетворять нематериальные потребности граждан: например, для развития науки, спорта, оказания благотворительности и помощи нуждающимся, для защиты прав и решения конфликтов, а также для политической или религиозной деятельности. Зарегистрировав такую организацию, вы сможете получать поддержку от государства, также это даёт ей право на репутацию - после регистрации никто не сможет пользоваться названием вашей организации, основной идеей и объединение будут иметь полную со стороны закона.

    Регистрация некоммерческой общественной организации

    Общественная ассоциация может заниматься и коммерческой деятельностью, но при условии, что они должны направлять средства на потребности общества, и при этом им следует всегда быть готовыми доказать свои траты документально. Иногда НКО открывают для того, чтобы помогать параллельно имеющейся уже коммерческой организации.

    Для того, чтобы оформить государственную регистрацию общественной организации, важно предпринять несколько шагов:

    1. Выбрать одного или нескольких учредителей общества. Это может быть юридическое лицо, дееспособный гражданин Российской Федерации, или иностранец.
    2. Далее окончательно определитесь, что у вас будет за вид деятельности. В Уставе следует подробно указать все её виды и типы. Также эту информацию следует подать в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).
    3. Придумать название своей организации. Согласно правилам, оно должно быть на русском языке, и по нему должно быть ясно, чем занимается компания.
    4. Указать адрес. Если организация арендует помещение, предоставьте договор об аренде. Если оно находится в собственности компании, нужно принести подтверждающий это документ.
    5. Подготовить документы и оплатить госпошлину. Подавать их нужно в Минюст (Министерство Юстиции) - прийти туда лично или зарегистрироваться на портале Госуслуг и совершить все необходимые действия в онлайн-режиме.
    6. Получить свидетельство о регистрации. В нём будет указано три пункта: название организации, её адрес и индивидуальный код.

    Срок регистрации общественной организации обычно занимает около 30 дней: две недели рассматривает ваше заявление Минюст, и, при принятии положительного решения, направляет документы в ФНС (Федеральную налоговую службу), там, в течение 5 дней НКО вносят в реестр, уведомляют Минюст и отправляют пакет им обратно, после чего в течение трёх дней выдаётся свидетельство.

    Документы для регистрации общественной организации

    В Министерство Юстиции нужно подготовить:

    • Заявление (в двух экземплярах).
    • Будущий устав организации или учредительные документы (в трёх экземплярах).
    • Протокол. В нём должно быть сказано о решении создать сообщество, а также утверждение объединения, и указаны сведения о назначенных органах (в двух экземплярах).
    • Документ, подтверждающий оплату госпошлины (оригинал и копия), сведения об учредителях (в двух экземплярах).
    • Документ, подтверждающий адрес местонахождения офиса или любого другого помещения, по которому будет осуществляться связь с органами объединения (это может быть договор об аренде или свидетельство собственности).
    • Документ, подтверждающий право на использование наименования и символики (при их наличии).
    • Если один из учредителей - иностранное лицо, должна быть справка, подтверждающая его юридический статус, выданная в его стране. Также в таком случае потребуется написать ещё одно заявление о включении НКО в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.

    Регистрация региональной общественной организации проходит так же, как и в случае объединений уровня федерации. Длиться до 1 месяца, размер госпошлины - 4 тыс.руб.

    Отказ в открытии общественной организации

    Иногда могут отказать в открытии и регистрации НКО. Полезно знать заранее, при каких факторах оформить регистрацию будет трудно, чтобы можно было их избежать с самого начала.

    Вот несколько самых распространённых причин, по которым могут не одобрить организацию:

    1. Вы предоставили не все необходимые документы.
    2. Учредитель не имеет права занимать эту должность (по законам РФ).
    3. Сведения, которые были предоставлены, оказались ложными.
    4. Подобное наименование компании уже существует.
    5. Название оскорбляет или задевает чувства других.
    6. Документы были поданы не в то отделение Минюста.

    Если отказ был продиктован чем-то из этого перечня или ещё из-за каких-то моментов, которые можно изменить - сделайте это и подайте документы повторно. В случае, если вам отказ кажется несправедливым и необоснованным, вы можете подать заявление в суд.

