• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Работодатель вправе (но не обязан) направить работника на обязательный медицинский осмотр через полгода после прохождения предыдущего осмотра, а работник обязан такой осмотр пройти. Работа по совместительству и работа на условиях неполного рабочего времени не влияют на обязательность прохождения сотрудником осмотров.

    Обоснование вывода:
    Согласно части второй ТК РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами ( ТК РФ). Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
    Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Согласно части четвертой ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), является Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
    Периодичность проведения медицинских осмотров определяется Перечнем факторов и Перечнем работ в зависимости от выполняемой сотрудником работы и воздействующих на него факторов, и может быть либо 1 раз в год, либо 1 раз в два года. При этом согласно части первой ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, в случаях, предусмотренных РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
    Соответственно, работодатель обязан направить работника на обязательный медицинский осмотр, а работник (в свою очередь) обязан пройти его до момента истечения годичного или двухгодичного срока с даты прохождения им предыдущего осмотра. При этом закон не устанавливает минимального срока, который работодатель должен выдержать после прохождения работником предыдущего осмотра, поэтому он вправе направить сотрудника на периодический осмотр в любое время до истечения срока действия предыдущего предварительного или периодического осмотра (в том числе и через полгода после приема на работу), а работник обязан пройти осмотр при получении направления от работодателя.
    Закон предусматривает ситуации, когда правовое положение работников, трудящихся по совместительству, отличается от правового положения сотрудников, для которых работа является основной: например, гарантии и компенсации, связанные с обучением или работой в районах Крайнего Севера, сотрудникам по совместительству не предоставляются (часть первая ТК РФ), совместители не могут работать более половины нормы рабочего времени по данной должности ( ТК РФ) и т.п. Однако по общему правилу правовое положение совместителей ничем не отличается от правового положения работников, трудящихся по основному месту работы, если иное не предусмотрено специальными нормами трудового законодательства. Поскольку закон не предусматривает, что сотрудники, выполняющие определенные N 302н работы на условиях совместительства, освобождены от обязанности проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, то работодатель без всяких исключений обязан проводить в отношении всех работников медицинские осмотры вне зависимости от того, трудятся ли они по основному месту или по совместительству.
    Поскольку согласно части четвертой ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав, то факт работы совместителя 2 часа в день также не влияет на обязательность прохождения им медицинских осмотров.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Мазухина Анна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Кудряшов Максим

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?

    Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

    В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).

    Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.

    Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

    Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее - Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

    При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

    Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.

    О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.

    Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 "Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).

    Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

    При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку "при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям" (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время - специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

    Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.

    Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).

    Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот "могут использоваться".

    В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.

    Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

    Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.

    При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).

    Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:

    Сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;

    Сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;

    Работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;

    Иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, - ст. 69 ТК РФ)*(1).

    Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Ерин Павел

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Воронова Елена


    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    *(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Предварительный медицинский осмотр.

    Штраф за непрохождение медосмотра - предусмотрен он или нет? В нашей статье вы найдете ответ на этот вопрос. Также вы узнаете, каков размер такого штрафа и когда за рассматриваемое нарушение могут быть применены иные виды ответственности.

    Обязательность медосмотров на предприятии

    На работодателя возложена обязанность по организации (в т. ч. выдаче направлений) и оплате всех видов медосмотров и освидетельствований, предусмотренных ТК РФ (п. 11 ч. 2 ст. 212). Одновременно он обязан не допускать к работе лиц, не прошедших указанные медицинские обследования (п. 12 ст. 212 ТК РФ).

    Соискателям, которые не прошли обязательный медосмотр, работодатель должен отказать в оформлении на работу. Работающих сотрудников, не прошедших осмотр, от исполнения трудовых обязанностей необходимо отстранять (ст. 76 ТК РФ). Аналогично стоит поступать и в случаях, когда у указанных лиц в ходе обследования выявляются противопоказания к работе.

    В противном случае при проверке контролирующих органов работодатель рискует быть привлеченным к административной ответственности. Более того, в некоторых случаях возможно даже наступление ответственности уголовной.

    Административная ответственность работодателя за непрохождение сотрудником медосмотра

    В 2013 году КоАП РФ был дополнен ст. 5.27.1, ч. 3 которой предусматривает наказание за допуск к труду лиц, не прошедших медосмотр (или прошедших, но имеющих противопоказания), в виде штрафа. Причем штрафа весьма значительного, т. к. его размер составляет:

    Не знаете свои права?

