• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Я писал об особенностях использования объективов, рассчитаных на большой формат кадра на цифровых камерах. Теперь поговорим о практической части.

    Как установить такой объектив большого формата на цифровую камеру

    Все сводится к тому, что нужно обеспечить объективу большой рабочий отрезок, а также фокусировочный механизм. Ну и третья задача это закрепить такой объектив.

    Настройка рабочего отрезка
    Чтобы обеспечить большой рабочий отрезок существует несколько способов. Это специальный фокусировочный геликоид, их как правило делали для макросъемки, но еще я встречал специально для установки объективов большого формата на средний и малый форматы. Если нужной длинны не достаточно, можно ее увеличить за счет макроколец.

    Объектив Dagor 150 mm 6,7 присоединенный к фотоаппарату Nikon посредством макроколец и геликоида

    Также эту задачу можно решить с помощью макромеха. И я встречал такие решения в Интернете. Но мне больше нравится геликоид, возможно потому, что он у меня есть.

    Фокусировка с помощью макромеха.

    Как правило чем больше формат, на который расчитан объектив, тем длиннее рабочий отрезок. Так, в некоторых объективах, рассчитанных на формат 18х24 см, рабочий отрезок составляет больше 30 см. А для формата 9х12 большинство около 10 см.

    Крепление объектива

    Закреплять объектив приходится всеми доступными методами. Старые объективы часто имеют нестандартную резьбу. Тут уж как смекалка сработает. Те объективы что имеют малые габариты, я прикрепил к геликоиду, вырезав шайбу из пластмассовой пробки для 20 литровой бутылки. Таким способом мне удалось прикрепить несколько объективов для формата 9х12 см.

    Самодельное крепление, из пробки для бутылки, надевающееся на геликоид

    Если диаметр задней линзы большой, то нужно искать другие способы. Некоторые объективы пришлось прикреплять изолентой, поскольку лучшего ничего не мог придумать.

    Использование бленды
    Еще хочу отметить, что нужно позаботиться о бленде. Ее можно изготовить из пластмассовой трубки подходящего диаметра. Для уменьшения засветток ее можно обклеить изнутри бархатом или покрыть матовой краской.

    Объектив для формата 9х12 см, с прикрепленной пластмассовой трубкой, которая выполняет роль бленды. Она держится на силе трения.

    Как видим, присоединить объектив с большого формата на цифровую камеру дело нехитрое. Здесь не нужно проводить сложные операции по укорачиванию заднего отрезка, а наоборот нужно удлиннить его. Немножко инженерной мысли и все получится.

    Вместо того, чтобы падать в цене с развитием технологий, прайс на современные объективы идет в ином направлении, возрастая на 5-10% каждый год. Хороший объектив стоит не менее 15 000 рублей, но зачастую – гораздо больше. Брать объектив в аренду – хорошее решение для экспериментов с неизведанной оптикой, но весьма расточительное в том случае, если вы не зарабатываете фотографией. А качественная оптика может стоить от 1 000 до 15 000 рублей в сутки.

    Использование «классических» объективов с ручной фокусировкой может оказаться отличной альтернативой для стесненного в средствах фотографа, желающего поэксперементировать. Более того, если вы снимаете макро или занимаетесь предметной съемкой, старый объектив может дать результат ничуть не хуже того, который можно получить с помощью объектива за 15 тысяч рублей.

    Взглянем на цены. Новый фикс-объектив Canon EF 35/2.0 стоит около 12 тысяч рублей , новый объектив Canon EF 85/1.8 стоит порядка 14 тысяч рублей . Чем лучше собрана оптика и чем больше уникальных элементов в ее конструкции применяется, тем она дороже. Профессиональные зум-объективы вроде Nikon AF-S 24-70/2.8 продаются по цене примерно 55 тысяч рублей . Cтарые объективы со схожими техническими характеристиками можной найти на барахолках за гораздо меньшие деньги. Например, мне удалось купить объектив Калейнар 100/2.8 с байонетом Nikon F всего за 1100 рублей в отличном состоянии. Какой-нибудь полтинник Гелиос вообще можно купить рублей за 300. В общем, разница в цене огромна - тут ничего не попишешь. Поэтому главная причина, по которой стоит использовать старую оптику - банальная экономия.

