• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Изменения в 66-ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан

    3 июля 2016 года были внесены изменения в Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования – с 4 июля 2016 года.

    Наш краткий обзор этих изменений:

    1. Вводится понятие Реестр членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

      Реестр членов объединения должен содержать:

      1. фамилию, имя, отчество члена такого объединения;
      2. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которому членом такого объединения могут быть получены сообщения;
      3. кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член такого объединения и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения.

      Обязанностью члена в связи с формированием реестра объединения теперь является:

      • предоставлять достоверные и необходимые для ведения реестра членов объединения сведения и своевременно информировать правление объединения об изменении указанных сведений
      • в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

      Указанный реестр должен быть создан не позднее одного месяца со дня государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны создать реестр членов соответствующего объединения до 1 июня 2017 года.

      Ведение Реестра осуществляется председателем правления объединения или иным уполномоченным членом правления объединения. Сбор, обработка, хранение и распространение сведений, необходимых для ведения реестра членов объединения, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

      ФЗ 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных»: Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

    2. Внесены изменения в порядок проведения общего собрания.

      Прежней редакцией не допускалось проведение собрания в заочной форме в случае, если в повестку дня общего собрания включены вопросы внесения изменений в устав объединения или утверждения его в новой редакции, ликвидации или реорганизации объединения, утверждение приходно-расходной сметы, отчетов правления и ревизионной комиссии. Теперь же, при условии, что указанные вопросы были включены в повестку дня очного собрания и оно не состоялось из-за отсутствия кворума, указанные решения могут быть приняты заочно.
    3. Расширен перечень документов

      Которые должны предоставляться членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения по их требованию.

      Если ранее это были лишь копии протоколов общих собраний членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, комиссии такого объединения по контролю за соблюдением законодательства, то теперь, помимо этих документов, могут быть затребованы:

      1. устав садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, внесенные в устав изменения, свидетельство о регистрации соответствующего объединения;
      2. бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
      3. документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
      4. правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
      5. иные предусмотренные уставом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан и решениями общего собрания членов объединения внутренние документы.

      Указанные документы предоставляются для ознакомления . Также введена обязанность предоставить копии документов из приведенного выше перечня. Плата, взимаемая объединением за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление. Таким образом, правлению необходимо будет принять решение о стоимости копий документов на основании калькуляции.

    4. Устав объединения должен содержать порядок установления размера членских взносов.

      Теперь это законодательно установлено, причем Данный порядок может предусматривать в том числе установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества. Здесь можно выделить два основных момента:
      • а) размер членского взноса по мнению законодателя теперь может устанавливаться в зависимости от площади земельного участка или от площади объектов недвижимого имущества на земельном участке. Возможен также комбинированный между указанными двумя принцип. То есть исключен распространенный во многих товариществах принцип взимания членских взносов – «поровну с участка».
      • б) В тексте статьи слова «может предусматривать в том числе…» дают возможность трактовать вышеописанные принципы взимания членского взноса как рекомендованные, но не обязательные. То есть, если в уставе будет сформулирован иной порядок – то так тому и быть, главное чтобы в уставе он был прописан.
    5. Уточнена формулировка понятия «членские взносы».

      В новой редакции это - денежные средства, периодически вносимые членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на содержание имущества общего пользования , оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения. Дополнено очевидным – содержание общего имущества. Напомним, что в соответствии тем же ФЗ №66 имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
    Новая редакция закона требует внесения в устав изменений (в частности – обязательного включения туда положения о порядке установления размеров членского взноса). Вместе с тем, торопиться вносить изменения не следует, так как в соответствии с п.2 ст.2 ФЗ №337 уставы садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан подлежат приведению в соответствие при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При регистрации указанных изменений, вносимых в учредительные документы, государственная пошлина не взимается.

    Тем не менее, изменения уже вступили в силу независимо от их наличия в уставе.

