• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Одним из видов местных налогов является земельный налог. Еще до недавнего времени владельцы земельных участков платили за него абсолютно посильную «дань» государству. Как же рассчитывают налог на землю в 2015 — 2016 году?

    Именно таким образом работники налоговой службы ведут расчет налога на землю, а далее – отправляют «письмо счастья» по Вашему адресу проживания. Получив его, Вы видите подробное описание: сколько платить, какие сроки и т.д.
    К примеру, в 2015 году жители России получали такие уведомления в промежутке с апреля по сентябрь. Если же вдруг Вы обнаруживали ошибку в расчетах (ведь налоговики тоже люди, а значит и склонны ошибаться), то вполне законно могли подать в фискальный орган заявление. Предусмотрительные работники инспекции даже вложили бланк заявления в уведомление по этому случаю. После этого проводится перерасчет, и Вам направляется исправленный вариант.

    В нынешнем 2015 году для уплаты всех имущественных налогов определена единая дата – 1 октября. То есть не позднее этого времени нужно оплатить, в том числе, и земельный налог. Касательно самой оплаты, то и здесь все упростили до «не могу» — только бы платили вовремя! На сайте налоговой создан специальный сервис для этой цели. Все, что Вам необходимо – правильно заполнить реквизиты полей. Рассмотрим подробнее, как это происходит:


    2016 год: приговор для всех дачников?

    Какие же сюрпризы ждут счастливых владельцев загородных усадеб в следующем году? Как положено, по старой схеме, принесут Вам уведомление домой – а там…немыслимые цифры. « Какая-то ошибка!» — подумаете Вы. Но, к сожалению, это будет суровая правда. Возможно, Вам повезет, и Вы получите практически идентичный с предыдущими годами размер налога. А вот Вашему соседу – нет.

    Почему же такие различия? Ведь участки находятся рядом? Давайте попытаемся разобраться. Из разных источников уже стало общеизвестно, что в 2013 году была проведена кадастровая переоценка земли. Профессионалы этого дела попытались переоценить земельные участки согласно текущим рыночным ценам, однако способ для этого выбрали совершенно не профессиональный!

    Раньше символические суммы налога были обоснованы тем, что в расчет бралась инвентаризационная стоимость земли, а она была очень низкой. Сейчас же, пристально вглядываясь в формулу расчета земельного налога, можно только предположить, и становится страшно: сколько же нужно заплатить за участок, оцененный в 3 миллиона рублей???
    Если ставка будет максимальной – 0,3%, то будьте добры, отложите 9000 рублей на благо государства.
    Если стало интересно, во сколько же оценили Ваш участок, то проверить это легко – на сайте Росреестра. Для этого откройте Публичную кадастровую карту и введите в строке поиска кадастровый номер участка и – вуаля!
    Если кадастровый номер Вам не известен, то поиски можно осуществить по адресу или ориентируясь на близлежащую местность.

    В оценке земельных участков рулит интернет!

    Процентом от будущей стоимости контракта! А так как после дележки в распоряжении оставалась сумма, недостаточная для проведения объективных расчетов, решили воспользоваться методом наименьшего сопротивления. На участки выезжать было дорого, бюджет не позволял, поэтому независимые оценщики воспользовались бесплатными возможностями всемирной паутины.

    Искали в интернете информацию о продаже объектов в определенном районе и ориентировались по этой цене. Все же работа была проделана добросовестно – разные объекты структурировались по видам использования (дачи, земля для бизнеса, гаражи и т.д.), а уже после выводилась средняя цена по каждому виду. Но одного факта конечно не учли: реальная цена далеко не равно цене предложения! Ведь каждый продавец пытается выставить максимум – авось купят?
    Ну а далее все зависит от срочности продажи, реального спроса на столь привлекательное предложение. Многие даже сразу указывают: «торг уместен», а это значит, что реальная цена покупки может быть в разы дешевле!

    Следующий неучтенный фактор – это инфраструктура (социальная, транспортная, экономическая). Никто не учел отдаленность участков от городов, удобно ли туда добираться, и возможно ли вообще доехать общественным транспортом. Счетная палата в ходе проверки выявила множество таких недочетов.
    Итогом такой самодеятельности стали подобные противоречия: два соседа теоретически обладали абсолютно одинаковой по стоимости землей, однако на практике оказывалось будто один сосед живет в Монте – Карло, а второй – в Урюпинске.

