• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

    Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

    Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

    Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

    Социальному происхождению;

    Этнической принадлежности;

    Уровню образования;

    Должности;

    Профессиональной принадлежности;

    Доходу и богатству;

    Образу жизни.

    Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

    Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

    Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

    Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

    В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

    Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

    В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

    Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

    В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

    Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

    Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

    Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

    Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

    Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

    Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

    Деятельность института определяется:

    · набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

    · интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

    · наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

    Явные функции социальных институтов

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

    Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

    Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

    Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

    Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

    Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

    Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

    Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

    Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

    Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

    семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

    Основные функции семьи:

    1.Репродуктивная
    2. Хозяйственно-бытовая
    3. Экономическая
    4. Духовная
    5. Коммуникативная
    6. Досуговая (рекреационная)

    (Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)

    Общества, согласно которым, главным критерием для определения социальной дифференциации было отношение к средствам производства. В частности, на такой точке зрения стоял марксизм. Однако его теоретики выделяли не только классы, но и прослойки внутри каждого класса (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия), тем самым подчеркивая, что неравенство и отчуждение характерны для любых групп людей. Тем не менее, они считали, что их следует преодолеть, и такой класс, как пролетариат, играет в истории именно эту миссию.

    В противовес классовой теории сложилась концепция, в основе которой тоже лежала социальная дифференциация. Автором этой теории стратификации был Питирим Сорокин. Он разработал целую систему признаков и критериев общественного расслоения, формирующих структуру социального организма. Сорокин различал одномерную и многомерную стратификацию, то есть, разделение общества на такие группы, как «страты» по одному признаку и по целой их совокупности. Он разделял эти страты по таким характерным чертам, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психологические черты, религиозные верования, стиль поведения, и многие другие. Многие современные социологи считают страты базовым и «конечным» элементом социальной структуры.

    Ученых также интересовало, насколько судьба индивида и социальная дифференциация общества детерминированы разделением на страты. Они рассчитали возможность перехода из одной группы в другую (горизонтальная мобильность), а также внутри классов (вертикальная), на протяжении одного, двух или более поколений, выделив среди них закономерную и случайную мобильность. В изучении проблемы стратификации большую роль сыграла теория Макса Вебера. Он полагал, что различие между группами людей обусловлено не только доступом к общественному богатству, власти и праву, но также и социальными показателями - статусом и престижем. Согласно Веберу, каждой группе присущ определенный стиль жизни - привычки, стереотипы, ценности.

    Изучением норм, определяющих поведение людей в общественной системе, а также того, как социальная дифференциация влияет на их статус, занимались такие философы и социологи, как Линдон и Мид. Такие составляющие как стереотип и престиж, заставляют человека соответствующим образом, разделяемым их группой, оценивать какого-либо человека или явление (например, какого бренда одежду покупать, отправлять ли детей учиться в Йелький университет, обязательно ли иметь роллс-ройс или мерседес). Если же человек хочет освободиться от навязанной ему роли, как правило, считается, что он утратил престиж, и к нему могут быть применены

    Социальная дифференциация в таких случаях оборачивается реакцией группы, а то и целого общества, на поведение индивида, который «уклоняется» от выполнения ожиданий, соответствия общепринятым нормам и ценностям. Подобные санкции могут быть предусмотрены законодательством, а иногда они базируются на обычаях, морали или религии. Особенно это характерно для когда идут в ход даже физические действия - избиение, смертная казнь, самосуд или линчевание, лишение свободы. В других случаях применяются такие экономические санкции, как штрафы или Но в большинстве современных стран в основном ограничиваются выказыванием знаков неуважения.

    Взаимодействие между социальными ролями, статусом, санкциями, престижем и другими подобными механизмами изучает особая дисциплина, интеракционизм. Каждая такая группа, утверждают ученые, создает свой собственный «мир», где расписан «сценарий жизни», те или иные поступки, определенная одежда. Существует даже социальная дифференциация языка, порожденная отличиями между крупными коллективами людей в профессиональной или корпоративной области. Но такие миры нестабильны. Те или иные общественные события, особенно крупного масштаба, заставляют людей переосмысливать свои роли и совершать иногда совершенно неожиданные действия. Так происходит изменение привычного мира, в котором роли распределяются вновь.

    расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способные привести к соперничеству и конфликтам.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    различия между макро- и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, политич. течений и культуп На одном полюсе - отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности, источнику соц. разнообразия; множество соц. сред, уровней дает человеку возможность выбора, поощряет его к активности и вместе с тем обеспечивает взаимодополнение или конструктивное противоречие разных образов жизни. Отсюда динамизм и многовариантность обществ. развития. В этом контексте особенное внимание отводится индивидуальным различиям. Признание самоценности каждой личности, ее уникальности, а значит, и права на собственное самоутверждение, на автономию в группе, об-ве, в этич. смысле означает высокую взаимную терпимость, широкое пространство для личностного суверенитета. В политич. смысле это означает развитую свободу вертикальной и горизонтальной мобильности особый статус меньшинства, а также принятие индивидом на себя ответственности за свою судьбу, за риск собственного выбора. На противоположном полюсе - отношение к Д.с. как пороку об-ва, источнику несправедливости и массовых конфликтов. Вызываемое Д.с. имущественное и статусное неравенство неизбежно приводит к эксплуатации, классовой борьбе угнетенных с угнетателями. Поэтому Д.с. нуждается в преодолении, а об-во - в выравнивании любых соц. различий. Индивид в этой ориентации выступает как элемент целого, его ценность определяется вкладом в целое (организацию, общий труд). Между обоими полюсами сложились промежуточные варианты отношения к Д.с. Основания для Д.с. могут относиться как к объективным признакам (экономич., профессиональным, образовательным, демографич. и т.п.), так и к признакам массового и индивидуального сознания. Эти основания не всегда совпадают. Так, нек-рые группы сознания - макро- и микрогруппы - охватывают разные профессиональные, возрастные и иные группы (напр., по идеологии, культурным пристрастиям). Анализ Д.с. очень важен для управления соц. процессами. Особенно в переходные периоды развития об-ва. Такой анализ имеет большое значение, напр., для определения соц. базы реформ, т. е. поиска той категории населения, на к-рую может опираться та или иная реформа. Скажем, коммерциализация народного хозяйства требует выделения т.н. соц.-активного элемента об-ва как структурного образования, являющегося носителем инновационного начала в об-ве. По мере развития об-ва одни основания для Д.с. могут нарастать (напр., имущественные, идеологии, и т. д.), а др. способны исчезать (сословные), соц. значение третьих сглаживаться (половые), а вариативность четвертых может нарастать (религиозные). См. также Концепции социальной дифференциации. Лит.: Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990. A.M. Пригожин

    Виды социальных групп.

    Социальная дифференциация

    Причины дифференциации:

    1. частная собственность

    Социальная политика

    Теория стратификации

    Основные критерии стратификации

    3. престиж

    4. образование

    Социальный статус личности и социальные роли.

    Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

    Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором .

    Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

    В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

    Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые.

    ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

    Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

    1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

    2. системы ценностей, характерных для данного общества.

    Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

    Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

    Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

    Их совокупность называется ролевой системой (ролевым набором).

    Социальная роль невозможна без таких условий, как:

    1. ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;

    2. социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

    Социальная мобильность

    Человек, занимающий определённое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, Такой переход называется социальной мобильностью.

    Виды социальной мобильности

    Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.

    Социальные лифты (каналы социальной мобильности) – это социальные механизмы, позволяющие людям перемещаться из одного социального слоя в другой.

    П. Сорокин (американский социолог русского происхождения) выделял:

    1. Армия (Наполеон)

    2. Церковь (патриарх Никон)

    3. Школа, образование (Ломоносов)

    Другие каналы социальной мобильности:

    1. Семья и брак (Екатерина Первая)

    2. Партийная деятельность (Сталин)

    3. СМИ (Малахов, Ксения Собчак)

    Семья как малая группа.

    Виды семей

    1. По родственной структуре бывают:

    семьи расширенные (многопоколенные) , которые объединяют под одной крышей супружескую пару с детьми и кого-то из родителей супружеской пары

    семьи нуклеарные - супружеские парыс одним или двумя детьми.

    2. Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и не­полные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с ба­бушками-дедушками).

    3. В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и много­детные.

    4. По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традици­онно выделяют два типа семьи.

    Традиционная, или патриархальная, семья предпола­гает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поко­лений. Женщина экономически зависит от супруга, се­мейные роли четко регламентированы: муж (отец) - добытчик и кормилец, жена (мать) - домохозяйка и вос­питатель детей.

    К характеристикам партнерской, или эгалитарной, се­мьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропор­циональное распределение семейных обязанностей, взаимо­заменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важ­ных для семьи решений, а также эмоциональную насы­щенность отношений. Социальные психологи особо отмеча­ют именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаи­моуважении, взаимопонимании и эмоциональной потреб­ности друг в друге.

    5. По занятости в общественном производстве:

    однокарьерная модель традиционном обществе отец был занят в общественном производстве, мать занималась домашним хозяйством)

    двухкарьерная модель

    Функции семьи

    Под функциями семьи понимается ее деятельность, име­ющая определенные социальные последствия.