    Создание общественного объединения без регистрации

    Существует возможность существования общественной организации без регистрации. Отличается оно от обычной НКО тем, что на него не распространяются все нормы государства (например, право на символику и наименование), зато представителям такого объединения нет необходимости тратить много денег и времени на то, чтобы зарегистрировать организацию. Также не нужно дополнительно заботиться о бухгалтерии и ведении налоговой отчётности.

    Для создания НКО без регистрации нужно:

    1. Первое - следует выбрать организационно-правовую форму объединения.
    2. Далее определитесь с названием организации и поставленными перед ней целями.
    3. Следующий шаг - разработайте устав (образец можно найти на государственном сайте).
    4. И последнее - собрать общее собрание, на котором утвердить устав и создание объединения.

    Для открытия общественного объединения в этом случае нужно, чтобы собралось более 3 человек (они могут не являться юридическими лицами) и вынесли решение о том, что хотят создать определённое объединение на основе общих интересов. На таком собрании следует составить протокол, а также устав.

    Некоммерческие организации имеют самые разные организационно-правовые формы (ОПФ), и порой сложно сделать однозначный выбор между ними. Перед регистрацией НКО нужно тщательно продумать, как будут регулироваться взаимоотношения между учредителями и членами некоммерческой организации, будут ли они нести ответственность и в каком объеме, вправе ли они вести предпринимательскую деятельность, кому будет принадлежать переданное в собственность НКО имущество и т.д.

    Различные виды общественных объединений представляет собой частный случай НКО, поэтому порядок их регистрации и функционирования регулируется, в основном, ФЗ «О некоммерческих организациях». Тем не менее, с учетом специфики данного вида НКО отдельные правовые положения прописаны также в ФЗ «Об общественных объединениях»:

    Под любым видом общественного объединения понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Учредителями общественного объединения являются физические лица (не менее трех) и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

    Виды общественных объединений

    Общественные объединения могут иметь разные виды и создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

    • общественная организация;
    • общественное движение;
    • общественный фонд;
    • общественное учреждение;
    • орган общественной самодеятельности;
    • политическая партия».

    В отличие от многих форм НКО регистрация общественного объединения требует дополнительного пакета документов и более длительных сроков рассмотрения заявки. Из-за малейшей неточности в заявлении или представленных документах Минюст сразу же откажет в регистрации некоммерческой организации, а значит, всю процедуру придется начинать заново, причем деньги за уплату госпошлины (см. ниже) не возвращаются. Кроме того, отказ последует, если лицо, учреждающее общественное объединение, не может быть учредителем в соответствии с ФЗ или если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.

    Сроки регистрации общественного объединения в Москве и МО в 2020 году

    Сотрудники компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы в сфере регистрации некоммерческих организаций и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы НКО, максимально соответствующей его задачам. Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – общественных объединений, фондов, ассоциаций (союзов), учреждений, ТСЖ, ЖСК и т.д. Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

    Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией общественного объединения, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

    Услуги по регистрации общественного объединения

    • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации общественного объединения в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
    • Представление подготовленных документов в Минюст РФ.
    • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией общественного объединения.
    • Постановка на налоговый учет.
    • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации, в том числе свидетельства о регистрации общественного объединения.
    • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).
    • Изготовление печати.

    Дополнительные услуги при регистрации НКО

    • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
    • Открытие расчетного счета.
    • Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
    • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

    Перечень документов, необходимых для создания и регистрации общественного объединения

    • Название общественного объединения.
    • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
    • Паспортные данные руководителя.
    • Цели, предмет деятельности и вид общественного объединения.
    • Адрес для регистрации (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

    Наши специалисты подготовят все необходимые документы для регистрации общественного объединения, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

    Преимущества регистрации общественного объединения с компанией «Юс Либерум»

    • Огромный опыт работы и взаимодействия с московским и областными подразделениями Минюста РФ.
    • Знание требования Минюста к содержанию учредительных и иных документов общественного объединения для прохождения всех этапов без замечаний.
    • Сопровождение и контроль процедуры регистрации общественного объединения.
    • Соблюдение установленных законом сроков регистрации.

