• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Материальным потоком (МП) называют физическое перемещение материальных ресурсов, понимаемое как процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия - потребителя этих ресурсов.

    Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья и вплоть до конечного потребления.

    Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

    Из материальных ресурсов часто выделяют группу под названием "материалы". Ее делят на две подгруппы:

    основные материалы - материалы, из которых в процессе их производственной обработки образуется вещественная основа изготовления продукции;

    вспомогательные материалы - материалы, которые в вещественной части готовой продукции отсутствуют, они входят лишь в ее денежную оценку, поскольку расходуются в производстве.

    Материалы составляют большую часть ресурсов каждого общества. По ним до недавнего времени проводились все разработки в области снабжения и сбыта, но со второй половины 80-х годов в мировой науке стало широко использоваться понятие "материальный поток", которое вытеснило прежний термин "материальные ресурсы". Но эти два понятия не идентичны и не являются синонимами. Материальные ресурсы не всегда превращаются в материальный поток, становятся таковыми лишь при особых условиях, они перестают быть материальным потоком, когда эти условия ликвидируются.

    Существует несколько условий, при которых материальные ресурсы превращаются в материальный поток:

    конкретность наименования материальных ресурсов;

    четкость определения объема ресурсов;

    указание, какая организация является поставщиком материальных ресурсов и ответственна за их отгрузку покупателю;

    определение, в каком месте хранятся материальные ресурсы, которые передаются и подлежат перемещению;

    указание, какая организация является получателем материальных ресурсов;

    знание места, на которое должны быть доставлены передаваемые ресурсы их получателю;

    установление срока перемещения ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

    Таким образом, материальный поток - это материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах, перемещаемых от определенных поставщиков этих ресурсов к их определенным получателям, из одного определенного места в другое в заранее оговоренные сроки.

    Если материальные ресурсы собраны в одном месте, но не перемещаются, хотя и предназначены для отправки какому-либо адресату, они не являются материальными потоками и представляют собой материальный запас.

    Любой материальный поток характеризуется с качественной и количественной сторон. Для этого требуются, в первую очередь, параметры, определяющие состав потока по видам материальных ресурсов.

    Видовой аспект часто называют номенклатурой материального потока, а детализацию этой номенклатуры - ассортиментом. Номенклатура потока может иметь разную степень укрупнения группировок материальных ресурсов, отнесенных к каждой из них. Наиболее часто среди этих группировок выделяют следующие:

    подкласс;

    подгруппа;

    При планировании материальных потоков используют обычно номенклатурный аспект вещественной характеристики, представляющий ее в укрупненном виде. Часто в таком же порядке строится и учет материальных потоков. Видовой - групповой аспект позволяет обобщить выводы и сделать их понятными производителям и получателям продукции, поскольку уже само название группировки продукции часто характеризует одну ее основную черту либо несколько свойств этой продукции.

    Для рациональной организации движения материальных ресурсов недостаточно номенклатурного аспекта, необходимо дополнить его ассортиментным, раскрывающий состав каждой номенклатурной группировки по позициям в специфицированном виде. Спецификацией материальных ресурсов называют детальное описание их технической характеристики. Такая характеристика различна у разных классов, подклассов, групп, подгрупп и видов продукции. Материальные потоки могут быть специфицированы в полной мере и частично.

    Чтобы материальный поток рационально перемещать и складировать, необходимо специфицировать его полно, по всем признакам, от которых зависит выбор порядка перемещения груза, т.е. правильно описанная техническая характеристика каждой ассортиментной позиции материальных ресурсов является важной чертой материального потока, без которой нельзя организовать его эффективное перемещение. В характеристике материальных потоков должно быть отражено качество материальных ресурсов в соответствии с требованиями к нему покупателя. Требуемое качество материалов обычно подтверждает в ассортиментах производитель. Но нередко таких сертификатов нет, либо они не гарантируют качество. Тогда покупатель ресурсов проверяет их качество сам и включает ресурсы в материальный поток только после того, как их качество удостоверено контролем. Когда на такой основе сформирована номенклатура, ассортимент и качество материальных ресурсов, натурально-вещественный состав материального потока считается определенным.