    Какая старая оптика будет работать с цифровой камерой?

    Каждый объектив спроектирован под собственный байонет. Байонет – отверстие на фотоаппарате, куда собственно объектив устанавливается. Разные производители занимаются выпуском собственных линеек оптики, и они традиционно не взаимозаменяемы. У Canon байонет называется EF, у Sony – A, у Nikon – F. Производители идут на такой шаг осознанно – это позволяет помимо камеры продать и собственные объективы, "привязав" фотографа к своей системе, что называется, «обратив в свою религию». Ну а поскольку срок службы объектива значительно превышает срок службы камеры, то получается, что парк оптики переживет 4-5, а то и все 10 поколений камер. Например, у меня до сих пор жив объектив Nikon 50/1.2 который покупался когда-то с пленочным механическим Nikon FM2.

    Создание объективов компанией-производителем камеры исключает некорректную работу оптики с родными тушками и позволяет корректировать специфические искажения программно сразу же во время съемки. Обрастая оптикой, фотограф все более затруднен в переходе на камеры конкурента – всё нажитое годами попросту не будет работать на другой зеркальной системе.

    Вместе с байонетом, каждый объектив создается таким образом, чтобы обеспечить определенную дистанцию между задней частью объектива и сенсором камеры. Это расстояние называется Flange Focal Distance или рабочий отрезок. Если расстояние между установленным объективом и сенсором не соответствует технически заявленному, объектив не сможет корректно фокусироваться на все расстояния.

    Установка адаптера между объективом и камерой добавляет некоторое расстояние, таким образом, эффективный рабочий отрезок увеличивается. Если адаптер сильно увеличивает рабочий отрезок, задняя часть объектива становится сильно отдаленной от сенсора, что может породить проблемы с фокусировкой.

    Наоборот, если задняя часть объектива слишком близко к зеркалу, он может испортить внутренние компоненты камеры и помешать ее работе.

    Современные объективы Canon спроецированы под рабочий отрезок 44 мм. Таким образом, чтобы установленный на фотоаппарат Canon объектив работал корректно, его задняя часть должна находиться на расстоянии 44 миллиметра от сенсора. Объективы Nikon создаются под рабочий отрезок 46.5 мм.

    Все эти объяснения в стиле Капитана Очевидность, кажутся примитивными, однако рабочий отрезок - ключевой фактор работы определенного объектива на определенной камере. Так как разница в рабочих отрезках между объективами Nikon и Canon составляет 2.5 мм, сделав переходное кольцо толщиной 2.5 миллиметра, можно использовать объективы Nikon на тушке Canon!

    Как видно, некоторые камеры наиболее приспособлены для работы с оптикой просто потому, что ими удобнее пользоваться с адаптерными кольцами. В общем, вы потратите значительно меньше времени, установив неспецифический объектив на камеру с более коротким рабочим отрезком, в данном случае – Canon.

    Адаптер с оптики Nikon на камеры Canon достаточно дешев и прост. В принципе, изготовить его не составит никакого труда, если у вас есть друг с доступом к станкам с ЧПУ. Но еще проще будет купить такой – его цена составляет около 300 рублей. Обратная комбинация будет более сложной.

    Вторая причина использовать классическую ручную оптику – это совершенно другое ощущение и опыт съемки. Съемка с ручным объективом отличается от съемки с автофокусной оптикой не только в процессе, но и в подходе. Вы заметите, что используете значительно больше ракурсов и композиционных решений из-за того, что действия не могут быть выведены на автоматику, а каждый шаг нужно обдумать. Работы для получения кадра делается значительно больше, а это значит, что вы многому научитесь в непривычных для себя условиях. Многие мои знакомые специально переводят свои объективы на режим ручной фокусировки, или намеренно снимают в черно-белом. И после таких этапов намеренного ограничения их фотографии неизменно выходили на качественно новый уровень.

