• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дружный, сплоченный коллектив, готовый сделать все возможное для достижения поставленных целей, является мечтой любого руководителя. При этом каждый топ-менеджер желает видеть у себя на предприятии настоящую команду. В широком смысле это понятие означает трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, каждый член которого обладает приверженностью общим целям, а также ценностям организации. Команда - это не что иное, как группа единомышленников, идущих к своей цели под руководством лидера. Им и является высшее должностное лицо данной организации.

    Но как создать такую команду?

    Сформировать подобный коллектив помогает тимбилдинг. С английского языка данный термин переводится как «создание, построение команды». Другими словами, командообразование. Так что такое тимбилдинг, и какие он применяет методики?

    На заре истории

    Еще в самом начале развития человеческого общества люди, утрачивая свою агрессивность и социализируясь, начали обретать возможность сотрудничества и взаимовыручки. Появившаяся групповая территориальность способствовала консолидации всех членов племени. Это дало возможность ведения коллективной трудовой деятельности на охоте и в быту. Если рассматривать современное понятие, то можно сказать следующее: то, что мы называем сегодня тимбилдингом, возникло еще в далекие времена. Подобное явление стало вынужденной мерой, призванной повысить эффективность коллективных действий определенной группы людей, во главе которых всегда находился лидер (вождь, вожак) или группа лидеров.

    В античные времена важность поддержания на должном уровне командного духа стала одной из основных целей полководцев. Для того чтобы добиться сплоченности армии, среди ее солдат проводились соревнования на изобретательность, выносливость и силу.

    Проходили столетия, одно поколение приходило на смену другому. Но эта идея не была заброшена. Ее начали внедрять в жизнь руководители крупных компаний. Именно они первыми задумались об использовании методики, которая была призвана повысить эффективность группового труда. Особенно актуальная эта проблема стояла в годы промышленной революции. Тем не менее научные разработки в данной области в то время так и не были созданы.

    Внедрение игровых методик

    Активное проведение командообразующих мероприятий началось в 40-х годах прошлого века в США, Франции и Великобритании. Для этого использовались групповые и спортивные игры. Целью подобных мероприятий являлось сплочение недостаточно хорошо знакомых между собой людей, которым впоследствии предстояло выполнение общей задачи. В результате применения таких игр стала очевидна их результативность. В те годы проведение командообразующих мероприятий активно использовалось во время тренировок военнослужащих.

    Развитие концепции

    В литературе по ведению бизнеса найти точную дату, когда впервые упоминается термин «командообразование», просто невозможно. Но родоначальником этой концепции считается американский социолог и психолог, профессор Эптон Мэйо. Этот ученый в свое время занимался исследованием влияния разнообразных факторов на рост производительности труда. Его исследования проводились на одном из чикагских промышленных предприятий. Мэйо сумел доказать особую роль группового и человеческого фактора. По утверждению ученого:

    • на производительность оказывают непосредственное влияние взаимоотношения, складывающиеся между подчиненными и руководителем;
    • увеличение объемов выпуска продукции зависит от рабочих норм;
    • людям очень важна поддержка и забота, они стимулируют больше, чем улучшение условий труда;
    • рабочее место обладает своей культурой.

    Все эти выводы, сделанные в ходе эксперимента, и явились первым импульсом, позволившим зародиться концепции тимбилдинга.

    Современная теория менеджмента

    Командообразующее мероприятие - что это? Теория менеджмента рассматривает тимбилдинг с различных точек зрения. С одной стороны считается, что командообразующее мероприятие - это процесс, позволяющий сплотить коллектив. При этом он основывается на таких научных направлениях, как организационное развитие и динамика, психология группы и групповая динамика. Развитием данной концепции занимаются многие видные деятели психологии и менеджмента.

    С другой стороны, командообразующие мероприятия рассматриваются как альтернативное направление в развитии и обучении. Подтверждением тому становится коренное отличие этого процесса от классических форм получения умений и знаний. Ведь часто проводят командообразующие мероприятия на природе. При этом их участники обучаются благодаря имеющемуся у них опыту и активному взаимодействию.

