• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Портал profiok.com рассказывает о публикации, в которой заместитель руководителя Центра прогнозирования развития науки, техники и технологий ФГУП ВНИИ «Центр» Сергей Голубев и директор департамента экономических проблем развития ОПК АО «ЦНИИ ЭИСУ» Станислав Чеботарёв размышляют об особенностях перехода оборонных промышленных предприятий к цифровой экономике. Эксперты делают вывод о том, что этот переход позволит предприятиям перейти на более высокий уровень управления производством

    ОПК и «цифра»

    Отечественный оборонно-промышленный комплекс – это почти две тысячи компаний и более двух миллионов человек, обладающих высочайшей квалификацией. Это наиболее наукоёмкий сектор российской экономики: в нём занято больше половины всех научных сотрудников нашей страны, на его долю приходится более 70 процентов всей научной продукции. Сегодняшний ОПК производит 70 процентов отечественных средств связи и треть оборудования для ТЭК. «ОПК - это не только затраты на оборону, но и двигатель прогресса, средоточие высоких технологий», – заключают авторы статьи.

    Тем не менее, перед оборонкой стоит задача развития на новой технологической основе, то есть на базе цифровых технологий. Цифровая трансформация предполагает преобразование существующих компаний в цифровые предприятия, то есть в компании, которые используют информационные технологии во всех сферах своей деятельности: в организации производства, в самом производстве, в бизнес-процессах, в сервисе, маркетинге, взаимодействии с партнёрами и клиентами. По мнению авторов статьи, между уровнем цифровизации оборонного предприятия и его готовностью к решению задачи диверсификации производства существует прямая связь. ОПК обладает огромным потенциалом по выпуску продукции, например, для медицины или ТЭК, но и сама эта продукция, и сервис, и маркетинг должны в полной мере отвечать современным требованиям, которые, в свою очередь, тесно связаны с «цифрой».

    Что даст «цифра» ОПК? Сократится путь от возникновения идеи до запуска изделия в серию, появится возможность правильно регламентировать бизнес-процессы, а также оценить трудоёмкость производства того или иного продукта. Цифровые технологии позволят всей оборонке работать в единой информационной среде. Кроме того, внедрение информационных технологий в процесс управления повысит эффективность логистики, проектного менеджмента, применения принципов бережливого производства.

    Самое главное: меняется стратегическое видение и подходы к аналитической работе. «Цифра» позволяет от ретроспективного анализа перейти к прогнозам, а значит, даёт возможность быть всегда на шаг впереди.

    Большие надежды возлагаются на создание так называемых «фабрик будущего» – цифровых производств нового поколения. ГК «Ростех» планирует запустить первую такую «фабрику будущего» до конца 2018 года на базе корпорации «ОДК – Сатурн». Это будет полигон для отработки технологий, которые будут использоваться в изготовлении авиадвигателей.

    Другой вариант – создание мини-фабрик. Это важно при выпуске мелкосерийных партий электронных компонентов. Сейчас выпустить несколько десятков образцов электронных компонентов – задача очень дорогая не только в России, но и во всём мире. Это во многом тормозит разработку электронной аппаратуры. Авторы публикации считают, что через несколько лет появятся недорогие технологические линии для выпуска мелких серий электронной компонентной базы. «Если сегодня не начать внедрять цифровые технологии на предприятиях ОПК, то можно на 5–10 лет отстать в области развития производственных технологий и повышения производительности труда», – резюмируют авторы статьи.

    Единое информационное пространство ОПК

    Цифровое производство, системы управления, основанные на цифровых технологиях, предполагают наличие единого информационного пространства, то есть взаимосвязи и совместимости всех систем. Это позволит координировать деятельность предприятий и интегрированных структур, вести единую базу результатов интеллектуальной деятельности и конструкторской документации, осуществлять безбумажный документооборот. Компании смогут оперативно получать доступ к информации государственных органов и нормативной документации. Всё это должно повысить гибкость предприятий ОПК, а в итоге – их конкурентоспособность. В свою очередь, Минпромторг сможет оперативно и «точечно» стимулировать именно те предприятия, которым больше всего нужна поддержка. «Это позволит оборонно-промышленному комплексу страны выйти на принципиально новый уровень производства», – считают Голубев и Чеботарёв.