    Из-за того, что оптика, выпущенная десять и более лет назад для байонетов Nikon F и Canon EF, превосходно работает и на новых камерах, на них традиционно высокий спрос и некоторые образцы достать проблематично. Вместо этого стоит обратить внимание на старую оптику для байонета M42. Эти объективы выпускаются с 1940 года и были весьма популярные в 80-е годы прошлого века. Но самое приятное – они производятся до сих пор, в частности, в России. Байонет M42 использовался такими линейками камер, как Зенит, Praktica, Pentax, а в числе производителей оптики были даже Carl Zeiss и Voigtlander.

    Байонет M42 отличается винтовой резьбой и характеризуется рабочим отрезком 45.5 мм. Исходя из описанного выше, вы можете с легкостью установить M42-объектив на камеру Canon, но его нельзя установить на фотоаппараты Nikon без проблем с фокусировкой. То есть установить объектив, конечно, можно, однако он позволит фокусироваться лишь на близких расстояниях. Скажем, снять объект, находящийся на расстоянии 10 метров от камеры, с хорошей резкостью будет невозможно. Есть вариант переходника с линзой, который позволяет фокусироваться на бесконечности, но дополнительная линза снижает разрешающую способность объектива и уменьшает светосилу.

    Оптика M42 с резьбой не может устанавливаться на защелкивающиеся байонеты современных зеркальных фотоаппаратов – без адаптера не обойтись. Адаптерные кольца также достаточно дешевы и их можно найти в продаже на Amazon.com и многих других интернет-магазинах.

    Если вы желаете использовать оптику, сконструированную под рабочий отрезок короче, чем на вашем фотоаппарате, простое металлическое кольцо-адаптер не даст желаемого результата. Если вы проигнорируете этот аспект и установите объектив – получите тандем, который не сможет фокусироваться на дальние дистанции и на бесконечность.

    Переходное кольцо для объективов Nikon

    В конструкции переходного кольца есть корректирующая линза

    Установленный адаптер M42-Nikon А на зеркальной камере Nikon

    Мануальная оптика на байонете Nikon F камеры Fujifilm S5 Pro

    Объективы M42 достаточно часто можно встретить в продаже, на eBay и даже на блошиных рынках. А некоторые Tilt/Shift объективы можно встретить по смехотворной цене, если сравнивать со стоимостью таких моделей от Canon. Например, новый объектив Zenitar-M 2,8/16 стоит около 5-6 тысяч рублей, что в разы дешевле аналогов Canon EF.

    Как снимать с ручной оптикой?

    Объектив, установленный через адаптер, может работать только в полностью ручном режиме, автофокус и автоэкспозиция в данном случае недоступны. Все потому, что переходное кольцо по-просту не снабжено электронным контактами для связи с камерой, а в объективе нет соответствующей начинки – фотоаппарат не сможет контролировать диафрагму и не догадывается, в фокусе ли сейчас изображение. Поэтому для получения правильных фотографий придется прибегнуть к технике SDM (Stop-Down Metering).

    1. Переключите камеру в режим M. Если такого режима в вашем фотоаппарате нет, то мы приносим вам соболезнования за сломанную компактную камеру. Разрешите в настройках фотоаппарата снимать без объектива.
    2. Смотрите через видоискатель в процессе изменения диафрагмы. Вы заметите, что изображение будет становиться или ярче, или светлее, также вы заметите изменение глубины резкости – особенно это заметно при портретной съемке.
    3. Выберите ISO, подходящее для вашей сцены. ISO 100 – для съемки на солнце, не меньше 800 при съемке в помещении.
    4. Выставите выдержку, подходящую для вашего случая, чтобы избежать смазывания картинки. 1/60 с или 1/50 с – этого вполне достаточно для начала. Со штативом можно и больше.
    5. Как только ваш объект в фокусе, нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы заработал экспонометр и оценил освещенность сцены. Если он показывает, что света достаточно – можете снимать. Если много или мало – примите соответствующие меры.
    6. Оцените полученную картинку и скорректируйте настройки камеры. Съемка в RAW позволит вытаскивать детали в пересвеченных или недоэкспонированных кадрах.