    Необходимость тимбилдинга

    Нужны ли коллективу вашей организации командообразующие мероприятия? Без всякого сомнения. Дело в том, что на сегодняшний день наблюдается постоянный рост конкуренции на экономических рынках. Именно поэтому компаниям, работающим в современных условиях, приходится прилагать огромные усилия в поисках нестандартных решений, которые бы позволили ей стать лидером в своей сфере, а после этого удерживаться на самых высоких позициях.

    Не менее острая конкурентная борьба наблюдается и среди специалистов. Для подъема по служебной лестнице и получения достойной зарплаты сотруднику приходится постоянно доказывать своему руководителю, что в своем деле он самый лучший. Подобная тенденция нередко сказывается на взаимоотношениях между членами коллектива. Но ведь руководителю нужна слаженная Только в таком случае можно будет повысить рейтинг компании на рынке. Именно поэтому и необходимо налаживать продуктивную коммуникацию сотрудников. В этом руководителю помогут командообразующие мероприятия для коллектива. Они представляют собой самые совместно проведенные вечера, выезды на природу и соревнования, способствующие формированию общей корпоративной философии и сплочению сотрудников.

    Профессиональная помощь

    Каким образом можно организовать командообразующие мероприятия? В этом руководителю компании способны помочь профессионалы. Например, совсем не сложно заказать командообразующее мероприятие в Москве на 250 человек и более. Для этого специализированные организации предлагают свои площадки для активного отдыха, а также для проведения банкетов и фуршетов.

    Проводятся командообразующие мероприятия каждый день. Руководителю предприятия необходимо только выбрать любой из них. Понадобится также согласовать сценарий командообразующего мероприятия. Он может быть самой разной направленности.

    Например, некоторые компании выбирают туристические походы, при проведении которых специалисты используют элементы тимбилдинга. В самой интересной и оригинальной форме такой активный отдых будет способствовать:

    • формированию мотивации, направленной на совместное достижение результата;
    • созданию высокого эмоционального фона и благоприятных условий для физической разрядки сотрудников;
    • предоставлению возможности реализации имеющегося у специалистов потенциала в нестандартной обстановке;
    • созданию условий для сплочения людей и принятия коллективного решения при постановке задач.

    Весьма популярным на сегодняшний день является сценарий под названием «Цепная реакция». Это уникальная недавно разработанная программа тимбилдинга. Ее реализация предполагает раскрепощение сотрудников, развитие их творческого потенциала и неформальных отношений, а также повышение эффективности групповой работы и способности к достижению общего результата.

    Проведение подобных командообразующих мероприятий позволяет людям получить положительные эмоции, отвлекает их от ежедневной рутины. Но помимо выстраивания отношений в коллективе подобный отдых является яркой демонстрацией заботы и внимания начальства, проявляемых к своим сотрудникам. Весьма полезным является командообразующее мероприятие для руководителей компании. Директору и начальникам отделов предоставляется возможность лучше узнать своих работников, открыв для себя их возможности, позволяющие принимать решения в самых сложных ситуациях.

    Сколько стоит организация командообразующих мероприятий? Конкретная сумма будет находиться в зависимости от численности коллектива, места проведения, а также необходимости использования специального оборудования и т.д. Исходя из существующей практики, эта стоимость, как правило, оказывается меньшей, чем та, в которую выливается организация обычных вечеринок. Однако производимый от мероприятий тимбилдинга эффект оказывается намного сильнее.

    Позитивные результаты для компании

    Качественная организация тимбилдинга позволяет выработать у сотрудников корпоративную культуру, сформировать в коллективе единый дух и ориентировать на совместную деятельность. Помимо этого, целью командообразующих мероприятий является:

    • снятие стресса у сотрудников;
    • увеличение уровня доверия в коллективе;
    • психологическое расслабление людей;
    • мягкая адаптация в коллективе новых специалистов;
    • быстрое пресечение неблагоприятных моментов, которые имеют место в общении между людьми.

    В чем же заключается польза корпоративного тимбилдинга? На сегодняшний день такое совместное проведение времени становится прекрасным вариантом, направленным на стимулирование сотрудников. При регулярном графике командообразующих мероприятий они обладают большим эффектом, чем премии и бонусы для работников. К тому же качественная организация тимбилдинга позволяет укрепить имидж компании на рынке и привлечь в ее ряды специалистов, обладающих самой высокой квалификацией.