    Ознакомиться с текстом изменений в №66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан", принятых в №337-ФЗ от 03.07.2016 вы можете в

    Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

    СПРАВКА к проекту Устава СНТ "Пищевик"

    Федеральный Закон № 66 от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

    Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
    2. Численность членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения должна быть не менее чем три человека.
    3. Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав , утвержденный общим собранием учредителей некоммерческого объединения.
    4. В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указываются:

      Организационно-правовая форма;

      Наименование и место нахождения;

      Предмет и цели деятельности;

      Порядок приема в члены такого объединения и выхода из него;

      Права и обязанности такого объединения;

      права, обязанности и ответственность членов такого объединения;

      Порядок установления размера членских взносов. Данный порядок может предусматривать, в том числе, установление размера членского взноса в зависимости от площади земельного участка члена такого объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на этом земельном участке объектов недвижимого имущества;
      (абзац введён Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ)

      Порядок внесения вступительных, членских, целевых, паевых и дополнительных взносов и ответственность членов такого объединения за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;

      Порядок участия члена такого объединения в работах, выполняемых коллективно на основании решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных либо на основании решения правления такого объединения;

      Структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности;

      Состав и компетенция органов контроля такого объединения;

      (абзац введен Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ) порядок образования имущества такого объединения и порядок выплаты стоимости части имущества или выдачи части имущества в натуре в случае выхода гражданина из членов такого объединения или ликвидации такого объединения ;

      Условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением;

      Порядок изменения устава такого объединения;

      Основания и порядок исключения из членов такого объединения и применения иных мер воздействия за нарушение устава или правил внутреннего распорядка такого объединения;

      Порядок ведения реестра членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее также - реестр членов объединения);

      Порядок предоставления членам такого объединения информации о деятельности органов управления и органа контроля такого объединения;
      (абзацы введены Федеральным законом от 03.07.2016 N 337-ФЗ)

      Порядок реорганизации и порядок ликвидации такого объединения, порядок вступления его в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, порядок открытия своего представительства.

      В уставе садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива указывается также ответственность членов такого кооператива по его долгам.

      В уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества указывается также порядок образования специального фонда, являющегося собственностью такого товарищества.

    5. Положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
    6. Решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.
    Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 года

    2.4. Общее имущество садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

    При рассмотрении споров об устранении препятствий в пользовании общими землями садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения подлежит доказыванию не только факт нарушения ответчиком действующего законодательства, но и то, что такое нарушение привело к существенному ущемлению прав истца в отношении принадлежащего ему имущества.

    Пример. СНТ «Л» обратилось в суд с иском к Б. об обязании освободить земли общего пользования.

    В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).

    В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

    Согласно пункту 3 статьи 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

    При разрешении спора судом установлено, что Б. является членом СНТ «Л», ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 800 кв.м. Ответчик самовольно увеличила площадь земельного участка, изменила его границы и начала вести строительство на землях, ей не принадлежащих. В частности, на землях общего пользования СНТ ею возведен забор, фундамент, чем перекрыт проезд к пожарному водоему садоводческого товарищества и разворотной площадке автотранспорта. Неоднократные требования об освобождении земель общего пользования оставлены ответчиком без удовлетворения.

    Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования СНТ, суд правильно исходил из того, что действия ответчика по самовольному возведению жилого дома на общих землях товарищества не соответствуют статьям 21 и 34 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а также нарушают права других членов данного товарищества.

    Устройство асфальтового покрытия дороги за счет личных средств членов товарищества само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью товарищества.

    Пример. Группа граждан обратилась в суд с иском к М., товариществу личных подсобных хозяйств (ТЛПХ) о признании права общей долевой собственности на объект недвижимости - дорогу, указав, что они являются членами товарищества, построили без участия остальных членов товарищества за счет личных средств дорогу с асфальтобетонным покрытием, в связи с чем у них возникло на нее право общей долевой собственности. Просили определить доли в праве общей долевой собственности на дорогу пропорционально размеру вклада каждого в строительство дороги.

    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения кассационным определением, исковые требования удовлетворены.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобы ТЛПХ, Т. (член ТЛПХ), отменила состоявшиеся судебные постановления, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права на основании распоряжения главы района ТЛПХ на праве собственности принадлежит земельный участок.

