• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Собрания являются важным инструментом для донесения информации и принятия решений, но они также забирают много времени, которое могло бы быть потрачено на продуктивную работу.

    Являясь одним из тех, кто отвечает за организацию собраний, вы можете думать, что написание повестки дня - это пустая трата времени, как, собственно, и само собрание, но, в таком случае, вы ошибаетесь.

    Эффективная повестка дня собрания сделает собрание полным и лаконичным, поможет правильно распределить все вопросы для обсуждения и задействовать всех нужных людей. Поэтому хорошо продуманная повестка дня предупреждает ненужную возню и беспорядок, сохраняя время каждого из участников.

    Вот несколько советов по написанию повестки дня для собрания.

    • Подготовьте повестку дня по меньшей мере за неделю до собрания. Дайте сотрудникам время подготовится к собранию и приспособить к нему рабочее расписание. Хорошим способом для улучшения работы офиса является определение даты постоянных собраний. Поэтому установите дату постоянных собраний, и вы будете знать, на какое число вам нужно писать повестку дня.
    • Определите вопросы, которые будут обсуждаться на собрании. Определив вопросы, можно урегулировать длительность собрания и участники могут заранее готовиться. Чтобы усилить идею непродолжительного собрания, подчёркивайте ключевые моменты. Объявите, будет ли собрание продолжаться час, несколько часов целый день или несколько дней. Совет для того, чтобы собрание было непродолжительным: нужно вместить все вопросы на одной странице. Отложите не вместившиеся пункты на другое число.
    • Определите место и время проведения собрания, а также основных участников собрания. Когда будет объявлено о предполагаемом собрании, эта основная информация предотвратит подавляющую часть вопросов. К тому же, люди, узнав время собрания, будут меньше спорить на эту тему. Назначайте собрание на время, подходящее для большинства участников. Установленное время также позволит участникам заранее спланировать день, в который будет проводиться собрания. Наконец, добавьте напоминания о таких существенных деталях, как выключение мобильных телефонов, регламент доклада и адрес электронной почты уполномоченного лица, которому нужно написать в случае невозможности посетить собрание.
    • Для проведения эффективного собрания используйте инструкцию ЦПРО (OARR). ЦПРО(OARR) значит “Цели, повестка дня, роли и ответственность” (“Objectives, Agenda, Roles and Responsibilities”). Эта инструкция определит цель каждого отдельного собрания, вопросы для обсуждения и требования к участникам.
    • Исключите вопросы, которые можно решить другими способами. Собрания очень эффективны для принятия групповых решений, поскольку они делают возможными сделки в реальном режиме и совместные дискуссии. Однако, собрания могут быть трудоёмкими, снизить производительность и даже ухудшить атмосферу в офисе, привнеся ощущение бездействия. Ограничьте собрание теми достаточно важными и срочными вопросами, которые действительно нуждаются в таком обсуждении, а для оставшихся тем найдите другие способы выяснения и обсуждения. Можно использовать электронные средства, такие как электронная почта или мгновенные сообщения, или можно обсудить всё в общении один на один.
    • Определите доверенное лицо, которое проверит повестку дня. Информация должна быть простой и понятной, в тексте не должно быть грамматических ошибок.
    • Распечатайте повестку дня. Повесьте повестку дня на доске объявлений в офисе, чтобы все могли ознакомиться с ней. Вы также можете подкрепить это действие, послав по электронной почте такую же повестку дня участникам собрания.

    Почти каждому из нас не раз приходилось участвовать в различных совещаниях. И, думаю, многие слышали от сослуживцев следующее высказывание: «Опять совещание, а когда же работать?». Каждый день в нашей стране проводятся сотни тысяч совещаний. Но, к сожалению, это тот случай, когда количество не переходит в качество, потому что принцип «чем больше, тем лучше» здесь явно не работает. Только эффективно проведенные совещания могут дать заметно ощутимый результат и повлиять на качество работы предприятия. Хочется, чтобы предприятий, сотрудники которых могли бы присоединиться к известным строкам из стихотворения В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся», становилось все меньше:

    С волнением не уснешь.
    Утро раннее.
    Мечтой встречаю рассвет ранний:
    «О хотя бы
    Еще
    Одно заседание
    Относительно искоренения всех заседаний!».

    Виды совещаний

    Совещание — заседание, собрание, посвященное обсуждению какого-нибудь специального вопроса или нескольких вопросов.

    Разновидностями расширенного совещания являются:

    • симпозиум — расширенное совещание по специальному научному вопросу;
    • конференция — расширенное совещание, например, в среде ученых, политических деятелей;
    • конгресс, съезд — совещание широкого состава, как правило, ­регионального, общероссийского или международного масштаба.

    В рамках конкретного предприятия в зависимости от основной задачи выделяют следующие виды совещаний:

    • оперативное;
    • инструктивное;
    • проблемное.

    В основу классификации совещаний могут быть положены и другие критерии, например, периодичность: плановые, внеплановые .

    Кроме того, по характеру проведения совещания разделяются на следующие типы:

    • диктаторское — свойственно авторитарному типу управления, когда совещание ведет и обладает фактическим правом голоса только руководитель, остальным участникам предоставляется лишь возможность задавать вопросы, но никак не высказывать собственное мнение;
    • автократическое — основывается на вопросах руководителя к участ­никам и их ответах на них, как правило, отсутствуют дискуссии, возможен лишь диалог;
    • сегрегативное — доклад обсуждают лишь выбранные руководителем участ­ники, остальные слушают и принимают к сведению ­представленную информацию;
    • дискуссионное — свободный обмен мнениями и выработка общего решения; право принимать решение в окончательной формулировке остается за руководителем;
    • свободное — на нем не принимается четкая повестка дня, иногда отсутствует и председатель, иногда заканчивается принятием решения, но в основном сводится к обмену мнениями.