    В случае если соответствующие нарушения будут допущены повторно (в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию), ответственность наступает уже по ч. 5 рассматриваемой статьи. Размеры штрафа при этом повышаются:

    • ИП и должностные лица заплатят от 30 000 до 40 000 руб.;
    • организации — от 100 000 до 200 000 тыс. руб.

    Кроме того, во втором случае в качестве альтернативы штрафу закон предусматривает и иные виды административных наказаний:

    • для ИП и организаций — приостановка функционирования на срок до 90 суток;
    • для должностных лиц — дисквалификацию сроком от 1 года до 3 лет.

    Уголовная ответственность работодателя за допуск к труду без медосмотра

    Положения ст. 143 УК РФ для лиц, на которых была возложена обязанность по соблюдению правил охраны труда, устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Умышленный допуск к труду лица, не прошедшего обязательный осмотр врачей (равно как и имеющего противопоказания к работе) при определенных условиях может повлечь обвинительный приговор по указанной статье. Это возможно, если действия виновного находились в причинной связи с наступлением последствий в виде как минимум причинения тяжкого вреда здоровью одного человека.

    Санкция ч. 1 ст. 143 УК предусматривает при этом следующие наказания:

    1. Штраф. Он может быть либо назначен в твердой сумме (от 5 до 400 000 руб.), либо исчислен как заработок осужденного за период от 2 недель до 18 месяцев.
    2. Обязательные работы (от 180 до 240 часов).
    3. Исправительные работы (от 2 месяцев до 2 лет).
    4. Принудительные работы (от 2 месяцев до 1 года).
    5. Лишение свободы (от 2 месяцев до 1 года). При этом в качестве дополнительного наказания может быть назначено наказание в виде запрета занимать определенные должности (от 6 месяцев до 1 года), причем срок запрета начинает исчисляться только после отбытия основного наказания.

    Что делать с сотрудником, не прошедшим медосмотр?

    Выше уже отмечалось, что работодатель имеет полное право отказать в заключении трудового договора в связи с непрохождением медосмотра, если же осмотр не пройден работающим сотрудником произвести его отстранение от работы. При этом, согласно ч. 3 ст. 76 ТК, период отстранения не подлежит оплате, если в данном обстоятельстве виноват сотрудник. Можно ли также привлечь сотрудника к ответственности в этом случае?

    Проходить медосмотры — обязанность работника (ст. 214 ТК РФ). За ее неисполнение без уважительных причин можно наложить дисциплинарное взыскание с соблюдением процедур, предусмотренных ст. 193 ТК РФ. Такой вывод следует из постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 (подп. «в» п. 35). Если после первого взыскания сотрудник так и не пройдет врачебный осмотр, то можно его уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — и судебная практика только подтверждает такой подход (см. апелляционное определение Московского горсуда от 04.08.2016 по делу № 33-30043/2016). Штрафа за непрохождение медосмотра для нерадивых сотрудников законом не предусмотрено.

    Таким образом, работодатель обязан организовывать и оплачивать, а работник — проходить медосмотры. В случае неисполнения этих обязанностей каждая из сторон трудовых отношений может быть привлечена к различным видам ответственности.

    Работодатель должен организовать проведение обязательных медицинских осмотров для отдельных категорий работников (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). В свою очередь работники обязаны пройти такие осмотры (абз. 6 ст. 214 ТК РФ).

    Если работник не прошел медицинский осмотр, то работодатель отстраняет его от работы (не допускает к ней) (ст. 76 ТК РФ).

    1. Какие документы нужно оформить для отстранения работника от работы, если он не прошел обязательный медицинский осмотр?

    Трудовым кодексом РФ не определен перечень документов, которые должен оформить работодатель для отстранения работника от работы.

    Однако исходя из смысла ст. 76 ТК РФ работодателю достаточно:

    – оформить самостоятельно либо получить документ, подтверждающий, что работник не прошел медицинский осмотр. Подробнее об этом см. п. 1.1 настоящего материала;

    – издать приказ (распоряжение) об отстранении от работы. Подробнее об этом см. п. 1.2 настоящего материала.

    1.1. Документ, который подтверждает, что работник не прошел обязательный медицинский осмотр

    Документами, которые подтверждают факт непрохождения работником обязательного медицинского осмотра, могут быть:

    – объяснительная записка работника о непрохождении осмотра;

    – письменный отказ работника от прохождения осмотра;

    – листок нетрудоспособности, выданный в период проведения осмотра;

    – документально оформленная информация из медицинского учреждения о неявке работника на осмотр;

    – акт об отказе работника пройти медосмотр, составленный работодателем.

