• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Справочник адресован учащимся 9-х классов для подготовки к ГИА по литературе. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом, а также тренировочные задания в форме ГИА. В конце справочника приводятся ответы.
    Издание будет полезно учителям литературы, родителям для эффективной подготовки учащихся к ГИА.

    Художественная литература как искусство слова.
    Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка - звук, живопись - краски, архитектура - камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что в качестве единственного материала используются слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература - это искусство слова.

    Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека. Взаимосвязь речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово - результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и невозможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Нередко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литературные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но литература напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека представления об определенных нормах, правилах, лишь предлагает ему определенный способ видения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

    СОДЕРЖАНИЕ
    1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
    1.1. Художественная литература как искусство слова 7
    1.2. Художественный образ 8
    1.3. Фольклор. Жанры фольклора 9
    Жанры фольклора 10
    1.4. Литературные роды и жанры 12
    1.5. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм 13
    Классицизм 13
    Сентиментализм 15
    Романтизм 16
    Реализм 19
    1.6. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт;
    система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой 22
    Форма и содержание литературного произведения 22
    Стадии развития действия 24
    Система образов в произведении 25
    1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория 26
    1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа 29
    Проза и поэзия 29
    Основы стихосложения 30
    Стихотворный размер (метр) 31
    Система рифмовки 32
    Тренировочные тестовые задания к разделу 1 33
    2. ИЗ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА
    2.1. Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке) 35
    Волшебная сказка «Марья Моревна» 35
    2.2. Одна былина по выбору 37
    Былина «Добрыня и змей» 37
    Тренировочные тестовые задания к разделу 2 40
    3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    3.1. «Слово о полку Игореве» 42
    3.2. Три произведения разных жанров по выбору 46
    «Повесть временных лет» 46
    Тренировочные тестовые задания к разделу 3 49
    4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
    4.1. М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» 50
    Ломоносов Михаил Васильевич (1711 -1765) 50
    «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» 51
    4.2. Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» 54
    Фонвизин Денис Иванович (1744-1792) 54
    Комедия «Недоросль» 55
    4.3. Г. Р. Державин. Стихотворения «Памятник», «Властителям и судиям» 57
    Державин Гаврила Романович (1743-1816) 57
    Стихотворение «Памятник» 58
    «Властителям и судиям» 64
    4.4. Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» 67
    Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) 67
    Повесть «Бедная Лиза» 68
    Тренировочные тестовые задания к разделу 4 70
    5. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    5.1. И. А. Крылов. Басни «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и Соловей» 72
    Крылов Иван Андреевич (1769-1844) 72
    «Листы и корни» 73
    «Волк на псарне» 74
    «Квартет» 75
    «Осел и соловей» 76
    5.2. В. А. Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое» 77
    Жуковский Василий Андреевич (1783-1852) 77
    «Море» 78
    «Невыразимое» 79
    5.3. В. А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» 81
    «Лесной царь» 79
    «Светлана» 83
    5.4. А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 84
    Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829) 84
    Комедия «Горе от ума» 85
    5.5. А. С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»),
    «И. И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча»,
    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Не пой, красавица, при мне...», «Вакхическая песня» 90
    Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) 90
    «К Чаадаеву» 95
    «К морю» 96
    «Песнь о вещем Олеге» 98
    «Няне» 100
    «Вакхическая песня» 101
    «Зимняя дорога» 102
    «Не пой, красавица, при мне...» 103
    «К***» («Я помню чудное мгновенье») 104
    «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») 106
    «И. И. Пущину» 110
    «Пророк» 111
    «Анчар» 113
    «На холмах Грузии лежит ночная мгла» 114
    «Я вас любил...» 115
    «Зимнее утро» 116
    «Бесы» 118
    «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 120
    5.6. А. С. Пушкин. Поэма «Цыганы» 121
    5.7. А. С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» 123
    5.8. А. С. Пушкин. «Повести Белкина» 129
    5.9. А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» 133
    5.10. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»),