    Кроме того, неплохо было бы интегрировать единое информационное пространство ОПК с другими государственными информационными системами. Авторы статьи ссылаются на «Основы государственной политики в области развития ОПК России до 2020 года и дальнейшую перспективу», подписанные президентом РФ. В этом документе поставлены задачи интеграции информационных систем организаций ОПК и органов госуправления в сфере управления деятельностью и развитием ОПК и установления обязательного для всех субъектов ОПК порядка формирования, использования и защиты информационных ресурсов.

    Сейчас работа по развёртыванию единого информационного пространства ОПК идёт полным ходом. Создан специальный координационный совет, в который вошли специалисты Минпромторга, Ростеха, Росатома, Роскосмоса и других крупных организаций ОПК и интегрированных структур. Решения этого совета помогли обеспечить синхронную сертификацию соответствия интегрируемых информационных ресурсов требованиям по информационной безопасности. Стало возможным создание типовых ИТ-решений, которые смогут обеспечить унификацию основных процессов управления цифровым предприятием.

    Понятно, что единое информационное пространство ОПК должно быть защищено. Сейчас ведутся работы по созданию системы защищенной связи, объединяющей предприятия и организации ОПК. Различные правила, стандарты и регламенты, касающиеся унификации данных и взаимодействия при обмене закрытой информацией, ещё только предстоит разработать. Важно, что цифровая трансформация оборонки не должна проходить отдельно от процесса формирования в стране цифровой экономики. В соответствии с законом «О промышленной политике в РФ» Минпромторгом начато и к концу 2018 года будет завершено формирование ГИСП – государственной информационной системы промышленности.

    «Цифра» и армия ОПК: без цифры не получится

    Цифровые подходы и технологии проникают во все сферы нашей жизни. Армия – не исключение. Скажем, каждый из нас слышал об интернете вещей – Internet of Things, то есть о возможности интеллектуальных систем, оснащенных специальными датчиками, взаимодействовать друг с другом без участия человека или при его минимальном участии. Разумеется, эти технологии применяются и для боевых систем, есть даже специальный термин – Internet of Battle Things. Так, современный автомат Калашникова оснащён не только датчиками GPS и ГЛОНАСС, но и отслеживает расход патронов, контролирует состояние ствола и другие данные. Предприятия, выпускающие бронетанковую технику, одновременно производят системы удалённого сервисного обслуживания этой техники: командование войск может получать данные о её состоянии, готовности, использовании, необходимости замены запчастей и так далее. Цифровое моделирование даёт возможность существенно снизить затраты на разработку и испытание вооружений и военной техники, поскольку большинство необходимых корректировок в таком случае делается виртуально, а не в процессе натурного моделирования.

    «Цифровая экономика требует от оборонных предприятий быстроты реализации различных инициатив: заимствования оборонными предприятиями наработок в сфере гражданской робототехники, систем распознавания, разработки схем государственно-частного партнерства (ГЧП) применительно к ОПК, внедрения системы контрактов жизненного цикла ВВСТ, имитационного моделирования, суперкомпьютерных вычислений», – утверждают эксперты. Выходит, цифровизация нужна не только предприятиям ОПК, но Вооружённым силам, поскольку высокотехнологичная армия получает ощутимые преимущества перед противником.

    Впрочем, авторы публикации предостерегают: при внедрении цифровых технологий в Вооружённых силах важно соблюдать все требования информационной безопасности. Простой пример: на основе данных о потреблении конкретной воинской частью продуктов или энергоресурсов можно сделать вывод о её вооружении или численности. Это значит, что утечка даже такой информации недопустима.

    Ситуация с кадрами на оборонных предприятиях в последнее время начала выправляться, однако авторы статьи приводят невесёлую статистику: средний возраст работника российского ОПК до сих пор составляет около 50 лет, а доля специалистов моложе 30 лет не превышает четырёх процентов. В то же время для успешного развития оборонки необходимо привлечение высококвалифицированных специалистов. С приходом в производство и управление новых технологий сами профессии не меняются, а вот требования к набору компетенций, скажем, инженера или конструктора меняются существенно. Поэтому идти нужно от прогнозов и рассматривать компетенции в динамике, считают аналитики. Авторы публикации уверены, что к вопросу нужно подходить системно: «Проблема кадрового обеспечения ОПК имеет системный характер и может быть решена исключительно путем принятия комплексных стратегических мер при согласованных действиях всех участников процесса». При условии такого подхода можно будет разработать межотраслевой долгосрочный прогноз потребности в кадрах организаций отрасли, выделить наиболее востребованные профессии и специальности, а затем привести учебные программы в соответствие с требованиями предприятий.

