• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Обзор системной камеры Fuji Х-Т10 или беззеркалка в руках любителя, а так же: “беззеркалка против зеркалок – да или нет?”, “зачем мне это?”, “все что вы боялись, но хотели” и прочие забавные глупости.

    Все забавные глупости являются исключительно рысевой имхой,

    и основаны на субъективном опыте съемок

    на зеркальные и беззеркальные камеры .

    Если ответить на главный вопрос жизни вселенной и вообще кратко и сразу – все сильно зависит от требований. В немалом числе случаев, X-T10/X-T1 является очень хорошей заменой любительской зеркалке(все, дальше можно не читать;)).

    Исключения, как мне кажется, составляют:

    • профрепортаж и его самые сложные виды (только не надо путать его со “репортерской съемкой” с попсовых концертов, выступлений детской спортивной школы и клубных фото);
    • художественная и фешн-съемка с высокой детализацией и малой глубиной резкости (если у вас есть деньги на средний формат и оптику к нему, а также понимание зачем это нужно, то эта статья совершенно не для вас)
    • Таскание “баальшой крутой зеркалки” для впечатления заказчиков и вообще ощущения от работы с “серьезной техникой” (да, эргономика беззеркалок своеобразна, а вид зачастую “не внушает доверия “серьезным людям”).

    Большинство ТТХ(матрицы, размеры вес и прочее) можно посмотреть в интернете, прочитать дифирамбы “оригинальной матрице фуджи с небайеровским фильтром”(с равами которого до сих пор глючно работает лайтрум, кстати) и заученные фразы о том что “теперь не нужно носить много, а снимать в свое удовольствие”.
    Сосредоточимся на честно-субъективном.

    Фокусировка

    Самая спрашиваемая и спорная тема. У Х-Т10 гибридная фокусировка – контрастная по всему полю кадра, плюс фазовая, по центральной части кадра, площадь покрытия фазовыми датчиками примерно сравнима с таковыми у . При выборе точек фокусировки, гибридные точки подсвечиваются чуть ярче чем остальные. Фокусировка быстрая, хотя сильно зависит от объектива, впрочем как и всегда.

    Говорят, что при стесненных световых условиях камера полностью переключается на контрастную фокусировку, отключая фазовые датчики. Правда или нет – не знаю.

    Очень удобной опцией является перемещение по кадру не только одной точки фокусировки, но так же “зоны фокусировки” на несколько точек, при этом регулируемого размера и пропорций. Подобная функция(только без быстрой регулировки площади) существует и в профессиональных зеркалках (у никона – начиная с ).

    Обычно, у беззеркалок работа джойстика настроена как у “мыльниц” – на каждую кнопку назначено какое-то действие: изменение исо/баланс белого/режимы/выбор точек фокусировки. В Х-Т10, помимо такого режима можно включить “режим как у зеркалки” – то есть четыре кнопки джойстика сразу отвечают за перемещение точки/зоны фокусировки. А нужные регулируемые параметры назначить на экран пользовательских настроек- “Q”:

    Режимы фокусировки М/S/C? Есть. Переключаются рычажком справа от байонета. Классика.

    Фокусировка со слежением за обьектами по полю кадра (то, что в nikon называют 3D-фокусировка)? Есть. Хотя, сильно зависит от настроек и контрастности объектов.

    Фокусировка по лицам? Есть. В сочетании с предыдущим пунктом – весьма удобно снимать играющих детей. А уж возможность выбрать фокусировку по глазам, причем, на выбор – по левому или правому глазу…

    Хватает ли скорости быстродействия и фокусировки для любительской съемки и обычного репортажа? Однозначно – да. По крайней мере, скорость фокусировки не уступает (а по точности в темных условиях – иногда превышает) скорость моей старой s5pro, д90, д7000 и 3ххх/5ххх серии. Возможно ее может оказаться недостаточно для профессионального репортажа, но многие ли из читающих это снимают олимпийские игры?

    Пара тонкостей:

    1. При серийной съемке со следящим автофокусом необходимо выбирать режим затвора “механический”. Если выбраны режимы “электроник” или “электроник/механик” то фокусировка в серии будет производиться по первому кадру.
    2. Есть такая очень полезная опция, как увеличение кадра в точке фокусировки, по нажатию на задний диск управления (при просмотре отснятого тоже работает, кстати). Актуально как для ручного, так и для автоматического режима фокусировки. Увы, но срабатывает она только при фокусировке “по одной точке”.

    Эргономика

    Сразу хочу предупредить об одном важном моменте в эргономике беззеркалок вообще и “десятки” в частности. В отличии от зеркалок, это скорее “камеры левой руки”.
    То есть, легко таскать камеру “на кончиках пальцев правой руки” вам вряд ли удастся – пальцы судорогой сведет, особенно с массивным объективом. Исключение составляют разве что комплектации с “кито”, да 18 и 27 мм “блинчики”.И вот то самое чувство, которое дает использование профзеркалок: “камера как продолжения руки!” – так же будет отсутствовать.

    Несмотря на некоторый “закос” моделей серии Х-Т “под зеркалки” – все эти упоры под большой палец, выступ на фронтоне и прочие ухищрения, принцип ношения системных камер ощутимо отличается от ЦЗК. Первое время придется переучиваться.

    Дополнительный батлблок/рукоять может частично исправить ситуацию (заодно сделав камеру массивнее), приблизив эргономику к “зеркальной”, но увы, для Х-Т10 он не предусмотрен даже у китайцев.
    Если только делать его самостоятельно. ;)
    С моей нынешней точки зрения – кожаного китайского получехла вполне достаточно. Люди с достатком и желанием могут купить оригинальные чехол и дополнительный хват от Fuji. На сегодняшний день это примерно по 4500 руб на каждый пункт.

    Для тех же, кто немало времени провел снимая на пленочные зеркалки и дальномерки (или имел опыт работы со щенками;)) – придется лишь вспомнить старые навыки.

