• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми . Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Поэтому никого не приходится убеждать в важности и необходимости использования в учебной и внеурочной деятельности метода проектов.

    Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы .

    Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие ученые, уже по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в самой разной исследовательской работе. Их влечет жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину .

    УМК «Начальная школа 21 века» располагает возможностями для создания проектов.

    Целью проектной деятельности является успешность. Известно, что невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности, способствует развитию комплексов. Проектная же деятельность позволяет обрести ощущение своей значимости, независящее от успеваемости.

    Проект включает в себя следующие составляющие: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может его создать. Как же быть?

    Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи свое предположение, мнение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.)

    В период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника. В результате рождается коллективный монопроект «Книга загадок». На уроке литературного слушания после знакомства с частью произведения дается задание в группах из 4 человек придумать свои версии окончания, проиллюстрировав их. В итоге появляются новые сказки, рассказы, модели обложки, формы книг.

    Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции. «Зачем нужны правила дорожного движения?», «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лед?», «Зачем каждому государству свои символы?». Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы.

    Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

    Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества.

    Дети получают задание принести на урок что-либо из леса, парка, сада. Это может быть ветка, цветок, камушек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции:

    1. «По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это»;

    2. «Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы».

    Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину, - главная цель этого урока.

    Через некоторое время на осенней экскурсии пытаемся увидеть эти предметы в природе. Обращаем внимание, что в парке, где можно найти эти предметы, много мусора: бутылки, старые вещи, фантики, пакеты, которые портят всю красоту природы, ее гармонию. Наводим порядок. Проводим наблюдения: что еще плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Рисуем рисунки, мечтаем: «Как было бы хорошо, если …», сочиняем и разыгрываем сценки: «Разговорились однажды старые, выброшенные человеком вещи…», делаем поделки из природного материала.

    Так постепенно мы входим в проблему – лучше создавать, чем разрушать. Ставим цель, намечаем примерный план действий. Во внимание берутся все предложения детей. Каждый из детей выполняет важную, интересную, значимую для него работу (делает эскизы цветников, планы благоустройства школьного парка, ищет необходимую информацию об использовании бросового материала в жизни, сочиняет, как изменить окружающий нас мир, подбирает загадки о труде людей или придумывает свои, ищет пословицы, поговорки и т. д.).

    В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают первоклассникам в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.

    Роль учителя же в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

    Презентация (защита) проекта, как правило, в 1 классе , осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, деловой игры с обязательным поощрением – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков.

    Очень важно, что первоклассники на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

    Таким образом, уже с 1 класса закладываются основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе.

    Использованная литература

    1. Базисный образовательный план первой ступени общего образования.

    12.09.07

    2. . Учебные проекты младших школьников. //

    журнал «Начальная школа», №9, 2005г.

    3. . Организация проектной деятельности в системе работы

    учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную

    деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006г

    4. Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией

    // «Вентана-Граф», 2004г

    5. . Работаем по методу проектов // Практика образования.

    2006. №4

    Разделы: Общепедагогические технологии

    Работая учителем начальных классов, меня всегда волновал низкий уровень сформированности исследовательских навыков, и отсутствие познавательного интереса у детей в нахождении ответов на, возникающие в процессе обучения, вопросы и проблемы. Изучив литературу по данному вопросу, я пришла к выводу, что наиболее интересным и продуктивным способом стимулирования и развития данных навыков является проектная деятельность.

    Так как я работаю в гимназической среде, но в общеобразовательных классах, то проектная деятельность моих учеников помогает развивать, реализовывать их потенциал. Возраст младших школьников благоприятен для того, чтобы максимально развить их задатки. Я попробовала создавать детские проекты в 4 классе начальной школы, опыт оказался весьма удачным, и я продолжила работу с детьми уже со 2, 3 -го класса.