    Позитивные результаты для работников

    Организация тимбилдинга помогает каждому из сотрудников лучше узнать коллег по работе и сблизиться с ними, раскрыв при этом свои самые лучшие качества. В ходе подобных мероприятий каждый человек получает уверенность в том, что он имеет значимость для компании.

    При организации тимбилдинга могут быть использованы различные варианты. Рассмотрим их подробнее.

    Однодневные программы

    Ознакомимся с примерами командообразующих мероприятий. Как один из вариантов организации тимбилдинга - игра, которая проводится на тематической площадке и связана с увлекательными приключениями. Сюда же могут входить и спортивные задания. Это, например, командообразующее мероприятие «Веревочный курс», а также «Лазертаг» и т.д., проводимые на природе. Сотрудники компании выезжают в живописное место и находятся на свежем воздухе. Это способствует их психологическому и физическому оздоровлению.

    Помимо этого, все члены коллектива получают навыки совместного принятия решений, и брать на себя ответственность за все действия партнеров.

    Выезд на выходные

    Такие мероприятия являются интересным и веселым времяпровождением. Они сближают даже тех людей, которые мало знакомы друг с другом. Выезд с коллективом на выходные позволяет замечательно сплотить команду. В этом случае создаются исключительные условия для преодоления стоящих на пути трудностей.

    Проведение подобных командообразующих мероприятий, как правило, организуется на лесных полянах, живописных берегах, в санаториях и т.д. При наличии необходимых средств руководство может организовать тимбилдинг за границей, включив обучающие и познавательные мероприятия в виде тренингов, мастер-классов, посещений выставок и т.д.

    Выходные, проходящие под лозунгом командообразования, остаются в памяти как динамичные и увлекательные.

    Офисный тимбилдинг

    Командообразующие мероприятия в этом случае организуются непосредственно на рабочих местах. Такой вид тимбилдинга для руководства является самым экономичным. Тем не менее при небольших затратах возможно получение самого высокого результата.

    Кроме экономии средств офисный вариант выгоден из-за скорости подготовки. Это дает возможность уплотнить график командообразующих мероприятий. Проводить их можно будет даже в рабочие дни. Подобный ход позволит обеспечить присутствие 100 % сотрудников. Примеров командообразующих мероприятий для коллектива, проводимых в офисе, довольно много. Это могут быть различные сценарии, в числе которых развлекательные и деловые, интеллектуальные и т.д.

    Игры и задачи, используемые для организации подобного мероприятия в офисе, подбираются в зависимости от размера помещений, количества сотрудников, а также от целей, которые ставит перед собой руководитель.

    Идеи тимбилдинга

    Как провести командообразующее мероприятие на самом высоком уровне? Для этого понадобится со всей ответственностью подойти к его подготовке. Например, чтобы наладить отношения между сотрудниками, лучше всего, если будет использован «Веревочный курс».

    Еще до проведения мероприятия понадобится сформировать команду, не учитывая при этом личные симпатии работников. Одновременно с этим выбирается капитан команды, придумывается ее девиз и название. Порой участников заранее знакомят с правилами игры. Все задания должны быть подобраны таким образом, чтобы они максимально соответствовали особенностям коллектива.

    Активный тимбилдинг

    Подобные программы позволят повысить доверие между сотрудниками. Примеров командообразующих мероприятий для коллектива, проводимых в активной форме, достаточно много. Так, может быть проведена игра в строителей. Она способствует повышению концентрации внимания и научит собранности.

    По сценарию игры, участникам предлагается выполнение задания, за что они должны получить виртуальные деньги. Далее за полученные баллы члены команды имеют право «купить» все необходимые материалы. При этом чем лучше игроки будут справляться со своими заданиями, тем большим будет список приобретенного ими. Во время проведения мероприятия в задачу ведущего входит правильное перераспределение ролей в команде. Это и сориентирует людей на достижение общих целей.

    Фотоохота

    Это одна из самых замечательных идей для организации тимбилдинга. При проведении такого мероприятия у его участников развивается фантазия, раскрываются скрытые таланты. При этом создаются все необходимые условия, позволяющие сплотить коллектив.