    Между одним из истцов и строительной организацией заключен договор подряда, по условиям которого последняя выполнила по заказу Н., действующего от имени остальных истцов, устройство асфальтового покрытия дороги.

    Согласно техническому паспорту, выданному позднее БТИ, в ТЛПХ имеется дорога с асфальтобетонным покрытием.

    В силу статьи 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

    Согласно пункту 1 статьи 130 Кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

    Соответственно, право собственности, в том числе право общей собственности на сооружение - дорогу как на самостоятельный объект гражданских прав, может возникнуть в том случае, если она создана именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализирована в качестве объекта недвижимости.

    Это судебными инстанциями учтено не было. Обстоятельства того, был ли построен истцами объект недвижимости, т.е. была ли построена дорога с соблюдением соответствующих норм и правил или же дорога представляет собой элемент благоустройства и предназначена для обеспечения в пределах территории товарищества потребностей его членов в проходе, проезде, предметом исследования и оценки суда не являлись.

    Между тем Т. в надзорной жалобе указывала на то, что на территории ТЛПХ уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, истцами же было осуществлено лишь покрытие ее новым асфальтовым полотном.

    При этом из договора подряда, положенного судом в обоснование вывода о том, что истцами осуществлено строительство дороги, также следует, что подрядчик принял обязательство выполнить лишь устройство асфальтового покрытия дороги. Доказательств наличия обязательства подрядчика осуществить строительство дороги как объекта недвижимости не имеется.

    При таких обстоятельствах покрытие асфальтового полотна дороги за счет личных средств истцов само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости, расположенный на землях общего пользования, являющихся собственностью ТЛПХ; наличие технического паспорта на сооружение «дорога и трасса водопровода с водонапорной станцией», на который ссылается суд, также не влечет возникновения на сооружение права собственности конкретных физических лиц.

    Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).

    Принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).

    Таким образом, вопрос об использовании имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (имущества общего пользования), в том числе об использовании земельного участка, находящегося в его собственности, должен решаться общим собранием членов такого объединения.

    Однако обстоятельства, связанные с тем, принималось ли собранием ТЛПХ решение об использовании общего имущества товарищества - земельного участка, находящегося в собственности ТЛПХ, для строительства дороги как самостоятельного объекта недвижимости или о передаче этого земельного участка в собственность истцов, судом также не исследованы.

    Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации № 4-В12-13

    Право на получение причитающейся доли в имуществе общего пользования предоставляется лишь при реорганизации или ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    Пример. СНТ «И» на основании актов о приеме законченных строительством объектов зарегистрировало право собственности на водопроводные сети, разведочно-эксплуатационную скважину на воду, на воздушные линии электропередачи. На основании свидетельства о праве собственности на землю СНТ «И» зарегистрировало право собственности на земельный участок, расположенный на территории товарищества.

    Решением общего собрания СНТ в связи с неуплатой целевых и членских взносов А. исключена из членов товарищества.

    А. обратилась в суд с иском к СНТ «И» о признании недействительными и об исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о государственной регистрации права собственности на водопроводные сети, скважину, воздушные линии электропередачи и земельный участок, о признании за ней права собственности на 1/242 доли в праве общей совместной собственности на указанные объекты.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имущество общего пользования может находиться как в совместной собственности членов некоммерческих объединений граждан, так и в собственности такого объединения.

    Согласно пункту 4 статьи 14 указанного Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

    Поскольку имущество общего пользования в виде земельного участка может находиться исключительно в собственности некоммерческого объединения, суд пришел к правильному выводу о том, что требование истца о признании права собственности на 1/242 доли спорного земельного участка не основано на законе.

    Кроме того, при разрешении спора судом установлено, что водопроводные сети, разведочно-эксплуатационная скважина на воду, воздушные линии электропередачи являются общей совместной собственностью членов СНТ «И».

    По смыслу пункта 2 статьи 244 и статьи 253 ГК РФ в имуществе, находящемся в общей совместной собственности, доли участников такой собственности не определяются.