    Моей целью в данной работе с детьми являлось развитие навыка поиска информации и развитие детско-родительских отношений. Поэтому я целенаправленно в учебное и внеурочное время развивала данные навыки. Потому, что вне урока поддерживать познавательный интерес гораздо важнее, чем узкопредметную направленность. Хотя в учебном процессе, как и в любом другом виде деятельности, можно всегда выявить проблему или явление, которые заинтересуют ребенка, при умелом направлении, создании условий, можно исследовать данную проблему и оформить детскую работу в научный проект. Важнейшим пунктом для успешного исследования является создание учителем, родителями условий, в которых каждый школьник может проявить себя, свои стремления, способности, таланты. Здесь, как говорится, все средства хороши. Особенно мне нравится то, что при создании детских работ привлекаются родители младших школьников, что очень ценно для развития детско-родительских отношений. Не секрет, что в настоящее время родители проводят в семье все меньше времени, они зачастую не умеют общаться со своими детьми. А школа, прежде всего, ратует за развитие ребенка как личности и за успешную работу триады: учитель-ученик-родитель. Именно при работе с проектом идет успешное развитие обратной связи, родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним учится открывать новые горизонты. Приятно видеть, как на школьных научно-практических конференциях поддержать детей приходят родители, бабушки, родственники. Такая направленность, несомненно, и в дальнейшем будет способствовать развитию и росту ребенка, как личности.

    Наиболее предпочитаемые мной методы работы с детьми при создании проектов такие, как: беседа (диалог), наблюдение, реализуются в процессе совместной деятельности, когда я помогаю, направляю, намечаю план работы совместно с родителями. Иногда родители сами могут организовать поэтапно работу детей, другим надо помочь. Современные условия поиска информации многогранны, начиная с газет, журналов, и заканчивая Интернет-ресурсами, что позволяет реализовать самые грандиозные идеи и проекты. Естественно, начиная работу с ребенком, необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности младших школьников. Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной или групповой. Работа выполняется в течение определённого (заданного) отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых, но для начальной школы проект может быть упрощен. В зависимости от того, какой конечный продукт вы планируете-сделать иллюстрированную книжку, карту, презентацию, поделку, выпустить стенгазету, составить памятку, сделать мультфильм, очистить территорию от мусора, провести выставку и т. д., и зависит само исследования. В детском проекте обязательно должен быть результат, а в исследовательской

    работе важен только эксперимент. Виды проектов тоже различны: комплексные, межгрупповые, творческие, индивидуальные, исследовательские.

    При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для педагога является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультирование в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом.

    Многие специалисты в этой области (Сергеев И. С. )считают, что проект-это "пять П":

    Проблема-Проектирование (планирование)-Поиск информации-Продукт-Презентация. Шестое "П" проекта-его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

    Примерный план по созданию детского проекта по этапам:

    1) Подготовительный.

    2) Ориентировочный.

    3) Организационный.

    4) Продуктивный.

    На подготовительном этапе необходимо выбрать тему исследования, конкретизировать её. Я всегда стараюсь предложить ученику интересные темы, здесь самое важное-заинтриговать, заинтересовать ребенка, "заразить" идеями, нарисовать в его сознании радужные перспективы его работы. Примерные темы школьных проектов могут касаться любых областей знаний, могут быть обширными, главное-конкретизировать их. Например, тема "Нечистая сила в сказках" довольно объемна, а вот "Кощей Бессмертный-главный представитель нечистой силы" или "Царь чудовищ-Василиск"-более конкретны. Чем уже тема, тем плодотворнее работа. Интересные темы проектов: "Народные сказки", "Мои любимые игрушки", "Домашний питомец", "Волшебные предметы в сказках", "Моя любимая Национальная игра"и т.д.

    Ориентировочный этап-это определение целей и задач проекта, выбор предмета или объекта проектирования. Ученик должен четко представлять, что он проектирует, для чего и зачем он это делает. Например, в проекте " Царь чудовищ-Василиск ", предметом проекта является Василиск. Эта работа имеет такую цель: доказать, что Василиск является самым главным среди чудовищ.

    Задачи проекта:

    Изучить информацию об этом Чудище.

    Выявить у него те характерные особенности, которые делают его великим среди всех представителей нечистой силы.

