• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    * Городская лаборатория «Проектирование модулей рабочей программы по русскому языку, направленных на совершенствование видов речевой деятельности» Руководитель: Скопина Ольга Валерьевна

    2 слайд

    Описание слайда:

    Занятие №2 «Создание модуля рабочей программы «Речевая деятельность: аудирование (эффективное слушание). Итоги апробации контрольных мероприятий по аудированию. *

    3 слайд

    Описание слайда:

    Задание 1. А Васька слушает да ест. Больше слушай, меньше говори. Видом не видал, слыхом не слыхал. Речь с поговоркой приятно слушать. Внимательный слушатель вдохновляет оратора. Всех речей не переслушаешь. Учись хорошо слушать, если хочешь, чтобы приятно было слушать *

    4 слайд

    Описание слайда:

    * Аудирование Термин «аудирование» обозначает процесс восприятия звучащей речи, предполагающий слушание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации

    5 слайд

    Описание слайда:

    Задание 1 1 группа - что помогает человеку быть хорошим слушателем? 2 группа - что мешает человеку быть хорошим слушателем? *

    6 слайд

    Описание слайда:

    Задание 2 Программа «Новости» Вопросы: 1.Объясните последовательность представленных событий. 2.Найдите связь между сюжетами 3.Какую идею транслирует программа? *

    7 слайд

    Описание слайда:

    Задание 3 Прочитайте текст. Сформулируйте проблему, связанную с аудированием. Почему важно обучать аудированию? Оцените высказывание каждой группы по критериям. *

    8 слайд

    Описание слайда:

    Задание 4 Контрольное мероприятие по теме: « Создание высказывания, содержащее коммуникативное намерение героев». *

    9 слайд

    Описание слайда:

    Задание 4 Текст для анализа А. Экзюпери «Маленький принц» Задание: Определить коммуникативное намерение героев. 1 группа. Что хотела сказать роза? 2 группа. Что понял для себя маленький принц? *

    10 слайд

    Описание слайда:

    Структура контрольного мероприятия 1.Тема 2.Цель 3.Конкретизированный результат *

    11 слайд

    Описание слайда:

    Структура контрольного мероприятия 4.Описание контрольного мероприятия: 4.1.Модуль, проверяемый в ходе КМ 4.2.Объект оценивания *

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Структура контрольного мероприятия 4.3.Техническое задание: 4.3.1.Прослушайте текст 4.3.2.Ответьте на вопросы. Из предложенных ответов выберите правильный 4.3.3.На выполнение задания дается … минут 4.3.4.Описание процедуры оценивания *

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    Аудирование На основании экспериментальных данных можно выделить две причины, затрудняющие слуховое восприятие и понимание: направленность внимания учащихся только на общее содержание и неумение понять побочную, но крайне важную для более глубокого осмысления информацию; слишком быстрое переключение внимания с языковой формы на содержание. *

    17 слайд

    Описание слайда:

    Аудирование Аудирование, связанное с пониманием чужих мыслей и замысла, лежащего в основе высказывания, предполагает наличие достаточно высокого уровня развития лексических, грамматических и фонетических автоматизмов. Только при этом условии внимание слушающего может быть сконцентрировано на содержании. *

    18 слайд

    Описание слайда:

    Аудирование Для того чтобы такое аудирование оказалось успешным, ему следует предпосылать более тщательную отработку нового материала на этапе объяснения, а также упражнения в аудировании микротекстов (смысловых кусков) звучанием до полуминуты, что составляет примерно 50-70 слов. Каждое прослушивание следует сопровождать конкретными и посильными заданиями. *

    19 слайд

    Описание слайда:

    * Психологические аспекты, на которые следует обратить внимание для успешного аудирования Аудирование речевых сообщений связано с деятельностью памяти. Процесс восприятия речи на слух отличается высокой степенью концентрации внимания. Успешность аудирования зависит, в частности, от потребности школьников узнать что-либо новое, от наличия интереса к теме сообщения, от установки на познавательную деятельность. Продуманная организация учебного процесса, четкость и логичность изложения, максимальная опора на активную мыслительную деятельность, разнообразие приемов обучения, уточнение задач восприятия позволяет создать внутреннюю мотивацию, направить внимание учащихся на моменты, которые помогут запрограммировать будущую практическую деятельность с воспринятым материалом.