    Организовать фотоохоту довольно просто. Ведущему понадобится просто задать тему, которой должны быть посвящены фотоснимки, а также время на их выполнение. За самые яркие работы участникам выдаются ценные призы. Задание при этом должно быть выдано конкретное. Это может быть, например, подборка снимков случайных прохожих для социальной рекламы, коллажа и т.д. В выполнении заданий фотоохоты должен учитываться не профессионализм, а творческие способности и креативность участников.

    Проведение такого мероприятия не потребует больших финансовых затрат. Однако оно позволит получить прекрасные результаты в достижении цели командообразования.

    Квесты и приключения

    Это один из наиболее интересных вариантов для проведения командообразующих мероприятий. Сценарий в этом случае может быть самым разным. Нередко в качестве основы используется принцип всем известной игры «Форт Боярд». Участники такого квеста должны справляться с различными заданиями, успешное выполнение которых возможно лишь при эффективных действиях каждого из членов команды.

    Самым лучшим временем для проведения такого мероприятия является теплый сезон. Это позволит сотрудникам отвлечься от офисной суеты, побывать на природе. Квест, проводимый на свежем воздухе, непременно сблизит людей.

    Творческие мастер-классы

    Такие мероприятия рекомендуется проводить для раскрытия креативного потенциала сотрудников. При этом могут быть задействованы самые различные направления. Среди них кулинария и живопись, гончарное искусство и проч. При выборе того или иного варианта следует учитывать особенности коллектива.

    Для подобных мероприятий понадобится привлечь специалиста. С его помощью можно будет познать азы мастерства в выбранной области творчества.

    Команда в этом случае должна быть настроена на дружеский лад. Очень важно, чтобы моменты соперничества между участниками были полностью исключены.

    «Веревочный курс»

    Подобный тренинг является эффективной технологией, позволяющей сформировать команду и развить лидерство. Задания «Веревочного курса» предусматривают преодоление физических, эмоциональных и интеллектуальных препятствий, что позволяет улучшить навыки работы в коллективе и отношения внутри его. Программа предусматривает прохождение командных диагностических упражнений, а также выполнение заданий, в которых необходим личностный порыв.

    Сильной стороной «Веревочного курса» является вовлечение всех участников группы в работу без какого-либо предварительного обучения. В этом случае сотрудников компании привозят на площадку тренинга, которой, как правило, является лес. В течение целого дня их здесь ждут разнообразные приключения, которые и являются обучением.

    Характер поставленных задач необычен для участников. Именно это и лишает их возможности услышать подсказку со стороны своих более опытных сослуживцев. Большинство испытаний не имеет ни одного верного способа выполнения. Порой число правильных вариантов доходит до десятка и более. Именно поэтому способ, позволяющий решить задачу, должен быть выбран всей группой.

    Перед каждым упражнением участниками вырабатывается стратегия и тактика выполнения задания, а между членами команды заранее распределяются все роли с назначением ответственных. При необходимости группа делает пробные попытки, оттачивая или дополняя заранее составленный план. Только после этого команда получает возможность без ошибок выполнить стоящую перед ней задачу. В связи с имеющимися четкими критериями выполнения или невыполнения упражнений группе предоставляется возможность увидеть степень своей эффективности. Это позволяет сформировать ответственность - персональную и коллективную.

    Обязательным условием при прохождении «Веревочного курса» является участие в нем всех членов команды. Это может быть любой доступный способ, а именно эмоциональная поддержка, совет или подставленная коленка. В этом случае тот участник, который по имеющимся у него объективным ограничениям физически не способен выполнять упражнения, порой становится главным стратегом.

    Благоприятный климат в коллективе важный показатель успешного трудового процесса.
    От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

    Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи .

    Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

    Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

    Задачами организатора и ведущего являются:
    — создание неформальных связей и межличностных симпатий;
    — помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
    — формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
    — налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

    Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

    План занятий.
    1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
    2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
    3. Упражнения.
    4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

    Пример №1

    Цель: Снятие напряжения

    Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

    Правила:
    если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
    разговаривать запрещено;
    допустимо использование мимики, жестов.
    задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

    Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

    Пример №2

    Цель: Установление контакта

    Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

    Пример №3

    Цель: Построение коллектива

    Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

    Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

    Пример №4

    Цель: Построение коммуникации в группе

    Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

    Пример:

    В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

    Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

    Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

    Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
    Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
    И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

    Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

    Пример №5

    Цель: Повышение доверия

    Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
    члены команды должны удержать падающего человека;
    при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
    «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
    Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
    После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

    Пример №6

    Цель: Близкое знакомство

    Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

    Перестановка происходит по следующим параметрам:
    по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
    по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
    по месяцу рождения;
    по возрасту.

    Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

    Пример №7

    Цель: Общее дело
    Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
    Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

    Пример №8

    Цель: Творческий подход

    Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты - ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

    Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
    Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

    Предполагаемый результат тренингов

    Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

    На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

    Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

    В результате ожидается:
    — оптимизация отношений внутри коллектива;
    — развитие умения действовать сообща;
    — возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
    — высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
    — продуктивный рабочий процесс.

    Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

    Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам для персонала

    Инструкция

    Хорошие отношения внутри коллектива, без которых невозможно плодотворное сотрудничество – это одно из основных направлений деятельности руководителя. Для успешного решения этой задачи лидер должен знать сильные и слабые стороны своих сотрудников, их предпочтения, а также уметь грамотно распределять обязанности и делегировать полномочия, чтобы между коллегами не возникало конфликтов и споров.

    Лидеру очень важно проявлять искренность в словах и действиях, т.к. сотрудники компании чаще всего транслируют именно те подходы, которых придерживаются руководители. Психологи также рекомендуют представителям топ-менеджмента чаще общаться со своим коллективом, поддерживать его начинания, отслеживать и пресекать негативные тенденции: конфликты, ссоры и т.д.

    Сплотить коллектив легче, если у людей присутствуют общие социально-демографические особенности – возраст, пол, образование, опыт работы, семейное положение. Но так бывает достаточно редко, т.к. на работу принимают, основываясь на иных принципах. Сплотить коллектив в таком случае помогают различные мероприятия.

    Сплачивающие коллектив мероприятия можно разделить на две группы. Первая группа непосредственно связана с профессиональной деятельностью. Лидеру необходимо организовывать для своих сотрудников участие в различных семинарах и конференциях, проводить деловые игры, мозговые штурмы, дискуссии и т.д. Все эти мероприятия способствуют обмену опытом, мнениями, идеями, в результате чего коллеги лучше узнают друг друга, между ними завязываются неформальные отношения.

    Усилению неформальных отношений в коллективе способствует и вторая группа сплачивающих мероприятий – праздничные вечера, спортивные соревнования, юбилеи, экскурсии и т.д. Их можно организовывать в офисе или за его пределами, а поводами могут служить разнообразные праздники, юбилеи сотрудников или компании, успешные завершения сделок и т.д.

    На торжественной части этих мероприятий необходимо делать акцент на то, что достичь определенных вершин удалось только благодаря совместным усилиям всего коллектива. Обязательно следует отметить и отдельный вклад некоторых личностей, подчеркнуть значение их труда для всей компании.

    Отличным мероприятием для сплочения коллектива является тимбилдинг. Чаще всего под тимбилдингом подразумеваются спортивные соревнования, командные игры или конкурсы, однако это могут быть и веселые корпоративы или психологические тренинги, направленные на обучение сотрудников взаимодействовать и решать проблемы сообща. Тимбилдинг способствует раскрепощению и сближению коллег, а руководителям он помогает присмотреться к коллективу и определить роли работников («лидер», «генератор идей», «исполнитель» и т.д.), что в дальнейшем позволяет эффективнее управлять трудовыми процессами.

    Всем известно, что для организации эффективного рабочего процесса недостаточно просто набрать персонал, который будет работать над тем или иным проектом. Очень важно организовать взаимодействие сотрудников из разных отделов для совместного достижения поставленных целей или заданий. Проще говоря, нужно попросту сплотить коллектив , чтобы вся организация работала как один большой механизм. Для этого используют тимбилдинг.

    Тимбилдинг (от англ. team - команда, building - строительство, построение) - это комплекс методик и мероприятий , предназначенных сплотить коллектив. Для начала начальнику необходимо понять, как сотрудники взаимодействуют между собой, кто с кем общается, кто кого сторонится и не общается. Если сотрудники разделены на отделы, то нужно привлечь к созданию команды начальников этих отделов, а также людей, которые являются «душой компании» и тех, к кому постоянно обращаются за помощью. Они если не начнут сплачивать команду, то хотя бы подготовят к этому.