    Третий этап самый трудоемкий, он предполагает организацию работы над проектом, составление плана работы. На этом этапе можно применять различные методы проектирования, которые в свою очередь формируют и развивают поисковые навыки. Это могут быть: самостоятельное прочтение, изучение книг, фильмов по теме, наблюдение, интервью, эксперимент, обращение к глобальной компьютерной сети Интернет. Во время поиска информации школьнику необходимо хотя бы кратко изучить историю вопроса, разные точки зрения на данное явление, в результате чего открываются интересные факты. Например, в проекте "Тувинские народные сказки", изучив историю вопроса, моя ученица потом поделилась со мной, а впоследствии и с одноклассниками, весьма редкими фактами, такими, как: тувинские сказки были подарком для маленьких на Новый год, некоторые сказители знали до 300 сказок и были в каждой юрте желанными гостями, для непрерывного повествования сказок в Новогоднюю ночь жители заранее запасали еду и дрова и т. д.

    Все это вызывает дополнительный интерес и стимулирует младшего школьника к дальнейшему изучению темы.

    Особенно мне запомнился первый проект в моей практике "Царь чудовищ-Василиск". Ученик, который занимался данным проектом, так заинтересовал одноклассников неизвестным чудищем из сказок, что многие ребята стали искать информацию, затем делились полученными знаниями. Лучшего результата нельзя было ожидать!

    Последний этап-это оформление работы, подготовка к защите, вопросам. Ученик должен четко знать, сам проделать весь путь от выбора темы до результата проекта, чтобы успешно представить свою работу.

    Для лучшего восприятия работы необходимо представить наглядность-иллюстрации, схемы, чертежи, диаграммы, макеты, компьютерные презентации и т. д.

    Требования к оформлению детских проектов можно найти в литературе по данной теме или на сайте фестиваля педагогических идей.

    Результатом моей работы является то, что у младших школьников развивается навык поиска информации: умение работать с литературой, Интернетом и др. Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, добиваться поставленных целей. Ученик уже более или менее четко представляет всю структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых неизвестных тем и фактов. Неоценимым следствием развития такого навыка является то, что младший школьник становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Ведь главное, что у ребенка вырабатываются навыки самостоятельной работы при поиске и обработке информации.

    Источники информации:

    1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа.-2005.-№9.
    2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-М., 2005.
    3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа.-2004.-№2.

    Пример детского проекта, выполненный ученицей 2 класса МОУ гимназии № 5 города Кызыла-Ивановой Дашей.

    Проект "Барби-самая популярная кукла для девочек"

    1) Введение.

    В настоящее время самой популярной игрушкой среди девочек младшего возраста, как и тысячи лет назад, является кукла. В современном мире кукле отводится уже не та роль, как прежде. Раньше кукла была неразрывно связана с человеком, она была символом продолжения рода, оберегом для ребёнка.

    В настоящее время кукле отводится интересная роль, в которой главное место занимает познание окружающего мира. Ведь играя в куклы, каждая девочка мечтает и в игре реализует свою будущую жизнь. Среди моих сверстниц есть девочки, которые очень любят играть в куклы, и я не исключение. Предметом изучения моего проекта стала одна из красивейших кукол современности-кукла Барби.

    Сейчас существует много разных видов кукол.

    А самая распространенная кукла, которую знают все дети, это-кукла Барби.

    Мне показалось интересным найти, изучить историю возникновения Барби и донести до других эту информацию.

    Гипотеза:

    Я считаю, что практически у каждой девочки есть Барби, и мне кажется, что данная кукла самая популярная.

    2) Основная часть.

    В наше время каждая девочка знает, кто такая Барби. Это любимая игрушка девочек-изящная кукла ростом чуть меньше 30 см, с длинными волосами и красивой фигурой.

    Барби любит наряды и автомобили, всегда улыбается и довольна жизнью. С ней можно играть в семью, дом, работу, спорт - во все, что угодно. Барби появилась на свет в 1959 году в Америке. Ее "родители" - супруги Рут и Элиот Хэндлер, основатели фирмы игрушек "Маттел" (Mattel). Вместе с японскими дизайнерами они придумали ту самую Барби, которую сегодня можно увидеть во всех магазинах. А свое имя, уменьшительное от Барбара, она получила в честь их собственной дочери.