    Понятие "состав материального потока" является первой частью его характеристики. Когда она подготовлена, определяют количество материальных ресурсов, входящих в поток. Количественных характеристик у материальных ресурсов обычно не одна, а две и более.

    В зависимости от показателей, характеризующих ассортимент, объем, массу, площадь, габариты материального потока, подбирается его упаковочное, тарное и транспортное обеспечение.

    С учетом своих производственных и транспортных возможностей продавец материальных ресурсов и покупатель согласовывают срок их доставки получателю, в нужное ему место.

    Материальные потоки очень разнообразны. Важно учитывать следующие их различия:

    по номенклатуре: в них могут быть материальные ресурсы одной номенклатуры (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группировок;

    в зависимости от натурально-вещественного состава материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные - при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов;

    по степени готовности: среди материальных потоков выделяют проектируемые, планируемые, формируемые, созданные (сформированные), расформировываемые, расформированные (распоточенные) или ликвидированные;

    по месту в процессе обращения: материальные потоки делят на ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки, разгруженные, принятые на склад;

    по признаку непрерывности: материальные потоки бывают непрерывные и дискретные;

    по частоте прибытия или отправления: потоки делят на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д. Для крупных непрерывных производств характерны ежедневные или суточные потоки, мелких - ежемесячные и более редкие;

    по длительности пребывания материальных ресурсов в потоках: МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные);

    по различиям массы или объема: материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие (массовыми считают потоки, перемещение которых осуществляется большой группой транспортных средств; крупные перевозки мельче массовых и реже; к мелким относят потоки, требующие совмещения с другими - попутными материальными потоками);

    по различиям массы: материальные потоки разделяют на тяжеловесные и легковесные;

    по степени повторяемости: материальные потоки бывают повторяющиеся и разовые, причем повторяющиеся делят на часто повторяющиеся и редкие;

    по степени агрессивности, огне- и взрывоопасности перевозимых материалов: потоки делят на огне- и взрывоопасные, агрессивные, неогнеопасные, взрывонеопасные, неагрессивные;

    по способу затаривания: потоки разделяют на грузы в контейнерах, ящиках, мешках и других видах тары (в особую группу выделяют бестарные потоки);

    по консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые.

    Материальные потоки делят на интенсивные и неинтенсивные. Интенсивными считают напряженные и усиленные потоки. Напряженным материальный поток становится по следующим признакам:

    • 1) при сложности формирования и усложнения отгрузки;
    • 2) при сложности комплектования;
    • 3) из-за необходимости ускоренной транспортировки груза;
    • 4) из-за трудностей в его приемке и т.д.

    Неинтенсивными считают потоки, не приводящие к напряжению при их перемещении.

    Материальные потоки делят на детерминированные и стохастические. Детерминированные потоки имеют четкие показатели характеристики материально-вещественного состава. Существуют следующие параметры детерминированного потока: натурально-вещественный состав; объем (количество); продавец и место отправки; покупатель и место доставки; срок отгрузки. Если один из этих параметров неизвестен, поток детерминированным не является, их считают неопределенными или стохастическими.

    Материальные потоки различают по ритмичности отправок. К ритмичным относят периодически повторяющиеся потоки. Потоки, отгружаемые с разной периодичностью и разным интервалом времени, относят к апериодичным. Главный признак ритмичности - постоянство периодичности отгрузки.

    Потоки делят на внешние и внутренние. Внешние материальные потоки перемещаются за пределами логистической системы, т.е. в среде, внешней по отношению к логистической системе, в которой он сформирован или в которую он направлен. Внутренний материальный поток перемещается только внутри одной логистической системы.

    Различают потоки по месту их поступления и отправки. Поступающие материальные потоки считают входными, отгружаемые - выходными. Входной и выходной потоки - важные определения материальных потоков, указывающие момент начала движения потока (его выход) из логистической системы и окончание этого движения (вход в логистическую систему назначения). Есть и другие группировки материальных потоков.

    Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

      отношение к логистической системе;

      натурально-вещественный состав потока;

      количество образующих поток грузов;

      удельный вес образующего поток груза;

      степень совместимости грузов;

      консистенция грузов.

    1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть:

    -внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

    -внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

    -входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере он определяется суммой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

    -выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств. В нашем примере величина выходного материального потока определится следующим образом:

    Пример:Погрузка автомобильного транспорта 8279Погрузка контейнеров - 974

    Погрузка железнодорожных вагонов - 487

    ИТОГО выходной материальный поток - 9740

    При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

    2. По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

    Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

    3. По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

    -массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

    -крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

    -мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

    -средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

    4. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

    -тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

    -легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

    5. По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

    6. По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

    - насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

    - навалочн ые, как правило, минерального происхождения;

    - тарно-штучные – имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем;

    - наливные – перевозятся в цистернах.

    1. По отношению к рассматриваемой системе:

    а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

    б) внешние потоки -находятся вне системы;

    в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

    г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

    2. По степени непрерывности:

    а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

    б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

    3. По степени регулярности:

    а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

    б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

    4. По степени стабильности:

    а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

    б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

    5. По степени изменчивости:

    а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

    б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

    6. По характеру перемещения элементов потока:

    а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

    б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

    7. По степени периодичности:

    а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

    б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

    8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

    а) ритмичные потоки;

    б) неритмичные потоки.

    9. По степени сложности:

    а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

    б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

    10. По степени управляемости:

    а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

    б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

    По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

    1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

    Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

    Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

    Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

    Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

    Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

    Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

    Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

    Характеристики тары (упаковки);

    Условия транспортировки и страхования;

    Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

    Классификация материальных потоков:

    1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

    2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

    3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

    4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

    - Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

    - Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

    - Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

    - Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

    5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

    - Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

    - Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

    6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

    7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

    - Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

    - Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

    - Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

    По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

    Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

    2. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса

    2.1 Понятие логистического сервиса

    В статье Л.Б. Миротина и Ы.Э. Ташбаева «Логистика: основные понятия и положения», опубликованной в приложении к журналу «Логинфо», сервис определяется в качестве обслуживания, как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники. Здесь же авторы отмечают, что слово «сервис» имеет происхождение от английского «service» - служба, обслуживание .

    В терминологическом словаре «Логистика» под редакцией А.Н. Родникова дано следующее определение сервиса: «Сервис – это услуги, оказываемые покупателю организацией, продавшей товар, в виде доставки, установки, наладки, ремонта товара» .

    Существуют несколько правил организации логистического сервиса, получивших признание в мировой практике. Эти правила сформулированы В.И. Сергеевым в книге «Логистика в бизнесе»:

    Гарантирование логистического сервиса;

    Качество логистического сервиса;

    Подготовленность персонала, усвоившего стандарты логистического сервиса;

    Оценка качества логистического сервиса (рис.1) .

    Рисунок 1. – Правила организации сервиса, установленные мировой практикой

    Менеджеру по логистике необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень собственных услуг фирмы и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе логистического сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установка ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет предпринимателю создать представление о том, как он работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

    Ю.М. Неруш в своей книге «Логистика: учебник для вузов» пишет: «За рубежом широко практикуется такая форма сервиса, как проведение лекций и консультаций для покупателей. Как выбирать мясо; как готовить креветки; как выбирать фрукты и овощи – это все типичные темы консультаций, которые организуются и рекламируются менеджерами по логистике. Другим примером сервисных мероприятий этого типа является знакомство покупателей с историей тех или иных товаров, со способами выращивания и производства продуктов, с их питательной ценностью» .

    Логистический сервис неотделим от культуры обслуживания. Без культурного и внимательного обслуживания сервис теряет свою привлекательность. И наоборот, без логистического сервиса культура обслуживания значительно менее эффективна, нежели при наличии качественного и всестороннего сервиса. Поэтому эти два определения необходимо рассматривать в их чёткой взаимосвязи и влиянии друг на друга.