    Собираясь вместе, участники совещания имеют возможность высказать свою точку зрения по обсуждаемым темам, довести информацию, которой они владеют, до всех участников совещания, обсудить спорные вопросы, рассмотреть альтернативные варианты решений. Ведь не зря говорят, что в споре рождается истина.

    Но совещание является дорогостоящим мероприятием. Следует помнить, что если в вашей организации ежедневно проходит часовое совещание с восемью участниками, это означает, что один сотрудник получает зарплату только за участие в совещаниях. Совещание нельзя рассматривать как способ информирования сотрудников, оно является оптимальным средством оценки и принятия решений. Коллективно принятое решение имеет больший вес, чем единоличное. Поэтому совещание идеально там, где необходимо участие команды в обсуждении проблемы и поиске решений, где необходимо рассмотрение разных точек зрения.

    Подготовка совещания

    Успех совещания на 90% зависит от качества его подготовки. Любое, даже самое короткое совещание, от предварительной проработки только выиграет.

    Сотрудник, ответственный за подготовку мероприятия, прежде всего должен выяснить:

    • цель совещания,
    • основные вопросы для обсуждения,
    • состав участников,
    • место, время и форму проведения.

    Отметим, что в ряде организаций существует определенный порядок проведения совещаний, который может быть закреплен в специальном Регламенте. В этом случае задача значительно упрощается.

    Если в подготовке совещания участвует несколько человек, то, как правило, на предприятии издается приказ о проведении совещания, в котором определяется состав рабочей группы и план его подготовки (см. Пример 1).

    Формирование повестки дня

    Составление повестки дня является задачей председателя, но ее ­­доку­ментальное оформление ложится на плечи секретаря.

    Повестка дня составляется только после определения цели совещания. При этом цель должна быть четко сформулирована, иметь логическую завершенность и однозначное толкование. В повестку дня следует включать небольшое количество вопросов , чтобы можно было обстоятельно обсудить их на совещании. Но, к сожалению, это требование не всегда выполняется и повестку дня перегружают, что лишает возможности подготовить и обсудить все вопросы досконально. Здесь действует принцип «лучше меньше, да лучше». Поэтому всегда старайтесь избавиться от второстепенных ­вопросов, которые можно решить вне совещания.

    Повестка дня обычно составляется в письменной (печатной) форме . Конечно, совещания могут проводиться и без заранее заготовленного списка вопросов, но в этом случае они должны хотя бы в устной форме доводиться до сведения участников встречи. Думаю, никто не станет спорить с тем, что написанная повестка дня является более эффективной формой и позволяет каждому сосредоточиться на том, что необходимо сделать: до совещания, во время совещания и после него. Она является планом проведения мероприятия. Совещания без нее очень часто превращаются в обсуждения общего характера, участники которых не сосредотачиваются на ключевых вопросах. Многим свидетелям неподготовленных совещаний не раз приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда кто-либо срочно запрашивал информацию у своих подчиненных, а остальные были вынуждены терять время на ожидание. Такие недочеты отрицательно влияют на ритм ­проведения обсуждения, а следовательно, и на его эффективность.

    По поводу того, как следует располагать вопросы в повестке дня , ­существуют два диаметрально противоположных мнения.

    В соответствии с первой точкой зрения вопросы следует располагать в порядке их важности и сложности. Аргументы здесь следующие: в начале совещания сотрудники являются более активными, они еще не устали и, ­следовательно, самые важные и сложные вопросы лучше обсуждать в начале.

    Приверженцы второй точки зрения считают, что вопросы, которые требуют расширенного обсуждения и проработки, лучше всего рассматривать во второй трети собрания, когда физическая и умственная работоспособность участников достигает пика. Текущие вопросы, не требующие много времени, можно решить в первую очередь, а на конец оставить наиболее легкие вопросы, интересные и приятные дела.

    Исходя из практики работы, можно рекомендовать читателям придерживаться второй точки зрения, т.к. начиная с более простых вопросов, вы можете задать определенный ритм, ведь они не требуют детальной проработки, сотрудники, обсуждая их, не успевают устать — они служат «своеобразной разминкой» перед работой над более сложными проблемами. Когда основная работа выполнена и внимание аудитории ослабевает, можно перейти к обсуждению более интересных вопросов, не требующих напряжения (в последней трети совещания), например, об организации корпоративного мероприятия в честь юбилея фирмы или о результатах участия в выставке.

    Мы живем в динамичном мире. За время подготовки совещания в результате получения более достоверной и оперативной информации приоритеты могут меняться неоднократно. То, что для нас было актуально всего несколько часов назад, может стать совершенно неинтересным. Поэтому никогда не следует рассматривать утвержденную повестку дня рабочего совещания как нечто незыблемое. На этот случай можно рекомендовать разработать процедуру корректировки повестки после ее утверждения, что должно найти свое отражение в Регламенте по проведению совещаний.

    Составленная повестка дня утверждается руководителем, образец такого документа представлен в Примере 2. Но на практике довольно часто используется и упрощенная форма. Как видно из Примера 3, она не имеет грифа утверждения (встречаются даже варианты оформления без подписи ответст­венного исполнителя), но именно такие формы повесток являются самыми распространенными. Первая форма более информативна, содержит сведения о месте, дате проведения и участниках совещания, имеет гриф утверждения. Поэтому можно рекомендовать использовать ее для наиболее важных совещаний, а для проведения рабочих и оперативных повестку дня может подписать и секретарь после предварительного устного обсуждения с председателем. Порядок оформления повестки дня закрепляется в ­Регламенте по проведению совещаний, если таковой на предприятии имеется.