    Абсурдность таких цифр зашкаливает, ведь кадастровая стоимость похожих объектов в одном районе может отличаться в 2-3 раза. И за такой максимум, согласно оценке, не продать участок, как ни старайся. Естественно, проверить реальные сделки у граждан и найти правду – дело практически невыполнимое, однако Счетная палата смогла это сделать на своем уровне с помощью договоров по отчуждаемым землям. Оказалось, что в 65% случаев реальная цена сделок была в 5 раз ниже пресловутой кадастровой оценки! И естественно, простые люди от этого только проигрывают, ведь в большинстве случаев стоимость завышается.

    Хочешь жить – умей вертеться!

    Власти Московской области уже готовы принять удар от налогоплательщиков, негодующих от «косой» оценки. Они прекрасно осведомлены об этой проблеме, но предпочитают решать ее по мере наступления. Хотя уже весной 2015 года оспорить результаты кадастра по Московской области решились люди по 15 тыс. участкам. И пусть есть еще оставшиеся 3 млн., в данном случае молчание не знак согласия! На самом деле, не большая трудность оспорить цену, но достаточно затратная: желающие должны сами спонсировать свою инициативу в виде переоценки земли. Но радует то, что хотя бы палки в колеса никто ставить не будет.

    Управление Росреестра уже обзавелось согласительной комиссией, куда сейчас обращаются пострадавшие от кадастрового «профессионализма» . Как утверждают сами депутаты, в этих комиссия работают люди, прекрасно осведомленные о реальной стоимости земли. И если несоответствие «налицо», то вопрос даже можно решить на уровне комиссии, в худшем случае придется обращаться в суд. А здесь уже все козыри в Ваших руках – ни один оценщик не сможет подтвердить законность оценки и осуществление ее по какой-либо методике.

    Мало кто знает, что налог на землю в 2015 — 2016 году можно существенно снизить. Для этого необходимо немного упорства и Ваша инициатива. Ведь земельный налог является местным налогом, а значит ставки на него устанавливают местные власти. Максимальная ставка для населения – 0,3%, для бизнеса – 1,5%. Предел же по минимуму не установлен. Людям просто нужно понимать свою силу, пусть депутаты и устанавливают ставки, но депутатов выбирают люди. Поэтому нужно проявить настойчивость и «брать быка за рога».Тем более, что это — взаимовыгодное сотрудничество, ведь депутатам всегда нужны наши голоса. Как же обстоит дело на практике?

    В 2013 году 16% муниципальных обществ Московской области сумели добиться снижения ставок. Зачастую это удается дачным, огородническим, садоводческим объединениям. Бизнес также преуспел в этом направлении: 15 муниципальных обществ добились своего для торговых площадей, автостоянок, офисных зданий и пр.

    Мечты чиновников сбываются, да налоги с них не платятся!

    К сожалению мечты простых граждан о справедливой системе налогообложения, о сильном и эффективном государстве пока что остаются утопией. Власти продолжают удовлетворять свои потребности, а мы продолжаем скидываться им своими налогами на очередной особняк. Ситуация с кадастровой оценкой – это капля в море беспредела и алчности. Как говорится, если бы все налогоплательщики знали, на что идут их налоги — кто бы тогда их платил?

    По статистике, каждый второй россиянин имеет дачу, а новый дачный закон призван одновременно усложнить и упростить жизнь садоводов, но при этом навести порядок в их рядах. Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ (встуупил в силу с 01.01.2019) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества.

    Экономь на членских взносах!

    Еще в 2016 г. был подписан новый закон о дачных участках. И хотя документ ужесточает отдельные требования к организации садоводческих объединений, он параллельно дает и определенные послабления.

    Так, в первой редакции законопроекта предполагалось, что размер членских взносов будет напрямую зависеть от количества соток (или общей площади участков, которыми владеет один человек). Депутаты побоялись, что для некоторых садоводов новая ставка станет непосильной, поэтому в окончательном варианте решили отдать право привязывать размер членского взноса к земле самим садоводам. Так проще, ведь садоводы знают своих коллег не только в лицо, поэтому им проще понять, потянут их соседи по участку новый размер оплаты или нет.