    Итак, Х-Т10 держится в левой руке. Совсем-совсем как старый зенит (или щенок): большой и указательный пальцы образуют “вилку” для обхвата и придерживания объектива, а ладонь и остальные пальцы придерживает камеру снизу. Это удобно, практично, оставляет свободной правую руку, и оберегает камеру.
    Да, если вы хотите снимать вытянув камеру и держа ее лишь в правой руке – такой трюк вполне возможен. Правда со многими объективами это будет сложновато. Носить в левой руке – куда удобнее.

    Комплектный нашейный ремешок, как и у большинства камер – жесткий. Но качественный. Правда качественный. И без громадной надписи “ЭЙ ПАСАНЫ – ТУТ ЧУВАК С МЕГАДОРОГОЙ КАМЕРОЙ!”. Так что можете потратить немного времени чтобы размять его и привести в годное состояние.

    Вообще, беззеркалки фуджи и олимпуса своей эргономикой диктуют несколько другой стиль съемки чем ЦЗК. Но статью “влияние типа фотокамеры на психологические аспекты художественного творчества” мы с вами рассмотрим в другой раз.

    Все кнопки (разве что за исключением кнопки видеозаписи) – удобны и доступны, легко находятся вслепую, нажимаются с хорошим откликом, но без излишней тугости.

    Колесики управления (и переднее и заднее) кроме вращения могут нажиматься как кнопки. На переднем можно выбрать действие, заднее, по нажатию, увеличивает зону фокусировки во весь экран.

    Включение камеры – поворотным рычажком вокруг кнопки спуска, все как в никоне.

    Управление экспопарой и режимами у всех беззеркалок Fuji реализовано как в пленочных камерах: на объективе выставляется диафрагма, на корпусе камеры – и экспокоррекция. Правда, для нескольких недорогих объективов, не имеющих кольца диафрагмы, выставление оной производится колесиками управления, как в никоне.
    И и диафрагма имеют в крайних положениях позицию “А” – авто. Выставляя их в положение “А” в разных комбинациях, получаем режимы М, A, S и P. Все просто и удобно.

    На тот случай, если нужно отдать камеру в руки кому-то не знакомому с тонкостями съемки – под диском выдержек есть рычажок “авто”, который переводит камеру в “зеленый” режим со следящим автофокусом.

    Кстати, достаточно истеричный режим – у него почему то постоянный, неотключаемый, следящий автофокус, поэтому объектив постоянно жужжит и ерзает. Как оказалось, неподготовленных людей это нервирует, как будто им в руки дали мелкое верткое животное.

    Слева, на верхней панели, есть диск выбора режимов протяжки (одиночный кадр, быстрая и медленная серии), двух видов брекетингов (по исо, видов пленки и прочее. Настраиваются в меню) двух типов фильтров(о них ниже), а так же панорамная съемка и . Последняя очень удобно реализована – после съемки первого кадра он полупрозрачным фоном накладывается на экран, так что можно видеть совмещение изображений.

    Видоискатель и экран

    Экран- типичный для нынешнего времени, чуть больше трех дюймов, с хорошей цветопередачей и углами. Рекомендую наклеить матовую защитную пленку или стекло – работать под ярким солнцем будет куда удобнее. Откидывается с помощью выступов слева (они хорошо цепляются ногтем указательного пальца), вниз на 45 и вверх на 90 градусов.
    Видоискатель… мне доводилось видеть разные видоискатели, и в старых моделях фуджи, и в малышках sony-nex и в новых олимпусах. Скажу честно – этот лучший! Как по цветам, так и по детализации. Субъективно, лишь чуть меньше видоискателя полнокадровой зеркалки, но крупнее чем на кропе, особенно “младшем”.

    Видоискатель и экран могут переключатся с помощью датчика приближения и имеют 4 режима:

    • Работает только экран(постоянно)
    • Работает только видоискатель(постоянно)
    • Работает экран, но, при поднесению к глазу (примерно за 5-7 см), переключается на видоискатель
    • Работает только видоискатель, но включается он только при поднесении к глазу.

    Сильно не хватает кнопочки “спать”, как например это реализовано в современных сотовых – щелкать каждый раз выключателем утомляет.

    Так же, очень бы хотелось режим “в видоискателе – изображение, на экране – только параметры настройки и быстрое меню пользователя”.

    Как и положено у беззеркалок, не связанных техническими параметрами – и на экран, и в видоискатель может выводится много-много всякой дополнительной информации, начиная с исо/выдержки/диафрагмы и заканчивая виртуальным горизонтом и тремя видами помощи при ручной фокусировке.
    Главное преимущество (и экрана) у фуджи оказалась возможность отображения пространства с уже выбранными настройками.

    Например, если вы снимаете в ручном режиме и слишком перекрутили выдержку и диафрагму – камера покажет вам практически черный экран. Или сильно засвеченный, в зависимости от параметров.


    А с использованием колеса экспокоррекции(располагается на верхней части камеры, справа), можно легко выбирать освещение кадра, например, при съемках вечернего города – от легких сумерек, до глубокой ночи с огоньками.

    Меню

    Все просто, удобно, лаконично, с кучей возможных тонких настроек “под себя”.
    Логика меню ближе всего к никоновской – вертикальный столбец квадратиков а1-а5/s1-s3 слева и всплывающие менюшки от него. В русском варианте приходится иногда подглядывать в инструкции что значат те или иные сокращения. Но в целом – все понятно.

    Объективы

    Первое и самое главное в системных объективах от Fuji это то, что практически все они – топы. Да, именно так, в фуджиках практически нет “дешевых и компромиссных” стекол, за исключением 27 мм фикса и нескольких “китов” стандартных фокусных (16-50 и 55-200). И даже в этом случае, самый простой 16-55/3,5-5,6 выдает очень и очень неплохую картинку.
    Большинство из фиксов имеют f/1,4, некоторые – f/2, зумы – от f/2,8. Конструктив – практически всегда цельнометаллический, безо всяких резинок и пластика.
    Про любой из объективов фуджи, можно сказать: “Мацашь в руки, маешь – вещь!”
    Плюсом данного подхода является тот факт, что любым из объективов реально хочется снимать, не заморачиваясь. Минус – цена. Кто хочет ужаснуться современным ценам – welcome на яндекс-маркет.