    Полностью статья Сергея Голубева и Станислава Чеботарёва опубликована в журнале «Экономические стратегии» №3 за 2018 год под заголовком: «Информационные технологии как ключевой механизм устойчивого развития оборонных промышленных предприятий в современных условиях».

    Сложившаяся в СССР система управления оборонно-промышленным комплексом характеризовалась жесткой централизацией партийного и государственного руководства, позволявшей за счет максимальной концентрации финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсов в предельно сжатые сроки создавать наиболее сложные системы вооружения, шла ли речь о ракетно-ядерном оружии, атомных подводных лодках или сверхзвуковых самолетах-ракетоносцах стратегической авиации. Главной отличительной чертой созданной системы управления было наличие наделенного всеми властными полномочиями высшего органа государственного управления в лице Государственной комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам (схема 1).

    Фактически руководство деятельностью оборонных отраслей носило ярко выраженный программно-целевой характер. Реализация приоритетных программ вооружения и создания важных объектов научно-производственной базы осуществлялись в соответствии с готовившимися Военно-промышленной комиссией совместными решениями ЦК КПСС и Совета Министров, по сути обеспечивавшими этим программам национальный статус.


    Ход выполнения наиболее значимых проектов обсуждался на заседаниях Политбюро ЦК КПСС. Главной функцией Комиссии являлась координация деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств в интересах безусловного выполнения поставленной задачи, решавшейся, соответственно, генеральным конструктором или генеральным директором производственного объединения. Финансирование ОПК осуществлялось по двум основным направлениям: в рамках государственного оборонного заказа (разработка, производство и ремонт ВВТ для Вооруженных Сил СССР, наших союзников и зарубежных партнеров) и по бюджетам министерств оборонных отраслей промышленности (создание и реконструкция научно-производственной базы).

    Существенным недостатком советской системы управления была установка на решение поставленной задачи "любой ценой". По разным оценкам, на оборону работало от половины до двух третей экономики. Даже такая богатая страна, как СССР, не могла долго нести это непосильное бремя. Однако попытки советского руководства провести в конце 1980-х гг. "конверсию" оборонной промышленности успехом не увенчались. Для перевода специализированных военных заводов на выпуск высокотехнологичной гражданской продукции требовались колоссальные средства, которых у государства попросту не оказалось. Разразившийся в стране экономический кризис подвел под государственной программой конверсии "оборонки" жирную черту...

    В начале 1990-х гг. оборонная промышленность вошла в полосу затяжного системного кризиса. Распад СССР привел к нарушению десятилетиями складывавшихся кооперационных связей оказавшихся на территории разных стран СНГ научно-исследовательских учреждений, ОКБ и серийных заводов. Так, "ОКБ Антонова" осталось на Украине, в то время как серийные заводы в России. "ОКБ Илюшина" - в России, крупнейший завод по сборке Ил-76 - в Узбекистане. Фактическое отсутствие с 1992 г. внутренних заказов, а также присоединение России к международным санкциям в отношении традиционных партнеров в совокупности с переориентацией государств Восточной и Центральной Европы на сотрудничество со странами Запада повлекли за собой прекращение серийного производства ВВТ на подавляющем большинстве российских предприятий. В условиях разрыва кооперационных связей с партнерами из бывших советских республик и фактического отсутствия государственного оборонного заказа со всей остротой проявились дезинтеграционные процессы. Проведенная без должной подготовки и осмысления приватизация привела к фактической ликвидации крупных научно-производственных объединений. Острейшая борьба развернулась за внешние заказы. Ключевые предприятия отрасли в борьбе за выживание обосабливались в надежде получить выгодный экспортный контракт.