    После некоторого использования данной техники, вы сможете фокусироваться на разных диафрагмах и сможете выставлять необходимые настройки не задумываясь.

    Немаловажный аспект ручной фокусировки – ее удобство. И тут нам нужно будет разобраться с таким понятием, как фокусировочный экран. Это небольшая пластинка из прозрачного пластика с нанесенными концентрическими кругами и прочей разметкой. Входящий в комплект поставки экран рассчитан для удобства работы системы фазовой автофокусировки вашей камеры.

    Фокусировочный экран

    Фокусировочный экран держится защелкой перед пентапризмой

    Старая неавтофокусная оптика значительно лучше приспособлена для ручной работы – это сразу замечаешь, покрутив какой-нибудь мануальный объектив в цельнометаллическом корпусе – плавный и при этом точный контроль фокусировки, не в пример хлипким пластмассовым кольцам на китовых объективах.

    Конечно, вы без труда заметите промах в резкости, но в остальном, фокусироваться вручную будет не так удобно, как традиционным способом или в режиме Live View. Поэтому, если вы предпочитаете работать через оптический видоискатель, можно заменить стандартный фокусировочный экран на специально предназначенный для ручного наведения на резкость. Изображение в видоискателе будет лучше приспособлено для контроля резкости вручную, зона резкости станет более отчетливой. Кроме того, в продаже можно найти специальные экранчики для пейзажной съемки с нанесенными композиционными линиями.

    Современная камера со сменной оптикой имеет в себе сложнейшие компоненты, которые обеспечивают работу систем стабилизации, замера экспозиции, фокусировки и обработки сигнала. Для полноценной работы ей необходима связь с объективом, чтобы брать из него информацию о съемке – диафрагме, выдержке, фокусном расстоянии. Другие характеристики также хранятся объективом – даже фокусное расстояние и состояние корпуса.

    Начиная с 1987 года, с представлением объективов Canon EF с полностью электронной связью с камерой, объективы с процессорами постепенно отвоевывали место под солнцем у ручной оптики. Но тут возникает еще одна проблема – даже используя хороший объектив, фокусировочный экран и технику съемки, при малейшем изменении условий освещения вам заново придется выставлять значения выдержки, вручную изменять диафрагму на объективе или менять ISO.

    Фотолюбители-энтузиасты решили эту проблему, создав так называемый «одуванчик». Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции вашей зеркальной камеры.

    Чип имитирует команды для полноценной работы фотоаппарата, а тушка «думает», что на нее установили родной объектив. Работает подтверждение фокусировки, автоэкспозиция и так далее, но фокусировка остается ручной. «Одуванчики» выпускают для зеркальных фотоаппаратов Canon EOS, Nikon, Olympus, фотоаппаратов Micro Four Thirds, зачастую в комплекте с переходным кольцом и полностью готовыми к работе.

    Сегодня приобрел себе адаптер, а в простонародье "переходник" для установки на Nikon D5100 объектива Helios - 44м 258 от фотоаппарата Зенит.