    Особенностью объективов фуджи являются электронные кольца управления – передача параметров зума, диафрагмы и фокусировки не механическая, а электронная. С одной стороны – это позволяет сделать плавную регулировку при съемке видео, а так же – полную пыле-влагозащищенность объектива. С другой – к такому тоже придется привыкнуть, реакция объективов не столь однозначна как при механическом управлении.

    Зато имеется достаточно большой ход кольца фокусировки, примерно два оборота от МДФ до бесконечности, что дает большие возможности при съемке.

    Мне довелось снимать на 4 объектива системы Fujifilm:

    Аккумуляторы

    Да, их хватает ненадолго – от 300 до 600 кадров(кто-то упоминал 1000), в зависимости от режима использования, и нужно следить/отключать камеру чтобы она не кушала слишком много (хотя есть таймер сна). Да, лучше всегда иметь с собой запасной. Да, лучше брать оригинальные, а не китай (которые минимум на треть менее емкие, и вообще могут глюкнуть или сгореть в любой момент. Да, это недешево – оригинал стоит сейчас порядка 1,6-2,5 тыщ (хотя можно ухитриться взять в пределах тысячи со всякими скидками).
    Время зарядки аккумулятора – примерно час-полтора в ситуации “о надо бы зарядить!” и порядка двух в состоянии “ну все, приехали” .

    Про цвет и свет

    Кэнонисты, если судить по отзывам на форуме, никаких потерь в динамическом диапазоне, при переходе на фуджик, не отмечают. В цветах – сильно радуются.
    Никонистам, особенно имеющим многопиксельные камеры(Д610/д7100) может показаться маловат динамический диапазон в джипегах на сильно контрастных сценах. Но равы – практически такие же “тянучие” как у никона, а цвета и скинтон несомненно лучше.

    Пример – джипег без обработки, джипег с вытянутыми в +100 тенями в лайтруме, и рав с вытянутыми тенями в +100 в лайтруме:

    Лично мне, после “пропятки”, с ее громадным ДД в джипегах, пришлось вспоминать про равы и осваивать Capture One, но цвета не разочаровали.









    Работа со вспышками

    Со вспышками у фуджи все немного сложно и немного просто.

    Сложно – потому что система новая, и моделей сторонних производителей TTL-вспышек под них – кот наплакал, сейчас существует только Meike-320 – маленькая двухбатарейная, но вполне удачная модель и Nissin-40i – классическая модель с поворотной головкой, хотя габариты чуть меньше обычных.

    Просто – потому, что “родных” вспышек всего три, не запутаешься:

    EF-X20 с чехлом:


    Дистанционное управление вспышками у X-T10:

    1. для EF-X20 – по “поджигу” от встроенной вспышки, в мануальном режиме. При этом у вспышки снизу есть переключатель для TTL-режима, следящего мануального режима, и следящего режима “Р”, который, видимо, позволяет вспышке не реагировать на “предвспыхи от красных глаз”. Ну, и студийные/мануальные вспышки естественно тоже “поджигаются”.
    2. По синхрокабелю, через горячий башмак. Говорят, подходят кабели от системы Canon, однако расположение контактов на башмаке несколько отличается от кэноновских. TTL-кабель от Nikon не подходит точно. Возможно т.н. “универсальный TTL-кабель” будет лучшим решением в данной ситуации.
    3. Радио-синхронизаторами через горячий башмак. Любыми – для мануальных режимов, или, возможно, E-TTL для системы Canon(информация не проверена).

    Fuji EF-X20 и студийная китайская вспышка:

    Небольшая хитрость, помогающая не париться по поводу неповоротности вспышки:

    Со вспышкой “в лоб”:

    И с отражателем из кусочка фольги:

    В качестве средства удержания фольгированной бумаги,по возрастанию эффективности: пальцы, резинка для денег, магнитная полоска (покупается в продвинутом магазине для принтеров или у изготовителей магнитиков)

    Для встроенной вспышки у X-T10, в меню, имеется всего 4 режима работы:

    • “Принудительная” – простой TTL-режим. Перед работой вспышку необходимо поднять рычажком слева на верхней панели.
    • Медленная синхронизация.
    • Синхронизация по 2 шторке – читай “по задней шторке”
    • Коммандер. . Увы, ничего подобного никоновскому CLS у фуджа нет, в этом режиме вспышка работает с минимальной мощностью, достаточной только для поджига .
    • Отключенная вспышка. Зачем нужен этот пункт, равно как первый – теряюсь в догадках(ведь вспышка срабатывает только если поднята), скорее всего меню максимально унифицировано с другими моделями фотоаппаратов, и эти пункты предназначены для камер с неподьемными вспышками – чтобы отключать/включать их таким образом. Но, при выборе этого пункта меню, поднятая вспышка не срабатывает.

    Дополнительные настройки встроенной вспышки:

    • Экспокоррекция вспышки +2 0 -2, с шагом 1/3.
    • Включение отключение режима “убрать красные глаза”. Причем реализован он не предвспыхами, как обычно, а на программном уровне – автоматика определяет лицо и “чернит зрачки”.
    • Мануальный режим – отсутствует.

    Поскольку видоискатель(и экран) показывает картинку в соответствии с выбранной экспопарой и экспокоррекцией, позволяя в реальном времени подбирать параметры съемки, то, для работы со вспышками и в студии, в меню “экран” имеется режим “просмотр в ручном режиме – вкл/выкл”. При его выключении и экран начинают работать как обычный . Эту функцию можно назначить на функциональные клавиши “Fn”, но нельзя занести в пользовательское меню “Q”.

