• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Презентация знакомит учащихся с историей возникновения вышивки, рассказывает об особенностях вышивки крестом.
    Используя её на уроках по вышиванию мы развиваем у детей интерес к этому виду рукоделия, воспитываем эстетический вкус,

    чувство прекрасного и уважение к русским народным традициям.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Вышивка крестом Презентацию подготовила учитель технологии МБОУ Краснопоймская СОШ Полуянова Ирина Владимировна

    Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения вышивки, рассказать об особенностях вышивки крестом. Развивать интерес к этому виду рукоделия. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, уважение к русским народным традициям.

    Вышивка - одно из самых любимых и распространенных видов рукоделия. История её возникновения уходит далеко вглубь веков. Материалом для вышивки в разные времена служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.

    В нашей стране с древних времён вышивкой украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

    Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

    К 13 - 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое: вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями.

    В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.

    С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки.

    В христианские времена появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом.

    Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно совершенствовалось. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы.

    Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы.

    Крест – один из самых лёгких для освоения видов вышивок. Крестом без труда вышиваются интересные геометрические узоры. Крест относится к счётным видам вышивок. Им вышивают по тканям, на которых нетрудно производить отсчёт нитей.

    Наиболее распространена вышивка простым крестом – когда стежки расположены по диагональным линиям клеточки и пересекаются в центре.

    Вариантов вышивки крестом существует множество: Полукрест Удлинённый крест Удлинённый крест со строчкой Славянский крест Двойной крест Крест «Звёздочка» Крест Левиафан (Болгарский) Рисовый шов

    В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными.

    Источники информации: Иванова А.А.: Ручная вышивка:- Москва, Академия, 2007 г. Розман Г. И.: Вышиваю картины крестом.- М., 2006г. Материалы с сайта www.vishivka-st.ru Материалы с сайта ru. wikipedia. org Картинки с ресурса www.yandex.ru


    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа. Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки. Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. От того на сколько точно вы выполняете требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть Ваша работа. Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Одежда вышитая крестиком. История возникновения вышивки уходит далеко в глубь веков. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Оно тесно связано с появлением первого стежка при изготовлении одежды. Материалом для вышивки в разные далекие времена служили и жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шелка, также применялся и натуральный волос.


    Немного из истории В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.


    История про крестьян К годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями. В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца.


    На территории России археологами обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми нитями. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках - картинах сцены бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти, занавеси, свадебные и праздничные рубахи, холщовые сарафаны, головные уборы, платки. Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных крестах, украшали ими капище идолов. ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ


    Позднее, в христианские времена, появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и стихий приписывали обыденному ("об один день сделанному") полотенцу.



    Вышивка на мужских рубахах. Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении многих веков постоянно усовершенствовалось. Человек, живший постоянно среди природы и наблюдавший за нею, уже с глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки- символы, с помощью которых он выражал свое восприятие к окружающему миру, свое отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения. Орнамент для мужской рубашки Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы (такое повторение нескольких элементов рисунка носит название раппорт.)


    Вышивка Язык каждого орнамента связан с историей и культурой народа. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное. Каждая народность сохраняла в вышивках самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, эстетическим вкусам, понятиям о красоте. Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных компонентов называется композицией и складывается из чередования отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.


    Узоры на салфетках Орнамент для салфетки -разработала Маргарита Савостикова. Очень важную роль во всех видах творчества играет колорит - гармоническое сочетание цветов и их оттенков. В большинстве своем колорит является визитной карточкой республики, области, района и даже отдельного села. Гармоническое сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. Нужно помнить, что фон изделия всегда дополняет узор, и потому его цвет должен подчеркивать ритмичность повторения каждого отдельного мотива или фигуры.


    Узоры Рисунок для скатерти: Орнамент народных вышивок всегда тесно связан со структурой ткани домашнего изготовления. Поэтому большинство узоров состоит из геометрических фигур. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Геометрический орнамент характеризуется не только разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения. Основным и наиболее типовым является ромб или поставленный на угол квадрат. Ромбы- фигуры могут быть пересечены диагоналями, с отростками - продленными сторонами, с крючками, маленькими ромбиками на углах, могут быть заключены в квадраты и ромбы большего размера, расположены рядами, наложены друг на друга углами. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняются другими фигурами, которые не только дополняют его, но и создают новый узор. Большую роль в различных вариантах геометрического орнамента играют размеры узора и пропорциональное соотношения его частей.