    Американские девочки, увидев эту куклу на нью-йоркской выставке-продаже, сразу же захотели иметь ее у себя дома. Ведь она была в отличие от других игрушек сразу взрослой. За первый год было продано 351000 кукол по три доллара за штуку. Постепенно у Барби стали появляться разнообразные наряды, мебель, дом, автомобили, ролики, велосипеды. В 1961 году Барби перестала быть одинокой - у нее появился друг Кен. Барби стала так популярна, что многие известные женщины захотели увидеть себя в образе этой куклы. Так начали выпускаться копии реальных людей. Популярная певица Мадонна, например, заказала целых пять кукол, похожих на себя.

    Наряды для Барби сегодня шьют самые известные модельеры. Для нее существуют и украшения (в том числе и очень дорогие). У Барби есть роскошный дом, семья с маленьким ребенком, множество автомобилей и даже самолет. Недавно она обзавелась сотовым телефоном и компьютером - ведь Барби - современная девушка. Для американцев она стала национальным символом.

    Восемнадцать раз Барби летала в космос вместе с американскими космонавтами, и все полеты были удачными. Многие девочки мечтают стать такими, как она - красивыми и счастливыми.

    Во многих странах (в том числе и России) проводятся конкурсы на лучшее платье для Барби. Девочки сами придумывают и шьют эти платья, а победителям предоставляется возможность учиться у известных модельеров.

    Каждую минуту в мире продается две Барби.

    Кто сегодня не знает Барби, эту изящную куклу ростом чуть меньше 30 см, с длинными волосами и красивой фигурой?

    В нашей стране первые Барби появились в 1980-е годы и сразу стали очень популярны.

    Барби всегда мила и жизнерадостна. Это помогает ей решать проблемы кукольной жизни.

    3) Задачи исследования.

    Экспериментальным путём при помощи анкетирования доказать, что самая популярная на сегодняшний день кукла Барби.

    При помощи анкет так же доказать, что Барби имеет практически каждая девочка.

    4) Методика исследования.

    Чтобы изучить интерес к современным куклам, вместе с мамой мы составили анкету для девочек, которая проводилась во 2-3 классах. В анкетировании участвовали 100 девочек 9-10 лет. Анкета состояла из 6 вопросов о куклах. <Приложение 1>.На задание отводилось 4-6 минут. По каждому вопросу было подсчитано количество одинаковых вариантов ответов и переведено в процентное соотношение.

    Такт же мы попросили девочек нарисовать своих любимых кукол.

    5)Анализ результатов анкетирования.

    На первый вопрос о своей любви к куклам-15 девочек из 100 (15%) не любят играть в куклы. Остальные 85 человек (85 %) ответили положительно. Это значит, что большинства современных девочек игра в куклы-любимое занятие.

    На второй вопрос о количестве кукол показал следующие результаты: только у 2%(у 2 детей) совсем нет кукол, остальные 63% (63 человека) имеют до 10 кукол и 35 % девочек имеют больше 10 кукол. Это значит, что у современных девочек много игрушек.

    В третьем вопросе речь шла о наличии кукол. Можно было выделить несколько вариантов ответа. Большинство девочек-98% девочек указали наличие у них Барби, 20 % имеют Беби Борн, Братц есть у 45% детей, российские куклы имеют только 10% опрошенных, другие виды кукол есть у 9 % детей. В результате можно сказать, что среди других видов большинство девочек имеет куклу Барби.

    В 4-м вопросе о том, какую куклу считаешь красивой, Барби указали-50 % (25 человек), Винкс-20%, Братс-15%, Бэби Борн-3%, другие-12%.Это говорит о том, что в настоящее время половина всех считает Барби лучшей.

    Изучив ответы 5 вопроса, можно сказать, что у девочек есть все предметы обихода, туфли, платья, одежда, предметы мебели, дома и даже машины. Имеют много данных принадлежностей-79 % (79 девочек),только один предмет называют 20 детей (20%) и 1человек не имеет ни одного наименования. Значит, дети очень любят играть в куклы, раз у них имеется много предметов интерьера для кукол.