    Скажу сразу, был разочарован. Ожидал немного большего от данного симбиоза Никона и Helios. Установка на фотоаппарат не заняла много времени (менее 1 минуты). Первый снимок ввел в недоумение, выбранный объект съемки был не в фокусе - фокусировку производил через окошко видео искателя, последующие снимки также были расфокусированными. Но так как на снимке были участки с четкими предметами позади объекта съемки, то сделал коррекцию фокусировки на глаз (объект съемки в видоискателе был расфокусирован), на получившемся снимке был получен желаемый результат. Попробовал произвести наводку на резкость в режиме "лайв виев", результат был отличный, что еще больше ввело меня в недоумение, постарался сделать коррекцию диоптрий видоискателя, 100% результата получено не было. То есть настроить резкость через видоискатель так и не получилось (решение данной проблемы было найдено в момент написания данного абзаца, но об этом дальше). Затем приступил к фотосъемке с включенным режимом Live View (так хоть как-то удавалось поймать резкость), дальше стало ясно, что навести резкость достаточно проблематично, но все таки возможно. Следующим шагом стала проблема "замыленных" снимков, увидеть "лезвийную" четкость даже на сфокусированных участках снимков сделанных в помещении так и не удалось, хотя в общем портреты получались приятными и "мягкими". Но скажу, что в итоге я оказался доволен и сделал для себя вывод, что к данному симбиозу нужно просто привыкнуть, определить для себя то, что данный объектив может и чего не может. Скажу больше, с этими проблемами я отправился к своему давнишнему другу Андрею, такому-же фотографу любителю как и я, но с большим опытом не только в плане ведения фотосъемки, но и применению различных "ноу-хау" домашнего мастера по адаптации различной "савдеповской" утвари к современной фототехнике (кому интересно может посетить его сайт). Были предположения, что имеющийся у меня в наличии объектив "глючный". Провели эксперимент установив мой объектив на его Кенон на котором Helios - 44м зарекомендовал себя достаточно неплохо. В результате вердикт был вынесен - объектив отличный, что доказывали сделанные снимки его Кеноном с его адаптером. Затем были попытки «разобраться» с моим адаптером, для начала была извлечена корректирующая линза, которая якобы позволяет фокусироватся на бесконечность, результат - «лучше бы не доставали», зона фокуса с дистанции не более 1 метра, настройка фокуса почти невозможна. После этого линзу вернули назад, но «шиворот на выворот», как не странно но результат был лучше, чем с линзой в ее исходном положении. Так и решили оставить. На улице, при очень ярком солнце, результат был намного лучше, но не идеален. Теперь моей задачей является «привыкание» к Helios 44м и Nikon, надеюсь я найду с ними общий язык. Также Андрей отдал мне на тестирование объектив МС МИР - 24Н, с байонетом от Никона (буква Н в составе маркировки именно об этом и свидетельствует), установка объектива МС МИР - 24Н на Никон не требует никаких дополнительных адаптеров. О объектив МС МИР - 24Н, расскажу в следующем блоге, а пока вернемся к объективу Helios - 44м 258

    Попробую по подробнее рассказать об установке "совковых" объективов на кропнутые Никоны, в моем случае на D5100. 1. Для установки объектива Helios - 44м 258 на Nikon потребуется переходник (адаптер) на объективы с 42 резьбой. Адаптеры бывают нескольких типов, обычные, с корректирующей линзой, с чипом «одуванчик» . Наличие корректирующей линзы позволяет объективу фокусироваться на бесконечность, при отсутствии такой линзы объектив теряет такую возможность. Чип «одуванчик» позволяет «обдурить» камеру, которая будет считать, что на фотокамере установлен «нормальный» чипованный объектив. Зачем это надо? - С наличием подобного «прибомбаса» появится возможность использования экспонометра камеры, а также перейти от режима «М» в режим «А» (Aperture) с приоритетом пользовательской диафрагмы. 2. После установки объектива с переходником на камеру, возможность съемки будет только в ручном режиме «М». 3. Возникнут проблемы при использовании вспышки, по умолчанию она находится в режиме управления TTL. Для устранения данной проблемы необходимо исправить настройки фотоаппарата в меню пользовательских настроек, установить вспышку в ручной режим и установить мощность фотовспышки. 4. Приступая к съемке, вы почувствуете себя обладателем старой доброй пленочной камеры, но с возможностью увидеть относительный результат на экране, а не после проявки фотопленки и печати снимков. Да, все придется делать в ручную, никакого автофокуса, автодиафрагмы и других прелестей современной фототехники. Наведение на фокус в ручную, доверяя своим глазам и индикатору (зеленый кружок в видоискателе, когда камера обнаружит объект фокусировки, используйте его как вспомогательный инструмент). С отображением диафрагмы F—вам тоже придется свыкнутся. На режимах отличных от «М», камера будет «ругаться» на отсутствие объектива - «объектив не присоединен» P.S. - В моем случае при установке объектива Helios - 44м 258 возникла проблема с резкостью в видоискателе, ее удалось решить установив прокладку изготовленную из пластиковой бутылки и вставленную между объективом и адаптером. Возможно придется поэкспериментировать с толщиной прокладки, а возможно вам повезет с адаптером и таких проблем попросту не возникнет. О дальнейшем использовании объектива Helios - 44м 258 будет описано в моих следующих блогах. предварительный результат