    Смена модели экономического развития с особой остротой поставила вопрос об адаптации системы управления ОПК к рыночным условиям. В этой связи уже в ноябре 1991 г. на базе 9 союзных министерств оборонных отраслей промышленности было создано Министерство промышленности России. Для управления космической отраслью было учреждено Российское космическое агентство. В сентябре 1992 г. Минпром России был преобразован в Государственный комитет РФ по оборонным отраслям промышленности, ставший своеобразным преемником Государственного комитета при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам, правда, с существенно меньшими полномочиями. В мае 1996 г. Госкомоборонпром России ликвидируется и создается Министерство оборонной промышленности РФ, просуществовавшее до марта 1997 г. Правопреемником Миноборонпрома России стало Министерство экономики РФ. В мае 1999 г. для непосредственного управления оборонными отраслями Указом президента РФ № 651 были учреждены Российское агентство по судостроению (Россудостроение), Российское агентство по обычным вооружениям (РАВ), Российское агентство по системам управления (РАСУ) и Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы) с передачей им части функций Минэкономики России. Российское космическое агентство было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос). В мае 2000 г. Минэкономики России передало функции управления ОПК вновь созданному Министерству промышленности, науки и технологий РФ, оставив за собой формирование гособоронзаказа и мобилизационную подготовку экономики. Минпромнауки России приняло на себя ответственность за координацию деятельности пяти оборонных агентств и непосредственное управление частью предприятий.

    Приходится констатировать, что адаптация системы управления оборонными предприятиями к рыночным условиям не носила системного характера. Предложения руководителей оборонных отраслей промышленности о формировании на базе отраслевых министерств крупных промышленных корпораций не были восприняты; кстати, именно по этому пути пошел добившийся впечатляющих успехов Китай. Фактически, только космическая отрасль не лишилась эффективного государственного управления, что, в конечном счете, положительно сказалось на результатах ее работы. Длившаяся на протяжении 1991-1997 гг. чехарда с переподчинением предприятий ОПК тем или иным министерствам и ведомствам только усугубляла ситуацию, предопределяя дальнейшую деградацию "оборонки". Временные "хозяева" ОПК не получали в руки реальные рычаги управления, а в условиях рыночной экономики - это достаточные финансовые ресурсы. За 10 лет реформ государству не удалось сформулировать эффективную промышленную политику. Мало того, в правительстве сам этот термин стал крамольным. Как предполагалось, острейшие проблемы ОПК решит рынок...

    Только в 1999-2000 гг., с созданием Российского авиационно-космического агентства, оборонных агентств по судостроению, по обычным вооружениям, по системам управления и по боеприпасам и с формированием Министерства промышленности, науки и технологий, взявшего на себя ответственность за разработку и реализацию программы реформирования ОПК, начала воссоздаваться пусть и громоздкая, но вполне дееспособная структура государственного управления (схема 2). Наиболее слабым местом созданной к середине 2000 г. системы управления являлось отсутствие единого координирующего центра, способного увязать порой диаметрально противоположные интересы силового, финансово-экономического и отраслевого блоков правительства, осуществлявших, в той или иной мере, руководство предприятиями ОПК.


    Основная задача силового блока в лице Минобороны России - обеспечение военной безопасности страны. Поддержание обороноспособности на должном уровне, пусть и минимально достаточном, требует значительных финансовых ресурсов. Главная цель финансово-экономического блока (Минэкономразвития и Минфин России) - обеспечение экономической стабильности и минимизация государственных расходов. Отраслевой блок (Минпромнауки и Минтранс России), отвечающий за состояние научно-производственной базы ОПК и транспортной инфраструктуры страны, как и силовой, заинтересован в наращивании государственных инвестиций в ОПК. Комиссия по военно-промышленным вопросам при председателе правительства РФ не в состоянии разрешить имеющиеся противоречия в силу очевидно ограниченного статуса.

    И вот в рамках проводимой административной реформы весной 2004 г. предложена новая структура управления ОПК. Министерство промышленности, науки и технологий РФ и пять оборонных агентств влились, соответственно, в состав вновь созданных Министерства промышленности и энергетики, Федерального агентства по промышленности и Федерального космического агентства. Количество управленческих центров существенно сократилось. Однако на многие принципиальные вопросы ответа пока нет.

