• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Слайд 2

    Линейным алгоритм – это алгоритм, в котором действия выполняются последовательно одно за другим.

    • конец
    • К результату прибавить 10
    • Из полученной суммы вычесть 40
    • начало
    • Сложить числа 50 и 10
    • Составить алгоритмы и блок - схемы:
    • Открыть входную дверь.
    • Приготовить бутерброд с колбасой.
    • Вскипятить чайник.
  • Слайд 3

    • Сюда пойдешь – клад найдешь
    • Сюда пойдешь – жену найдешь
    • Сюда пойдешь – мегабайт найдешь

    Разветвляющийся алгоритм

    Слайд 4

    Сюжет русской сказки

    Иван Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам пропадешь...»

    Слайд 5

    Разветвляющийся алгоритм– это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

    • домой
  • Слайд 6

    Схема разветвляющего алгоритма выглядит так: «если, то…, иначе…» - это полная форма.

    Вспомните кота из сказки А. С. Пушкина: «Идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит».

    Слайд 7

    Полная форма ветвления

    • ДЕЙСТВИЕ 1
    • ДЕЙСТВИЕ 2
    • УСЛОВИЕ

    Если <условие>, то <действие 1>, иначе <действие 2>

    Слайд 8

    Если действия пропускаются, то схема:«если, то…» - это неполная форма.

    Пример: если бензин в автомобиле на исходе, то водитель заезжает на ближайшую автозаправочную станцию.

    Слайд 9

    Неполная форма ветвления

    • УСЛОВИЕ
    • ДЕЙСТВИЕ 1
    • Если <условие>, то <действие >
  • Слайд 10

    Условие- это выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее з

    начение «истина» или «ложь».

    • Пример:

    Если закат красный, то жди ветреной погоды.

    условие 0 или 1

    Слайд 11

    Составим алгоритм и блок – схемы для разветвляющегося алгоритма:

    • Задача №1. «Песенка»
    • Задача №2. Правописание приставок, оканчивающихся на буквы «з», «с».
    • Задача №3. Проверить, исправна лампочка или нет.
    • Задача №4. АЗС
    • Задача №5. Телефон
    • Задача №6. Кино
    • Задачи
  • Слайд 12

    Кабы не было зимы

    В городах и селах,

    Никогда б не знали мы

    Этих дней веселых!

    Не кружила б малышня

    Возле снежной бабы,

    Не петляла бы лыжня,

    Кабы, кабы, кабы…

    Составьте блок-схему к этой песенке

    Задача №1.

    Слайд 13

    Первый блок – это всегда НАЧАЛО

    Стрелки показывают направление перехода

    Города, села

    Есть зима?

    Города и села – это исходные данные!

    Проверяем - там есть зима?

    Если ДА, то:

    НЕ знать нам веселья!

    В любом случае – КОНЕЦ!

    Мы знаем веселые дни (это результат!),

    Малышня кружит возле снежной бабы,

    Лыжня петляет;

    иначе (стрелка НЕТ)…

    Малышня НЕ кружит возле снежной бабы,

    Лыжня НЕ петляет;

    Дни - веселые!

    Дни - НЕвеселые...

    Слайд 14

    Составим алгоритм правописания приставок, оканчивающихся на буквы «з», «с».

    Алг Правописание

    1.Выделяем корень слова.

    2. Если корень начинается со звонкой перейти к пункту 3, в противном случае к пункту 4

    3. В приставке пишем «з». Перейти к пункту 5

    4. В приставке пишем «с».

    5. Записать слово

    Например:

    • Разговор (пишем «з»)
    • Рассказ (пишем «с»)
    • Ответ

    Задача №2.

    Слайд 15

    «Проверить исправна ли лампочка или нет»

    • Начало
    • Конец
    • Она не исправна
    • Вывернуть лампочку из патрона
    • Завернуть лампочку в патрон
    • Она исправна
    • Лампочка горит?
    • Ответ

    Задача №3.