    Шестой вопрос предполагал наличие у девочек кукол-подружек, кукольных семей. Большой процент девочек-87% отметил существование у кукол Барби подружек, детей, семей. Что лишний раз подтверждает мою гипотезу.

    6) Выводы. Заключения.

    По полученным данным можно сделать следующие выводы:

    Моя гипотеза полностью подтвердилась. Большое количество девочек, практически 90 % , играют в куклу Барби. Барби является самой популярной куклой современности, у девочек есть много аксессуаров для них.

    Кукла сегодняшнего дня символизирует собой стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина, семья. Только тот факт, что Барби в этом году исполняется 50 лет, говорит о ее популярности. В последнее время появились журналы, раскраски, книжки-поделки, компьютерные игры, главная героиня которых - Барби.

    Играя в Барби, каждая из нас придумывает, "строит" свою будущую жизнь. Главная особенность Барби - это уже взрослая молодая и красивая женщина. Вот почему многим девочкам хочется быть похожей на неё.

    Ребенок приходит из школы и сообщает, что через неделю учитель ждет от него готовый к сдаче проект. Что это такое? Вроде бы в начале года про эти проекты что-то говорили на родительском собрании, но потом за текущими делами с правописанием и делением с остатком о нем всем забыли. Да и на работе своих - настоящих - проектов хватает, какой еще школьный? О том, что за зверь этот самый неведомый "школьный проект" и как с ним справиться, "PROродителю" рассказала автор федеральных учебников, методист начальной школы Ольга Узорова.

    Без паники!

    Нынешние школьные проекты, предусмотренные федеральным стандартом начальной школы, - по сути, реинкарнация "докладов школьника", которые в младших и средних классах готовили еще сами родители. Поскольку было это в докомпьютерную эру, писали ручкой на бумаге. Теперь же в классах появились электронные доски, проекторы и прочая техника, которая позволяет заменить чтение по бумажке рассказом в сопровождении красивого иллюстративного ряда.

    Школьный проект очень похож на исследование, но здесь не требуется оригинальность или какие-то практические выводы, - объясняет Ольга Узорова. - Достаточно рассмотреть объект с разных сторон, хотя если удастся что-то новое выяснить, будет еще лучше.

    Спроси учителя

    Хотя ученические проекты введены повсеместно и стали обязательными для всех, что именно должен представить ученик точно не знает никто. Требования зависят от учителей, администрации школы, региональных методических центров. Поэтому, чтобы не поставить ребенка в неловкое положение, стоит самому согласовать с учителем тему, содержание и требования по оформлению проекта.

    Где-то от второклассника ждут четыре-пять страничек текста, а где-то - не меньше пятнадцати, - делится Ольга Узорова. - Кроме того, учителю надо потом выставлять лучшие проекты своих учеников на конкурс. Из-за этого он может попросить, например, побольше использовать видео. Или сосредоточиться на инфографике, - педагогам обычно намекают, какие работы будут высоко оценивать члены жюри на следующем этапе.

    Выбрать тему

    Ее может подсказать учитель, а можно сформулировать самим. Чтобы не ломать голову, стоит поискать в интернете - их часто выкладывают активные педагоги. Например, или . Но можно проявить фантазию и самому. Самое главное - не увлекаться, проект все-таки детский и, в теории, должен быть выполнен самим ребенком. Поэтому проблемы квантовой механики, наверное, брать не стоит. А вот, допустим, "Лучшая модель бумажного кораблика" вполне подойдет.

    Повод для общения

    Проект - жанр новый, его мало кто понимает и уж тем более - умеет делать, - честно признается Ольга Узорова. - Поэтому часто его выполняют так: мама садится за компьютер, перепечатывает или копирует несколько страниц из учебника для старших классов или Википедии, приделывает вступление и заключение, находит пару иллюстраций и копирует на флешку. А школьнику остается только заучить свою краткую речь. Эта стратегия обычно позволяет получить хорошую оценку, но на самом деле прибегать к ней стоит только в самом крайнем случае. Поступая так, родители лишают своего ребенка возможности научиться хоть чуть-чуть думать самостоятельно, с младших классов приучают к обману и симуляции учебы.