    Что делать, чтобы коллектив был командой?

    Процесс сплочения лучше проводить на выезде где-нибудь в уютном месте. Можно и в офисе, но тогда обстановка будет напоминать о работе и служащие будут чувствовать себя неловко и немного скованно. За пределами рабочего места они смогут раскрепоститься и полностью открыться вам и своим коллегам.

    В зависимости от цели и возможности организации корпоративные мероприятия могут занять от нескольких часов до нескольких дней и иметь самые разнообразные формы, из которых самые распространенные:

    1. творческие и интеллектуальные мероприятия;

    2. , в которых необходимо работать в команде;

    3. спортивные игры.

    Сценарий тимбилдинга нужно подготовить очень тщательно. Следует придумать максимально запоминающийся и яркий сюжет, который произведет нужный психологический эффект и сплотит коллектив. И не стоит забывать о возможности реализации его на практике, ведь далеко не всё можно осуществить по тем или иным причинам. Проще всего будет довериться специалистам в этой области и воспользоваться услугами соответствующих организаций.

    Если вы не хотите тратиться, поручите это дело вашим сотрудникам, ответственным за персонал или организацию мероприятий. Если у вас в штате есть психолог, можно привлечь и его.

    Как правильно выбрать сценарий

    Сценарий может быть самый разный. Главное, чтобы его можно было реализовать, он отвечал вашим целям и был по карману.

    Довольно большую популярность имеют творческие мероприятия, повторяющие сюжет известных фильмов или книг. Такой тимбилдинг будет интересным, запоминающимся, а сотрудники могут проявить себя с другой стороны и показать качества, которые раньше не проявляли. К тому же это очень весело.

    Также огромную популярность имеют игры-задания с элементами приключения, называемые квестами. По этому сценарию коллегам нужно будет сплотиться, приложить все свои умственные способности и смекалку, чтобы поэтапно, комната за комнатой, выйти, например, из затонувшей лаборатории за отведенное время. Таким образом, решая общую проблему одной командой, они не только отлично проведут время и наладят отношения с товарищами по работе, они начнут полагаться друг на друга и работать как единое целое.

    Не забывайте, что нужно учитывать возраст ваших сотрудников. Если у вас в организации работают молодые сотрудники, то можно запросто устроить спортивные игры, например, футбол, баскетбол, боулинг, пэйнтбол и так далее. Если контингент разновозрастной, то от сплочения посредством спорта лучше воздержаться.

    К необычным формам тимбилдинга можно определить празднование Нового года, дня рождения, тематическую корпоративную вечеринку с костюмами, и многое другое. Не стоит вычеркивать из списка походы на природу, автобусные экскурсии или на какие-нибудь интересные конференции или тренинги .

    Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива

    Классный час

    «Мы вместе, и это здорово!»

    Цель: достижение внутригруппового сплочения

    Задачи:

    Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; развивать умение оказывать

    и принимать поддержку окружающих;

    Осмыслить себя как члена группы

    Вовлечь родителей в активную деятельность совместно с детьми

    Участники: ученики 7 «В» класса

    Ход классного часа:

    1.Тренинг «Круг с закрытыми глазами»
    Цели и возможности применения: дать возможность осознать, что для выполнения общей цели требуется сплочение всего коллектива, определить средства, помогающие в этом; развивать умение прогнозировать ситуацию и взаимодействовать друг с другом
    Время: 1-3 минуты Процедура: участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде классного руководителя все закрывают глаза и, не произнося ни слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде классного руководителя все замирают и открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.
    Обсуждение и выводы: теперь все обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе. Учащиеся должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас как слепые котята и ничего добить пока не могут. Для успешного достижения цели (получения профессии и сплочения группы) им необходимо узнать друг друга и научиться взаимодействовать.