    Важным новшеством стало то, что все членские взносы должны теперь направляться на «содержание имущества общего пользования». Это означает, что председатель не сможет потратить собранные за лето деньги на благоустройство «дорожки, ведущей к его дому».

    На заметку! Корректировкам подвергся ФЗ от 03.07.2016 №337-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

    На перекличку становись!

    Принятый закон о дачных садоводческих товариществах обязывает создать реестр с поименным перечислением всех членов. Новые товарищества обязали предоставлять реестр через месяц после официального оформления.

    Реестр должен включать подробную информацию о каждом любителе отдыха на природе, в том числе:

    • имя, фамилию и отчество;
    • адрес (почтовый или электронный) для отправки различных сообщений, в том числе о времени и дате общего собрания, а также для отправки копий документов;
    • кадастровый номер земельного участка;
    • дополнительные данные, которые члены конкретного дачного сообщества сочли необходимыми.

    Обо всех изменениях данных, включенных в реестр, каждый садовод должен своевременно информировать правление.

    Важно! В течение 10 дней с момента продажи участка и перехода прав собственности к другому лицу, прежний хозяин должен в письменном виде уведомить об этом правление.

    Доступ открыт!

    Ценно, что депутаты наделили садоводов законным правом не только знакомиться со всеми документами товарищества, но и получить их копии. При этом дачный закон 2019 четко регламентирует, что их стоимость не может превышать тех денег, которые были потрачены на их изготовление. Так как сегодня большинство документов создается и отправляется при помощи компьютера, то логично, что получать результаты голосования общего собрания и другие важные бумаги садоводы смогут бесплатно или за символическую плату, например, закладывая расходы на приобретение бумаги для печати копий в членские взносы.

    Среди документов, которые садовод-любитель может потребовать у правления на законных основаниях, названы:

    • устав и внесенные в него изменения;
    • финансовая отчетность;
    • протоколы общих собраний, заседаний правления и ревизионной комиссии;
    • бюллетени с итогами голосования, в том числе, если оно проводилось заочно;
    • правоустанавливающие документы на общее имущество.

    Новый дачный закон устанавливает также запрет на заочное голосование при решении следующих вопросов:

    • изменение устава;
    • утверждение новой редакции устава;
    • ликвидация или реорганизация объединения;
    • утверждение приходно-расходной сметы;
    • рассмотрение отчетов правления и доклада ревизионной комиссии.

    За дороги и охрану кто заплатит?

    Не успели дачники адаптировать к закону 2016 г., как подоспели нововведения 2019, которые разрешают оформлять регистрацию в дачном домике, упраздняют понятие "дачное товарищество" и вместо 5 взносов разрешают платить только 2.

    Только 3,5% участков сегодня находятся в пределах населенных пунктов, где вопросы с обустройством территорий общего пользования худо-бедно, но решаются. Остальные дачники владеют сотками, которые не значатся среди земель конкретной деревни, села или города, при этом садоводы исправно платят земельные налоги, но вынуждены решать все проблемы самостоятельно.

    Существует и еще один нюанс. Законодательство разрешает строить на садовом участке дома для постоянного проживания, но из-за несовершенства закона их владельцы лишены различных соцгарантий.

    Эксперты считают, что еще один закон о дачных садоводческих товариществах простимулирует оставшихся 30% дачников оформить права на землю и автоматически войти в число тех, кто исправно пополняет бюджет налоговыми отчислениями. И это вполне резонно: оформил право на землю, платишь налоги, получаешь государственные гарантии.

    Эксперты опасаются, что принятие данного закона могут пускать на тормоза из-за необходимости существенных расходов, которые потребуются от региональных властей. Смена статуса земли предполагает наличие определенной инфраструктуры - дорог, транспортного сообщения, магазина и пр. Организовать всё это на пустом месте, конечно, для местного бюджета затратно, но зато разовые траты обернутся в дальнейшем регулярным приростом казны за счет поступающих налогов.

    Внесенные в земельное законодательство изменения, действующие с марта 2015 года, во многом касаются именно дачной недвижимости. Причем данные изменения как упрощают процедуру оформления таких объектов, так и ограничивают это право.