    Вы хотите иметь резкий, светосильный и качественно сделанный объектив? Конечно же, хотите. Все фотографы хотят. Думаете, вы не можете позволить себе такой объектив? Тогда, наверное, вы смотрите не в том направлении.

    Для многих фотографов ознакомление с линейкой последних высококачественных объективов ведущих производителей часто становится немного удручающим. Стоимость объективов высокого класса может легко достигать нескольких тысяч долларов. Но что, если я скажу вам, что вы могли бы стать обладателем отличных объективов, без необходимости «ограбления банка»?

    Недавно я узнал о методе модернизации старых пленочных объективов для возможности их работы с современными цифровыми фотокамерами. Возможно, плохая новость заключается в том, что в основном все они являются премьер-объективами с ручной фокусировкой, так что автофокус и экспозамер вашей фотокамеры не будет работать с такими объективами (с одним исключением, о котором мы поговорим чуть позже). А хорошая новость состоит в том, что большинство из этих объективов имеют очень прочную конструкцию (как «фотографические танки») и обладают чрезвычайно качественной оптикой. Эти объективы также легкодоступны и позволительны для бюджета большинства фотографов.

    Так как же это делается? Как заставить объектив возрастом в двадцать, тридцать или даже сорок лет работать с продвинутыми тушками современных цифровых фотокамер? Верите или нет, но ответ обманчиво прост. Практически для каждой комбинации объектива и фотокамеры существует адаптер, который позволит вам использовать любой объектив с любым фотоаппаратом – независимо от производителя. Вот пример.

    У меня есть старый аналоговый фотоаппарат Nikon F3, который я получил от своего отца вместе с парой объективов: Nikkor 85mm F/1.4 и Nikkor 50mm F/1.8.

    Весь этот комплект был предан забвению, и хранился в фотосумке на полке шкафа в течение многих лет. Однажды я наткнулся на какую-то информацию о том, как некоторые фотографы используют старые накручивающиеся объективы M42 Zeiss с помощью переходных колец на своих цифровых зеркальных фотоаппаратах, получая фотоснимки превосходного качества.

    Это заставило меня задуматься – если кто-то смог найти адаптеры для старых объективов М42 Zeiss, то возможно существуют производители, которые также выпускают аналогичные адаптеры для других типов объективов? Почти мгновенно из дальнего уголка моей памяти в голове возник мой старый, хранящийся в шкафу фотоаппарат Nikon. Мя основная фотокамера для съемки – это тушка Canon 7D. Возможно, я смогу использовать вместе с ней те, тридцатилетней давности, объективы Nikkor? Вы не поверите, но ответ был да! Все, что мне для этого было нужно – это два скромных алюминиевых переходных кольца, которые я приобрел в интернет магазине eBay по цене около $ 12 долларов за штуку.

    Одна сторона кольца соответствует креплению старого объектива Nikkor.

    Другая сторона подходит для соединения с тушкой фотокамеры Canon.

    Весь процесс очень прост; адаптер просто фиксируется (поворотом) на объективе.

    Объектив Nikkor без адаптера.

    Тот же объектив с адаптером для подключения к фотокамере Canon.

    Следующий момент – это подсоединение «адаптированного» объектива к фотокамере.