    Для принятия решения о комплексе сервиса в логистике менеджеру по логистике следует изучить потребителей, чтобы уяснить себе, какие основные услуги можно было бы им предложить и какова относительная значимость каждой из них. А.М.Гаджинский приводит следующий практический пример: «Канадские покупатели промышленного оборудования назвали 13 факторов логистического сервиса в порядке убывающей значимости:

    1) надёжность поставок;

    2) оперативность предоставления предложений по ценам;

    3) возможность получения технической консультации;

    4) предоставление скидок;

    5) послепродажное обслуживание;

    6) масштабы торговой сети;

    7) простота вступления в контакт;

    8) гарантия замены товара;

    9) широкие производственные возможности поставщика;

    10) возможность разработки товара по индивидуальному образцу;

    11) возможность предоставления кредита;

    12) наличие оборудования для испытаний;

    13) наличие оборудования для механической обработки» .

    Подобный порядок ранжирования наводит на мысль, что на этом рынке продавец должен как минимум не уступать конкурентам по надёжности поставок, оперативности выдачи предложений по ценам, возможностям предоставления технической консультации и прочим видам услуг, которые клиенты считают наиболее важными.

    Однако вопрос о том, какие именно услуги следует предоставлять, всё же решается не так просто. Услуга может быть чрезвычайно важной для потребителей и, тем не менее, не являться решающей при выборе поставщика, если все имеющиеся поставщики предоставляют ее на одном и том же качественном уровне.

    Рассмотрим следующий пример. Фирма «Монсанто К о » искала способ совершенствования комплекса логистического сервиса. Клиентов попросили провести сравнительную оценку по нескольким параметрам самой фирмы «Монсанто» и корпорацией «Дюпон» и «Юнион карбайд». Среди потребителей все три фирмы славились надёжностью поставок и хорошей работой своих торговых агентов. Однако ни одна из них, по мнению клиентов, не предоставляла достаточного объёма услуг технического характера. Фирма «Монсанто» тотчас провела исследование, чтобы выявить значимость услуг технического характера для покупателей из сферы химической промышленности, и обнаружила, что эти услуги имеют для них очень большое значение. После этого фирма наняла и обучила дополнительное количество специалистов технического профиля и развернула кампанию по представлению себя лидером в сфере технического обслуживания. В сознании покупателей, заинтересованных в получении технического сервиса, всё это дало «Монсанто» явное преимущество .

    2.2 Определение оптимального уровня логистического сервиса

    В.И. Сергеев подчёркивает, что «потребителя интересуют не только определённые услуги сами по себе, но и их объём и качество. Если клиентам банка придётся выстаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк» .

    Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень её собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установки ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

    Профессор Б.А.Аникин в учебнике по логистике пишет: «Менеджер по логистике должен решить, в каких формах будут предоставляться различные услуги. Первый вопрос: какие расценки установить на каждый вид сервисных работ? Подумайте, например, что может предложить фирма «Sony» в качестве услуг при организации ремонта своих телевизоров. У нее есть выбор из трех возможностей:

    1. Предложить бесплатный ремонт телевизоров в течение года с момента покупки.

    2. Продать контракт на обслуживание другой фирме.

    3. Вообще не предлагать услуг по ремонту, оставляя свободу действий для специалистов по ремонту.

    Кроме того, и сами услуги по ремонту фирма «Sony» может предложить в одном из трёх вариантов:

    Нанять и обучить собственных ремонтников и распределить их по всей территории страны.

    Договориться, что услуги по ремонту будут предоставляться дистрибьюторами и дилерами.

    Оставить заботы по ремонту независимым организациям» .

    Каждый вид услуг можно предоставлять по-разному. И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.

    Список использованной литературы

    1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000.

    2. Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

    3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1.

    4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

    5. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999.

    6. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000.

    7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.

    8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

    Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999, с. 208.

    Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1, с. 84.

    Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002, с. 65.

    Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 149.

    Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000, с. 59.

    Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 109.

    Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. с. 119.

    Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000, с. 45.

    Материальный поток - вещественные объекты (грузы, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия иные товарно-материальные ценности) рассматриваемые в процессе выполнения базисных функций логистики (снабжение, производство, сбыт) в определенный временной интервал. Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.)

    Если материальный поток рассматривается для фиксированного момента времени, его можно назвать материальным запасом. Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Материальные потоки образуются в результате транс­портировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разбе­рем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы (наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю).

    Рис.13. Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы

    Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, * а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку.

    * Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно бу­дет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь не­большая выборочная партия.

    В выходные дни прибывший груз размещают в прие­мочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов со­средоточивается на участке хранения.

    Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На рис. 13 изображено 4 вари­анта:

    а) участок хранения - участок погрузки;

    б) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

    в) участок хранения - участок комплектования - отправоч­ная экспедиция - участок погрузки;

    г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

    По пути движения груза с ним осуществляются разнообраз­ные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соот­ветствующей операции. Например, материальный поток по раз­грузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых оптовых баз складской площадью 5 тыс. кв. м. по проекту составляет 4383 т. Предположим, что стоимость выполнения той или иной oneрации на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение отдельных операций. Тогда, меняя маршрут движения матери­ального потока внутри склада, издержки можно минимизиро­вать. **

    ** Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки (рис. 13). Это означает отказ от опе­раций поaдбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Одна­ко, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями. Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значи­мых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических опера­ций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом. На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объ­емы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. В табл. 3 приведен пример расчета годового материального потока на участке разгрузки железнодорожных вагонов той же базы. Его величина, так же по проекту, равна 9740 т/год.

    Таблица 3

    Материальный поток на участке разгрузки железнодорожных вагонов торговой оптовой базы площадью 5 тыс. кв. м.

    Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках. Расчет совокупного матери­ального потока для нашего примера представлен в табл. 4.

    Материальным потоком называются грузы, детали, то­варно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и от­несенные к временному интервалу.

    Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

    увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продук­та к конечному потребителю;

    проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

    Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана, единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока - тонн/год. При осуществлении некоторых логистических операций ма­териальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути».

    Таблица 4

    Расчет совокупного материального потока * для торговой оптовой базы складской площадью 5 тыс. кв. м.

    Наименование технологического участка,

    на котором осуществляется группа логических операций или название самой группы

    Материальный

    Участок разгрузки железнодорожных вагонов

    Участок разгрузки железнодорожных контейнеров

    Участок разгрузки автомобильного транспорта

    Участок приемки

    Размещение товаров на хранение

    Пополнение запасов на нижних ярусах стеллажей, осуществляемое при хранении товаров

    Отборка товаров

    Перемещение товаров к участку комплектования

    Участок комплектования товаров

    Перемещение в отправочную экспедицию

    Перемещение в зону погрузки

    Участок погрузки

    На предприятиях оптовой торговли материальный поток называют, как правило, грузовым потоком.

    Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортирования, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

    Понятие потока как движущейся массы чего-либо, интуитивно хорошо понятно: вода в стакане на столе - запас, начнем выливать воду, возникнет поток воды. Автомобили, стоящие в пробке - запас, автомобили, движущиеся по свободному шоссе - поток. Материальные потоки в логистике имеют аналогичную природу: множество каких-либо вещественных объектов, рассматриваемых не в состоянии покоя (запас), а в состоянии движения. Однако под движением в логистике понимается не только перемещение чего-нибудь в определенном направлении, но и переход из одного состояния в другое, например:

    Товар, не упакованный в транспортную тару, превращается в товар упакованный (операция упаковки),

    Партия товара в транспортной немаркированной таре превращается в партию товара в транспортной таре маркированной (операция маркировки),

    Товар, в маркированной транспортной таре, уложенный на поддон, но не связанный с поддоном в единое целое, превращается в удобный для последующей переработки грузовой пакет (операция пакетирования), а также множество других операций.

    Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем пример доведения готовой продукции (консервов) от завода-изготовителя до торгового зала магазина:

    На рис. 18 представлены операции, которые необходимо выполнить, чтобы физически продвинуть произведенные консервы по указанной цепи.

    Рис. 18. Последовательность операций по доведению готовой продукции от консервного завода до торгового зала магазина

    Продукт (в данном случае консервы), рассматриваемый в процессе приложения к нему перечисленных операций, представляет собой материальный поток, который и является основным объектом управления в логистике. Логистика планирует этот процесс, определяет технологию и выбирает технику для выполнения тех или иных операций, определяет, где и в каком объеме содержать запасы продукта, организует документооборот, т.е. информационную поддержку товародвижения, оперативно управляет всем сквозным процессом.

    Особо подчеркнем, что произведенные изготовителем консервы передаются на оптовые склады, а затем попадают в розничную торговлю уже не одно столетие. Однако никогда в прежние века цепь операций товародвижения консервов (как и другой продукции) не была охвачена единой системой управления. Необходимости в таком управлении не было, возможность такого управления отсутствовала. Соответственно, не было и необходимости в термине, обозначающем объект этого управления.

    Общепринятое определение гласит: материальным потоком называется имеющая вещественную форму продукция (грузы, детали, товарно-материальные ценности и т. п.), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном временном интервале.

    Применение термина "материальный поток" оправдано лишь при наличии единой системы управления сквозной цепью операций по продвижению продукции и лишь в пределах управляемой цепи. Отсутствие логистического подхода к организации товародвижения лишает использование данного термина как практического, так и научного смысла.

    Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

    Увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю;

    Проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

    Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения продукции, имеющей вещественную форму (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.). Например, тонн/год, вагонов/месяц, контейнеров/смену и т.п.

    При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути".

    Виды материальных потоков

    Материальные потоки определены как грузы, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Решая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процессе приложения большой группы операций. Например, при проектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, - детально изучается каждая операция.

    Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам:

    ♦ отношение к логистической системе;

    ♦ натурально-вещественный состав потока;

    ♦ количество образующих поток грузов;

    ♦ удельный вес образующего поток груза;

    ♦ степень совместимости грузов;

    ♦ консистенция грузов.

    По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

    Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

    Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

    Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

    Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

    При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

    По натурально-веществеппому составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

    По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

    Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

    Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

    Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

    Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

    По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

    Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

    Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

    По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

    По консистенции грузов существуют материальные потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

    Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

    Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) - как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

    Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

    Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в Цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.

    Схематически классификация материальных потоков представлена на рис. 19.

    Рис. 19. Классификация материальных потоков

    Логистические операции

    Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

    Образное представление о логистических операциях позволяет сформировать пример производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребления. Рассмотрим в качестве примера письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Изначальным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое необходимо вырастить, спилить, переместить к местам обработки, превратить в конечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может быть подразделена на две большие группы.

    1. Технологические операции по производству материальных благ, т. е. операции, в ходе которых происходит качественное преобразование предмета труда: рубка леса (с целью получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка письменного стола.

    2. Логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. Перечислим некоторые из них: вывоз и сплав бревен из мест лесозаготовок, их доставка на предприятие деревообрабатывающей промышленности, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.

    Логистические операции, таким образом, это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ.

    К логистическим относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации

    Согласно отечественному терминологическому словарю по логистике логистические операции - это совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

    К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

    Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку выделяют на односторонние и двусторонние логистические операции.

    Классификация логистических операций приведена на рис. 20.

    Рис. 20. Классификация логистических операций

    Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе предприятия оптовой торговли.

    Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т. е. операции, выполняемые в процессе "общения логистической системы с внешним миром", относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

    Вопросы для контроля знаний

    1. Дайте определение материального потока.

    2. Назовите единицы измерения материального потока.

    3. Составьте принципиальную схему материальных потоков на складе предприятия оптовой торговли

    4. Перечислите виды материальных потоков.

    5. Дайте определение логистической операции. Перечислите известные вам логистические операции.

    6. Приведите классификацию логистических операций.


    Похожая информация.