    Участники совещания

    После определения цели совещания и круга вопросов, которые будут на нем обсуждаться, можно перейти к выбору кандидатур участников. На совещание следует приглашать сотрудников :

    • которые принимают ключевые решения по вопросам, вынесенным на обсуждение (их мнение может быть решающим);
    • которые в соответствии со своими служебными обязанностями ­обладают определенной информацией по рассматриваемым вопросам;
    • которые по роду своей деятельности должны быть ознакомлены с информацией, представленной на совещании;
    • которые будут организовывать выполнение решений совещания.

    Следует приглашать людей, способных озвучить разные точки зрения и одновременно готовых к плодотворному взаимодействию.

    Полезность собрания обратно пропорциональна числу его участников. Рекомендованное психологами количество для внутреннего делового совещания — от 6 до 9 человек , это обеспечивает высокую продуктивность, люди не теряются в массе, и такую группу легче контролировать. На практике совещания проводятся и в меньших, и в больших группах, каждая их них имеет свои преимущества и недостатки.

    К повестке дня может быть приложен список приглашенных с указанием их должностей. Так поступают при организации крупных совещаний, на которых присутствует большое количество участников. Это активно практикуется в федеральных органах исполнительной власти. В коммерческих же организациях участников совещания и приглашенных лучше вносить в повестку дня совещания, как это показано в Примере 2.

    В крупных учреждениях к совещаниям по наиболее важным вопросам составляется справка по их существу , в которой указывается причина и цель постановки вопроса на обсуждение. Вместе со справкой может быть ­предложен проект решения .

    Если в совещании участвует большое количество людей, руководителей филиалов, дочерних компаний или представителей сторонних организаций, то рассылаются приглашения (извещения) на совещание. Как правило, такой документ состоит из:

    • обращения;
    • информации о дате, месте и времени проведения;
    • повестки дня;
    • предложения принять участие;
    • просьбы о подтверждении участия в совещании.

    Приглашения (извещения) подписывают лица, отвечающие за ­подготовку мероприятия. Возможный вариант оформления показан в Примере 4.


    От вида совещания зависит и вид документа, который должен быть разослан участникам. Как правило, это:

    • приглашение (извещение) о проведении совещания, оформленное на фирменном бланке организации, либо
    • повестка дня в той форме, которая принята на предприятии.

    Повестка дня должна рассылаться за несколько дней до начала мероприятия (обычно за 3-5 дней), чтобы у его участников была возможность подготовиться. К ней прикладываются материалы, подлежащие обсуждению (проекты докладов по каждому вопросу, информационные материалы, представленные ответственными исполнителями). Такая сопроводительная документация может быть разослана позже — за 1-2 дня до встречи. В этом случае следует учитывать реальное соотношение объема информации, с которым необходимо ознакомиться, и оставшегося времени.

    Организаторам совещания нужно не только разослать приглашения (или повестки дня) участникам, но и поддерживать обратную связь. Следует уточнить, смогут ли они присутствовать, необходимо ли им наличие технических средств.

    Подготовка документов для проведения совещания (доклады, информационные материалы)

    Так, 10-15 страниц сплошного текста, набранного мелким шрифтом, никто читать не будет. Поэтому не экономьте на своих сотрудниках и используйте оптимальный размер шрифта — 12. Более мелкий текст можно использовать, например, для постраничных сносок.

    Не применяйте одновременно слишком много начертаний шрифтов (хватит и 2-х, например, самых распространенных — Times New ­Roman и Arial). Выделять фрагменты текста лучше разными начертаниями ­(курсивом, ­жирным) или подчеркиванием.

    Продумайте, сколько уровней заголовков в тексте вам понадобится, нужно ли их нумеровать, как вы будете выделять наименования таблиц, схем и ­рисунков? Все это поможет читателю быстро ориентироваться в документе.

    Главное, чтобы выбранная вами логика форматирования не нарушалась в пределах одного документа, и желательно, чтобы она соблюдалась (пусть ­даже с небольшими отступлениями) в пределах всего комплекта материалов.

    Выступления участников могут подкрепляться письменными докладами . Отметим, что доклад является одним из самых длинных деловых документов. Его написание относится к навыкам, необходимым для успешной карьеры. Поэтому дадим несколько основополагающих рекомендаций по ­составлению текста доклада. Он должен быть:

    • кратким, насколько позволяет содержание и цель;
    • понятным (простым, а не запутанным);
    • логичным;
    • структурированным.

    Очень часто цели написания доклада состоят в том, чтобы оказать на читателей определенное влияние: убедить их принять определенную точку зрения, изменить собственное мнение или предпринять конкретные дейст­вия. Доклад должен быть адресован заранее очерченной группе, содержать убедительные аргументы и предвосхищать возможные возражения.

    Помимо докладов, к совещанию готовятся информационные материалы , которые используют выступающие. Не зря гласит русская пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Существует большое количество наглядных средств. Например, два простых графика могут быть эффективнее одного сложного, причем их легче и быстрее построить. Современная компьютерная техника позволяет включать в доклад множество графических изображений вплоть до цветных иллюстраций.

    Подготовка помещения

    Помещение, предназначенное для проведения совещания, должно быть заранее подготовлено.

    Его нужно проветрить или за несколько часов включить систему кондиционирования.