    20 слайд

    Описание слайда:

    * В зависимости от целевой установки, предшествующей аудированию, восприятие будет проходить либо пассивно, либо носить активный характер. В последнем случае слушающий сможет быстрее включиться в «поисковую деятельность», успешно выдвигать гипотезы, проверять их и корректировать, лучше запомнить логику и последовательность изложения.

    21 слайд

    Описание слайда:

    * Зависимость аудирования от условий восприятия. Темп речевых сообщений. Объективно заданный темп речевого сообщения определяет скорость и точность понимания на слух также эффективность запоминания. Темп речи зависит от важности информации, содержащейся в отдельных частях сообщения. Более важная информация дается медленнее, путем подчеркивания долготы гласных, второстепенная - более быстро. Определенное значение имеет и характер сообщений. Сложность исследования темпа речи заключается в том, что он тесно связан с другими средствами выразительности - с ритмом, ударением и особенно с паузами.

    22 слайд

    Описание слайда:

    * Экспериментально установлено, что сокращение пауз больше чем наполовину ухудшает смысловое восприятие, а на субъективном уровне вызывает ложное представление об увеличении скорости темпа. Для того чтобы темп речи не стал препятствием при восприятии на слух скорость предъявления в отдельных случаях может замедляться за счет увеличения длительности пауз между смысловыми кусками.

    23 слайд

    Описание слайда:

    * Количество предъявлений и объем речевых сообщений. Для эффективного обучения аудированию немаловажное значение имеет правильное решение вопроса о целесообразности повторного (или многократного) предъявления одного и того же речевого сообщения и о длительности его звучания. Эксперименты, проведенные в школьной аудитории, позволили выявить весьма ощутимую зависимость понимания от количества предъявлении особенно на начальном этапе обучения. Так, по данным некоторых исследований, повторное прослушивание сообщения улучшает понимание на 16, 5% третье - на 12, 7% (по сравнению со вторым), последующие прослушивания существенного улучшения в понимании речи не дают.

    24 слайд

    Описание слайда:

    * При определении размера монологического или диалогического сообщения указывается либо время звучания, либо количество слов или предложений. Для начального этапа средней школы предназначаются тексты описательного характера, состоящие из 3-6 предложений, на средней ступени это количество увеличивается до 10-15, а к концу обучения в школе - до 20-25.

    25 слайд

    Описание слайда:

    Объем речевых сообщений зависит от места выполнения упражнений. Что касается работы в классе, то средний размер текстов, измеряемый продолжительностью звучания в пятых-шестых классах - две или три минуты, а в старших - три-пять минут. Текст до трех минут звучания принято считать оптимальным, так как он не превышает возможности учащихся в удержании информации.

    26 слайд

    Описание слайда:

    * Опоры и ориентиры восприятия. Успешность аудирования во многом зависит от того, имеются ли в нем необходимые подсказки и опоры для запоминания. Восприятие речи на слух начинается с выделения смысловых ориентиров. В первую очередь сюда следует отнести интонацию, ритм, паузы и особенно логическое ударение. Они должны не только соответствовать содержанию; но и выполнять экспрессивную функцию речи, т. е. выражать эмоциональное отношение говорящего к сообщаемым фактам, явлениям. При нейтральном говорении понимание значительно снижается. Для выделения смысловых ориентиров используются также вводные слова, повторения, риторические вопросы и др. Большую помощь оказывают речевые штампы, широко употребительные в разговорной речи. Характер ориентиров и опор меняется в зависимости от речевого опыта и от способа предъявления аудиотекстов.

    27 слайд

    Описание слайда:

    * Подготовительные упражнения. Учитывая факторы, влияющие на восприятие речевых сообщений, в подготовительных упражнениях можно выделить две группы: упражнения, направленные на снятие трудностей лингвистического характера упражнения, направленные на преодоление трудностей психологического характера.

    28 слайд

    Описание слайда:

    * В результате выполнения упражнений 1-й группы (снятие трудностей лингвистического) характера формируются следующие умения: 1) вычленение из речевых сообщений незнакомых явлений, их дифференциация и понимание; 2) соотнесение звуковых образцов с семантикой; 3) определение значения слов (с помощью словообразовательной догадки); 4) определение контекстного значения различных лексических единиц и грамматических конструкций; 5) распознавание и осмысление синонимических и антонимических явлений.