    Ключевой вопрос, оживленно обсуждаемый уже несколько месяцев: способно ли государство эффективно управлять оборонным комплексом или следует передать ОПК в частный сектор? Однако нигде в мире частный сектор не управляет военным производством. Управление оборонным комплексом - одна из важнейших функций любого государства. Другое дело, на сложившемся за годы реформ российском рынке труда государство не предложило конкурентноспособную зарплату менеджерам высшего и среднего звена, в связи с чем наиболее сильные управленцы действительно оказались в частном секторе и в государственных акционерных обществах, где заработная плата как минимум на порядок выше, но это проблема иного порядка, кстати, одно из важных направлений административной реформы. Небезынтересно в этой связи заявление президента Национального общества железных дорог Франции господина Фурнье, сделанное в октябре 1990 г.: "Государственные предприятия ни в коей мере не противоречат ни понятию рыночной экономики.., ни существованию динамичного частного рынка: В конечном счете, кому принадлежит капитал предприятий - вопрос вторичный, так как больше берутся в расчет не только средства, но и эффективность работы предприятия и конечная цель политики в области развития промышленности" (Арман Бизаге. "Государственный сектор и приватизация". Издательство "Композит", 1996 г.).

    Таким образом, концентрация властных полномочий государства в плане административного управления создающимися оборонно-промышленными корпорациями, управления принадлежащими государству материальными и нематериальными активами ОПК, а также программно-целевого и финансового управления в рамках оборонного заказа, федеральных целевых программ и программ военно-технического сотрудничества с зарубежными странами становится по существу ключевой задачей проводимой сегодня административной реформы. Не случайно вновь и вновь озвучивается идея создания постоянно действующей Военно-промышленной комиссии при президенте РФ, призванной стать высшим государственным органом, ответственным за формирование военно-технической и промышленной политики, реформирование ОПК и системы военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами.

    Что касается промышленной и структурной политики, их разработка и реализация - неотложная задача правительства, имеющего в своих руках все необходимые рычаги воздействия на экономику. Это и не утраченный еще контроль государства над высокотехнологичными отраслями ОПК, и возможность концентрации инвестиционных ресурсов госбюджета на очевидных точках роста экономики, то есть на отраслях, располагающих максимальным научно-техническим потенциалом. В кризисных и посткризисных условиях никто кроме государства не в состоянии обеспечить предельную концентрацию политической воли и материальных ресурсов на решении сложнейших задач структурной перестройки. Только государство в состоянии обеспечить достаточный приток инвестиционных ресурсов в высокотехнологичные отрасли промышленности, способные дать отдачу в среднесрочной или даже долгосрочной перспективе. Ни крупный национальный, ни западный бизнес не станут инвестировать структурные преобразования российской экономики.

    Одной из приоритетных задач структурной политики государства является реформирование оборонной промышленности. Очевидно, что реформа ОПК должна базироваться на фундаментально проработанных решениях по поддержанию обороноспособности страны, по управлению производством и социальным комплексом отрасли. Настало время определить основные приоритеты развития ОПК с учетом долгосрочных потребностей Вооруженных Сил в новых вооружениях, мобилизационных потребностей государства и приоритетных направлений ВТС с зарубежными странами. В условиях ограниченного финансирования гособоронзаказа медленно решается проблема создания крупных промышленных холдингов. До сих пор не решена задача инвентаризации и передачи в создающиеся интегрированные структуры ОПК принадлежащих государству результатов интеллектуальной деятельности, что не позволяет составить представление о реальной стоимости предприятий и объединений отрасли. Актуальность решения этой проблемы многократно возрастает в связи с возможным принятием Государственной Думой РФ поправок к Закону об авиационной деятельности, предусматривающих увеличение доли участия иностранных инвесторов в капитале предприятий авиационной промышленности России до 49%. Давно пора отработать модели управления создаваемыми интегрированными структурами, определить место каждого объединения в выполнении оборонного заказа и федеральных целевых программ, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития новой техники, устранить параллелизм разработок, ликвидировать избыточные производственные мощности, повысить эффективность производства и конкурентноспособность продукции. Техническое перевооружение и обновление основных фондов, несомненно, должны осуществляться под конкретные программы создания ВВТ новых поколений.

    С перевооружением армии и флота Россия подходит к критической черте, за которой последует неконтролируемое сокращение вооружений в войсках. Если с 2005 г. не увеличить финансирование национальной обороны до 3,5-4% ВВП, для поддержания минимального уровня обороноспособности страны в 2010-2015 гг. придется наращивать этот показатель как минимум до 5-6%. Вне всякого сомнения существенный рост инвестиционных расходов государства практически невозможен при сохранении профицитного бюджета и отказа от практики умеренного наращивания (с учетом темпов экономического роста) государственных заимствований. Таким образом, напрашивается вывод о необходимости существенной корректировки экономической и бюджетной политики государства с целью возвращения России на путь индустриального развития и перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики, поскольку переход к постиндустриальному обществу возможен, скорее всего, после посткризисного восстановления промышленной базы.

    Первые шаги нового правительства внушают оптимизм. Есть надежда на то, что обновленное Федеральное Собрание РФ уделит больше внимания законодательному обеспечению развития оборонной промышленности, тем более что, по заявлению председателя Совета Федерации Сергея Миронова, "сама важность задачи реформы управления оборонной промышленностью, в том числе и реформы законодательства, регулирующего эту сферу, очевидна".

    (Материал по структуре и функциям Федерального агентства по промышленности будет опубликован в одном из ближайших номеров "ВПК").

    ОПК-2 предназначен для гранулирования травяной муки, комбикормов, брикетирования сечки и смесей на основе грубых и комбинированных кормов. В соответствии с назначением комплекты ОПК-2 представляются в трех модификациях: ОПК-2 – универсальный; ОПК-2-1 – для гранулирования; ОПК-2-2 – для брикетирования кормов. Возможность универсального использования ОПК-2 достигается за счет сменных рабочих органов пресса.

    Оборудование (рис. 33) состоит из накопительного бункера 21 с загрузочным шнеком 1 , дозатора 3 , пресса-гранулятора 6 , смесителя-питателя 5 с системой ввода пара и воды 4 , циклонов 15 , 19 с вентиляторами 13 , 16 , 18 , нории 8 для подачи готового продукта, охладительной колонки 11 с камерами предварительного 12 и окончательного 10 сортирования и др.

    Для гранулирования травяная мука загрузочным шнеком 1 подается в накопительный бункер 21 , из бункера – в смеситель-питатель 5 , в котором увлажняется водой или паром, интенсивно перемешивается и непрерывно поступает в прессовальную камеру гранулятора 6 . Здесь корм затягивается между вращающимися матрицей и прессующими вальцами и продавливается через радиальные отверстия кольцевой неподвижной матрицы, где под действием большого давления формируются гранулы. Выдавленные из отверстий гранулы обрезаются ножами, направляются к выгрузной горловине кожуха и далее ленточным транспортером 7 подаются в норию 8 . Нория загружает гранулы в охладительную колонку 11 . В камере предварительного сортирования 12 13 , от них отделяются пылевидные частицы. Крошка и несгранулированный корм отделяются в камере 10 воздушным потоком, создаваемым вентилятором 18 . Все эти мелкие фракции оседают в циклоне 19 , из которого через шлюзовой затвор шнековым транспортером 20 возвращаются в накопительный бункер 21 и поступают на повторное гранулирование. Готовые гранулы из охладительной колонки через камеру окончательного сортирования выгружаются в транспортное средство или в накопительную емкость.

    При брикетировании кормовых смесей из сечки, соломы, комбикорма и добавок соломенную сечку вводят в поток травяной муки через шлюзовой затвор заборника 17 . Из циклона 15 транспортер 14 подает массу в смеситель-питатель 5 .

    Таблица 6

    Техническая характеристика оборудования
    для гранулирования травяной муки и комбикормов



    Оборудование ОПК-2 работает в комплекте с агрегатом приготовления витаминной травяной муки производительностью 1,5 т/ч.

    Кроме оборудования ОГМ-1,5 и ОПК-2 выпускаются грануляторы ОГМ-0,8А и комплект ОПК-3, которые отличаются в основном производительностью (табл. 6).

    Рис. 33. Технологическая схема оборудования для гранулирования

    и брикетирования кормов ОПК-2:

    1 – загрузочный шнек; 2 – накопительная емкость; 3 – дозатор; 4 – система отвода пара и воды; 5 – смеситель-питатель; 6 – пресс-гранулятор; 7 – ленточный транспортер; 8 – нория; 9 – вибровыгружатель; 10 – камера окончательного сортирования; 11 – охладительная колонка; 12 – камера предварительного сортирования;

    13, 16, 18 – вентиляторы; 14 – транспортер резки; 15, 19 – циклоны; 17 – заборник; 20 – шнековый транспортер;

    21 – накопительный бункер

    Контрольные вопросы

    1. В чем состоит сущность приготовления витаминной травяной муки и каковы достоинства и недостатки этого способа заготовки кормов?

    2. Какие варианты подготовки сырья к сушке вы знаете и в чем они состоят?

    3. Назовите достоинства и недостатки вариантов подготовки сырья к сушке.

    4. Расскажите об устройстве агрегата АВМ, его технологическом процессе.

    5. Расскажите об устройстве моторной установки, сушильного барабана, дробилки и циклонов.

    6. Каков порядок запуска агрегата в работу?

    7. Как настроить машину для сушки фуражного зерна?

    8. Как затаривать и хранить готовую муку?

    9. Каковы назначение и устройство гранулятора?

    10. Каковы преимущества гранулированного и брикетированного корма?

    11. Расскажите о технологическом процессе работы гранулятора.

    12. Расскажите об общем устройстве и рабочем процессе агрегата типа ОПК-2.

    13. Назовите основные правила техники безопасности при работе на агрегатах АВМ и грануляторах.

    14. Назовите основные правила пожарной безопасности при работе на оборудовании для приготовления ВТМ.

    помещений, обеспечение лучшей сохранности и поедаемости кормов животными.

    Оборудование прессования кормов ОПК-2 производительностью 2 т/ч позволяет гранулировать и брикетировать комбикорма и травяную муку, сечку травы и кормовые смеси (рис. 1).

    Рис. 1. Технологическая схема процесса прессования кормов оборудованием ОПК-2

    Гранулируемый корм горизонтальным шпеком 2 и вертикальным шнеком загружается в накопительный бункер 4, из которого дозатором 3 выводится в смеситель-питатель 22 пресса 20. Одновременно в корм вводятся или вода в дозатор 3 из бака 1 или пар в смеситель 22 из паропроводов 21. Увлажненный корм непрерывно вводится и пресс 20 и продавливается в радиальные отверстия кольцевой неподвижной матрицы, формируя гранулы. Выдавливаемые гранулы обламываются вращающимся обламывателем и транспортируются ленточным транспортером 19 и норией 18 через камеру предварительного сортирования 14 в охладительную колонку 15. Гранулы охлаждаются воздухом, умываемым вентилятором 11. По мере накопления в охладительной колонке 5 гранулы выгружаются вибровыгружателем 17 через камеру окончательного сортирования 16 на затаривание. Крошка и несгранулированный корм в камеpax 14 и 16 отделяются от гранул воздушным потоком, создаваемым вентиля-тором 6, и через циклон 7 возвращаются транспортером 5 в бункер 4. При брикетировании корма травяная сечка из сушильного агрегата засасывается вентилятором 9 через заборник 13 и накапливается в циклоне 10, а затем через шлюзовой затвор подается транспортером 8 в смеситель-питатель 22. В этом случае вода вводится в выгрузную горловину транспортера 8. Дальнейший путь брикетов - через пресс и далее аналогичен пути гранул. Непрессованный корм и крошка возвращаются через циклон 7 на транспортер 8. Через шлюзовой затвор 12 в травяной корм можно добавлять соломенную сечку. При брикетировании кормовых смесей комбикорм в пресс полается транспортером 2, травяная сечка и соломенная сечка - транспортером 8.

    Электрическая схема ОПК-2 предусматривает включение и отключение шестнадцати асинхронных электроприводов механизмов, их защиту и сигнализацию о нормальных и аварийных режимах работы, схема электрическая принципиальная представлена на рисунке 2. Для обеспечения пуска двигателя М15 пресса, мощность которого составляет 90 кВт, предусмотрено его переключение по схеме со «звезды» на «треугольник». Суммарная мощность остальных 15 двигателей не превышает 50 кВт. Электродвигатели подключаются к сети электрического питания автоматами QF1-QF15, цепи управления защищены автоматами SF16-SF17.

    Пускаем и останавливаем электроприводы оператор при помощи постов кнопочных SB1-SB20 для экстренного отключения всего оборудования предназначена кнопка SB.

    Режим работы выбирают при помощи переключателя SA2 в положении 1 - «Смеси» работают все электродвигатели и брикетируют кормовые смеси, в положении 2 - «Сечка» брикетируют травяную сечку, в положении 3 - «Мука» гранулируют травяную муку или комбикорм, временная диаграмма работы установки приведена на рисунке 3. Этим же переключателем переводят схему в режим наладки.

    Переключателем SA1 устанавливают вид увлажнения при прессование корма: положение 1 - «Вода», 2 - «Пар». Тумблером S и реле KV2 включают и отключают вторичные цепи. Переключателем SA4 и SA6 устанавливают ручной или автоматический режимы работы вибровыгружателя 17 прессованного

    Предназначена для тепловой обработки молока при производстве кисломолочных продуктов. Она состоит из пластинчатого аппарата, уравнительного бака с клапанно-поплавковым устройством, стабилизатора потока, бойлера, инжектора, сепаратора-молокоочистителя, выдерживателя емкостного типа, центробежного насоса для молока, центробежного насоса для воды, пульта управления с автоматическими приборами контроля, регулирования, регистрирования, автоматического клапана возврата молока.

    Пластинчатый аппарат имеет четыре секции: регенерации 1 и 2, пастеризации и нагрева. Секции собраны из теплообменных рифленых пластин. Каждая секция изолирована одна от другой разделительной плитой. Пластины и плиты подвешены на верхней несущей штанге, а нижняя штанга служит для них направляющей. Герметичность в аппарате создается за счет поджатая пластин зажимными устройствами. На станине, нажимных и разделительных плитах имеются штуцера для входа и выхода продукта и рабочих жидкостей. Контроль, регулирование и регистрирование параметров технологического процесса осуществляются приборами автоматики. Сырое молоко из емкости для хранения поступает в уравнительный бак, который снабжен клапанно-поплавковым регулятором, обеспечивающим постоянный уровень. Затем сырое холодное молоко электронасосом подается в секцию регенерации где нагревается пастеризованным горячим молоком до 55--60 °С и поступает в сепаратор-молокоочиститель (А1-ОЦМ-5). После очистки в сепараторе-молокоочистителе молоко поступает в секцию регенерации 2 и затем в гомогенизатор. После него молоко возвращается в секцию пастеризации, где нагревается горячей водой до 90-95 °С. Молоко, нагретое до температуры пастеризации, направляется через автоматический клапан возврата в выдерживатель, проходит его за 300--400 с и подается электронасосом на охлаждение в секции регенерации 7 и 2 и далее в секции нагрева, где температура молока доводится до оптимальной -- 20-50 °С.

    Таблица 1.3. Техническая характеристика пластинчатой пастеризационно-охладительной установки для молока при производстве кисломолочных продуктов

    Показатель

    Производительность л/ч

    Температура молока, поступающего в аппарат

    Температура пастеризации

    Температура охлаждения

    Коэффициент регенерации теплоты, %

    Расход пара, кг/ч

    Температура хладоносителя, °С

    Кратность хладоносителя

    Рабочее давление в аппарате, кПа

    Число пластин в секциях:

    регенерации 1

    регенерации 2

    Пастеризации

    Охлаждения

    Общее число пластин в аппарате

    Установленная мощность, кВт

    Площадь, занимаемая установкой, м 2

    Масса, кг

    Рис 1.6 Технологическая схема пластинчатой пастеризационно-охладительной установки для кисломолочных продуктов А1-ОПК-5: 1 -- уравнительный бак; 2 -- насос для молока; 3 -- пластинчатый аппарат; 4--сепаратор-молокоочиститель; 5--гомогенизатор; 6 -- автоматический клапан возврата молока; 7-- выдерживатель; 8-- насос для молока; 9 -- инжектор; 10-- насос для горячей воды; 11 -- бойлер; 12-- автоматический клапан циркуляции молока; -- --молоко; 1г -- вода горячая; 1х-- вода холодная; г -- пар

    Большим недостатком этого пастеризатора является отсутствие в его конструкции автоматического клапана, который возвращает молоко в уравнительный бак при пуске установки и в случае падения температуры пастеризации ниже 90 °С. Также у него малая производительность, что не позволяет увеличить производительность линии .