    Например, рассматривая спор о законности отстранения работника от работы, суд изучил документы, которые послужили основанием для издания соответствующего приказа. В их число вошли акт об отказе работника пройти медосмотр и сообщение медицинского учреждения о неявке работника на осмотр.

    Исходя из доказательств, представленных работодателем, суд признал, что приказ об отстранении работника от работы был издан правомерно (Определение Московского городского суда от 20.12.2011 по делу N 33-39156).

    1.2. Приказ об отстранении работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр

    Отстранение работника от работы в связи с непрохождением медосмотра оформляется приказом. Его форма не установлена, поэтому работодатель вправе разработать ее самостоятельно.

    В приказе следует отразить:

    – основание отстранения, которое предусмотрено федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 1 ст. 76 ТК РФ);

    – срок отстранения. Окончание отстранения целесообразно определить не конкретной датой, а событием – прохождением медицинского осмотра. Это позволит избежать издания дополнительных приказов, если работник повторно не пройдет медосмотр вовремя;

    – обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии вины работника в непрохождении медосмотра. Они влияют на условия оплаты (неоплаты) периода отстранения;

    – условия оплаты в период отстранения;

    – перечень документов, которые подтверждают непрохождение медицинского осмотра.

    С приказом работник должен быть ознакомлен под роспись. При отказе от подписи работодателю следует составить соответствующий акт.

    Если работник не прошел обязательный медицинский осмотр по своей вине, то работодатель может применить к нему дисциплинарное взыскание (пп. “в” п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2).

    1. Оформление табеля учета рабочего времени при отстранении работника, не прошедшего обязательный медосмотр

    В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма N Т-12 или N Т-13) необходимо зафиксировать период, фактически отработанный работником до момента издания приказа о его отстранении. Время отстранения отмечается в табеле путем проставления буквенного (НБ) или цифрового (35) кода (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

    1. Оформление трудовой книжки при отстранении работника, не прошедшего обязательный медосмотр

    Запись об отстранении от работы из-за непрохождения обязательного медосмотра в трудовую книжку работника не вносится. Указание таких сведений не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 и Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.

    1. Оформление личной карточки при отстранении работника, не прошедшего обязательный медосмотр

    Информацию об отстранении работника от работы вносить в его личную карточку (форма N Т-2) необязательно, поскольку это прямо не предусмотрено Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.

    1. Оплата времени отстранения работника, не прошедшего обязательный медосмотр

    По общему правилу заработная плата за время отстранения от работы (недопущения к работе) не начисляется. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены исключения (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

    Например, период отстранения от работы оплачивается как простой (ч. ч. 1, 2 ст. 157 ТК РФ), если работник не прошел обязательный медицинский осмотр не по своей вине.

    1. Оформление приказа о допуске к работе после прохождения обязательного медосмотра

    Работник допускается к работе после прохождения обязательного медицинского осмотра (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

    Прохождение осмотра подтверждается заключением, которое выдает медицинская организация (п. 31 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).

    Допуск к работе лучше оформить приказом, поскольку в таком случае в организации будет документ, фиксирующий окончание срока отстранения.

    Поскольку унифицированная форма такого приказа не утверждена, работодатель может разработать ее самостоятельно. В приказ целесообразно включить следующую информацию:

    – фамилию, имя, отчество работника, его должность;

    – дату, с которой работник должен приступить к работе;

    – причину отстранения от работы;

    – указание бухгалтерии возобновить начисление заработной платы в соответствии с трудовым договором;

    – реквизиты медицинского заключения.

    Во избежание дальнейших споров относительно даты начала работы (а соответственно, и вопроса о том, является ли отсутствие на работе прогулом) работника нужно ознакомить с приказом под роспись. При отказе от подписи составляется соответствующий акт.

    1. Оформление трудовой книжки при допуске работника к работе после прохождения обязательного медосмотра

    Внесение в трудовую книжку записи о завершении периода отстранения и допуске к работе законодательством не предусмотрено (Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, Постановление Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

    1. Оформление личной карточки при допуске работника к работе после прохождения обязательного медосмотра

    Запись об окончании срока отстранения и допуске к работе вносить в личную карточку (форма N Т-2) необязательно, поскольку это прямо не предусмотрено Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1.

    Однако такая информация понадобится работодателю при подсчете стажа работы, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

    Подробнее об этом см. “Путеводитель по кадровым вопросам. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск”.