    Слайд 16

    Мы едем к АЗС по дороге, мы должны проехать участок, который ремонтировался и вам неизвестно, закончился ли ремонт или нет. Если ремонт закончился, то проехать 5 км по отремонтированной дороге. Если нет ехать в объезд 10 км.

    • Начало
    • Уменьшить скорость
    • Если ремонт участка
    • Проехать по отремонтированному шоссе 5 км
    • Проехать 10 км в объезд
    • Остановиться у АЗС
    • Ответ

    Задача №4.

    Слайд 17

    Однажды школьник решил из своего дома позвонить приятелю

    Подойти к телефону.

    • Снять трубку.
    • Набрать номер.
    • Ждем ответ.
    • Если знакомый ответит, то:
    • Сказать: «Здравствуй!»
    • Сообщить последние новости.
    • Узнать, что нового и как жизнь.
    • Сказать: «До свидания!» (см. №11,12)
    • Если незнакомый, то
    • Положить трубку.
    • Отойти от телефона.

    Задача №5.

    Слайд 18

    • Начало
    • Подойти к телефону
    • Снять трубку
    • Набрать номер
    • Ждем ответ
    • Сообщить последние новости
    • Сказать: «Здравствуй!»
    • Сказать: «До свидания!»
    • Узнать что нового и как жизнь телефону
    • Положить трубку
    • Отойти от телефона
  • Слайд 19

    • Вы собрались в кино на сеанс 12.00. Подойти к кассе.
    • Если билеты на сеанс 12.00 имеются, то купить. Если нет, то отойти от кассы.
    • Подойти к кассе
    • Если билеты?
    • Протянуть кассиру деньги
    • Конец
    • Начало
    • Получить билеты
    • Назвать сеанс и количество билетов
    • Отойти от кассы

    Задача №6.

    Слайд 20

    Домашнее задание

    Построить блок-схему для разветвляющегося алгоритма:

    1. «Если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой».

    2. Если гриб съедобный, то положить его в котелок для варки, иначе - выбросить в костер.

    Слайд 21

    Составим алгоритм и блок – схему:«Робот обучен красить забор. Он последовательно закрашивает

    доску за доской».

    Алгоритм:1. Покрасить доску.2. Переместиться к следующей доске.3. Перейти к действию 1.

    • Начало
    • Покрасить доску
    • Переместиться к следующей доске

    Задача № 1

    Слайд 22

    Составим алгоритм блок – схему: «Робот обучен красить забор. Он последовательно закрашивает

    доску за доской».

    Алгоритм:

    • Покрасить доску.
    • Если есть еще доска, переместиться к следующей т.е. перейти к действию 1.
    • Если доски закончились, завершить работу.
    • Начало
    • Покрасить доску
    • Перейти к следующей доске
    • Доски остались
    • Конец

    Задача № 2

    Слайд 23

    • бег, ходьба, танец, зарядка;
    • каждый год наступает весна, лето, зима, осень.

    Циклический алгоритм– это алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий.

    Слайд 24

    Циклические алгоритмические конструкции бывают двух типов:

    • Циклы со счетчиком
    • Циклы с условием
  • Слайд 25

    Цикл с условием, в которых тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется условие.

    • тело цикла
    • условие
  • Слайд 26

    • тело цикла

    Цикл со счетчиком, в которых тело цикла выполняется определенное количество раз.

    • счетчик
  • Слайд 27

    1.определенные - с заранее известным числом повторений.

    2. неопределенные - число повторений заранее неизвестно

    Циклы бывают:

    Слайд 28

    Алгоритм, который содержит команду повторения, называют алгоритмом с повторением.

    Если в алгоритме одну и туже команду приходится записывать несколько раз, то для сокращения алгоритма используется специальная команда повторения.

    Задача № 3

    Слайд 29

    • Начало
    • Конец
    • Налить кружку воды
    • Ведро неполное?

    Алгоритм с повторением

    Наполнить литровой кружкой ведро.

    Алгоритм:

    1.Пока ведро неполное, повторять команду 2. В противном случае пропустить команду 2 и завершить работу.