    Wi-fi

    У беспроводной связи в X-T10 есть четыре функции:

    1. Работа с планшетами и смартфонами. Андроид и Ios.
    2. Автосохранение на компьютер.
    3. Впечатывание геометок к фотографиям с GPS смартфона.
    4. Беспроводной носимый принтер “Intax”.
    Работа с планшетами и смартфонами.

    Тут все очень просто и быстро. В базе приложений(гуглплей и эпплстори) есть приложение. Скачивается, ставится, настраивается, и теперь, каждый раз включив вайфай в смартфоне и фуджике, и подтвердив соединение в фотоаппарате, получаете 4 функции:

    • Копирование/получение (не перемещение!) выбранных фото в смартфон(причем в фотоаппарате есть функция “передавать сжатый по обьему файл”) При этом режиме выбирать какие фото передавать, а какие нет – нужно на экране камеры.
    • Просмотр памяти фотоаппарата. То же самое что и предыдущий пункт, только в этом случае все управление копированием и выбором происходит с экрана смартфона. По сути, это выбор “что засунуть обратно в карман – камеру или смартфон?”.
    • Управление съемкой – наведение, спуск затвора, изменение параметров съемки – исо,режим вспышки, таймер, фото или видеосьемка, поправка и проч.
    • Геотеггинг – передача координат текущего места в камеру при съемке.


    Соединение – практически мгновенное. При работе с камерой – работа с интернетом по вай-фай на смартфоне автоматически блокируется.
    Из недостатков – каждый раз после выполнения пункта меню, при возврате к выбору пунктов, приходится переподключаться.
    Данную функцию можно назначить на одну из функциональных кнопок “Fn”

    Автосохранение на ПК

    Специальная программа автосохранения скачивается с сайта фуджи (версии под Win и Ios), и, при установке, назначается в автозагрузку, в режиме ожидания. На камере при этом нужно настроить подключение к сети(имя/пароль или несколько других способов) – через домашний wifi-роутер или точку доступа. После этого параметры сети сохраняются в памяти фотоаппарата. Может быть сохранено до шести wifi- сетей.
    Для автосохранения нужно перейти в режим просмотра фото, и выбрать там пункт “автосохранение на пк”. На подключение и авторизацию в программе автосохранения уходит примерно 20-30 сек, на проверку и копирование 10-20 jpg-файлов – еще полминуты.
    К сожалению, назначить автосохранение ни на функциональные клавиши, ни в пользовательское меню – нельзя.

    Впечатывание геометок к фотографиям с GPS смартфона

    Тут все просто – включаешь GPS на смартфоне, запускаешь ту же программу соединения, и она передает метки для записи в любого свежеснятого кадра. Заодно отображает на экране значок “метки местности получены”. Почему то указано что “время непрерывной работы – 1 час”.

    Беспроводной носимый принтер Instax SHARE SP-1

    Фото – честно сперто с официального сайта производителя.

    Это очень забавная идея Fujifilm, по мотивам их современных полароид-камер “инстакс”. Представляет из себя печатный блок от подобной камеры с экраном-проектором внутри, wi-fi модулем и питанием от пары батареек.
    Размеры: 101,6 мм x 42 мм x 122,5 мм, вес: 253 г (без батареи и пленки), вешается клипсой на пояс.
    Цена – порядка 8-9 тысяч рублей на январь 2015 года.
    Снимки получаются размером 46*62 мм, плюс белая рамка как у полароида.
    Питается кассетами от Fujifilm “а-ля полароид”, на 10 снимков(тип “mini”), ценой в 4-5 сотен рублей каждая.
    Кто до сюда дочитал – тот уже молодец!
    В основном, эта забавность нужна для всяких вечеринок, и для платных фотосессий, когда за полминуты, в процессе съемки, можно сделать несколько “фоток для портмоне” – приятный сюрприз заказчику. Ну, или можно концептуальную выставку сделать.

    Прочее

    Профили пленок и эмуляции работы

    Камера имеет полдюжины предустановленных цветовых профилей, в основном имитирующих те или иные виды пленки, включая легендарный кодак-хром и классическую сепию. Причем показывает их сразу в видоискателе при съемке. А также – 7 вариантов пользовательских настроек(в которых профили пленки – лишь один из изменяемых параметров). Любая из оных переключается через быстрое меню или назначенными функциональными клавишами, комбинацией “нажал кнопку-покрутил колесико/пощелкал джойстиком”. Забавные варианты, которые можно назначить на левую “башню” – это черно-белое изображение с допуском лишь одного цвета – красного, желтого, синего, зеленого и оранжевого.

    Карточки памяти

    Одним из отличий х-т10 от х-т1 является . В Х-Т10 он ограничен примерно 8-10 кадрами, а после камера задумывается над записью на флешку. На многих форумах рекомендуется(и я соглашусь) потратится на скоростную карточку, со скоростью не меньше чем 80-95 Мбит/сек. Лаг записи существенно падает – на медленной серийной скорости переполнение карточки не возникает совсем, на быстрой – начинает подтормаживать после десятого-двеннадцатого кадра.
    Нет, какая нибудь недорогая карточка, типа Transcend 10 класса не является скоростной и изрядно тормозит. На карточке(или в описании) должна быть указана скорость записи. Какой нибудь SanDisk Extreme Pro SDHC 16 Гб(а лучше 32) – достаточно годно.

    Самым “непрерывно-скорострельным” вариантом является вариант “джипег-нормал” с минимальным размером файла и всеми отключенными улучшалками – порядка 20 кадров(2,5 сек) непрерывной съемки без снижения скорости.

    Правда, все вышесказанное касается формата jpg, в raw – камера с быстрой карточкой снижает скорость съемки где-то после десятого кадра в медленной серии и после шестого-седьмого в быстрой(но не прекращает снимать!).