    Стулья следует аккуратно расставить, а их количество должно быть на 1-2 больше, чем запланированное число участников и приглашенных. Ведь во время обсуждения может срочно понадобиться пригласить кого-либо из сотрудников. Тогда им будет куда сесть.

    На столах должны быть письменные принадлежности (ручки, карандаши и листы бумаги формата А4 или удобные блокноты А5 либо большего формата). Приветствуется использование канцтоваров с фирменной символикой.

    На столах размещается минеральная вода и стаканы, которые ставятся вверх дном на салфетки, а их количество должно быть на 1-2 больше, чем присутствующих.

    Если для наглядности используются маркерные доски, необходимо предусмотреть наличие нескольких разноцветных маркеров, а также заранее пропитать так называемую «стерку» специальной жидкостью.

    В случае использования технических средств их необходимо установить заранее, ознакомиться с правилами эксплуатации и проверить работоспособность, обязательно следует предусмотреть возможность подключения ноутбуков. При использовании слайдов необходимо обеспечить их наличие на совещании, разместить проекционный экран таким образом, чтобы его было видно всем присутствующим.

    Может потребоваться и более экзотическое оборудование. Например, на пищевых предприятиях возможно проведение дегустации какого-либо продукта и сравнение его с продуктами конкурентов. В этом случае ­необходимо предусмотреть наличие одноразовой посуды для каждого участника.

    В некоторых компаниях в целях безопасности не разрешается приносить на совещания мобильные телефоны. В этом случае следует предусмотреть возможность их хранения у секретаря руководителя.

    Проведение совещания

    Если повестка дня насыщенная, то рекомендуем установить регламент обсуждения . Он дисциплинирует участников и помогает председателю контролировать ход собрания. Примерный регламент совещания, посвященного обсуждению одного вопроса, может выглядеть следующим образом:

    • вступительное слово (оговариваются временные ограничения по ходу совещания и ориентировочное время его окончания) — не более 10 мин.;
    • основной доклад — до 30 мин.;
    • вопросы к докладчику — не более 2 мин. каждый;
    • содоклад, сообщение — не более 10 мин.;
    • вопросы к содокладчику — не более1 мин. каждый;
    • выступления — по 5-7 мин. каждое;
    • ответ докладчика — не более 5 мин.;
    • ответы содокладчиков — не более 3 мин. каждый;
    • справка по ходу совещания — не более 3 мин.;
    • чтение проекта решения — не более 3 мин.;
    • подведение итогов совещания — не более 10 мин.

    Максимальная продолжительность совещания не должна превышать трех-четырех часов в день. Исходя из психофизиологических особенностей человека рекомендовано делать перерыв через 1,5 — 2 часа работы на 15 мин.

    Конкретное время проведения совещания определяется председателем. При этом следует учитывать человеческие биоритмы. Так, эргономические исследования выявили, что лучшим временем для принятия решений является позднее утро. Психологи же рекомендуют проводить большинство совещаний во второй половине дня. По теории биоритмов у человека два пика работоспособности — между 9-12 часами и между 16-18 часами. Хотя длительные собрания в конце дня могут вынуждать людей принимать быстрые и не всегда оптимальные решения. Успех зависит не от ­продолжительности совещания, а от того, насколько активны все его участники.

    В среднем продолжительность совещаний на предприятии колеблется от 30 минут до 2-х часов. Нужно стараться, чтобы совещание было как можно короче, насколько это позволяют поставленные цели. Не секрет, что во многих компаниях совещания по вопросам, которые можно было бы обсудить за 20 минут, превращаются в длительную 2-часовую дискуссию. В мире накоплен большой опыт рациональных и даже оригинальных решений этой проблемы. Например, в некоторых японских корпорациях сотрудники выходят в холл, и совещание проводится именно там, причем стоя. Можно не сомневаться, что подобные обсуждения укладываются в рекомендуемые специалистами временные рамки — час, максимум полтора. Мне трудно представить такую форму проведения совещаний на российских предприятиях — нам в вопросах организации бизнеса пока далеко до Японии, но у нас еще все впереди.

    • информативные и оперативные совещания не должны превышать 20-30 мин., а проблемные — 1,5-2 часов;
    • обсуждение одного сложного вопроса не должно растягиваться более чем на 40-45 мин.;
    • через 30-40 минут работы у участников начинает ослабевать внимание;
    • через 70-80 минут появляется физическая усталость;
    • через 80-90 минут развивается отрицательная активность — ­начинаются разговоры и занятия посторонними делами;
    • если совещание продолжается без перерыва более 2-х часов, то ­появляются участники, согласные на любое решение.

    Документальное оформление совещания

    Самое важное начинается как раз после проведения совещания. Ведь именно от выполнения принятых решений будет зависеть его эффективность. Для этого необходимо составлять протокол, в котором письменно фиксируются решения с указанием ответственных исполнителей и сроков выполнения задания. Как правило, в конце совещания председатель подводит итоги обсуждения и кратко объявляет, какие действия должны быть предприняты, кем и когда. Именно протокол документально подтверждает достигнутые договоренности и указывает направления предстоящей работы.

    Протокол является обязательным элементом завершающей стадии совещания. В протоколе фиксируется ход обсуждения вопросов и принятые решения. Протокол отражает деятельность по совместному принятию решений коллегиальным органом или группой работников.

    В зависимости от вида совещания и других факторов могут составляться следующие формы протокола :

    • полный протокол, который содержит запись всех выступлений на заседании (в нем фиксируются обсуждавшиеся вопросы и принятые решения, выступления участников, вопросы, замечания и т.д.);
    • краткий протокол, который содержит фамилии выступивших и краткие записи о теме выступления, принятых решениях (без подробностей хода обсуждения).