    Про вышивку Столетиями отрабатывалось традиционное расположение и соотношение частей узора, их единство с кроем одежды и обуви, размещение орнаментальных композиций, подчеркивающих формы человеческой фигуры или украшаемых предметов. Орнаментальные мотивы, располагаясь по всей поверхности изделия или какой-то его части не только украшали, но и подчеркивали его форму и размеры. Современные варианты расположения орнаментов на том или другом изделии зависят от его назначения, размеров и формы, вкуса, чувства меры вышивальщицы, ее знания, традиций и фантазии. Компонуя узор, всегда необходимо выделить его центральную часть. 5 пословиц на день Где тесно, там-то солдату и место. Крапивник - жгуч, терновник - колюч. Лицом в грязь не ударит. Молитвой квашню не замесишь. Кто любит науки, тот не знает скуки.


    Рушник Один из прекрасных примеров- Рушник, доставшийся по наследству, старинная работа начала 20 столетия. Вышита односторонним крестом на тканном полотне (скорее всего домашнего ткачества), кружево (мережка - горьковский гипюр) тоже ручной работы. Схема рисунка восстановлена.


    ВЫШИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА РУСИ Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Вышивальное искусство на Руси


    Вышивка Русская вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа, поражающая своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием, вот лучший воспитатель художественного вкуса. Нельзя жить в России и не уметь ценить по достоинству великолепие ее необъятных просторов бескрайних степей, непроходимых лесов, бурных рек и завораживающих, пугающих болот. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей.


    Вышивка крестиком Во времена господства язычества руссичи, как правило, украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и другие предметы быта. Также широко была распространена отделка вышивкой одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы, сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической вышивке: вещи, используемые при проведении различных ритуалов, обязательно украшались шитьем. Только самым искусным мастерицам доверялось вышивание полотенец для убранства капищ, предметов, предназначенных для украшения священных деревьев, могильных крестов, нарядов невесты и жениха. Одновременно с этим начала развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены, природные пейзажи, портреты людей и изображения животных. С приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение.


    Информация Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры. Особенная роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища. В качестве необходимого атрибута на всех значимых праздниках выступали украшенные вышивкой предметы. Рукодельницы заранее готовили обереги к каждому венчанию, крестинам, рождению ребенка и т. д. Обыденные, то есть «об один день сделанные», изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку несколько мастериц выполняли сообща. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представал оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы. В своих работах вышивальщицы использовали разнообразные мотивы, которые зачастую несли в себе скрытый смысл. При этом каждый элемент узора обозначал особый символ. Например, пожелания добра и благополучия в семейных отношениях скрывались в изображении крючковатого креста, а небесное светило символизировали разнообразные круги и ромбы, вписанные вышивальщицами в орнамент.







    Машина для пряжи Вышивка служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр, членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего времени дочерью царя Бориса Годунова. Самые распространенные мотивы орнаментов женские фигуры, земноводные и рептилии (змеи и лягушки), птицы (петухи, павлины и т. д.), разнообразные деревья и цветы. При работах вышивальщицы используют различные виды швов: счетную гладь, козлик, косичку, набор, крест и мережку. Местом расположения вышивок на одежде служат, как правило, соединительные швы, воротники, подолы, края рукавов и разрезов.


    Урок 1(вводный)

    Задачи урока:

    Образовательная:

    • Ознакомить с историей возникновения вышивки;
    • Ознакомить с методами и видами вышивки крестом;
    • Научить технике выполнения счётных швов.

    Развивающая:

    • продолжить развивать творческое мышление, внимательность и аккуратность в работе,
    • развивать воображение и эстетический вкус.

    Воспитательная:

    • Воспитывать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение учителя и одноклассниц.

    Воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусств – вышивке;


    История появления вышивки

    • Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.
    • Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, и нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос.
    • В нашей стране вышивка имеет древнюю историю.

    Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище.

    • Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую.
    • Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.
    • Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

    Русский народный костюм


    Владимирская вышивка .




    Горьковский гипюр .


    ВЫШИВКА – это искусство украшения ткани или трикотажа стежками, которые обогащают её поверхность и подчёркивают красоту.


    • Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру.
    • И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания - это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет.
    • - это техника украшения изделий различными стежками из ниток.
    • Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине.
    • В этой вышивке используется техника в полный «крест» или «полукрест»

    Способы вышивания

    1.Ручной

    2. Машинный

    3.Компьютерный

    4.Промышленный


    Инструменты и материалы для вышивки крестом:

    • Нитки для вышивания (мулине)
    • Вышивальные иглы(гобеленовые)
    • Пяльцы
    • Рисунки, схемы
    • Напёрсток
    • Ножницы, сантиметр, лупа
    • Канва

    • В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест».
    • Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется « счётным крестом»

    (вышивальщице приходится самой

    отсчитывать количество крестиков).




    Методы вышивания крестом:

    • «Традиционный метод»

    Вы заканчиваете предыдущий крестик и начинаете следующий.

    • «Датский метод»

    Сначала вышиваете половину крестика и заканчиваете крестики по мере того, как возвращаетесь.