    29 слайд

    Описание слайда:

    * Вторая группа упражнений, направленных на преодоление трудностей психологического характера, способствует развитию: 1) прогностических умений; 2) объема кратковременной и словесно-логической памяти; 3) механизма эквивалентных замен; 4) речевого слуха; 5) умений свертывать (редуцировать) внутреннюю речь.

    30 слайд

    Описание слайда:

    * Речевые упражнения способствуют выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному речевому общению. Они обучают: а) определять наиболее информативные части сообщения; б) устранять пробелы в понимании за счет прогнозирования на уровне текста; в) соотносить текст с ситуацией общения; г) членить аудиотекст на смысловые куски и определять основную мысль в каждом из них; д) письменно фиксировать основную часть информации.

    31 слайд

    Описание слайда:

    * Речевые упражнения 1. Прослушайте тексты, различные по содержанию, в нормальном темпе с опорой на наглядность, а затем в звукозаписи без опоры на наглядность и ответьте на вопросы 2. Прослушайте начало рассказа u постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше 3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь догадаться о последующем содержании. 4. Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является описанием данного рисунка. 5. Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы 6. Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.

    32 слайд

    Описание слайда:

    * 7. Прослушайте текст u подберите к нему заглавие 8. Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями 9. Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке 10. Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение) 11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание. 12. Расскажите о...., прослушав текст. 13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста. 14. Прослушайте фрагмент текста u используйте информацию из него в подготовке целевого высказывания (для определенного адресата). 15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план высказывания. 16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой информации 17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание.

    33 слайд

    Описание слайда:

    * Упражнения на обучение восприятию речевого потока 1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения. 2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве. 3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении 4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме 5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в карточках в ином порядке.) 6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической последовательностью их предъявления на слух. 7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в звукозаписи, укажите различия

    34 слайд

    Описание слайда:

    * 8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты плана (пересказа) текста 9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором 10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном тексте. 11. Отметьте в списке названные в тексте цифры 12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором 13. Запишите названные в тексте числа 14. Запишите названные в тексте имена собственные 15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа 16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к изучаемой теме. 17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он соответствует 18. Прослушайте два фрагмента по одной теме u скажите, какая новая информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым. 19. Прослушайте фрагмент текста u запишите ключевые слова 20. Прослушайте фрагмент текста еще раз u nepeскажите его, используя записанные ранее ключевые слова.

    35 слайд

    Описание слайда:

    * 21. Прослушайте фрагмент текста u найдите неточности в его русском письменном переводе. 22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание, назовите его тему и проблему, о которой идет речь. 23. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем ответы на поставленные вопросы. 24. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем слова и словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков. 25. Прослушайте фрагмент текста u определите правильный вариант ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.) 26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть текста.

    36 слайд

    Описание слайда:

    * Упражнения для обучения антиципации (антиципация в философии и психологии - предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события) вычленению различных категорий смысловой информации 1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное, сочетающееся по смыслу с прослушанным. 2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет речь. 3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и определите предложение, которое выражает главную мысль. 4. Просмотрите план текста и дайте название тексту. 5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста. 6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею, тему.

    37 слайд

    Описание слайда:

    * 7. Прослушайте начало текста u попытайтесь составить план продолжения текста. 8. Прослушайте фрагмент текста u попытайтесь продолжить его устно. 9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый пересказ на карточке u разверните этот пересказ устно, используя полученную смысловую информацию 10. Прослушайте фрагмент текста u найдите его место в графическом тексте. 11. Прослушайте фрагмент текста u найдите место его пропуска в соответствующем графическом тексте 12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и расположите предложения в логической последовательности 13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

    38 слайд

    Описание слайда:

    * Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления 1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите их. 2. Прослушайте речевые образцы u покажите соответствующие им иллюстрации. 3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с предметами или имитируйте эти действия. 4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности. 5. Прослушайте две фразы u скажите, что пропущено (что появилось нового) во второй. 6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики постепенно удлиняются) АУДИТИВНЫЙ НАВЫК. Речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слухотдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций впотоке речи. А. н. формируется в результате выполнения специальных языковых упражнений. АУДИТИВНЫЙ НАВЫК. Речевая операция, доведенная до уровня автоматизма и связанная с узнаванием и различением на слухотдельных звуков и звуковых комплексов, в том числе различных типов интонационных конструкций впотоке речи. А. н. формируется в результате выполнения специальных языковых упражнений.