    Решение о том, какую форму протокола вести на совещании, принимает руководитель коллегиального органа или руководитель организации.

    По своей сути протокол является конспектом совещания. Он может стать основой для обсуждения вопросов, поднимаемых на следующей встрече. Из этого документа отсутствующие на совещании смогут почерпнуть ценную информацию (ими могут быть ответственные исполнители, которые не были приглашены на обсуждение). Поэтому при составлении протокола в него необходимо включить следующие моменты:

    • дату и время проведения рабочего совещания;
    • участников;
    • повестку дня и ее исполнение;
    • принятые решения;
    • намеченные действия;
    • ответственных исполнителей;
    • срок исполнения.

    Протокол ведется во время совещания секретарем, который конспектирует (стенографирует) или записывает на диктофон выступления участников совещания. Основным профессиональным качеством секретаря должно быть умение слушать, которое в настоящее врем является недооцененным качеством. Большинство людей на совещании очень часто начинают говорить разом. Из всех слов, которыми мы пользуемся, только малая часть несет объективную информацию, которую стоит фиксировать в документе. Многие люди обрамляют свои мысли словами, выражающими их чувства к слушателям или отношение к группе. Чтобы выделить из такого словесного потока суть, требуется значительная концентрация внимания, а также знание основных ­бизнес-­процессов организации. Дадим ряд рекомендаций тому, кто протоколирует:

    • воспринимайте факты и идеи, а не только слова;
    • прислушивайтесь к словам о действиях: выполненных, ­предполагаемых или одобренных;
    • отмечайте слова, которые говорили бы о возможных переменах;
    • не стесняйтесь уточнять у присутствующих, если не уловили или не поняли принятого в ходе активного обсуждения решения или предстоящего действия;
    • перед тем, как перейти к следующему пункту обсуждения, подводите итог предыдущего. При этом, как правило, председатель просит зачитать вслух проект решения и, в случае необходимости, вносит в него коррективы (следует отметить, что если для проведения совещания была создана рабочая группа, то именно она и должна готовить проект решения), а в задачу секретаря входит лишь фиксация принятого решения в проекте протокола.

    Оформление протокола имеет ряд особенностей. Если оно продолжалось несколько дней, то через тире указывают даты начала и окончания совещания. Номером протокола является порядковый номер заседания коллегиального органа с начала года.

    Протокол подписывается председателем и секретарем. В особо важных случаях выступавшие должны визировать протокол, визы проставляются на левом поле документа, на уровне записи выступления.
    К протоколу подшиваются представленные на рассмотрение материалы: справки, доклады, проекты и т.п., которые оформляются как приложения.

    Как правило, время, которое отводится на подготовку протокола, зависит от вида совещания и должно быть закреплено в локальных нормативных актах предприятия. Обычно протокол окончательно оформляют в течение нескольких часов после совещания или же на следующий день, пока в памяти свежи воспоминания о ходе обсуждения у секретаря, председателя и всех присутствующих.

    Всем участникам совещания необходимо разослать копию протокола, а ответственным исполнителям по конкретным вопросам, не присутствовавшим на совещании, выписку из протокола, которая включала бы лишь необходимую для выполнения поручения информацию. Образец оформления выписки из протокола производственного совещания приведен в Примере 5. Сроки рассылки копии протокола участникам совещания или выписки из протокола должны быть определены в локальных нормативных актах предприятия.


    Как правило, копия протокола делается путем изготовления ксерокопии с оригинала протокола, подписанного председателем и секретарем совещания. При этом в верхнем правом углу документа ставится штамп «КОПИЯ» , а не «КОПИЯ ВЕРНА», как это делается во многих организациях, а в конце протокола делается заверяющая запись в соответствии с ГОСТ Р6.30-2003: при заверении копии документа ниже реквизита «Подпись» проставляют заверительную надпись «Верно», должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения (см. Пример 6). При этом лицо, имеющее право заверения копий протоколов, должно быть наделено такими полномочиями локальными нормативными актами предприятия, ­например, это может быть отражено в Инструкции по делопроизводству.

    Копию протокола (так же, как и выписку из протокола) допускается заверять печатью организации, определяемой по ее усмотрению. Но, как правило, печать на копиях документов (на выписках), используемых внутри организации, не ставится. Поэтому и в наших Примерах 5 и 6 ее нет.

    Если вы изготавливаете копию многостраничного протокола, то отксерокопированные листы документа сначала необходимо прошить, а заверительная надпись в этом случае делается на оборотной стороне последнего листа документа. На практике многостраничные копии, используемые только внутри организации, не прошиваются.

    Контроль бывает сроковый и по существу. Ответственность за сроковый контроль возлагается на службу делопроизводства, а контроль по существу осуществляет непосредственный руководитель. На очередном совещании можно проинформировать сотрудников о выполнении решений предыдущего совещания.

    В соответствии со ст. 5 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций (2000 г.), устанавливаются ­следующие сроки хранения протоколов :

    • протоколы коллегиального исполнительного органа организации (коллегии, совета, дирекции, Правления и др.) — постоянно;
    • протоколы научных, экспертных, методических, консультативных ­органов организации (комитетов, комиссий, советов и др.) — постоянно;
    • протоколы совещаний у руководителя организации — постоянно;
    • протоколы собраний трудовых коллективов организации — постоянно;
    • протоколы собраний структурных подразделений организации — 5 лет ЭПК;
    • протоколы общих собраний акционеров, пайщиков — постоянно.