    Сторонние объективы

    Через соответствующие переходники ставятся практически любые. Самые распространенные переходники на М42, на м39, никон и кэнон. Увы, у автофокусных стекол автоматика диафрагмы(а уж тем более привода фокусировки или зума) работать не будет. Особый интерес представляет возможность использования интересных дальномерных стекол.

    Fujifilm X-T10 и юпитер-37МС (через переходник Fuji-М42)

    Крышки для объективов

    Неудобные, и выскальзывают из пальцев. Классические “а-ля никон” куда практичнее. Но проще поставить хороший и забыть про крышки.

    Пожелания к разработчикам Fujifilm:

    1. пункт меню “просмотр в ручном режиме – вкл/выкл”. – очень нужен в “пользовательском меню Q”.
    2. функцию “подключиться к планшету” и “автосохранение” нужно добавить в “пользовательский экран Q”
    3. Очень нужна кнопка “sleep” по принуждению, или хотя бы настройка в меню тайминга засыпания не только на 2 и 5 минут – они слишком долгие.
    4. Так же, очень бы хотелось режим “в видоискателе – изображение, на экране – только параметры настройки, и быстрое меню пользователя”. – как это уже реализовано с режимом просмотра снимков. А то, ставя режим “только видоискатель”, не получается по экрану настраивать параметры съемки, а снимать – только через видоискатель, как на зеркалках.
    5. На кнопке/команде “включить wi-fi” нужно сделать выбор – подключатся к планшету или компьютеру/другим сетям(а не раскидывать ее на две команды в двух разных меню), а то приходится каждый лазить в меню для включения автосохранения, чтобы скинуть пару-тройку фото. Ну и достаточно долго соединяется, к сожалению. Может, какой usb-wifi-девайс выпустить, чтобы в комп воткнул – и он сразу подсоединяет камеру, с такой же программой как и у смартфонов?

    Цена и логичность

    Увы и ах, вариант “уйду на беззеркалку, там все дешевле и лучше” – миф.
    Если полностью переходить на беззеркальную систему, с родными объективами, автоматикой и удобством, то придется потратиться.

    Сразу оговорюсь – да, есть недорогие решения для узкого круга задач.

    Например для “чисто мануальной работы с качественным цветом” есть очень годная, и сравнительно недорогая на вторичном рынке fuji X-m1. За 12-17 тыщ, при условии покупки б/у, вы получаете крохотный карманный кроп-1,5, с фирменной матрицей, комплектом переходников на основные системы (м42, М39, лейка, никон), системой ручной фокусировки, вайфаем и откидным экранчиком. Если добавить родной “кит” 16-50/3,5-5,6 за 10 000 руб – у вас аппарат для творческой, студийной съемки и семейных праздников.

    Для стрит-фото вполне подойдет карманная и недорогая сони nex 5, 6, 7 версий, или А5100. С блинчиком или “китом”. Или олимпус pen-серий(начиная с пятерки).

    Собственно, беззеркальная недорогая(в цену младшей зеркалки) система для “поснимать семью и положить камеру обратно в карман”, это нетоповые малые модели олимпус/сони/фуджи/панасоник – без видоискателя, с поворотным экранчиком и китом/блинчиком в комплекте (в случае олимпуса китом-блинчиком).

    Но! Если собирать универсальную систему с оптимальным набором функций, неплохой фокусировкой и автоматическими объективами, об экономии относительно зеркалок забудьте.

    Приведу конкретный пример.
    Для перехода на фуджи мне пришлось продать:

    • (пробег 83 тыщи, батблок 3 аккумулятора);
    • – 16000 руб;
    • Аккумулятор WP-126, родной от фуджа, с гарантией в 2 года, цена 1630 в магазине, минус ~300 баллов с системой “баллы” от сбербанка, и минус 300 руб за отзыв о покупке в связном камеры. итого – 1000 руб по факту.
    • Вспышка(хотелось бы пару) EF-X20 (9000 по ценнику в связном)+2 комплекта аккумуляторов eneloop AAA(1000 руб/комплект) + карточка SanDisk Extreme Pro SDHC 16 Гб (1600 руб). Весь этот комплект стоит 12600 руб, но – минус подарочные баллы от Fuji по зимней акции, минус баллы “Связного” от покупки камеры, минус баллы за оплату карточкой – получаем что то около 8000 руб.
    • С ебея переходники на М42, М39, Nikon ~ 1400 руб.
    • – 1000 руб в комиссионке.
    • Итого ~ примерно те же самые 71-72 тыс. руб.

      Не сказать чтобы дешево, да? И это при том, что недавно фуджи таки подняла цены на тушки и оптику.
      Однако, можно отметить то, что это – новые цены за новые, и достаточно качественные для своих цен, изделия.

      Почему именно х-т10, а не хт-1, х-е2, или новые олимпусы или сони?

      С сони все просто – они мне не нравятся. Ни видом, ни эргономикой, ни картинкой.
      С олимпусом – посложнее, новые омд Е10 марк 2 и омд Е5 марк 2 – это самые удобные маленькие камеры что мне доводилось держать в руках. Реально – они прямо вливаются в руку и все везде удобно и нигде не жмет. И обьективов там громадный выбор. И видоискатель хорош (хотя у фуджика понравился куда больше). И фирменные олимпусовские красивейшие цвета. Стабилизатор в матрице. Быстрейший автофокус. Все, буквально все хорошо!
      Кроме одного “но”. Из-за кропа-2 у олимпусов скучнейшая, плоская как детская раскладная книжка-с-замком, картинка. Совершенно нет никаких объемов. Даже при хорошей светотени. Даже на топовых фиксах. Увы. Совершенно мне не понравилась.
      fuji X-E2 – отсутствует поворотный экран и немного не нравится эргономика.