    39 слайд

    Описание слайда:

    * Для аудирования текстов описательного характера очень важно отработать у учащихся умение словесного понимания речи, т. е. научить их узнавать и понимать речевые единицы с тем лексическим наполнением, в которых они прежде встречались: а) в знакомом окружении; б) в новом окружении; научить дифференцировать сходные слова и речевые образцы с опорой на контекст.

    40 слайд

    Описание слайда:

    * Для восприятия и понимания текстов повествовательного характера необходимо помимо этого научить учащихся выделять факты, о которых идет речь в сообщении; отделять один эпизод от другого; наблюдать последовательность действий; хорошо представлять себе то, о чем идет речь; уметь выделять идеи, высказанные в речи; уметь отделять основное от второстепенного; быть в состоянии предполагать возможное содержание высказывания: а) по экспозиции; б) по ситуации (для диалогической речи); понимать содержание речи независимо от отдельных непонятных мест.

    41 слайд

    Описание слайда:

    * Для восприятия текстов фабульного характера предметного и логического понимания может оказаться недостаточно. Глубокое и точное понимание услышанного предполагает проникновение в то, что выражено в рассказе не прямолинейно, а косвенно, иносказательно, с помощью художественных средств и интонации. В данном случае можно говорить о понимании неявно выраженного смысла высказывания и о понимании экспрессивности речи, что является предпосылкой для раскрытия подтекста.

    42 слайд

    Описание слайда:

    * При определении легких текстов или наиболее пригодных для аудирования можно руководствоваться следующими требованиями. Тексты должны: 1) обладать идейно-воспитательной ценностью; 2) соответствовать возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в родном и иностранном языках; 3) содержать определенную проблему, представляющую интерес для слушающих; 4) иметь ясное, простое изложение, со строгой логикой и причинностью; 5) представлять разные формы речи - монологическую, диалогическую, диалого- монологическую (в последнем случае с минимумом диалога); 6) быть написанными не от первого лица (что затрудняет аудирование на начальном этапе); 7) располагать избыточными элементами информации.

    43 слайд

    Описание слайда:

    * Внутритекстовые особенности текста: Вступление выполняет функцию вхождения в текст и служит своеобразным средством ориентации. При выборе или восстановлении аудиотекстов следует помнить о том, что вступление может содержать либо одну-две фразы связующего характера, либо риторический вопрос, облегчающий прогнозирование. Оно может включать краткие сведения по теме или знакомить учащихся с большим контекстом.

    44 слайд

    Описание слайда:

    * Основная часть сообщения состоит обычно из абзацев, связанных между собой по смыслу и логико-композиционному построению. Заключение может содержать суммирующую часть, пояснение или подкрепление, оценку, указание на продолжение или обращение к слушающим. При обучении аудированию по специально составленным текстам оно может заканчиваться определенным заданием, в котором выделяется вопрос для обсуждения.

    45 слайд

    Описание слайда:

    * Этапы аудирования 1. Подбор материала. Подбирая тексты для аудирования, педагог учитывает: а) их информативность, т.е. наличие в них сведений, имеющих познавательную ценность, б) наличие в текстах уже известной учащимися информации (полученной на уроках иностранного языка или на уроках по другим предметам), которая может служить опорой при аудировании или дает возможность создать такую опору, в) соответствие языковых трудностей текстов уровню подготовки учащихся, г) воспитательную ценность текстов, их мировоззренческий потенциал.

    АУДИРОВАНИЕ АУДИРОВАНИЕ (от лат. audire - слышать) - прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе).

    Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "АУДИРОВАНИЕ" в других словарях:

      Восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

      - [Словарь иностранных слов русского языка

      - (от лат. audire слышать), прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе) … Энциклопедический словарь

      Сущ., кол во синонимов: 4 аудит (5) восприятие (20) преподавание (11) … Словарь синонимов

      АУДИРОВАНИЕ - (от лат. audire – слышать). Рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. А. состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания. При обучении иностранному языку конечной целью… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      аудирование - АУДИРОВАНИЕ, я, ср Форма обучения иностранным языкам, состоящая в прослушивании учащимися озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух. Больше всех занятий по иностранному языку Катя не любила аудирование … Толковый словарь русских существительных

      I ср. Рецептивный вид речевой деятельности, заключающийся в понимании звучащей речи; слушание (в методике обучения языку или изучения языка). II ср. Независимая экспертиза финансовой отчётности какого либо предприятия, или учреждения, какой либо… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

      Аудирование - (см. Слушание) … Педагогическое речеведение

      аудирование - ауд ирование, я … Русский орфографический словарь

      аудирование - восприятие на слух и понимание устной речи … Толковый переводоведческий словарь

    Книги

    • Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Аудирование и говорение , Taylore-Knowles Steve. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: аудирование и говорение с интернет-ресурсом поможет учащимся подготовиться к сдаче раздела "Аудирование" и устной части Единого…
    • Аудирование. Тестовые задания по английскому языку для подготовки к ГИА. 9 класс , Л. М. Гудкова, О. В. Терентьева. Тесты содержат задания, предусмотренные программой по английскому языку для 9 класса, и соответствуют содержанию и структуре раздела `Аудирование` ГИА по английскому языку. Авторы тестов -…

    Настоящее пособие содержит художественные тексты и контрольные задания к ним с вариантами ответов, которые позволяют проверить аудиативные умения учащихся 5-11 классов по русскому языку.
    Издание окажет практическую помощь учителям, школьникам и их родителям при подготовке к новому для курса русского языка виду контроля знаний.

    Примеры.
    Как его «тоскующая душа нашла успокоение в великом, писателе»?
    а) с увлечением читал Шмахин до утра;
    б) роман заставил задуматься о собственной жизни;
    в) вспомнились Шмахину увлечения юности;
    г) барин храпел.

    Почему Чехов считает своего героя безнадёжным?
    а) никогда не спасется от скуки не занятый делом человек;
    б) если и были в герое какие-то таланты, то они безнадежно уничтожены ленью;
    в) не может государство надеяться на подобных граждан (ни у него, ни у них - никакого будущего);
    г) это как диагноз: излечить невозможно настолько изуродованную личность.

    С какой идеей обращается автор к читателю?
    а) необходимо улучшать дороги и мосты;
    б) надо продумывать свой досуг заранее и серьезно;
    в) ужаснись этой личности и не уподобься ей!
    г) наполни свою жизнь серьезным и интересным содержанием.

    СОДЕРЖАНИЕ
    5 КЛАСС
    Виктор Драгунский. Он живой и светится
    Вопросы и задания
    К. Паустовский. Кот-ворюга
    Вопросы и задания
    6 КЛАСС
    Виктор Драгунский. Друг детства
    Вопросы и задания
    К. Паустовский. Резиновая лодка
    Вопросы и задания
    7 КЛАСС
    К. Паустовский. Снег
    Вопросы и задания
    М. Зощенко. Тридцать лет спустя
    Вопросы и задания
    8 КЛАСС
    К. Паустовский. Старый повар
    Вопросы и задания
    А. Грин. Позорный столб
    Вопросы и задания
    9 КЛАСС
    М. Горький. Часы
    Вопросы и задания
    А. Чехов. Тоска
    Вопросы и задания
    10 КЛАСС
    И. Бунин. Холодная осень
    Вопросы и задания
    А. Чехов. Мелюзга
    Вопросы и задания
    11 КЛАСС
    И. Бунин. Косцы
    Вопросы и задания
    А. Чехов. Безнадежный
    Вопросы и задания.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Тексты и задания для аудирования по русскому языку, 5-11 класс, Дьяченко Л.В., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Развитие навыка понимания иностранной речи на слух - один из важнейших ключевых моментов изучения английского языка.