    2.Тренинг «Я и мои соседи»
    Цели и возможности применения: знакомство учащихся
    Время: 5 минут
    Процедура: участники стоят в кругу, взявшись за руки (классный руководитель и мастер с ними в кругу). Начиная с классного руководителя каждый называет свои фамилию и имя и что-то о себе (например: «Меня зовут …….. Я хочу с вами подружиться»). После этого следующий учащийся (по часовой стрелке) тоже называет себя и повторяет то, что сказал классный руководитель. Третий учащийся называет себя, и предыдущего представившегося. Когда весь круг назовет себя и соседа, классный руководитель просит случайно выбранного учащегося назвать того, кто стоит напротив него в кругу. Так до тех пор пока кто-то не вспомнит имени противостоящего учащегося.
    Обсуждение и выводы: затруднение в назывании друг друга возникло из-за избытка информации (много учащихся и информации о них, а так же из за того, что каждый во время тренинга больше думал, что сказать о себе и старался запомнить соседа, пропуская при этом информацию о других. Чтобы взаимодействие было успешным надо научиться слышать друг друга и учиться усваивать много информации сразу, что и ждет учащихся в училище. Но важно помнить, что многую информацию можно переспросить у учителей и товарищей, т.е. находясь в группе, ты всегда можешь получить помощь и оказать ее другим.
    Учащиеся садятся за столы на свои места.

    3.Тренинг «Игра в лотерею»
    Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе
    Время: 5 минут
    Необходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся)
    Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.
    Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь, вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища.

    4.Тренинг «Автобусная остановка»
    Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в училище, нацеливание на учебу
    Время: 5 минут
    Необходимый материал: три ватманских листа с надписями наверху «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»; три маркера
    Процедура: учащиеся делятся на три группы (по цвету той карточки, которая осталась у каждого от предыдущего тренинга). Каждой группе предлагается стать у одного из ватманов, повешенных на противоположных стенах кабинета написать маркером, все то, что ждет и хочет получить от обучения в училище (примерно три ожидания от группы, можно совещаться). Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на каждой остановке, каждая группа должна по сигналу классного руководителя «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку». Теперь каждая группа опять вписывает уже на эти ватманы свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое. Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.
    Обсуждение и выводы: вместо обсуждения классный руководитель просто зачитывает то, что записали учащиеся на ватманах и, тем самым, нацеливает учащихся на дальнейшее обучение.

    5.Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»
    Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессии
    Время: 5 минут
    Процедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в училище. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:
    Учителя
    Родители
    Условия обучения
    Сокурсники и друзья
    Я
    Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях.
    6.Законы нашего коллектива

    Каждая группа должна сформулировать законы для нашего коллектива. Представители от групп защищают свои законы, аргументируя их.

    ( принятые законы сдаются)

    А давайте немного поиграем? У нас уже есть 3 группы.

    7.Игра называется "Жадина"

    Команды получают по шоколадке. Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

    8.Следующая игра "Атомы - молекулы".

    Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: "Атомы". Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова "молекула по трое" играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

    9.«По порядку становись!»

    1этап. 2 Команды учеников становится напротив друг-друга. По команде они должны построится по алфавиту, начиная с буквы «А». (по именам)

    2 этап. Команды остаются в таком же положении. По команде должны выстроится по датам дня рождения. Начиная с января месяца. Подводится итог, кто быстрее справился.

    10.«Маленькие зелененькие человечки» Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"
    В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

    11."Путаница"

    Выбирается один ведущий, который должен отвернуться от ребят. Ребята становятся в круг. По команде дети должны запутаться. Как только ученики запутаются, ведущий должен их распутать.

    Руки расцеплять нельзя. Игру можно повторить несколько раз с разными ведущими.

    12.Мы вместе

    Представьте, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. С помощью волшебного шара мы попробуем высказать свое отношение к нашему классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Например, неугомонный и т.д.

    (Учитель все определения записывает в силуэте, который нарисован в центре ватмана)

    Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке-смайлике написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. (Эти смайлики ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).

    Какой замечательный портрет класса у нас получился! А сегодня все приняли законы нашего классного коллектива, по которым мы с вами и будем жить. Этот портрет мы оставим в классном уголке.

    V этап.

    «Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

    Утверждение

    На тренинге я приобрел много новой информации

    В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно

    Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем

    Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.

    В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме занятия!

    13.«Я желаю тебе завтра…»

    Перед конкурсом всех ребят построить в большой круг и каждому дать надувной шарик. Ребята надувают шарики. Когда все шарики будут надуты объяснить правила.
    Все стоят в кругу и, по очереди, дарят шарик и желают соседу справа, чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

    5. Заключение
    На этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу.!!!

    Мы показали, какие все сплоченные, дружные.