      Fuji Х-M1 – одна из самых удачных фуджи-беззеркалок, сравнительно недорогая, но увы, нет видоискателя и гибридного автофокуса, хотя как вторая, карманная камера – вполне хороша. Один мой знакомый в Питере специально взял ее для работы с мануальными объективами в студии.

      fuji X-T1 с выходом X-Pro 2 утратила статус топа, проигрывая новой модели по всем параметрам, разве что кроме цены(не сильно) и наличием поворотного экранчика. При этом, X-T10 выигрывает у бывшего флагмана меньшими габаритами и весом, имея такую же матрицу и систему фокусировки, а так же куда меньшей ценой(порядка 20 тысяч рублей) уступив лишь отсутствием погодозащиты, немного в буфере и размере видоискателя, да потеряв несколько красивых, но не критично нужных “крутилок” на корпусе.

      Почему именно беззеркалки?

      Вот поэтому:

      Кстати. Очень большой плюс подобной системы – люди, даже малознакомые, вас совершенно не боятся, не шарахаются как “от большой черной камеры”. Это позволяет достаточно спокойно снимать бытовые сценки и прочие репортажные интересности.
      Ну, и еще одно. Им и правда хочется снимать.

    Ну вот закончился конфетно-букетный период, партнеры уже иногда вылезают
    из постели не только для того, чтобы сходить в туалет, но находят время на
    вещи не связаные с … ну вы поняли.


    На новую камеру я провел несколько съемок (платных и не очень) и даже не от большого ума
    храбро брал с собой только ее одну, несмотря на то, что съемки были важные.

    Попутно разжился нормальными системными объективами которые закрыли 90% моих
    потребностей по фокусным расстояниям. Кстати, если уж речь зашла об объективах: изделия
    под маркой Fujinon удивили двумя вещами — отменным качеством (включая и механическое
    исполнение, кинестетикам это важно) и тем, что мой коллега sokolovkirill называет
    «душой». Ну я не такой романтик, как некоторые, но соглашусь — картинки с этих стекол, будучи
    не столь хирургически совершенны, как некоторые с Zuiko например, всегда узнаваемы и имеют
    некоторый олдскульный характер. Мне это очень нравится. Действительно душевные штуки.

    Но хватит уже воспевать новый предмет своего обожания. Я вам не podakuni ; мне за это
    не доплачивают. Лучше поругаю — кратко, по пунктам расскажу что НЕ понравилось.


    Начнем с конструктивных моментов.



      • Красивая металлическая крышечка корпуса покрыта каким то странным калом лаком,
        который норовит собрать всю пыль и грязь, быстро становится тусклым, и вопиет о том,
        чтобы его протерли влажной салфеткой (чего не скажешь о крутилочках — вот они как
        раз прекрасно выглядят)

      • Но крутилочки я тоже поругаю (чтобы два раза не вставать). Те из них, которые торчат из
        щелей спереди и сзади камеры, слишком легко крутятся и в угаре съемки (а нормальная
        съемка у меня например, это всегда — угар) иногда перещелкиваются совсем не туда.
        Это же касается (хоть и в меньшей степени) и колец диафрагмы на объективах.
        Впрочем, допускаю, что это просто я такой неуклюжий.

      • Экранчик хоть и поворотный, но только в одной плоскости. Цветочки снимать удобно, для
        многих других применений — не очень. Господа производители! Хватит уже изобретать
        велосипеды! Все уже украдено придумано до вас. Просто сделайте как у панасоника или
        нового OM-D и закроем эту тему навсегда.


    Автоматика.



      • Экспозамер хоть и в целом надежный, все-таки требует иногда коррекции (в основном — в минус)
        Если сравнивать его с олимпусовским, то я бы поставил ему 4 из 5. Жить можно, тем более колесико
        экспокоррекции под рукой, и перещелкивается исключительно приятным образом. Так и подмывает
        лишний раз его пошевелить.

      • Автофокус. Нет ну серьезно я еще раз спрошу — как вы раньше то на фуджи снимали? Сейчас он
        стал приемлимым, но каким же он раньше то был?? Ну следящего АФ, скажем, как не было, так и нет
        (и не нужно мне про это ничего рассказывать — у меня друг с D3s бегает и я знаю как оно ДОЛЖНО быть)
        От беззеркалок я ничего в этом плане и не жду. Но и режим AF-S скоростью, прямо скажем, не поразил.
        Однако же поразил точностью. Да, я уже набрал статистику и вижу, что он иногда ошибается, но сильно
        реже, чем например у олика. В разы реже.Удивляет то, что он иногда при хорошем освещении и
        контрастной мишени может жалобно пискнуть и показать красный квадратик, не осилив простейших
        условий работы. Очевидно, не все баги в прошивках пойманы и исправлены. Но это бывает редко.
        Не раздражает от слова «совсем». Как и полагается, скорость АФ от объектива зависит очень сильно, и,
        если с XF60/2.4 Macro, задумчивость весьма заметна (а чего вы от макрика хотите с другой стороны?),
        то с 35/1.4 и 56/1.2 все в общем то комфортно по скорости.


    Прочее занудство.


    • Вот например скажите мне, почему есть пользовательские режимы, но они включают себя не все настройки
      камеры? Вот, например, в студии хочу, чтобы экранчик показывал менее яркую и менее контрастную картинку.
      Или, например, хочу разные режимы работы затвора (механический и механический + электронный). И что?
      И ничего! Мне дают на выбор куцый наборчик настроек, который, кроме всего прочего, и обозвать то никак
      нельзя. Я должен держать в башке, что 1 — это «улица», 2 — «студия» итд.
      А вот некоторые (Sony например, не к ночи будь упомянута) сделали куда круче — все настройки запоминабельны
      и вызываются не через меню, а поворотом механической крутилочки. Супербыстро и мегаудобно.

    • Поддержка WiFi. Скачал приложения с сайта, хотел настроить передачу файлов с камеры на комп.
      Поковырялся. Выбросил. Нет я конечно не хочу сделать из этой камеры магистральный маршрутизатор, но хотя бы
      настройку шлюза для работы с компом, который торчит в другой подсети за WiFi роутером, могли бы и сделать.