    Право «дачной амнистии»: сроки действия и риски для тех, кто не успеет?
    Благодаря введенным в законодательство нормам, сроки действия закона «о дачной амнистии» были снова продлены:
    - в отношении жилья (а именно: индивидуальных жилых домов) срок действия дачной амнистии продлен до 01.03.2018 года. Это означает, что до этой даты есть возможность зарегистрировать право собственности на жилой дом, даже если на него нет разрешения на строительство и акта на ввод в эксплуатацию.
    Следует помнить, что при оформлении права собственности на жилой дом после этой даты, указанный документ необходимо будет представлять в регистрирующий орган.
    - в отношении земельных участков срок окончания действия дачной амнистии - 31.12.2020 года.
    Таким образом, дачная амнистия в настоящее время позволяет в установленный срок оформить право собственности на земельный участок без обращения в суд.

    Обязательное межевание земельных участков – успеть до 2018 года!
    С 1 января 2018 года законом будет установлен запрет на распоряжение земельными участками, границы которых не уточнены. Данный закон не имеет исключений.
    То есть, если в установленном порядке до 01.01.2018 года не будут проведены кадастровые работы в отношении земельного участка, то таким участком нельзя будет распоряжаться в полной мере (продать, подарить, сдать в аренду, обменять и т.д.). При этом наличие либо отсутствие свидетельства о праве собственности или иного правоустанавливающего документа не имеет значения.
    Таким образом, до указанной даты необходимо провести кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельных участков и получить кадастровый паспорт с внесенными изменениями.

    Комплексные (массовые) кадастровые работы: кто и чем рискует?
    С 2015 года уполномоченные органы местного самоуправления района или округа, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе проводить в отношении каждого населенного пункта, а также территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан комплексные кадастровые работы.
    Цели данных работ:
    - уточнение границ земельных участков,
    - установление и (или) уточнение местоположения объектов, размещенных на участках,
    - образование земельных участков, в т.ч. общего пользования, занятых улицами, проездами и др.,
    - исправление кадастровых ошибок.
    При этом будут применяться новые правила уточнения границ земельных участков, а именно: согласование границ земельных участков планируется проводить специальной согласительной комиссией на собраниях правообладателей таких земельных участков. Персональное уведомление правообладателей участков не будет осуществляться. А в случае несогласия с результатами данных мероприятий возникшие споры могут быть разрешены только в судебном порядке в течение 15 лет со дня внесения сведений в ГКН.
    Отметим, что проведение комплексных кадастровых работ возможно только после утверждения проектов межевания территорий. Поэтому до утверждения данных документов есть возможность провести кадастровые работы в отношении своего объекта с учетом его фактического использования.
    Таким образом, в отношении своего объекта недвижимости, подлежащего уточнению, целесообразно провести кадастровые работы и внести соответствующие сведения в ГКН во избежание возможных спорных ситуаций в будущем, разрешить которые будет достаточно проблематично.

    Ужесточение ответственности для дачников – штрафы от кадастровой стоимости.
    С 20 марта 2015 года действует редакция КоАП РФ, согласно которой:
    - неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения с/х производства или осуществления иной связанной с таким производством деятельности в течение установленного срока влечет наложение штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка (п.2 ст.8.8 КоАП РФ);
    - неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока влечет наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка (п.3 ст.8.8 КоАП РФ).
    - самовольное занятие земельного участка или его части, а также использование участка без имеющихся на то прав влечет наложение штрафа на граждан в размере от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка.
    Кодекс также устанавливает размер штрафа, даже если кадастровая стоимость объекта не определена.
    При этом законом не предусмотрен конкретный срок, в течение которого лицо обязано использовать принадлежащий ему на праве собственности участок. Более того, не указаны основания, по которым определяется неиспользование земельных участков для жилищного строительства, садоводства и огородничества. Поэтому отсутствие таковых может послужить для проверяющих органов «двигателем» в получении доходов в бюджет.