    • В большинстве случаев используются оба метода.
    • Например, «датский метод» для большинства стежков и

    «традиционный» - для изолированных крестиков.

    Выбирайте тот способ, который вам больше всего нравится.


    Этапы выполнения крестика:

    • На рисунке показано как выполняется один крестик и ряд из них.
    • Номерами показан порядок выполнения стежков

    ( традиционный и датский методы ).

    Основное правило - верхние стежки должны

    лежать в одном направлении.

    Задание по схемам приложение №2


    Виды вышивки крестом:

    • Прямой крест - состоит из вертикальной и горизонтальной линий.
    • Двойной крест - чередование простых крестиков и между ними маленьких прямых.
    • Полукрест
    • Полукрест - первый стежок шитья обыкновенного крестика (гобеленовый).

    Простой крест . Все верхние стежки

    должны лежать в одном направлении.

    • Крест Левиафан (Болгарский) - шов

    отличается от простого крестика тем, что осложнён ещё двумя перекрещивающимися стежками (вертикальным и горизонтальным).

    • Крест “Звёздочка” - еще один вид перекрещивания, состоящий из прямого крестика, на который накладывается четыре наклонных диагональных стежка такого же или меньшего размера.

    • Чередующиеся крестики - эта вышивка состоит из обыкновенных крестиков и других прямых.
    • Рисовый шов - сначала заполняется весь фон большими крестами нитями одного цвета, а затем приступают к рисовым стежкам нитями другого цвета.
    • Итальянский крест – это крест в квадрате.
    • Козлик – это шов перекрещенных стежков по диагонали.
    • След горностая – это сложный крест из трёх стежков.
    • Двусторонний крест – это, когда простые кресты получаются и на лицевой, и на изнаночной сторонах.

    Техника безопасной работы

    Во время работы По окончании работы

    • Будьте внимательны!
    • Наперсток надевается на средний

    палец правой руки.

    • Иглы и булавки

    хранить в игольнице.

    • Ножницы следует передавать

    за сомкнутые лезвия,

    • Инструменты и приспособления

    хранить в специальном месте.

    • Сосчитать количество

    игл и булавок.

    • Убрать своё рабочее место.
    • Вышивку хранить

    в прозрачном файле.

    • Нитки аккуратно сложить,

    или смотать.

    • Ножницы убрать в чехол.

    • Перед вами лежит лоскутик канвы, игла и нить мулине.
    • Соблюдая технику безопасности, прошу вас попробовать вышить один из видов болгарского креста по схеме.
    • БОЛГАРСКИЙ КРЕСТ
    • БОЛГАРСКИЙ ПОЛУКРЕСТ
    • или ВЕРТИКАЛЬНЫЙ БОЛГАРСКИЙ.





    Что такое вышивка крестом? Вышивка крестом вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест. Вышивка крестом один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.


    История возникновения Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, созданы были еще на территории Древнего Китая и ученые относят их к VI-V векам до н.э. Русская вышивка имеет свою многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, которые относятся к IX-XII векам. Люди издавна передавали красоту природы, свои ощущения условными знаками и узорами: крестами, линиями, ромбами и многими другими способами. Также и наши предки выражали свое восприятие к непонятным явлениям природы, к окружающему миру с помощью условных знаков – символов. По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий. Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити. Подобной вышивкой украшали не только одежду бояр и членов царской семьи, но и облачения церковнослужителей, убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была Ксения - дочь известного русского царя Бориса Годунова. До наших дней сохранилась ее работа, выполненная в 1601 году.






    Ход Работы 1. Перед началом работы обметайте края канвы, чтобы избежать ее осыпания 2. Натягивание ткани на пяльцы Размеченную канву нужно заправить в пяльцы: положите ткань на обруч с меньшим диаметром и положите поверх нее больший обруч. Натяните канву и закрутите винтик пялец.





    Техника Безопасности 1) ножницы с сомкнутыми лезвиями следует класть справа, кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы; 2) ножницы не должны мешать вам в работе, но и не следует класть их слишком далеко, чтобы не тянуться за ними через весь стол; 3) лучше вышивать с наперстком, иначе вы уколете палец и не сможете продолжать работу; 4) ни в коем случае нельзя шить ржавой иголкой она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину, может сломаться в любой момент и поранить вам руку; 5) во время работы не следует вкалывать иголки и булавки в одежду, стол, ткань на пяльцах. Категорически нельзя брать иголки в рот. Их надо вкалывать в специальную подушечку; 6) нельзя перекусывать нитку зубами можно испортить эмаль зубов и поранить губы. При этом может пострадать и вышивка; 7) всегда следует пересчитывать количество иголок после работы их должно быть столько же, сколько вы использовали. Для этого вам пригодится магнит, с помощью которого можно будет отыскать потерявшуюся иголку; 8) сломанные иглы необходимо сразу же выбрасывать.