    Право на получение причитающейся доли в имуществе общего пользования, исходя из подпункта 7 пункта 1 статьи 19 и статьи 42 названного Федерального закона, предоставляется лишь при реорганизации или ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    В связи с изложенным суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований А. о признании права собственности на долю в имуществе общего пользования СНТ «И».

    Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " России Законодательство

    Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

    Глава VII. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИИ

    САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО

    НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

    Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

    1. Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.

    2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок.

    (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ)

    Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.

    Огородническое некоммерческое объединение, уставом которого не предусмотрено закрепление земельных участков за гражданами на праве собственности, вправе приступить к использованию выделенного земельного участка без составления проекта организации и застройки территории такого объединения.

    3. Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления. К указанному ходатайству прилагаются:

    материалы топографической съемки, а при необходимости материалы инженерно-геологических изысканий;

    архитектурно-планировочное задание;

    технические условия инженерного обеспечения территории такого объединения.

    Проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения согласовывается с таким объединением, заказавшим данный проект, и утверждается в двухнедельный срок органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

    Документами, необходимыми для согласования и утверждения проектной документации, являются:

    проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения с пояснительной запиской;

    сметно-финансовые расчеты;

    графические материалы в масштабе 1:1000 или 1:2000, содержащие генеральный план застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, чертеж перенесения указанного проекта на местность, схему инженерных сетей.

    Экземпляры проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения со всеми текстовыми и графическими материалами передаются такому объединению и соответствующему органу местного самоуправления.

    Сведения о документах, удостоверяющих право такого объединения на землю, запрашиваются в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении).

    (абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

    Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

    Статья 5. Наименование и место нахождения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и

    Из книги автора

    Статья 6. Правовое положение садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность,

    Из книги автора

    Статья 7. Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе:осуществлять действия, необходимые для достижения

    Из книги автора

    Статья 16. Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации

    Из книги автора

    Статья 17. Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения Государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном

    Из книги автора

    Статья 19. Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право:1) избирать и быть избранным в органы управления таким объединением

    Из книги автора

    Статья 22. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно общему собранию членов

    Из книги автора

    Статья 23. Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возглавляет председатель правления, избранный из числа членов

    Из книги автора

    Статья 32. Порядок разработки проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого

    Из книги автора

    Статья 33. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Нормативы организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения устанавливают

    Из книги автора

    Глава IX. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ САДОВОДЧЕСКОГО, ОГОРОДНИЧЕСКОГО ИЛИ ДАЧНОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного

    Из книги автора

    Статья 39. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение

    Из книги автора

    Статья 40. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации,

    Из книги автора

    Статья 41. Порядок ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение может быть ликвидировано на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом

    Из книги автора

    Статья 42. Имущество ликвидируемого садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Земельный участок и недвижимое имущество, находящиеся в собственности садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и оставшиеся

    Из книги автора

    Статья 43. Завершение ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения 1. Ликвидация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считается завершенной, такое объединение - прекратившим существование

    Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

    Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков .

    5. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

    6. Утратил силу.

    Комментарий

    1. Данная статья завершает процедуру предоставления гражданам и их объединениям земельных участков, начало которой содержится в ст.13 комментируемого закона. Как уже отмечалось нами выше, существует два варианта действий органа местного самоуправления , собравшего заявки граждан на предоставление им дачных, садовых и огородных земельных участков.

    Во-первых, орган местного самоуправления может сам непосредственно предоставить такие участки (если у него есть такая возможность, предусмотренная градостроительной документацией, и граждане хотят получить участки именно в том муниципальном образовании , где они проживают). Во-вторых, орган местного самоуправления передает собранные заявки другому органу местного самоуправления, на территории которого располагаются испрашиваемые гражданами земельные участки. Поскольку в данной статье упоминается фонд перераспределения земель (а он возник в 90-е годы прошлого века в момент реорганизации колхозов и совхозов), следовательно, предполагаемый законодателем орган местного самоуправления находится в сельской местности.