    На самом деле свалившаяся на всю семью работа над школьным проектом - замечательный повод пообщаться с ребенком и сделать вместе общее дело. Естественно, оставлять школьника один на один с этим заданием нельзя. Без методического и организационного руководства, технической помощи родителей он сам вряд ли что-то сможет сделать. Но при подготовке проекта ученику надо доверить отдельный фронт работ, четко поставить задачу и позволить ему взять на себя часть интеллектуального труда.

    Помогать, но не ругать

    Если проект предполагает практическую работу, ее стоит доверить ученику: она самая интересная. Помогите подготовить эксперимент, наблюдение, поставить опыт. Но тут надо быть готовым к тому, что подтвердится закон Мерфи: "Любое, даже самое точное указание, будет понято с точностью до наоборот".

    Очень важно, чтобы родители не ругали ребенка за неудачи или ошибки при подготовке проекта, - настаивает Ольга Узорова. - Иначе он может потерять мотивацию к любой творческой или аналитической работе навсегда. Сдерживайтесь, не закладывайте себе проблемы на будущее.

    Не брюзжать!

    Понятно, что в нынешнем виде проекты - не самое удачный вариант заданий для школьников, к тому же отдуваться за своих детей обычно приходится усталым родителям, - сожалеет Ольга Узорова. - Но, тем не менее, пожалуйста, никогда вслух не произносите ничего, что могло бы сформировать у ребенка или выдает ваше собственное негативное отношение к этой работе. Хотите высказать недовольство - сделайте это вечером на кухне. Или перейдите на иностранный язык. Даже при не слишком удачной постановке задачи учительницей, эта работа может и должна быть интересной. Но станет она такой только при одном условии - если вся семья будет воспринимать ее не как обузу, а как возможность проявить свои способности.

    Детское первенство

    Изначально предполагалось, что проектами будут заниматься в первую очередь сами ученики. А на деле же получилось, что пока отдельные неленивые и любознательные школьники корпят над своими работами, за остальных все задание выполняют родители. Понятно, что человек, поднаторевший за долгую жизнь на написании рефератов, курсовых, диплома и служебных отчетов, сделает намного более гладкий и "презентабельный" проект, чем честный, но неопытный второклассник. В результате те немногие, кто делает все по-честному, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

    Это порочная практика - так дети получают первый опыт халтуры, - объясняет Ольга Узорова. - Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы это был именно ученический проект. Понятно, что самому сделать бывает намного проще, чем помочь ребенку, организовать его и объяснить все детали. Но давайте хотя бы стремиться к тому, чтобы конкурс проектов был именно детским.

    Проектная деятельность детей 1 класса должна организовываться путем подбора материала понятного и доступного, вводящего учеников в мир знаний. Она должна быть направлена на формирование наглядно-образного представления об окружающем мире и влиять на становление личности. Так, происходит развитие рефлексии, внутреннего плана действий, произвольности, коммуникативных навыков, обобщенных способов освоения учебного материала.

    Первоклассники овладевают элементарными знаниями, выполняя различные задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

    Проектная деятельность может проводиться на уроках всех дисциплин. Приведем несколько примеров тем.

    Математика. «Цифра 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0) в стихах», «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Иллюстрации цифр». Подобные проекты способствуют лучшему запоминанию цифр и чисел первого десятка. В результате подобных проектов создаются книжки-малышки, сборники, в которых содержатся стихи, загадки, пословицы поговорки про числа первого десятка и рисунки цифр. «Таблица умножения в стихах» формирует различные приемы запоминания, упрощая их процесс. Проект «Форма, размер, цвет предметов» помогает ребятам лучше понять пространственные отношения, развивает представления о геометрических фигурах.

    Чтение. Проекты «Моя азбука», «Живая Азбука», «Прощание с Азбукой», «Мои буквы» - призваны знакомить детей с буквами и звуками алфавита. В них может быть изучена и представлена любая информация в рамках тематики - написание, истории, стихи, пословицы, поговорки, скороговорки. Проекты «Вместе делаем книгу», «Литературный журнал», «Книги, которые мы читаем» - повышают взыскательность вкуса и читательскую грамотность учащихся, помогают лучше овладеть родным языком, способствуют общекультурному развитию. Целью проекта «Витаминный калейдоскоп» является развитие познавательных и творческих способностей учащихся, которое происходит в процессе разработки витаминизированной азбуки.