    Просто совместите индикаторную точку адаптерного кольца с монтажной точкой на корпусе фотоаппарата.

    Вот так должен выглядеть конечный результат ваших стараний.

    Для того чтобы снять адаптер, а соответственно и объектив с фотокамеры, достаточно нажать маленькую пружинную защелку (большинство брендов снабжены именно таким атрибутом демонтажа).

    Как я уже упоминал ранее, старые объективы, это объективы с исключительно ручными настройками. Из чего следует, что вам придется выставлять диафрагму вручную, также как и фокусировать объектив.

    Лично мне очень нравиться преднамеренность таких действий. Вы должны думать о композиции будущего снимка включая в работу гораздо больше творческого воображения. И к тому же сможете получить результаты последствий корректировки диафрагмы в буквальном смысле «из первых рук».

    Впечатляющий вид лепестков диафрагмы этого прекрасного объектива (Nikkor 85mm).

    Не стоит огорчаться необходимостью ручных настроек этих объективов. Исключение в отношении переходных колец, о котором я упоминал выше, заключается в том, что некоторые из них в настоящее время производятся со встроенным в адаптер чипом, индицирующим фокусировку. И хотя этот чип не позволяет использовать автофокус фотокамеры, он дает возможность передачи сигнала в фотоаппарат, после фокусировки на выбранном объекте съемки. Но это уже полностью личные предпочтения. Я, например, выбрал адаптеров без чипа индикации автофокуса, так как с ручными настройками я чувствую себя более комфортно. Опять же, это моя субъективная позиция.

    Nikon и Canon – это две системы фотооборудования и оптики, которые прекрасно зарекомендовали себя уже за много десятилетий. Говорить о плюсах одного бренда перед другим довольно глупо. И Nikon, и Canon производят великолепные камеры и объективы, вкладывая значительные ресурсы в их разработку. Различия между двумя брендами заключаются лишь в особенностях управления, интерфейсе и логике меню, то есть в тех моментах, которые являются объектом сугубо личных предпочтений для любого фотографа. Если фотографу комфортно работать с одной системой, то он обычно использует ее по максимуму, приобретая для нее самые разные объективы. Благо обе японские компании предлагают огромный ассортимент оптики, что называется на все случаи жизни. Впрочем, бывает так, что фотографу хочется использовать объективы одной системы на камерах другой. Сегодня мы поговорим о том, можно ли использовать объективы Nikkor (Nikon) на зеркальных фотоаппаратах Canon.

    Сразу ответим на этот вопрос – да, можно устанавливать объективы Nikkor на зеркалки Canon. Для этого Вам всего на всего потребуется переходник. Но для начала немного углубимся в тему. Что касается создания оптики, то между компаниями Canon и Nikon есть существенное отличие. Дело в том, что байонет Nikon F практически не изменился с 60-х годов прошлого столетия, поэтому современные зеркалки этой фирмы позволяют устанавливать совместимую старую оптику вплоть до самых первых линз Nikkor. Это, конечно, очень похвальное отношение к своему историческому наследию, однако за это компании пришлось заплатить определенную цену. В 1986 году для того, чтобы сохранить старую систему, японская фирма прибегла к использованию довольно неуклюжего механического привода автофокуса, который проигрывал по быстроте электронному автофокусу Canon, появившемуся годом спустя. В руководстве Canon решили создать полностью новый байонет EF, отказавшись от старого, с более прогрессивной автофокусной системой, в которой мотор фокусировки располагался непосредственно в объективе. В результате такого маневра компания Canon получила преимущество. Nikon немного утратила свои позиции, и ей пришлось спешно догонять. В настоящее время объективы Nikon также располагают встроенным фокусировочным мотором.