    • Батарейка. Да она разработалась и тянет обещаные 350 кадров. Но на олике хватает на подольше. Так там
      они еще стабилизатором ворочают. В общем, есть куда расти.

    Да, чуть не забыл! Надо же еще про получающиеся картинки что-нибудь написать. Фотоаппарат же обозреваю.
    Ну так вот, буду краток — все зашибись. Серьезно.

    Выдаваемый камерой результат до ISO3200 включительно вообще не требует допиливания. Очень вкусные цвета,
    тянучие равы, шум, который почему-то не раздражает, даже когда его уже видно.

    Ввиду отсутствия в любимом CaptureOne пока еще поддержки X-T10 я пользовался идущим в комплекте с камерой
    кастрированым SilkyPix-ом и RawTherapee. Оба отлично проявляют равы от нового фуджика, но отсутствие в силке
    режима пакетной обработки и возможности тянуть пересветы (все это есть в SilkyPix Pro) склонило выбор в сторону
    RT. Я раньше с ней игрался пару раз, счел медлительным неуклюжим говном, и убрал куда подальше. Но времена
    меняются, люди работают, и вот уже RT вполне себе рабочий инструмент. Скачаные с сайта RT пленочные профили
    встали как родные (привет любителям Кодахром 64) и делают работу еще более приятной в эстетическом плане.
    Я специально померял и скажу — время, затрачиваемое на проявку 1 рава со связки FUJI + RT, у меня пока рекордно
    низкое. Workflow — самый внятный и простой. Ждем С1.

    Дата публикации: 04.08.2015

    Первое знакомство

    В последнее время на страницах Prophotos всё чаще можно увидеть обзоры беззеркальных камер. Тенденция такова, что большинство фотолюбителей при покупке новой (а иногда и первой) камеры всё увереннее отходят от стереотипа, будто максимальное качество изображения могут дать лишь зеркалки. Конечно, бывают ситуации, когда без них не обойтись. Однако это утверждение относится скорее к профессиональным фотографам, работающим в технически сложных жанрах.

    X-T10 / XF16mmF1.4 R WR УСТАНОВКИ: ISO 200, F16, 1/15 с, 24.0 мм экв.

    Сегодня у нас в гостях горячая новинка - Fujifilm X-T10. Она призвана обратить на себя внимание довольно большого круга фотолюбителей за счёт своих широких возможностей и крайне привлекательной цены. Стоимость стартует с отметки в 39 990 рублей за камеру без объектива, в то время как за комплект с Fujifilm XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS просят чуть больше - 44 990 рублей, а за «кит» с XF18-55mm F2.8-4 R LM OIS) - . Мы будем тестировать Fujifilm X-T10 в формате «Недели с экспертом», каждый день публикуя новые части большого теста.

    Дизайн X-T10 можно описать словами «современная классика». Он напоминает фотоаппараты плёночной эпохи, но удачно дополнен новыми органами управления. Конечно, тут имеются настройки, которых в фотоаппаратах прошлого не было.

    Корпус новинки сделан из магниевого сплава, и это сильно влияет на тактильные ощущения. Трогать её приятно, а к качеству сборки не придраться. При этом металлическая конструкция добавляет Х-T10 прочности, но ничуть не сказывается на весе. Масса фотоаппарата с аккумулятором и картой памяти составляет чуть менее 400 граммов. Также к плюсам T-X10 можно отнести компактные размеры. Ширина, высота и толщина составляют соответственно 118,4 мм, 82,8 мм и 40,8 мм. Доступны два варианта цветового оформления корпуса: серебристый и чёрный.

    Отдельного упоминания заслуживают органы управления нашего сегодняшнего героя. Для максимально оперативной настройки съёмочных параметров на верхней панели расположен не один и не два, а сразу три управляющих диска.

    Самый правый отвечает за ввод экспокоррекции. Доступно изменение в диапазоне от -3 до +3 EV с шагом в ⅓ ступени. Рядом с ним располагается диск выбора выдержки. Доступные значения лежат в диапазоне от 1 до 1/4000 с, однако полный диапазон выдержек куда шире: от 60 до 1/32000 с. Это возможно при использовании режима электронного затвора.

    Для установки промежуточных значений существует положение Т. Присутствуют также режим BULB (положение В) и автоматический выбор значения выдержки (положение А).

    Если диски экспокоррекции и выдержки вполне справедливо унаследованы от старшего брата - модели Fujifilm X-T1, то следующий диск - это уже что-то новенькое.

    Располагаясь в левой части верхней панели, он служит, прежде всего, для оперативного выбора режима работы затвора и специальных режимах съёмки. На его функциях мы остановимся подробно в следующей части нашего обзора.

    Разумеется, помимо внешнего вида, стоит сказать и о начинке нашего сегодняшнего испытуемого. В качестве светочувствительного элемента тут используется сенсор X-Trans CMOS II с разрешением 16,3 мегапикселя. Это собственная разработка компании Fujifilm. Его особенность заключается в нетипичном расположении цветных элементов, отличном от стандартной «байеровской» модели. Именно X-Trans-сенсор и отвечает за фирменную цветопередачу, выделяющую камеры Fujifilm из общей массы.

    Помимо этого, матрицу X-T10 оснастили пикселями фазовой детекции, наличие которых должно положительно сказаться на скорости и точности фокусировки.

    Визирование можно осуществлять как по цифровому видоискателю, так и по внешнему дисплею, который наделён наклонной конструкцией. Такая особенность пригодится в случае, если точка съёмки располагается очень низко. Диагональ экрана составляет 3”, разрешение - 920 000 точек, соотношение сторон - 3:2.