    Большая часть протоколов имеет постоянный срок хранения, что обусловливает всю важность работы с данным видом документа на предприятии. Поэтому важным является не только архивное хранение, но и организация оперативного хранения протоколов на предприятии в соответствии с ­утвержденной номенклатурой дел.

    Электронный документооборот и совещания: что общего?

    Предприятия все в большей степени ощущают потребность в эффективном управлении. На это направлено внедрение систем электронного документооборота (СЭД). Обращаем ваше внимание на тот факт, что во многих СЭД присутствует модуль, предназначенный для автоматизации документооборота, сопровождающего проведение заседаний коллегиальных органов управления. Он способен эффективно решать следующие задачи:

    • планирование и подготовка совещаний;
    • предоставление руководителю удобных средств анализа предыдущих совещаний;
    • контроль исполнения решений, принятых по итогам проведения совещания.

    В том или ином виде (в зависимости от конкретного программного обеспечения) могут быть реализованы следующие функции:

    • формирование проекта повестки дня;
    • рассылка сообщений исполнителям, ответственным за подготовку проектов решений;
    • получение проектов решений и справок от ответственных исполнителей;
    • формирование пакета документов к совещанию;
    • рассылка пакета документов участникам совещания;
    • рассылка приглашений, повестки дня;
    • формирование протокола совещания;
    • контроль исполнения решений совещаний.

    Если в СЭД реализован полноценный блок автоматизации контроля исполнения поручений, то он позволяет формировать необходимую ­отчетность. Как правило, можно делать выборки по:

    • Ф.И. О. руководителя, который дал поручение;
    • Ф.И. О. ответственного исполнителя;
    • сроку исполнения поручений;
    • просроченным поручениям.

    Грамотное использование СЭД призвано облегчить наш труд и высвободить время для решения задач, с которыми машины пока справиться не в состоянии.

    * * *

    Если учитывать, что генеральный директор крупного предприятия в среднем тратит 17 часов в неделю, исполнительный директор — 23 часа, а менеджер среднего звена — 11 часов в неделю на участие в совещаниях, то эффективность их проведения способна высвободить массу полезного времени и энергии. И ваш вклад в это благородное дело может быть значительным!


    Основные применимые нормы:

    П. 7 ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).

    После того как общее собрание участников ООО выбрало председательствующего на общем собрании и в повестку дня внесены все вопросы, подлежащие рассмотрению, председательствующий предлагает всем участникам собрания утвердить проект повестки дня заседания.

    Порядок утверждения повестки дня

    Законом об обществах с ограниченной ответственностью не регламентирован порядок утверждения на общем собрании участников повестки дня.

    В целях избежания рисков последующего оспаривания принятых на общем собрании участников решений, рекомендуется утверждать ее участниками общества, присутствующими на собрании (при наличии кворума), большинством голосов от общего числа голосов участников общества (п. 8 ст. 37 Закона об ООО не предусматривает квалифицированного большинства при принятии решения об утверждении повестки дня общего собрания, соответственно согласно абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО такое решение может быть принято большинством голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом общества).

    Обратите внимание!

    В соответствии с п. 7 ст. 37 Закона об ООО общее собрание участников общества вправе принимать решения только по вопросам повестки дня, сообщенным участникам общества в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 36 Закона об ООО, за исключением случаев, если в данном общем собрании участвуют все участники общества.

    В целях избежания рисков последующего оспаривания принятых на общем собрании участников решений по дополнительно внесенным в ходе собрания вопросам, рекомендуется утверждать их в составе повестки дня только в том случае, если на собрании присутствуют все участники. Утверждение таких вопросов в составе повестки дня рекомендуется проводить большинством голосов от общего числа голосов участников общества (на основании абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).

    Нарушения при утверждении повестки дня общего собрания участников ООО

    При утверждении повестки дня общего собрания участников могут быть допущены следующие нарушения:

    Изменение формулировок вопросов повестки дня;

    Включение дополнительных вопросов при отсутствии на собрании всех участников ООО.

    При обнаружении данных нарушений участники могут обратиться в суд с требованием о признании недействительными решений, принятых на общем собрании, на основании п. 1 ст. 43 Закона об ООО.

    Вернуться к таблице >>>

    5.5. Принятие на очередном общем собрании участников ооо решений по вопросам повестки дня

    Основные применимые нормы:

    Ст. 37 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО).

    После утверждения повестки дня очередного общего собрания участников ООО председательствующий на общем собрании выносит на обсуждение общего собрания вопрос о принятии решения по каждому вопрос повестки дня. Перед голосованием возможно проведение обсуждения по каждому из вопросов повестки дня. При этом в протоколе должна быть отражена информация о лице (лицах), выступавшем по данному вопросу, а также информация о содержании его выступления.

    Решение принимается общим собранием путем голосования "за" его принятие или "против". При этом решение считается принятым, если за его принятие отдано необходимое в соответствие с законом об ООО количество голосов.