    Пора выйти из тени – время платить налоги.
    По своей сути массовые кадастровые работы являются правовой возможностью органов власти проводить кадастровый учет объектов, несмотря на волеизъявление самих собственников, с целью обеспечения налоговых выплат теми, кто до сих пор не платил.
    Поэтому уже с 1 января 2017 года за несообщение (несвоевременное сообщение) в налоговые органы о наличии объектов недвижимости в отношении физических лиц будет введена налоговая ответственность. Размер штрафа составит 20% от неуплаченной суммы налога.
    Обязанность сообщать о наличии имущества возникает у налогоплательщиков – физических лиц только в случае неполучения ранее налоговых уведомлений и неуплаты налогов.
    Отметим, что граждане, добровольно заявившие о наличии объектов налогообложения, с которых имущественный налог не уплачивался, могут начать платить его с того года, когда обратились с заявлением. А вот после переходного периода в случае получения сведений о таких объектах из иных источников налоги в отношении них будут исчисляться за три предыдущих года.
    Таким образом, проведение в настоящее время самим собственником объекта кадастровых работ обеспечит ему сохранность объекта в том виде, в котором он им пользуется долгое время, а также собственник избежит в дальнейшем мер ответственности и излишних финансовых потерь.

    ЕГРН: что изменится для дачников?
    С 1 января 2017 года вступает в силу ФЗ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Главным новшеством данного закона является то, что кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. Таким образом, будет создан достоверный (полный и качественный) источник информации о недвижимом имуществе.
    При этом Закон значительно сокращает срок на проведение учета объекта недвижимости в кадастре и регистрации прав на него – 10 рабочих дней на обе процедуры.
    Более того, внесение сведений в ЕГРН возможно посредством межведомственного взаимодействия: при поступлении документов из органов власти Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении. То есть, правообладатель такого объекта может избежать затрат на проведение процедур по оформлению объекта.
    Данный закон для собственников дачных участков является наиболее значимым, поскольку поможет разрешить многие споры, связанные с недостоверными и противоречащими друг другу сведениями из многочисленных реестров, сократит число обращений в суды и связанных с ними издержками.

    Таким образом, можно сделать вывод, что большинство нововведений направлены на повышение базы налогов на недвижимость и, соответственно, пополнение бюджета государства.
    Однако, как показывает практика, выгоднее быть добросовестным, чтобы избежать еще бо́льших финансовых потерь и сохранить свой объект в исходном виде.

    В Госдуме на разной стадии рассмотрения сейчас находятся законопроекты, которые касаются всех жителей дачных поселков. Формально эти инициативы призваны облегчить жизнь российских дачников, но на практике главным их следствием может стать рост сборов с граждан. Об этом пишет журнал "Коммерсант-Деньги" .

    В частности, речь идет о законопроекте, которым предлагается присвоить статус населенных пунктов нынешним СНТ и коттеджным поселкам. В этом случае государство возьмет на себя строительство дорог, поликлиник, школ, газификацию и прочую инфраструктуру. 20 мая такой законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы депутатом Олегом Ниловым. Одним из важнейших следствий принятия этого закона станет возможность реализовать давнюю идею прописки граждан на даче.

    По данным источников "Денег", этот законопроект будет рассмотрен не ранее осенней сессии, и в целом его перспективы неоднозначны. "Все говорят, что идея неплохая. Но у нас денег нет, поэтому вы держитесь", - рассказал изданию автор инициативы Нилов. В то же время в правительстве Московской области считают, что вероятность принятия законопроекта достаточно высока, отмечая, что на развитие СНТ можно направить средства, которые администрации получат из земельного и имущественного налогов.

    Однако несмотря на многообещающие перспективы, которые сулит этот законопроект, большинство дачников не верят в дороги и газификацию за счет бюджета, а вот в повышение налогов как раз верят, отмечает журнал. В частности, они опасаются, что включение СНТ в состав населенного пункта резко увеличит кадастровую стоимость недвижимости. Особенно это невыгодно тем, кому регистрация на даче в принципе не нужна.

    Кроме того, 20 мая в первом чтении Госдума приняла , которым уточняется порядок расчета членских взносов и пени в случае их несвоевременной уплаты, предусматривается ведение реестра в целях упорядочения учета сведений о гражданах, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство, и т. д., - всего его авторы предлагают внести восемь пунктов, регламентирующих внутреннюю "кухню" СНТ. Между тем эксперты полагают, что все это затевается ради одного пункта, который устанавливает прямую зависимость размера членского взноса от площади земельного участка и недвижимости на нем. Таким образом власти хотят склонить граждан к регистрации имущественных прав, чтобы опять же иметь возможность обложить их налогами, отмечают "Деньги".