    Возвращаясь к видоискателю, стоит отметить, что он выполнен по технологии OLED с разрешением 2,36 миллиона точек, а его диагональ составляет 0,39”. Для комфортного визирования такого размера более чем достаточно, наблюдаемая картинка выглядит вполне естественно. Кроме того, по заявлению производителя время отклика изображения составляет рекордные 0,005 с. Так что на сегодняшний день это один из лучших электронным видоискателей на рынке фотоаппаратов.

    В наше время трудно удивить кого-либо фотоаппаратом с функцией видеосъёмки. Не обошла эта киномания и нашего сегодняшнего испытуемого. Среди доступных режимов съёмки значится запись в Full HD с разрешением 1920 x 1080 и частотой в 60р, 50р, 30р, 25р и 24р.

    К сожалению, разъём для наушников у Fujifilm X-T10 не предусмотрен. Зато в наличии гнездо для подключения внешнего микрофона. Его диаметр немного отличается от наиболее распространённого 3,5 мм (mini-jack) и составляет 2,5 мм. Однако в продаже легко найти переходники, которые решают эту проблему. Готовое решение предлагает и Fujifilm. Выпускаемый ею микрофон MIC-ST1 идеально подойдёт к Fujifilm X-T10 без необходимости покупки дополнительных аксессуаров.

    Стандартный диапазон светочувствительности составляет ISO 200–6400 (на всех этих значениях камера снимает в формате RAW), но может быть расширен до ISO 100–51200 (здесь уже съемка возможна только в JPEG).

    Затвор вертикальными шторками способен срабатывать на выдержках вплоть до 1/4000 с, а также работать в режиме ручного значения выдержки (Bulb). Все выдержки короче 1/4000 отрабатываются электронным затвором. Стоит отметить, что в Fujifilm X-T1 возможность использования выдержек с электронным затвором была добавлена в новой прошивке. Затвор синхронизируется со вспышкой на выдержках не короче 1/180 с. Частота серийной съемки составляет 8 кадров в секунду с активным автофокусом, а глубина буфера достигает 47 кадров в формате JPEG или 23 в формате RAW. Впрочем, при использовании медленных карт памяти значения могут быть ниже.

    Fujifilm X-T10 имеет 77-точечную систему гибридной фокусировки с функцией слежения за объектом. Кроме того, это одна из немногих камер, предлагающая сразу три инструмента для помощи при ручной фокусировке - функцию focus peaking, увеличение фрагмента кадра, а также инструмент Digital Split Image.

    Фокусировка очень быстрая и уверенная, и хотя заявлено большее количество датчиков, превосходства над X-T1 в скорости не видно. При хорошем освещении ошибки фокусировки исключены, в сумерках камера наводится чуть менее уверенно, но все равно довольно точно и быстро. Правда, как и прежде, многое зависит от объектива. В старой оптике для Fujifilm, судя по всему, сам мотор работал достаточно медленно. С комплектным объективом 18–55 мм камера наводится исключительно быстро.

    Как уже говорилось, в отличие от старшей модели Fujifilm X-T10 располагает встроенной вспышкой. Она возводится вручную, механическим образом, с помощью отдельного рычажка. Ведущее число сравнительно небольшое – 5 метров при ISO 100.

    Ну и, конечно, стоит отметить традиционные для камер Fujifilm режимы симуляции пленки, наличие нескольких художественных фильтров, богатые возможности съемки с брекетингом, функцию расширения динамического диапазона снимков, а также возможность интервальной съемки.

    Кроме того, Fujifilm X-T10 имеет встроенный модуль Wi-Fi и может управляться удаленно с помощью айфона, айпада или Android-смартфона. Возможности в целом стандартные: можно управлять процессом съемки, принимать отснятые изображения, загружать данные в социальные сети и даже присваивать геометки (данные передаются от GPS-модуля смартфона).

    Съемка, автономная работа

    Как уже говорилось, честно сенсор отрабатывает чувствительность в значениях от 200 до 6400 единиц. В этом диапазоне можно снимать, как в формате RAW, так и в JPEG. Дальнейшее увеличение чувствительности осуществляется программно и доступно только при съемке в формате JPEG. Тестовая сцена отснята на всех значениях чувствительности с шагом в одну ступень.

    Недавно представленная компанией FUJIFILM новика X-Т10 буквально взорвала рынок системных камер премиум-класса со сменными объективами. Новинку отличает исключительное качество изображения, которое обеспечивается уникальной матрицей X-Trans CMOS. Кроме того, в ее компактном и легком корпусе объединены новая система автофокусировки, идеально подходящая для съемки движущихся объектов, быстрый электронный видоискатель с впечатляющим коэффициентом увеличения 0,62, ЖК-экраном с разрешением 2,36 млн. точек и самым малым временем задержки в мире - 0,005 секунды.

    Основные особенности Fujifilm X-T10

    Полностью новая конструкция, позволившая объединить все возможности серии Х в компактном и легком корпусе

    Эта компактная и легкая камера имеет все фирменные черты серии X. Верхняя и нижняя панели выполнены из легкого, но очень прочного магниевого сплава. На верхней панели расположены три алюминиевых диска, выполненных методом точной фрезеровки, которые придают камере премиальный вид и позволяют управлять выдержкой, экспокоррекцией и функциями съемки, не отвлекаясь от процесса съемки. На задней панели расположен наклоннный трехдюймовый (7,7 см) ЖК-экран с разрешением 920 тыс. точек.

    Быстрый электронный видоискатель

    Камера Х-Т10 оснащена большим и быстрым видоискателем с 0,62-кратным увеличением и задержкой отображения всего 0,005 с. Благодаря новому электронному видоискателю с разрешением 2,36 млн точек, выполненному по технологии Organic EL, обеспечивается максимально четкий и контрастный обзор. Кроме этого, яркость картинки в видоискателе автоматически регулируется, в зависимости от уровня внешнего освещения. Экран Live View можно переключить в режим Preview Pic Effect. В нем показывается «естественное» изображение, подобное тому, которое видно невооруженным глазом.