    «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел» 138
    Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) 138
    «Парус» 140
    «Смерть поэта» 141
    «Бородино» 142
    «Дума» 144
    «Когда волнуется желтеющая нива...» 145
    «Ангел» 146
    «Листок» 147
    «Нет, не тебя так пылко я люблю...» 149
    «Поэт» 150
    «Три пальмы» 152
    «Молитва» 153
    «И скучно и грустно...» 154
    «Родина» 155
    «Пророк» 156
    «Тучи» 158
    5.11. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 159
    5.12. М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» 162
    5.13. М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» 164
    5.14. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» 169
    Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) 169
    «Ревизор» 171
    5.15. Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» 175
    5.16. Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» 179
    Тренировочные тестовые задания к разделу 5 188
    6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
    6.1. А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору 193
    Островский Александр Николаевич (1823-1886) 193
    Драма «Бесприданница» 194
    6.2. И. С. Тургенев. Одна повесть по выбору 199
    Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883) 199
    Повесть «Ася» 200
    6.3. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», «Чародейкою-зимою...» 203
    Тютчев Федор Иванович (1803-1873) 203
    «Есть в осени первоначальной...» 204
    «...С поляны коршун поднялся...» 205
    «Люблю грозу в начале мая...» 206
    «Еще шумел веселый день...» 207
    «Чародейкою Зимою...» 208
    6.4. А. А. Фет. Стихотворения «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...» 209
    Фет Афанасий Афанасьевич (1820-1892) 209
    «Вечер» 210
    «Еще весны душистой нега...» 211
    «Ласточки пропали...» 212
    «На заре ты ее не буди...» 214
    «Учись у них - у дуба, у березы...» 215
    6.6. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» 216
    Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889) 216
    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 217
    «Дикий помещик» 219
    «Премудрый пискарь» 220
    6.7. Ф. М. Достоевский. Одна повесть по выбору 221
    Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881) 221
    Повесть «Белые ночи» 222
    6.8. Л. Н. Толстой. Одна повесть по выбору 225
    Толстой Лев Николаевич (1828-1910) 225
    Повесть «Юность» 226
    6.9. Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала» 229
    6.10. А. П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий» 231
    Чехов Антон Павлович (1860-1904) 231
    «Смерть чиновника » 233
    «Хамелеон» 234
    «Тоска» 236
    «Толстый и тонкий» 236
    Тренировочные тестовые задания к разделу 6 238
    7. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
    7.1. И. А. Бунин. Рассказы «Косцы», «Танька» 240
    Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) 240
    Рассказ «Танька» 241
    Рассказ «Косцы» 242
    7.2. А. А. Блок. Стихотворения «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...» 244
    Блок Александр Александрович (1880-1921) 244
    «О, весна без конца и без краю...» 245
    «О, я хочу безумно жить...» 246
    «О доблестях, о подвигах, о славе...» 248
    7.3. В. В. Маяковский. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся» 249
    Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) 249
    «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 250
    «Хорошее отношение к лошадям» 252
    «Прозаседавшиеся» 253
    7.4. С. А. Есенин. Стихотворения «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...» 254
    Есенин Сергей Александрович (1895-1925) 254
    «Береза» 255
    «Пороша» 256
    «Край любимый! Сердцу снятся...» 257
    7.5. М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» 258
    Шолохов Михаил Александрович (1905-1984) 258
    «Судьба человека» 259
    7.6. А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок») 261
    Твардовский Александр Трифонович (1910-1971) 261
    Поэма «Василий Теркин» 262
    7.7. В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Чудик» 265
    Шукшин Василий Макарович (1929-1974) 265
    Рассказ «Срезал» 266
    Рассказ «Чудик» 268
    7.8. А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» 270
    Солженицын Александр Исаевич (1918-2008) 270
    Рассказ «Матренин двор» 271
    7.9. Проза второй половины XX в. Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А. Н. и Б. Н. Стругацкие,
    В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору) 274
    7.10. Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору) 277
    Тренировочные тестовые задания к разделу 7 270
    8. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    8.1. Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты) 281
    Гомер (приблизительно VIII век до н. э.) 281
    «Илиада», «Одиссея» 282
    8.2. У. Шекспир. Трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» 286
    Уильям Шекспир (1564-1616) 286
    «Ромео и Джульетта» 287
    « Гамлет» 290
    8.3. Жан-Батист Мольер. Одна комедия по выбору 293
    Жан-Батист Мольер (1622-1673) 293
    «Мещанин во дворянстве» 294
    8.4. И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты) 298
    Иоганн-Вольфганг Гете (1749-1832) 298
    «Фауст» 298
    Тренировочные тестовые задания к разделу 8 302.