    Русский язык. Проекты «Алфавит», «Имена в алфавите», «Алфавит в стихах», «Веселый алфавит» - закрепляют знания букв русского алфавита, способствуют осознанию необходимости порядка букв в алфавите, развивают интерес к изучению русского языка, литературы и развивают творческие способности первоклассников. Проекты «Заглавная буква», «Сладкая грамота», «Словарные слова» - повышают грамотность учащихся, учат правильному правописанию.

    Окружающий мир. Проекты «Исторические места моего города», «Моя малая Родина» помогают лучше узнать историю и особенности местности, в которой живут ребята. «Мой домашний питомец», «Загадочный мир животных» - способствуют изучению животного мира, воспитывают любовь к братьям нашим меньшим. Проект «Азбука цветов», «Наши деревья», «Вкусная азбука» знакомит с разнообразием домашних, полевых и садовых растений.

    Английский язык. Проект «Английский алфавит» может быть долгосрочным. Так, например, на уроке ребята знакомятся с какой-то буквой, а дома оформляют одну из страниц азбуки. Знакомство с алфавитом происходит на основе сказки, где идет рассказ о каждой букве и ее домике. Поэтому для каждой буквы они рисуют домик. На крыше пишут саму букву большую и маленькую, на двери - транскрипцию.

    Некоторые проекты могут охватывать сразу несколько дисциплин. Так, например, тема «Моя семья» изучается сразу на нескольких предметах. Она помогает осознать значение семьи и свою роль в ней. Для этого можно использовать различные приемы: составление генеалогического дерева или родословной, приведение примеров историй из жизни предков, проведение интервьюирования родственников, подбор фотографии, создание рисунков.

    В результате проектной деятельности дети учатся за ограниченное время выполнять сразу несколько разнохарактерных дел, становятся более уверенными в своих силах, развивают свои творческие способности и активизируются в учебе.

    Родительское собрание на тему:

    «Проектная деятельность младшего школьника».

    Ход собрания:

    Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня наше собрание посвящено актуальной проблеме которая, я уверена, возникала у каждого, выполняя домашнее задание с ребёнком – проект! Согласны ли вы, что для вас это является проблемой? Я прошу ответить на анкеты которые лежат перед вами:

    А теперь скажите сами себе, готовы ли вы найти ответы на эти вопросы на сегодняшнем собрании? Если вы ответили утвердительно, то мы приступаем к работе.

    Что такое проектная деятельность или ПРОЕКТ? (сл.2)

    Обратите внимание на экран и выявите ключевые слова.

      Прое́кт (от projectus - брошенный вперёд ) - замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

      Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучаемыми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта .

      Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов .

    Подведём итоги: в проекте есть проблема, которую решает учащийся самостоятельно и в результате её решения возникает ПРОДУКТ. Учитывая возраст учащихся это специально организованная учебно-познавательная деятельность, которой руководит ВЗРОСЛЫЙ.

    Почему возникла форма работы «Проект»? (Сл.3)

    Причина внедрения новых форм работы в школе – ФГОС второго поколения, которые ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, в которой учащихся самостоятельно будет добывать и обрабатывать информацию , а так же обмениваться ею. Можно ли сформировать данные качества реализуя метод проекта?

    Что он даёт учащемуся? Давайте подумаем вместе? Для это я предлагаю принять на себя роль ученика и поварится в этой каше. Распределитесь на группы. Познакомьтесь со структурой проекта. (Сл. 4)

    Первый этап проекта это постановка проблемы.

    С детьми некуда сходить на выходных, нечем заняться. Для того чтобы интересно проводить совместный досуг необходимо разработать план выходных в группе.

    Определитесь с темой.

    Предлагаемые темы: Совместный досуг взрослых и детей

    Определите вид проекта:

    Практико-ориентированный проект

    Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

    Исследовательский проект

    По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социол. опрос.

      Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: Актуальность темы

      Проблема

      Предмет и объект исследования.

    Эти проекты наиболее распространены.

    Информационный проект

    Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.

    Творческий проект

    Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучаемых. Это может быть стенная газета, сценарий праздника и т.п.

    Цель: разработка игр для совместного времяпровождения взрослых и детей.

    Задачи по достижению цели:

    Определить вид игры (активная или пассивная, IQ )

    Изучить литературу на данную тему

    Отобрать нужный материал

    Оформить полученный результат в виде книги

    Разработать график и ответственных за проведение

    Проработать материальную базу

    Проработать мелкие детали

    Подготовить презентацию своей работы

    Поиск информации в разных источниках.

    Оформление ПРОДУКТА совместной деятельности

    Презентация своей работы

    Рефлексия проделанной работы.

    Какие знания и умения вам понадобились для того чтобы оформить данный проект?

    Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

    Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

    1. Рефлексивные умения:

    умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

    умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

    2. Поисковые (исследовательские) умения:

    умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия,

    привлекая знания из различных областей;

    умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

    умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта,

    специалиста);

    умение находить несколько вариантов решения проблемы;

    умение выдвигать гипотезы;

    умение устанавливать причинно-следственные связи.

    3. Навыки оценочной самостоятельности.

    4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

    умения коллективного планирования;

    умение взаимодействовать с любым партнером;

    умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

    навыки делового партнерского общения;

    умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

    5. Менеджерские умения и навыки:

    умение проектировать процесс (изделие);

    умение планировать деятельность, время, ресурсы;

    умение принимать решения и прогнозировать их последствие;

    навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

    6. Коммуникативные умения:

    умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог,

    задавать вопросы и т. д.;

    умение вести дискуссию;

    умение отстаивать свою точку зрения;

    умение находить компромисс;

    навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

    7. Презентационные умения и навыки:

    навыки монологической речи;

    умение уверенно держать себя во время выступления;

    артистические умения;

    умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

    умение отвечать на незапланированные вопросы.

    Какую помощь вам оказывали педагоги?

    Какую помощь можете предложить вы своему ребёнку при написании проекта?

    Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

    Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

      консультируют;

      отслеживают выполнение плана;

      решают оперативные вопросы;

      помогают в предварительной оценке проекта;

      участвуют в подготовке презентации;

      обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

      Знаете ли вы о проектной деятельности?

      Почему возникла форма работы «Проект»?

      Нужно ли в школе заниматься проектной работой? Какие умения она даёт?

      С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

      Нужна ли вам информациями по данной теме? Какая?

      Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

      Окажете ли вы ему помощь? Какую?

      Знаете ли вы о проектной деятельности?

      Почему возникла форма работы «Проект»?

      Нужно ли в школе заниматься проектной работой? Какие умения она даёт?

      С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

      Нужна ли вам информациями по данной теме? Какая?

      Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

      Окажете ли вы ему помощь? Какую?

      Знаете ли вы о проектной деятельности?

      Почему возникла форма работы «Проект»?

      Нужно ли в школе заниматься проектной работой? Какие умения она даёт?

      С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

      Нужна ли вам информациями по данной теме? Какая?

      Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

      Окажете ли вы ему помощь? Какую?

      Знаете ли вы о проектной деятельности?

      Почему возникла форма работы «Проект»?

      Нужно ли в школе заниматься проектной работой? Какие умения она даёт?

      С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

      Нужна ли вам информациями по данной теме? Какая?

      Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

      Окажете ли вы ему помощь? Какую?

      Знаете ли вы о проектной деятельности?

      Почему возникла форма работы «Проект»?

      Нужно ли в школе заниматься проектной работой? Какие умения она даёт?

      С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

      Нужна ли вам информациями по данной теме? Какая?

      Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

      Окажете ли вы ему помощь? Какую?

      Знаете ли вы о проектной деятельности?

      Почему возникла форма работы «Проект»?

      Нужно ли в школе заниматься проектной работой? Какие умения она даёт?

      С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении?

      Нужна ли вам информациями по данной теме? Какая?

      Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?

      Окажете ли вы ему помощь? Какую?