    При этом эксперты напоминают, что в плане принудительной регистрации дач и домов подготовлено и более действенное средство: в 2018 году, когда наконец закончится , в силу вступает норма, согласно которой если строение или земельный участок не зарегистрированы по закону, то оборот такого имущества будет практически невозможен.

    Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - новый закон), принятый в конце июля 2017 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением. Изменениям и дополнениям были подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу был отложен до 1 января 2019 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.

    Основная цель нового закона, который сменил ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в связи с этим утративший силу№66-ФЗ), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

    Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

    • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства)
    • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов
    • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания
    • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым
    • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями

    Как решает проблемы уже не дачная, а «садово-огородная конституция»?

    Чтобы понять, какие изменения привнёс новый закон и как он отразился на жизни дачников, сделаем обзор его главных положений, комментируя некоторые особенности.

    Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства

    Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество», в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

    Полностью использование понятия о дачных партнёрствах должно исчезнуть через 1.5 года, но вряд ли из бытового лексикона за это время исчезнут привычные слуху слова «дача» и «дачники». Уж, очень они родные. Исторически внедрившиеся в жизнь ещё со времён Петра I, даровавшего своим приближённым за их великие заслуги перед Отчеством землю под усадьбы в великолепных окрестностях Петербурга, они вошли в обиход через слово «дача», означавшее действие царя (как производное от глагола «давать»).

    Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

    1. садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ)
    2. огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ)

    О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже. А пока рассмотрим, что нового появилось в СНТ и ОНТ.

    Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости.

    Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

    Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

    1. с участием в товариществах
    2. без участия в товариществах

    В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

    1. по иску органа госвласти субъекта РФ
    2. по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества
    3. по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества

    При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ:

    • пропорционально их площади
    • вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона)

    Законом также определены положения, касающиеся:

    1. оснований и порядка принятия в члены товарищества
    2. прав и обязанностей членов товарищества
    3. оснований для прекращения членства
    4. прав и обязанностей органа управления товарищества

    которым посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества.

    Высшим органом товарищества является общее собрание его членов. Оно является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества. Решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

    Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:

    1. председатель, представляющий единоличный исполнительный орган
    2. правление, являющееся постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом с предельной численностью не менее 3-х человек, но не более 5 % от числа членов товарищества, что не только создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью
    3. ревизионная комиссия (ревизор), подотчётная общему собранию членов товарищества

    Правление товарищества подотчетно общему собранию СНТ или ОНТ. Избираться орган управления будет уже на 5 лет, а не на 2 года, как сейчас и до 1.01.2019 г. Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за халтурную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.

    Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

    Возможность изменения СНТ на ТСЖ

    По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

    1. территория садоводства находится в границах населенного пункта
    2. на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома

    Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 нового закона).

    Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества

    Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки по решению общего собрания:

    1. на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства
    2. иную деятельность, не связанную с с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива

    Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 нового закона), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН.

    Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после?

    Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

    • ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до до 1 января 2019 года, реорганизовывать не требуется
    • С 1.01.2019 г. ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
      1. или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах
      2. или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах
    • Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
      1. в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН
      2. изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон
      3. изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования
    • Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 г. с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами:
      1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется
      2. замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости
    • Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г., признаются садовыми домами:
      1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется
      2. замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей

    Реестр членов товарищества

    Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

    Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

    Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.

    Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

    1. о членах товарищества
    2. кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества)

    Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.

    Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.

    Принцип территориального подчинения товариществ

    Закон ввёл принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.

    Цели введения этого принипа вполне очевидны:

    1. исключение ситуаций «перетягивания» преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ
    2. установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию иженерной инфраструктуры и территории общего пользования
    3. управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество

    С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

    • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества
    • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории

    В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:

    1. участки находятся в собственности учредителей товарищества
    2. участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования

    При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

    1. участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества)
    2. участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории)

    Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования, или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.

    Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ

    Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества.

    К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

    1. имущество создано или приобретено после вступления в силу нового закона
    2. это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков

    Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.

    В перечень потребностей включаются:

    1. проходы и проезды к территории
    2. снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом
    3. водоотведение
    4. охрана
    5. сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности
    6. движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества

    Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества.

    Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

    1. свободно
    2. без взимания платы

    Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.