    Решение вопроса о том, есть ли на территории муниципального образования подходящие земельные участки, содержится в документах территориального планирования (схемах территориального планирования муниципальных районов и генеральных планах городских округов и поселений), а также Правилах землепользования и застройки. В случае их отсутствия при принятии такого решения должностные лица органа местного самоуправления должны руководствоваться схемами зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

    В случае, если соответствующие земельные участки на территории муниципального образования отсутствуют, гражданам дается мотивированный отказ. При наличии таких земельных участков, начинается процедура выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

    2. Комментируемая статья конкретизирует процедуру выбора земельного участка для строительства и предварительного согласования мест размещения объекта, предусмотренную ст.31 ЗК РФ. Согласно данной статье, граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления, муниципальными организациями, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

    Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов его выбора, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок.

    Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Орган местного самоуправления на основании заявлений гражданин, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

    3. После того, как участок для размещения некоммерческого объединения выбран, определены его размеры (включая границы земельных участков граждан и земель общего пользования) и персональный состав его членов, наступает следующая стадия рассматриваемой процедуры - государственная регистрация некоммерческого объединения, осуществляемая Федеральной регистрационной службой (если это товарищество или партнерство) или Федеральной налоговой службой (если это кооператив), с последующим предоставлением некоммерческому объединению земельного участка бесплатно.

    В п.4 комментируемой статьи не раскрывается, на каком именно праве должен предоставляться некоммерческому объединению земельный участок. По всей логике комментируемого закона, таким титулом должно быть безвозмездное срочное пользование. Между тем, в ст.24 ЗК РФ назван исчерпывающий (закрытый) перечень оснований предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из государственной или муниципальной собственности на праве безвозмездного срочного пользования. Поскольку комментируемый закон не может противоречить ЗК РФ, следует сделать вывод, что в п.4 комментируемой статьи речь идет о другом виде прав на землю. Таким вариантом, по нашему мнению, может быть только краткосрочная аренда, а упоминание о бесплатности предоставления участка означает, что в отличие от других случаев предоставления земельных участков в аренду для строительства (ст. ст. 30.1 и 30.2 ЗК РФ) в нашем случае торги не проводятся, и никакой платы за предоставление участка некоммерческому объединению с него не взимается.

    4. После предоставления земельного участка некоммерческому объединению, начинается процедура утверждения проекта организации и застройки его территории и вынесение данного проекта на местность, после чего членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. Обратим внимание, что при передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Следовательно, в случае бесплатного предоставления земельного участка (например, лицам, в отношении которых предусмотрены специальные льготы) земельный участок предоставляется непосредственно в собственность, минуя стадию совместной собственности с членами некоммерческого объединения.

    Такое правило комментируемой статьи наводит сразу на два вопроса. Во-первых, какой смысл в закреплении разного порядка предоставления земельного участка за плату и бесплатно, и зачем вообще нужна стадия совместной собственности на землю членов некоммерческого объединения. Во-вторых, земельные участки для любого строительства (будь то индивидуальное жилищное или дачное строительство) в соответствии с ЗК РФ предоставляются в собственность на аукционах. Комментируемый закон предусматривает предоставление земельных участков для строительства без проведения торгов за плату , порядок расчета которой в самом законе не раскрывается. Отсюда следует, что предусмотренная п.4 комментируемой статьи процедура применительно к коллективному огородничеству (целей, не связанных со строительством) соответствует требованиям ЗК РФ, а применительно к предоставлению земельных участков для строительства (садоводство, дачное хозяйство) противоречит ЗК РФ.

    5. Земельный участок общего пользования передается в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения как юридического лица. При этом комментируемая статья предусматривает возможность принятия общим собранием решения о закреплении за некоммерческим объединением как юридическим лицом всех земельных участков. В этом случае граждане не являются собственниками своих дачных, садовых и огородных земельных участков, и в большинстве правоотношений (земельных, налоговых и прочих) их интересы будет представлять юридическое лицо. Соответственно, граждане не смогут продать, подарить, передать по наследству свой земельный участок, поскольку у них будет лишь право-требование к некоммерческому объединению о компенсации его стоимости. Эта модель не выгодна гражданам - садоводам, огородникам и дачникам, и потому редко применяется.