    Стоимость услуг по регистрации общественного объединения в Москве и МО

    Услуги по регистрации Стоимость
    Регистрация общественного объединения от 30 000 руб. – в зависимости от специфики НКО;
    4 000 руб. – госпошлина.
    Внесение изменений в учредительные документы общественного объединения 12 000 руб. – услуги;
    800 руб. – госпошлина.
    Юридический адрес для регистрации общественного объединения от 15 000 руб.
    Внесение изменений в ЕГРЮЛ (смена директора) 8 000 руб.
    Открытие расчетного счета 3 000 руб. как доп. услуга при регистрации
    Получение свидетельств из внебюджетных фондов (ПФ и ФСС) 3 000 руб.
    Получение выписки из ЕГРЮЛ 2 000 руб.
    Проведение процедуры реорганизации общественного объединения от 60 000 руб.
    Ликвидация общественного объединения от 80 000 руб.
    Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания от 25 000 руб.
    Получение кодов Росстата 2 000 руб.

    По вопросам, связанным с , обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (495) 507-99-13 , +7 (495) 642-45-97 .

    Регистрация общественной организации в России — комплекс мероприятий, направленных на открытие НКО и последующее ведение законной деятельности. Чтобы избежать сложностей в процессе оформления, важно следовать приведенному алгоритму или привлечь специалистов в сфере регистрации. Во втором случае расходы на оформление будут выше. Рассмотрим пошаговую инструкцию, как регистрировать НКО своими силами.

    Что такое некоммерческая организация?

    Некоммерческая организация — одна из форм деятельности юридического лица, планирующего дальнейшую работу в социальной сфере. На современном этапе НКО регулируются на законодательном уровне, и предусмотрены различные меры поддержки таких направлений.

    Чтобы успешно пройти регистрацию общественной некоммерческой организации, стоит обратить внимание на ряд нюасов:

    1. Действующие требования со стороны законодательства.
    2. Цели и задачи, которые ставятся перед организацией. Важно, чтобы они соответствовали законам.
    3. Документы, которые требуется передать для прохождения регистрации.

    В законодательстве РФ прописано, что НКО — организация, главной целью которой не является получение дохода и его распределение между учредителями. Такие структуры, как правило, формируются для работы в социальной сфере, на благо общества. При создании НКО отсутствуют ограничения по периоду действия, если иные требования не установлены в уставе. Некоммерческая организация может работать в различных сферах — благотворительной, культурной, образовательной, научной, охраны здоровья и многих других.

    К основным формам НКО стоит отнести автономные, общественные и религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, казачьи образования, общины коренных народов РФ и другие.

    Кто вправе создать некоммерческую общественную организацию?

    В роли учредителя НКО вправе выступать обычные физлица — иностранцы или граждане России, а также компании. Количество участников таких обществ на государственном уровне не лимитируется. Возможны ситуации, когда у общественной организации только один участник. Последний вариант исключается для следующих форм деятельности — союзов, ассоциаций и партнерств.

    Участниками НКО могут быть:

    • Физические лица (должны быть дееспособными) или юрлица.
    • Иностранцы, которые легально находятся на территории страны.

    Учредителями НКО не могут быть:

    1. Иностранцы или лица, не имеющие гражданства, по отношении к которым имеется запрет о нахождении на территории государства.
    2. Субъекты, которые находятся в списке с учетом ФЗ, касающегося отмывания денег и финансирования терроризма.
    3. Объединения (общественные или религиозные), деятельность которых запрещена на территории РФ по ФЗ об экстремистской деятельности (статья № 10).
    4. Субъекты, которые по решению суда причастны к экстремистской деятельности.
    5. Лица, которые не соответствуют требованиям законодательства, определяющим порядок создания, регистрации и ликвидации некоммерческой организации.

    При создании общественной организации ключевую роль играют учредительные бумаги. В них содержатся сведения о целях деятельности, структуре компании, а также условиях ее работы в будущем. Именно эту документацию изучают регистрирующие органы при рассмотрении заявки на регистрацию. По федеральным законам РФ главной учредительной бумагой считается устав, который утвержден участником (владельцем) НКО.

    В учредительных бумагах должны быть следующие сведения:

    • Название НКО с описанием направлений и формы деятельности.
    • Юридический адрес, по которому зарегистрирована общественная структура.
    • Цели и предмет, а также принципы управления деятельностью.
    • Права и обязательства учредителей.
    • Данные об отделениях и представительствах организации.
    • Нюансы выхода учредителей из НКО и тонкости приема.
    • Особенности внесения правок в учредительные бумаги.
    • Источники создания имущества, а также порядок его применения.