    К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:

    1. использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд
    2. размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.)

    Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

    После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

    После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.

    По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

    1. общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества
    2. имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности
    3. есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственности

    На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

    Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования

    При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

    Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

    1. отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок
    2. совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой на садовый или огородный участок

    Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

    1. переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования
    2. переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок

    являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

    Взносы в СНТ и ОНТ

    Новым законом установлены лишь 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):

    1. членские
    2. целевые

    Вступительный взнос платить не придётся.

    Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы. Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:

    1. с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество
    2. с проведением расчётов со снабжающими организациями - поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведеня на основании договоров, заключенных с этими организациями
    3. с проведением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями
    4. с благоустройством земель общего назначения
    5. с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности,
    6. с проведением аудиторских проверок товарищества
    7. с выплатой заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры
    8. с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний
    9. с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах

    Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны. Связаны они со следующими задачами:

    1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка
    2. с подготовкой документации по планировке территории садоводства или огородничества
    3. с проведением кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования
    4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования
    5. с реализацией мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества

    Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества.

    Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке.

    Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, теперь обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 нового закона). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от ранее действовавшего закона о дачниках, позволявшего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ. При новом законе у индивидуалов появились и другие права - возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ, голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов. Нет, по-прежнему, только права участвовать в выборах председателя и членов правления.

    Уставом СНТ или ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:

    1. различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка
    2. суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке
    3. размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества

    В общем случае, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке.

    Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?

    Итогом рассмотрения многочисленных замечаний и поправок, поступивших в ходе обсуждения законопроекта, стали существенные изменения, отражённые в законе.

    Отметим ещё раз основные положения закона:

    • теперь будут существовать только 2 типа загородных товариществ:
      1. садоводческие
      2. огороднические
    • всем товариществам предстоит пройти перерегистрацию, решить к какому типу они относятся:
      1. решение о том, кем быть (садоводами и огородниками), принимается общим собранием товарищества
      2. по итогам общего собрания подать соответствующее заявление в Росреестр
    • взносы в новых СНТ и ОНТ:

      1. взносы могут быть только 2-х типов - членские и целевые
      2. вступительных взносов не будет
      3. взносы нужно перечислять на расчётный счёт товарищества,
      4. наличные взносы не допускаются
      5. размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утверждённого общим собранием членов товарищества
    • минимальное количество членов товарищества - 7
    • избирать председателя теперь можно на 5 лет, а не на 2 как раньше, и неограниченное число раз, а чтобы его «свергнуть», нужно провести внеочередное общее собрание по требованию не менее, чем 1/5 от общего количества членов товарищества
    • в состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества и их родственники

      документы товарищества должны храниться 49 лет

      члены товарищества имеют право знакомиться с бухгалтерской отчётностью

      если нужны копии каких-то документов, то члены товарищества могут их получить за плату, установленную общим собранием, но эта плата не должна превышать затраты на изготовление этих копий, а выдача копий документов органам власти делается бесплатно