    2. Налить в ведро кружку воды.

    Задача № 3

    Слайд 30

    Перевода из десятичной с/с в двоичную с/с.

    Выполоть сорняки в огороде.

    • «Пирожок». Мальчик шел по улице проголодался и решил купить один пирожок. Съев, его он понял, что голоден и купил еще один пирожок и т.д. пока не наелся.
    • «Перевод». Перевести текст с анг.языка на русский.
    • «Помыть посуду». Мама сказала помыть посуду, но перед этим надо вымыть раковину.
    • «Покрасить комнату». Мама сказала покрасить комнату краской.
    • «Препятствие».Человек идет по темной улице, если нет препятствия, то шаг вперед. Если препятствие то остановится.

    Практические задания:

    Составим алгоритм и блок – схему.

    Слайд 31

    Перевод из десятичной с/с в двоичную с/с.

    Алгоритм:

    1. Записать двузначное число.
    2. Разделить исходное число на 2 и записать частное.
    3. Разделить частное на 2.
    4. Сравнить получившееся новое частное с числом 2.
    5. Если частное оказалось больше 2, перейти к шагу 3. Если частное равно 1, то прекратить деление.
    6. Записать получившийся двоичный код.
    • Сравнить новое частное с числом 2
    • Записать результат
    • Если частное больше 2
    • Конец
    • Разделить частное на 2
    • Разделить число на 2 и запомнить частное
    • Ввести двузначное число

    Задача № 4

    Слайд 32

    «Выполоть сорняки в огороде»

    Алгоритм:

    1.Вырвать один сорняк.

    2. Если есть ещё 1 сорняк вернуться к действию 1.

    3. Нет сорняков закончить работу.

    • Начало
    • Вырвать один сорняк
    • Если сорняк?
    • Конец

    Задача № 5

    Слайд 33

    Пример:

    Вычислить выражение a*5+b/4. Сначала надо выполнить действия умножения и деления, а потом сложить результаты.

    Тогда алгоритм будет иметь вид:

    • Ввести число, соответствующее переменной а.
    • Выполнить умножение чисел -а*5 и записать произведение.
    • Ввести число, соответствующее переменной b.
    • Выполнить деление чисел - b/4 и записать частное.
    • Выполнить сложение полученных на шаге 2 произведения и на шаге 4 частного.
  • Слайд 34

    Вспомогательный алгоритм– это алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах,

    • Конец
    • Он спелый
    • Достать арбуз из воды
    • Бросить арбуз в воду
    • Он не спелый
    • Арбуз всплыл?
    • Начало

    Проверено 100 арбузов?

    Посмотреть все слайды






    Линейный алгоритм Простейшие задачи имеют линейный алгоритм решения (имеют структуру "следование"). Алгоритм линейной структуры представляет собой последовательность действий и не содержит каких-либо условий Таким образом, в таких алгоритмах все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.




    Циклические алгоритмы Цикл – это многократное повторение действий. Циклические алгоритмы С пост условием - В этом цикле с начало проверяется условие, затем происходит действие С пред условием – Здесь в начале происходит действие,далее проверяетс я условие условием








    Линейный алгоритм Program pokupka; Uses crt; Var a, b, d, den: real; ostatok: real; begin clrscr; write ("введите стоимость перчаток, портфеля и галстука "); readln (a, b, d); write ("введите количество имеющихся у вас денег "); readln (den); oststok:= den – a – b – c; writeln ("после покупки у вас останется ", ostatok:5:2, "руб. "); readln; end.


    Y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" title="Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" class="link_thumb"> 11 Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим y} End. y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим"> y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим y} End."> y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" title="Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим">
    y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим" title="Разветвляющийся алгоритм Program (имя); Var x, y: integer; {вводимые числа} Begin writeln("Введите 2 числа "); {вводим два целых числа через пробел} readln(x,y); if x>y then writeln (x) {если х больше y, то выводим х} else writeln (y) {иначе выводим">


    • Алгоритмы могут описывать процессы преобразования самых разных объектов. Само слово «алгоритм» происходит от «algorithmi» - латинской формы написания имени выдающегося математика IX века аль-Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических операций.
    • Алгоритм - набор команд, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий.