    6. Предусмотренная комментируемой статьей процедура предполагает создание дачного, садового или огородного некоммерческого объединения на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не распространяется на случаи создания такого некоммерческого объединения на землях, находящихся в частной собственности гражданина или юридического лица. Последняя процедура является весьма востребованной на практике, но никак не урегулированной законодательно. Например, многие предприимчивые граждане пытаются купить крупные земельные участки у сельскохозяйственных организаций в пригородах крупных городов, и образовать на этих землях дачные кооперативы (о преимуществах данной формы хозяйствования см. комментарий ст.1) или даже дачные поселки. Сама по себе данная модель не противоречит действующему законодательству, если в ходе ее реализации соблюдаются основные требования закона, связанные с соблюдением процедуры изменения разрешенного использования для таких участков (их целевое назначение формально не меняется, поскольку на дачных участках также производится выращивание сельскохозяйственной продукции), а также (в случае необходимости) категории земель в соответствии с требованиями Закона о переводе земель из одной категории в другую.

    7. При применении комментируемой статьи на практике часто возникают различные судебные споры (см.: Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.01.01 г. № Ф04-4434/2007).

    Так, на основании постановления главы муниципального образования от 6 июля 2005 г. дачному партнерству был предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 104472 кв. метров для размещения дачного некоммерческого партнерства. Во исполнение указанного постановления администрация муниципального образования и дачное партнерство заключили 10 июля 2005 г. договор купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номеромДачное партнерство обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, переданный по договору купли-продажи.

    Регистрационная служба вначале сообщила дачному партнерству о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на спорный земельный участок, а затем и о своем решении об отказе в государственной регистрации, указав в качестве основания отказа на несоблюдение порядка предоставления земельного участка, установленного Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; не представлено решение общего собрания всех членов дачного партнерства о закреплении земельного участка за некоммерческим партнерством как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков в соответствии с требованиями ст.21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; дачным партнерством не соблюдены предельные нормативы предоставления земельных участков.

    Находя отказ в государственной регистрации прав незаконным, дачное партнерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.

    Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности и обоснованности отказа в государственной регистрации права собственности на земельные участки, мотивируя это тем, что дачным партнерством не представлено решение всех членов партнерства о закреплении за некоммерческим партнерством как за юридически лицом всех предоставленных ему земельных участков в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан».

    Апелляционная инстанция, отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, исходила из того, что решение о предоставлении дачному партнерству земельного участка сразу в собственность, а не в совместную собственность членов некоммерческого объединения, являлось решением главы муниципального образования, а не решением некоммерческого партнерства; договор купли-продажи земельного участка от 01.01.01 г. не оспорен и не признан недействительной сделкой .

    Между тем вывод апелляционной инстанции нельзя признать соответствующим требованиям законодательства.

    Статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлен порядок приватизации садовых земельных участков, согласно которому передаче в собственность дачного партнерства как юридического лица подлежат лишь земли общего пользования, конкретные садовые участки подлежат переоформлению в собственность каждого из членов дачного партнерства. При этом законодательством не предусмотрена возможность приватизации в целом земельного участка путем оформления права собственности только за дачным партнерством.

    Не может быть принят во внимание довод дачного партнерства о соблюдении процедуры приобретения земельного участка. Представленный в дело протокол от 6 июня 2005 г. № 2 общего собрания участников дачного партнерства свидетельствует о том, что решение о заключении договора купли-продажи земельного участка и о совершении действий по его регистрации принималось в присутствии трех участников, в то время как ранее было принято решение о принятии в члены дачного партнерства 122 человек. Протокол не содержит порядок приобретения в собственность земельного участка, отсутствуют заявления членов дачного партнерства с указанием на то, на каком праве каждый из них желает приобрести участок. Дачное партнерство не подтвердило наличие у него правовых оснований для приобретения в собственность дачного партнерства как юридического лица всего земельного участка.

    С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на земельный участок. При таких обстоятельствах постановление апелляционной было отменено, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.