    • члены товарищества обязаны выполнять решения не только общего собрания, но и решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества
    • введено понятие «жилой дом», исключающее определения «дача», «дачный дом», «дачное хозяйство» - это сделано в целях предотвращения правовых неопределённостей
    • садовый дом можно перевести в жилой дом (например, для получения права регистрации в нём) и, наоборот, жилой дом перевести в садовый (например, для сокращения налога на недвижимость), но при этом придётся обосновать ту или иную степень капитальности садового или жилого дома, в соответствии с установленными требованиями и правилами
    • на огороднических участках нельзя возводить капитальные строения - на них можно возводить только временные садовые дома, не являющиеся объектами недвижимости
    • разница между садоводами и огородниками, по новому закону:
      1. садоводы могут строить на участке жилые дома и регистрироваться в них
      2. огородники могут строить только садовые дома для сезонного проживания
    • если большинство членов товарищества пожелает стать огородниками, то сносить уже построенные полноценные жилые дома (не сезонные) не потребуется, но на момент вступления закона в силу на постройки должно быть зарегистрировано право собственности
    • если право собственности на жилые дома не зарегистрировано, то такие дома придётся ломать, разбирать или перестраивать в садовые домики
    • владельцам участков с незарегистрированными строениями нужно знать, чтов ближайшем будущемпланируется законодательное установление впятеро большего налога на землю - по этому поводу ведётся разработка соответствующего законопроекта (о внесении изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми стоимость выявленных объектов недвижимости будет определяться как кадастровая стоимость участка, на котором расположены незарегистрированные строения, умноженная на определенный коэффициент)
    • установлено, что максимальная площадь земель общего пользования (в их числе земельные участки, по которым проложены дороги и стоят столбы электропередачи, необходимые для установки трансформатора, помойки, домика правления, устройства детской площадки, организации публичных пространств между заборами, где члены товарищества смогут гулять и общаться) составляет до 1/4, то есть 25% от той площади, что занята всеми личными земельными участками, вместе взятыми
    • имущество общего пользования принадлежит членам товарищества на праве долевой собственности пропорционально площади их участков (у обладателей больших долей налог будет выше, что вряд ли их порадует, а вот для иных садоводов и огородников такое положение по налогу, наверное, обрадует, но радость будет относительной, так как их налоги: всё же, увеличатся, поскольку за свою долю коллективного имущества платить все равно придётся
    • разрешено ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица, а в случае желания правообладателей земельных участков быть членами товарищества, им такая возможность предложена законом (причём как для собственников земли, так и для граждан, обладающих правами бессрочного пользования или аренды земельных участков)
    • прописаны полномочия и ответственность некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
      1. для удобства голосования вводится очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний членов товарищества
      2. возможность для общих собраний членов товарищества на добровольной основе принять решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную или муниципальную собственность - иными словами, коллективную собственность, по новому закону, можно не делить на доли, а отдать целиком какому-то юридическому лицу (например, передать трансформатор и сети энергетической компании, а дороги - муниципальным властям), и такое решение может стать весьма целесообразным, так как с членов товарищества снимается забота по обслуживанию и ремонту своей коллективной собственности
      3. при неуплате взносов более чем 2 месяца член товарищества может быть исключён из товарищества, однако он все равно будет пользоваться общим имуществом (электричеством, дорогой, помойкой) и платить за это столько же, сколько члены, лишившись лишь права голосовать на общем собрании
    • доработано понятие «границы территории товарищества»: оно заменено на «территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд», так как именно от территории ведения садоводства или огородничества зависит размер общего имущества, который находится в общей долевой собственности и управляется товариществом
    • конкретизировано определение понятия «имущество общего пользования», установлены возможные виды и цели использования такого имущества, что позволит снизить риск появления в товариществах имущества, не связанного с его деятельностью
    • для лиц, являющихся правообладателями земельных участков, но не вступивших в товарищество, предусмотрены:
      1. обязанность осуществлять плату за приобретение, создание, содержание, текущий и капитальный ремонт имущества общего пользования, а также за услуги и работы по управлению таким имуществом в размерах, равных установленным для членов товарищества
      2. право использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения садоводства или огородничества, наравне и в объеме, установленном для членов товарищества
      3. право принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по вопросам, касающимся распоряжения имуществом общего пользования
    • в отношении объединений, созданных до принятия закона и являющихся собственниками имущества общего пользования переходными положениями предусмотрена обязанность до 1 января 2024 года вынести на рассмотрение общего собрания членов товарищества вопрос о передаче такого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков
    • упрощён порядок лицензирования скважин товариществ - требование об их обязательном лицензировании вступает с 1 января 2020 г. (в закон «О недрах» вводится статья, закрепляющая нормы добычи подземных вод садоводческими и организации вправе вести добычу для целей хозяйственно-бытового водоснабжения до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами)

    Заслуга нового закона - его стремление соблюсти права и тех садоводов, которые не хотят быть членами садоводческих объединений, и тех, кто является сторонником такой формы ведения хозяйства. Закон стал документом не о юридических лицах, а о взаимоотношениях граждан, которые ведут садовое и огороднические хозяйство. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2019 года. До этого момента садоводы, дачники и огородники будут пребывать в режиме переходного периода, приспосабливаясь к новым правилам.

    О бурном обсуждении законопроекта в заключительном третьем чтении в Государственной думе свидетельствует этот видео-материал:

  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ - 2019 можно
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков - читайте
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .