• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

    Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

    Объекты социального управления

    а) Вещи (управление вещами)
    б) Явления и процессы (управление процессами)
    в) Люди (управление людьми)

    Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

    Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

    Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

    а) общественное
    б) муниципальное
    в) государственное

    Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

    В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

    В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

    Виды социального управления:

    1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

    2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

    3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

    4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).

    Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

    Признаки управления:

    Обязательно качество целостной организованной системы;

    Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    Служит интересам взаимодействия основных элементов;

    Обеспечивается системой определенных средств.

    Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

    1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

    Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

    Общие черты социального управления:

    1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

    2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

    4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

    5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

    6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

    7) реализуется в рамках определенного механизма.

    Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

    Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

    Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

    Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

    Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

    Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

    Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

    Стадии процесса управления:

    Анализ управленческой ситуации;

    Выработка и принятие решения;

    Организация и исполнение решения;

    Контроль выполнения решения;

    Подведение итогов, внесение корректив.

    1.3. Функции социального управления: понятие и виды

    Функции социального управления – обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

    Признаки функций социального управления:

    Обусловлены социальным назначением управления;

    Характеризуются определенной направленностью и стабильностью;

    Представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;

    Представляют собой направление его активного действия;

    Предопределяются поставленными целями и задачами.

    В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

    В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

    В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

    Общие функции управления:

    Информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;

    Прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;

    Моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;

    Планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;

    Организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;

    Координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;

    Распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;

    Регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;

    Контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;

    Учет– фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

    1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Это вид государственной управленческой деятельности;

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

    1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

    Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

    Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    Научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

    Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    Линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

    Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

    Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

    Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

    Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

    Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

    Признаки исполнительной власти:

    Является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

    Выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

    Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

    Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

    Обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

    Организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

    Ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

    Носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

    Имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

    1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

    Цели исполнительной власти:

    1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

    2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

    3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

    4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

    1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

    2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

    3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

    4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

    5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

    6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

    7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

    Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

    В целях организации самой системы этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных задач и исполнения нормативных правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих исполнительных органов государственной власти , совершенствованию института государственной службы , разработка и принятие нормативных правовых актов);

  • внешнее государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию);
  • внутриорганизационное государственное управление - осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.
  • Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное государственное управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах. Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права , то тогда говорят о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служащими) либо от его имени; если управленческая деятельность установлена частным правом, то здесь речь идет о частноправовом управлении.

    Суверенное управление - это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения . В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, наказательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений , защита общества от опасностей. Главным принципом «принуждающего» управления является законность .

    В отечественной административно-правовой литературе последних десятилетий проблемы «частноправового» управления не затрагиваются. Такой вид управления имеет место в тех случаях, когда само государство не выступает в роли суверенного участника правоотношений . Поэтому оно предполагает равноправие государства как участника частноправовых отношений, т. е. участвует в общей конкурентной экономической жизни, получает финансовые доходы , увеличивает свое состояние или продает его, совершая при этом соответствующие действия. Деятельность, осуществляемая в частноправовых формах, направлена на достижение государственно-управленческих целей и решение государственно-правовых задач путем участия в экономической жизни.

    Частная область государственного управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры . К ним относятся, например, договоры купли-продажи , которые имеют целью обеспечение управления необходимыми для управленческой деятельности материалами (формирование и обеспечение деятельности персонала управления, приобретение материалов, техники, канцелярских принадлежностей, земельных участков для возведения административного здания), договоры подряда с дорожно-строительными предприятиями, договоры лизинга и договоры на сервисное обслуживание, трудовые договоры со служащими и рабочими, находящимися на публичной службе. Государство участвует в этих договорах в качестве не только заказчика и потребителя , но и субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями.

    Управление, в процессе осуществления которого используются частноправовые средства и механизмы, может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по обеспечению «нормального» существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками и другими административно-территориальными единицами уборки мусора, очистки сточных вод, ликвидации вредных веществ и т. д.). Такое управление, которое можно назвать созидающим, «положительным», является необходимым атрибутом современного социального государства . «Положительное» управление - это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики , транспорта, электроснабжения, водоснабжения и т. д. Подобная форма организации управления распространена во многих странах, причем она допускается лишь в определенных случаях. Там, где не имеется четкого правового регулирования со стороны государства, положительное управление могут осуществлять частные предприятия .

    Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области - финансы , строительство , сельское хозяйство , горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.

    Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

    Признаки управления:

    Обязательно качество целостной организованной системы;

    Наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

    Определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

    Служит интересам взаимодействия основных элементов;

    Обеспечивается системой определенных средств.

    Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

    1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

    Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

    Общие черты социального управления:

    1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;

    2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

    4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

    5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

    6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;

    7) реализуется в рамках определенного механизма.

    Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

    Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

    Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

    Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

    Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

    Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

    Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

    Стадии процесса управления:

    Анализ управленческой ситуации;

    Выработка и принятие решения;

    Организация и исполнение решения;

    Контроль выполнения решения;

    Подведение итогов, внесение корректив.