    1. Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

    2. Новое поколение, при­ходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, мо­ральных и других ценностей. В этом проявляется воспи­тательная функция.

    3. Хозяйственно-экономическая функ­ция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; орга­низацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

    4. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологи­ческого комфорта, обеспечивает эмоциональную поддерж­ку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоциональ­но-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духов­но-эстетические моменты, в том числе и организацию про­ведения свободного времени.

    5. Кроме того, семья предостав­ляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция).

    6. Семья регулирует сексу­альное поведение людей, определяя, кто, с кем и при ка­ких обстоятельствах может вступать в сексуальные отно­шения (сексуальная функция).

    Молодёжь как социально-демографическая возрастная группа

    Социологи относят к молодёжи людей в возрасте от 16 до 25 лет. Возрастные границы определяются конкретно-историческими условиями, социально экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны.

    Переход от молодости к зрелости характеризуют критерии

    Основные черты молодёжной субкультуры

    1. вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни

    2. включение в различные группы сверстников (неформальные молодёжные группы)

    3. своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке

    4. культ силы, радикализм

    5. это скорее культ досуга, чем работы (некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодёжи не живёт, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид, что делает)

    6. открытость к новациям

    Социальные функции молодёжи

    1. освоение новых профессий. Закономерность: чем новее профессия, тем моложе возраст её представителей

    2. освоение новых территориально-производственных комплексов. Терииториальная подвижность молодёжи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп (примеры: освоение целины, БАМ)

    3. культурно-интеллектуальная мобильность. Молодёжь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания.

    Этнические общности. Нации и межнациональные отношения

    Этнос (греч. – народ) – совокупность людей, обладающих общностью языка, культуры, осознающих своё историческое единство. В современном мире существует не менее двух тысяч различных этносов.

    Формы этносов:

    в первобытное время - племя

    в древности и средневековье - народность

    в новейшее время, наиболее развитая и устойчивая общность -нация

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

    Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

    Признаки нации:

    1. общности территории;

    2. общность языка;

    3. общность экономической жизни;

    4. общие черты психического склада;

    5. национальная профессиональная культура;

    6. национальное самосознание. Осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, сопричастности к общей исторической судьбе и культуре нации, переживания за её прошлое, настоящее и будущее, ориентации на цели и ценности национального развития.

    Как определить национальность человека? Национальная самоидентификация.

    Национальная принадлежность является частным (личным) делом самих граждан. Конституция РФ, ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности»

    Национализм и шовинизм

    Национализм - идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

    Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

    Межнациональные отношения

    Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами.

    Причины межнациональных конфликтов:

    1. территориальные споры;

    2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;

    3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;

    4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

    5. стремление народов к созданию собственной государственности (СЕПАРАТИЗМ)

    При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

    1. отказ от насилия и принуждения;

    2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

    3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

    4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

    Тенденции в развитии наций

    Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции:

    дифференциация интеграция
    Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства. С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

    Национальная политика

    Национальная политика- со­вокупность мер всех ветвей власти в области национальных отношений.

    Национальная по­литика различается по целям, направленности, исходящим из приоритетов политики государства.

    Цели, направленность ан­тигуманной тоталитарной политики Цели и содержание демократической национальной политики
    1. отстаивание так называ­емой этнической «чистоты» 2. разжигание расовой ненависти 3. насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реализуются законами, организацией и поощрением соответству­ющего группового поведения. Фашизм наиболее человеконена­вистническое выражение этой антидемократической политики. 1. законодательное закрепление уважительного от­ношения к людям всех национальностей, этносов к их самосоз­нанию, самобытности, 2. создание наиболее благоприятных усло­вий для свободного развития всех народов, 3. согласование наци­ональных интересов, 4. предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов. Государство, демократичес­кие партии способствуют тому, чтобы эти цели разделялись на­селением страны.

    Основные принципы государственной национальной поли­тики в России таковы:

    1. равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от его расы, национальности, языка, отно­шения к религии, принадлежности к социальным группам и об­щественным объединениям;

    2. запрещение любых форм ограниче­ния прав гражданина по признакам социальной, расовой, наци­ональной, языковой или религиозной принадлежности;

    3. сохране­ние исторической целостности страны, равноправие всех субъек­тов федерации, гарантия прав коренных малочисленных наро­дов;

    4. право каждого гражданина определять и указывать свою национальность;

    5. содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

    6. своевременное и мирное разрешение про­тиворечий и конфликтов;

    7. запрещение деятельности, направлен­ной на подрыв безопасности государства, возбуждение социаль­ной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

    8. защита прав и интересов граждан России за ее преде­лами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж­ных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной

    Социальная структура российского общества

    Причины конфликтов

    1. обладание одной из сторон материальными и нематериальными (власть, информация) ценностями, в то время, когда другая сторона их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мнимым.