    Регистрация НКО — шаг за шагом

    Сегодня задачу регистрации НКО берет на себя Минюст РФ. Именно этот орган и его отделения на различных территориях страны выполняют работу по приему обращений и проверке документов. Кроме того, именно они принимают решения по вопросам реорганизации или ликвидации подобных обществ. Внесение правок в учредительную документацию или включение вновь созданной структуры в ЕГРЮЛ — также задача Министерства юстиции. Процесс регистрации проходит в несколько этапов.

    Поиск учредителей

    Выше рассмотрено, кто по законодательству вправе стать участником НКО — компания или физическое лицо, не имеющее запретов на законодательном уровне.

    Определение направления деятельности

    При прохождении этого этапа стоит учесть следующие нюансы:

    1. Важно, чтобы род деятельности соответствовал целям, для которых создается некоммерческая организация.
    2. В уставе структуры важно прописать все виды деятельности, которые планирует вести НКО.
    3. В ЕГРЮЛ представляется полная информация в отношении деятельности подобных структур.

    Выбор названия

    Отдельное внимание уделяется выбору наименования НКО. К нему предъявляется ряд требований:

    • Использование только русского языка.
    • Указание формы и вида деятельности.
    • Регистрация наименования обязательна, ведь в ином случае его смогут использовать другие лица.
    • Важно соблюдать осторожность в случае применения в названии «Российская Федерация». Здесь имеется ряд нюансов, с которыми стоит ознакомиться до начала регистрации.

    Определение юридического адреса

    Следующий шаг — выбор юрадреса для организации. Здесь стоит выделить только два главных правила. Во-первых, требуется указать реальный юрадрес. Во-вторых, если объект оформляется в аренду, в Министерство юстиции требуется передать арендное соглашение. В случае если офисом владеет сам учредитель, потребуются подтверждающие бумаги.

    Сбор и передача документации

    Теперь стоит собрать документы для регистрации общественного объединения. В пакет бумаг входит:

    1. Заявление. Форму заявления при создании можно взять в регистрирующем органе. Документ оформляется в двух экземплярах.
    2. Учредительные бумаги, а точнее — устав (в трех экземплярах).
    3. Решение о создании НКО, а также об утверждении учредительных бумаг. Здесь требуется указание состава назначенных органов. Количество — 2 ед.
    4. Бумаги об уплате госпошлины (квитанция) — 2 ед.
    5. Информация об участниках НКО — 2 ед.
    6. Данные о юридическом адресе общественной организации, по которому с ней можно связаться (при необходимости). Как вариант, передача арендного соглашения или свидетельства, подтверждающего право владения объектом.
    7. Бумаги, подтверждающие возможность применения в названии НКО имени учредителя, запрещенной законами РФ символики и так далее.
    8. Выписка из реестра юрлиц страны, откуда родом учредитель, или другая равная по действию бумага, подтверждающая статус участника-иностранца.
    9. Заявление на включение НКО в соответствующий реестр, где отражены общественные организации, играющие роль иностранного агента.

    В Минюсте РФ не имеют право требовать другие бумаги, кроме тех, которые входят в рассмотренный выше список.

    Оплата госпошлины

    Следующим этапом требуется заплатить госпошлину, размер которой в отношении НКО составляет 4 000 рублей. Но здесь имеется ряд нюансов:

    • Стоимость госрегистрации юрлица — 4 000 р.
    • Регистрация политической партии (отделений по регионам) — 3 500 р.
    • Общественная организация инвалидов — 1 400 р.
    • Внесение сведений в госреестр СРО — 6 500 р.

    После оплаты важно обратить внимание, что в квитанции указывалась фамилия человека, подающего бумаги на прохождение госрегистрации.

    Передача бумаг в Минюст

    Как только вся документация подготовлена, и процесс регистрации оплачен, требуется передать пакет бумаг в Минюст. На это выделяется не больше 3-х месяцев, начиная со дня принятия решения по открытию НКО.