    Вопрос повестки дня

    Норма закона

    Реорганизация или ликвидация общества

    абз. 2 п. 8 ст. 37 Закона об ООО

    Предоставление дополнительных прав участнику (участникам) общества

    абз. 1 п. 2 ст. 8 Закона об ООО

    Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества

    Возложение дополнительных обязанностей на всех участников общества, прекращение дополнительных обязанностей

    п. 2 ст. 9 Закона об ООО

    Внесение в устав, изменение и исключение из устава ограничений максимального размера доли участника общества и возможности изменения соотношения долей участников общества

    п. 3 ст. 14 Закона об ООО

    Увеличение уставного капитала общества на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Увеличение номинальной стоимости доли участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления участника (заявлений участников) общества о внесении дополнительного вклада

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Увеличение уставного капитала общества на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Принятие третьего лица (третьих лиц) в общество

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Определение номинальной стоимости и размера доли третьего лица (третьих лиц), принимаемого в общество

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Изменение размеров долей участников общества в связи с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Внесение изменений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала на основании заявления третьего лица (третьих лиц) о принятии его (их) в общество и внесении вклада

    п. 2 ст. 19 Закона об ООО

    Внесение в устав общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене, в том числе изменение размера такой цены или порядка ее определения

    п. 4 ст. 21 Закона об ООО

    Внесение в устав общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи

    п. 4 ст. 21 Закона об ООО

    Внесение в устав общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей

    п. 4 ст. 21 Закона об ООО

    Внесение в устав общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО

    п. 2 ст. 23 Закона об ООО

    Внесение в устав общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества

    п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО

    Зачет участниками общества и (или) третьими лицами денежных требований к обществу в счет внесения ими дополнительных вкладов (вкладов)

    п. 4 ст. 19 Закона об ООО

    Продажа доли (части доли), принадлежащей обществу, участникам, в результате которой изменяются размеры долей участников общества, а также ее продажа третьим лицам и определение иной цены на продаваемую долю

    п. 4 ст. 24 Закона об ООО

    Выплата кредиторам действительной стоимости доли или части доли участника, на имущество которого обращается взыскание

    абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона об ООО

    Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества

    п. 2 ст. 15 Закона об ООО

    Внесение в устав положений, предоставляющих участникам право выхода из общества

    п. 1 ст. 26 Закона об ООО

    Внесение в устав общества изменений, предусматривающих обязанность участников общества вносить вклады в имущество общества по решению общего собрания участников

    п. 1 ст. 27 Закона об ООО

    Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества

    п. 2 ст. 27 Закона об ООО

    Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, установленные для всех участников общества

    п. 2 ст. 27 Закона об ООО

    Внесение в устав общества положений, устанавливающих порядок распределения прибыли между участниками общества, а также изменение и исключение таких положений

    п. 2 ст. 28 Закона об ООО

    Внесение в устав положений, устанавливающих порядок определения числа голосов участников общества, а также изменение и исключение таких положений

    п. 1 ст. 32 Закона об ООО

    Внесение изменений в устав общества (увеличение или уменьшение размера уставного капитала)

    абз. 1 п. 8 ст. 37 Закона об ООО

    Внесение вкладов в имущество общества

    абз. 2 п. 1 ст. 27 Закона об ООО

    Создание филиалов и открытие представительств

    п. 1 ст. 5 Закона об ООО

    Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества

    Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, что участник, которому принадлежат дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)

    абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона об ООО

    Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества

    Большинством не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества (при условии, что участник, на которого возлагаются дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие)

    п. 2 ст. 9 Закона об ООО

    Исключение из устава общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене

    п. 4 ст. 21 Закона об ООО

    Исключение из устава общества положений, устанавливающих возможность воспользоваться преимущественным правом покупки не всей доли или не всей части доли в уставном капитале общества, предлагаемых для продажи

    п. 4 ст. 21 Закона об ООО

    Исключение из устава общества положений, предусматривающих возможность предложения доли или части доли в уставном капитале общества всем участникам общества непропорционально размерам их долей

    п. 4 ст. 21 Закона об ООО

    Исключение из устава общества положений, предусматривающих срок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли участника по его требованию в случаях, предусмотренных абз. 1 и 2 п. 2 ст. 23 Закона об ООО

    п. 2 ст. 23 Закона об ООО

    Исключение из устава общества положений, предусматривающих иной срок, чем три месяца, со дня возникновения соответствующей обязанности или порядок исполнения обязанности общества по выплате действительной стоимости доли или выдаче в натуре такой же стоимости участнику, подавшему заявление о выходе из общества

    п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО

    Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества для определенного участника общества

    п. 2 ст. 27 Закона об ООО

    Остальные вопросы

    абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО

    Согласно п. 9 ст. 37 Закона об ООО уставом ООО может быть предусмотрено проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа и (или) ревизионной комиссии общества.

    При кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому участнику ООО, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в орган ООО, и участник ООО вправе отдать все голоса за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов.

    Обратите внимание!

    По вопросу о том, можно ли в уставе ООО предусмотреть возможность принятия решений участниками общего собрания единогласно, если в соответствии с Законом об ООО единогласия для принятия решений по этим вопросам не требуется, сложилась различная судебная практика. См. Путеводитель по корпоративным спорам. Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

    Открытое, если уставом не предусмотрен иной порядок.

    Последствия нарушения

    Нарушение порядка проведения общего собрания участников ООО влечет наложение административной ответственности на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей (п. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

    Каждое очередное собрание участников ООО – это новые задачи, ведущие либо к успеху, либо к краху компании. Поэтому от того, какие вопросы обсуждаются на нем, зависит дальнейшая деятельность общества. Так какой должна быть повестка дня общего собрания участников ООО?

    Повестка дня нужна не для видимости работы компании, а, в первую очередь, для определения и уточнения задач, которые требуют решения. Чем четче и логичней они будут поставлены, тем выше вероятность приведения к «общему знаменателю».

    Что такое повестка дня?

    Повестка дня – это список вопросов, которые требуются для обсуждения участниками ООО и по которым выносится решение в целях развития компании. Чтобы детально в этом разобраться, нужно учитывать порядок прохождения .