    2. несовместимость мировоззренческих установок и оценочных позиций различных социальных групп (классов, сосло­вий, слоев) общества;

    3. неправильное понимание людьми друг друга; расхождения во взглядах и навязывание мнения одной из сторон, психологи­ческая несовместимость людей

    4. повышенная раздражительность, завышенный уровень притязаний (в межличностных конфликтах)

    Виды конфликтов

    1. В зависимости от сфер жизнедеятельности человека, в которых происходят конфликты, их делят на

    Семейные

    Трудовые

    Политические

    Этнические

    2. По масштабам и объёму относят

    Межличностные конфлик­ты, когда сталкиваются интересы отдельных людей;

    Конфликты между малыми и большими социальными группами:

    Международные конфликты, возникающие между отдельными государствами и их коалициями.

    3. По характеру развития:

    Преднамеренные

    Спонтанные.

    Стадии конфликта

    Предконфликтная стадия - это период, в те­чение которого накапливаются противоречия.

    Непосредственно конфликтная стадия - это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон.

    На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий

    Виды социальных групп.

    А) по численности – большие (нации, сословия) и малые (семья, школьный класс)

    Б) по способу организации и регулированию поведения – формальные (производственный коллектив) и неформальные (байкеры, эмо)

    Причины объединения людей в группы:

    1. группы помогают в достижении общих целей

    2. группы позволяют удовлетворить психологические и др. проблемы

    3. групповое членство способствует формированию позитивной «Я- концепции»

    Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

    Виды дифференциации, их проявления

    Надо заметить, что с развитием общества его социальная структура усложняется. Также и связи и отношения между людьми становятся все глубже и сложнее.

    Причины дифференциации:

    1. частная собственность

    2. сложность современного общества, необходимость разделения труда

    3. различные способности, психологические особенности людей

    Социальная политика

    Социальная политика – совокупность мер, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, а также обеспечение социальной защищенности граждан, нуждающихся в особой опеке со стороны государства.

    Социальная политика призвана смягчать социальное неравенство.

    Традиционными направлениями социальной политики является:

    1. организация пенсионного обеспечения и социального страхования, медицинское обслуживание;

    2. материально-бытовое обслуживание нетрудоспособных и иных категорий нуждающихся в социальной защите граждан (студентов, временно не работающих, сирот и т.д.);

    3. содействие занятости граждан.

    Теория стратификации

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    - англ. differentiation, social; нем. Differenzierung, soziale. Расчленение соц. целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Д. с. прежде всего включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей, групп и т. д. см. ИНТЕГРАЦИЯ .

    Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

    Смотреть что такое "ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ" в других словарях:

      Дифференциация социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Д. обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преимущественно формальные аспекты Д.… … Большая советская энциклопедия

      ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. diferentia – различие) – формирование в обществе классов, др. социальных слоев и групп, их эволюция, рост многообразия, изменения положения в общественной системе. В основе Д. с. лежат экономические процессы и явления. В то же время на Д … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. differentiation, social; нем. Differenzierung, soziale. Расчленение соц. целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Д. с. прежде всего включает разделение труда,… … Толковый словарь по социологии

      ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - различия между макро и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, политич. течений и культуп На одном полюсе отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности,… … Российская социологическая энциклопедия

      Дифференциация социальная - расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способные привести к соперничеству и конфликтам … Социологический словарь Socium

      Дифференциация - (Differentiation) Содержание Содержание 1. общие ведомости 2. Дифференциация населения 3. Дифференциация функциональных стилей 4. Социальная дифференциация 5. Дифференциация Дифференциация (от лат. differentia — различие) — это… … Энциклопедия инвестора

      - (от лат. stratum слой и facio делаю), одно из осн. понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии. Теории С. с.… … Философская энциклопедия

      - (лат.). Выделение, разграничение, обособление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [фр. differentiation Словарь иностранных слов русского языка

      Изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

      - (франц. differentiation, от лат. differentia разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д. функциональную, в ходе которой расширяется… … Философская энциклопедия

    Книги

    • Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX - начало XX века , . В книге, подготовленной международным коллективом историков, ставится вопрос о гражданской идентичности (civic identity) в эпоху общественных перемен, происходивших в Российской империи во…