    Передача может осуществляться лично или через портал госуслуг, где имеются требуемые формы для заполнения.

    Получение свидетельства

    Если Министерство юстиции выдало позитивное решение, заявитель получает Свидетельство, подтверждающее успешное прохождение регистрации НКО. На это дается срок до одного месяца. Бумага гарантирует успешность прохождения регистрационных процедур. В свидетельстве отмечаются следующие сведения — персональный код (регистрационный номер), юрадрес, а также название НКО.

    Как отмечалось, у государственных органов имеется не более месяца на выполнение регистрационных процедур. На практике оформление проходит быстрее — в срок до двух недель с момента передачи бумаг. Это возможно в случае, если у Минюста отсутствуют претензии к заявителю с позиции передаваемой документации и прочих аспектов будущей деятельности.

    Далее информация идет в ФНС, чтобы включить сведения о созданной организации в ЕГРЮЛ. На базе полученных сведений в течение пяти суток данные о новой общественной организации включаются в реестр, а на следующие сутки налоговая служба отчитывается по проделанной работе в Министерство финансов РФ. Сотрудники последнего в срок до 3-х суток готовят и передают свидетельство о госрегистрации. Вот почему процесс затягивается на срок до 30 дней.

    Тонкости оформления заявления

    Одним из главных документов в процессе создания НКО является заявление, которое подается в Минюст. Участник организации готовит бумагу в двух вариантах, после чего подписывает ее. Заполнение заявления осуществляется по общепринятой форме Р11001. Правильный шаблон можно найти на сайте Минюста. Здесь же имеются иные образцы бумаг, которые требуются для прохождения регистрационных процедур.

    В заявление на создание НКО требуется указать следующие сведения — ФИО, номер телефона, а также адрес участника. Обязательно наличие подписи заявителя, удостоверенной нотариально. Также пишется второе заявление с подписью, которая сделана своей рукой (копия первой бумаги не допускается).

    Как быть при отказе в регистрации?

    Минюст РФ вправе принимать решение — регистрировать НКО или отказать заявителю в предоставлении такой услуги. Кроме того, такое решение в регионах принимают его территориальные органы. Если все бумаги собраны и заполнены правильно, претензии возникают редко. Но возможны ситуации, когда уполномоченный орган отказывает в создании общественной организации некоммерческого типа. Для этого существует ряд причин:

    1. Учредительные или другие бумаги, которые переданы в Минюст РФ для рассмотрения и прохождения регистрации НКО находятся в противоречии с законами и Конституцией РФ.
    2. Название структуры несет в себе элементы оскорбления нравственности, а также религиозных и национальных чувств.
    3. Пакет бумаг, необходимых для создания НКО, сформирован не полностью и не соответствует требованиям законодательства РФ. Причиной отказа часто бывает передача в неподходящую структуру.
    4. В роли учредителя НКО выступает лицо, которое с учетом ФЗ не имеет права выполнять подобную функцию.
    5. В переданных для рассмотрения бумагах имеется информация, которая ошибочна и не соответствует реальному положению дел.

    Если заявитель получил отказ в создании НКО, у него в распоряжении имеется два варианта — смириться с отказом и прекратить попытки создания общественной организации этого типа или добиваться цели. По закону не запрещено снова собирать и передавать пакет бумаг для прохождения регистрации, но при условии, что причины отказа устранены. Вторичная подача бумаг осуществляется с учетом требований ФЗ об НКО.

    Как видно из статьи, процесс создания НКО достаточно трудоемкий и требует определенных затрат времени на сбор бумаг, их передачу и ожидания решения Минюста или его представителей в регионах. Но при правильном подходе весь процесс, начиная с принятия решения и заканчивая получением свидетельства, может занять не больше двух месяцев.

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

    Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

    Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

    Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

    «1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

    2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

    Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

    С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

    Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

    1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

    2. Кто будет являться учредителем объединения.

    Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

    1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

    2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

    3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

    4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

    5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

    Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

    Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

    Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

    В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

    - общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

    - межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

    - региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

    - местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

    Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

    Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

    Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

    Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

    Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

    Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

    На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

    Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

    Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

    Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

    С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

    а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

    б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

    в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

    г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

    д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

    е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

    ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

    з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

    Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

    а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

    б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

    в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

    г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

    д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

    е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

    Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

    Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).