    Свойства алгоритмов:

    1. Дискретность - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение некоторых простых шагов. При этом для выполнения каждого шага алгоритма требуется конечный отрезок времени , то есть преобразование исходных данных в результат осуществляется во времени дискретно.

    2. Детерминированность (определённость). В каждый момент времени следующий шаг работы однозначно определяется состоянием системы. Таким образом, алгоритм выдаёт один и тот же результат (ответ) для одних и тех же исходных данных.


    3. Понятность - алгоритм должен включать только те команды, которые доступны исполнителю и входят в его систему команд.

    4. Завершаемость (конечность) - при корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов.

    5. Массовость (универсальность). Алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных.

    6. Результативность - завершение алгоритма определёнными результатами.


    Способы записи алгоритмов:

    1. Словесный способ записи

    Словесный способ записи алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. Алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке .

    Пример

    В качестве примера словесного способа записи алгоритма рассмотрим алгоритм нахождения площади прямоугольника

    где S – площадь прямоугольника; а, b – длины его сторон.

    Очевидно, что a, b должны быть заданы заранее, иначе задачу решить невозможно.


    Способы записи алгоритмов

    Словесный способ записи алгоритма выглядит так:

    • Начало алгоритма.
    • Задать численное значение стороны a.
    • Задать численное значение стороны b.
    • Вычислить площадь S прямоугольника по формуле S=a*b.
    • Вывести результат вычислений.
    • Конец алгоритма.

    Способы записи алгоритмов

    2. Графический способ

    При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

    Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура, представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. Далее приведены наиболее часто употребляемые символы.


    Способы записи алгоритмов

    Элемент блок-схемы

    Наименование

    Блок вычислений (вычислительный блок)

    Вычислительные действия или последовательность действий

    Логический блок (блок условия)

    Блок ввода-вывода данных

    Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторого условия

    Общее обозначения ввода (вывода) данных (вне зависимости от физического носителя)

    Начало (конец)

    Начало или конец алгоритма, вход или выход в подпрограмме


    Способы записи алгоритмов

    Элемент блок-схемы

    Наименование

    Процесс пользователя (подпрограмма)

    Вычисление по стандартной программе или подпрограмме

    Блок модификации

    Функция выполняет действия, изменяющие пункты (например, заголовок цикла) алгоритма

    Соединитель

    Указание связи прерванными линиями между потоками информации


    Способы записи алгоритмов

    Пример

    Алгоритм вычисления площади прямоугольника


    Способы записи алгоритмов

    3. Псевдокоды

    полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.

    Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций.


    Способы записи алгоритмов

    Пример

    • Начало. Перейти к пункту 2.
    • Ввод чисел a и b. Перейти к пункту 3.
    • Вычислить S=a*b. Перейти к пункту 4.
    • Вывод S. Перейти к пункту 5.
    • Конец.

    Способы записи алгоритмов

    4. Программный способ

    Запись алгоритма на выбранном языке программирования.

    Пример

    Writeln (‘’);

    Writeln (‘S=‘ , S);


    Виды алгоритмов

    1. Линейный алгоритм

    Это алгоритм, в котором есть только структура следование.

    Следование – это расположение действий друг за другом.


    Виды алгоритмов

    2. Разветвляющийся алгоритм (если … то… иначе…)

    Это алгоритм, в котором есть структура ветвление.

    Ветвление – это выбор действия в зависимости от выполнения какого-нибудь условия.


    Виды алгоритмов

    3. Циклический алгоритм

    это алгоритм, в котором есть структура цикл.

    Цикл – это неоднократное повторение каких-либо действий.


    Виды алгоритмов

    4. Комбинированный алгоритм

    Алгоритм, в котором содержится несколько структур одновременно.