    ОГЭ по литературе - хороший тренинг перед тем, как сдавать ЕГЭ по литературе.

    Самое сложное в ОГЭ по литературе – даже не сочинения, а конкретные вопросы, которые требуют прямого ответа. Для девятиклассников это трудно, потому что они привыкли писать “красиво” и ни о чем. Например, в ОГЭ по литературе есть вопрос, о том, почему Базарова называют «рефлексирующим нигилистом». А школьники в ответ пишут о том, что Тургенев – великий писатель, а «Отцы и дети» - замечательный роман. Все это “вода”, которой не место на экзамене.

    Тексты на ОГЭ по литературе дают сложные. Например, «Собачье сердце» Булгакова, «Матренин двор» Солженицына, чеховские рассказы.
    Могут дать переводной текст - например, фрагмент из Байрона, для сопоставления с текстом Лермонтова.

    Сразу предупредим тех, кто сдает ОГЭ по литературе. Это непростой экзамен, и его выбирают не для того, чтобы “что-то сдать”. Работать при подготовке к ОГЭ по литературе придется много!

    Обычно подготовка к ОГЭ по литературе проходит в школах стандартно. Учителя буквально заставляют девятиклассников читать классику, говоря, что этот материал необходим для написания итогового сочинения. А школьники предпочитают краткий пересказ произведений или сборники готовых сочинений. При этом серьезной подготовкой к ОГЭ по литературе,
    то есть анализом текста, никто не занимается.

    А на ОГЭ по литературе вы получите, например, фрагмент из баллады «Светлана» Жуковского, а для сопоставления - кусочек из «Евгения Онегина». Необходимо сопоставить эти тексты и ответить на вопросы: в чем сходство, в чем различие? А после этого написать небольшое сочинение примерно в 200 слов.

    Готовит ли ваша школа к экзамену именно в таком формате? Учат ли вас писать сочинения строго по теме? Если да - значит, подготовка к ОГЭ по литературе станет отличной тренировкой перед более серьезным экзаменом - ЕГЭ.

    М.: 2017. - 416 с.

    В справочнике представлен материал курса литературы в объёме, проверяемом на государственной итоговой аттестации в 9 классе. Материалы справочника помогут повторить курс литературы 5-9 классов, в целом подготовиться к основному государственному экзамену и успешно выполнить задание второй части экзаменационной работы - написание сочинения. Расположение материала соответствует кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе. Пособие адресовано учащимся для самостоятельной подготовки к экзамену и учителям в качестве вспомогательного материала для организации повторения и закрепления изученного материала.

    Формат: pdf

    Размер: 5,3 Мб

    Скачать: Rghost

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 6
    1. Основные теоретико-литературные понятия 9
    1.1. Художественная литература как искусство слова 9
    1.2. Художественный образ 9
    1.3. Фольклор. Основные жанры фольклора 13
    1.4. Литературные роды и жанры 16
    1.5. Литературные направления и течения 26
    1.6. Форма и содержание литературного произведения 36
    1.7. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении 43
    1.8. Проза и поэзия. Основы стихосложения 51
    2. Из русского фольклора 58
    2.1. Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных - по одной сказке) 58
    2.2. Былины 61
    3. Из древнерусской литературы 66
    3.1. «Слово о полку Игореве» 66
    3.2. Три произведения разных жанров: Афанасий Никитин. «Хождение за три моря» (фрагменты); Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; «Житие Александра Невского» 12
    4. Из русской литературы XVIII века 84
    4.1. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года».... 84
    4.2. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» 88
    4.3. Г.Р. Державин. Стихотворения «Памятник», «Властителям и судиям» 95
    4.4. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» 98
    5. Из русской литературы первой половины XIX века 104
    5.1. И.А. Крылов. Басни «Листы и корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей» 104
    5.2. В.А. Жуковский. Стихотворения «Море», «Невыразимое». Баллады «Светлана», «Лесной царь» 111
    5.3. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» 119
    5.4. Творчество А.С. Пушкина 129
    Лирика 133
    Поэма «Цыганы» 160
    Роман «Евгений Онегин» 163
    «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 179
    Роман «Капитанская дочка» 184
    5.5. Творчество М.Ю. Лермонтова 197
    Лирика 199
    Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 217
    Поэма «Мцыри» 221
    Роман «Герой нашего времени» 226
    5.6. Творчество Н.В. Гоголя 239
    Комедия «Ревизор» 241
    Повесть «Шинель» 257
    Поэма «Мёртвые души» 263
    6. Из русской литературы второй половины XIX века 287
    6.1. А.Н. Островский. Комедия «Свои люди - сочтёмся!» 287
    6.2. И.С. Тургенев. Повесть «Ася» 294
    6.3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день...», «Чародейкою Зимою...» 302
    6.4. А.А. Фет. Стихотворения «Вечер», «Учись у них - у дуба, у берёзы...», «Ласточки пропали...», «Ещё весны душистой нега...», «На заре ты её не буди...» 307
    6.5. Н.А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Железная дорога», «Душно! Без счастья и воли...» 312
    6.6. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» 319
    6.7. Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди» 323
    6.8. Л.Н. Толстой. Повесть «Детство», рассказ «После бала» 335
    6.9. А.П. Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий» 346
    7. Из русской литературы XX века 354
    7.1. И.А. Бунин. Рассказы «Танька», «Косцы» .... 354
    7.2. А.А. Блок. Стихотворения «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе...» 359
    7.3. В.В. Маяковский. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Прозаседавшиеся» 364
    7.4. С. А. Есенин. Стихотворения «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...» .... 368
    7.5. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» .... 371
    7.6. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок») . 376
    7.7. В.М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Чудик» .. 381
    7.8. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» . . 386
    7.9. Проза второй половины XX века (произведения трёх авторов по выбору) 392
    В.Л. Кондратьев. Повесть «Сашка» 392
    В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» . 398
    В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой» 402
    7.10. Поэзия второй половины XX века 406
    Н.М. Рубцов 406
    А.А. Вознесенский 409
    B.C. Высоцкий 412

    Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе представляет собой форму объективной оценки качества подготовки учащихся 9-го класса образовательных организаций разных типов (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углублённым изучением предмета.
    Задания экзаменационной работы выявляют степень освоения выпускниками обязательной (базовой) части программы по литературе, дают информацию о повышенном уровне подготовки, а также позволяют сделать выводы о наличии у экзаменуемого литературных способностей, о его готовности изучать литературу в старших классах гуманитарного профиля.
    Экзаменационная работа состоит из двух частей; Первая часть включает два варианта по три задания в каждом. Учащимся предлагается выбрать один из вариантов: вариант 1 (задания 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3) или вариант 2 (задания 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
    Задания варианта 1 направлены на выявление особенностей восприятия фрагмента эпического (или лироэпического, или драматического) произведения. Задания варианта 2 - на выявление особенностей восприятия фрагмента лирического стихотворения или басни.

    Большой каталог книг с заданиями для подготовки к ОГЭ 2020, с изданиями прошлых годов (2017, 2016, 2015). Очень удобная подборка учебной литературы для тренировочного тестирования и контроля освоения материала за 9 класс, будет полезна как на курсах так и при занятиях с репетиторами.

    Изменения структуры и содержания КИМ по сравнению с 2019 годом пока отсутствуют.

    Иностранные языки в этом году были внесены уточнения в критерии оценивания выполнения задания 33 «Личное письмо».

    Литература уточнили критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 1.1.1 и 1.1.2, 1.2.1 и 1.2.2 (уточнена формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла); заданий 2.1–2.4 (в критерий 4 добавлен подсчет логических ошибок).

    Расписание экзаменов на 2020 будет уточнено в сентябре 2019

    Досрочный период

    Основной период

    Дополнительный период (сентябрьские сроки)

    Более детальные выборки по предметам:


    Проект расписания основного государственного экзамена для девятиклассников.
    Досрочный период
    20 апреля (пятница) – математика;
    23 апреля (понедельник) – история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
    25 апреля (среда) – русский язык;
    27 апреля (пятница) – информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание, химия, литература.
    Резервные дни
    3 мая (четверг) – математика;
    4 мая (пятница) – история, биология, физика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
    7 мая (понедельник) – русский язык;
    8 мая (вторник) – информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обществознание, химия, литература;
    Основной период
    25 мая (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
    26 мая (суббота) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
    29 мая (вторник) – русский язык;
    31 мая (четверг) – обществознание, биология, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература;
    2 июня (суббота) – физика, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
    5 июня (вторник) – математика;
    7 июня (четверг) – история, химия, география, физика;
    9 июня (суббота) – обществознание.
    Резервные дни
    20 июня (среда) – русский язык;
    21 июня (четверг) – математика;
    22 июня (пятница) – обществознание, биология, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература;
    23 июня (суббота) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
    25 июня (понедельник) – история, химия, физика, география;
    28 июня (четверг) – по всем учебным предметам;
    29 июня (пятница) – по всем учебным предметам;
    Дополнительный период (сентябрь) По решению ГЭК повторно допускаются к сдаче ГИА в текущем учебном году по соответствующим учебным предметам в дополнительные сроки
    17 сентября (понедельник) – русский язык;
    18 сентября (вторник) – история, биология, физика, география;
    19 сентября (среда) – математика;
    20 сентября (четверг) – обществознание, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература;
    21 сентября (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);
    22 сентября (суббота) – по всем учебным предметам.
    Дополнительный период (сентябрь) Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по двум учебным предметам, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному или двум учебным предметам на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года.
    4 сентября (вторник) – русский язык;
    7 сентября (пятница) – математика;
    10 сентября (понедельник) – история, биология, физика, география;
    12 сентября (среда) – обществознание, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература; 14 сентября (пятница) – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский).
    Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2017 г. №1097