    Определение и сущность аудирования

    Аудирование - это процесс восприятия иностранной устной речи на слух. Это один из самых сложных навыков, так как эта языковая активность включает в себя несколько факторов:

    • В отличие от чтения, прослушивание требует понимания в реальном времени. Здесь нет возможности остановиться и вникнуть. Особенно если это экзамен, где время весьма ограничено.
    • Вы не можете контролировать содержание, как при говорении или написании собственного текста. Нет возможности обойти незнакомые лексические единицы и грамматические конструкции, заменив их более привычными.
    • Речь диктора может иметь некоторые особенности, затрудняющие понимание текста: своеобразный акцент, дикцию, интонацию.
    • Английский язык содержит множество диалектов. Нередко представители разных районов Великобритании, Соединённых Штатов или Австралии с трудом понимают друг друга.
    • Темп речи среднестатистического англичанина или американца довольно быстрый.

    Виды аудирования

    Существует несколько разновидностей этой речевой деятельности:

    • Listening for detail - прослушивание с полным пониманием содержания текста, включая мельчайшие подробности. Это один из самых сложных видов, так как воспринять все детали можно лишь при хорошем знании языка.
    • Listening for gist - прослушивание с целью понять основные моменты и общий смысл. Этот вид намного легче, так как здесь не нужно стараться уловить каждую деталь. К тому же такой вид активности помогает развить одно полезное качество - языковую догадку, то есть способность восполнять пробелы из контекста.
    • Listening for specific information - это прослушивание какого-либо отрывка с целью найти конкретную информацию. Остальную часть текста можно пропустить.
    • Inferential listening - догадка на основе прослушанной информации. Такой вид носит скорее психологический характер, так как основной смысл в данном случае - не понимание информации, а улавливание эмоционального настроя и состояния собеседника. Этот вид можно отнести к При подготовке к экзаменам такой вид деятельности не очень полезен, однако в реальной жизни способность улавливать интонационные оттенки и настроение другого человека в значительной мере упрощает процесс общения.

    Обучение и общение

    Учебное аудирование - это средство для достижения главной цели, свободного распознавания и понимания английской речи. Оно подразумевает настраивание слуха, приобретение навыков распознавания иностранной речи, узнавание лексико-грамматического материала, понимание, оценку услышанного и воспроизведение в письменном или устном виде. Для этой языковой активности используются специальные учебные материалы и адаптированные аудиокниги, предназначенные для разных уровней владения английским языком. При самостоятельных занятиях есть возможность прослушать текст многократно. На экзаменах, как правило, количество прослушиваний ограничено до двух раз.

    Коммуникативное аудирование - это и есть основная цель обучения, свободное понимание речи носителей какого-либо иностранного языка при однократном воспроизведении.

    Что даёт аудирование?

    Есть ряд полезных навыков, которые оно поможет приобрести:

    • Мелодика речи и интонация. Многие люди, изучающие английский без общения с носителями, переносят на иностранную речь интонацию своего родного языка. Чтобы освоить другой язык в полной мере, нужно знать не только грамматическую систему, общие правила произношения и лексику. Очень важно освоить также эмоциональную сторону коммуникации.
    • Произношение. Несмотря на то что практически в любом английском словаре все лексические единицы сопровождаются транскрипцией, далеко не все нюансы можно передать с помощью графического воспроизведения звуковых особенностей. Многие моменты можно понять и прочувствовать лишь на практике, слушая и повторяя.
    • Полисемия. Английские слова имеют множество значений и вариантов употребления. Аудирование - это один из способов, который поможет понять употребление слов на конкретных примерах.
    • Языковая догадка. При общении на родном языке каждый человек способен восполнить недостающую информацию, если чего-то не расслышал. Точно такой же навык нужно приобрести, обучаясь иностранному языку. Ещё одна сторона - способность догадываться о значении новой лексической единицы из контекста, а также благодаря пониманию структуры языка.

    Причины языкового барьера

    Существует ряд причин, которые влияют на степень обучаемости. может быть вызван некоторыми факторами:

    • Особенности личности. По люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетов. Если человек лучше всего воспринимает информацию зрительно, то ему будет сложнее понимать незнакомую речь на слух. Полностью перестроить тип личности невозможно, однако можно развить недостающие качества.
    • Недостаток знаний. Вполне вероятно, что трудности понимания речи диктора вызваны недостаточным знанием грамматики и маленьким словарным запасом.
    • Особенности разговорного английского. Нередко в повседневной речи носители используют ряд сокращений: going to - gonna, want to - wanna, am not - ain"t, must not - mustn"t etc.
    • Недостаток практических занятий. Даже при хорошем уровне владения иностранным языком нужно достаточное количество практики. Важно уделять время тренировке каждого навыка (письмо, устная речь, аудирование и чтение).
    • Сложный материал. По мере обучения нужно постепенно увеличивать требования. Чрезмерно завышенная планка в самом начале образовательного процесса не принесёт хороших результатов. Поэтому в первую очередь можно остановиться на учебных текстах и адаптированных аудиокнигах. Если возникают определённые сложности при попытке понять английскую речь, можно выбрать книгу на уровень ниже. Например, если ваши грамматические знания и лексический запас на уровне Upper-Intermediate (B2), возьмите аудиокнигу Intermediate (B1).

    Как улучшить понимание иностранной речи на слух

    Две основные причины возникающих сложностей - темп речи и недостаточные знания. Важно научиться воспринимать не каждое отдельное слово, а целые устойчивые выражения и конструкции. Этот процесс можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Музыкант не думает о том, как сыграть каждую отдельную ноту, он мыслит пассажами и фразами.

    В каждом тексте есть ряд словосочетаний, которые вам уже встречались неоднократно. В первую очередь это всевозможные клише, такие как, например, as a matter of fact - фактически, there is no doubt - не подлежит сомнению , etc. Знание подобных устойчивых конструкций существенно упростит процесс восприятия информации.

    Регулярность занятий

    Постоянная практика - ключ к успеху. Полчаса ежедневных занятий будут полезнее, нежели трёхчасовой урок раз в неделю. Прослушиванию иностранного текста нужно уделять хотя бы некоторое время каждый день. Это в значительной степени ускорит процесс обучения. Если ваш уровень знаний позволяет, можно включать слушание песен и просмотр фильмов, сериалов и телепередач. Также очень полезны подкасты - короткие аудиовыпуски разной тематики, в которых обсуждаются языковые явления, традиции и обычаи, общество, новости и т.д. Ещё один способ, который заслуживает внимания, - слушание аудиокниг в фоновом режиме. То есть вам не обязательно пытаться вникать и понимать абсолютно всё. Вы просто будете постепенно привыкать к звучанию английской речи.

    На что обратить внимание при подготовке к экзаменам?

    Если вы прорабатываете тексты из учебника, перед прослушиванием обратите внимание на название урока, иллюстрации и список вопросов. Попытайтесь вникнуть и предугадать, что именно вы услышите. Это поможет настроить мозг на восприятие нужной информации.

    Если вам предстоит сдавать аудирование нужно прорабатывать так же тщательно, как и остальные вопросы, а подготовку начинать задолго до экзамена. При подготовке старайтесь воссоздать те же условия, который будут на экзамене:

    • Старайтесь справиться с заданием за ограниченное время.
    • Используйте колонки, а не наушники.
    • Поскольку это аудирование с заданиями, уделите время не только прослушиванию, но и заполнению бланков.
    • Внимательно читайте вопросы, так как довольно часто ошибки вызваны неправильным пониманием задания.
    • По возможности заблаговременно узнайте приблизительные темы и найдите необходимые пособия. Независимо от того, на каком экзамене вам предстоит сдавать аудирование: 11 класс, IELTS или TOEFL, начните подготовку заранее.
    • Учите любимые песни. Это поможет развить как навык восприятия на слух, так и произношение. Причём эти две языковые активности тесно взаимосвязаны. Вам сложно услышать то, что вы не можете произнести.
    • Прослушайте английскую аудиокнигу, перевод который вы читали на родном языке.
    • При поиске материалов ориентируйтесь на свой уровень и интересы. Выбирайте тексты для аудирования, темы которых вам интересны.
    • В начале обучения избегайте материалов, изобилующих специфической терминологией.
    • Понимание незнакомых слов старайтесь восполнить из контекста.
    • По возможности общайтесь с носителями.
    • Следует избавиться от иллюзий, что за неделю или месяц можно освоить иностранный язык на высоком уровне. Если вам предстоит сдавать экзамен, начните подготовку заблаговременно.

    Аудирование по английскому - довольно сложное задание, однако при регулярных занятиях и правильно подобранных учебных материалах к этой части экзаменационной работы можно подготовиться даже самостоятельно.