    Зафиксировать информацию об отстранении работника (основание и период отстранения, наличие или отсутствие вины работника в непрохождении медицинского осмотра) можно в разделе 10 “Дополнительные сведения” формы N Т-2.

    В организации работники проходят медицинские осмотры. По результатам очередного осмотра поликлиника направила работодателю заключение о том, что работник не годен и не может работать в данной должности. Вакантные должности, работа по которым могла бы выполняться работником с учетом имеющихся противопоказании, у работодателя отсутствуют. Какие последовательные действия должен выполнить работодатель? Как правильно сделать запись в трудовой книжке?

    Работодателю, получившему медицинское заключение о непригодности работника к работе по занимаемой должности (служащие, то есть специалисты или руководители) или профессии (рабочие), следует предпринять следующие действия.

    1. Согласно абзацу 5 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением , выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором. Таким образом, первый шаг — это издание приказа об отстранении работника от работы.

    Приказ оформляется в произвольной форме и подписывается руководителем организации. Работника следует ознакомить с содержанием приказа под роспись. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.

    Из норм ст. 76 ТК РФ следует, что отстранение от работы в данном случае зависит не от воли работодателя, а от наличия медицинских противопоказаний, установленных медицинским учреждением (Определение Московского городского суда от 02.03.2011 по делу № 33-5685, Апелляционное определение Московского областного суда от 21.07. 2014 по делу № 33-15624/2014).

    2. Работодатель обязан уведомить работника об отсутствии у него вакансий вообще или вакансий, не противопоказанных работнику по состоянию здоровья.

    Уведомление оформляется в произвольной форме, подписывается руководителем организации и вручается работнику под роспись (ст. 73 ТК РФ) (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 10.09.2014 по делу № 33-2401/2014).

    3. Одновременно необходимо проверить срок, на который работник признан негодным к работе .

    Если срок составляет менее четырех месяцев, то отстранение оформляется до истечения срока, указанного в заключении (поскольку, как следует из вопроса, вакансии для перевода работника на другую позицию у работодателя отсутствуют (абзац 2 ст. 73 ТК РФ)). По истечении указанного срока работодатель издает приказ о допуске работника к работе, и работник продолжает трудиться по своей должности/профессии.

    Если срок, на который работник признан неспособным выполнять свою работу, составляет более четырех месяцев либо в медицинском заключении не указан, и у работодателя нет вакансий для такого работника, то работник должен быть уволен в соответствии с п. 8 ч. 1 ст 77 ТК РФ с соблюдением соответствующей процедуры. В связи с этим издается приказ об увольнении с указанием в качестве основания для его издания медицинского заключения и справки об отсутствии вакансий, подходящих для работника с учетом его компетенций и состояния здоровья.

    Приказ может быть оформлен по унифицированной форме № Т-8 либо по другой форме, определяемой работодателем. С приказом об увольнении работника следует ознакомить под роспись. В том случае, если приказ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе производится соответствующая запись.

    4. Необходимо внести запись в трудовую книжку работника (пример).

    Пример

    5. Внести запись об увольнении работника в соответствии с формулировкой в трудовой книжке в личную карточку работника (форма № Т-2 либо форма, применяемая в данной кадровой службе). С записью в трудовой книжке следует также ознакомить работника под расписку в личной карточке (п. 41 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (в ред. от 25.03.2013)).

    6. В последний день работы выдать работнику трудовую книжку . При этом работник должен расписаться в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

    7. Увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ предоставляет работнику дополнительные гарантии . Так, в соответствии с абзацем 5 ч. 2 ст. 137 ТК РФ с работника не могут быть удержаны отпускные за неотработанные дни отпуска, также работнику выплачивается выходное пособие в размере 2-недельного среднего заработка (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

    Таким образом, в день увольнения работнику не только должна быть выплачена вся причитающаяся ему заработная плата и компенсация за неиспользованный отпуск, но и выходное пособие в размере 2-недельного заработка.

    Трудовой договор с руководителями организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), их заместителями и главными бухгалтерами, нуждающимися в соответствии с медицинским заключением во временном или в постоянном переводе на другую работу, при отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы также прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Однако работодатель имеет право с письменного согласия этих категорий работников не прекращать с ними трудовой договор, а отстранить от работы на срок, определяемый соглашением сторон. В период отстранения от работы заработная плата указанным работникам не начисляется, если это не предусмотрено коллективным или трудовым договором.