    Статья 15. Ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков

    1. На территории муниципального образования в соответствии с законодательством могут быть выделены зоны, в которых не предоставляются садовые, огородные и дачные земельные участки или ограничиваются права на их использование (особо охраняемые природные территории, территории с зарегистрированными залежами полезных ископаемых , особо ценные сельскохозяйственные угодья, резервные территории развития городских и других поселений, территории с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества).

    2. Утратил силу.

    Комментарий

    1. Сформулированное в комментируемой статье правило доведено до логического завершения градостроительным законодательством. Согласно ст.1 ГрадК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения , зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации . Границы таких зон фиксируются в документах территориального планирования Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, а также на карте градостроительного зонирования, входящей составной частью в Правила землепользования и застройки.

    Таким образом, в случае наличия в муниципальном образовании предусмотренной ГрадК РФ градостроительной документации, все зоны с особыми условиями использования территории четко зафиксированы, равно как и земельные массивы, заранее предусмотренные к предоставлению гражданам для садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

    В случае отсутствия такой градостроительной документации, орган местного самоуправления в каждом конкретном случае будет определять возможное местонахождение земельного участка для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также перечень запретов и ограничений, предусмотренных законодательством и влияющих на правовой режим этих земель.

    2. Следует обратить внимание, что существует два варианта ограничений на предоставление дачных, садовых, огородных земельных участков. В первом случае земельные участки не могут ни при каких обстоятельствах быть предоставлены для использования по данному целевому назначению (например, на территориях с развитыми карстовыми, оползневыми, селевыми и другими природными процессами, представляющими угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу сохранности их имущества). Законодательно допускаются и другие основания такого запрета. Так, в национальных парках запрещается предоставление садовых и дачных участков, поскольку такая деятельность, по замыслу законодателя, может причинить вред состоянию природных комплексов.

    Во втором случае предоставление допускается, но граждане предупреждаются о том, что некоторые их права по использованию земельного участка ограничены. ЗК РФ предусматривает следующие ограничения прав на землю:

    1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

    Комментарий

    1. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, после чего данные о такой организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Государственную регистрацию дачных, садовых и огородных некоммерческих организаций осуществляет Федеральная регистрационная служба, за исключением дачных, садовых и огородных кооперативов, которые регистрирует Федеральная налоговая служба.

    Редакция комментируемой статьи претерпела ряд изменений: если ранее она содержала нормы, закрепляющие порядок регистрации, перечень представляемых на регистрацию документов и т. п., то в настоящее время она по своему характеру является бланкетной. Связано это с распространением на государственную регистрацию садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения общего порядка государственной регистрации юридических лиц. В целом такую унификацию норм следует рассматривать как положительную тенденцию. Так, существенно изменился срок регистрационных действий: в отличие от общего порядка, устанавливающего пятидневный срок для государственной регистрации, ранее действовавшая редакция комментируемого закона предусматривала, что государственная регистрация некоммерческого объединения должна быть проведена не позднее чем через тридцать дней после представления всех необходимых для регистрации документов.

    2. Правовой основой регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с требованиями законом.

    В соответствии со ст. 8 Закона о государственной регистрации, таковая осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

    Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Документы для государственной регистрации представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

    Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

    Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

    Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

    Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов, и не вправе требовать представление документов, не предусмотренных законом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

    3. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, а также порядок и сроки предоставления соответствующему юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

    б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

    г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

    Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

    б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

    в) решение о реорганизации юридического лица;

    г) договор о слиянии (если это предусмотрено федеральными законами);

    д) передаточный акт или разделительный баланс;

    е) документ об уплате государственной пошлины.

    Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц. В случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

    Федеральное законодательство допускает возможность отказа в государственной регистрации, например в случае непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения.

    Статья 18. Членство в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении

    1. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).

    Членами садоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого кооператива.

    2. Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в том числе малолетние и несовершеннолетние, а также лица, к которым перешли права на земельные участки в результате дарения или иных сделок с земельными участками.

    3. Иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений. Права иностранных граждан и лиц без гражданства на садовые, огородные, дачные земельные участки определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    4. Учредители садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения считаются принятыми в члены такого объединения с момента его государственной регистрации. Другие вступающие в такое объединение лица принимаются в его члены общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

    5. Каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.