    Если сравнивать две системы (Nikon F и Сanon EF), то нетрудно заметить, что рабочий отрезок у Canon меньше, чем у зеркалок Nikon. Соответственно, объективы Nikkor вполне можно установить на любую камеру Canon посредством специального адаптера. Это касается и современных объективов G-типа. Самое важное, что при использовании адаптера Nikon — Canon сохраняется возможность наведения на резкость на бесконечности. Правда, сразу нужно отметить, что современный рынок фото аксессуаров предлагаем нам огромное разнообразие таких переходников. Выбирая переходник, в первую очередь, убедитесь в том, что он полностью совместим с Вашей моделью камеры Canon и соответствующей оптикой Nikkor. Также обратите внимание на то, чтобы он был изготовлен из качественных материалов – переходник должен быть надежным и прочным, чтобы риск падения оптики по причине слабой фиксации был сведен к минимуму.

    Вкратце можно выделить следующие виды адаптеров Nikon – Canon:

    — Дешевые устройства, гарантирующие простой механический переход. Это эконом вариант, стоящий обычно в пределах 7 – 15 долларов.

    — Переходники с механическим управлением диафрагмой. Они снабжены кольцом, позволяющим плавно изменять значение диафрагмы. Этот вариант предназначен, в первую очередь, для использования с объективами G-типа, которые не имеют механической регулировки диафрагмы. Стоимость подобных устройств выше обычной.

    — Адаптеры с чипом подтверждения фокусировки. Адаптер с чипом позволяет автоматически подтверждать фокусировку при использовании неродной оптики. Вы можете крутить ручной автофокус на линзе, наполовину зажимая кнопку спуска. При достижении дистанции фокусировки загорится предупреждающая лампочка. Стоимость таких переходников еще выше.

    — Наконец самыми дорогими являются переходники с чипом подтверждения и механическим управлением диафрагмой. Это идеальный вариант, если Вы хотите прикрепить к байонету EF современный объектив Nikkor G-серии. Благодаря такому переходнику Вы сможете настроить значение диафрагмы вручную и установить нужную дистанцию фокусировки, либо настроить компенсацию фокуса.

    Итак, как мы уже отметили, объективы Nikkor можно легко применять на зеркалках Canon, главное только выбрать подходящий адаптер. Наведение на резкость на бесконечность сохраняется, но при этом утрачивается возможность работы с автофокусом, а при использовании некоторых объективов или переходников определенного типа теряется и управление диафрагмой. Лучший вариант – это если в Вашем распоряжении имеется оптика Nikkor не G-типа. Это преимущественно старая оптика, которая снабжена кольцом управления диафрагмой, что позволяет спокойно использовать ее на зеркальных фотоаппаратах Canon. В данном случае наведение на резкость осуществляется вручную посредством вращения кольца на объективе.

    А вот при установке современных объективов Nikkor G-типа, не имеющих кольца управления диафрагмой, в принципе, Вы лишаетесь возможности изменять диафрагму — она окажется максимально закрытой. Поэтому тут Вам понадобится более дорогой адаптер с механическим управлением диафрагмой и (желательно) чипом подтверждения фокусировки. Впрочем, можно применять и обычный, дешевый переходник, и фотографировать всегда на открытой диафрагме. Вам потребуется блокировать рычаг передачи значения диафрагмы в открытом положении, воспользовавшись кусочком картона или любыми другими подручными средствами. Таким образом, в этом случае при использовании объектива G-типа Вы сможете снимать только при максимальной/минимальной диафрагме.

    Когда вообще у Вас может возникнуть необходимость в установке объектива Nikkor на зеркальную камеру Canon? На самом деле варианты могут быть самые разные. Наиболее очевидный – если Вы по каким-то причинам перешли с системы Nikon на Canon, но в Вашем распоряжении остались объективы Nikkor, которые Вы хотите использовать на своей новой зеркалке. Другой вариант – Вам просто понравился какой-то из объективов Nikkor, благо в линейке японской компании полно качественной, интересной оптики, и Вы планируете продолжать использовать его уже на новой зеркалке Canon. Наконец, кому-то просто повезло, и он фотографирует камерами обоих производителей. Соответственно, появляется возможность использовать оптику Nikkor на системе Canon, ведь покупать аналогичный по своим характеристикам объектив Canon – лишняя трата денег.