    Если данное мероприятие разбить на этапы, можно выделить следующие:

    – Отправка уведомлений.

    В преддверии годового собрания сроком за 30 дней каждому из участников ООО высылается уведомление о созыве. Делается это заказным письмом по адресу проживания участника, телеграммой или иным вариантом оповещения, согласованным в уставе. Уведомление включает документы, извещающие о дате и месте проведения мероприятия, порядке и сроках регистрации участников, виде собрания и т.д.

    Также должна быть приложена примерная повестка дня (ст. 36 «Закон об ООО»).

    – Внесение предложений.

    В течение 15 дней каждый из участников ООО имеет право дополнить повестку дня вопросами, отвечающим компетенции общего собрания (ст. 36 «Закон об ООО»). Записываются вопросы в повестку дня в формулировке, заявленной участником. Правки категорически не допускаются, поэтому позаботиться об этом стоит заранее.

    В течение 15 дней каждый из участников ООО имеет право дополнить повестку дня.

    Количество предложений законом не ограничивается (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 90 и Пленума ВАС РФ № 14). Также нет рамок, каким образом они направляются созывающему органу (например, почтой с уведомлением, курьером лично в руки), поэтому порядок лучше отразить в уставе общества.

    – Повторное уведомление.

    За 10 дней до начала очередного общего собрания отправляется повторное уведомление участникам ООО с дополненной повесткой дня. Изменению она уже не подлежит. Впрочем, компания может установить и другие короткие сроки.

    Образец уведомления можно скачать .

    – Внесение в протокол.

    Повестка дня вносится в протокол общего собрания участников ООО. Порядок рассмотрения вопросов устанавливается по степени важности.

    Повестка дня – первостепенный документ для проведения годового собрания участников ООО, при грамотном оформлении которого процесс обсуждения дальнейшего пути развития компании становится структурированным и продуктивным.

    Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
    Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


    29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
    Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
    Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
    Обсуждение закона открыто здесь:
    (для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

    ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

    ПОВЕСТКА ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

    НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА № 66-ФЗ ОТ 15.04.98 г.
    ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СНТ
    КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТМЕНЫ ЕГО РЕШЕНИЯ

    Статья, предлагаемая вашему вниманию, дополнена нормами ГК, содержащимися в Части 1 Главе 9.1 "Решения собраний ", внесённых в кодекс Федеральным законом № 100 от 7 мая 2013 г. В результате такого дополнения в ГК и норм, уже имеющихся в 66-ФЗ от 15.04.98 г., сегодня члены садоводческого объединения имеют полный и исчерпывающий набор инструментов для признания общего собрания легитимным и обязывающим выполнять его решение с одной стороны, так и для вывода о ничтожности решения, принятого с нарушением закона.

    Страница 7. ПОВЕСТКА ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

    Несмотря на то, что данный вопрос важен для СНТ , в Законе № 66-ФЗ он почти не освещён. Однако даже тот минимум, который имеется в Законе, даёт садоводам право и основания отменить решение общего собрания в суде, в том числе, при условии, что собрание было правомочным , и имелся соответствующий количеству членов СНТ кворум.

    Ближе к делу. Согласно ст. 21, п. 2, абзац 6 " " "в уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть в обязательном порядке указано содержание выносимых на обсуждение вопросов". На этом норма Закона исчерпывается. На первый взгляд здесь и рабирать нечего. Но, это только на первый взгляд.

    Давайте представим себе реальную ситуацию, которая случилась в СНТ "Пищевик" 4 октября 2009 г. Тогда в суде рассматривался вопрос о признании недействительным внеочередного общего собрания членов СНТ. Одним из оснований для вынесения такого решения судом как раз и явилась повестка дня. Чтобы не мучить вас перечитыванием решения суда о признании незаконнным общего собрания , поясню коротко суть того, что было сотворено группой инициаторов - оппозиционеров, опуская те вопросы, которые рассматриваются на других страницах сайта. А надо отдать должное инициативной группе - они умудрились нарушить все нормы Закона № 66-ФЗ от 15.04.98 г., касающиеся организации, проведения и выполнения решения общего собрания , прихватив заодно и нормы других законов РФ. Это просто классика для СНТ: прочитай решение суда и не делай так, как сделали оппозиционеры в "Пищевике". И тогда всё у вас получится.

    Итак. Повестка дня собрания была вывешена на видных местах в обществе, но был нарушен срок. Это должно было произойти за 2 недели до собрания. Следует заметить, что объявление - это дублирующий элемент в оповещении садоводов. Уже на собрании повестка дня вдруг была изменена. В неё были добавлены выборы председателя СНТ. А в ходе судебных заседаний появилась третья повестка дня, которую до этого никто не видел. И она, якобы была утверждена и предложена ревизионной комиссией. Естественно в правление никто из инициаторов с письменными предложениями не обращался . Ниже вам предлагаются выдержки из решения суда для понимания роли и места рассматриваемой нами сейчас нормы Закона.

    Согласно протоколу № 1 общего собрания членов СНТ "Пищевик" повесткой дня являлись выборы председателя правления СНТ "Пищевик", выборы членов ревизионной комиссии, назначение ревизии, обязывание бывшего председателя правления СНТ "Пищевик" Б.С.В. передать документацию по финансово-хозяйственной деятельности общества и печать вновь избранному председателю правления Р.В.А., утверждение положения о ревизионной комиссии, утверждение тарифов на электроэнергию, размер членских взносов, заработной платы председателя и бухгалтера-кассира, рассмотрение заявления члена общества Г.Н. об исключении из общества, разное...